Модернизация в Европе (определение этапы, характерные черты)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Вопросы

Часть 1

Периодизация истории.

Периодизация истории — особого рода систематизация, которая заключается в условном делении исторического процесса на определённые хронологические периоды. Эти периоды имеют те или иные отличительные особенности, которые определяются в зависимости от избранного основания (критерия) периодизации.

Есть общепринятое деление, на котором основываются все народы мира, - эту периодизацию называют классической. В ней выделяют такие периоды: доисторический, античный, средневековый, раннее новое время, новое время и новейшее.

Доисторическим периодом называют первобытные времена, исследование истории которых затруднено в связи с отсутствием письменных источников. Любые исследования строятся на найденных артефактах, которые обнаруживают археологи при раскопках. Помогают исследовать этот период такие смежные науки, как этнология, биология, палеонтология, геология, палинология, антропология и археоастрономия. Так стали называть этот период в девятнадцатом веке, когда интерес к изучению истории вырос до профессионального уровня и преодолел историческое аматорство. В принципе, употребить этот термин можно к любому отрезку времени, в котором не существовало письменности. Неудобство введения именно этого принципа разделения в том, что письменность появляется у разных народов в разное время, поэтому нет унифицированного конца этого периода. –

Периодизация истории выделяет после развития письменности самый загадочный и один из самых плодотворных периодов – античный. Обычно его отождествляют с историей Греции и Рима, однако началом периода принято считать начало минойской и микенской цивилизаций. Именно в это время возникают первые государства, появляются экономические и дипломатические контакты, например, с Древним Востоком. Возникает письменность. В социальной сфере можно отметить преимущество родовых отношений, начало обработки металлов и в связи с этим бурное развитие ремесел. Этот же период характеризуют как период строительства шикарных дворцов и целых комплексов. Периодизация истории античного периода заканчивается падением Римской империи.

Средние века начинаются со времен падения Римской империи. Этот период на начальном этапе характеризуется определенным спадом в социальных отношениях, экономике. В это время усилились варварские набеги на ослабленные государства, что привело к падению Рима в 410 году. После этого можно отметить такие выдающиеся события, как великое переселение народов, образование государства франков, Скандинавии, Моравии и Киевской Руси, Португалии и Испании, Византийской империи. Для периода с одиннадцатого по четырнадцатое столетие характерен постепенный кризис франкского государства, последующее образование Германии и Франции. Появление Польши и Великого княжества Литовского. Раннее новое время – это период, длящийся с конца пятнадцатого столетия до середины семнадцатого. В это время зарождается капитализм, хотя еще превалирует феодальный строй. В это же время произошли многие географические открытия, технический прогресс, рост торговли и промышленности, изменения в мировосприятии, структуре общества. Периодизация истории следом за средневековьем рассматривает новое время, окончанием которого принято считать окончание Первой мировой войны. В это время произошли коренные перемены, начали развиваться различные науки, в некоторых странах наступил кризис абсолютизма, установилась парламентская демократия.

Новейшее время начинается с окончания Первой мировой войны. Отличительные черты этого этапа – Вторая мировая война, технические изобретения, образование миротворческих организаций, мировое сотрудничество, развитие дипломатических связей на мировом уровне. В то же время представителями марксистского учения разработана иная периодизация истории, основанная на способах производства. В советское время ее существенно дополнили историки, поэтому и периодизация стала называться советской. Согласно этой периодизации, есть первобытное время, рабовладение, феодализм, капитализм и коммунизм. Еще один тип периодизации, так называемый «плоскостной», основывается на развитии отдельной страны, например, есть периодизация истории России т.д. В каждом конкретном периоде выделяются те этапы, которые важны для истории именно этой страны.

 

 

Великая депрессия» в США.

Великая депрессия (англ. Great Depression) — мировой экономический кризис, начавшийся в 1929 году и продолжавшийся до 1939 года. (Наиболее остро с 1929 по 1933 год). Поэтому 1930-е годы в целом считаются периодом Великой депрессии.

Великая депрессия наиболее сильно затронула США, Канаду, Великобританию, Германию и Францию, но ощущалась и в других государствах.

Новый курс» Д.Рузвельта

 

Преодоление Великой депрессии связывают с радикальным Новым курсом президента Франклина Рузвельта,.В результате принятых мер американская экономика сумела к 1937 г. почти достигнуть уровня1929 г., улучшить судьбу безработных, увеличить реальный валовой национальный товар.

Но США удалось оправиться от последствий Великой депрессии лишь к началу Второй мировой войны.

«Но́вый курс» (англ. New Deal) — название экономической политики, проводимой администрацией Франклина Делано Рузвельта начиная с 1933 года с целью выхода из масштабного экономического кризиса (Великая депрессия), охватившего США с 1929 по1933.

В течение первых ста дней после вступления в должность президент представил конгрессу на утверждение множество законопроектов. Первыми мероприятиями администрации были временное закрытие банков для упорядочивания их деятельности и восстановления доверия к банковской системе, а также организация общественных работ для безработных.

Борьба с безработицей

В целях уменьшения безработицы, снижения её негативных последствий принимались экстраординарные меры. Руководство осуществлением этих мер возлагалось на Федеральную администрацию чрезвычайной помощи, замененную вскоре Администрацией развития общественных работ. Безработных направляли в создаваемые специальные организации («трудовые лагеря»), занимавшиеся строительством и ремонтом дорог, мостов, аэродромов и т. д. Особую роль играла организация работ для молодежи. Проведение «Нового курса» потребовало мобилизации значительных денежных ресурсов, которые оказались (это было важнейшим фактором успеха) в распоряжении правительства Рузвельта. Вначале общественные работы организовали только для мужчин, которых считали кормильцами их семей. Во многих штатах закон запрещал занимать административные должности одновременно мужу и жене, и это правило было распространено также на работы для безработных. Лишь к 1935 г. правительственные программы начали помогать и женщинам-одиночкам, самостоятельно ведущим свои хозяйства. Женщин в основном нанимали на швейные работы для нужд госпиталей и благотворительных организаций.

Законы о труде

В то время большинство дел, связанных с отношениями между работником и работодателем, рассматривались судами на основе общих принципов обязательственного права, не учитывающих фактическое социально-экономическое неравенства сторон в договоре. Законом Норриса-Лагардия (1932 г.) несколько сужалось право судов издавать так называемые судебные предписания по поводу трудовых конфликтов, что фактически давало возможность судам по своему усмотрению срывать любую забастовку. Этот закон запрещал предпринимателю заставлять рабочих подписывать контракты, обязывающие их не вступать в профсоюз.

Принятый в 1935 г. закон Вагнера стал важной вехой в развитии трудового законодательства США. Впервые в общефедеральном масштабе легализовалась деятельность профсоюзов. При этом запрещалось уголовное преследование трудящихся за создание профсоюзов и участие в легальных забастовках; предприниматели обязывались заключать с профсоюзами коллективные договоры и не принимать на работу лиц, не состоящих в профсоюзах, подписавших коллективный договор (вводился так называемый принцип закрытого цеха); признавалось право на забастовки, если нарушались предписания закона. Для контроля за выполнением закона создавалось Национальное управление по трудовым отношениям. Его руководящий состав назначался президентом с одобрения сената. При обнаружении незаконных действий в трудовой практике Управление оформляло дело для передачи его в суд. Лица, препятствовавшие работе Управления, подлежали по суду наказанию штрафом до 5 000 долл., или тюремному заключению до одного года, или одновременно обоим видам наказания.

