Психология бизнеса: предмет, задачи, методы, место  в  системе  наук,  история  становления
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Введение

 

Психология бизнеса — современная отрасль психологии, которая возникла на стыке многих дисциплин, прежде всего таких, как психология, социология и экономика, под влиянием процессов социального и экономического развития общества. Становление этого нового направления в психологической науке является реакцией на многочисленные проблемы, стоящие перед представителями малого и среднего бизнеса и требующие участия профессиональных психологов. Именно развитие новых социально-экономических отношений в стране при- водит к тому, что практическая психология активно включается в область бизнеса. В частности, растет востребованность тех направлений психологической работы, которые связаны с психологическим сопровождением деятельности различных бизнес-структур. В то же время среди бизнесменов появляется все больше сторонников профессионального регулирования и учета психологических процессов и проблем, которые имеют место практически в любой бизнес-организации.

Выражение «бизнес - это психология» звучит как тезис, который принимается многими представителями российского бизнеса. Сегодня многим организациям (компаниям, фирмам, предприятиям), занимающимся производством и продажей товаров и услуг, для повышения эффективности работы необходимы специалисты-психологи, которые хорошо понимают особенности современного бизнеса и роль человеческого фактора в достижении поставленных целей, способны направить актив- ность руководителей и персонала на преодоление трудностей, повышение конкурентоспособности и развитие организации. Для специалистов, которые будут осуществлять психологическое сопровождение работы бизнес-организаций, важно видеть всю многоплановость, сложность и противоречивость бизнеса. В учебнике дается его анализ на различных уровнях: психологическом, социально-психологическом,  социологическом.

На психологическом (личностном) уровне анализа исследователей интересует личность человека, занимающегося предпринимательской деятельностью. Надо отметить, что в нашей культуре до сих пор не сложилось четкого понимания профессий, однозначно относящихся к бизнесу.

Чаще всего термины «предприниматель» и «бизнесмен» употребляются как синонимы, но в любом случае психологически исследуется деятельность, направленная на получение прибыли, что и составляет суть бизнеса.

На социально-психологическом уровне анализа на первый план выступают особенности организаций и групп, осуществляющих бизнес-деятельность. Изучаются закономерности возникновения и функционирования бизнес-организаций, влияние различных аспектов взаимодействия людей на результат их совместной деятельности, особенности поведения и общения индивидов в бизнес-сообществе и бизнес-среде и т.д. Современным направлением исследований в этой области является изучение организации как инструмента бизнеса, т.е. особенности координации деятельности людей: руководство, лидерство, стимулирование, разрешение конфликтов и другие проблемы, возникающие в ходе деятельности организации.

На социологическом уровне бизнес рассматривается прежде всего как социальный институт, который играет большую роль в жизни всего общества. И хотя в социологии нет единого понимания термина «социальный институт», можно сказать, что бизнес представляет собой организованную систему связей и социальных норм, которая объединяет значимые ценности и процедуры бизнес-организаций, удовлетворяющие основным потребностям общества.

Таким образом, бизнес может рассматриваться в разных аспектах:

• как особая деятельность, направленная на получение прибыли, и предъявляющая определенные требования к личности деятеля;

• как организация (группа людей), имеющая свои закономерности возникновения и функционирования;

• как социальный институт, оказывающий существенное влияние на социальные структуры и порядок в обществе, социализацию граждан и стандарты общественного поведения.

Все выделенные составляющие бизнеса (деятельность, организация, социальный институт) тесно связаны между собой, взаимно дополняют и обогащают друг друга. Поэтому представители различных областей знаний, по-разному изучая и интерпретируя бизнес, должны учитывать эти стороны бизнеса как сложного общественного и психологического явления. Современная, еще очень молодая психология бизнеса развивается, опираясь на все три уровня анализа бизнеса. Такой многоплановый подход к бизнесу позволяет более полно учесть различные стороны этого сложного явления в процессе подготовки и практической работы психологов в бизнес-организациях. Это сложный путь, поскольку он предполагает адаптацию академического научного аппарата к решению задач практической психологии, что в любой прикладной отрасли представляет собой наибольшую трудность.

Бизнес также невозможно рассматривать, не касаясь личности того, кто его создает - субъекта бизнеса. Становлению и самоопределению личности в бизнесе уделено значительное внимание в данном учебнике. Важное место занимает также анализ той стороны, ради которой и возникает бизнес — потребителей, а также механизмов и методов продвижения товара как продукта бизнеса. Таким образом, в психологии бизнеса как прикладной области психологической науки можно выделить следующие разделы: психология бизнеса как деятельности, психология личности в бизнесе, организация как форма существования бизнеса, психология потребителя и продвижения товара как продукта бизнес-деятельности. Большое внимание в учебнике уделяется практической работе бизнес-психолога с личностью, организацией и потребителем в системе бизнес-деятельности.

При проведении психологической работы с бизнесменами и бизнес-организациями необходимо учитывать ту роль, которую играет бизнес в обществе и истории человечества. Многими авторами предпринимательство рассматривается как главная созидательная сила всякой цивилизации.

