ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Тема 1: Особенности психологии как науки
1. Значение слова «психология».
2. Особенности психологии как науки.
3. Соотношение житейской и научной психологии.
4. Предмет и задачи психологии.
5. Основные формы проявления психики человека.
6. Методы исследования в психологии.
Литература:
а) основная литература
1. Немов Р.Общая психология. Краткий курс .-СПб. : Питер, 2010.- Режим доступа: http: // ibooks.ru
2. Рубинштейн С. Л.Основы общей психологии.- СПб.: Питер, 2010.-МО РФ. - Режим доступа: http: // ibooks.ru
3. Столяренко Л. Д.Психология. - СПб.: Питер, 2010.- Режим доступа: http: // ibooks.ru
б) дополнительная литература
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб.: Питер, 2011, 288 с.
2. Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях. Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2009, 256 с.
3. Макарова К. В., Таллина О. А. Психология человека.Учебное пособие.-М.: Прометей, 2011.- Режим доступа: http:// www. biblioclub
4. Макарова К.В., Таллина О.А. Психология человека. Учебное пособие. М.: Прометей, 2011. Режим доступа: http:// www. Biblioclub
5. Маклаков А. Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2011, 592 с.
6. Марцинковская Т.Д. Общая психология. Уч. пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Академия, 2010, 384 с.
7. Немов Р. С. Общая психология. Краткий курс. СПб.: Питер, 2010. Режим доступа: http:// ibooks.ru
8. Панферов В. Н., Микляева А. В., Румянцева П. В. Основы психологии человека. - СПб.: Речь, 2009, 432 с.
9. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. Учебник для студентов высших
10. Психология индивидуальных различий: Хрестоматия. Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Я. - М,: АСТ, 2008, 720 с.
11. Психология личности: хрестоматия. Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея, В. В. Архангельской. - М,: АСТ, 2009, 618 с.
12. Психология мышления: Хрестоматия. Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Спиридонова В.Ф., Фаликман М.Ф., Петухов В.В. - М,: АСТ, 2008, 672 с.
13. Психология: учебное пособие для бакалавров/ Под ред. Р.М. Фатыховой.- Уфа: БГПУ, 2013.-УМО
14. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2010. МО РФ. Режим доступа: http:// ibooks.ru
15. Столяренко Л. Д. Психология. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2010, 592 с. Режим доступа: http:// ibooks.ru
Значение слова «психология»
Понятие «психология» впервые возникло в средневековом европейском богословии, а в науку было введено в XVIII в. немецким ученым Христианом Вольфом.
Термин, «психология» образован от двух греческих слов:
а) psyche — душа, психика;
б) logos — знание, осмысление, изучение
В дословном своем значении психология — это знание о психике, наука, изучающая ее. Психика есть свойство высокоорганизованной живой материи, субъективное отражение объективной реальности, необходимое человеку (или животному) для активной деятельности в нем и управления своим поведением.
Во втором, наиболее распространенном значении слово «психология» относят к самой психической, «душевной» жизни, выделяя тем самым особую реальность. Если свойства психики, сознания, психические процессы обычно характеризуют человека вообще, то особенности психологии — конкретного человека. Психология проявляется как совокупность типичных для человека (или групп людей) способов поведения, общения, познания окружающего мира, убеждений и предпочтений, черт характера.
Своим названием и первым определением психология обязана греческой мифологии. Эрот, сын Афродиты, влюбился в очень красивую молодую женщину Психею. Но Афродита была недовольна, что ее сын, бог-небожитель, хочет соединить судьбу с простой смертной, и прилагала все усилия, чтобы разлучить влюбленных, заставляя Психею пройти через ряд испытаний. Но любовь Психеи была так сильна, а ее стремление вновь встретиться с Эротом так велико, что это произвело впечатление на богов, и они решили помочь ей выполнить все требования Афродиты. Эроту в свою очередь удалось убедить Зевса — верховное божество греков — превратить Психею в богиню, сделав ее бессмертной. Так влюбленные соединились навеки. Для греков этот миф был классическим образцом истинной любви, высшей реализации человеческой души. Поэтому Психея — смертная, обретшая бессмертие, — стала символом души, ищущей свой идеал.
Критерии различия
Понятие о принципах
Принципы психологии – это исходные положения, определяющие понимание сути и истоков психики людей, особенности ее формирования, развития, механизмы функционирования и формы проявлений, способы подхода к ее изучению и изменению. Принципы аккумулируют в себе основные закономерности и законы, действующие в сфере психического.
Разнообразие подходов к пониманию психического объясняется многообразием психологических школ, своеобразием философских позиций, пристрастий психолога-исследователя.
Опираясь на философские, естественнонаучные и другие научные основы, отечественная психология сформулировала ведущие методологические принципы, определяющие ее позиции в понимании психического.