К 1937 г. занятость в частном секторе США восстановилась до уровня конца 1920х годов, но её дальнейший рост приостановился до начала второй мировой войны.

Пенсионные фонды

В 1935 г. при активной поддержке Эвелин Бернс был принят закон о социальном обеспечении, явившийся первым в истории США общефедеральным нормативным актом такого рода. Создавалось Управление по социальному страхованию. Отныне пенсии по старости должны были выплачиваться гражданам США, отвечавшим определённому цензу оседлости и достигшим 65-летнего возраста, при условии «…если его общий заработок, как это будет установлено Управлением, за период с 31 декабря 1936 г. и до достижения им возраста 65 лет не превысит 3 000 долл. Выплачиваемая ему ежемесячно пенсия будет равняться 1/2 от суммы его вышеупомянутого общего заработка…» Для формирования пенсионного фонда в дополнение к другим налогам устанавливался новый ежегодный налог на индивидуальные доходы работающих по найму в размере 1 % с последующим повышением налога на 0,5 % через каждые следующие три года. Для предпринимателей в дополнение к ранее существовавшим налоговым обложениям вводился налог в размере 1 % общей суммы выплаченной им зарплаты, через каждые следующие три года налог повышался на 0,5 %. В 1938 г. был принят закон о справедливом найме рабочей силы, фиксирующий максимальную продолжительность рабочего времени для некоторых групп трудящихся и минимум зарплаты.

Жилищное строительство

Были приняты меры для стимулирования жилищного строительства. Для этого были созданы два новых органа: Федеральная домовая администрация (Federal Housing Administration) и Корпорация домовладельцев-заемщиков (Home Owners' Loan Corporation). Первая устанавливала единые государственные стандарты жилищного строительства, а последняя стимулировала ипотечное кредитование. В результате сроки выплаты займов по ипотеке выросли от 5-10 до 30 лет, а количество американцев, владевших собственным жильем — от 40 % до 66 % населения (через сорок лет, когда займы были выплачены).

 

Партии)

 

При Карле II сформировалось две политические группировки, которые позаимствовали свои названия из лексикона ирландских мятежников. Группа консервативно и жестко настроенных роялистов, выступающих в союзе с крупной земельной знатью, получила название “тори” (так ирландцы называли вымогателей), а группа противников королевского абсолютизма из числа землевладельцев, промышленников, торгово-финансовых кругов получила название “виги” (от слова “крылья”, в том числе крылья-фланги мятежного войска). Этим названием ирландцы характеризовали местных протестантов, так как сами были католиками. Размежевание сил на две крупные политические группировки, их устойчивое соперничество привели к созданию двухпартийной системы.

“Лидер английских социалистов Г. Ласки писал в конце 30-х годов XX столетия, что в Англии государство управлялось фактически одной партией с 1689 года. Эта партия просто разделилась на два крыла, но ссоры между ними всегда носили характер семейных раздоров и неизменно завершались компромиссами. Более проницательным выглядит суждение правоведа Лоуэлла, заметившего в работе 1912 года, что выражение “оппозиция его величества” является “величайшим вкладом XIX века в искусство управления, так как оно предполагает, что партия, отстраненная от власти, сохраняет полную лояльность по отношению к государственным институтами всегда готова снова прийти к власти, не нарушая политических традиций страны”.

Во второй половине XIX века Нарастающее недовольство политикой правящих кругов и бедность рабочего класса приводило к тому, что полтора миллиона привилегированных рабочих ещё более дорожили своим обеспеченным положением. Эволюция экономики Англии делала неизбежной обострение борьбы двух тенденций в рабочем движении – революционной и оппортунистической.

В 1871 году рабочие получили право проводить стачки. В период кризиса 1885-1886 годов впервые за долгие десятилетия с массовых демонстраций безработных начинается активное движение самой низкооплачиваемой прослойки общества – пролетариата. Коней 1880-х – начало 1890-х были отмечены подъемом стачечного движения в Англии. Толпы людей, которые в течение долгих месяцев не могли найти применения своим силам, что было связано с утратой Англией торгово-промышленной монополии, стали собираться на окраинах Лондона, делиться своими горестями, слушать ораторов, в число которых входили социалистические агитаторы. Они пытались объяснить массам причины создавшегося положения, призвать их к активной борьбе. После того, как суд заставил выплатить тред-юнионов (рабочих союзов), компенсацию за одну из устроенных ими стачек, руководители тред-юнионов приняли решение начать борьбу за места в парламенте, чтобы оказывать влияние на законодательный процесс.

Для проведения рабочих депутатов в парламент страны руководство английских тред-юнионов создало в 1900 году Комитет рабочего представительства, преобразованный в 1906 году в лейбористскую партию.

Социалистическая ориентация партии была своеобразной: исходя из идей прообраза лейбористов – Фабричного общества, - любое расширение деятельности государства рассматривалось как путь к социализму. С 1918 года в уставе партии появился пункт о создании общественной собственности на средства производства. Уже в Хартии 1947 года фигурировала идея «построения государства всеобщего благоденствия». Практические установки партии подразумевали расширение национализации промышленности, усиленное налогообложение богатых (тогда как консерваторы, напротив выступали за укрепление свободного частного предпринимательства и сокращения разных видов социальной помощи государства). Лейбористская партия опиралась на более оформленную организацию. Ее устав (1950) подразумевал возможность коллективного и индивидуального постоянного членства. Коллективное членство, главным образом тред-юнионов, обеспечивало массовость партии (свыше 6,5 миллионов коллективных и до 0,3 миллиона индивидуальных членов к концу XX века).

После Первой мировой войны некоторое время политическая жизнь характеризовалась соперничеством трех партии: консерваторов, либералов и лейбористов. Но начиная с 1920-х годов значение политической альтернативы консерваторам в государстве перешло к Лейбористкой партии и возродилась традиционная двухпартийность.

Демократизация общественной жизни, перемены в социальной структуре Великобритании видоизменения облика Британской империи привели в Новейшее время к существенному видоизменению традиционной системы политических партий. Основой политической организации парламентских институтов осталась двухпартийная система, однако содержание междупартийного «противостояния» переменилось.

Консервативная партия (наследница исторических «тори») сохранила свое значение крупнейшей парии страны и находилась у власти в наиболее ответственные периоды истории государства. Особенный вклад в укрепление позиций партии внес У. Черчилль (1874-1965), возглавивший правительство в годы Второй мировой войны. К концу 20 века число членов партии приближалось к 2 миллионам человек. Регулярно около 40 % избирателей отдавали свои голоса на выборах, как в парламент, так и в органы местного самоуправления. Особенно длительное нахождение партии у власти в последние десятилетия XX века (1979-1997 годах) способствовало стабилизации британской экономики, повышению престижа страны на международной арене.

Вторая из исторических партий Великобритании – Либеральная – постепенно утратила свое значение альтернативы консерваторам. Итоговый политический «взлет» партии пришелся на начало века, когда некоторое время ее лидером был Д. Ллойд-Джордж, премьер-министр в 1916-1922 годах. В 1920-е годы из-за аморфности своей государственной и политической позиции партия постепенно утратила массовую поддержку населения на выборах, и к концу века перешла в разряд малозначимых политических движений. Часть ее членов образовали вместе с отклонившимися социал-демократами Социал-Либеральную партию (1988), выступившую с программой парламентских реформ и усиления гарантий гражданских свобод.

