Понятие, функции, задачи и виды
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

самостоятельной работы обучающихся

 

   Самостоятельная работа – это планируемая работа обучающихся, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

Самостоятельная работа выполняет ряд функций, среди которых необходимо отметить:

-развивающая (повышение культуры умственного труда, приобще­ние к творческим видам деятельности, обогащение интеллектуаль­ных способностей обучающихся);

-ориентирующая и стимулирующая (процессу обучения придается ускорение и мотивация);

-воспитательная (формируются и развиваются профессиональные качества специалиста);

-исследовательская (новый уровень профессионально-творческого мышления);

-информационно-обучающая (учебная деятельность обучающихся на аудиторных занятиях).

Задачами самостоятельной работы обучающихся являются:

-систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся;

-углубление и расширение теоретических знаний;

-формирование умения использовать справочную литературу;

-развитие познавательных способностей и активности обучающихся: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организо­ванности;

-формирование самостоятельности мышления, способностей к са­моразвитию, самосовершенствованию и самореализации;

-развитие исследовательских умений.

В учебном процессе учебного заведения выделяют два вида самостоятельной работы: аудиторная и внеаудиторная.

Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданиям.

Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по за­данию преподавателя, но без его непосредственного участия.     Внеаудиторная самостоятельная работа включает такие формы работы, как:

- индивидуальные занятия (домашние занятия):

-изучение программного материала дисциплины (работа с учебником и конспектом лекции);

-изучение рекомендуемых литературных источников;

-конспектирование источников;

-выполнение контрольных работ,

-работа со словарями и справочниками;

-использование аудио- и видеозаписи;

-работа с электронными информационными ресурсами и ресурсами Internet;

-составление плана и тезисов ответа на занятии;

-составление схем, таблиц, для систематизации учебного материала;

-выполнение тестовых заданий;

-решение задач;

-подготовка презентаций;

-ответы на контрольные вопросы;

-написание эссе, тезисов, докладов, рефератов;

-составление глоссария, кроссворда и тестов по темам дисциплины;

-работа с компьютерными программами;

-подготовка к зачету, экзамену;

-групповая самостоятельная работа обучающихся:

-подготовка к занятиям, проводимым с использованием активных форм обучения (круглые столы, деловые игры);

-участие в Интернет - конференциях

-получение консультаций для разъяснений по вопросам изучаемой дисциплины.

Содержание внеаудиторной самостоятельной работы определяется в соответствии с учебно-методическим комплексом по дисциплинам. Распределение объема времени на внеауди­торную самостоятельную работу в режиме дня обучающегося не регламентиру­ется расписанием.

Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы, их содер­жание и характер могут иметь вариативный и дифференцированный харак­тер, учитывать специфику специальности, изучаемой дисциплины, инди­видуальные особенности обучающегося.

 

Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся

 

Колледж обеспечивает учебно-методическую и материально-техническую базу для организации самостоятельной работы обучающихся.

Библиотека:  

- обеспечивает учебный процесс необходимой литературой и информацией (комплектует библиотечный фонд учебной, методической, научной, периодической, справочной и художественной литературой в соответствии с учебными планами и программами, в том числе на электронных носителях);

- доступ к основным информационным образовательным ресурсам, информационной базе данных, в том числе библиографической, возможность выхода в Интернет.

Предметная (цикловая) комиссия:

- обеспечивает доступность всего необходимого учебно-методического и справочного материала;

- разрабатывает: учебно-методические комплексы, программы, пособия, материалы по учебным дисциплинам в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;

- методические рекомендации, пособия по организации самостоятельной работы обучающихся;

- задания для самостоятельной работы;

- темы рефератов и докладов;

- вопросы к экзаменам и зачетам;

- образцы оформления индивидуальных заданий;

- предоставляет обучающимся сведения о наличии учебно-методической литературы, современных программных средств по своей дисциплине.

Организация самостоятельной работы обучающегося

Правильная организация самостоятельных учебных занятий, их сис­тематичность, целесообразное планирование рабочего времени позволяет обучающемуся развивать умения и навыки в усвоении и систематизации приобретаемых знаний, обеспечивать высокий уровень успеваемости в период обучения, получить навыки повы­шения профессионального уровня.

Задачи преподавателя по планированию и организации самостоятельной работы обучающегося:

1. Составление плана самостоятельной работы обучающегося по дисцип­лине.

2. Разработка и выдача заданий для самостоятельной работы.

3. Обучение обучающегося методам самостоятельной работы.

4. Организация консультаций по выполнению заданий (устный инст­руктаж, письменная инструкция).

5. Контроль за ходом выполнения и результатом самостоятельной ра­боты обучающегося.

Обучающийся должен знать:

-какие разделы и темы дисциплины предназначены для самостоятельного изучения (полностью или частично);

-какие формы самостоятельной работы будут использованы в соответствии с рабочей программой дисциплины;

-какая форма контроля и в какие сроки предусмотрена.

Методическими материалами, направляющими самостоятельную ра­боту обучающегося являются:

-учебно-методический комплекс по дисциплине;

-методические указания по выполнению контрольных работ;

-методические указания для обучающихся по организации самостоятельной работы.

Методические указания для обучающихся являются обязательной частью учебно-методического комплекса. Цель методических указаний - обратить  внимание обучающегося на главное, су­щественное в изучаемой дисциплине,  научить связывать теоретические положения с практи­кой, научить конкретным методам и приемам выполнения различных учебных заданий (решение задач, написание тезисов, подготовка презентаций и т.д.). 

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 340.