Представитель Гарвардской школы бизнеса профессор У. Донхэм писал: «Во многих своих процессах бизнес - это разрушитель рутины и социальных ценностей. Снижение цен и прорыв новых компаний на рынок сопровождаются исчезновением многих милых и привычных нашему сердцу деталей окружения, ломкой некогда добрососедских отношений между мелкими торговцами и владельцами маленьких предприятий, лом- кой традиций и истории, резким и неприятным для многих усугублением социального расслоения людей.

Но у этих процессов есть и оборотная сторона медали. И хотя бизнес - это разрушитель множества социальных традиций, но он также и величайший в мире строитель новых традиций. На место «общинной», соседской культуры приходит новая, корпоративная культура. Реклама становится элементом реальности и активно насаждает свои цели и ценности. Бизнес - это постоянный строитель новых путей развития, постоянный экспериментатор, безостановочно ищущий новые способы создания смыслов и ценностей» (Емельянов, Поварницына, 1998, с. 44).

В результате изучения материала студент должен:

Знать

• основные теоретические подходы к анализу бизнеса как общественного, экономического и социально-психологического феномена;

• психологические особенности деятельности и личности бизнесмена;

 

• специфику функционирования и развития бизнес-организаций, закономерности и механизмы потребительского поведения;

Уметь

• анализировать особенности бизнес-деятельности, механизмы самоопределения и развития личности в бизнесе, способы психологического воздействия на потребительское поведение;

Владеть

• методами диагностики личностных особенностей, психологической помощи и поддержки субъектов бизнеса;

• методами диагностики и развития бизнес-организации;

• психологическими методами маркетингового исследования, проведения психологической экспертизы рекламы, имиджа, бренда.


 

 

Тема 1.Психология бизнеса как направление в психологической науке

 

В результате изучения данной темы студент должен:

знать

• основные понятия, структуру и логику развития в нашей стране и за рубежом психологии бизнеса как нового направления психологии;

• специфику теоретических и прикладных исследований  бизнеса;

• сущность психологического подхода к бизнесу, иметь представление об этике и значении бизнеса для общества и личности;

уметь

• анализировать с психологической точки зрения  структуру

и механизмы функционирования бизнеса, факторы развития бизнеса;

владеть

• навыками в определении исследовательских областей и методов

в работе психолога в бизнес-организации и с субъектами бизнеса.

 

Ключевые слова: психология бизнеса, бизнес, функции бизнеса, субъекты бизнеса, социальная ответственность бизнеса, этика бизнеса.

 


 




Уровни  анализа  бизнеса

На данный момент развития психологии бизнеса выделились следующие основные уровни анализа бизнеса: личностный, социально-психологический, социологический.

На личностном уровне исследуются личность бизнесмена и психологическая структура его профессиональной деятель- ности. Поскольку круг профессий, относящихся к бизнесу, как уже говорилось, в нашей культуре четко не определен, психологически исследуется деятельность, направленная на получение прибыли, что и составляет суть бизнеса. На этом уровне внимание исследователей фокусируется на личностных особенностях людей, склонных к занятию бизнесом, процессах самоопределения и самоидентификации бизнесменов, факторах удовлетворенности деятельностью и т.д. Особое внимание уделяется внутриличностным конфликтам и психологическим кризисам в процессе бизнес-деятельности. Интерес исследователей привлекают также процессы принятия  решения  в  бизнесе.

На социально­психологическом уровне анализа изучаются особенности организаций и групп, занимающихся производством товаров и услуг, их реализацией, закономерности появления, развития и функционирования бизнес-организаций, аспекты взаимодействия людей в процессе их совместной деятельности и т.д. Современные исследования в этой области рассматривают организации как инструмент бизнеса, т.е. особенности координации деятельности людей: руководство, лидерство, стимулирование, разрешение конфликтов и другие проблемы, возникающие в ходе деятельности организации. Социально-психологической уровень анализа предполагает также изучение психологических проблем взаимодействия в бизнесе, делового партнерства, конкуренции, деловой этики, репутации, доверия и т.д. В фокусе внимания находятся социально-психологические факторы поведения, взаимодействия и общения индивидов в бизнес-сообществе и бизнес-среде. Важное место в ряду изучаемых феноменов занимают стратегии проведения переговоров, способы разрешения конфликтов, принципы эффективного заключения сделок и делового общения.

На социологическом уровне бизнес исследуется прежде всего как социальный институт, который занимает большое место в жизни всего общества. Так как бизнес представляет собой систему связей и социальных норм, которая объединяет ценности и процедуры бизнес-организаций, удовлетворяющие основным потребностям общества, наиболее важными изучаемыми проблемами являются социальная ответственность бизнеса, проблемы взаимодействия со всеми заинтересованными сторонами, имидж бизнеса и бизнесменов в обществе и т.д.