Основополагающим мотивом деятельности обеих из доминирующих партий неизменно была полная поддержка наличных государственных институтов, то есть это были полностью конституционные партии, которые вели борьбу за преобладание в парламенте и право организации правительства. Поэтому одним из поворотных моментов в функционировании двухпартийной системы стало закрепление официального статуса за оппозицией (какая бы партия в ней не находилась). С начала XX века «оппозиция его величества» неизменно привлекалась к согласованию с партией власти некоторых ключевых вопросов политики, ее участие было обязательным при обсуждении бюджета, в каждую сессию предусматривалось 29 дней для вопросов, обсуждаемых в интересах оппозиционной партии.

В 30-х годах XX века оппозиция полностью приобрела государственный характер: по Закону о министрах короны 1937 года учреждалась оплачиваемая должность лидера оппозиции, с 1964 года на жаловании находятся и партийные парламентские «кнуты» оппозиции. Конституционным обычаем закрепилось образование параллельного официальному «теневого» правительственного кабинета из членов оппозиционной партии (в составе лидера партии, его заместителя, парламентского «кнутартии (в составе лидера партии, его заместителя, парламентского "альному теневого правительства официального статуса за оппозици», 12 «министров»), который обязательно находился в курсе важнейших государственных дел страны.

Главным плюсом двухпартийной системы является возможность выбора. Постоянное соперничество партий дает положительные тенденции для развития страны. Кроме этого постоянность политических партий в Англии, в отличие от стран с огромным количеством реально соперничающих за власть политических партий (например, в России), создает реальную ответственность партий перед своими избирателями. Партии поочередно сменяют друг друга у власти, создавая преемственность, которая приносит политическую стабильность. Но опасность двухпартийной системы заключается в том, что партии могут быть разными только на словах, а не на деле, тогда такая система ничем не будет отличаться от однопартийной, которая зачастую приводит в тупик.

 

12.Третья Республика во Франции (Партийная система)

Третья французская республика — политический режим, существовавший во Франции с 4 сентября 1870 по 22 июня 1940 года.

Провозглашение Третьей республики, а затем и утверждение в ее государственном строе парламентского режима вывели на новое важное место в политической системе политические партии. В силу традиций французского общественного движения политические партии имели особые черты и характер, отличавшие их от классических образцов партийного парламентаризма в Великобритании или США.

Политические партии периода Третьей республики имели характер в большей степени общественных движений, связанных с борьбой за качественно разные формы государственно-политического устройства. Соответственно резким становилось и размежевание представителей того или другого движения в органах власти – как на общенациональном, так и местном уровне. В начальный период Третьей республики (до конца 1880-х годов) главенствующими общественными движениями – партиями были монархисты и республиканцы. Монархисты вели свою историю с 1820-х гг. в качестве сторонников монархически-конституционной и авторитарной организации власти; важное место в их политической позиции занимала всесторонняя поддержка католической церкви и, исходя из этого, отрицание всеобщих политических свобод, поддержка всестороннего государственного вмешательства в общественную жизнь. Движение это не было вполне единым и подразделялось на сторонников легитимной монархии Бурбонов, на орлеанистов и даже на бонапартистов (последних в годы Третьей республики становилось все меньше). Последним взлетом монархического движения было патриотическое движение под маской национальной республики в поддержку генерала Буланже (1887-1889), ввиду обострения обстановки в Париже и недовольства республиканцами, даже чреватое государственным переворотом. После этой неудачи разные партии монархического толка постепенно преобразовались в преимущественно националистические течения.

Республиканцы выросли главным образом из движения в поддержку Второй республики и парламентской оппозиции периода Второй империи. Их политическое оформление пришлось на 1869-1870 гг., когда они выдвинули требования парламентских преобразований. Республиканцы также представляли сочетание самых разных течений, для которых общим было только отрицание монархической государственности. Наибольшее значение в 1880-е гг. получил Республиканский союз, возглавляемый Л. Гамбеттой, выдающимся оратором и публицистом эпохи. Однако уже в это время относительное единство республиканцев стало распадаться, выделилась группа радикалов во главе с Ж. Клемансо. Радикалы требовали демократического развития конституции, демократической социальной политики, отделения церкви от государства, светскости образования. Параллельно был выдвинут социализированный лозунг «Собственности для всех!». В 1902 г. радикалы сформировали отдельную Республиканскую партию радикалов и радикал-социалистов.

Как монархические, так и республиканские партии не обладали сложившейся организационной структурой. Они практически не вели никакой организационной работы вне избирательных кампаний (кроме просветительно-пропагандистской). Поэтому роль политических центров в них играли, как правило, те или другие политические газеты.

Несравненно большую силу, чем в других западных странах того времени, во Франции Третьей республики получило организованное социалистическое и коммунистическое движение. Предпосылками этому были революционные традиции страны, несколько худшее социальное положение рабочих и особо активная деятельность здесь международных коммунистических групп и Первого интернационала (несмотря на официальное запрещение его в 1873 г.). Из рабочих объединений в 1880 г. сложилась самостоятельная Рабочая партия марксистского направления – во главе с Ж. Гедом и П. Лафаргом. Тогда же возникла Анархистско-радикальная партияпреемников коммунаров и теорий О. Бланки – Центральный революционный комитет. Однако впоследствии она не играла самостоятельной роли, примыкая то к республиканцам, то к рабочим-социалистам. Самой мощной левой силой стали социалистические партии, заявившие о себе успехом на парламентских выборах 1893 г. Социалистическое движение было неоднородно: одна его часть, сохранявшая марксистские позиции, стремилась к социалистической революции и широким социальным реформам, другая считала приемлемым своего рода «либеральный социализм». Окончательному размежеванию послужил т. и. казус Мильерана (1899), когда один из видных деятелей социалистической партии вошел в состав республиканского «буржуазного» правительства. Практика участия социалистов в таких правительствах послужила толчком к внутреннему расколу., В начале XX в. окончательно сложились две самостоятельные социалистические партии: Социалистическая партия Франции, сохранявшая марксистские традиции, во главе с Ж. Гедом (1903) и Французская социалистическая партия во главе с Ж. Жоресом, допускавшая политический оппортунизм и более демократическая по своей программе (1902).

 

Гитлер)

 

Фашизм (итал. «fascimo – пучок, связка, объединение) − политическое течение, возникшее в капиталистических странах в период общего экономического и политического кризиса и выражающего интересы наиболее реакционных и агрессивных сил империалистической буржуазии.

Важнейшие отличительные черты фашизма – использование крайних форм насилия для подавления трудящихся, шовинизм, расизм, максимальный контроль над всеми проявлениями обществ, и личной жизни граждан, разветвленные связи с достаточно многочисленной частью населения, не относящейся к правящим классам, способность мобилизовать и политически активизировать ее в интересах эксплуататорского строя. Внешняя политика фашизма – политика империалистических захватов.

В центре фашистской идеологии – идеи военного захвата, расового неравенства, вождизма (принцип фюрерства), всевластия государственной машины.

