Сущность, структура и функции культуры
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

По  курсу

«Культурология»

 

Составитель

Н.В. Романова

 

Муром

2011

УДК 008 (7)

ББК 71я7

М 54

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета

Муромского института (филиала)

Владимирского государственного университета

 

М 54 Методические  рекомендации  по  курсу  «Культурология»  / сост. Н.В. Романова. – Муром: Изд.-полиграфический центр МИ ВлГУ, 2011. – 28 с.

 

Методические рекомендации предназначены для студентов всех специальностей и форм обучения. Содержат цели и задачи дисциплины, содержание курса «Культурология», глоссарий, требования к контрольным работам, темы контрольных работ, список литературы по курсу. Приведен образец оформления приложения к контрольной работе (блок-схемы).

 

 

УДК 008 (7)

ББК 71я7

 

  © Муромский институт (филиал) Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Владимирский государственный университет», 2011


ВВЕДЕНИЕ

 

Современная ситуация в России характеризуется активным всплеском научного интереса к социокультурному знанию, развитием научных исследований социокультурных процессов, повсеместной интеграцией социокультурных дисциплин в высшее профессиональное образование. И культурология становится сегодня не только научной или учебной дисциплиной, но и предметом профессиональной деятельности множества специалистов-практиков, работающих в разных сферах общественной деятельности.

Культурология – интегративная, ценностно-ориентированная дисциплина, предполагающая сочетание высокого уровня теоретических обобщений с их историко-культурной интеграцией. Данные особенности требуют изучения культурологической проблематики с глубокой проработкой современных проблем и подходов, что предполагает понимание вариативности культурологических позиций, матриц, моделей.

Актуальность изучения основ теории культуры связана с переходом социальных и гуманитарных наук от этапа накопления информации о человеке, обществе и формах их взаимодействия к этапу анализа и систематизации этой информации, а так же ее внедрения в практическую область знаний, жизнь и деятельность людей.

В основе данного курса лежит системный подход к пониманию предмета культурологии. Организация содержания базируется на системообразующих понятиях, овладение которыми обеспечивает возможность самостоятельного усвоения более частного и производного материала.

В структуре методических указаний можно выделить цели и задачи курса, знания представления и умения, которые должны приобрести студенты в ходе изучения курса культурологии.

Далее следует содержание курса, которое включает общее представление о специфике предмета культурологии, об особенностях культурологии, рассматривается сущность, структура и функции культуры, выявляется ее типология, вводится понятие социокультурной динамики, поднимается проблема языка культуры, ставятся вопросы индивидуальной культуры человека, изучаются разделы: «Хозяйственная культура», «Техника и человек», «Искусство как феномен культуры», «Наука как феномен культуры», «Культура и цивилизация» и т.д.

Для организации самостоятельной исследовательской работы студентов в глоссарий включены темы контрольных работ и требования к ним, а так же литература по курсу культурологии.

Культурологическое образование призвано готовить молодежь к целостному пониманию мира и активному его преобразованию, способствовать осмыслению его как совокупности культурных достижений человеческого общества, взаимопониманию и продуктивному общению представителей различны культур. В ходе обучения по культурологии студенты должны получить представление о многообразии и самоценности различных культур, уметь ориентироваться в культурной среде современного общества, быть способным участвовать в диалоге культур.



ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Изучение учебной дисциплины «Культурология» предполагает формирование у студентов определенных культурологических знаний.

Цели:

• формирование представлений о мире как социокультурной реальности, взаимосвязи и взаимодействии всех элементов общественной жизни, их ускоренности в пространстве и во времени;

• актуализация способности и интереса к творческой деятельности, потребности в непрерывном самообразовании;

• становление нравственных, эстетических и социальных ориентиров, необходимых как для формирования мировоззрения и достижения личного успеха, так и для деятельности в интересах общества.

Достижению этих целей должно способствовать решение следующих задач:

• овладение категориально-понятийным аппаратом культурологии;

• применение культурологических знаний в профессиональной и любой другой деятельности;

• развитие способностей понимания общественных процессов, их социокультурного смысла.

Студент, прослушавший курс культурологии, должен знать:

• содержание основных категорий и понятий культуры;

• фундаментальные концепции культурологического знания;

• место и роль техники, инженерной и иной профессиональной деятельности в культуре.

Студент должен иметь представление:

• о типологических, трансляционных и семиотических структурах культуры;

• об особенностях культурных эпох и стилей;

• о специфике культурологического анализа процессов и явлений;

• о  месте  отечественной  культуры  в  общей  социокультурной  динамике.

