Составитель – к.с.н., Еремина Е.В
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Курс лекций.

Составитель – к.с.н., Еремина Е.В.



СОДЕРЖАНИЕ

ТЕМА 1. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ………………3

ТЕМА 2. ОСНОВНЫЕЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ………………………….…………………5

ТЕМА 3. МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ………………..6

ТЕМА 4. ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И УРОВНИ ОБЩЕНИЯ……………….8

ТЕМА 5. КОММУНИКАТИВНЫЙ АСПЕКТ ОБЩЕНИЯ, НЕВЕРБАЛЬНЫЕ И ВЕРБАЛЬНЫЕ

СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ…………………………………………………9

ТЕМА 6. ИНТЕРАКТИВНАЯ СТОРОНА ОБЩЕНИЯ………………20

ТЕМА 7. ОБЩЕНИЕ КАК ВОСПРИЯТИЕ ЛЮДЬМИ ДРУГ ДРУГА. МЕХАНИЗМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕРЦЕПЦИИ………………………23

ТЕМА 8. ПОНЯТИЕ, ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

И ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП. ФЕНОМЕН

ГРУППОВОГО ДАВЛЕНИЯ……………………………………………29

ТЕМА 9. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ

МАЛЫХ ГРУПП…………………………………………………………..32

ТЕМА 10. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ ГРУППЫ…………………………………………………………………..34

ТЕМА 11. ЛИДЕРСТВО И РУКОВОДСТВО В ГРУППАХ………………………………………………………………….35

ТЕМА 12. СТИЛИ ЛИДЕРСТВА……………………………………….36

ТЕМА 13. ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ

ПСИХОЛОГИИ, СОЦИАЛИЗАЦИЯ…………………………………..38



ТЕМА 5. КОММУНИКАТИВНЫЙ АСПЕКТ ОБЩЕНИЯ

 

Понятие «коммуникация» связано с информационными обменами, которые происходят между людьми в процессе совместной деятельности и общения.

Коммуникация - это акт и процесс установления контактов между субъектами взаимодействия посредством выработки общего смысла передаваемой и воспринимаемой информации. Действия, целью которых является смысловое восприятие, называют коммуникативными.

Главной задачей коммуникации выступает достижение социальной общности. Индивидуальность и уникальность каждого субъекта взаимодействия сохраняются.

В более широком философском смысле коммуникация рассматривается как социальный процесс, связанный либо с общением, обменом сведениями, идеями и так далее, либо с передачей содержания от одного сознания к другому посредством знаковых систем.

Социологический аспект понимания коммуникации выявляет специфику средств связи любых объектов материального и духовного мира. Данное понятие часто употребляется применительно к различным средствам массовой передачи информации {средствам массовой коммуникации). Их широкое распространение и влияние почти на каждого человека породили понятие общего информационного поля, в котором живут современные люди. Как массовый процесс коммуникация представляет собой постоянное распространение информации посредством технических средств связи среди огромных рассредоточенных аудиторий, воздействуя на оценки, мнения и поведение людей.

Коммуникация выступает как особая функция общения, проявляющаяся в передаче и принятии информации. Коммуникация должна быть эффективной, способствовать достижению целей участников общения, что предполагает выяснение следующих вопросов:

· каковы средства коммуникации и как правильно ими пользоваться в процессе общения;

· как преодолеть коммуникативные барьеры непонимания и делать коммуникацию успешной.

Все средства общения делятся на две большие группы: вербальные (словесные) и невербальные. На первый взгляд может показаться, что невербальные средства не столь важны, как словесные. Но это далеко не так. Специалистами установлено, что передача информации происходит за счет вербальных средств (только слов) на 7%, звуковых средств (включая тон голоса, интонации звука) — на 38%, а за счет невербальных средств — на 55%.

Между вербальными и невербальными средствами общения существует своеобразное разделение функций: по словесному каналу передается чистая информация, а по вербальному – отношение к партнеру по общению.

