Формирование звукослогового
Анализа слов.
Пособие содержит оригинальные комплексные таблицы, позволяющие полноценно проанализировать звуковой состав и состав предложения. Рассчитано на работу с детьми 5-7 лет, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи, общее недоразвитие речи, при подготовке к обучению грамоте.
Пособие разработала
учитель-дефектолог (логопед)
Герасимчук Н. Е.
Введение.
Дети старшего дошкольного возраста, имеющие различные речевые нарушения, могут испытывать значительные трудности, как в усвоении программы детского сада, так и в дальнейшем при обучении в общеобразовательной школе.
Нарушения звукопроизношения, недоразвитие фонематического восприятия нередко препятствуют формированию звукослогового анализа слов — необходимой ступени к овладению ребенком устной и письменной речью.
Используя традиционные формы работы по анализу звукового состава слов (звуковые линейки, звуковые часы, карточки-звуки, индивидуальный раздаточный материал), а также новые (дидактические и подвижные игры, настольные игры для развития фонематической стороны речи), часто приходится сталкиваться с определенными трудностями.
Охарактеризуем основные из них.
1. В большинстве заданий и игровых приемов с детьми отрабатывается лишь одно из понятий, касающихся звукового состава слова («Определи первый звук в словах», «Найди место звука в слове» и т.д.).
2. Не всегда возможно полноценно, даже с опорой на наглядность, сравнить сразу несколько слов по их звукослоговому составу. Это требует большого количества раздаточного дидактического материала (предметных картинок, символов звуков, слогов), занимает много места за рабочим столом ребенка, предполагает достаточно длительный по времени процесс звукового разбора слов, не всегда удобный на групповых занятиях.
3. Традиционные и современные формы работы по звуковому анализу слова, безусловно, полезны и увлекательны. Однако проследить успехи или трудности каждого ребенка при формировании представлений о звуковом составе слова достаточно сложно без анализа его достижений в сжатой, наглядной форме.
Таблицы различаются по сложности и объему изучаемого материала. Чем больше объем заданий для звукового анализа слов, тем меньшее количество слов (предметных картинок) предлагается для разбора.
Работа с таблицами предусматривает последовательный анализ слов по вертикали, а затем сравнение отдельных данных по горизонтали. Это позволяет находить сходство и различие места звука в словах, количество слогов, место ударения в различных словах, твердость и мягкость согласных звуков, количество гласных и согласных звуков в словах.
Задания и вопросы:
—назвать картинки, которые изображены на верхней строчке таблицы;
—какой общий звук в названиях этих картинок?
—показать букву ж в таблице;
—где находится звук [ж] в слове жук: в начале, середине или конце? В клеточке под картинкой с изображением жука нарисовать кружок в начале линии (в начале слова);
—поделить слово на части. Сколько получилось частей? В следующей клеточке, которая ниже, нарисовать одну черточку;
— послушать, как произносится звук [ж] в слове — твердо или мягко? Каким цветом нужно раскрасить кружок — синим или зеленым? В клеточке, которая ниже, раскрасить кружок в синий цвет;
назвать по порядку все звуки в слове; нарисовать в следующей клеточке столько кружков, сколько звуков в слове;
—закрасить красным цветом гласные звуки, синим (или зеленым) — согласные.
Так же разбирается следующее слово. Затем сравнивается звукослоговой состав слов:
— где находится звук [ж] в словах жук и лыжи!
—сравнить количество слогов в этих словах. Оно одинаковое? Какое слово длиннее, какое короче?
—в обоих ли словах звук [ж] твердый?
—сколько звуков в словах жук, лыжи!
—назвать гласные звуки в этих словах;
—назвать согласные звуки в этих словах.
В дальнейшем, когда у детей закрепится умение достаточно свободно анализировать слова, можно вводить сравнение по следующей инструкции:
—что общего в этих словах (чем похожи слова)?
—чем отличаются данные слова?
В ответах на такие вопросы возможна опора как на зрительный образ проанализированного слова, так и на его слуховое восприятие без опоры на таблицу. Соответственно опора на зрительный образ может быть предложена для детей слабой подгруппы, а опора на слуховое восприятие для детей сильной подгруппы. Данный прием отвечает принципу индивидуально-дифференцированного обучения звуковому анализу слов.
Анализ самостоятельно заполненных детьми таблиц дает возможность проследить динамику положительных результатов усвоения знаний, умений и навыков в области звукового состава слова. Соответственно видны и пробелы в усвоении материала: неумение определить место звука в слове, последовательность звуков в словах, делить слова на слоги, различать твердые и мягкие согласные, согласные и гласные звуки, нарушение пространственной ориентировки (левая сторона, правая, выше, ниже; предлогов: между, за, перед, после).
Дети с низким уровнем сформированности психических и речевых процессов нередко не умеют мыслить самостоятельно, они повторяют ответы других детей, не вдумываясь в их смысл и правильность. Данные таблицы дают возможность приобретения такими детьми умения самостоятельно обдумывать каждое задание. Опираясь на уровень развития конкретного ребенка, можно создать таблицу, позволяющую компоновать разнообразный материал для любого ребенка:
—подбирать предметные картинки в соответствии с состоянием звукопроизношения, используя только правильно произносимые звуки;
—уменьшать или увеличивать количество картинок для звукового анализа;
—разнообразить виды заданий по разбору звукового состава слов.