Таким образом, бизнес с психологической точки зрения может рассматриваться в разных аспектах:

• как особая деятельность, направленная на получение прибыли и предъявляющая определенные требования к личности деятеля;

• как организация (группа людей), имеющая свои закономерности возникновения и функционирования;

• как социальный институт, оказывающий существенное влияние на социальные структуры и порядок в обществе, социализацию граждан и стандарты общественного поведения.

Все выделенные составляющие бизнеса (деятельность, личность, организация, социальный институт) тесно связаны между собой, взаимно дополняют и обогащают друг друга. Поэтому представители различных областей знаний, по-разному изучая и интерпретируя бизнес, в той или иной степени учитывают эти сторона бизнеса как сложного общественного и психологического явления. Современная, пока еще очень молодая, психология бизнеса развивается, опираясь на все три обозначенных уровня анализа бизнеса. Такой многоплановый подход к бизнесу позволяет увидеть различные стороны этого сложного явления в процессе подготовки и практической работы бизнес-психологов. Это сложный путь, поскольку он предполагает адаптацию академического научного аппарата к решению задач практической психологии, что в любой прикладной отрасли представляет собой наибольшую  трудность.

Основным объектом исследований в области психологии бизнеса являются психологические механизмы и закономерности функционирования бизнеса как сложного психологического феномена.

Приоритетные направления исследований (предмет):

1) деятельность и личность бизнесмена: структура бизнес-деятельности, психология успеха в бизнесе, психологические аспекты принятия решений, профессиональное самоопределение и развитие и т.д. В этом направлении проводится, например, исследование профессионального и социального самоопределения личности в бизнесе, в частности, мотивация выбора того или иного виды экономической активности, феномена профессиональной идентичности, эмоционального выгорания, профессиональных деформаций и т.д.;

2) организация как инструмент бизнеса: психология управления персоналом, организационная культура, развитие, коммуникации, обучение в организации и т.д. Проводятся исследования организационных факторов деятельности субъектов бизнеса, методов формирования эффективной организационной культуры, создания оптимального психологического климата и атмосферы, приверженности и лояльности, деловой этики и доверия в бизнес-организациях. Важным направлением является динамика организационных феноменов в изменяющихся условиях как внешних, так и внутренних (кризис, реструктуризация, смена собственника и т.д.);

3) взаимоотношения бизнеса и всех заинтересованных сторон (stakeholders), в том числе общества. Изучаются проблемы социальной ответственности бизнеса, взаимодействия с деловыми партнерами, потребительская, социально-экономическая и культурная среда бизнеса, факторы экономического развития, психология межкультурного взаимодействия и т.д. Проводятся исследования потребительского поведения, методов и механизмов продвижения продукта бизнес-деятельности. Важное место занимают проблемы разрешения конфликтов, проведения деловых переговоров и заключения сделок, а также проблемы делового общения. Привлекает внимание также имидж бизнеса и бизнесмена в обществе и у представителей различных социальных групп.

Задачи  психологии  бизнеса

В психологии бизнеса, так же как и в любой другой отрасли психологии, задачи определяются исходя не только из собственной специфики, но и из понимания структуры психики и задач науки в целом.

Основной задачей психологии является изучение структуры, механизмов, а также объективных закономерностей функционирования и развития психических явлений (психических процессов, состояний и свойств личности). Также не менее важную роль играет исследование условий и механизмов применения на практике полученных знаний о психике человека.

По мере становления подхода в психологии или научной отрасли происходит усложнение поставленных задач, переход от накопления фактического материала к построению психологических концепций, что отражается в следующих задачах:

• задачах обнаружения фактов (описание разнообразных психологических феноменов и их проявлений);

• задачах накопления и обобщения фактов (выделение  наиболее важных фактов, описание явлений);

• задачах установления закономерностей или законов явлений (объяснение фактов, нахождение причинно-следственных связей);

• задачах выявления механизмов закономерностей или законов (построение научной концепции);

• задачах выявления условий и форм практического использования полученных знаний (применение научных концепций на практике). Это наиболее сложный блок задач, поскольку психолог сталкивается с организационными, материальными, социальными проблемами, а также вопросами морально-этического плана. Любое внедрение психологических знаний на практике должно следовать общему принципу

«Не навреди!», что не всегда возможно. При этом от психолога требуется знание и «чувствование» этики взаимодействия и многих других аспектов жизнедеятельности людей.

Задачи психологии бизнеса мы подразделяем на два основных блока:

1) исследовательские, связанные с анализом бизнеса как профессионального, социального и организационного фактора развития психических явлений, изучением психологических закономерностей и законов бизнес-деятельности, делового взаимодействия и т.д.;

2) практические, направленные на оптимизацию взаимоотношений бизнеса и общества, взаимодействия субъектов бизнеса между собой, повышение эффективности деятельности субъектов бизнеса и сохранение их психического здоровья.

На данном этапе становления психологии бизнеса большое значение имеют задачи, связанные с накоплением фактического материала об особенностях психических процессов, личности представителей бизнеса; благоприятных и неблагоприятных психических состояниях в условиях деятельности бизнесменов; проявлениях психологических феноменов при планировании и реализации бизнес-деятельности; организационных факторах развития личности в бизнесе и т.д.