Студент должен уметь:

• выделять теоретические, прикладные, ценностные аспекты культурологического  знания,  применять  их  для  обоснования  практических  решений,  касающихся  как повседневной жизни, так и профессиональной области;

• формировать и обосновывать личную позицию по отношению к проблемам культуры;

• уметь выразить и аргументировать свою собственную позицию и оценку исторического прошлого, показать его значение для настоящего;

• заботиться о сохранении и приумножении национального и мирового культурного наследия.

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Культура и культурология

Культурология как наука. Место культурологии в системе наук. Специфика разных видов познавательной деятельности (естественное, техническое, социальное, гуманитарное знание) и процессы сближения и интеграции различных областей знания. Интегративный характер культурологического знания. Предметная область культурологии. Место культурологии в профессиональном инженерном образовании. Статус культурологии в высшем образовании. Понятие культурологии техники. Инженерная деятельность в контексте культуры. Социально значимые профессиональные качества современного инженера. Профессионализм и профессиональная компетентность. Роль образования в становлении интеллектуальных основ профессионализма. Альтернатива технократического и гуманитарного мышления как проблема культуры. Понятие профессиональной культуры. Социальная компетентность как основа профессиональной культуры.

Типология культуры

Проблема единства и многообразия культур. Понятие типологизации, типа и типологии культуры. Типологизация как способ осмысления социокультурного пространства и как научный метод исследования культуры. Многообразие типологических построений культуры как отражение ее многофункциональности и системного характера. Разнообразие типологий в зависимости от задач, целей и инициативы исследователя. Методологическая роль понятия концепции идеального типа М.Вебера. Критерии (основания) типологизации культур. Проблема неравноценности критериев типологизации. П.А.Сорокин о трех видах типологии: разнородные скопления, выделение культур по сходству и органические системы. Этническое и географическое деление культур как пример типологии первого вида. Выделение культур по сходству: хозяйственно-культурные, лингвистические, историко-этнографические типологии. Органические системы - разграничение культур по совокупности признаков, отражающих тип целостности общества: по философско-антропологическим характеристикам, по ценностным основаниям, по типу социокультурной регуляции, по характеру восприятия действительности и т.п. Типологические модели Н.Я. Данилевского, О.Шпенглера, Ф.Ницше, П.Сорокина, К.Ясперса. Их сходство и различие. Единство мировой культуры и диалог цивилизаций.

Хозяйственная культура

Место хозяйственной деятельности в социокультурном пространстве. Понятие хозяйственной и экономической деятельности. Ограниченность представлений об автономности от сферы культуры и о примате экономического. Н.И.Данилевский, Э.Дюркгейм, М.Вебер, С.Булгаков, Н.Кондратьев, П.Сорокин о месте экономики в культуре. Экономическая культура как модель социального взаимодействия. Художественно-культурная типология. Влияние природно-климатических факторов на формирование художественно-культурного типа. Аналитика взаимовлияния религии и экономики в работе М.Вебера «Протестантская этика и дух капитализма». Особенности отечественной и трудовой этики, сформировавшейся в уникальной географически-природной среде и влияние на хозяйственную культуру России православия. Характеристики экономической культуры личности, критерии ее определения. Структура хозяйственной культуры: профессиональный и повседневный уровни. Содержание социальной компетентности специалиста в сфере экономики: принцип социокультурных детерминант, принцип гарантированной социальной защиты, адекватность приемлемости цены, которую общество платит за реформы. Проблема ответственности специалиста-управленца.

Социокультурная динамика

Понятие динамики культуры. Соотношение понятий «динамика культуры», «развитие культуры», «изменение культуры», «культурный прогресс». Культура как процесс. Внутренние и внешние источники и факторы социокультурных изменений. Устойчивое и изменчивое в культуре. Традиции и новации в динамике культуры. Идеи цикличности и волновых колебаний в динамике социокультурных систем. Суть эволюционистских взглядов на социокультурную динамику: компетенция однолинейной, универсальной и многолинейной эволюции. Неоэволюционизм и глобальный эволюционизм.

Язык культуры

Фундаментальный характер проблемы языка культуры. Знаково-символическая природа культуры. Архитипичность знаково-символических форм. Язык культуры как универсальная форма осмысления реальности. Понятие культурного кода. Проблема кодирования информации. Понимание как интеллектуальный фактор и как сопереживание. Понимание как условие межкультурной коммуникации. Множественность языков культуры, их классификация. Язык как специфически знаковый способ сохранения, обработки и передачи информации. Сущность и виды знаков. Семиотический анализ культуры. Роль семиотики в понимании языка культуры. Материальный и нематериальный планы бытия. Символичность культуры. Процессы формирования символических структур. Понятие «знак - символ - образ». Символ в науке, искусстве и религии.