В результате использования такой формы работы конкретизируется индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ребенку, имеющему речевые нарушения.
Таблицы можно использовать не только на занятиях, они становятся неотъемлемой частью выполнения домашних заданий в индивидуальных тетрадях. Анализируя каждое слово и графически его, обозначая, ребенок (под руководством взрослых) учится самостоятельности, усидчивости. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, развивается пространственная ориентировка на листе бумаги. Ребенок зрительно воспринимает план своих действий. Сжатая форма таблиц сокращает время на выполнение заданий, избавляя детей от переутомления.
Работая с таблицами в течение учебного года, ребенок быстрее и прочнее усваивает изучаемый материал, лучше выполняет звуковой анализ любых слов, изучаемых в рамках программы.
Выполняя различные задания в таблицах, дети способны к самостоятельной работе уже в начале второго периода. Благодаря этому у логопеда появляется возможность для выработки у детей таких важных качеств, как самоконтроль и самооценка, используя при этом две формы работы: по словесной инструкции и по образцу.
Например, для самоконтроля по словесной инструкции детям предлагаются следующие вопросы:
—в слове аист, где стоит звук [а]? (в начале слова);
—сколько слогов в слове лиса? (2 слога);
—каким цветом закрасили мягкий звук [м'] в слове мел? (зеленым).
Если все задания выполнены правильно, детям под таблицей нужно наклеить или нарисовать большую звезду (для поощрения использовать яркие наклейки), если частично — маленькую звездочку.
При самоконтроле по образцу детям предъявляется лист с правильно выполненным заданием, и они соотносят свою работу с образцом.
Таким образом, дети самостоятельно оценивают выполнение своего задания, что в последующем повышает их внимание, умение слушать и слышать словесную инструкцию педагога, ответственность за результаты своей работы.
Практика использования таблиц в составлении схемы слов показывает, что они полезны как для закрепления правильного произношения, так и для формирования грамматического строя речи.
Родителям, чьи дети посещают логопедическую группу, очень нравятся такие таблицы, потому что они помогают им лучше понимать те задачи, которые ставит перед детьми логопед, закреплять полученные детьми знания. Работа с таблицами, на наш взгляд, является удачным вариантом закрепления навыков звукослогового анализа слов на логопедических занятиях и в домашних условиях. Данные таблицы можно использовать и в массовых группах детских садов при подготовке детей к обучению в школе, и на первом этапе обучения в начальной школе.
Доступность в понимании сути работы с таблицами детьми и родителями, простота в использовании таблиц и символов при изучении звукослогового анализа слов, одновременное включение в коррекционно-образовательную деятельность слуха, зрения, моторики ведут к развитию у детей памяти, внимания, восприятия, мышления, а совместная заинтересованная работа логопеда, ребенка и родителей значительно повышает эффективность коррекционно-воспитательной работы.
Первый период
Условные обозначения
- [ у ];
- [ а ];
- [ и ];
- [ о ];
- [ ы ];
- гласные звуки (обозначаются красным цветом);
- твердый согласный звук ( обозначается синим цветом);
- мягкий согласный звук ( обозначается зеленым цветом);
________ - звук в начале слова;
________ - звук в середине слова;
________ - звук в конце слова.
Звук [ У]
Определить наличие или отсутствие звука [ У] в словах.
У | |||
Послушай, как звучит каждое слово. Если в слове есть звук [ У], нужно обозначить его символом |
Выделить звук [У] в начале слова ударной позиции.
У | |||
Найди звук [У] в начале слов и обозначь его символом в нужном месте | ______________ | ______________ | ______________ |
Звук [А]
Определить наличие или отсутствие звука [А] в словах.
А | |||
Послушай, как звучит каждое слово. Если в слове есть звук [А], обозначь его символом |
Выделить звук [А] в ударной позиции в начале и конце слова.
А | |||
Обозначь символом место звука [ А] в слове: в начале или в конце слова | ___________ | ____________ | ____________ |
Анализ звукосочетания УА
УА | ________________ | |
Послушай, как плачет малыш: УА. Какой первый звук ты слышишь? Обозначь его место символом Какой следующий звук ты слышишь? Обозначь его место символом |
Анализ звукосочетания АУ
АУ | _________________ | |
Послушай, как кричит мальчик: ау Какой первый звук ты слышишь? Обозначь его место символом Какой следующий звук ты слышишь? Обозначь его место символом |
Звук [И]
Определить наличие или отсутствие звука [И] в словах.
И | |||
Послушай, как звучит каждое слово, если в слове есть звук [И], обозначь его символом |
Выделить звук [И] в начале и конце слов в ударной позиции.
И | ||||||
Обозначь символом
место звука [И] в слове: в начале или конце слова
| ____________ | ______________ | ____________ |
Звук [О]
Определить наличие или отсутствие звука [О] в словах.
