Выбрать любую картинку и придумать со словом, изображающим предмет, предложение
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Формирование звукослогового

Анализа слов.

Пособие содержит оригинальные комплексные таблицы, позволяющие полноценно проанализировать звуковой состав и состав предложения. Рассчитано на работу с детьми 5-7 лет, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи, общее недоразвитие речи, при подготовке к обучению грамоте.

 

 

Пособие разработала

учитель-дефектолог (логопед)

Герасимчук Н. Е.


Введение.

Дети старшего дошкольного возраста, имеющие различные речевые нарушения, могут испытывать значительные трудности, как в усвоении программы детского сада, так и в даль­нейшем при обучении в общеобразовательной школе.

Нарушения звукопроизношения, недоразвитие фонемати­ческого восприятия нередко препятствуют формированию звукослогового анализа слов — необходимой ступени к овладе­нию ребенком устной и письменной речью.

Используя традиционные формы работы по анализу звуко­вого состава слов (звуковые линейки, звуковые часы, карточ­ки-звуки, индивидуальный раздаточный материал), а также новые (дидактические и подвижные игры, настольные игры для развития фонематической стороны речи), часто прихо­дится сталкиваться с определенными трудностями.

Охарактеризуем основные из них.

1. В большинстве заданий и игровых приемов с детьми отрабатывается лишь одно из понятий, касающихся звуково­го состава слова («Определи первый звук в словах», «Найди место звука в слове» и т.д.).

2. Не всегда возможно полноценно, даже с опорой на на­глядность, сравнить сразу несколько слов по их звукослоговому составу. Это требует большого количества раздаточного дидактического материала (предметных картинок, символов звуков, слогов), занимает много места за рабочим столом ре­бенка, предполагает достаточно длительный по времени про­цесс звукового разбора слов, не всегда удобный на групповых занятиях.

3. Традиционные и современные формы работы по звуко­вому анализу слова, безусловно, полезны и увлекательны. Однако проследить успехи или трудности каждого ребенка при формировании представлений о звуковом составе слова достаточно сложно без анализа его достижений в сжатой, на­глядной форме.

Таблицы различаются по сложности и объему изучаемого материала. Чем больше объем заданий для звукового ана­лиза слов, тем меньшее количество слов (предметных картинок) предлагается для разбора.

Работа с таблицами предусматривает последовательный анализ слов по вертикали, а затем сравнение отдельных дан­ных по горизонтали. Это позволяет находить сход­ство и различие места звука в словах, количество слогов, мес­то ударения в различных словах, твердость и мягкость соглас­ных звуков, количество гласных и согласных звуков в словах.

Задания и вопросы:

—назвать картинки, которые изображены на верхней строч­ке таблицы;

—какой общий звук в названиях этих картинок?

—показать букву ж в таблице;

—где находится звук [ж] в слове жук: в начале, середине или конце? В клеточке под картинкой с изображением жука нарисовать кружок в начале линии (в начале слова);

—поделить слово на части. Сколько получилось частей? В следующей клеточке, которая ниже, нарисовать одну чер­точку;

послушать, как произносится звук [ж] в слове — твердо или мягко? Каким цветом нужно раскрасить кружок — синим или зеленым? В клеточке, которая ниже, раскра­сить кружок в синий цвет;

назвать по порядку все звуки в слове; нарисовать в следую­щей клеточке столько кружков, сколько звуков в слове;

—закрасить красным цветом гласные звуки, синим (или зе­леным) — согласные.

Так же разбирается следующее слово. Затем сравнивается звукослоговой состав слов:

где находится звук [ж] в словах жук и лыжи!

—сравнить количество слогов в этих словах. Оно одинаковое? Какое слово длиннее, какое короче?

—в обоих ли словах звук [ж] твердый?

—сколько звуков в словах жук, лыжи!

—назвать гласные звуки в этих словах;

—назвать согласные звуки в этих словах.

В дальнейшем, когда у детей закрепится умение достаточ­но свободно анализировать слова, можно вводить сравнение по следующей инструкции:

—что общего в этих словах (чем похожи слова)?

—чем отличаются данные слова?

В ответах на такие вопросы возможна опора как на зри­тельный образ проанализированного слова, так и на его слу­ховое восприятие без опоры на таблицу. Соответственно опора на зрительный образ может быть предложена для детей сла­бой подгруппы, а опора на слуховое восприятие для детей сильной подгруппы. Данный прием отвечает принципу ин­дивидуально-дифференцированного обучения звуковому ана­лизу слов.

Анализ самостоятельно заполненных детьми таблиц дает возможность проследить динамику положительных результа­тов усвоения знаний, умений и навыков в области звукового состава слова. Соответственно видны и пробелы в усвоении материала: неумение определить место звука в слове, после­довательность звуков в словах, делить слова на слоги, разли­чать твердые и мягкие согласные, согласные и гласные зву­ки, нарушение пространственной ориентировки (левая сторо­на, правая, выше, ниже; предлогов: между, за, перед, после).