Основными научно-исследовательскими задачами психологии бизнеса являются:

• разработка методологических проблем, понятийного и методического аппарата в сфере психологии бизнеса;


• системный анализ деятельности субъектов, профессионального развития, самоопределения личности в бизнесе, процессов принятия решений и т.д.;

• исследование проблем и специфических последствий бизнес-деятельности для личности;

• исследование организационного контекста бизнеса, закономерностей функционирования и развития бизнес-организаций; механизмов и эффектов взаимодействия личности и организации в ходе реализации бизнес-деятельности;

• исследование взаимодействия субъектов бизнеса между собой — партнерство и конкуренция, конфликты, переговоры, деловая этика и т.д.;

• исследование взаимоотношений бизнеса и всех заинтересованных сторон, в том числе общества и его отдельных групп (социальная ответственность и имидж бизнеса), а также результатов бизнес-деятельности, формирования имиджа и бренда бизнес-организации и продуктов бизнес-деятельности, потребительского поведения и психологических механизмов продвижения товаров и услуг.

 


Методы  психологии  бизнеса

Самоопределение любой отрасли психологии идет путем развития ее предмета и методологии, т.е. принципов и методов исследований.

Методология психологии бизнеса развивается на общих принципах психологии, таких как принцип детерминизма, развития, историзма, системности, единства сознания и деятельности и общения, индивидуальности. Особую роль играет методология практической социальной психологии. Кроме того, психология бизнеса может опираться на принципы, разработанные в русле смежных научных областей: управления, экономики, социологии и др. Например, при изучении психологических аспектов управленческой деятельности, особенностей принятия решений в организации могут быть актуальны принципы, подходы, парадигмы, разработанные  в русле менеджмента. Менеджмент основан на логической схеме управленческой деятельности, в которой цели согласованы со средствами и способами их достижения. В психологии бизнеса и теории управления используются близкие под

 

ходы, такие как системный, программно-целевой, проектный. Даже маркетинговый подход, который был прерогативой собственно менеджмента, все в большей степени находит применение в психологии бизнеса, о чем свидетельствует развитие исследований в области потребительского поведения. По сути, психология бизнеса и менеджмент решают общую проблему: как применить поведенческий подход к пониманию  управления бизнесом.

Методы психологии бизнеса очень разнообразны, включая количественные и качественные исследования. Количественные исследования основаны на номотетическом подходе, который ориентирован на выявление общих закономерностей и универсальных механизмов развития и формирования личности. Качественные - на идиографическом подходе, предполагающем описание личности как особой уникальной целостности, продолжающий традиции понимающей психологии. И те и другие нашли применение в психологии бизнеса. Например, в исследовании личности предпринимателей и бизнесменов применяются количественные процедуры, опросные методики, тесты, а также качественные методы (неструктурированное глубинное интервью, репертуарные решетки).

Можно выделить следующие группы методов психологии бизнеса: исследовательские, диагностические, коррекционные, консультационные (включая коучинг). К основным диагностическим методам относятся наблюдение, тестирование, опрос, интервью, анкетирование, анализ документов, контент-анализ и многие другие.

Рассмотрим методы, отметив специфику их использования в психологии бизнеса.

Наблюдение - один из основных методов психологии бизнеса. Он используется в исследованиях для выявления фактов поведения, отношения и т.п. Например, при изучении специфики деятельности и личности предпринимателей, и т.д. Но также как сопровождение практической работы психолога, для оценки уровня подготовленности сотрудников, их реакции на нововведения в организации и т.п. Например, при обучении персонала работе с клиентами используют процедуру включенного или стороннего наблюдения («тайный покупатель»).

В психологии бизнеса используются все виды наблюдения:

• открытое, когда человек знает о том, что за ним ведется наблюдение и понимает, какие стороны его поведения фиксирует наблюдатель;

• закрытое, когда факт наблюдения скрыт от субъекта;

• включенное, когда исследователь становится участником исследуемой группы или события, но при этом субъект не знает, что за ним ведется наблюдение;

• стороннее, когда исследователь наблюдает за действиями субъекта или группы со стороны, не включаясь в ситуацию.

Его достоинствами является возможность изучать явление в естественных условиях, не вмешиваться в происходящее и не влиять на него. Недостатки этого метода связаны с влиянием личности, настроения, состояния, симпатий или антипатий наблюдателя на результаты наблюдения (гало-эффект). Кроме того, психолог должен быть очень внимателен, поскольку ситуация уникальна, ее нельзя повторить.

Наблюдение, несмотря на свою кажущуюся простоту, требует тщательной подготовки. Этот метод представляет собой целенаправленное и организованное восприятие исследователем изучаемого объекта и объяснение полученных фактов. Поэтому необходима разработка программы наблюдения, в которой учитывают условия работы, определенные параметры и т.д.

При подготовке к проведению наблюдения необходимо следовать ряду требований, к которым относятся.