Общие принципы психологии
Принцип отражения. Раскрывает понимание сущности психического и его основных функций, уровней в развитии психики человека. Своеобразие психики человека – особой формы отражения, обусловлено многими обстоятельствами: особенности самой объективной реальности, воспринимаемой как органами чувств, так и с помощь речи; состояние головного мозга; физического и психического здоровья человека; содержание и состояние его психики.
Принцип детерминизма. Объясняет причины развития психики, ее истока. Психика человека обусловлена и выступает результатом взаимодействия факторов биологического, природного, социального характеров. Вместе с тем психика не просто продукт, а результат взаимодействия и воздействия на человека социальных, биологических и природных факторов. Таким образом, психика способна изменяться и развиваться.
Принцип активности. Ориентирует исследователя при изучении психических явлений учитывать, что внешние и другие обстоятельства отражаются в сознании человека сознательно, целенаправленно, а не только зеркально.
Принцип развития. Раскрывает истоки человеческой психики, как динамического феномена. Психика может быть правильно понята, если рассматривается как результат социального взаимодействия, взаимодействия человека с социальной и природной средой как результат его деятельности и общения с другими людьми, результат его обучения и воспитания.
Принцип взаимосвязи, единства. Выделение двух граней проявления психического: субъективное (что и как мыслит, переживает, оценивает человек) и объективное (реальное поведение, действия и поступки человека, материализованные и объективированные результаты его деяний) дает основание утверждать, что наиболее адекватное понимание психического возможно на основе систем его субъективных и объективных проявлений.
Принцип целостного, системного подхода. Предполагает понимание и изучение взаимосвязанных и взаимообусловленных психических феноменов, ориентируя специалиста на осознание психики как целостного интегрального явления.
Принцип относительной самостоятельности. Не противоречит предыдущему принципу, а указывает на то, что всякое психическое явление имеет своеобразие, как своих физиологических основ, так и свои закономерности формирования, функционирования и развития.
Принцип личностного подхода, учета групповых, общественных интересов, ценностей. Изучение психики адекватно лишь при учете в совокупности личностных и групповых особенностей людей: их потребностей, интересов, жизненного и профессионального опыта, способностей, учета психотипических и индивидуально-психологических особенностей людей.
Принцип единства. Ориентирует специалистов на содержательный, аксиологический анализ психики людей с учетом конкретных исторических условий их жизни и деятельности.
Общие положения о методах психологического исследования
В психологии, как и в других науках для получения фактов, их обработки и объяснения используется определенная совокупность методов исследования.
Все применяемые в психологическом исследовании методы можно разделить на четыре группы: 1) организационные методы; 2) эмпирические способы добывания научных знаний; 3) приемы обработки данных; 4) интерпретационные методы.
К организационным относятся действующие на протяжении всего исследования сравнительный, лонгитюдный и комплексный методы;
Сравнительный метод - (метод «поперечного среза») заключается в сопоставлении различных групп людей по возрастам, образованию, деятельности и общению. Например, две большие группы людей, одинаковых по возрасту и полу (студенты и рабочие), исследуются одними и теми же эмпирическими способами добывания научных данных, и полученные данные сопоставляются между собой.
Лонгитюдный метод (метод «продольного среза») состоит в многократных обследованиях одних и тех же лиц на протяжении длительного времени. К примеру, многократное обследование студентов на протяжении всего срока обучения в вузе.
Комплексный метод - способ изучения, при котором в исследовании участвуют представители различных наук, что позволяет устанавливать связи и зависимости между явлениями разного рода, например, физиологическим, психическим и социальным развитием личности.
Эмпирические методы.
Обсервационные методы
Наблюдение (внешнее) — метод, состоящий в преднамеренном, систематическом, целенаправленном и фиксируемом восприятии внешних проявлений психики.
Самонаблюдение (интроспекция) — наблюдение человека за собственными психическими явлениями.
Экспериментальные методы
Эксперимент отличается от наблюдения активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование некоторыми факторами и регистрацию соответствующих изменений в состоянии и поведения изучаемого.
Лабораторный эксперимент осуществляется в искусственных условиях, как правило, с применением специальной аппаратуры, со строгим контролем всех влияющих факторов.
Естественный эксперимент - психологический эксперимент, включенный в деятельность или общение незаметно для испытуемого.
Формирующий (обучающий) эксперимент - метод исследования и формирования психического процесса, состояния или качества личности.
Психодиагностические методы
Тест - система заданий, позволяющих измерить уровень развития определенного качества (свойства) личности.
Тесты достижений - одна из методик психодиагностики, позволяющая выявить степень владения испытуемым конкретными знаниями, умениями, навыками.
Тесты интеллекта — методика психодиагностики для выявления умственного потенциала индивида.
Тесты креативности - совокупность методик изучения и оценки творческих способностей.
Тесты личностные - методика психодиагностики для измерения различных сторон личности индивида.
Тесты проективные (прожективные) - совокупность методик для целостного изучения личности, основанного на психологической интерпретации, т. е. осознанном или неосознанном перенесении субъектом собственных свойств и состояний на внешние объекты под влиянием доминирующих потребностей, смыслов и ценностей.