Дети с низким уровнем сформированности психических и речевых процессов нередко не умеют мыслить самостоятель­но, они повторяют ответы других детей, не вдумываясь в их смысл и правильность. Данные таблицы дают возможность приобретения такими детьми умения самостоятельно обдумы­вать каждое задание. Опираясь на уровень развития конкрет­ного ребенка, можно создать таблицу, по­зволяющую компоновать разнообразный материал для любого ребенка:

—подбирать предметные картинки в соответствии с состоя­нием звукопроизношения, используя только правильно про­износимые звуки;

—уменьшать или увеличивать количество картинок для зву­кового анализа;

—разнообразить виды заданий по разбору звукового состава слов.

В результате использования такой формы работы конкрети­зируется индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ребенку, имеющему речевые нарушения.

Таблицы можно использовать не только на занятиях, они становятся неотъемлемой частью выполнения домашних зада­ний в индивидуальных тетрадях. Анализируя каждое слово и графически его, обозначая, ребенок (под руководством взрос­лых) учится самостоятельности, усидчивости. У него повыша­ется чувство заинтересованности и ответственности, появляет­ся удовлетворенность результатами своего труда, совершенству­ются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, развивается пространственная ориентировка на листе бумаги. Ребенок зрительно воспринимает план своих дей­ствий. Сжатая форма таблиц сокращает время на выполнение заданий, избавляя детей от переутомления.

Работая с таблицами в течение учебного года, ребенок быст­рее и прочнее усваивает изучаемый материал, лучше выпол­няет звуковой анализ любых слов, изучаемых в рамках про­граммы.

Выполняя различные задания в таблицах, дети способны к самостоятельной работе уже в начале второго периода. Благо­даря этому у логопеда появляется возможность для выработки у детей таких важных качеств, как самоконтроль и само­оценка, используя при этом две формы работы: по словесной инструкции и по образцу.

Например, для самоконтроля по словесной инструкции де­тям предлагаются следующие вопросы:

—в слове аист, где стоит звук [а]? (в начале слова);

—сколько слогов в слове лиса? (2 слога);

—каким цветом закрасили мягкий звук [м'] в слове мел? (зеленым).

Если все задания выполнены правильно, детям под табли­цей нужно наклеить или нарисовать большую звезду (для по­ощрения использовать яркие наклейки), если частично — маленькую звездочку.

При самоконтроле по образцу детям предъявляется лист с правильно выполненным заданием, и они соотносят свою ра­боту с образцом.

Таким образом, дети самостоятельно оценивают выполне­ние своего задания, что в последующем повышает их внима­ние, умение слушать и слышать словесную инструкцию пе­дагога, ответственность за результаты своей работы.

Практика использования таблиц в составлении схемы слов показывает, что они полезны как для закрепления правиль­ного произношения, так и для формирования грамматическо­го строя речи.

Родителям, чьи дети посещают логопедическую группу, очень нравятся такие таблицы, потому что они помогают им лучше понимать те задачи, которые ставит перед детьми ло­гопед, закреплять полученные детьми знания. Работа с таб­лицами, на наш взгляд, является удачным вариантом закреп­ления навыков звукослогового анализа слов на логопедичес­ких занятиях и в домашних условиях. Данные таблицы можно использовать и в массовых группах детских садов при подго­товке детей к обучению в школе, и на первом этапе обучения в начальной школе.

Доступность в понимании сути работы с таблицами детьми и родителями, простота в использовании таблиц и символов при изучении звукослогового анализа слов, одновременное включение в коррекционно-образовательную деятельность слу­ха, зрения, моторики ведут к развитию у детей памяти, вни­мания, восприятия, мышления, а совместная заинтересован­ная работа логопеда, ребенка и родителей значительно повы­шает эффективность коррекционно-воспитательной работы.

 

 


Первый период

Условные обозначения

   - [ у ];        

   - [ а ];

   - [ и ];

   - [ о ];

    - [ ы ];

 

- гласные звуки (обозначаются красным цветом);


- твердый согласный звук ( обозначается синим цветом);

- мягкий согласный звук ( обозначается зеленым  цветом);


________   -  звук в начале слова;

________ - звук в середине слова;

________ - звук в конце слова.

Звук [ У]

Определить наличие или отсутствие звука [ У] в словах.

  У        
Послушай, как звучит каждое слово. Если в слове есть звук  [ У], нужно обозначить его символом        

Выделить звук [У] в начале слова ударной позиции.

У
Найди звук [У] в начале слов и обозначь его символом в нужном месте          ______________            ______________        ______________

 

 

Звук [А]

Определить наличие или отсутствие звука [А] в словах.

        А    
Послушай, как звучит каждое слово. Если в слове есть звук [А], обозначь  его символом      

 

Выделить звук [А] в ударной позиции в начале и конце слова.

  А
Обозначь символом место звука [ А] в слове: в начале или в конце слова ___________ ____________ ____________

Анализ звукосочетания УА

УА      ________________

Послушай, как плачет малыш: УА.

Какой первый звук ты слышишь? Обозначь его место символом

Какой следующий звук ты слышишь? Обозначь его место символом

Анализ звукосочетания АУ

АУ     _________________

Послушай, как кричит мальчик: ау

Какой первый звук ты слышишь? Обозначь его место символом

Какой следующий звук ты слышишь? Обозначь его место символом

Звук [И]

Определить наличие или отсутствие звука [И] в словах.