О | |||
Послушай, как звучит каждое слово. Если в слове есть звук [О], обозначь его символом |
Выделить звук [О] в начале, середине и конце слова в ударной позиции.
О | |||
Найди место звука [О] в слове и обозначь его символом | ____________ | ____________ | ____________ |
Повторение звуков [У],[А],[И],[О]
Послушай сочетания звуков в левом столбике.
В правом столбике изобразить каждое звукосочетание нужными звуковыми
символами: [У] - , [А] - , [И] - ,[О] –
УАИ | |
ИАУ | |
АУИ | |
ИУА | |
УИА | |
АИУ |
Звуки [М], [М']
Выделить звук [М] в начале, середине и конце слова.
Определить твердый или мягкий звук [М] в словах.
М | ||||||
Найди и обозначь место звука [М] в слове (начало, середина, конец) символом | ___________ | ___________ | ___________ | |||
Определи твердость или мягкость звука [М] в словах |
|
Звуки [Д], [Д']
Выделить звук [Д] в начале, середине и конце слова.
Определить, твердость или мягкий звук [Д] в словах.
Д | ||||||
Найди и обозначь место звука [Д] в слове (начало, середина, конец) символом | ____________ | _____________ | _____________ | |||
Определи твердость или мягкость звука [Д] в словах |
|
Объяснить выделенные слова.
Звуки [Ф], [Ф']
Выделить звук [Ф] в начале, середине и конце слова.
Определить, твердый или мягкий [Ф] в словах.
Ф | ||||||
Найди и обозначь место звука [Ф] в слове ( начало, середина, конец) символом | ____________ | ____________ | ____________ | |||
Определи твердость или мягкость звука [Ф] в словах |
|
Определить твердый или мягкий звук [Ф]
Нарисуй картинку, в названии которой есть твердый звук [Ф] | Нарисуй картинку, в названии которой есть мягкий звук [Ф'] |
Второй период
Запомни
Слова делятся на части (слоги). Чтобы сосчитать, сколько частей (слогов) в слове, следует на каждом слоге хлопать в ладоши.
Условные обозначения:
Слово - _________;
Части (слоги) слова - _ _ _ _ ;
Предложение обозначается длинной линией: ___________________________________________________
Слова в предложении обозначаются короткими линиями:
_______ _________ ____________ .
Слов в предложении может быть несколько. Сколько слов в предложении, столько коротких линий надо нарисовать.
Каждое слово в предложении пишется отдельно, значит, и короткие линии-слова нужно рисовать отдельно друг от друга:
_______ ________ ________
Предлог (маленькое слово) обозначается
Первое слово в предложении пишется с прописной буквы.
Его нужно рисовать так: ______
В конце предложения ставится точка (.).
Звуки [Н],[Н']
Выделить звук [Н] в начале, середине и конце слова.
Определить количество частей (слогов) в словах.
Определить, твердый или мягкий звук [Н] в словах.
Н | ||||||
Найди и обозначь место звука [Н] в слове (начало, середина, конец) символом
| __________ | __________ | __________ | |||
Сколько слогов в слове - , --, ---. | ||||||
Определи твердость или мягкость звука [Н] в словах |
Составь схему предложения. Найти слово со звуком [Н].
Светит луна | |
Послушай предложение. Нарисуй столько коротких линий, сколько слов в предложении |
Звуки [К],[К']
Выделить звук [К] в начале, середине и конце слова.
Определить количество частей (слогов) в словах.
Определить твердый или мягкий звук [К] в совах.
К | ||||||
Найди и обозначь место звука [К] в слове ( начало, середина) символом
| ____________ | ____________ | ____________ | |||
Сколько слогов в слове -; --; ---. | ||||||
Определи твердость или мягкость звука [К] в словах |
Составь схему предложения. Назвать слово со звуком [К].
Катя стирает платок. | |
Послушай предложение. Нарисуй столько коротких линий, сколько слов в предложении. |
Звуковой анализ слов кот, кит
Нарисуй столько кружков по порядку, сколько звуков в словах
| ||
____________________ | _________________ | |
Раскрась гласные звуки красным цветом, согласные – синим.
|
Звуковой анализ слова кот
(аналогично проводится звуковой анализ слова кит).
Назвать:
- первый звук в слове. Нарисовать под картинкой первый кружок;
- второй звук в слове. Нарисовать второй кружок;
- последний звук в слове. Нарисовать третий кружок;
- все звуки по порядку;
- согласные звуки в слове;
- гласный звук в слове;
Определить:
- место звука [О] в начале, середине, конце слова;
- количество звуков в слове.
Звуки [Г], [Г']
Выделить звук [Г] в начале и середине слова.
Определить количество частей (слогов) в словах.
Определить, твердый или мягкий звук [Г] в словах.
Г | |||
Найди и обозначь место звука [Г] ( начало, середина) символом | _______________ | ______________ | _______________ |
Сколько слогов в слове? -; --; ---. | |||
Определи твердость или мягкость звука [Г] в словах. |
Составить схему предложения. Назвать слова со звуком [Г].
Детям купили игрушки. | |
Послушай предложение. Нарисуй столько коротких линий, сколько слов в предложении |
Звуки [Х],[Х']
Выделить звук [Х] в начале, середине и конце слова.