• целенаправленность, концептуальность, т.е. четкое понимание цели наблюдения, наличие программы и перечня фиксируемых параметров, наличие концепции;

• объективность - использование процедур для снижения субъективного влияния наблюдателя (технические средства фиксации наблюдаемых параметров, увеличение числа наблюдателей);

• требования к поведению наблюдателя, его интерпретации, например отделение фактов от субъективной интерпретации, интерпретации после получения  фактов.

В психологии бизнеса применяются различные виды наблюдения. Чаще всего это внешнее выборочное наблюдение. Психолог собирает предварительную информацию об особенностях поведения сотрудников, отношениях их между собой, стиле руководства и т.д. Но применяется и включенное наблюдение, например для оценки результатов обучения персонала, при подготовке изменений в организации и т.д.

Экспериментальный метод, в основе которого лежит моделирование ситуаций. В психологии он направлен на исследование выявления причинно-следственных отношений между изучаемыми явлениями. На методологию психологии бизнеса оказали большое влияние эксперименты, проводимые в социальной психологии, социологии, психологии управления. Стали уже классическими эксперименты Ф. Олпорта, А. Эша, С. Милгрэма, Ф. Зимбардо, А. Тэшфела, Э. Мэйо и других известных ученых, в которых были выявлены важнейшие закономерности поведения человека, его деятельности под влиянием социально-психологических факторов, а также поставлены вопросы для практиков, решающих конкретные проблемы управления людьми на производстве и в организациях. Так, например, Хоторнский эксперимент Э. Мэйо и его коллег показал, что в тех организациях, которые эффективно работают, производительность труда зависит в большей степени от социально-психологических, чем физических факторов. Тем самым были выявлены влияния человеческих отношений в производственных организациях на деятельность людей.

Виды эксперимента подразделяются на лабораторный и естественный. Лабораторный эксперимент проводится в специально оборудованных помещениях, где моделируется реальная ситуация. При этом испытуемый сознательно участвует в таких экспериментах. Естественный эксперимент проводится в условиях максимально приближенных к реальности, при этом испытуемые могут не осознавать участия в эксперименте.

В психологии бизнеса используется, как правило, естественный, полевой эксперимент. Отдельные примеры применения экспериментальных процедур лабораторного плана можно найти при изучении особенностей самоопрезентации, влияния рекламы или бренда на личность респондента, маркетинговых исследованиях.

Этот метод считается в психологии основным, поскольку позволяет получать наиболее объективные данные, изучать явление в чистом виде, повторять изучаемое событие, произвольно регулировать независимые переменные.

В то же время надо учитывать и возможные ограничения этого метода. Для психологии бизнеса наиболее важна проблема экологической валидности, т.е. соответствия полученных в эксперименте данных реальности. Также возможна проблема влияния экспериментатора на результат обработки и интерпретации данных. Поэтому необходимо соблюдать ряд требований к осуществлению эксперимента, которые хорошо разработаны в рамках экспериментальной психологии.

Отметим основные требования к проведению экспериментальных процедур в психологии бизнеса:

• контроль условий эксперимента и ограничение факторов, воздействующих на фиксируемые переменные;

• добровольность участия испытуемых в эксперименте;

• проведение замеров в экспериментальной и контрольной группах;

• использование технических средств фиксации результатов;

• тщательный подбор выборки, т.е. репрезентативность выборки;

• тщательная разработка программы эксперимента;

• статистическая проверка на достоверность результатов.

• В психологии бизнеса экспериментальные процедуры используются в целях получения более объективной информации о возможных последствиях предпринятых действий, например проводимых изменений в организации, управлении проектами, внедрении программ адаптации, оценки, обучения персонала. Также они применяются при выявлении проблем, например, связанных с особенностями управленческих решений, систем коммуникаций в организации и т.д.

Тестирование — стандартизованное испытание, в ходе которого испытуемый выполняет задание или отвечает на вопросы. Этот метод получил широкое распространение в прикладной психологии благодаря своим явным достоинствам. Тесты четко стандартизированы, просты в применении, позволяют получить за сравнительно небольшой промежуток времени конкретные данные о человеке. Кроме того, тесты обладают достаточно высокой надежностью и объективностью.

В психологии существует большая разновидность тестов.

Выделяют тесты различных видов: обучающие, проективные, диагностические, ситуационные и т.д. Ситуационные тесты по своей сути приближаются к естественным экспериментам. Например, когда испытуемый включается в определенную ситуацию, в которой фиксируются конкретные параметры его  поведения.

Несмотря на достоинства этого метода, важно учитывать, что у него тоже есть свои ограничения, такие как потеря индивидуального подхода, усреднение человека, подгонка его под среднестатистические нормы, опасность случайных ошибок.

Поэтому необходимо следовать ряду требований к тестированию:

• анонимность и конфиденциальность исследования;

• использование теста по назначению, т.е. в соответствии с теоретической моделью психического явления или ситуации, которую он должен диагностировать;

• контроль условий проведения теста (время, место), состояния  испытуемого;

• наличие четкой инструкции, стандартных бланков, необходимого оборудования.