Особое место в политической истории Италии 1-й четверти XX в. занимает кризис буржуазно-либерального государства. Итальянская монархия во главе с королем Виктором Эммануилом III было практически не способно справиться с серьезными трудностями первых послевоенных лет. Итальянская буржуазия не располагала какой-либо крупной, хорошо организованной политической партией, способной добиться парламентского большинства и затем стабилизировать внутриполитическую ситуацию. Буржуазные круги нуждались в новой сильной партии, связанной с массами. В марте 1919 г. по инициативе католических кругов и на базе массового католического движения была создана Народная партия (пополари, от итальянского «роро1о» – «народ»). По сути, это была буржуазная партия, опиравшаяся на широкие массы крестьянства, мелкой буржуазии города отчасти на пролетариат и использовавшая традиционно глубокие религиозные чувства итальянцев. Программа Народной партии содержала требования, близкие интересам ее рядовых членов, с целью отвлечь массы от социалистической партии.

В ноябре 1919 г. состоялись парламентские выборы, полностью отразившие сдвиги в расстановке политических сил послевоенной Италии. На первом месте по числу поданных голосов оказалась Итальянская социалистическая партия (ИТС), на втором Народная партия. Буржуазные группировки получили менее половины парламентских мест. Чтобы не допустить «опасного» союза двух крупнейших партий – ИСП и Народной – депутаты других буржуазных партий блокировались с пополари, отколов их от социалистов. У власти, таким образом, остался блок буржуазных партий. Как любой многоликий блок, он не мог быть прочным и, следовательно, стабильности государству не добавлял.

Слабость итальянского государства в проведении им внутренней и внешней политики, плюс последствия «искалеченной победы», плюс активное массовое движение трудящихся в 1919-1920 гг., успех социалистов, а также крушение идеалов и стереотипов довоенного времени в массовой психологии итальянцев создали комплекс конкретно-исторических условий, в которых возник фашизм.

В марте 1919 г. в одном из особняков Милана была создана первая фашистская организация. Ее первоначальные требования демагогически провозглашали ликвидацию монархии и отмену титулов, требование налога на крупный капитал и упразднение обязательной воинской повинности, 8-часовой рабочий день и аграрную реформу. Фашистские организации стали называться боевыми союзами (по-итальянски «фаши ди комбаттименто»). Фашисты ввели военизированную форму – черные рубашки, особую организационную структуру – легионы, когорты и древнеримское приветствие – взмах протянутой вперед прямой руки. Шумная и энергичная деятельность итальянских фашистов была направлена, во-первых, на разжигание националистических настроений захватнической внешней политики, во-вторых, против организованного рабочего движения и его партий и в-третьих, на поиски поддержки влиятельных монополистических кругов и верхушки армии. Однако в течение 1919-1920 гг. демагогическая пропаганда фашистов массового успеха не имела: численность фашистских союзов не превышала нескольких тыс. чел., а на 1919 г. фашисты не смогли провести в парламент ни одного депутата.

Вождем итальянских фашистов стал лидер нового типа – Бенито Муссолини. Б. Муссолини родился в 1883 г. в семье кузнеца, участника социалистического движения и отъявленного безбожника. Бенито учился в школе хорошо, но был отчислен за драку и диплом о среднем образовании получил экстерном. Некоторое время он работал преподавателем в школе, затем уехал в Швейцарию, где довольно быстро выделился в среде итальянских эмигрантов, выступая на митингах и сотрудничая в прессе. Легко, но поверхностно познакомившись с трудами европейских философов, в том числе марксистов, Муссолини вступил в социалистическую партию. По возвращении в Италию Муссолини успешно занимался журналистикой, вникая в тонкости политики. С началом первой мировой войны Муссолини, разочаровавшись в соцпартии, покидает ее и в 1919 г. становится инициатором создания фашистских союзов.

За достаточно короткое время Муссолини смог умело воспользоваться конкретно-историческими условиями послевоенной Италии и добиться того, что фашизм стал массовым движением. Он сумел заручиться поддержкой не только итальянской монополистической буржуазии, банкиров и аграриев, но и руководства армией, королевского двора, Ватикана. После поражения движения рабочих за захват предприятий осенью 1920 г. число фашистских союзов и их численность стали быстро расти. В ноябре 1921 г. на съезде фашистских союзов в Риме фашистское движение было преобразовано в партию, началась подготовка к захвату власти. Серьезным препятствием на этом пути было рабочее движение и его партии – социалистическая и коммунистическая. Фашисты устраивали погромы рабочих организаций и облавы, срывали митинги и избивали рабочих вожаков, применяли террор и издевательства над своими противниками. Итальянские трудящиеся оказывали фашистам сопротивление, столкновения рабочих с фашистами иногда превращались в кровопролитные схватки. Однако разобщенность рабочего движения не позволила создать непреодолимого для фашистов барьера на их пути к власти. 27 октября 1922 г. Муссолини отдал приказ о так называемом «походе на Рим», и 30 октября вооруженные колонны чернорубашечников, не встретив сопротивления, вступили в «вечный город». Король предложил Муссолини пост главы правительства. Так Италия стала первой страной, где фашисты пришли к власти.

Фашизм в Германии появился сразу же после окончания первой мировой войны в качестве одной из разновидностей реакционных милитаристических националистических течений, когда антилиберальные, антидемократические движения приобрели общеевро­пейский характер. В 1920 г. Гитлер выступил с программой из "25 пунктов", ставшей впоследствии программой Нацио­нал-социалистской немецкой рабочей партии. Пронизанная националистическими, шовинистическими идеями превос­ходства германской нации, программа требовала реванша для восстановления "справедливости, попранной Версалем".

В 1921 году складываются организационные основы фашистской партии, основанной на так называемом фюрер-принципе, неограниченной власти "вождя" (фюрера). Главной целью создания партии становится распространение фашистской идеологии, подготовка специального террори­стического аппарата для подавления демократических, ан­тифашистских сил и, в конечном счете, для захвата власти. В 1923 году вслед за всеобщей забастовкой германского пролетариата фашисты предпринимают прямую попытку захватить государственную власть ("пивной путч"). Провал путча заставляет фашистских главарей изменить тактику борьбы за власть. С 1925 г. начинается "битва за рейхстаг" путем создания массовой базы фашистской партии. Уже в 1928 г. эта тактика дает свои первые плоды, фашисты полу­чают 12 мест в рейхстаге. В 1932 г. по числу мандатов фашистская партия получает больше мест, чем любая другая партия, представленная в рейхстаге.

30 января 1933 г. Гитлер по распоряжению Гинденбурга занимает пост рейхсканцлера Германии. Он приходит к власти как глава коалиционного правительства, так как его партия даже с немногочисленными союзниками не имела большинства в рейхстаге. Это обстоятельство не имело, од­нако, значения, поскольку кабинет Гитлера был "президент­ским кабинетом", а Гитлер — "президентским канцлером". Вместе с тем результаты выборов 1932 г. придали опреде­ленный ореол легитимности его канцлерству. За Гитлера голосовали самые разные социальные слои и группы насе­ления. Широкая социальная база Гитлера создавалась за счет тех, у кого после поражения Германии была выбита почва из-под ног, той самой сбитой с толку агрессивной тол­пы, чувствующей себя обманутой, потерявшей вместе с имуществом жизненную перспективу, испытывающей страх перед завтрашним днем. Социальную, политическую и пси­хологическую неустроенность этих людей он сумел исполь­зовать, показывая им путь к спасению себя и униженного отечества, обещая различным кругам и группам населения все, что они хотели: монархистам — восстановление монар­хии, рабочим — работу и хлеб, промышленникам — военные заказы, рейхсверу — новое возвышение в связи с гран­диозными военными планами и пр. Националистические лозунги фашистов привлекали немцев больше, чем призы­вы к "разуму и терпению" социал-демократов или к "про­летарской солидарности" и построению "советской Герма­нии" коммунистов.