Анкета — методическое средство для получения первичной социально-психологической информации на основе вербальной (словесной) коммуникации, представляющее опросный лист для получения ответов на заранее составленную систему вопросов.
Социометрия - метод психологического исследования межличностных отношений в группе с целью определения структуры взаимоотношений и психологической совместимости.
Интервью— метод социальной психологии, заключающийся в сборе информации, полученной в виде ответов на поставленные, как правило, заранее вопросы.
Беседа - метод, предусматривающий прямое или косвенное получение психологической информации путем речевого общения.
Эффективное применение эмпирического метода зависит от того, насколько он валиден (соответствует тому, для получения и оценки чего он изначально предназначался) и надежен (позволяет получать одни и те же результаты при повторном и многократном использовании).
ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Тема 1: Особенности психологии как науки
1. Значение слова «психология».
2. Особенности психологии как науки.
3. Соотношение житейской и научной психологии.
4. Предмет и задачи психологии.
5. Основные формы проявления психики человека.
6. Методы исследования в психологии.
Литература:
а) основная литература
1. Немов Р.Общая психология. Краткий курс .-СПб. : Питер, 2010.- Режим доступа: http: // ibooks.ru
2. Рубинштейн С. Л.Основы общей психологии.- СПб.: Питер, 2010.-МО РФ. - Режим доступа: http: // ibooks.ru
3. Столяренко Л. Д.Психология. - СПб.: Питер, 2010.- Режим доступа: http: // ibooks.ru
б) дополнительная литература
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб.: Питер, 2011, 288 с.
2. Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях. Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2009, 256 с.
3. Макарова К. В., Таллина О. А. Психология человека.Учебное пособие.-М.: Прометей, 2011.- Режим доступа: http:// www. biblioclub
4. Макарова К.В., Таллина О.А. Психология человека. Учебное пособие. М.: Прометей, 2011. Режим доступа: http:// www. Biblioclub
5. Маклаков А. Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2011, 592 с.
6. Марцинковская Т.Д. Общая психология. Уч. пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Академия, 2010, 384 с.
7. Немов Р. С. Общая психология. Краткий курс. СПб.: Питер, 2010. Режим доступа: http:// ibooks.ru
8. Панферов В. Н., Микляева А. В., Румянцева П. В. Основы психологии человека. - СПб.: Речь, 2009, 432 с.
9. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. Учебник для студентов высших
10. Психология индивидуальных различий: Хрестоматия. Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Я. - М,: АСТ, 2008, 720 с.
11. Психология личности: хрестоматия. Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея, В. В. Архангельской. - М,: АСТ, 2009, 618 с.
12. Психология мышления: Хрестоматия. Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Спиридонова В.Ф., Фаликман М.Ф., Петухов В.В. - М,: АСТ, 2008, 672 с.
13. Психология: учебное пособие для бакалавров/ Под ред. Р.М. Фатыховой.- Уфа: БГПУ, 2013.-УМО
14. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2010. МО РФ. Режим доступа: http:// ibooks.ru
15. Столяренко Л. Д. Психология. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2010, 592 с. Режим доступа: http:// ibooks.ru
Значение слова «психология»
Понятие «психология» впервые возникло в средневековом европейском богословии, а в науку было введено в XVIII в. немецким ученым Христианом Вольфом.
Термин, «психология» образован от двух греческих слов:
а) psyche — душа, психика;
б) logos — знание, осмысление, изучение
В дословном своем значении психология — это знание о психике, наука, изучающая ее. Психика есть свойство высокоорганизованной живой материи, субъективное отражение объективной реальности, необходимое человеку (или животному) для активной деятельности в нем и управления своим поведением.
Во втором, наиболее распространенном значении слово «психология» относят к самой психической, «душевной» жизни, выделяя тем самым особую реальность. Если свойства психики, сознания, психические процессы обычно характеризуют человека вообще, то особенности психологии — конкретного человека. Психология проявляется как совокупность типичных для человека (или групп людей) способов поведения, общения, познания окружающего мира, убеждений и предпочтений, черт характера.
Своим названием и первым определением психология обязана греческой мифологии. Эрот, сын Афродиты, влюбился в очень красивую молодую женщину Психею. Но Афродита была недовольна, что ее сын, бог-небожитель, хочет соединить судьбу с простой смертной, и прилагала все усилия, чтобы разлучить влюбленных, заставляя Психею пройти через ряд испытаний. Но любовь Психеи была так сильна, а ее стремление вновь встретиться с Эротом так велико, что это произвело впечатление на богов, и они решили помочь ей выполнить все требования Афродиты. Эроту в свою очередь удалось убедить Зевса — верховное божество греков — превратить Психею в богиню, сделав ее бессмертной. Так влюбленные соединились навеки. Для греков этот миф был классическим образцом истинной любви, высшей реализации человеческой души. Поэтому Психея — смертная, обретшая бессмертие, — стала символом души, ищущей свой идеал.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 390.