В психологии бизнеса применяются самые разнообразные тесты, которые мы объединяем в несколько групп.

Тесты первой группы направлены на диагностику личностных качеств бизнесмена, выявление качеств, способствующих выпол- нению ролевого репертуара, например качества позволяющих завести свое дело, быть лидером и руководителем, выстраивать деловые перспективы, проводить переговоры, приумножать материальные ресурсы, ценить свое здоровье и время и т.д. Эти тесты широко представлены на сайтах Интернета, поскольку находят спрос у многих как начинающих, так и опытных бизнесменов. Они используются в качестве диагностических (а возможно, и развивающих) процедур в консультировании и коучинге.

Тесты второй группы направлены на выявление уровня профессиональной подготовки и качеств специалистов при приеме на работу и отборе, применяются в компаниях и кадровых агентствах. В этих случаях психология бизнеса использует прежде всего арсенал психологических тестов: интеллектуальные тесты (Г. Айзенка и т.п.), личностные тесты (Т. Лири, Д. Кеттела и т.п.). Кроме того, применяются тесты, разработанные для диагностики профессиональных качеств специалиста, например умения работать с информацией, грамотно составлять документы, наблюдать за партнерами переговоров и т.д.

Тесты третьей группы проводятся в рамках прикладных исследований в области психологии рекламы, потребительского поведения, в так называемых сферах нематериальных услуг и консалтинга. Например, влияние рекламы, организации пространства в магазине, бренда на решение потребителя о покупке, а также влияние личностных качеств потребителя на его поведение на рынке товаров и услуг.

Также можно выделить группу тестов, направленных на исследование организаций (организационная культура, структура, отношения и т.п.). Но в этой сфере большее применение нашли опросные методы.

Методы опроса (анкетирование, интервью, беседа) являются, пожалуй, самыми распространенными в психологии бизнеса. Они позволяют проводить обширные исследования, получать большое количество статистически значимой информации. Без этих методов невозможно проведение маркетинговых исследований, оценки качества работы, выявление отношения к организации, компании и т.д.

Возможными негативными сторонами этих методов может быть субъективизм или формализм в ответах респондентов. Поэтому существуют требования к построению вопросов, про- ведению анкетирования и интервью.

Например, наиболее распространенные требования к построению вопросов — это:

• использование различных категорий вопросов: сущностных (что человек знает об изучаемом предмете или субъекте), информационных (какие источники информации использует), отношенческих (какое отношение, мнение вызывает изучаемый предмет, субъект);

• четкие, понятные и короткие формулировки, предполагающие конкретные ответы;

• нежелательность социально-одобряемых или отвергаемых формулировок;

• недопустимость внушающих, неэтичных или категоричных вопросов;

• выбор адекватных видов вопросов (закрытые - открытые, прямые — косвенные и т.д.).

В психологии бизнеса опросы (устные и письменные) получили широкое распространение. Без них не проводится практически ни одно внедрение изменений. Они применяются в проектной деятельности, исследованиях рынка и потребления, рекламе и подготовке переговоров и т.д.

Методы анализа документов и результатов деятельности занимают особое место в психологических исследованиях бизнеса. Это связано с решением ряда задач психологии бизнеса как науки, в частности следующих: оценка эффективности бизнес-деятельности, анализ и оптимизация взаимодействия бизнеса и общества, изучение результатов делового взаимодействия и повышение эффективности деятельности субъектов бизнеса. Ни одна из них не может быть решена без использования объективных показателей. Например, для оценки деловой активности бизнесмена недостаточно его субъективных представлений об ее уровне и динамике. Важно оценить реальные масштабы бизнеса, его место на рынке и динамику доходов в сравнении со средними показателями в отрасли и регионе.

Соответственно в исследованиях организационного аспекта бизнеса необходимая для анализа объективная информация может содержаться в должностных инструкциях, документах, регламентирующих кадровую политику организации, представляющих ее миссию и стратегии взаимодействия с деловыми партнерами, этический кодекс и другие компоненты организационной культуры и т.д. Документы, отражающие текучесть персонала, уровень и структуру материального и нематериального стимулирования труда, а также квалификационные и социально-демографические характеристики работников - все это является важным материалом для исследователя организационно- психологических  феноменов.

Для изучения имиджа субъектов бизнеса полезными фактическими данными могут стать сведения о истории создания фирмы, а также факты из биографии персоналий. Важную роль играют публикации в СМИ, посвященные организации и ее руководителям, и, разумеется, информация о них, циркулирующая в Интернете. Таким образом, для психологических исследований бизнеса важны не только объективные характеристики деятельности, но и их отражение в сознании представителей различных групп: работников организации, партнеров, потребителей, широкой общественности.