Гитлер пришел к власти, опираясь на прямую поддерж­ку официальных и неофициальных правящих кругов и стоя­щих за ними реакционных социально-политических сил, которые считали необходимым установить в стране автори­тарный режим, чтобы покончить с ненавистной демократи­ей и республикой. Испытывая страх перед все больше на­бирающим силу левым движением, перед революцией и коммунизмом, они хотели установить авторитарный режим с помощью "карманного" канцлера. Гинденбург явно недооценивал Гитлера, называя его за глаза "богемским ефрейтором". Немцам же он подавался как "умеренный". При этом предавалась забвению вся скандальная, экстремистская дея­тельность НСНРП. Первое отрезвление немцев пришло на следующий день после прихода Гитлера к власти, когда тысячи штурмовиков устроили грозное факельное шествие перед рейхстагом.


Приход к власти фашистов не был обычной сменой кабинета. Он ознаменовал начало планомерного разрушения всех институтов буржуазно-демократического парламент­ского государства, всех демократических завоеваний немец­кого народа, создание "нового порядка" — террористического антинародного режима.

 


Итоги войны.

 

— победила антигитлеровская коалиция, СССР отстоял свою государственную независимость, была восстановлена государственность народов Европы, оккупированных Германией;

— фашистская Германия и Япония потерпели военно-политическое поражение, антидемократические режимы в этих странах, а также в Италии, Румынии, Венгрии, Болгарии и др. пали;

— фашизм и нацизм были осуждены как идеология агрессии, насилия, расового превосходства;

— в Европе и на Дальнем Востоке произошли некоторые территориальные изменения (в частности, Польша получила Силезию, СССР — Восточную Пруссию, весь Сахалин, Курильские острова);

— вырос престиж СССР, усилилось его международное влияние, в Центральной и Юго-Восточной Европе начала формироваться система социалистических государств, находящихся под его прямым контролем;

— возросло и влияние США, утвердившихся в роли лидеров западного мира;

— был дан мощный импульс национально-освободительному движению, началось разрушение колониальной системы.

К сожалению, к итогам Великой Отечественной войны относят и укрепление тоталитарного режима в СССР, возрождение политики репрессии, несколько ослабленных в военные годы.

Часть 2

1. Формирование тоталитарных режимов в Европе после Второй мировой
войны.

 

После Второй мировой войны в западной политической науке стало общепринятым обозначать понятием «тоталитаризм» режимы, существовавшие в фашистской Германии, Советском Союзе, странах «победившего социализма».

Коммунистический тоталитаризм:

Эта разновидность тоталитаризма наиболее полно отражает характерные черты режима, т.е. частная собственность ликвидируется, а следовательно, уничтожается всякая основа индивидуализма. Экономической основой тоталитаризма советского типа была командно- административная система, построенная на огосударствлении средств производства, директивном планировании и ценообразовании, ликвидации основ рынка. В СССР она сформировалась в процессе проведения индустриализации и коллективизации. Однопартийная политическая система утвердилась в СССР уже в 20-е гг.

Сращивание партийного аппарата с государственным, подчинение партии государству стало фактом тогда же. Через партийные органы шла вся кадровая работа: ни одно назначение не могло состояться без одобрения партийных ячеек.

Духовной основой тоталитарного общества в была официальная идеология, постулаты которой — понятные, простые — внедрялись в сознание людей в виде лозунгов, песен, стихотворений, цитат вождей,. Репрессии были тем самым орудием, посредством которого тоталитарное общество расправлялось не только с реальной, но и с предполагаемой оппозицией, вселяло страх и покорность, готовность, жертвовать друзьями и близкими. Они напоминали запутанному обществу о том, что человек, «взвешенный на весах» истории, легок и ничтожен, что его жизнь не имеет никакой ценности, если она нужна обществу.

После Второй мировой войны в Восточной Европе воспроизводилась советская модель тоталитарного режима с присущими ему чертами: культом лидера, массовыми репрессиями. По советскому образцу были проведены коллективизация сельского хозяйства (частичным исключением была Польша) и индустриализация.

Формально восточноевропейские страны считались независимыми государствами. В то же время с созданием Информационного бюро коммунистических и рабочих партий (Информбюро) в 1947 г. фактическое руководство «братскими странами» начало осуществляться из Москвы.
Задача осуществления модернизации была, бесспорно, актуальна для восточноевропейских стран. Правящие в них коммунистические партии стремились решать эти проблем социалистическими методами, копируя опыт модернизации в СССР в годы первых пятилеток.
Тоталитарные режимы в большинстве восточноевропейских стран оставались неустойчивыми. Послевоенная история Восточной Европы насыщена попытками освобождения от опиравшихся на поддержку СССР режимов, пересмотра идеологических основ социализма. Для населения восточно-европейских стран, несмотря на стену информационной блокады между Востоком и Западом Европы, очень быстро стало очевидно, что экономическая политика правящих коммунистических режимов терпит полный провал.

Кризис советской модели социализма в Восточной Европе начал развиваться почти сразу со времени ее установления.

Разоблачение культа личности Сталина XX съездом КПСС в 1956 г. привело к смене в свое время выдвинутых и поддерживаемых им руководителей правящих партий в большинстве восточноевропейских стран.

Политика СССР в отношении восточноевропейских стран

Попытки демонтажа тоталитарных структур власти в Венгрии в 1956 г., перехода к многопартийности, предпринятые руководством правящей партии, переросли в антитоталитарную, демократическую революцию. Эти стремления были подавлены советскими войсками. Попытка реформ, перехода к «социализму с человеческим лицом» , предпринятая в Чехословакии в 1968 г. , также была пресечена вооруженной силой.

Углубление кризиса «реального социализма»

В 1970-е гг. во многих странах Восточной Европы исподволь проводились реформы, открывались ограниченные возможности развития свободных рыночных отношений, активизировались торгово-экономические связи с государствами Западной Европы, ограничивались репрессии против инакомыслящих. Перемены, однако, носили ограниченный характер, проводились с оглядкой на позицию руководства СССР, относящегося к ним неодобрительно.

Своего рода переломом стали события в Польше в 1980— 1981 гг. , где сформировался независимый профсоюз «Солидарность» , сразу занявший антикоммунистическую позицию. Его членами стали миллионы представителей рабочего класса Польши, отвергшие право коммунистической бюрократии править от его имени. В этой ситуации СССР и его союзники не решились использовать войска для подавления инакомыслия. В Польше было введено военное положение и установлено авторитарное правление генерала В. Ярузельского. Это ознаменовало собой полный крах идеи «реального социализма» , который вынужденно был заменен, с одобрения СССР, на военную диктатуру.

ХX век был свидетелем не только подъема, но и заката тоталитаризма, крушения тоталитарных политических режимов во многих странах. Это не причуда истории, а скорее закономерный продукт общественного развития.