Мир человека как культура

Индивидуальный мир культуры. Основные элементы индивидуальной культуры: телесная, интеллектуальная, психологическая культура, нравственная, политическая, правовая, мировоззренческая, эстетико-художественная, религиозная, профессиональная и пр. Человек - творец и творение культуры. Ментальность как интегральная характеристика индивидуального мира культуры. Проявление менталитета в трудовой, правовой, нравственной, обыденной и др. сферах культуры. Соотношение индивидуального мира культуры и культуры общества. Личность как ценность и мир ценностей в личности. Проблема культурной и социальной индентичности. Культурная обусловленность базовой структуры личности (национальный характер).

Техника и человек

Проблема границ между человеком и машиной. Естественный и искусственный интеллект, логика развития инженерного мышления. Знание, понимание, ответственность – социокультурная парадигма технического проектирования в глобальной системе «техника - человек - окружающая среда». Этические императивы инженера. Технократизм как проблема общества и культуры. Сущность кризиса техногенной цивилизации и перспективы его преодоления.

Типология искусства

Классика и модернизм. Новая художественная картина мира в современных направлениях и жанрах искусства. Система искусства и его виды. Принципы классификации искусства. Динамика художественной культуры. Доминирование видов искусства в разные культурно-исторические эпохи. Кризис в искусстве. Проблема взаимодействия и синтеза видов искусства. Синестезия и появление новых искусств. Влияние новых технологий на художественную культуру.

Наука как феномен культуры

Научное и мифологическое мышление. Основные этапы развития науки. Наука как система, как социальный институт, как деятельность. Модели научного знания. Проблема соотношения научного и религиозного знания в истории культуры. Гносеологические и ценностные аспекты науки. Критерии научности. Специфичность естественнонаучного, технического и социогуманитарного знания. Этические императивы ученых.

Культура и цивилизация.

Понятия культуры и цивилизации, история и логика их взаимоотношений. Взаимодействие культуры и цивилизации. Многообразие современных трактовок соотношения культуры и цивилизации. Место культуры в цивилизованном процессе. Культура как генератор социально-экономических трансформаций. Культура как социогенетика цивилизации, как генотип общества, формирующий механизм наследственности, изменчивости и «отбора» цивилизаций. Культура как фактор устойчивости социального организма, адаптации к окружающей культурно-цивилизованной среде. Роль культуры в динамике цивилизаций.

ГЛОССАРИЙ

 

Аккультурация - процесс взаимовлияния культур, в резуль­тате чего культура одного народа полностью или частично воспри­нимает культуру другого народа. Аккультурация рассматривается как многообразие процессов ассимиляции и этнической консоли­дации. Термин впервые был использован американскими культур-антропологами в 1930-х гг.

Аксиология - теория ценностей, философское учение о при­роде ценностей, их месте в социальной действительности и о струк­туре ценностного мира.

Артефакт - 1. Процесс или образование, не свойственные объек­ту в нормальном для него состоянии и возникающие обычно в ходе его исследования. 2. Произведение искусства.

Архетип - прообраз, первичная форма, образец. В широкий оборот термин ввел К.-Г. Юнг, для которого архетип - врожден­ные психические структуры, которые являются результатом исторического развития человечества. Архетип соотносится с кол­лективным бессознательным. Согласно Юнгу он выступает осно­вой творчески-продуктивной деятельности человека, в том числе и художественного воображения.

Ассимиляция - процесс, в результате которого члены одной этнической группы утрачивают свою первоначально существующую культуру и усваивают культуру другой этнической группы, с кото­рой они находятся в непосредственном контакте.

Атараксия (от греч. ataraxia - невозмутимость) - состоя­ние душевного покоя, к которому должен стремиться человек.

Вестернизация (от англ. west - запад) - процесс экспансии экономической модели развития, ценностей, стиля и образа жизни, свойственных западным промышленно развитым странам.

Вторичные моделирующие системы («вторичные языки культуры», «культурные коды») - языки, «надстраивающиеся» над первичными знаковыми системами культуры и образующие семи­отические системы более высокого уровня. Ими являются языки таких форм культуры, как мифология и религия, философия и наука, право и политика, спорт, реклама, телевещание, Интернет и др.

