Определение, критерии и виды бизнеса
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В каждой культуре сложились свои представления о бизнесе и деловых людях, которые им занимаются. Во многих направлениях научной и практической деятельности людей употребляется это слово: в экономике, социологии, психологии, истории, управленческой деятельности и т.д. Несмотря на широкое употребление слова «бизнес», сложно дать однозначный ответ на этот вопрос. Обзор определений бизнеса, предложенного в различных словарях, показал, что это понятие имеет различный социокультурный контекст в зависимости от социально- экономического уклада страны и развития рыночной экономики (Емельянов, Поварницына, 2008). Слово «бизнес» в буквальном переводе с английского (англ. business) означает любое занятие, дело, приносящее доход. А значит, бизнесмен (англ. businessman) -это человек, занимающийся бизнесом. В русском языке аналогичными названиями являются деловой человек, коммерсант,  предприниматель.

В американском толковом словаре1 бизнес объединяет такие занятия, которые связаны с производством и предоставлением услуг и предметов потребления, а именно коммерцию и торговлю - деятельность, связанную с обменом и доставкой предметов потребления, индустрию — деятельность, направленную на производство предметов потребления; транспорт — деятель- ность, направленную на обеспечение товарных перемещений (железные дороги, корабли, автобусные линии и т.п.).

 

• Бизнес — это любое дело, направленное на получение прибыли.

 

Через десять лет в энциклопедии 1967 г. (Encyclopedia International)2 подчеркивается, что бизнес - это виды занятий людей, которые связаны с покупкой и продажей товаров и услуг с целью получения прибыли. В американской энциклопедии3 под бизнесом понимается финансовая, коммерческая или торговая деятельность, которая занимает время, внимание и работу людей и характеризуется вложениями капитала в поисках прибыли или усовершенствований. В более  позднем издании приводятся несколько вариантов понятия «бизнес»: занятие, в которое вовлечен человек; коммерческие, промышленные или профессиональные сделки; коммерческое предприятие; объем коммерческой торговли; патронаж, распространение бизнеса, управление; интерес или озабоченность; серьезная работа; синоним «дела»; внезапное действие, совершаемое актером на сцене для заполнения паузы; словесное оскорбление. Французский толковый словарь приводит следующие варианты употребления слова «бизнес»: «активность, направленная на финансовые и коммерческие дела; работа; запутанное или сомнительное дело». Бизнесмен — это деловой человек.

Какие слова использовались в русском языке для обозначения деятельности, составляющей содержание бизнеса, и люди, занимающиеся этой деятельностью, следует из анализа отечественных источников, прежде всего, Толкового словаря В. Даля. Интересно отметить, что в словаре В. Даля нет слов «бизнес» или «бизнесмен». Но его заменяет отчасти «коммерция» -торг, торговля, торговые обороты, купеческие промыслы, и «коммерсант» -лицо, занимающееся торговлей (Даль, т. 2, с. 374). Некоторым аналогом английского слова «бизнес» является русское «предприятие» - самое дело, требующее средств. Предприимчивый человек - склонный, способный к предприятиям, крупным оборотам; смелый, решительный, отважный до дела этого рода. «Предприниматель» -предпринявший что-либо (Даль, т. 3, с. 1014). В «Словаре иностранных слов» бизнес рассматривается как атрибут капиталистических стран, а именно, экономическая деятельность, дающая прибыль, а также любой вид деятельности, приносящий доход или личные выгоды. Бизнесмен в капиталистических странах - делец, коммерсант, предприниматель; вообще человек, делающий выгодное дело (Даль, т. 3, с. 80).

 

Определение бизнеса, которое дается в «Советской энциклопедии» (1964), отражает и некоторый политический смысл этого понятия. Бизнес в советском источнике рассматривается как дело, занятие, связанное с личной наживой, предпринимательская деятельность, коммерция. В то же время бизнесмен - это делец, воротила, коммерсант, предприниматель; капиталист, стремящийся из всего извлечь крупные барыши, не гнушающийся никакими средствами в целях личной наживы. В описании и самого дела и особенно его субъекта — бизнесмена, явно видна политическая окраска существующих общественных отношений, негативный контекст отношения к бизнесу и людям, которые им занимаются.