 




Признаки тоталитаризма.

Тоталитари́зм (от лат. totalis — весь, целый, полный; лат. totalitas — цельность, полнота) —политический режим, имеющий полный (тотальный) контроль государства над всеми аспектами жизни общества и человека.

Тоталитаризм с точки зрения политологии — форма отношения общества и власти, при которой политическая власть берёт под полный (тотальный) контроль общество, полностью контролируя все аспекты жизни человека. Проявления оппозиции в любой форме жестоко и беспощадно подавляются или пресекаются государством. Также важной особенностью тоталитаризма является создание иллюзии полного одобрения народом действий этой власти.

Причины распада

В настоящее время среди историков нет единой точки зрения на причины распада СССР и на возможность его предотвращения. Среди возможных причин называют следующие:

· деградация властных элит, резкое старение высшего чиновничьего аппарата (средний возраст Политбюро ЦК КПСС уже к 1980 г. составлял 75 лет), которая привела сначала к Эпохе Похорон, а затем к возвышению Горбачёва в силу его относительно молодого возраста (54 года на момент избрания 5-м Генсеком КПСС);

· моноцентризм принятия решений (только в Москве, т. н. «союзный центр»), что приводило к неэффективности и потере времени при принятии решений и недовольству региональных властей;

· центробежные националистические тенденции, присущие, по мнению некоторых авторов, каждой многонациональной стране и проявляющиеся в виде межнациональных противоречий и желания отдельных народов самостоятельно развивать свою культуру и экономику;

· некомпетентность союзного руководства, эгоистическое желание лидеров союзных республик избавиться от контроля центральных властей и использовать горбачёвские демократические реформы для разрушения основ государства и общества;

· глубокие внутренние кризисы и конфликты, в том числе национальные: Нагорно-карабахский конфликт, Приднестровский конфликт, Грузино-южноосетинский конфликт, Грузино-абхазский конфликт;

· диспропорции экстенсивной экономики (характерные для всего времени существования СССР), следствием которых становилась постоянная нехватка товаров народного потребления, растущее техническое отставание во всех сферах обрабатывающей промышленности (компенсировать которое в условиях экстенсивной экономики можно только высокозатратными мобилизационными мерами, комплекс таких мер под общим названием «Ускорение» был принят в 1987 году, но экономических возможностей выполнить его уже не было);

· сильное неравенство в развитии республик СССР, в том числе и в плане дефицита товаров, а также возможности построения теневой экономики;

· неудачные попытки реформирования советской системы, приведшие к стагнации, а затем и развалу экономики, что повлекло за собой развал политической системы.

 С распадом СССР обрели государственную самостоятельность пятнадцать бывших союзных республик. Процессы реконфигурации постсоветского пространства, его освоения ключевыми конкурирующими игроками политического рынка — США, Евросоюзом, Китаем, Турцией, Россией — привели к глобальной геополитической перестройке. Прекращение существования СССР вызвало распад биполярного мира и формирование униполярной парадигмы мироустройства при глобальном доминировании США.

 

Вторая Киргизская революция

6 апреля 2010 года в Киргизии вспыхнули массовые протесты. Они начались в областном центре Талас на севере страны ‑ там митингующие захватили обладминистрацию. Поводом для волнений стали запрет властей провести народный курултай и арест лидеров оппозиции.

Утром 7 апреля массовые выступления прошли во всех областях республики. В Бишкеке митингующие захватили государственное телевидение, здание парламента, а затем прорвались в Дом правительства.

Под давлением оппозиции кабинет министров Киргизии подал в отставку, вместо него было сформировано правительство народного доверия во главе с Розой Отунбаевой, а функции исполнительной власти перешли к Центральному комитету правительства.

Жертвами событий 7‑8 апреля в Бишкеке стали 84 человека, около 1600 получили ранения, в том числе 766 милиционеров.


10. «Бархатные» революции в Восточной и Центральной Европе

 

"Бархатная революция" - то общее название процессов, протекавших в государствах Центральной и Восточной Европы в период с конца 1980-х по начало 1990-х годов. Крушение в 1989 году Берлинской стены стало своеобразным их символом. Название "бархатная революция" эти политические перевороты получили потому, что в большинстве государств совершались бескровно (кроме Румынии, где произошло вооруженное восстание и самовольная расправа c Н. Чаушеску, бывшим диктатором, и его женой). События везде, кроме Югославии, произошли относительно быстро, почти мгновенно.

Одной из первых восточноевропейских стран, вставших на путь перемен, стала Польша. В условиях ухудшающейся экономической и политической ситуации в стране, всплеска забастовочной волны руководство ПОРП решается в конце 1988 года созвать "круглый стол", то есть начать переговоры с оппозицией по поводу путей дальнейшего преобразования страны. В заседаниях "круглого стола" принимали участие представители реформистского крыла правящей коммунистической партии, умеренная часть оппозиции, вышедшей из рядов "Солидарности", была еще и третья сила - представители епископата польской католической церкви, которая традиционно пользовалась значительным почетом и уважением в польском обществе, это не смогли выхолостить и годы коммунистического правления. В ходе переговоров был принят ряд решений, касавшихся будущего Польши. Они были оформлены в трех основных документах: "Позиции по вопросу политических реформ", "Позиции по вопросу социально-экономической политики и системных реформ", "Позиции по вопросу профсоюзного плюрализма".

В политической сфере предполагалось введение политического плюрализма, свободы слова, принципа демократического формирования государственной власти, независимости судов, расширения полномочий органов местного самоуправления. Признавалось право на существование легальной политической оппозиции. В области экономики решения "круглого стола", по сути, сводились к созданию социально ориентированной рыночной экономики. Предполагалось развитие рыночных отношений, ограничить функции государства по части принятия экономических решений, ввести многообразие форм собственности, содействовать развитию самоуправления трудовых коллективов.

В июле 1989 года состоялись первые "полусвободные" выборы в Польше. Правящей коалиции гарантировалось 65% мест в сейме (в том числе 37% - ПОРП), за остальные места, а также за все места в сенате развернулась открытая борьба, которая принесла победу оппозиции в лице "Солидарности". ПОРП вела себя во время избирательной компании вяло, ее успех был более чем скромный. В результате было сформировано первое некоммунистическое правительство, председателем которого стал советник "Солидарности" Тадеуш Мазовецкий. Поражение ПОРП способствовало дальнейшему разложению этой партии. Для Польши открывалась новая страница в ее истории, означавшая перемены во всех областях жизни общества.


Чехословакия

Иной сценарий смены власти произошел в Чехословакии. 17 ноября 1989 года состоялась студенческая демонстрация на улицах Праги, приуроченная к 50-й годовщине нацистской расправы над чешскими студентами. На митинге прозвучали требования отказаться КПЧ от своей руководящей роли, отставки правительства и проведения демократических выборов. Власти приняли опрометчивое решение разогнать демонстрацию, но в тех условиях, когда начались демократические процессы в соседних странах, рухнула Берлинская стена -символ разделения Востока и Запада, такая позиция правящих сил вызвала в стране бурю негодования.

В знак протеста произошли массовые митинги и манифестации в Праге, Братиславе, Брно. Ситуация угрожала перерасти во всеобщую забастовку. 19 ноября 1989 года в результате объединения оппозиционных группировок возникло массовое политическое движение - Гражданский форум. Руководство КПЧ в условиях массового народного недовольства неминуемо сдавало одну позицию за другой.