 

Вербальные средства общения

Как бы ни были важны чувства, эмоции, отношения людей но деловое общение предполагает не только и не столько переда чу эмоциональных состояний, сколько передачу информации.

Содержание информации передается при помощи языка, т.е. принимает вербальную, или словесную форму. При этом частично искажается смысл информации, частично происходит ее потеря. Этот процесс шутливо проиллюстрировал А. Моль в примере передачи указаний по цепочке капитан-адъютант—сержант—капрал—рядовые солдаты.

Капитан — адъютанту: "Как вы знаете, завтра про­изойдет солнечное затмение, а это бывает не каждый день. Соберите личный состав в 5 часов на плацу, в походной одежде. Они смогут наблюдать это явление, а я дам им необходимые объяснения. Если будет идти дождь, то наблюдать будет нечего, в таком случае оставьте людей в казарме".

Адъютант — сержанту: "По приказу капитана завтра утром произойдет солнечное затмение в походной одежде. Капитан на плацу даст необходимые объяснения, а это бывает не каждый день. Если будет идти дождь, наблюдать будет нечего, тогда явление состоится в казарме".

Сержант — капралу: "По приказу капитана завтра утром в 5 часов затмение на плацу людей в походной одежде. Капитан даст необходимые объяснения насчет этого резкого явления, если будет дождливо, что бывает не каждый день".

Капрал — солдатам: "Завтра в самую рань, в 5 часов, солнце на плацу произведет затмение капитана в казарме. Если будет дождливо, то это редкое явление состоится в походной одежде, а это бывает не каждый день".

Именно потому, чтобы не произошло искажение смысла информации, в армии повторяют приказы.

Видно, что сам процесс словесного оформления мыслей их понимание с неизбежностью порождает деформацию смысла сообщения. Рассмотрим потери информации при сообщении на основе схемы, разработанной П. Мицичем.

При передаче информации нужно возникшую идею, мысль сначала словесно оформить во внутренней речи, затем перевести из внутренней речи во внешнюю, т.е. высказать. Это высказывание должно быть услышано и понято.

На каждом этапе происходят потери информации и ее искажение. Величина этих потерь определяется и общим несовершенством человеческой речи, невозможностью полно и точно воплотить мысли в словесные формы, о чем образно сказал русский поэт Ф.Тютчев: "Мысль изреченная есть ложь", и наличием или отсутствием доверия к собеседнику, и личными целями и устремлениями (когда желаемое принимается за действительное), и совпадением или несовпадением словарного запаса, и многим, многим другим.

И все же люди понимают друг друга. Понимание постоянно корректируется, поскольку общение это не просто передача информации (знаний, фактических сведений, указаний, приказаний, деловых сообщений и т.п.), а обмен информацией, предполагающей обратную связь.

К тому же, обмен сообщениями происходит не "просто так", а ради достижений целей общения, поэтому нужно учитывать личностный смысл, вкладываемый в сообщение. В общении эффективной коммуникация будет тогда, когда получатель мы не просто передаем информацию, информируем, обмениваемся знаниями о трудностях решения проблемы, а жалуемся и т.д. Значит, успешная коммуникация возможна только с учетом личностного фона, на котором передается сообщение.

Если перейти от общих теоретических моделей передачи приема информации к практике, то для делового общения это означает прежде всего умение говорить и умение слушать.

Умению говорить, или ораторскому искусству, обучали еще в античности. Оно предполагает умение точно формулировать свои мысли, излагать их доступным для собеседника языком, ориентироваться в общении на реакцию собеседника.

В книге В.Зигерта и Л. Ланг "Руководить без конфликтов выделяются типичные ошибки, связанные с ориентацией на себя, которые не позволяют донести свою мысль до собеседника.