И
Послушай, как звучит каждое слово, если в слове есть звук [И], обозначь его символом

Выделить звук [И] в начале и конце слов в ударной позиции.

  И
Обозначь символом
 


место звука [И] в слове: в начале или конце слова

 

____________ ______________ ____________

Звук [О]

Определить наличие или отсутствие звука [О] в словах.

О
Послушай, как звучит каждое слово. Если в слове есть звук [О], обозначь его символом  

Выделить звук [О] в начале, середине и конце слова в ударной позиции.

О
Найди место звука [О] в слове и обозначь его символом                         ____________ ____________ ____________

Повторение звуков [У],[А],[И],[О]

Послушай сочетания звуков в левом столбике.

В правом столбике изобразить каждое звукосочетание нужными звуковыми

символами: [У] - ,   [А] -     , [И] -        ,[О] –

УАИ  
ИАУ  
АУИ  
ИУА  
УИА  
АИУ  

 

 

Звуки [М], [М']

Выделить звук [М] в начале, середине и конце слова.

Определить твердый или мягкий звук [М] в словах.

М
Найди и обозначь место звука [М] в слове (начало, середина, конец) символом ___________ ___________ ___________
Определи твердость или мягкость звука [М] в словах 
 

Звуки [Д], [Д']

Выделить звук [Д] в начале, середине и конце слова.

Определить, твердость или мягкий звук [Д] в словах.

Д
Найди и обозначь место звука [Д] в слове (начало, середина, конец) символом         ____________ _____________ _____________
Определи твердость или мягкость звука [Д] в словах
 




Объяснить выделенные слова.

Звуки [Ф], [Ф']

Выделить звук [Ф] в начале, середине и конце слова.

Определить, твердый или мягкий [Ф] в словах.

Ф  
Найди и обозначь место звука [Ф] в слове ( начало, середина, конец) символом     ____________ ____________ ____________
Определи твердость или мягкость звука [Ф] в словах
 

Определить твердый или мягкий звук [Ф]

Нарисуй картинку, в названии которой есть твердый звук [Ф] Нарисуй картинку, в названии которой есть мягкий звук [Ф']

Второй период

Запомни

Слова делятся на части (слоги). Чтобы сосчитать, сколько частей (слогов) в слове, следует на каждом слоге хлопать в ладоши.

 Условные обозначения:

Слово - _________;

Части (слоги) слова - _ _ _ _ ;

Предложение обозначается длинной линией: ___________________________________________________

Слова в предложении обозначаются короткими линиями:

_______ _________ ____________ .

Слов в предложении может быть несколько. Сколько слов в предложении, столько коротких линий надо нарисовать.

 Каждое слово в предложении пишется отдельно, значит, и короткие линии-слова нужно рисовать отдельно друг от друга:

_______ ________ ________

Предлог (маленькое слово) обозначается

Первое слово в предложении пишется с прописной буквы.

Его нужно рисовать так: ______

В конце предложения ставится точка (.).

Звуки [Н],[Н']

Выделить звук [Н] в начале, середине и конце слова.

Определить количество частей (слогов) в словах.

Определить, твердый или мягкий звук [Н] в словах.

 

Н      
Найди и обозначь место звука [Н] в слове (начало, середина, конец) символом 
 

 

 

        __________       __________          __________
Сколько слогов в слове - , --, ---.      
Определи твердость или мягкость звука [Н] в словах    

 

Составь схему предложения. Найти слово со звуком [Н].

Светит луна    
Послушай предложение. Нарисуй столько коротких линий, сколько слов в предложении  

 

Звуки [К],[К']

Выделить звук [К] в начале, середине и конце слова.

Определить количество частей (слогов) в словах.

Определить твердый или мягкий звук [К] в совах.

К
Найди и обозначь место звука [К] в слове ( начало, середина) символом
 

 

 

    ____________     ____________   ____________
Сколько слогов в слове -; --; ---.      
Определи твердость или мягкость звука [К] в словах   

 

Составь схему предложения. Назвать слово со звуком [К].

Катя стирает платок.    
Послушай предложение. Нарисуй столько коротких линий, сколько слов в предложении.  

 

Звуковой анализ слов кот, кит

Нарисуй столько кружков по порядку, сколько звуков в словах

 

____________________ _________________

Раскрась гласные звуки красным цветом, согласные – синим.

 

Звуковой анализ слова кот

 (аналогично проводится звуковой анализ слова кит).

 

Назвать:

 

- первый звук в слове. Нарисовать под картинкой первый кружок;

- второй звук в слове. Нарисовать второй кружок;

- последний звук в слове. Нарисовать третий кружок;

- все звуки по порядку;

- согласные звуки в слове;

- гласный звук в слове;

Определить:

- место звука [О] в начале, середине, конце слова;

- количество звуков в слове.

 

 

Звуки [Г], [Г']

Выделить звук [Г] в начале и середине слова.

Определить количество частей (слогов) в словах.

Определить, твердый или мягкий звук  [Г] в словах.

 

Г
Найди и обозначь место звука [Г] ( начало, середина) символом       _______________ ______________ _______________
Сколько слогов в слове? -; --; ---.      
Определи твердость или мягкость звука [Г] в словах.    

 

Составить схему предложения. Назвать слова со звуком [Г].