Определить количество частей ( слогов) в словах.
Определить, твердый или мягкий звук [Х] в словах.
Х | |||
Найди и обозначь место звука [Х] в слове (начало, середина) символом | ____________ | ____________ | ____________ |
Сколько слогов в слове? -; --; ---. | |||
Определить твердость или мягкость звука [Х] в словах. |
Составить схему предложения. Назвать слова со звуком [Х]
Белка любит орехи. | |
Послушай предложение. Нарисуй столько коротких линий, сколько слов в предложении |
Звуковой анализ слова муха
Нарисуй столько кружков по порядку, сколько звуков в слове
| |
Определи количество слогов в слове. -; --; ---. | |
Раскрась гласные звуки красным цветом, согласнее – синим |
Назвать:
- первый звук в слове. Нарисовать под картинкой кружок;
- второй звук. Нарисовать второй кружок;
- третий звук. Нарисовать третий кружок.
- звук после звука [Х]. Нарисовать четвертый кружок;
- все звуки по порядку.
- согласные звуки в слове;
- гласный звук в слове;
- первый слог;
- второй звук;
Определить:
- место звука [У] в начале, середине, конце слова;
- место звука [А] в начале, середине, конце слова;
- количество звуков в слове;
- поделить слово на слоги и определить их количество;
Звуки [С],[С']
Выделить звук [С] в начале, середине и конце слова.
Определить количество частей (слогов) в словах.
Определить, твердый или мягкий звук [С] в словах.
С | |||
Найди и обозначь место звука [С] в слове (начало, середина, конец) символом | _____________ | ____________ | ____________ |
Сколько слогов в слове? -; --; ---. | |||
Определи твердость или мягкость звука [С] в словах |
Составить схему предложения. Назвать слова со звуком [С]
Дети слепили снежный ком | |
Послушай предложение. Нарисуй столько коротких линий, сколько слов в предложении |
Звуковой анализ слов суп, соты
Нарисуй столько кружков по порядку, сколько звуков в словах | ||
Раскрась гласные звуки - красным цветом, согласные - синим цветом |
Звуковой анализ слова суп
(аналогично проводится звуковой анализ слова соты)
Назвать:
- первый звук в слове. Нарисовать под картинкой первый кружок;
- второй звук. Нарисовать второй кружок;
- последний звук в слове. Нарисовать третий кружок;
- все звуки по порядку;
- место звука [У] в начале, середине, конце слова;
- согласнее звуки в слове;
- гласные звуки в слове;
-количество звуков в слове;
- количество слогов в слове.
Сравнительный анализ слов суп-соты
Назвать:
- количество звуков в словах суп, соты;
- гласные звуки в каждом слове (по порядку);
- согласные звуки в каждом слове (по порядку);
- количество слогов в каждом слове (по порядку).
Звуки [З],[З']
Выделить звук [З] в начале и середине слова.
Определить количество частей (слогов) в словах.
Определить, твердый или мягкий звук [З] в словах.
З | |||
Найди и обозначь место звука [З] в слове (начало, середина) символом | ____________ | ____________ | ____________ |
Сколько слогов в слове? -;--;---. | |||
Определи твердость или мягкость звука [З] в словах. |
Составь схему предложения. Назвать слова со звуком [З].
Зоя нашла красивые розы. | |
Послушай предложение. Нарисуй столько коротких линий, сколько слов в предложении. |
Звуковой анализ слов козы, косы
Нарисуй столько кружков по порядку, сколько звуков в словах
| ||
_______________ | ______________ | |
Раскрась гласные звуки красным цветом, согласные – синим |
Звуковой анализ слова козы
(алогично проводится звуковой анализ слова косы)
Назвать:
- первый звук в слове. Нарисовать под картинкой первый кружок;
- второй звук. Нарисовать второй кружок;
- третий звук. Нарисовать третий кружок;
- последний звук. Нарисовать четвертый кружок;
- все звуки по порядку;
Определить:
-место звука [О] в начале, середине, конце слова;
- место звука [Ы] в начале, середине, конце слова;
- количество звуков в слове;
- согласные звуки в слове;
- гласный звук в слове.
Сравнительный анализ слов козы-косы
- чем похожи слова? (по количеству звуков, гласных, согласных, слогов);
- чем отличаются слова? (звуками [З]- [С]; звук [З] – звонкий, звук [С] – глухой).
Звук [Ц]
Выделить звук [Ц] в начале, середине, конце слова.
Определить количество частей (слогов) в словах.
Определить, твердый или мягкий звук [Ц] в словах.
Ц | |||
Найди и обозначь место звука [Ц] в слове (начало, середина, конец) символом | ____________ | ____________ | _____________ |
Сколько слогов в слове? -;--;---. | |||
Определи твердость или мягкость звука [Ц] в словах. |
Составь схему предложения. Назвать слово со звуком [Ц]
Кошка сидит на крыльце. | |
Послушай предложение. Нарисуй столько коротких линий, сколько слов в предложении. Предлог обозначь |
Анализ предложения с предлогом по
Дождик стучит по крыльцу. | |
Послушай предложение. Обозначь его длинной линией. Нарисуй столько коротких линий, сколько слов в предложении. Предлог обозначь | |
Подели каждое слово на части (слоги). |
Назвать:
- количество слов в предложении;
- слова по порядку;
- маленькое слово (предлог). Что оно обозначает?