Генезис (от греч. genesis - происхождение, возникновение) - процесс образования и становления развивающегося явления. Входит в состав таких сложных слов, как «культурогенез», «социогенез», «антропосоциогенез», «антропогенез» и др.

Герменевтика - традиция и способы толкования многознач­ных или не поддающихся уточнению текстов. В эпоху Возрожде­ния герменевтика выступала как искусство перевода памятников античной культуры. 1. Теория и методология истолкования текстов. 2. Течение в философии.

Глобализация (от лат. globus - шар) - процесс перераста­ния какого-либо явления в явление мирового масштаба и его транс­формации во всемирную целостную среду.

Деконструкция - преодоление доминировавших в западной культуре более двух тысячелетий метафизических оппозиций ре­альности и знака, вещи и образа, природы и культуры и т.д. с целью выявления опорных понятий бытия. Одно из ключевых понятий постструктурализма и постмодернизма.

Диффузионизм - теоретическая модель историко-культур­ного процесса; методология культурологических, культурантропо-логических и этнографических исследований.

Евразийство - направление русской социально-философской и культурологической мысли 1920-1930-х гг., возникшее в среде эмигрантской научной интеллигенции. Пафос теоретической дея­тельности представителей евразийства заключался в выявлении своеобразия «культурной личности» России.

Европоцентризм - культурфилософская и мировоззренческая установка, которая основывается на идее исключительности, превос­ходства ценностей европейской культуры над другими.

Естественные знаки - вещи или явления природы, которые используются для получения информации о других, причинно свя­занных с ними, вещах и явлениях («знаки-признаки»).

Знак - материальный объект (артефакт), выступающий в ком­муникативном или трансляционном процессе аналогом другого объекта, замещающий его. Знак является основным средством куль­туры, с его помощью осуществляется фиксация и оценка индивиду­альной и общезначимой информации о человеке и мире в культур­ных текстах.

Знаковая система - совокупность знаков, обладающая внут­ренней структурой, явными (формализованными) или неявными пра­вилами образования, осмысления и употребления ее элементов и служащая для осуществления коммуникативных и трансляционных процессов.

Идентичность - психологическое представление человека о своем «Я», характеризующееся субъективным чувством индивиду­альной самотождественности и целостности.

Инкультурация - процесс приобщения индивида (или груп­пы) к культуре, усвоения существующих привычек, норм и паттер­нов поведения, свойственных данной культуре.

Интеграция культурная - процесс углубления культурного взаимодействия и взаимовлияния между государствами, этнокуль­турными группами и историко-культурными образованиями.

Информационная культура - 1. Совокупность норм, правил и стереотипов поведения, связанных с информационным обменом в обществе. 2. Понятие, характеризующее культуру с точки зрения аккумулируемой, обрабатываемой и транслируемой в ее рамках информации.

Коммуникация социокультурная - процесс взаимодействия между субъектами социокультурной деятельности с целью переда­чи или обмена информацией посредством принятых в данной куль­туре знаковых систем.

Конвенциональные знаки - искусственно созданные знаки, которым «по условию» приписывается определенное значение.

Контркультура - направление развития современной культу­ры, противостоящее атмосфере современного индустриального об­щества, которое получило распространение среди части молодежи западных стран с конца 1960-х гг.

Креационистский подход - подход в понимании происхож­дения культуры, в основе которого лежит представление о боже­ственном или ином сверхъестественном творении, что свойствен­но теологическому взгляду на культуру.

Культурантропология, культурная антропология - одно из направлений философской антропологии (учения о природе че­ловека), ориентирующееся на построение теории человека как субъек­та культуры. В рамках культурантропологии учитывается изменчи­вость сущности человека в конкретно-историческом многообразии культур, что предполагает опору не только на биологию и психоло­гию, но и на историю, социологию, теологию, искусствоведение и другие гуманитарные науки.

Культурные ареалы - зоны территориального распростра­нения определенных локальных культурных типов и черт. Куль­турные ареалы могут охватывать и зоны межэтнического распро­странения каких-либо элементов специализированных культур.

Культурогенез - процесс зарождения культуры.

Легитимация (от лат. legitimus - согласный с законом, закон­ный, должный, надлежащий) - процесс социального или культур­ного «узаконивания».

Маргинальность культурная - 1. Положение и особеннос­ти жизнедеятельности групп и отдельных индивидов, чьи установки, ценностные ориентации, модели поведения соотнесены (реально или в интенции) с различными культурными системами и проистекающими из них требованиями, но ни в одну из данных систем не интегрированы полностью. 2. Асоциальные, акультурные, контркуль­турные проявления.

