самостоятельной работы обучающихся
Самостоятельная работа – это планируемая работа обучающихся, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.
Самостоятельная работа выполняет ряд функций, среди которых необходимо отметить:
-развивающая (повышение культуры умственного труда, приобщение к творческим видам деятельности, обогащение интеллектуальных способностей обучающихся);
-ориентирующая и стимулирующая (процессу обучения придается ускорение и мотивация);
-воспитательная (формируются и развиваются профессиональные качества специалиста);
-исследовательская (новый уровень профессионально-творческого мышления);
-информационно-обучающая (учебная деятельность обучающихся на аудиторных занятиях).
Задачами самостоятельной работы обучающихся являются:
-систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся;
-углубление и расширение теоретических знаний;
-формирование умения использовать справочную литературу;
-развитие познавательных способностей и активности обучающихся: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
-формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
-развитие исследовательских умений.
В учебном процессе учебного заведения выделяют два вида самостоятельной работы: аудиторная и внеаудиторная.
Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданиям.
Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. Внеаудиторная самостоятельная работа включает такие формы работы, как:
- индивидуальные занятия (домашние занятия):
-изучение программного материала дисциплины (работа с учебником и конспектом лекции);
-изучение рекомендуемых литературных источников;
-конспектирование источников;
-выполнение контрольных работ,
-работа со словарями и справочниками;
-использование аудио- и видеозаписи;
-работа с электронными информационными ресурсами и ресурсами Internet;
-составление плана и тезисов ответа на занятии;
-составление схем, таблиц, для систематизации учебного материала;
-выполнение тестовых заданий;
-решение задач;
-подготовка презентаций;
-ответы на контрольные вопросы;
-написание эссе, тезисов, докладов, рефератов;
-составление глоссария, кроссворда и тестов по темам дисциплины;
-работа с компьютерными программами;
-подготовка к зачету, экзамену;
-групповая самостоятельная работа обучающихся:
-подготовка к занятиям, проводимым с использованием активных форм обучения (круглые столы, деловые игры);
-участие в Интернет - конференциях
-получение консультаций для разъяснений по вопросам изучаемой дисциплины.
Содержание внеаудиторной самостоятельной работы определяется в соответствии с учебно-методическим комплексом по дисциплинам. Распределение объема времени на внеаудиторную самостоятельную работу в режиме дня обучающегося не регламентируется расписанием.
Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы, их содержание и характер могут иметь вариативный и дифференцированный характер, учитывать специфику специальности, изучаемой дисциплины, индивидуальные особенности обучающегося.
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся
Колледж обеспечивает учебно-методическую и материально-техническую базу для организации самостоятельной работы обучающихся.
Библиотека:
- обеспечивает учебный процесс необходимой литературой и информацией (комплектует библиотечный фонд учебной, методической, научной, периодической, справочной и художественной литературой в соответствии с учебными планами и программами, в том числе на электронных носителях);
- доступ к основным информационным образовательным ресурсам, информационной базе данных, в том числе библиографической, возможность выхода в Интернет.
Предметная (цикловая) комиссия:
- обеспечивает доступность всего необходимого учебно-методического и справочного материала;
- разрабатывает: учебно-методические комплексы, программы, пособия, материалы по учебным дисциплинам в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;
- методические рекомендации, пособия по организации самостоятельной работы обучающихся;
- задания для самостоятельной работы;
- темы рефератов и докладов;
- вопросы к экзаменам и зачетам;
- образцы оформления индивидуальных заданий;
- предоставляет обучающимся сведения о наличии учебно-методической литературы, современных программных средств по своей дисциплине.
Организация самостоятельной работы обучающегося
Правильная организация самостоятельных учебных занятий, их систематичность, целесообразное планирование рабочего времени позволяет обучающемуся развивать умения и навыки в усвоении и систематизации приобретаемых знаний, обеспечивать высокий уровень успеваемости в период обучения, получить навыки повышения профессионального уровня.
Задачи преподавателя по планированию и организации самостоятельной работы обучающегося:
1. Составление плана самостоятельной работы обучающегося по дисциплине.
2. Разработка и выдача заданий для самостоятельной работы.
3. Обучение обучающегося методам самостоятельной работы.
4. Организация консультаций по выполнению заданий (устный инструктаж, письменная инструкция).
5. Контроль за ходом выполнения и результатом самостоятельной работы обучающегося.
Обучающийся должен знать:
-какие разделы и темы дисциплины предназначены для самостоятельного изучения (полностью или частично);
-какие формы самостоятельной работы будут использованы в соответствии с рабочей программой дисциплины;
-какая форма контроля и в какие сроки предусмотрена.
Методическими материалами, направляющими самостоятельную работу обучающегося являются:
-учебно-методический комплекс по дисциплине;
-методические указания по выполнению контрольных работ;
-методические указания для обучающихся по организации самостоятельной работы.
Методические указания для обучающихся являются обязательной частью учебно-методического комплекса. Цель методических указаний - обратить внимание обучающегося на главное, существенное в изучаемой дисциплине, научить связывать теоретические положения с практикой, научить конкретным методам и приемам выполнения различных учебных заданий (решение задач, написание тезисов, подготовка презентаций и т.д.).
Дата: 2018-11-18, просмотров: 396.