В последнее время в психологии бизнеса все чаще используются методы компьютерного моделирования. Их направленность весьма разнообразна. Например, они используются для изучения принятия решения - в этом случае моделируется определенная бизнес-ситуация: ее условия, роли взаимодействующих партнеров и т.д. Другое направление подобных методов - оценка некоторых личностных характеристик сотрудников организации, например социальной компетентности, эмоционального интеллекта и т.д. В этом случае моделируется проблемная ситуация профессиональной деятельности и взаимодействия и оцениваются эмоциональные реакции сотрудника и выбор им определенной модели поведения. В современной науке имеется немало успешных попыток применения в конкретных исследованиях моделей. Например, разработаны модели механизмов процессов социальной мобильности, процессов воспроизводства образования населения, процессов коллективно-группового уровня и др. Однако сдерживает дальнейшее развитие метода моделирования существенный разрыв между динамичной многофакторной детерминацией реальных психологических процессов и ограниченным набором этих факторов в статичных математических моделях.

Еще одним видом методов, позволяющим изучать психологические процессы в ходе бизнес-деятельности, являются игровые методы. Деловой или имитационной называют игру, которая позволяет имитировать (моделировать) бизнес-ситуацию, воспроизводя ее основные элементы и их функционирование во времени, в том числе различные формы взаимодействия субъектов бизнеса. Такие игры позволяют выявить основные особенности различных бизнес-процессов и оценить эффективность различных стратегий согласования интересов их участников. Деловые игры по своему функциональному назначению подразделяются на три вида: учебные, в ходе которых отрабатываются навыки взаимодействия и оптимальные стратегии поведения; производственные, применяющиеся для решения практических проблем деятельности бизнес-организаций; исследовательские, выполняющие диагностическую функцию.

Репрезентационные игры (их появление связано с именами Г. П. Щедровицкого, А. А. Зиновьева, М. К. Мамардашвили, Б. А. Грушина) направлены на выработку новых, нестандартных идей и подходов к решению проблем, а также позволяют получить данные для психологических исследований. Посредством этого вида игр получают следующие результаты: идеи решения сложных (слабоструктурированных) проблем; консолидацию группы руководителей, ориентированных на реализацию разработанных в процессе игры программ; освоение участниками новых эффективных методов принятия решений. При проведении репрезентационных игр используется ряд техник, к числу которых можно отнести распредмечивание, проблематизацию, целеполагание, самоопределение, рефлексию, схематизацию, позиционный анализ. Этапы игры строятся в соответствии с алгоритмом решения содержательных задач и с динамикой  группообразования.


Введение

 

Психология бизнеса — современная отрасль психологии, которая возникла на стыке многих дисциплин, прежде всего таких, как психология, социология и экономика, под влиянием процессов социального и экономического развития общества. Становление этого нового направления в психологической науке является реакцией на многочисленные проблемы, стоящие перед представителями малого и среднего бизнеса и требующие участия профессиональных психологов. Именно развитие новых социально-экономических отношений в стране при- водит к тому, что практическая психология активно включается в область бизнеса. В частности, растет востребованность тех направлений психологической работы, которые связаны с психологическим сопровождением деятельности различных бизнес-структур. В то же время среди бизнесменов появляется все больше сторонников профессионального регулирования и учета психологических процессов и проблем, которые имеют место практически в любой бизнес-организации.

Выражение «бизнес - это психология» звучит как тезис, который принимается многими представителями российского бизнеса. Сегодня многим организациям (компаниям, фирмам, предприятиям), занимающимся производством и продажей товаров и услуг, для повышения эффективности работы необходимы специалисты-психологи, которые хорошо понимают особенности современного бизнеса и роль человеческого фактора в достижении поставленных целей, способны направить актив- ность руководителей и персонала на преодоление трудностей, повышение конкурентоспособности и развитие организации. Для специалистов, которые будут осуществлять психологическое сопровождение работы бизнес-организаций, важно видеть всю многоплановость, сложность и противоречивость бизнеса. В учебнике дается его анализ на различных уровнях: психологическом, социально-психологическом,  социологическом.

На психологическом (личностном) уровне анализа исследователей интересует личность человека, занимающегося предпринимательской деятельностью. Надо отметить, что в нашей культуре до сих пор не сложилось четкого понимания профессий, однозначно относящихся к бизнесу.

Чаще всего термины «предприниматель» и «бизнесмен» употребляются как синонимы, но в любом случае психологически исследуется деятельность, направленная на получение прибыли, что и составляет суть бизнеса.

На социально-психологическом уровне анализа на первый план выступают особенности организаций и групп, осуществляющих бизнес-деятельность. Изучаются закономерности возникновения и функционирования бизнес-организаций, влияние различных аспектов взаимодействия людей на результат их совместной деятельности, особенности поведения и общения индивидов в бизнес-сообществе и бизнес-среде и т.д. Современным направлением исследований в этой области является изучение организации как инструмента бизнеса, т.е. особенности координации деятельности людей: руководство, лидерство, стимулирование, разрешение конфликтов и другие проблемы, возникающие в ходе деятельности организации.