- место слова с предлогом по;
- место предлога по;
- в каждом слове слоги (части).
Звук [Ш]
Выделить звук [Ш] в начале, середине и конце слова.
Определить количество частей (слогов) в словах.
Определить, твердый или мягкий звук [Ш] в словах.
Ш | |||
Найди и обозначь место звука [Ш] в слове (начало, середина, конец) символом | ____________ | ____________ | ____________ |
Сколько слогов в слове? -;--;---. | |||
Определи твердость или мягкость звука [Ш] |
Составь схему предложения. Найти слова со звуков [Ш]
У малыша теплая шуба. | |
Послушай предложение. Нарисуй столько коротких линий, сколько слов в предложении. Предлог обозначь |
Звук [Ж]
Выделить звук [Ж] в начале и середине слова.
Определить количество частей (слогов) в словах.
Определить, твердый или мягкий звук [Ж] в словах.
Ж | |||
Найди и обозначь место звука [Ж] В слове (начало, середина) символом | ____________ | ____________ | _____________ |
Сколько слогов в слове? -;--;---. | |||
Определи твердость или мягкость звука [Ж] в словах. |
Составить схему предложения. Найти слова со звуком [Ж]
Лыжник едет по лыжне. | |
Послушай предложение. Нарисуй столько коротких линий, сколько слов в предложении. Предлог обозначь |
Звуковой анализ слов шуба, жук
Нарисуй столько кружков по порядку, сколько звуков в словах.
| ||
________________ | _________________ | |
Раскрась гласные звуки красным цветом, согласные – синим |
Звуковой анализ слова шуба
(аналогично проводится звуковой анализ слова жук).
Определить:
- первый звук в слове. Нарисовать под картинкой первый кружок;
- второй звук. Нарисовать второй кружок;
-третий звук. Нарисовать третий кружок;
- последний звук. Нарисовать четвертый кружок;
- все звуки по порядку;
-место звука [У] в начале, середине, конце слова;
- место звука [А] в начале, середине, конце слова;
- количество звуков в слове;
- количество звуков в слове;
- согласные звуки в слове;
- гласные звуки в слове.
Сравнительный анализ слов шуба, жук:
-чем похожи слова? (по количеству звуков, гласных, согласных, слогов);
- чем отличаются слова? (звуками [Ш]-[Ж]; звук [Ж] – звонкий, звук [Ш] – глухой).
Составь схему предложения. Найти слова со звуком [Ш].
У Маши красивые косы. | |
Послушай предложение. Нарисуй столько коротких линий, сколько слов в предложении. Предлог обозначь |
Составь схему предложения. Найти слово со звуком [Ш].
Шахматы стоят на доске. | |
Послушай предложение. Нарисуй столько коротких линий, сколько слов в предложении. Предлог обозначь |
Придумать предложения с предлогами: с, на, над, в, за.
Придумать предложения: с двумя, тремя, четырьмя словами.
При проговаривании предложения выложить каждое слово фишкой или полоской бумаги.
Третий период
Запомни:
________ - ударный слог в слове.
Вспомни:
- гласные звуки;
- твердые согласные звуки;
- мягкие согласные звуки;
__________ - слово;
_ _ _ - слоги в слове.
Предложение обозначается длинной линией: ____________
Слова в предложении обозначаются короткими линиями:
__________ __________ __________.
Каждое слово в предложении пишется отдельно. Значит, и короткие линии – слова рисуй друг от друга:
_______ _______ _______.
Предлог (маленькое слово) обозначается так:
Первое слово в предложении пишется с большой буквы.
Мы его будем рисовать так: ______.
В конце предложения ставим точку(.).
Звук [Ч]
Выделить звук [Ч] в начале, середине и конце слова.
Определить количество частей (слогов) в словах.
Найти слог, который произноситься громче всех (ударный слог).
Ч | |||
Найди и обозначь место звука [Ч] слова (начало, середина, конец) символом | ____________ | ____________ | ____________ |
Сколько слогов в слове? -;--;---. Над ударным слогом нарисуй наклонную черточку | |||
Определи твердость или мягкость звука [Ч] в словах |
Звуковой анализ слова бочка
Найди и обозначь место звука [Ч] в слове (начало, середина, конец) символом
| |
______________________ | |
Сколько слогов в слове? - ; --- ; ---. Над ударным слогом нарисуй наклонную черточку | |
Определи твердость или мягкость звука [Ч] в словах |
Подбор предложения к схеме.
Наклей картинку, которая подходит к схеме предложения _________ _________ ___________. | |
Произнеси предложение вслух, показывая пальцем каждое слово
|
Звук [Щ]
Выделить звук [Щ] в начале, середине и конце слова.
Определить количество частей (слогов) в словах.
Найти слог, который произносится громче всех (ударный слог).