Ментальность, менталитет (от франц. mentalite) - миро­ощущение, мировосприятие) - глубинный психологический уро­вень коллективного или индивидуального сознания. Менталитет формируется в культуре под воздействием традиций, социальных институтов, среды обитания человека и представляет собой сово­купность психологических, поведенческих установок индивида или социальной группы. Он объединяет ценностные формы сознания с бессознательными психическими состояниями, определяя тем са­мым целостный образ жизни человека или социальной группы.

Минимализм (от англ. minimal art - минимальное искусст­во) - художественное течение, исходящее из минимальной транс­формации используемых в процессе творчества материалов, про­стоты и единообразия форм, монохромности, творческого самоог­раничения художника. Артефакт в минималистской концепции искусства - определенный заранее результат процесса его произ­водства. Наибольшее распространение получил в живописи, скульп­туре, музыке, театре, кинематографе.

Морфология культуры - раздел наук о культуре, в рамках которого изучаются формы и строения отдельных артефактов и их объединений в синхронном и диахронном планах их существова­ния, закономерности строения и процессы формообразования ис­кусственных объектов.

Научно-техническая революция - понятие, используемое для обобщающей характеристики ряда процессов в развитии на­уки и техники, а также инициированных ими социальных процессов современной цивилизации, основное содержание которых сводится к превращению науки в решающий фактор социокультурного разви­тия. Начало НТР принято относить к сер. 1940-х - нач. 1950-х гг.

Отчуждение - процесс и результат превращения продуктов человеческой деятельности, а также свойств и способностей людей в нечто независимое от них и господствующее над ними. Отчужде­ние означает превращение каких-либо явлений и отношений в то, чем они не являются сами по себе, искажение и извращение.

Парадигма (от греч. paradeigma - пример, образец) - совокуп­ность теоретических и методологических предпосылок, определяющих конкретное научное исследование и являющихся моделью, образцом постановки и решения исследовательских задач. Признанное всеми научное достижение, которое в течение определенного времени дает научному сообществу модель постановки проблем и их решений.

Персонализм - направление в философско-культурологической мысли XX в., исходящее из представления, что первичной ре­альностью и главенствующей ценностью культуры является твор­ческая личность.

Постструктурализм - направление в философском и социогуманитарном знании, получившее развитие в 1960-1980-х гг. в форме критики, преодоления структурализма и его «второй вол­ны». Основные характеристики постструктурализма: деконструк­ция, децентрация, дискурсивный анализ языка культуры, интерпре­тация пространства культуры как текста и контекста, стирание пространственно-временных границ феноменов.

Рационализм (от лат. ratio - разум) - система взглядов, ко­торая признает основой познания, поведения и мотивации челове­ческий разум.

Сакральное (от лат. sacer, sacri - священный, запретный, про­клятый) - святое, священное. Важнейшая мировоззренческая ка­тегория, выделяющая области бытия и состояния сущего, восприни­маемые сознанием как принципиально отличные от обыденной ре­альности и исключительно ценные.

Семиотика, или Семиология (от греч. semeiotic - учение о знаках) - общее название комплекса научных теорий, изучающих различные свойства знаковых систем как способов коммуникации между людьми посредством знаков или языка. Выступает наукой, изучающей семиозис культуры через жизнь знаков.

Символ - знак, который не только указывает на некоторый объект, но и несет в себе добавочный смысл: выражает общие идеи и понятия, связанные с толкованием этого объекта.

Синергетика - наука о процессах самоорганизации в природе и обществе. Предметом являются механизмы спонтанного образова­ния и сохранения сложных систем, особенно находящихся в отноше­нии устойчивого неравновесия со средой. В сферу внимания синергетики попадают нелинейные эффекты эволюции систем любого типа, кризисы и бифуркации - неустойчивые фазы существования, пред­полагающие множественность сценариев дальнейшего развития.

Синкретизм (от греч. synkretismos - соединение, объедине­ние) - слитность, нерасчлененность, характеризующая первоначаль­ную неразделенность, неразвитое состояние чего либо.

Социализация - процесс усвоения и активного воспроизвод­ства индивидом социокультурного опыта: социальных норм, ценно­стей, образцов поведения, ролей, установок, обычаев, культурных тра­диций, коллективных представлений и верований и т.п.

Средство массовой информации - средство распростране­ния информации, обращенное к массовой аудитории, доступное для этой массовой аудитории и профессионально выстраивающее на промышленный манер само производство и распространение ин­формации.