Детям купили игрушки.
Послушай предложение. Нарисуй столько коротких линий, сколько слов в предложении  

 

Звуки [Х],[Х']

Выделить звук [Х] в начале, середине и конце слова.

Определить количество частей ( слогов) в словах.

Определить, твердый или мягкий звук [Х] в словах.

  Х  
Найди и обозначь место звука [Х] в слове (начало, середина) символом   ____________ ____________ ____________
Сколько слогов в слове? -; --; ---.        
Определить твердость или мягкость звука [Х] в словах.    

 

Составить схему предложения. Назвать слова со звуком [Х]

Белка любит орехи.  
Послушай предложение. Нарисуй столько коротких линий, сколько слов в предложении  

Звуковой анализ слова муха

Нарисуй столько кружков по порядку, сколько звуков в слове

 

 

   
   
Определи количество слогов в слове.  -; --; ---.  

Раскрась гласные звуки красным цветом, согласнее – синим

 

 

Назвать:

- первый звук в слове. Нарисовать под картинкой кружок;

- второй звук. Нарисовать второй кружок;

- третий звук. Нарисовать третий кружок.

- звук после звука [Х]. Нарисовать четвертый кружок;

- все звуки по порядку.

- согласные звуки в слове;

- гласный звук в слове;

- первый слог;

- второй звук;

Определить:

- место звука [У] в начале, середине, конце слова;

- место звука [А] в начале, середине, конце слова;

- количество звуков в слове;

- поделить слово на слоги и определить их количество;

 

Звуки [С],[С']

Выделить звук [С] в начале, середине и конце слова.

Определить количество частей (слогов) в словах.

Определить, твердый или мягкий звук [С] в словах.

С
Найди и обозначь место звука [С] в слове (начало, середина, конец) символом     _____________ ____________ ____________
Сколько слогов в слове? -; --; ---.        
Определи твердость или мягкость звука [С] в словах

 

 

Составить схему предложения. Назвать слова со звуком [С]

Дети слепили снежный ком    
 Послушай предложение. Нарисуй столько коротких линий, сколько слов в предложении  

 

 

Звуковой анализ слов суп, соты

Нарисуй столько кружков по порядку, сколько звуков в словах

     
   

Раскрась гласные звуки - красным цветом, согласные - синим цветом

 

Звуковой анализ слова суп

(аналогично проводится звуковой анализ слова соты)

Назвать:

- первый звук в слове. Нарисовать под картинкой первый кружок;

- второй звук. Нарисовать второй кружок;

- последний звук в слове. Нарисовать третий кружок;

- все звуки по порядку;

- место звука [У] в начале, середине, конце слова;

- согласнее звуки в слове;

- гласные звуки в слове;

 -количество звуков в слове;

- количество слогов в слове.

 

Сравнительный анализ слов суп-соты

Назвать:

- количество звуков в словах суп, соты;

- гласные звуки в каждом слове (по порядку);

- согласные звуки в каждом слове (по порядку);

- количество слогов в каждом слове (по порядку).

 

Звуки [З],[З']

Выделить звук [З] в начале и середине слова.

Определить количество частей (слогов) в словах.

Определить, твердый или мягкий звук [З] в словах.

З    
Найди и обозначь место звука [З] в слове (начало, середина) символом   ____________ ____________ ____________
Сколько слогов в слове? -;--;---.        
Определи твердость или мягкость звука [З] в словах.    

 

Составь схему предложения. Назвать слова со звуком [З].

Зоя нашла красивые розы.    
Послушай предложение. Нарисуй столько коротких линий, сколько слов в предложении.  

 

Звуковой анализ слов козы, косы

Нарисуй столько кружков по порядку, сколько звуков в словах

 

 

       
  _______________       ______________

Раскрась гласные звуки красным цветом, согласные – синим

 

 

Звуковой анализ слова козы

(алогично проводится звуковой анализ слова косы)

Назвать:

- первый звук в слове. Нарисовать под картинкой первый кружок;

- второй звук. Нарисовать второй кружок;

- третий звук. Нарисовать третий кружок;

- последний звук. Нарисовать четвертый кружок;

- все звуки по порядку;

 

Определить:

-место звука [О] в начале, середине, конце слова;

- место звука [Ы] в начале, середине, конце слова;

- количество звуков в слове;

- согласные звуки в слове;

- гласный звук в слове.

Сравнительный анализ слов козы-косы

- чем похожи слова? (по количеству звуков, гласных, согласных, слогов);

- чем отличаются слова? (звуками [З]- [С]; звук [З] – звонкий, звук [С] – глухой).

Звук [Ц]

Выделить звук [Ц] в начале, середине, конце слова.

Определить количество частей (слогов) в словах.

Определить, твердый или мягкий звук [Ц] в словах.

Ц        
Найди и обозначь место звука [Ц] в слове (начало, середина, конец) символом   ____________ ____________ _____________
Сколько слогов в слове? -;--;---.      
Определи твердость или мягкость звука [Ц] в словах.