Щ | |||
Найди и обозначь место звука [Щ] в слове (начало, середина, конец) символом | _______________ | _____________ | _____________ |
Сколько слогов в слове? -; --; ---. Над ударным слогом нарисуй наклонную черточку | |||
Определи твердость или мягкость звука [Щ] в словах |
Подбор слов к схемам
Нарисуй или наклей картинки, названия которых подходят к схемам. Проговаривай слова вслух, выделяя голосом ударение в словах. Назови ударный слог. | |
_______________________ ______ _____ ______ | |
________________________ ____________ | |
________ __________ |
Звуки [Л],[Л']
Выделить звук [Л] в начале, середине и конце слова.
Определить количество частей (слогов) в словах.
Найти слог, который произноситься громче всех (ударный слог).
Определить твердость или мягкость звука [Л].
Л | |||
Найди и обозначь место звука [Л] в слове ( начало, середина, конец) символом | ________________ | _______________ | _______________ |
Сколько слогов в слове? -; --; ---. Над ударным слогом нарисуй наклонную черточку | |||
Определи твердость или мягкость звука [Л] в словах |
Подбор слов к схемам
Нарисуй или наклей картинки со звуком [Л], которые подходят к словам |
______ _________
| ___________ | ||||||||||||||||
Нарисовать схему предложения.
Володя пилит доску пилой . |
Звуки [Р] и [Р']
Выделить звук [Р] в начале, середине и конце слова. Определить количество частей (слогов) в словах. Найти слог, который произносится громче всех (ударный слог). Определить твердость или мягкость звука.
Р | |||
Найди и обозначь место звука [р] в слове ( начало, середина, конец) символом | ________________ | _______________ | _______________ |
Сколько слогов в слове? -; --; ---. Над ударным слогом нарисуй наклонную черточку | |||
Определи твердость или мягкость звука [р] в словах |
Звуковой анализ слова руль
Найди и обозначь место звука [р] в слове (начало, середина, конец) символом | |
______________ | |
Нарисуй столько кружков по порядку, сколько звуков в словах. Раскрась гласные звуки красным цветом, твердые согласные - синим, мягкие согласные звуки – зеленым | |
Сколько слогов в слове? -,--,---. Над ударным слогов нарисуй наклонную линию | |
Назови все звуки по порядку | |
Сколько в слове согласных звуков? Сколько в слове гласных звуков? |
Анализ предложения
Дети идут в лес. | |
Нарисуй сему предложения. Не забудь, что первое слово должно быть с прописной буквы, в конце предложения ставится точка. Обозначь предлог | |
Подели каждое слово на слоги: -; --; ---. | |
Назови слово по порядку: - первое слово; - последнее слово; - слово, которое стоит после первого слова; перед последним словом |
Звуковой анализ слова лапы
Послушай, как произносится каждое слово | |
Нарисуй последовательность звуков в слове. Раскрась гласные звуки и твердые и мягкие согласные | ___________________ |
Подели слова на слоги: -; --; ---. Выдели ударный слог | |
Определи количество: - гласных звуков в каждом слове, назови их; - согласных звуков в каждом слове, назови их. Назови твердые и мягкие согласные звуки | |
Назови все звуки по порядку
|
Звуковой анализ слов мышка, мишка
Послушай, как произносится каждое слово | ||
Нарисуй последовательность звуков в слове. Раскрась гласные звуки и твердые и мягкие согласные | _______________ | ________________ |
Подели слова на слоги: -; --; ---. Выдели ударный слог | ||
Определи количество: - гласных звуков в каждом слове, назови их; - согласных звуков в каждом слове, назови их | ||
Назови все звуки по порядку |
Формирование звукослогового
Анализа слов.
Пособие содержит оригинальные комплексные таблицы, позволяющие полноценно проанализировать звуковой состав и состав предложения. Рассчитано на работу с детьми 5-7 лет, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи, общее недоразвитие речи, при подготовке к обучению грамоте.
Пособие разработала
учитель-дефектолог (логопед)
Герасимчук Н. Е.
Введение.
Дети старшего дошкольного возраста, имеющие различные речевые нарушения, могут испытывать значительные трудности, как в усвоении программы детского сада, так и в дальнейшем при обучении в общеобразовательной школе.
Нарушения звукопроизношения, недоразвитие фонематического восприятия нередко препятствуют формированию звукослогового анализа слов — необходимой ступени к овладению ребенком устной и письменной речью.
Используя традиционные формы работы по анализу звукового состава слов (звуковые линейки, звуковые часы, карточки-звуки, индивидуальный раздаточный материал), а также новые (дидактические и подвижные игры, настольные игры для развития фонематической стороны речи), часто приходится сталкиваться с определенными трудностями.
Охарактеризуем основные из них.
1. В большинстве заданий и игровых приемов с детьми отрабатывается лишь одно из понятий, касающихся звукового состава слова («Определи первый звук в словах», «Найди место звука в слове» и т.д.).
2. Не всегда возможно полноценно, даже с опорой на наглядность, сравнить сразу несколько слов по их звукослоговому составу. Это требует большого количества раздаточного дидактического материала (предметных картинок, символов звуков, слогов), занимает много места за рабочим столом ребенка, предполагает достаточно длительный по времени процесс звукового разбора слов, не всегда удобный на групповых занятиях.