Обзор определений бизнеса показал, что это понятие связано с деловой активностью, которая должна приносить прибыль в той или иной форме. Выделяются различные разновидности такой активности: купля-продажа, производство, финансы, торговля, услуги. Все они могут иметь позитивные и негативные стороны, связанные с местом бизнеса в структуре социальных отношений.

Вопрос о видах бизнеса важен, прежде всего, для понимания общей концепции развития этой сферы в рамках широкого сообщества (страны, региона и т.п.). Здесь можно говорить о национальных направлениях развития бизнеса, связанного с производством товаров и услуг. В этом проявляются наиболее важные факторы экономического развития стран или регионов, которые определяет и качество бизнеса. Например, в Японии в XXI в. сделана ставка на информационный бизнес, но в то же время и на культурное своеобразие, что проявляется в подходах к организации производства и набору услуг. В развитых европейских странах ставка делается на инновационно-технологический бизнес, который предполагает развитие образования, науки и техники. В США приоритетными являются стимулирование частного бизнеса, рост его технологического, информационного и интеллектуального потенциала. Особое внимание уделяется деловой хватке и квалификационно-образовательному потенциалу работников. В России постепенно начинает формироваться своя концепция развития бизнеса, что связано с постепенной стабилизацией социально-политической  обстановки  в  стране.

Вопрос о видах бизнеса также важен и для понимания психологической природы бизнеса и более грамотного включения психолога в соответствующую работу. В этом смысле можно сказать, что каждый бизнес в зависимости от своей разновидности предполагает свою смысловую направленность, сферу коммуникаций, характер внутренних и внешних проблем и т.д. Это важно учитывать как в исследовательской и практической деятельности, так и при построении психологических прогнозов.

Виды бизнеса определяются в соответствии с конкретными критериями,  например:

• сфера производства или услуг - конкретные направления производства, услуг бизнес-организации в конкретной местности (городе, регионе, стране);

• творческий компонент, научно­технический прогресс- традиционный или инновационный бизнес;

• широта распространения бизнеса на экономическом пространстве - международный, национальный, региональный, областной, местный бизнес;

• уровень организации хозяйственной жизни - макробизнес (на уровне государства, республики в целом), мезобизнес (в отдельных сферах, отраслях, секторах экономики) и микро-бизнес (в отдельной фирме, школе и т.п.);

• государственный и правовой статус - официальный и «теневой» бизнес;

• основные стадии воспроизводства - производительный бизнес (производство товаров и услуг); бизнес в сфере обращения (включает коммерцию, оптовую и розничную торговлю, биржевую торговлю, банковские услуги и др.); бизнес в сфере распределения и перераспределения (коммерческое посредничество, биржи труда и др.); бизнес в сфере потребления (услуги в рамках домашних хозяйств) и т.д.

В таблице представлены основные формы бизнеса в зависимости от видов частной собственности, составляющей его основу.

 

Таблица 1.1. Основные виды собственности и формы бизнеса (Самоукин, Самоукина, 2001)

Виды  собственности Формы бизнеса
Частная собственность на средства производства Бизнес в сфере производства товаров и услуг (предпринимательский бизнес)
Частная собственность на ресурсы домашнего хозяйства Потребительский бизнес
Частная собственность на рабочую силу Трудовой бизнес
Государственная собственность Государственный бизнес

Таким образом, бизнес как активность, направленная на получение прибыли, имеет свои разновидности, которые полезно анализировать психологу, работающему в бизнес- организациях, для более эффективной реализации целей своей исследовательской и практической деятельности и психологического  прогнозирования.






Дата: 2018-11-18, просмотров: 411.