 

Составь схему предложения. Назвать слово со звуком [Ц]

Кошка сидит на крыльце.    
Послушай предложение. Нарисуй столько коротких линий, сколько слов в предложении. Предлог обозначь  

 

Анализ предложения с предлогом по

Дождик стучит по крыльцу.                               
Послушай предложение. Обозначь его длинной линией. Нарисуй столько коротких линий, сколько слов в предложении. Предлог обозначь  
Подели каждое слово на части (слоги).

 

Назвать:

- количество слов в предложении;

- слова по порядку;

- маленькое слово (предлог). Что оно обозначает?

- место слова с предлогом по;

- место предлога по;

- в каждом слове слоги (части).

 

Звук [Ш]

Выделить звук [Ш] в начале, середине и конце слова.

Определить количество частей (слогов) в словах.

Определить, твердый или мягкий звук [Ш] в словах.

Ш
Найди и обозначь место звука [Ш] в слове (начало, середина, конец) символом     ____________ ____________ ____________
Сколько слогов в слове? -;--;---.      
Определи твердость или мягкость звука [Ш]    

 

Составь схему предложения. Найти слова со звуков [Ш]

У малыша теплая шуба.    
Послушай предложение. Нарисуй столько коротких линий, сколько слов в предложении. Предлог обозначь    

Звук [Ж]

Выделить звук  [Ж] в начале и середине слова.

Определить количество частей (слогов) в словах.

Определить, твердый или мягкий звук  [Ж] в словах.

Ж      
Найди и обозначь место звука  [Ж] В слове (начало, середина) символом       ____________   ____________ _____________
Сколько слогов в слове? -;--;---.        
Определи твердость или мягкость звука [Ж] в словах.    

Составить схему предложения. Найти слова со звуком [Ж]

    Лыжник едет по лыжне.
Послушай предложение. Нарисуй столько коротких линий, сколько слов в предложении. Предлог обозначь    

Звуковой анализ слов шуба, жук

Нарисуй столько кружков по порядку, сколько звуков в словах.

 

________________ _________________
Раскрась гласные звуки красным цветом, согласные – синим

Звуковой анализ слова шуба

(аналогично проводится звуковой анализ слова жук).

Определить:

- первый звук в слове. Нарисовать под картинкой первый кружок;

- второй звук. Нарисовать второй кружок;

-третий звук. Нарисовать третий кружок;

- последний звук. Нарисовать четвертый кружок;

- все звуки по порядку;

-место звука [У] в начале, середине, конце слова;

- место звука [А] в начале, середине, конце слова;

- количество звуков в слове;

- количество звуков в слове;

- согласные звуки в слове;

- гласные звуки в слове.

Сравнительный анализ слов шуба, жук:

-чем похожи слова? (по количеству звуков, гласных, согласных, слогов);

- чем отличаются слова? (звуками [Ш]-[Ж]; звук [Ж] – звонкий, звук [Ш] – глухой).

 

Составь схему предложения. Найти слова со звуком [Ш].

У Маши красивые косы.  
Послушай предложение. Нарисуй столько коротких линий, сколько слов в предложении. Предлог обозначь    

 

Составь схему предложения. Найти слово со звуком [Ш].

Шахматы стоят на доске.  
Послушай предложение. Нарисуй столько коротких линий, сколько слов в предложении. Предлог обозначь    

 Придумать предложения с предлогами: с, на, над, в, за.

Придумать предложения: с двумя, тремя, четырьмя словами.

При проговаривании предложения выложить каждое слово фишкой или полоской бумаги.

Третий период

Запомни:

________ - ударный слог в слове.

 

Вспомни:

 

     - гласные звуки;

 

     - твердые согласные звуки;

 

     - мягкие согласные звуки;

 

__________ - слово;

 

_ _ _ - слоги в слове.

 

Предложение обозначается длинной линией: ____________

Слова в предложении обозначаются короткими линиями:

__________ __________ __________.

 

Каждое слово в предложении пишется отдельно. Значит, и короткие линии – слова рисуй друг от друга:

 

_______      _______   _______.

 

Предлог (маленькое слово) обозначается так:

 

Первое слово в предложении пишется с большой буквы.

 Мы его будем рисовать так: ______.

В конце предложения ставим точку(.).

Звук [Ч] 

Выделить звук [Ч] в начале, середине и конце слова.

Определить количество частей (слогов) в словах.

Найти слог, который произноситься громче всех (ударный слог).

Ч
Найди и обозначь место звука [Ч]  слова (начало, середина, конец) символом      ____________ ____________ ____________
Сколько слогов в слове? -;--;---. Над ударным слогом нарисуй наклонную черточку        
Определи твердость или мягкость звука [Ч] в словах    

Звуковой анализ слова бочка

Найди и обозначь место звука [Ч] в слове (начало, середина, конец) символом

 

______________________
Сколько слогов в слове? - ; --- ; ---. Над ударным слогом нарисуй наклонную черточку      
Определи твердость или мягкость звука [Ч] в словах

Подбор предложения к схеме.

 

Наклей картинку, которая подходит к схеме предложения   _________ _________ ___________.    

Произнеси предложение вслух, показывая пальцем каждое слово

 

 

Звук [Щ]

Выделить звук [Щ] в начале, середине и конце слова.

Определить количество частей (слогов) в словах.

Найти слог, который произносится громче всех (ударный слог).