Стандартизация - процесс введения единой сетки общеобя­зательных стандартов.

Структурализм (от лат. structure - строение и устройство, расположение и связь составных частей чего-либо) - направление в гуманитарных науках (в лингвистике, литературоведении, исто­рии, этнографии и др.), возникшее в 1920-е гг. Использует струк­турный метод (выявление структуры как совокупности отношений, инвариантных при некоторых преобразованиях), а также моделиро­вание, элементы семиотики, формализации и математизации. Струк­турализм трактует культуру как совокупность знаковых систем (языка, науки, искусства, моды, религии, рекламы и т.п.), анализирует закономерности их функционирования, которым бессознательно под­чиняется человек.

Субкультура - особая форма культуры, суверенное целостное образование внутри господствующей культуры, отличающееся соб­ственным ценностным строем, обычаями, нормами, стандартами по­ведения.

Субъективизм - особое отношение к миру, человеку, к любо­му явлению, при котором преувеличивается и абсолютизируется роль и положения субъекта.

Сциентизм (от лат. scientia - знание, наука) - мировоззрен­ческая позиция, заключающаяся в абсолютизации роли науки в системе культуры. Ориентируется преимущественно на методологию и результаты естественно-научного знания и признает за наукой право и способность решения всех жизненных проблем. Сциентизм утвердился в культуре в конце XIX в.

Текст (в широком семиотическом смысле) - любой предмет или процесс как культурный феномен, несущий в себе закодиро­ванную в какой-то знаковой системе социальную информацию.

Типология культур - научный метод, в основе которого ле­жит систематизация периодов (ступеней) в развитии культуры по наиболее общим признакам и свойствам.

Тоталитарная культура - официальная культура тоталитар­ных режимов, исторически сложившихся в 1920-1950-х гг.

Универсалии (от лат. universalis - общий) - термин, обозна­чающий все то, что по природе своей способно сказываться в еди­ничных вещах.

Универсалии культурные - черты, общие всем культурам народов мира. Выделяют более чем 60 культурных универсалий: изготовление орудий труда, совместный труд, украшения тела, за­преты кровосмешения, сексуальные ограничения, танцы, спорт, обы­чай дарить подарки, гостеприимство, язык, образование и др.

Унификация (от лат. unus (uni) - один и лат. facere - делать) - приведение чего-либо к единой системе, форме, к единообразию.

Функциональные знаки - предметы, созданные людьми для каких-либо практических целей, рассматриваемые как носители со­циальной информации.

Харизма (от греч. charisma - милость, божественный дар) - исключительная духовная одаренность человека, воспринимаемая окружающими как сверхъестественная сила, недоступная обычным людям. Харизматический лидер - человек, наделенный в глазах его последователей авторитетом, основанным на исключительных качествах его личности.

Ценностная ориентация - комплекс духовных детерминант деятельности людей или отдельного человека, а также соответству­ющих им социально-психологических образований, которые интер­претируются в положительном ракурсе их значений. В качестве таких детерминант могут выступать представления, знания, интере­сы, мотивы, потребности, идеалы, а также установки, стереотипы, пе­реживания людей.

Эволюционизм - направление в культурной антропологии, задающее теоретическую модель необратимых культурных изме­нений, называемую эволюцией, или развитием, применение которой позволяет оценить рассматриваемую культуру, культурную черту в соответствии с принятыми здесь критериями.

Экзистенциализм - философское течение XX в., выдвига­ющее на передний план абсолютную уникальность человеческого бытия, не допускающую выражения на языке понятий.

Энтропия социокультурная - процесс понижения уровня системно-иерархической структурированности, сложности и поли­функциональности культурного комплекса какого-либо сообщества в целом или отдельных подсистем этого комплекса, т.е. полная или частичная деградация данной локальной культуры как системы.

Эпистема - общее пространство знания, способ фиксации «бы­тия порядка», скрытая от непосредственного наблюдения сеть от­ношений между «словами» и «вещами», на основе которой строят­ся свойственные той или иной эпохе коды восприятия, практики, познания и порождаются отдельные идеи и концепции.

Эпистемология (от греч. episteme - знание) - раздел фило­софии, в котором изучаются проблемы природы познания, отноше­ния знания к реальности, исследуются всеобщие предпосылки по­знавательного процесса, выявляются условия его истинности.

Эсхатология - религиозное учение о конечных судьбах мира и человечества, в основе которого лежит концепция о нарушении человеком своих обязательств перед Богом или богами и последу­ющей расплате за это.