3. Традиционные и современные формы работы по звуковому анализу слова, безусловно, полезны и увлекательны. Однако проследить успехи или трудности каждого ребенка при формировании представлений о звуковом составе слова достаточно сложно без анализа его достижений в сжатой, наглядной форме.
Таблицы различаются по сложности и объему изучаемого материала. Чем больше объем заданий для звукового анализа слов, тем меньшее количество слов (предметных картинок) предлагается для разбора.
Работа с таблицами предусматривает последовательный анализ слов по вертикали, а затем сравнение отдельных данных по горизонтали. Это позволяет находить сходство и различие места звука в словах, количество слогов, место ударения в различных словах, твердость и мягкость согласных звуков, количество гласных и согласных звуков в словах.
Задания и вопросы:
—назвать картинки, которые изображены на верхней строчке таблицы;
—какой общий звук в названиях этих картинок?
—показать букву ж в таблице;
—где находится звук [ж] в слове жук: в начале, середине или конце? В клеточке под картинкой с изображением жука нарисовать кружок в начале линии (в начале слова);
—поделить слово на части. Сколько получилось частей? В следующей клеточке, которая ниже, нарисовать одну черточку;
— послушать, как произносится звук [ж] в слове — твердо или мягко? Каким цветом нужно раскрасить кружок — синим или зеленым? В клеточке, которая ниже, раскрасить кружок в синий цвет;
назвать по порядку все звуки в слове; нарисовать в следующей клеточке столько кружков, сколько звуков в слове;
—закрасить красным цветом гласные звуки, синим (или зеленым) — согласные.
Так же разбирается следующее слово. Затем сравнивается звукослоговой состав слов:
— где находится звук [ж] в словах жук и лыжи!
—сравнить количество слогов в этих словах. Оно одинаковое? Какое слово длиннее, какое короче?
—в обоих ли словах звук [ж] твердый?
—сколько звуков в словах жук, лыжи!
—назвать гласные звуки в этих словах;
—назвать согласные звуки в этих словах.
В дальнейшем, когда у детей закрепится умение достаточно свободно анализировать слова, можно вводить сравнение по следующей инструкции:
—что общего в этих словах (чем похожи слова)?
—чем отличаются данные слова?
В ответах на такие вопросы возможна опора как на зрительный образ проанализированного слова, так и на его слуховое восприятие без опоры на таблицу. Соответственно опора на зрительный образ может быть предложена для детей слабой подгруппы, а опора на слуховое восприятие для детей сильной подгруппы. Данный прием отвечает принципу индивидуально-дифференцированного обучения звуковому анализу слов.
Анализ самостоятельно заполненных детьми таблиц дает возможность проследить динамику положительных результатов усвоения знаний, умений и навыков в области звукового состава слова. Соответственно видны и пробелы в усвоении материала: неумение определить место звука в слове, последовательность звуков в словах, делить слова на слоги, различать твердые и мягкие согласные, согласные и гласные звуки, нарушение пространственной ориентировки (левая сторона, правая, выше, ниже; предлогов: между, за, перед, после).
Дети с низким уровнем сформированности психических и речевых процессов нередко не умеют мыслить самостоятельно, они повторяют ответы других детей, не вдумываясь в их смысл и правильность. Данные таблицы дают возможность приобретения такими детьми умения самостоятельно обдумывать каждое задание. Опираясь на уровень развития конкретного ребенка, можно создать таблицу, позволяющую компоновать разнообразный материал для любого ребенка:
—подбирать предметные картинки в соответствии с состоянием звукопроизношения, используя только правильно произносимые звуки;
—уменьшать или увеличивать количество картинок для звукового анализа;
—разнообразить виды заданий по разбору звукового состава слов.
В результате использования такой формы работы конкретизируется индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ребенку, имеющему речевые нарушения.
Таблицы можно использовать не только на занятиях, они становятся неотъемлемой частью выполнения домашних заданий в индивидуальных тетрадях. Анализируя каждое слово и графически его, обозначая, ребенок (под руководством взрослых) учится самостоятельности, усидчивости. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, развивается пространственная ориентировка на листе бумаги. Ребенок зрительно воспринимает план своих действий. Сжатая форма таблиц сокращает время на выполнение заданий, избавляя детей от переутомления.
Работая с таблицами в течение учебного года, ребенок быстрее и прочнее усваивает изучаемый материал, лучше выполняет звуковой анализ любых слов, изучаемых в рамках программы.
Выполняя различные задания в таблицах, дети способны к самостоятельной работе уже в начале второго периода. Благодаря этому у логопеда появляется возможность для выработки у детей таких важных качеств, как самоконтроль и самооценка, используя при этом две формы работы: по словесной инструкции и по образцу.
Например, для самоконтроля по словесной инструкции детям предлагаются следующие вопросы:
—в слове аист, где стоит звук [а]? (в начале слова);
—сколько слогов в слове лиса? (2 слога);
—каким цветом закрасили мягкий звук [м'] в слове мел? (зеленым).