 

  Щ
Найди и обозначь место звука [Щ] в слове (начало, середина, конец) символом         _______________   _____________   _____________
Сколько слогов в слове? -; --; ---. Над ударным слогом нарисуй наклонную черточку        
Определи твердость или мягкость звука [Щ] в словах  

Подбор слов к схемам

Нарисуй или наклей картинки, названия которых подходят к схемам.

Проговаривай слова вслух, выделяя голосом ударение в словах.

Назови ударный слог.

      _______________________         ______ _____ ______
       ________________________                 ____________
           ________ __________

Звуки [Л],[Л']

Выделить звук [Л] в начале, середине и конце слова.

Определить количество частей (слогов) в словах.

Найти слог, который произноситься громче всех (ударный слог).

Определить твердость или мягкость звука [Л].

Л      
Найди и обозначь место звука [Л] в слове ( начало, середина, конец) символом         ________________     _______________     _______________
Сколько слогов в слове? -; --; ---. Над ударным слогом нарисуй наклонную черточку        
Определи твердость или мягкость звука [Л] в словах  

 

Подбор слов к схемам

Нарисуй или наклей картинки со звуком [Л], которые подходят к словам   

______ _________
             
     

___________

 


 

Нарисовать схему предложения.

 

Володя пилит доску пилой .        

 

 

Звуки [Р] и [Р']

Выделить звук [Р] в начале, середине и конце слова. Определить количество частей (слогов) в словах. Найти слог, который произносится громче всех (ударный слог). Определить твердость или мягкость звука.

Р        
Найди и обозначь место звука [р] в слове ( начало, середина, конец) символом         ________________     _______________     _______________
Сколько слогов в слове? -; --; ---. Над ударным слогом нарисуй наклонную черточку      
Определи твердость или мягкость звука [р] в словах        

 

Звуковой анализ слова руль

Найди и обозначь место звука ] в слове (начало, середина, конец) символом

______________
Нарисуй столько кружков по порядку, сколько звуков в словах. Раскрась гласные звуки красным цветом, твердые согласные - синим, мягкие согласные звуки – зеленым    
Сколько слогов в слове? -,--,---. Над ударным слогов нарисуй наклонную линию

Назови все звуки по порядку

Сколько в слове согласных звуков?

Сколько в слове гласных звуков?

Анализ предложения

 

Дети идут в лес.      
Нарисуй сему предложения. Не забудь, что первое слово должно быть с прописной буквы, в конце предложения ставится точка. Обозначь предлог    
Подели каждое слово на слоги: -; --; ---.    
Назови слово по порядку:  - первое слово; - последнее слово; - слово, которое стоит после первого слова; перед последним словом  

 

Звуковой анализ слова лапы

 

Послушай, как произносится каждое слово    
Нарисуй последовательность звуков в слове. Раскрась гласные звуки и твердые и мягкие согласные   ___________________    
Подели слова на слоги: -; --; ---. Выдели ударный слог    
Определи количество: - гласных звуков в каждом слове, назови их; - согласных звуков в каждом слове, назови их. Назови твердые и мягкие согласные звуки  

Назови все звуки по порядку

 

Звуковой анализ слов мышка, мишка

Послушай, как произносится каждое слово  
Нарисуй последовательность звуков в слове. Раскрась гласные звуки и твердые и мягкие согласные      _______________      ________________
Подели слова на слоги: -; --; ---. Выдели ударный слог    
Определи количество: - гласных звуков в каждом слове, назови их; - согласных звуков в каждом слове, назови их    
Назови все звуки по порядку      

 

Формирование звукослогового

Анализа слов.

Пособие содержит оригинальные комплексные таблицы, позволяющие полноценно проанализировать звуковой состав и состав предложения. Рассчитано на работу с детьми 5-7 лет, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи, общее недоразвитие речи, при подготовке к обучению грамоте.

 

 

Пособие разработала

учитель-дефектолог (логопед)

Герасимчук Н. Е.


Введение.

Дети старшего дошкольного возраста, имеющие различные речевые нарушения, могут испытывать значительные трудности, как в усвоении программы детского сада, так и в даль­нейшем при обучении в общеобразовательной школе.

Нарушения звукопроизношения, недоразвитие фонемати­ческого восприятия нередко препятствуют формированию звукослогового анализа слов — необходимой ступени к овладе­нию ребенком устной и письменной речью.

Используя традиционные формы работы по анализу звуко­вого состава слов (звуковые линейки, звуковые часы, карточ­ки-звуки, индивидуальный раздаточный материал), а также новые (дидактические и подвижные игры, настольные игры для развития фонематической стороны речи), часто прихо­дится сталкиваться с определенными трудностями.

Охарактеризуем основные из них.

1. В большинстве заданий и игровых приемов с детьми отрабатывается лишь одно из понятий, касающихся звуково­го состава слова («Определи первый звук в словах», «Найди место звука в слове» и т.д.).

2. Не всегда возможно полноценно, даже с опорой на на­глядность, сравнить сразу несколько слов по их звукослоговому составу. Это требует большого количества раздаточного дидактического материала (предметных картинок, символов звуков, слогов), занимает много места за рабочим столом ре­бенка, предполагает достаточно длительный по времени про­цесс звукового разбора слов, не всегда удобный на групповых занятиях.