Итак, если в общении мы ориентированы на себя, а не на собеседника, то мы:

· не организуем свои мысли перед тем, как их высказать, а говорим спонтанно, надеясь, а точнее требуя, чтобы другие "поспели" за нами;

· из-за небрежности или неуверенности не выражаем свои мысли точно, поэтому они приобретают двусмысленность;

· говорим слишком длинно и хотим сказать слишком много в одной фразе, так что каждая последующая информация "забивает" предыдущую, и слушатель к концу уже не помнит, что было вначале;

· говорим, не обращая внимания на содержание высказываний собеседника;

· продолжаем говорить, даже не замечая, реагирует слу­шатель или нет.

Высказывания без ориентации на собеседника носят форму монолога. Сумма потерь информации при монологическом общении может достигать 50%, а в некоторых случаях и 80% от объема исходной информации. Монологичностъ в общении воспитывает людей с малоподвижной психикой, низким творческим потенциалом. К сожалению, вся система школьного да и вузовского образования последовательно изживает диалогизм в мышлении, хотя исследования показывают, что наиболее эффективной формой общения является диалог.

Диалог предполагает свободное владение речью, чуткость к невербальным сигналам, способность отличать искренние ответы от уклончивых.

В основе диалога — умение задавать вопросы себе и другим Вместо того чтобы произносить безапелляционные монологи, гораздо эффективнее преобразовать свои идеи в форму вопросов., апробировать их в беседе с коллегами, посмотреть, поддерживаются они или нет.

Убеждающая сила вопроса проявляется как во внутреннем диалоге, так и при обращении к собеседнику. Уже сам факт вопроса демонстрирует желание участвовать в общении, обеспечивает его дальнейшее течение и углубление. Это убеждает собеседника в интересе к нему и стремлении установить с ним определенные позитивные отношения.

Устанавливать взаимообязывающие диалогические отношения помогают информационные (открытые), зеркальные и эстафетные вопросы.

Информационный вопрос относится к вопросам открытого типа и его следует строить так, чтобы он вызвал к жизни информацию, способную заинтересовать и сгруппировать вокруг себя различные мнения. Если вопрос рассчитан на "да" или "нет", он закрывает диалог и его нельзя считать информационным, например, вопрос типа "Какие меры Вы приняли, чтобы улучшить обслуживание?" относится к информационным, а вопрос "Вы действительно думаете, что приняли все меры?" к таковым не относится.

Чтобы расширить рамки и обеспечить непрерывность открытого диалога, можно использовать зеркальный вопрос, который позволяет выходить за пределы смыслового поля, очерченного словами собеседника, т.е. обращаться к первооснове какой-то мысли или переживания, а иногда и к причине, забытой собеседником. Использовать зеркальный вопрос необходимо с осторожностью и весьма тактично, поскольку он позволяет проникнуть из области "сказанного" в область "несказанного".

Технически зеркальный вопрос состоит в повторении с вопросительной интонацией части утверждения, только что произнесенной собеседником, чтобы заставить его увидеть свое утверждение как бы со стороны, заметить его диспропорции и объяснить увиденную асимметрию:

Я никогда не буду иметь с ним дела?

Никогда?

Сейчас у меня нет для этого средств!

Сейчас? Или нет средств?

Зеркальный вопрос позволяет, не противореча собеседнику и не опровергая его утверждений, создавать в беседе новые элементы, придающие диалогу подлинный смысл. Это дает значительно лучшие результаты, чем круговорот вопросов "Почему?", которые обычно вызывают защитные реакции, от­говорки, поиски мнимой причинности и могут привести к конфликту.

Эстафетные вопросы призваны динамизировать диалог: они стремятся опережать высказывания партнера, не перебивая, а помогая ему. Эстафетный вопрос обнаруживает способность слушать и схватывать налету реплики партнера и провоцировать его сказать еще больше, сказать по-другому и сверх того, что сказано.

Успешность делового общения во многом зависит не только от умения говорить, но и от умения слушать собеседника. Все понимают, что слушать можно по-разному. Представление о том, что "слушать" и "слышать" — это не одно и то же, зафиксировано в русском языке самим фактом наличия разных слов для обозначения эффективного и неэффективного слушания.