Этногенез - исторический процесс происхождения этносов от их зарождения до формирования целостных этносоциальных орга­низмов и их специфических этнокультурных систем.

Этнология - наука о сравнительном изучении культур, в аме­риканской традиции — часть или синоним культурной антрополо­гии, в европейской - аналог социальной антропологии.

Этнос, этническая общность (от греч. ethnos - племя, на­род) - исторически сложившаяся устойчивая группировка людей - племя, народность, нация. Обязательные условия возникновения эт­носа - общность территории и языка. Культурная общность чле­нов этноса обусловливает единство их психического склада.

Этноцентризм - свойство этнического самосознания вос­принимать и оценивать различные жизненные явления и процес­сы сквозь призму культурных традиций и ценностей собственной этнической группы. Этноцентризм выражается в признании пре­восходства своей этнической культуры по отношению к другим культурам. Этноцентризмом принято обозначать то нормальное мироощущение любого этноса, когда ценности, традиции, установления того или иного этноса кажутся для его представителей единственно истинными и верными.

Этос (от греч. ethos - обычай, нрав, характер) - обобщенная характеристика культуры данной социальной общности, выража­ющаяся в системе господствующих ценностей и норм поведения.

Языковые игры - понятие, которое служит для обозначения целостных и законченных систем коммуникации, подчиняющихся своим внутренним правилам и соглашениям, нарушение которых означает выход за пределы конкретной «игры».

ТРЕБОВАНИЯ К КОНТРОЛЬНЫМ РАБОТАМ

Контрольная работа по учебному курсу «Культурология» представляется студентом-заочником до начала экзаменационной сессии в соответствии с учебным планом текущего семестра и является результатом самостоятельной работы студента со специальной литературой по курсу в соответствии с общими направлениями работы, определяемыми на установочных занятиях по курсу. Тема контрольной работы выбирается студентом из списка, приведенного в учебной программе курса, и соответствует порядковому номеру студента в учебном журнале. Контрольная работа должна содержать материал, собранный студентом из специальной литературы, самостоятельно скомпилированный и изложенный в соответствии с выбранной темой и рекомендациями преподавателя, а также выводы, самостоятельно сделанные студентом в ходе изучения данного материала.

Объем контрольной работы – 20-25 машинописных страниц (бумага формата А4, печать через 1,5 интервала).

Структурно реферат должен включать:

- Содержание (формулировка всех глав (разделов) и параграфов);

- Введение (постановка проблемы, определение объекта исследования, предмета, цели и задач контрольной работы, актуальность выбранной темы);

- Основную часть (организованный и систематизированный материал по теме с краткими выводами в конце каждой главы (раздела));

- Заключение (выводы по теме, анализ перспектив исследования темы);

- Приложение (основные тезисы, представленные в виде блок-схемы). Образец оформления приложения приведен в приложении к данным методическим рекомендациям.

Общие требования по оформлению контрольной работы:

- наличие оформленного титульного листа;

- соответствие содержания работы выбранной теме;

- наличие в начале работы ее структурного плана, адекватного содержанию;

- наличие списка использованной литературы со всеми необходимыми библиографическими реквизитами;

- ссылки при прямом цитировании литературы;

- порядковая нумерация страниц.

ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

1. Понятие «социокультурные коммуникации». Глобализация коммуникативных процессов в современную эпоху.

2. Понятие «культурные ценности».Своеобразие и иерархия ценностей культуры.

3. Толерантность как результат межкультурной коммуникации.

4. Понятие «культурного шока» и механизмы его развития.

5. Модели культурной универсализации (К.Уисслер, Дж.Мёрдок, Б.Малиновский).

6. Христианско-православное начало в русской культуре.

7. Понятие «культурная картина мира» как базовый концепт культурологического анализа.

8. Культурогенезис как один из видов культурной динамики.

9. Культура как система культурных кодов, закрепляющих исторически накапливаемый социальный опыт.

10. Синкретический характер первобытной культуры, неразделённостъ представлений о личности, коллективе и природе.

11. Социокультурные суперсистемы П.Сорокина.

12. Характеристика русской культуры и соединение западных и восточных черт.

13. Развитие образования в России (открытие училищ, академий и университетов).

14. Восточный и Западный типы культуры.

15. Исторические типы культуры.

16. Ценностно-смысловое единство древнерусской культуры.

17. Менталитет русской культуры.

18. Глобальные проблемы современной культуры.

19. Механизмы и способы освоения культурного наследия.