21 декабря Федеральное собрание избрало президентом страны бывшего диссидента В. Гавела. Председатель КПЧ Г. Гусак ушел в отставку. В июне 1990 года состоялись свободные выборы. Победу одержал Гражданский форум, после чего было сформировано правое правительство под председательством В. Клауса. Через два года некогда единое государство - Чехословацкая федерация прекратило свое существование, и на карте Европы возникли два новых государства Чешская и Словацкая Республики.

Румыния

Более драматично складывалась ситуация в Румынии. Поводом к антиправительственному восстанию послужил инцидент в Тимишоаре в Трансильвании, где накануне был арестован венгерский священник А. Текеши. Последовавшие вслед за этим демонстрации протеста, потом кровавая расправа над митингующими всколыхнули страну. Во главе всенародного восстания становится Фронт национального спасения во главе с Ионом Илиеску, куда вошли оппозиционно настроенные коммунисты. После уличных столкновений повстанцев с частями госбезопасности (т. н. секуритате) режим пал. Н. Чаушеску с женой были расстреляны по приговору военного трибунала. Исполнительная власть перешла к Временному комитету Национального союза. Впоследствии было сформировано правительство во главе с П. Романом. И. Илиеску был назначен ФНС президентом страны. Страна вступила на путь демократизации.

Болгария

Гораздо менее радикально происходили перемены в Болгарии. Здесь также вызревал социально-экономический кризис, осложненный национальной проблемой тюркоязычного населения, в отношении которого власти проводили ассимиляторскую политику в 80-е годы. Граждан, носивших арабско-тюрские имена и фамилии, заставляли менять на болгарские, им запрещалось пользоваться турецким языком в быту. Под бульдозер пошли даже мусульманские кладбища. В отношении тюркоязычного населения принимались различного рода репрессии, вплоть до заключения в тюрьмы и высылки из страны. Результатом ущемления прав мусульманского населения стали мощные манифестации в мае 1989 года, а летом из Болгарии в Турцию двинулся мощный поток беженцев, многие не находили приюта на чужбине и были вынуждены возвращаться обратно.

Между тем назревал кризис в болгарском руководстве. Многие члены ЦК БКП были недовольны политикой Т. Живкова, его авторитарным стилем управления. 10 ноября 1989 года на пленуме ЦК БКП он был отстранен от должности генерального секретаря и ушел в отставку с должности президента. Вместо него в этой должности был утвержден Петр Младенов. Под влиянием ноябрьских манифестаций в Софии в декабре этого же года пленум ЦК БКП принимает решение о реформе экономики и общества в русле демократизации, внедрения рынка, построения правового государства. Из конституции были исключены статьи о руководящей роли БКП. Началось формирование политических партий. Заметную роль в политической жизни страны стал играть оппозиционный Союз демократических сил, состоявший из нескольких партий и движений. В феврале 1990 года на XIX внеочередном съезде БКП было принято решение о реформе партии. Она получила новое название Болгарской социалистической партии. В идейном плане она провозгласила свою приверженность демократическому социализму, политическому плюрализму, парламентской демократии, в области экономики ею было предложено формирование социально ориентированной экономики. В июне 1990 года состоялись первые свободные выборы, которые принесли победу БСП. Правда, президентом с января 1992 года стал избранный на всеобщих выборах лидер СДС Ж. Желев. Страна вступила на путь перемен.

Албания

В Албании ввиду отсутствия серьезной политической оппозиции импульс к переменам также был дан правящей коммунистической Албанской партией труда. Видимо, сказалась общая политическая ситуация, которая сподвигла на реформы албанское руководство. Албания позже остальных вступила на путь реформирования общества. Начало было положено на IX пленуме ЦК АПТ, проходившем 22 - 23 января 1990 года. Делегаты приняли программу из 25 пунктов, провозгласивших большую децентрализацию экономики и проведение демократизации политических и социальных институтов. В марте 1991 года победу одержала АПТ (56%), ее оппонент, только что возникшая Демократическая партия Албании получила 39% . К власти пришло коалиционное правительство. 3 июня 1991 АПТ сменила название на Социалистическую партию и отказалась от марксистско-ленинского наследия. Через год в марте 1992 года победу на выборах одержала ДПА, сформировалось новое правительство С. Бериша, взявшее курс на радикальную перестройку экономической системы.

Югославия

Перемены, начавшиеся в начале 90-х годов в Югославии, имели драматические последствия для судеб народов, населявших ее. Как уже отмечалось выше, Югославия неминуемо шла к своему распаду в силу национальных, религиозных, социально-экономических причин. Единственным консолидирующим фактором до поры до времени оставалась коммунистическая партия - Союз коммунистов Югославии. Но в конце 80-х годов партия начала утрачивать свои доминирующие позиции. Все настойчивее стали раздаваться призывы ввести многопартийную систему, в республиках стали подниматься националистические настроения. В январе 1990 года словенские коммунисты отказались участвовать в работе XIV чрезвычайного съезда СКЮ. "Начался прямой процесс развода партии по национальным квартирам" (1).

В 1990-91 году еще оставалась надежда сохранить единое государство, хотя бы в реформированном виде. Но реформа политической системы, которая означала введение политического плюрализма, становление многопартийности неминуемо вела к углублению самостоятельности субъектов федерации. В ноябре - декабре 1990 года прошли выборы в парламенты республик, которые привели к формированию новых органов власти. В Сербии и Черногории победили реформированные коммунисты, в Боснии и Герцеговине, Македонии, Словении к власти пришли коалиционные правительства. В Хорватии - националистические силы. Далее Словения и Хорватия при активной, стимулирующей поддержке ФРГ и США в одностороннем порядке в 1991 году вышли из федерации на основании решений, принятых на проведенных в республиках плебисцитах. Это вызвало цепную реакцию распада государства и, как следствие, обострение межэтнических проблем, которые до сих пор сотрясают этот регион на карте Европы. Известный специалист по новейшей истории Югославии Е. Ю. Гуськова видит корень последовавших за распадом страны военных конфликтов в том, что "сам выход из СФРЮ осуществлялся не на правовой основе, без урегулирования пограничных вопросов, имущественного наследования, распределения долгов, при полном и немедленном разрыве всех годами складывающихся экономических, военных, научных, культурных и других связей, игнорировании требований Президиума СФРЮ, соблюдении законности и конституционности"

11. Современные политические деятели современных государства (главы государств и главы правительств)

Страна Глава государства Имя Начало Глава правительства Имя Начало
Австрия Федеральный президент Александр Ван дер Беллен нем. Alexander Van der Bellen 2017 Федеральный канцлер Себастьян Курц нем. Sebastian Kurz 2017
Албания Президент Илир Мета алб. Ilir Meta 2017 Председатель Совета министров Эди Рама алб. Edi Rama 2013

Андорра

Князь-соправитель Представитель Жоан Энрик Вивес-и-Сисилья кат. Joan Enric Vives i Sicília Жозеп Мария Маури кат. Josep Maria Mauri 2003 2012

