Неолит лесной и лесостепной зоны Восточной Европы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Хронологические рамки определяются по-разному. Причина – темп и характер развития (идет с мезолита). Таким образом:

1) Ближний Восток и Северная Африка – 8-7 тыс. лет до н.э.

2) Ср. Азия, Южная Европа, Сев. Причерноморье – сер. 7 – 4 тыс. лет до н.э.

3) Лесная зона Евразии – 6/5-3/2 тыс. лет до н.э. (возможно, на Крайнем Севере, и дольше)

Карта на стр.114

I. Ю-З Восточной Европы (Молдавия, часть Правобер. Украины). В неолит уже освоили землед-е и скот-во

v Культура линейно-ленточной керамики (кон. 6 – 5 т.д.н.э.).

 Расположение: Буго-днестровское междуречье.

  Х-во базировалось на примитив. землед-и и придомном скотов-ве (КРС, свиньи). Сеяли 2 вида пшеницы, просо, горох. Жатва – серпами. Охота – на крупн. копытных + собират-во. 

Освоение больш. террит. было связано с примитив. мотыжн. землед-ем => быстрое истощение земель => необходимость пересел-ся на new террит. => мб посел-я существовали по 10-12 лет. Постройки: из дерев. каркаса, обмазанного глиной с соломой. На землян. полу – остатки очагов и small хозяйств. ям.

Назв-е культуры – из-за способа орнаментации сосудов: они толстостенны, часто украшены прочерченными спиралями. Позднее – «нотный» орнамент: сочетание тонких паралл. линий и ямочных вдавлений, напоминающих нотную запись. В керамич. тесте обильны растит. примеси.

Орудия труда (почти в каждом жилище): из кремня, рога, кости дерева; это скребки, вкладыши для серпов, встреч-ся рубящие орудия.

Могильников немного. Известны отдельные погреб-я в посел-ях. Умерших хоронили в скорч. полож-и на боку, иногда подсыпая охру, в могилу ставили посуду с жертв. пищей, клали орудия из кремня, украш-я из раковин и зубов жив-х.

 

v Буго-Днестровская культура (6 – 5 т.д.н.э.).

  Была распр. на террит. всего Буго-Днестровского междуречья.

  На ранних стадиях разв-я: превалируют охота (благор. олень, косуля, кабан) и рыбол-во (многоч. костные остатки рыбы в культ. слоях посел-й), позднее – появл-ся землед-е и скот-во. Удельный весземлед-я был невелк, животн-во наход-сь в нач. стадии разв-я => на всем протяжении существ-я этой культуры роль охоты и рыбол-ва была значит.

  Доманаземные/слегка углубл., с внутр. очагами. Площадь – 12-30 кв.м

  Орудия: в осн. из кремняскребки, резцы, вкладыши для охотничьего вооруж-я. Керамика: достаточно разнообр., существуют плоскодонные и круглодонные формы. Для керамич. теста характерна примесь травы, песка и толченых раковин. Сосуды почти полностью покрыты орнаментом из врезанных линий, оттисков штампов или пальцевых защипов.

Соседи: днепро-донецкая и нарвско-неманская.

 

   II.    Юг Восточной Европы

 

v Днепро-Донецкая культурная общность (7 – 4 т.л.д.н.э.). Лесостепные районы Днепровья и Подонья.

  Генезис: сменила сурскую культуру.

Соседи: рякушечноярская, среднедонская, сероглазовская, самарская, волго-уральская ( в одной группе), буго-днестровская, нарвско-неманская, льяловская.

Керамика раннего периода: примесь органики в тесте; плохой обжиг; форма сосудов остродонная, слабопрофилированная; орнаментация рядами гребенчатых оттисков и прочерчен. линий. Более поздние этапы: усложн-ся профилировка сосудов, появл-ся плоскодонные формы, в глиняное тесто добавл-ся дресва (крупный песок, мелко толченый камень), усложн-ся орнаментация сосудов.  

Орудия кремневые: изгот-сь на ранних этапах на пластинах, на позднихнаотщепах; это скребки, резцы, ножи, рубящие орудия, наконечники стрел и копий, разл. вкладыши (этот набор орудий типичен для охотников и рыболовов).

Могильники мариупольского типа. Большие, видимо – родовые могильники: сооруж-я в виде длинных траншей, в кот., иногда в неск-ко слоев, было погребено до сотни людей, лежащих вытянуто на спине + засыпаны красной охрой + инвентарь: перламутровые бусы, костяные украш-я, шлифованные топорики.

Хоз-во: охота, рыболовство, скотоводство. Основа – охота и рыболовство. На поздних этапах скотоводство начинает преобладать.

   III.   Северо-Запад Восточной Европы

Эстония, Латвия, часть Литвы и Ленингр. области. Нет месторождений высококач. кремня => широкое использ-е костяных орудий.

v Культуры с Ямочно-Гребенчатой керамикой (6 – 3 т.д.н.э.).

Осн. террит. формир-я – Волго-Окское междуречье и Верхнее Поволжье (оттуда – широкое распр-е на с, с-в, в и в < степени на з). Почти все культуры (балтийская, карельская, каргопольская, печеро-двинская, прибалтийская), входящие сюда, а так же испытавшие ее значит. влияние, обладают рядом общих черт.

• Крупные поселения поблизости от воды. Площадь жилищ - от 20 до 50 кв.м. В таких жилищах могли жить 15-40 человек.

• Камен. инвентарь: скребки, ножи, резцы, наконечники-бифасы стрел и копий, сверла, топоры, есть орудия из кости и рога.

• Много керамич. посуды: крупные и средние сосуды, округлодонные, с прямыми стенками; орнамент покрывает всю поверх-сть сосуда: сочетание конических ямок и отпечатков гребенчатого штампа. Также встреч-ся полулунные и ногтевые вдавления (виды орнамента).

• III т.д.н.э. – появл-е культуры гребенчато-ямочной керамики, близка к ямочногребенч. и распр. в сев. части ее ареала. 

• Могильники (Караваиха, Языково) – сходный погреб. обряд: как правило, трупополож-я, вытянутые на спине, иногда – с украш-ми(сланцевые подвески, просверленные зубы промысловых животных)/немногочисленными орудиями труда/оружием.

• Иногда в культ. слое поселений находят глиняные антропоморфные фигурки, зооморфные изобр-я, фигурки водоплав. птиц и их изобр-я на керамике.

• Большая часть ученых считает, что племена-носители этих культур принадлежали к древнейшему финно-угорскому населению лесной зоны Восточной Европы.

• Соседи: льяловская и нарвско-неманская.

 

 

Палеолитическое искусство

Три основные группы памятников: декоративно-прикладное искусство (украшения, орнамент, бусы, браслеты, кольца), мелкая пластика (небольшие пластинки из кости с гравировками, статуэтки из бивня/камня/очень редко из керамики) и монументальное искусство (настенные изображения в пещере, созданные с помощью минер. красок и древесного угля).

Зачем человек занимался и-вом:

•     Гипотеза искусство ради искусства

•     «Магическая концепция» (ритуалы реконструирующие удачный исход охоты с использованием для этого изображений зверей )

•     Структуалисткая теория (одинаковое расположение на рисунках пещеры изображений одних и тех же фигур: лошади и бизоны в наиболее видимых местах, хищники и зооантропоморфы в более недосягаемых и опасных) Приближали и отдаляли определенных зверей.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 294.