20. Концептуализация культурного наследия.

21. Контркультура. Маргинальная культура.

22. Структура культуры. «Базовая» культура и субкультура.

23. Национальная и традиционная культура.

24. Массовая и элитарная культура.

25. Ценности и нормы культуры.

26. Социокультурная динамика.

27. Культура как мир знаков и значений. Язык культуры.

28. Религия и наука в контексте культуры.

29. Типология культуры.

30. Ассимиляция и аккультурация.

31. Социализация и инкультурация как способы культурной адаптации.

32. Культура и цивилизация.

33. 0сновополагающие институты культуры.

34. Морфология культуры.

35. Функции культуры.

36. Соотношение материальной и духовной культуры.

37. Методы культурологических исследований.

38. Структура культурологии.

39. Основные этапы становления культурологии.

40. Историческое представление и понятие «культура» его сущность.

 

ЛИТЕРАТУРА ПО КУРСУ

1. Белик А.А. Культоролия. Антропологические теории культуры. – М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 2000.

2. Введение в культурологию: Учебное пособие для Вузов. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Владос, 1995. - 335 с.

3. Галин С.А. Отечественная культура XX века: Учеб. пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.- 479 с. (Гриф)

4. Гуревич П.С. Культурология. – М.: Гардарики, 1999.

5. Ерасов Б.Г. Социальная культурология. – М.: Аспект-Пресс, 1998.

6. Есин А.Б. Основные понятия культурологии в систематическом изложении. Учеб. пособие. – М.: Гардарики, 1999.

7. Ионин Л.Г. Социология культуры. – М.: Логос, 1998.

8. Культура: теории и проблемы. Учеб. пособие. – М.: Наука, 1995.

9. Культурология / под ред. Г.В. Драч. – Ростов-н/Д: Феникс, 1998.

10. Культурология XX век: Антология. - М.: Юрист, 1995. - 703 с.

11. Культурология. История мировой культуры: Учебник / Под ред. А.Н. Марковой. - 2-е изд. - М.: Культура и спорт: ЮНИТИ, 1998. - 576 с.

12. Культурология. Курс лекций / под ред. А.А. Радугина. – М.: Центр, 1996.

13. Культурология. Учебник для студ. техн. вузов / под ред. Н.Г. Багдасарьян. – М.: Высшая школа, 1999.

14. Культурология: История мировой культуры / под  ред. А.Н. Марковой. – М.: Наука, 1998.

15. Культурология: Учеб. пособие для студентов вузов / под ред. А.Н. Марковой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

16. Культурология: Учебник / Под ред. Н.Г. Багдасарьяна. - М.: Высшая школа, 1998. - 511 с.

17. Культурология: Учебное пособие для Вузов / Под ред. Г.В. Драча. - Ростов-на-Дону, 1997.- 575 с.

18. Культурология: Учебное пособие для вузов / Под ред. Г.В. Драча. - Ростов-на-Дону, 1992-2000; 2005-2007 (Гриф). - 608 с.

19. Культурология: Учебное пособие. Курс лекций. / Сост. и отв. ред. А.А. Радугин. - М.: Центр, 1998. - 303 с.

20. Мамонтов С.П. Основы культурологии. – М.: Олимп, 1999.

21. Марков А.П., Бирженюк Г.М. Основы социокультурного проектирования: Учеб. пособие. – СПб, 1997.

22. Соколова М.В. Мировая культура и искусство: Учеб.пособ. - 5-е изд., испр.и доп..-М.: Академия, 2006. – 368 с. (Гриф)

23. Флиер А.Я. Культурология для культурологов. – М.: Академический проект, 2000.

 


Приложение

Образец оформления блок-схемы


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

введение .……………………………………………………………… 3
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………. 5
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА…………………………………………………. 6
ГЛОССАРИЙ……………………………………………………………... 12
ТРЕБОВАНИЯ К КОНТРОЛЬНЫМ РАБОТАМ………………………. 22
ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ………………………………………. 23
ЛИТЕРАТУРА ПО КУРСУ……………………………………………… 24
Приложение………………………………………………………………. 26

 

 
 
Учебное издание

 

 

Методические рекомендации



По курсу

«Культурология»

 

 

Ответственный за выпуск — зав. кафедрой

социально-гуманитарных дисциплин,

кандидат исторических наук

Игорь Владимирович Кузнецов

 

Составитель

Наталья Васильевна Романова

 

Подписано в печать       . Формат 60х84 1/16.

Бумага для множительной техники. Гарнитура Times New Roman

Печать ризография. