Специфика культурологического понимания сущности религии. Структурные компоненты религиозной системы. Функции религии как сферы духовной деятельности. Соотношение религии и культурной среды. Религиозное и светское начала в культуре. Религиозное сознание и религиозная деятельность, их отражение в духовной жизни общества. Специфика религиозных ценностей. Религия как средство рационализации поведения. Значение мировых религий в социокультурной интеграции личности общества.
Наука как феномен культуры
Научное и мифологическое мышление. Основные этапы развития науки. Наука как система, как социальный институт, как деятельность. Модели научного знания. Проблема соотношения научного и религиозного знания в истории культуры. Гносеологические и ценностные аспекты науки. Критерии научности. Специфичность естественнонаучного, технического и социогуманитарного знания. Этические императивы ученых.
Культура и цивилизация.
Понятия культуры и цивилизации, история и логика их взаимоотношений. Взаимодействие культуры и цивилизации. Многообразие современных трактовок соотношения культуры и цивилизации. Место культуры в цивилизованном процессе. Культура как генератор социально-экономических трансформаций. Культура как социогенетика цивилизации, как генотип общества, формирующий механизм наследственности, изменчивости и «отбора» цивилизаций. Культура как фактор устойчивости социального организма, адаптации к окружающей культурно-цивилизованной среде. Роль культуры в динамике цивилизаций.
ГЛОССАРИЙ
Аккультурация - процесс взаимовлияния культур, в результате чего культура одного народа полностью или частично воспринимает культуру другого народа. Аккультурация рассматривается как многообразие процессов ассимиляции и этнической консолидации. Термин впервые был использован американскими культур-антропологами в 1930-х гг.
Аксиология - теория ценностей, философское учение о природе ценностей, их месте в социальной действительности и о структуре ценностного мира.
Артефакт - 1. Процесс или образование, не свойственные объекту в нормальном для него состоянии и возникающие обычно в ходе его исследования. 2. Произведение искусства.
Архетип - прообраз, первичная форма, образец. В широкий оборот термин ввел К.-Г. Юнг, для которого архетип - врожденные психические структуры, которые являются результатом исторического развития человечества. Архетип соотносится с коллективным бессознательным. Согласно Юнгу он выступает основой творчески-продуктивной деятельности человека, в том числе и художественного воображения.
Ассимиляция - процесс, в результате которого члены одной этнической группы утрачивают свою первоначально существующую культуру и усваивают культуру другой этнической группы, с которой они находятся в непосредственном контакте.
Атараксия (от греч. ataraxia - невозмутимость) - состояние душевного покоя, к которому должен стремиться человек.
Вестернизация (от англ. west - запад) - процесс экспансии экономической модели развития, ценностей, стиля и образа жизни, свойственных западным промышленно развитым странам.
Вторичные моделирующие системы («вторичные языки культуры», «культурные коды») - языки, «надстраивающиеся» над первичными знаковыми системами культуры и образующие семиотические системы более высокого уровня. Ими являются языки таких форм культуры, как мифология и религия, философия и наука, право и политика, спорт, реклама, телевещание, Интернет и др.
Генезис (от греч. genesis - происхождение, возникновение) - процесс образования и становления развивающегося явления. Входит в состав таких сложных слов, как «культурогенез», «социогенез», «антропосоциогенез», «антропогенез» и др.
Герменевтика - традиция и способы толкования многозначных или не поддающихся уточнению текстов. В эпоху Возрождения герменевтика выступала как искусство перевода памятников античной культуры. 1. Теория и методология истолкования текстов. 2. Течение в философии.
Глобализация (от лат. globus - шар) - процесс перерастания какого-либо явления в явление мирового масштаба и его трансформации во всемирную целостную среду.
Деконструкция - преодоление доминировавших в западной культуре более двух тысячелетий метафизических оппозиций реальности и знака, вещи и образа, природы и культуры и т.д. с целью выявления опорных понятий бытия. Одно из ключевых понятий постструктурализма и постмодернизма.
Диффузионизм - теоретическая модель историко-культурного процесса; методология культурологических, культурантропо-логических и этнографических исследований.
Евразийство - направление русской социально-философской и культурологической мысли 1920-1930-х гг., возникшее в среде эмигрантской научной интеллигенции. Пафос теоретической деятельности представителей евразийства заключался в выявлении своеобразия «культурной личности» России.
Европоцентризм - культурфилософская и мировоззренческая установка, которая основывается на идее исключительности, превосходства ценностей европейской культуры над другими.
Естественные знаки - вещи или явления природы, которые используются для получения информации о других, причинно связанных с ними, вещах и явлениях («знаки-признаки»).
Знак - материальный объект (артефакт), выступающий в коммуникативном или трансляционном процессе аналогом другого объекта, замещающий его. Знак является основным средством культуры, с его помощью осуществляется фиксация и оценка индивидуальной и общезначимой информации о человеке и мире в культурных текстах.
Знаковая система - совокупность знаков, обладающая внутренней структурой, явными (формализованными) или неявными правилами образования, осмысления и употребления ее элементов и служащая для осуществления коммуникативных и трансляционных процессов.
Идентичность - психологическое представление человека о своем «Я», характеризующееся субъективным чувством индивидуальной самотождественности и целостности.
Инкультурация - процесс приобщения индивида (или группы) к культуре, усвоения существующих привычек, норм и паттернов поведения, свойственных данной культуре.
Интеграция культурная - процесс углубления культурного взаимодействия и взаимовлияния между государствами, этнокультурными группами и историко-культурными образованиями.
Информационная культура - 1. Совокупность норм, правил и стереотипов поведения, связанных с информационным обменом в обществе. 2. Понятие, характеризующее культуру с точки зрения аккумулируемой, обрабатываемой и транслируемой в ее рамках информации.
Коммуникация социокультурная - процесс взаимодействия между субъектами социокультурной деятельности с целью передачи или обмена информацией посредством принятых в данной культуре знаковых систем.
Конвенциональные знаки - искусственно созданные знаки, которым «по условию» приписывается определенное значение.
Контркультура - направление развития современной культуры, противостоящее атмосфере современного индустриального общества, которое получило распространение среди части молодежи западных стран с конца 1960-х гг.
Креационистский подход - подход в понимании происхождения культуры, в основе которого лежит представление о божественном или ином сверхъестественном творении, что свойственно теологическому взгляду на культуру.
Культурантропология, культурная антропология - одно из направлений философской антропологии (учения о природе человека), ориентирующееся на построение теории человека как субъекта культуры. В рамках культурантропологии учитывается изменчивость сущности человека в конкретно-историческом многообразии культур, что предполагает опору не только на биологию и психологию, но и на историю, социологию, теологию, искусствоведение и другие гуманитарные науки.
Культурные ареалы - зоны территориального распространения определенных локальных культурных типов и черт. Культурные ареалы могут охватывать и зоны межэтнического распространения каких-либо элементов специализированных культур.
Культурогенез - процесс зарождения культуры.
Легитимация (от лат. legitimus - согласный с законом, законный, должный, надлежащий) - процесс социального или культурного «узаконивания».
Маргинальность культурная - 1. Положение и особенности жизнедеятельности групп и отдельных индивидов, чьи установки, ценностные ориентации, модели поведения соотнесены (реально или в интенции) с различными культурными системами и проистекающими из них требованиями, но ни в одну из данных систем не интегрированы полностью. 2. Асоциальные, акультурные, контркультурные проявления.
Ментальность, менталитет (от франц. mentalite) - мироощущение, мировосприятие) - глубинный психологический уровень коллективного или индивидуального сознания. Менталитет формируется в культуре под воздействием традиций, социальных институтов, среды обитания человека и представляет собой совокупность психологических, поведенческих установок индивида или социальной группы. Он объединяет ценностные формы сознания с бессознательными психическими состояниями, определяя тем самым целостный образ жизни человека или социальной группы.
Минимализм (от англ. minimal art - минимальное искусство) - художественное течение, исходящее из минимальной трансформации используемых в процессе творчества материалов, простоты и единообразия форм, монохромности, творческого самоограничения художника. Артефакт в минималистской концепции искусства - определенный заранее результат процесса его производства. Наибольшее распространение получил в живописи, скульптуре, музыке, театре, кинематографе.
Морфология культуры - раздел наук о культуре, в рамках которого изучаются формы и строения отдельных артефактов и их объединений в синхронном и диахронном планах их существования, закономерности строения и процессы формообразования искусственных объектов.
Научно-техническая революция - понятие, используемое для обобщающей характеристики ряда процессов в развитии науки и техники, а также инициированных ими социальных процессов современной цивилизации, основное содержание которых сводится к превращению науки в решающий фактор социокультурного развития. Начало НТР принято относить к сер. 1940-х - нач. 1950-х гг.
Отчуждение - процесс и результат превращения продуктов человеческой деятельности, а также свойств и способностей людей в нечто независимое от них и господствующее над ними. Отчуждение означает превращение каких-либо явлений и отношений в то, чем они не являются сами по себе, искажение и извращение.
Парадигма (от греч. paradeigma - пример, образец) - совокупность теоретических и методологических предпосылок, определяющих конкретное научное исследование и являющихся моделью, образцом постановки и решения исследовательских задач. Признанное всеми научное достижение, которое в течение определенного времени дает научному сообществу модель постановки проблем и их решений.
Персонализм - направление в философско-культурологической мысли XX в., исходящее из представления, что первичной реальностью и главенствующей ценностью культуры является творческая личность.
Постструктурализм - направление в философском и социогуманитарном знании, получившее развитие в 1960-1980-х гг. в форме критики, преодоления структурализма и его «второй волны». Основные характеристики постструктурализма: деконструкция, децентрация, дискурсивный анализ языка культуры, интерпретация пространства культуры как текста и контекста, стирание пространственно-временных границ феноменов.
Рационализм (от лат. ratio - разум) - система взглядов, которая признает основой познания, поведения и мотивации человеческий разум.
Сакральное (от лат. sacer, sacri - священный, запретный, проклятый) - святое, священное. Важнейшая мировоззренческая категория, выделяющая области бытия и состояния сущего, воспринимаемые сознанием как принципиально отличные от обыденной реальности и исключительно ценные.
Семиотика, или Семиология (от греч. semeiotic - учение о знаках) - общее название комплекса научных теорий, изучающих различные свойства знаковых систем как способов коммуникации между людьми посредством знаков или языка. Выступает наукой, изучающей семиозис культуры через жизнь знаков.
Символ - знак, который не только указывает на некоторый объект, но и несет в себе добавочный смысл: выражает общие идеи и понятия, связанные с толкованием этого объекта.
Синергетика - наука о процессах самоорганизации в природе и обществе. Предметом являются механизмы спонтанного образования и сохранения сложных систем, особенно находящихся в отношении устойчивого неравновесия со средой. В сферу внимания синергетики попадают нелинейные эффекты эволюции систем любого типа, кризисы и бифуркации - неустойчивые фазы существования, предполагающие множественность сценариев дальнейшего развития.
Синкретизм (от греч. synkretismos - соединение, объединение) - слитность, нерасчлененность, характеризующая первоначальную неразделенность, неразвитое состояние чего либо.
Социализация - процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социокультурного опыта: социальных норм, ценностей, образцов поведения, ролей, установок, обычаев, культурных традиций, коллективных представлений и верований и т.п.
Средство массовой информации - средство распространения информации, обращенное к массовой аудитории, доступное для этой массовой аудитории и профессионально выстраивающее на промышленный манер само производство и распространение информации.
Стандартизация - процесс введения единой сетки общеобязательных стандартов.
Структурализм (от лат. structure - строение и устройство, расположение и связь составных частей чего-либо) - направление в гуманитарных науках (в лингвистике, литературоведении, истории, этнографии и др.), возникшее в 1920-е гг. Использует структурный метод (выявление структуры как совокупности отношений, инвариантных при некоторых преобразованиях), а также моделирование, элементы семиотики, формализации и математизации. Структурализм трактует культуру как совокупность знаковых систем (языка, науки, искусства, моды, религии, рекламы и т.п.), анализирует закономерности их функционирования, которым бессознательно подчиняется человек.
Субкультура - особая форма культуры, суверенное целостное образование внутри господствующей культуры, отличающееся собственным ценностным строем, обычаями, нормами, стандартами поведения.
Субъективизм - особое отношение к миру, человеку, к любому явлению, при котором преувеличивается и абсолютизируется роль и положения субъекта.
Сциентизм (от лат. scientia - знание, наука) - мировоззренческая позиция, заключающаяся в абсолютизации роли науки в системе культуры. Ориентируется преимущественно на методологию и результаты естественно-научного знания и признает за наукой право и способность решения всех жизненных проблем. Сциентизм утвердился в культуре в конце XIX в.
Текст (в широком семиотическом смысле) - любой предмет или процесс как культурный феномен, несущий в себе закодированную в какой-то знаковой системе социальную информацию.
Типология культур - научный метод, в основе которого лежит систематизация периодов (ступеней) в развитии культуры по наиболее общим признакам и свойствам.
Тоталитарная культура - официальная культура тоталитарных режимов, исторически сложившихся в 1920-1950-х гг.
Универсалии (от лат. universalis - общий) - термин, обозначающий все то, что по природе своей способно сказываться в единичных вещах.
Универсалии культурные - черты, общие всем культурам народов мира. Выделяют более чем 60 культурных универсалий: изготовление орудий труда, совместный труд, украшения тела, запреты кровосмешения, сексуальные ограничения, танцы, спорт, обычай дарить подарки, гостеприимство, язык, образование и др.
Унификация (от лат. unus (uni) - один и лат. facere - делать) - приведение чего-либо к единой системе, форме, к единообразию.
Функциональные знаки - предметы, созданные людьми для каких-либо практических целей, рассматриваемые как носители социальной информации.
Харизма (от греч. charisma - милость, божественный дар) - исключительная духовная одаренность человека, воспринимаемая окружающими как сверхъестественная сила, недоступная обычным людям. Харизматический лидер - человек, наделенный в глазах его последователей авторитетом, основанным на исключительных качествах его личности.
Ценностная ориентация - комплекс духовных детерминант деятельности людей или отдельного человека, а также соответствующих им социально-психологических образований, которые интерпретируются в положительном ракурсе их значений. В качестве таких детерминант могут выступать представления, знания, интересы, мотивы, потребности, идеалы, а также установки, стереотипы, переживания людей.
Эволюционизм - направление в культурной антропологии, задающее теоретическую модель необратимых культурных изменений, называемую эволюцией, или развитием, применение которой позволяет оценить рассматриваемую культуру, культурную черту в соответствии с принятыми здесь критериями.
Экзистенциализм - философское течение XX в., выдвигающее на передний план абсолютную уникальность человеческого бытия, не допускающую выражения на языке понятий.
Энтропия социокультурная - процесс понижения уровня системно-иерархической структурированности, сложности и полифункциональности культурного комплекса какого-либо сообщества в целом или отдельных подсистем этого комплекса, т.е. полная или частичная деградация данной локальной культуры как системы.
Эпистема - общее пространство знания, способ фиксации «бытия порядка», скрытая от непосредственного наблюдения сеть отношений между «словами» и «вещами», на основе которой строятся свойственные той или иной эпохе коды восприятия, практики, познания и порождаются отдельные идеи и концепции.
Эпистемология (от греч. episteme - знание) - раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания, отношения знания к реальности, исследуются всеобщие предпосылки познавательного процесса, выявляются условия его истинности.
Эсхатология - религиозное учение о конечных судьбах мира и человечества, в основе которого лежит концепция о нарушении человеком своих обязательств перед Богом или богами и последующей расплате за это.
Этногенез - исторический процесс происхождения этносов от их зарождения до формирования целостных этносоциальных организмов и их специфических этнокультурных систем.
Этнология - наука о сравнительном изучении культур, в американской традиции — часть или синоним культурной антропологии, в европейской - аналог социальной антропологии.
Этнос, этническая общность (от греч. ethnos - племя, народ) - исторически сложившаяся устойчивая группировка людей - племя, народность, нация. Обязательные условия возникновения этноса - общность территории и языка. Культурная общность членов этноса обусловливает единство их психического склада.
Этноцентризм - свойство этнического самосознания воспринимать и оценивать различные жизненные явления и процессы сквозь призму культурных традиций и ценностей собственной этнической группы. Этноцентризм выражается в признании превосходства своей этнической культуры по отношению к другим культурам. Этноцентризмом принято обозначать то нормальное мироощущение любого этноса, когда ценности, традиции, установления того или иного этноса кажутся для его представителей единственно истинными и верными.
Этос (от греч. ethos - обычай, нрав, характер) - обобщенная характеристика культуры данной социальной общности, выражающаяся в системе господствующих ценностей и норм поведения.
Языковые игры - понятие, которое служит для обозначения целостных и законченных систем коммуникации, подчиняющихся своим внутренним правилам и соглашениям, нарушение которых означает выход за пределы конкретной «игры».
ТРЕБОВАНИЯ К КОНТРОЛЬНЫМ РАБОТАМ
Контрольная работа по учебному курсу «Культурология» представляется студентом-заочником до начала экзаменационной сессии в соответствии с учебным планом текущего семестра и является результатом самостоятельной работы студента со специальной литературой по курсу в соответствии с общими направлениями работы, определяемыми на установочных занятиях по курсу. Тема контрольной работы выбирается студентом из списка, приведенного в учебной программе курса, и соответствует порядковому номеру студента в учебном журнале. Контрольная работа должна содержать материал, собранный студентом из специальной литературы, самостоятельно скомпилированный и изложенный в соответствии с выбранной темой и рекомендациями преподавателя, а также выводы, самостоятельно сделанные студентом в ходе изучения данного материала.
Объем контрольной работы – 20-25 машинописных страниц (бумага формата А4, печать через 1,5 интервала).
Структурно реферат должен включать:
- Содержание (формулировка всех глав (разделов) и параграфов);
- Введение (постановка проблемы, определение объекта исследования, предмета, цели и задач контрольной работы, актуальность выбранной темы);
- Основную часть (организованный и систематизированный материал по теме с краткими выводами в конце каждой главы (раздела));
- Заключение (выводы по теме, анализ перспектив исследования темы);
- Приложение (основные тезисы, представленные в виде блок-схемы). Образец оформления приложения приведен в приложении к данным методическим рекомендациям.
Общие требования по оформлению контрольной работы:
- наличие оформленного титульного листа;
- соответствие содержания работы выбранной теме;
- наличие в начале работы ее структурного плана, адекватного содержанию;
- наличие списка использованной литературы со всеми необходимыми библиографическими реквизитами;
- ссылки при прямом цитировании литературы;
- порядковая нумерация страниц.
ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
1. Понятие «социокультурные коммуникации». Глобализация коммуникативных процессов в современную эпоху.
2. Понятие «культурные ценности».Своеобразие и иерархия ценностей культуры.
3. Толерантность как результат межкультурной коммуникации.
4. Понятие «культурного шока» и механизмы его развития.
5. Модели культурной универсализации (К.Уисслер, Дж.Мёрдок, Б.Малиновский).
6. Христианско-православное начало в русской культуре.
7. Понятие «культурная картина мира» как базовый концепт культурологического анализа.
8. Культурогенезис как один из видов культурной динамики.
9. Культура как система культурных кодов, закрепляющих исторически накапливаемый социальный опыт.
10. Синкретический характер первобытной культуры, неразделённостъ представлений о личности, коллективе и природе.
11. Социокультурные суперсистемы П.Сорокина.
12. Характеристика русской культуры и соединение западных и восточных черт.
13. Развитие образования в России (открытие училищ, академий и университетов).
14. Восточный и Западный типы культуры.
15. Исторические типы культуры.
16. Ценностно-смысловое единство древнерусской культуры.
17. Менталитет русской культуры.
18. Глобальные проблемы современной культуры.
19. Механизмы и способы освоения культурного наследия.
20. Концептуализация культурного наследия.
21. Контркультура. Маргинальная культура.
22. Структура культуры. «Базовая» культура и субкультура.
23. Национальная и традиционная культура.
24. Массовая и элитарная культура.
25. Ценности и нормы культуры.
26. Социокультурная динамика.
27. Культура как мир знаков и значений. Язык культуры.
28. Религия и наука в контексте культуры.
29. Типология культуры.
30. Ассимиляция и аккультурация.
31. Социализация и инкультурация как способы культурной адаптации.
32. Культура и цивилизация.
33. 0сновополагающие институты культуры.
34. Морфология культуры.
35. Функции культуры.
36. Соотношение материальной и духовной культуры.
37. Методы культурологических исследований.
38. Структура культурологии.
39. Основные этапы становления культурологии.
40. Историческое представление и понятие «культура» его сущность.
ЛИТЕРАТУРА ПО КУРСУ
1. Белик А.А. Культоролия. Антропологические теории культуры. – М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 2000.
2. Введение в культурологию: Учебное пособие для Вузов. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Владос, 1995. - 335 с.
3. Галин С.А. Отечественная культура XX века: Учеб. пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.- 479 с. (Гриф)
4. Гуревич П.С. Культурология. – М.: Гардарики, 1999.
5. Ерасов Б.Г. Социальная культурология. – М.: Аспект-Пресс, 1998.
6. Есин А.Б. Основные понятия культурологии в систематическом изложении. Учеб. пособие. – М.: Гардарики, 1999.
7. Ионин Л.Г. Социология культуры. – М.: Логос, 1998.
8. Культура: теории и проблемы. Учеб. пособие. – М.: Наука, 1995.
9. Культурология / под ред. Г.В. Драч. – Ростов-н/Д: Феникс, 1998.
10. Культурология XX век: Антология. - М.: Юрист, 1995. - 703 с.
11. Культурология. История мировой культуры: Учебник / Под ред. А.Н. Марковой. - 2-е изд. - М.: Культура и спорт: ЮНИТИ, 1998. - 576 с.
12. Культурология. Курс лекций / под ред. А.А. Радугина. – М.: Центр, 1996.
13. Культурология. Учебник для студ. техн. вузов / под ред. Н.Г. Багдасарьян. – М.: Высшая школа, 1999.
14. Культурология: История мировой культуры / под ред. А.Н. Марковой. – М.: Наука, 1998.
15. Культурология: Учеб. пособие для студентов вузов / под ред. А.Н. Марковой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
16. Культурология: Учебник / Под ред. Н.Г. Багдасарьяна. - М.: Высшая школа, 1998. - 511 с.
17. Культурология: Учебное пособие для Вузов / Под ред. Г.В. Драча. - Ростов-на-Дону, 1997.- 575 с.
18. Культурология: Учебное пособие для вузов / Под ред. Г.В. Драча. - Ростов-на-Дону, 1992-2000; 2005-2007 (Гриф). - 608 с.
19. Культурология: Учебное пособие. Курс лекций. / Сост. и отв. ред. А.А. Радугин. - М.: Центр, 1998. - 303 с.
20. Мамонтов С.П. Основы культурологии. – М.: Олимп, 1999.
21. Марков А.П., Бирженюк Г.М. Основы социокультурного проектирования: Учеб. пособие. – СПб, 1997.
22. Соколова М.В. Мировая культура и искусство: Учеб.пособ. - 5-е изд., испр.и доп..-М.: Академия, 2006. – 368 с. (Гриф)
23. Флиер А.Я. Культурология для культурологов. – М.: Академический проект, 2000.
Приложение
Образец оформления блок-схемы
ОГЛАВЛЕНИЕ
введение .……………………………………………………………… | 3 |
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………. | 5 |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА…………………………………………………. | 6 |
ГЛОССАРИЙ……………………………………………………………... | 12 |
ТРЕБОВАНИЯ К КОНТРОЛЬНЫМ РАБОТАМ………………………. | 22 |
ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ………………………………………. | 23 |
ЛИТЕРАТУРА ПО КУРСУ……………………………………………… | 24 |
Приложение………………………………………………………………. | 26 |
|
|
Методические рекомендации
По курсу
«Культурология»
Ответственный за выпуск — зав. кафедрой
социально-гуманитарных дисциплин,
кандидат исторических наук
Игорь Владимирович Кузнецов
Составитель
Наталья Васильевна Романова
Подписано в печать . Формат 60х84 1/16.
Бумага для множительной техники. Гарнитура Times New Roman
Печать ризография. Усл. печ. л. Уч.-изд. л.
Тираж экз. Заказ №
Муромский институт (филиал)
государственного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Владимирский государственный университет»
Издательско-полиграфический центр
Адрес: 602264, Владимирская обл., г. Муром, ул. Орловская, 23
Дата: 2018-11-18, просмотров: 275.