На социологическом уровне бизнес рассматривается прежде всего как социальный институт, который играет большую роль в жизни всего общества. И хотя в социологии нет единого понимания термина «социальный институт», можно сказать, что бизнес представляет собой организованную систему связей и социальных норм, которая объединяет значимые ценности и процедуры бизнес-организаций, удовлетворяющие основным потребностям общества.

Таким образом, бизнес может рассматриваться в разных аспектах:

• как особая деятельность, направленная на получение прибыли, и предъявляющая определенные требования к личности деятеля;

• как организация (группа людей), имеющая свои закономерности возникновения и функционирования;

• как социальный институт, оказывающий существенное влияние на социальные структуры и порядок в обществе, социализацию граждан и стандарты общественного поведения.

Все выделенные составляющие бизнеса (деятельность, организация, социальный институт) тесно связаны между собой, взаимно дополняют и обогащают друг друга. Поэтому представители различных областей знаний, по-разному изучая и интерпретируя бизнес, должны учитывать эти стороны бизнеса как сложного общественного и психологического явления. Современная, еще очень молодая психология бизнеса развивается, опираясь на все три уровня анализа бизнеса. Такой многоплановый подход к бизнесу позволяет более полно учесть различные стороны этого сложного явления в процессе подготовки и практической работы психологов в бизнес-организациях. Это сложный путь, поскольку он предполагает адаптацию академического научного аппарата к решению задач практической психологии, что в любой прикладной отрасли представляет собой наибольшую трудность.

Бизнес также невозможно рассматривать, не касаясь личности того, кто его создает - субъекта бизнеса. Становлению и самоопределению личности в бизнесе уделено значительное внимание в данном учебнике. Важное место занимает также анализ той стороны, ради которой и возникает бизнес — потребителей, а также механизмов и методов продвижения товара как продукта бизнеса. Таким образом, в психологии бизнеса как прикладной области психологической науки можно выделить следующие разделы: психология бизнеса как деятельности, психология личности в бизнесе, организация как форма существования бизнеса, психология потребителя и продвижения товара как продукта бизнес-деятельности. Большое внимание в учебнике уделяется практической работе бизнес-психолога с личностью, организацией и потребителем в системе бизнес-деятельности.

При проведении психологической работы с бизнесменами и бизнес-организациями необходимо учитывать ту роль, которую играет бизнес в обществе и истории человечества. Многими авторами предпринимательство рассматривается как главная созидательная сила всякой цивилизации.

Представитель Гарвардской школы бизнеса профессор У. Донхэм писал: «Во многих своих процессах бизнес - это разрушитель рутины и социальных ценностей. Снижение цен и прорыв новых компаний на рынок сопровождаются исчезновением многих милых и привычных нашему сердцу деталей окружения, ломкой некогда добрососедских отношений между мелкими торговцами и владельцами маленьких предприятий, лом- кой традиций и истории, резким и неприятным для многих усугублением социального расслоения людей.

Но у этих процессов есть и оборотная сторона медали. И хотя бизнес - это разрушитель множества социальных традиций, но он также и величайший в мире строитель новых традиций. На место «общинной», соседской культуры приходит новая, корпоративная культура. Реклама становится элементом реальности и активно насаждает свои цели и ценности. Бизнес - это постоянный строитель новых путей развития, постоянный экспериментатор, безостановочно ищущий новые способы создания смыслов и ценностей» (Емельянов, Поварницына, 1998, с. 44).

В результате изучения материала студент должен:

Знать

• основные теоретические подходы к анализу бизнеса как общественного, экономического и социально-психологического феномена;

• психологические особенности деятельности и личности бизнесмена;

 

• специфику функционирования и развития бизнес-организаций, закономерности и механизмы потребительского поведения;

Уметь

• анализировать особенности бизнес-деятельности, механизмы самоопределения и развития личности в бизнесе, способы психологического воздействия на потребительское поведение;

Владеть

• методами диагностики личностных особенностей, психологической помощи и поддержки субъектов бизнеса;

• методами диагностики и развития бизнес-организации;

• психологическими методами маркетингового исследования, проведения психологической экспертизы рекламы, имиджа, бренда.


 

 

Тема 1.Психология бизнеса как направление в психологической науке

 

В результате изучения данной темы студент должен:

знать

• основные понятия, структуру и логику развития в нашей стране и за рубежом психологии бизнеса как нового направления психологии;

• специфику теоретических и прикладных исследований  бизнеса;

• сущность психологического подхода к бизнесу, иметь представление об этике и значении бизнеса для общества и личности;

уметь

• анализировать с психологической точки зрения  структуру

и механизмы функционирования бизнеса, факторы развития бизнеса;

владеть

• навыками в определении исследовательских областей и методов

в работе психолога в бизнес-организации и с субъектами бизнеса.

 

Ключевые слова: психология бизнеса, бизнес, функции бизнеса, субъекты бизнеса, социальная ответственность бизнеса, этика бизнеса.

 


 




Психология бизнеса: предмет, задачи, методы, место  в  системе  наук,  история  становления

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 526.