3. Традиционные и современные формы работы по звуко­вому анализу слова, безусловно, полезны и увлекательны. Однако проследить успехи или трудности каждого ребенка при формировании представлений о звуковом составе слова достаточно сложно без анализа его достижений в сжатой, на­глядной форме.

Таблицы различаются по сложности и объему изучаемого материала. Чем больше объем заданий для звукового ана­лиза слов, тем меньшее количество слов (предметных картинок) предлагается для разбора.

Работа с таблицами предусматривает последовательный анализ слов по вертикали, а затем сравнение отдельных дан­ных по горизонтали. Это позволяет находить сход­ство и различие места звука в словах, количество слогов, мес­то ударения в различных словах, твердость и мягкость соглас­ных звуков, количество гласных и согласных звуков в словах.

Задания и вопросы:

—назвать картинки, которые изображены на верхней строч­ке таблицы;

—какой общий звук в названиях этих картинок?

—показать букву ж в таблице;

—где находится звук [ж] в слове жук: в начале, середине или конце? В клеточке под картинкой с изображением жука нарисовать кружок в начале линии (в начале слова);

—поделить слово на части. Сколько получилось частей? В следующей клеточке, которая ниже, нарисовать одну чер­точку;

послушать, как произносится звук [ж] в слове — твердо или мягко? Каким цветом нужно раскрасить кружок — синим или зеленым? В клеточке, которая ниже, раскра­сить кружок в синий цвет;

назвать по порядку все звуки в слове; нарисовать в следую­щей клеточке столько кружков, сколько звуков в слове;

—закрасить красным цветом гласные звуки, синим (или зе­леным) — согласные.

Так же разбирается следующее слово. Затем сравнивается звукослоговой состав слов:

где находится звук [ж] в словах жук и лыжи!

—сравнить количество слогов в этих словах. Оно одинаковое? Какое слово длиннее, какое короче?

—в обоих ли словах звук [ж] твердый?

—сколько звуков в словах жук, лыжи!

—назвать гласные звуки в этих словах;

—назвать согласные звуки в этих словах.

В дальнейшем, когда у детей закрепится умение достаточ­но свободно анализировать слова, можно вводить сравнение по следующей инструкции:

—что общего в этих словах (чем похожи слова)?

—чем отличаются данные слова?

В ответах на такие вопросы возможна опора как на зри­тельный образ проанализированного слова, так и на его слу­ховое восприятие без опоры на таблицу. Соответственно опора на зрительный образ может быть предложена для детей сла­бой подгруппы, а опора на слуховое восприятие для детей сильной подгруппы. Данный прием отвечает принципу ин­дивидуально-дифференцированного обучения звуковому ана­лизу слов.

Анализ самостоятельно заполненных детьми таблиц дает возможность проследить динамику положительных результа­тов усвоения знаний, умений и навыков в области звукового состава слова. Соответственно видны и пробелы в усвоении материала: неумение определить место звука в слове, после­довательность звуков в словах, делить слова на слоги, разли­чать твердые и мягкие согласные, согласные и гласные зву­ки, нарушение пространственной ориентировки (левая сторо­на, правая, выше, ниже; предлогов: между, за, перед, после).

Дети с низким уровнем сформированности психических и речевых процессов нередко не умеют мыслить самостоятель­но, они повторяют ответы других детей, не вдумываясь в их смысл и правильность. Данные таблицы дают возможность приобретения такими детьми умения самостоятельно обдумы­вать каждое задание. Опираясь на уровень развития конкрет­ного ребенка, можно создать таблицу, по­зволяющую компоновать разнообразный материал для любого ребенка:

—подбирать предметные картинки в соответствии с состоя­нием звукопроизношения, используя только правильно про­износимые звуки;

—уменьшать или увеличивать количество картинок для зву­кового анализа;

—разнообразить виды заданий по разбору звукового состава слов.

В результате использования такой формы работы конкрети­зируется индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ребенку, имеющему речевые нарушения.

Таблицы можно использовать не только на занятиях, они становятся неотъемлемой частью выполнения домашних зада­ний в индивидуальных тетрадях. Анализируя каждое слово и графически его, обозначая, ребенок (под руководством взрос­лых) учится самостоятельности, усидчивости. У него повыша­ется чувство заинтересованности и ответственности, появляет­ся удовлетворенность результатами своего труда, совершенству­ются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, развивается пространственная ориентировка на листе бумаги. Ребенок зрительно воспринимает план своих дей­ствий. Сжатая форма таблиц сокращает время на выполнение заданий, избавляя детей от переутомления.

Работая с таблицами в течение учебного года, ребенок быст­рее и прочнее усваивает изучаемый материал, лучше выпол­няет звуковой анализ любых слов, изучаемых в рамках про­граммы.

Выполняя различные задания в таблицах, дети способны к самостоятельной работе уже в начале второго периода. Благо­даря этому у логопеда появляется возможность для выработки у детей таких важных качеств, как самоконтроль и само­оценка, используя при этом две формы работы: по словесной инструкции и по образцу.

Например, для самоконтроля по словесной инструкции де­тям предлагаются следующие вопросы:

—в слове аист, где стоит звук [а]? (в начале слова);

—сколько слогов в слове лиса? (2 слога);

—каким цветом закрасили мягкий звук [м'] в слове мел? (зеленым).