Председатель Исполнительного Совета

Антони Марти
кат. Antoni Martí

2011

Князь-соправитель Представитель Эмманюэль Макрон фр. Emmanuel Macron Патрик Стрзода фр. Patrick Strzoda 2017 2017
Белоруссия Президент Александр Лукашенко белор. Аляксандр Лукашэнка 1994 Премьер-министр Сергей Румас белор. Сяргей Румас 2018
Бельгия Король Филипп фр. Philippe 2013 Премьер-министр Шарль Мишель фр. Charles Michel 2014
Болгария Президент Румен Радев болг. Румен Радев 2017 Председатель Совета министров Бойко Борисов болг. Бойко Борисов 2017

Босния и Герцеговина

Председатель Президиума[1] Бакир Изетбегович босн. Bakir Izetbegović 2018

Председатель Совета министров

Денис Звиздич
хорв. Denis Zvizdić

2015

Члены Президиума

Младен Иванич серб. Младен Иванић 2014
Драган Чович хорв. Dragan Čović 2014

Ватикан

Папа Римский Франциск лат. Franciscus 2013

Государственный секретарь

Пьетро Паролин
итал. Pietro Parolin

2013

Председатель Губернаторства Джузеппе Бертелло итал. Giuseppe Bertello 2011
Великобритания Королева Елизавета II англ. Elizabeth II 1952 Премьер-министр Тереза Мэй англ. Theresa May 2016
Венгрия Президент Янош Адер венг. Áder János 2012 Министр-Председатель Виктор Орбан венг. Orbán Viktor 2010
Германия Федеральный президент Франк-Вальтер Штайнмайер нем. Frank- Walter Steinmeier 2017 Федеральный канцлер Ангела Меркель нем. Angela Merkel 2005
Греция Президент Прокопис Павлопулос греч. Προκόπης Παυλόπουλος 2015 Премьер-министр Алексис Ципрас греч. Αλέξης Τσίπρας 2015
Дания Королева Маргрете II дат. Margrethe II 1972 Государственный министр Ларс Лёкке Расмуссен дат. Lars Løkke Rasmussen 2015

 

 




Вопросы

Часть 1

Периодизация истории.

Периодизация истории — особого рода систематизация, которая заключается в условном делении исторического процесса на определённые хронологические периоды. Эти периоды имеют те или иные отличительные особенности, которые определяются в зависимости от избранного основания (критерия) периодизации.

Есть общепринятое деление, на котором основываются все народы мира, - эту периодизацию называют классической. В ней выделяют такие периоды: доисторический, античный, средневековый, раннее новое время, новое время и новейшее.

Доисторическим периодом называют первобытные времена, исследование истории которых затруднено в связи с отсутствием письменных источников. Любые исследования строятся на найденных артефактах, которые обнаруживают археологи при раскопках. Помогают исследовать этот период такие смежные науки, как этнология, биология, палеонтология, геология, палинология, антропология и археоастрономия. Так стали называть этот период в девятнадцатом веке, когда интерес к изучению истории вырос до профессионального уровня и преодолел историческое аматорство. В принципе, употребить этот термин можно к любому отрезку времени, в котором не существовало письменности. Неудобство введения именно этого принципа разделения в том, что письменность появляется у разных народов в разное время, поэтому нет унифицированного конца этого периода. –

Периодизация истории выделяет после развития письменности самый загадочный и один из самых плодотворных периодов – античный. Обычно его отождествляют с историей Греции и Рима, однако началом периода принято считать начало минойской и микенской цивилизаций. Именно в это время возникают первые государства, появляются экономические и дипломатические контакты, например, с Древним Востоком. Возникает письменность. В социальной сфере можно отметить преимущество родовых отношений, начало обработки металлов и в связи с этим бурное развитие ремесел. Этот же период характеризуют как период строительства шикарных дворцов и целых комплексов. Периодизация истории античного периода заканчивается падением Римской империи.

Средние века начинаются со времен падения Римской империи. Этот период на начальном этапе характеризуется определенным спадом в социальных отношениях, экономике. В это время усилились варварские набеги на ослабленные государства, что привело к падению Рима в 410 году. После этого можно отметить такие выдающиеся события, как великое переселение народов, образование государства франков, Скандинавии, Моравии и Киевской Руси, Португалии и Испании, Византийской империи. Для периода с одиннадцатого по четырнадцатое столетие характерен постепенный кризис франкского государства, последующее образование Германии и Франции. Появление Польши и Великого княжества Литовского. Раннее новое время – это период, длящийся с конца пятнадцатого столетия до середины семнадцатого. В это время зарождается капитализм, хотя еще превалирует феодальный строй. В это же время произошли многие географические открытия, технический прогресс, рост торговли и промышленности, изменения в мировосприятии, структуре общества. Периодизация истории следом за средневековьем рассматривает новое время, окончанием которого принято считать окончание Первой мировой войны. В это время произошли коренные перемены, начали развиваться различные науки, в некоторых странах наступил кризис абсолютизма, установилась парламентская демократия.

Новейшее время начинается с окончания Первой мировой войны. Отличительные черты этого этапа – Вторая мировая война, технические изобретения, образование миротворческих организаций, мировое сотрудничество, развитие дипломатических связей на мировом уровне. В то же время представителями марксистского учения разработана иная периодизация истории, основанная на способах производства. В советское время ее существенно дополнили историки, поэтому и периодизация стала называться советской. Согласно этой периодизации, есть первобытное время, рабовладение, феодализм, капитализм и коммунизм. Еще один тип периодизации, так называемый «плоскостной», основывается на развитии отдельной страны, например, есть периодизация истории России т.д. В каждом конкретном периоде выделяются те этапы, которые важны для истории именно этой страны.

 

 

Модернизация в Европе (определение этапы, характерные черты)

 

Всю историю человечества делят на два основных этапа: общество абсолютного господства технологий, основанных на ручной технике, и общество абсолютного господства технологий, основанных на машинном технике. Эти два этапа получили название общества доиндустриального (preindustrial) и общества индустриального (industrial). Один этап от другого отделяется или, вернее, они соединяются более или менее длительным переходным периодом, который и был определён термином «модернизация» (modernization, в дословном русском переводе – «осовременивание»). Следовательно, модернизация – это собственно процесс перехода от одной относительно стабильной стадии эволюции человеческого общества к другой, процесс, в ходе которого на базе радикальных технологических сдвигов трансформируется вся общественная система в целом.

Модернизация – макропроцесс перехода от традиционного к современному обществу – обществу модерности. В Западной Европе макропроцесс модернизации – перехода от традиционного (доиндустриального) общества к обществу модерности занял несколько столетий (промышленный переворот в Англии, укрепление буржуазии и обретение ею политической власти в результате английской 1640–1642 г., американской 1776 г. и Великой Французской 1789 г. революций).

Обычно выделяют три периода модернизации: I период – конец XVIII – начало XX в.; II период – 20–60-е гг. XX в.; III период – 70–90-е гг. XX в.

В сфере производства модернизация означала индустриализацию - постоянно нарастающее использование машин. В социальной сфере модернизация тесно связана с урбанизацией - небывалым ростом городов, который привел к преоб­ладающему их положению в экономической жизнедеятельности общества. В политической сфере модернизация означала демократизацию политических структур, закладывание предпосылок для формирования гражданского обще­ства и правового государства. В духовной сфере модернизация связана с секу­ляризацией - высвобождением всех сфер общественной и личной жизни из-под опеки религии и церкви, их обмирщения, а также интенсивное развитие гра­мотности, образования, научного знания о природе и обществе.

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 1259.