Существует много руководств по поводу того, как надо говорить, но почти нет пособий, посвященных искусству слушания. Отсутствие умения слушать означает не просто низкий уровень культуры общения, а стремление рассматривать межличностные отношения в рамках статуса власти и подчинения и идеализированного представления о себе как о человеке, который всегда прав.

При неумении слушать проявляется невнимание к собеседнику, имеющему более низкий статус (служебный, возрастной), поскольку не ожидается услышать что-либо заслуживающего внимания у младшего по возрасту или служебному положению. К тому же сам по себе процесс слушания требует значительных психических энергозатрат. При кажущейся простоте (некоторые думают, что слушать — значит просто помалкивать) слушание — сложный процесс, требующий определенных навыков и общей коммуникативной культуры.

ТЕМА 12. СТИЛИ ЛИДЕРСТВА

Стиль лидерства — это типичная для лидера система приемов воздействия на членов группы (подчиненных или ведомых). К. Левин выделил три стиля лидерства: авторитарный (директивный), демократический (коллегиальный) и попустительский (анархический).

Авторитарный стиль проявляется в жестких способах управления, отсутствии обсуждения принимаемых решений, управлении группой только одним человеком - руководителем, который сам вырабатывает решения, контролирует и координирует работу подчиненных.

Демократический стиль отличается коллегиальным обсуждением проблем в группе, поощрением руководителем инициативы подчиненных, активным обменом информацией между лидером и членами группы, принятием решений на общем собрании.

Попустительский стиль выражается в добровольном отказе руководителя от управленческих функций, устранении от руководства, передаче функций управления членам группы.

Каждый стиль имеет свои достоинства и недостатки.

При авторитарном стиле качество решений руководителя зависит от информации, которой он обладает, и от его способности правильно ее интерпретировать. Однако авторитарный руководитель не всегда владеет достаточной информацией для принятия решений, поскольку между ним и его группой существует большая социальная дистанция. Авторитарный руководитель никогда не дает своим подчиненным полной информации о ходе дел, что может вызывать фрустрацию членов группы и ускорить формирование неформальных микрогрупп. Авторитарный стиль предполагает четкое планирование работы, выполнение всех дел в соответствии со сроками.

При демократическом стиле руководитель имеет больше информации о групповых процессах, что облегчает принятие решений и делает их более адекватными ситуации. Однако само принятие осуществляется медленнее в связи с демократическими процедурами. Руководитель должен обладать особыми качествами: гибкостью поведения, толерантностью по отношению к подчиненным, терпением и сдержанностью при высоком уровне общительности. Данный стиль способствует более благоприятному психологическому климату в группе, нежели авторитарный. Здесь у руководителя могут быть проблемы в связи с контролем деятельности.

Попустительский стиль встречается реже. При таком стиле группа существует самостоятельно и сама определяет основные направления своей жизнедеятельности. Постепенно происходит полный отказ от формальных отношений, социальная дистанция между членами группы резко сокращается. В такой ситуации может снизиться интерес к делу, и совместная цель может быть и не достигнута. Только высокий уровень личностного или профессионального развития членов группы может способствовать нормальной работе группы при таком управлении. Наиболее успешные лидеры и руководители ориентируются на все три стиля в зависимости от условий деятельности. Основные факторы изменения стиля руководства: степень срочности принятия решения, конфиденциальность задачи, величина группы, личность руководителя, группы.

 

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Курс лекций.

Составитель – к.с.н., Еремина Е.В.



СОДЕРЖАНИЕ

ТЕМА 1. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ………………3

ТЕМА 2. ОСНОВНЫЕЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ………………………….…………………5

ТЕМА 3. МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ………………..6

ТЕМА 4. ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И УРОВНИ ОБЩЕНИЯ……………….8

Дата: 2018-11-18, просмотров: 400.