Если все задания выполнены правильно, детям под таблицей нужно наклеить или нарисовать большую звезду (для поощрения использовать яркие наклейки), если частично — маленькую звездочку.
При самоконтроле по образцу детям предъявляется лист с правильно выполненным заданием, и они соотносят свою работу с образцом.
Таким образом, дети самостоятельно оценивают выполнение своего задания, что в последующем повышает их внимание, умение слушать и слышать словесную инструкцию педагога, ответственность за результаты своей работы.
Практика использования таблиц в составлении схемы слов показывает, что они полезны как для закрепления правильного произношения, так и для формирования грамматического строя речи.
Родителям, чьи дети посещают логопедическую группу, очень нравятся такие таблицы, потому что они помогают им лучше понимать те задачи, которые ставит перед детьми логопед, закреплять полученные детьми знания. Работа с таблицами, на наш взгляд, является удачным вариантом закрепления навыков звукослогового анализа слов на логопедических занятиях и в домашних условиях. Данные таблицы можно использовать и в массовых группах детских садов при подготовке детей к обучению в школе, и на первом этапе обучения в начальной школе.
Доступность в понимании сути работы с таблицами детьми и родителями, простота в использовании таблиц и символов при изучении звукослогового анализа слов, одновременное включение в коррекционно-образовательную деятельность слуха, зрения, моторики ведут к развитию у детей памяти, внимания, восприятия, мышления, а совместная заинтересованная работа логопеда, ребенка и родителей значительно повышает эффективность коррекционно-воспитательной работы.
Первый период
Условные обозначения
- [ у ];
- [ а ];
- [ и ];
- [ о ];
- [ ы ];
- гласные звуки (обозначаются красным цветом);
- твердый согласный звук ( обозначается синим цветом);
- мягкий согласный звук ( обозначается зеленым цветом);
________ - звук в начале слова;
________ - звук в середине слова;
________ - звук в конце слова.
Звук [ У]
Определить наличие или отсутствие звука [ У] в словах.
У | |||
Послушай, как звучит каждое слово. Если в слове есть звук [ У], нужно обозначить его символом |
Выделить звук [У] в начале слова ударной позиции.
У | |||
Найди звук [У] в начале слов и обозначь его символом в нужном месте | ______________ | ______________ | ______________ |
Звук [А]
Определить наличие или отсутствие звука [А] в словах.
А | |||
Послушай, как звучит каждое слово. Если в слове есть звук [А], обозначь его символом |
Выделить звук [А] в ударной позиции в начале и конце слова.
А | |||
Обозначь символом место звука [ А] в слове: в начале или в конце слова | ___________ | ____________ | ____________ |
Анализ звукосочетания УА
УА | ________________ | |
Послушай, как плачет малыш: УА. Какой первый звук ты слышишь? Обозначь его место символом Какой следующий звук ты слышишь? Обозначь его место символом |
Анализ звукосочетания АУ
АУ | _________________ | |
Послушай, как кричит мальчик: ау Какой первый звук ты слышишь? Обозначь его место символом Какой следующий звук ты слышишь? Обозначь его место символом |
Звук [И]
Определить наличие или отсутствие звука [И] в словах.
И | |||
Послушай, как звучит каждое слово, если в слове есть звук [И], обозначь его символом |
Выделить звук [И] в начале и конце слов в ударной позиции.
И | ||||||
Обозначь символом
место звука [И] в слове: в начале или конце слова
| ____________ | ______________ | ____________ |
Звук [О]
Определить наличие или отсутствие звука [О] в словах.
О | |||
Послушай, как звучит каждое слово. Если в слове есть звук [О], обозначь его символом |
Выделить звук [О] в начале, середине и конце слова в ударной позиции.
О | |||
Найди место звука [О] в слове и обозначь его символом | ____________ | ____________ | ____________ |
Повторение звуков [У],[А],[И],[О]
Послушай сочетания звуков в левом столбике.
В правом столбике изобразить каждое звукосочетание нужными звуковыми
символами: [У] - , [А] - , [И] - ,[О] –
УАИ | |
ИАУ | |
АУИ | |
ИУА | |
УИА | |
АИУ |
Звуки [М], [М']
Выделить звук [М] в начале, середине и конце слова.
Определить твердый или мягкий звук [М] в словах.
М | ||||||
Найди и обозначь место звука [М] в слове (начало, середина, конец) символом | ___________ | ___________ | ___________ | |||
Определи твердость или мягкость звука [М] в словах |
|
Звуки [Д], [Д']
Выделить звук [Д] в начале, середине и конце слова.
Определить, твердость или мягкий звук [Д] в словах.
Д | ||||||
Найди и обозначь место звука [Д] в слове (начало, середина, конец) символом | ____________ | _____________ | _____________ | |||
Определи твердость или мягкость звука [Д] в словах |
|
Выбрать любую картинку и придумать со словом, изображающим предмет, предложение.
Сделать звуковой анализ слова дом.
Составь схему слова из кружков разного цвета. Назови звуки в слове по порядку. | |
Звук [Ы]
Дата: 2018-12-21, просмотров: 472.