Если все задания выполнены правильно, детям под табли­цей нужно наклеить или нарисовать большую звезду (для по­ощрения использовать яркие наклейки), если частично — маленькую звездочку.

При самоконтроле по образцу детям предъявляется лист с правильно выполненным заданием, и они соотносят свою ра­боту с образцом.

Таким образом, дети самостоятельно оценивают выполне­ние своего задания, что в последующем повышает их внима­ние, умение слушать и слышать словесную инструкцию пе­дагога, ответственность за результаты своей работы.

Практика использования таблиц в составлении схемы слов показывает, что они полезны как для закрепления правиль­ного произношения, так и для формирования грамматическо­го строя речи.

Родителям, чьи дети посещают логопедическую группу, очень нравятся такие таблицы, потому что они помогают им лучше понимать те задачи, которые ставит перед детьми ло­гопед, закреплять полученные детьми знания. Работа с таб­лицами, на наш взгляд, является удачным вариантом закреп­ления навыков звукослогового анализа слов на логопедичес­ких занятиях и в домашних условиях. Данные таблицы можно использовать и в массовых группах детских садов при подго­товке детей к обучению в школе, и на первом этапе обучения в начальной школе.

Доступность в понимании сути работы с таблицами детьми и родителями, простота в использовании таблиц и символов при изучении звукослогового анализа слов, одновременное включение в коррекционно-образовательную деятельность слу­ха, зрения, моторики ведут к развитию у детей памяти, вни­мания, восприятия, мышления, а совместная заинтересован­ная работа логопеда, ребенка и родителей значительно повы­шает эффективность коррекционно-воспитательной работы.

 

 


Первый период

Условные обозначения

   - [ у ];        

   - [ а ];

   - [ и ];

   - [ о ];

    - [ ы ];

 

- гласные звуки (обозначаются красным цветом);


- твердый согласный звук ( обозначается синим цветом);

- мягкий согласный звук ( обозначается зеленым  цветом);


________   -  звук в начале слова;

________ - звук в середине слова;

________ - звук в конце слова.

Звук [ У]

Определить наличие или отсутствие звука [ У] в словах.

  У        
Послушай, как звучит каждое слово. Если в слове есть звук  [ У], нужно обозначить его символом        

Выделить звук [У] в начале слова ударной позиции.

У
Найди звук [У] в начале слов и обозначь его символом в нужном месте          ______________            ______________        ______________

 

 

Звук [А]

Определить наличие или отсутствие звука [А] в словах.

        А    
Послушай, как звучит каждое слово. Если в слове есть звук [А], обозначь  его символом      

 

Выделить звук [А] в ударной позиции в начале и конце слова.

  А
Обозначь символом место звука [ А] в слове: в начале или в конце слова ___________ ____________ ____________

Анализ звукосочетания УА

УА      ________________

Послушай, как плачет малыш: УА.

Какой первый звук ты слышишь? Обозначь его место символом

Какой следующий звук ты слышишь? Обозначь его место символом

Анализ звукосочетания АУ

АУ     _________________

Послушай, как кричит мальчик: ау

Какой первый звук ты слышишь? Обозначь его место символом

Какой следующий звук ты слышишь? Обозначь его место символом

Звук [И]

Определить наличие или отсутствие звука [И] в словах.

И
Послушай, как звучит каждое слово, если в слове есть звук [И], обозначь его символом

Выделить звук [И] в начале и конце слов в ударной позиции.

  И
Обозначь символом
 


место звука [И] в слове: в начале или конце слова

 

____________ ______________ ____________

Звук [О]

Определить наличие или отсутствие звука [О] в словах.

О
Послушай, как звучит каждое слово. Если в слове есть звук [О], обозначь его символом  

Выделить звук [О] в начале, середине и конце слова в ударной позиции.

О
Найди место звука [О] в слове и обозначь его символом                         ____________ ____________ ____________

Повторение звуков [У],[А],[И],[О]

Послушай сочетания звуков в левом столбике.

В правом столбике изобразить каждое звукосочетание нужными звуковыми

символами: [У] - ,   [А] -     , [И] -        ,[О] –

УАИ  
ИАУ  
АУИ  
ИУА  
УИА  
АИУ  

 

 

Звуки [М], [М']

Выделить звук [М] в начале, середине и конце слова.

Определить твердый или мягкий звук [М] в словах.

М
Найди и обозначь место звука [М] в слове (начало, середина, конец) символом ___________ ___________ ___________
Определи твердость или мягкость звука [М] в словах 
 

Звуки [Д], [Д']

Выделить звук [Д] в начале, середине и конце слова.

Определить, твердость или мягкий звук [Д] в словах.

Д
Найди и обозначь место звука [Д] в слове (начало, середина, конец) символом         ____________ _____________ _____________
Определи твердость или мягкость звука [Д] в словах
 




Выбрать любую картинку и придумать со словом, изображающим предмет, предложение.

Сделать звуковой анализ слова дом.

Составь схему слова из кружков разного цвета.

Назови звуки в слове по порядку.

Звук [Ы]


Дата: 2018-12-21, просмотров: 472.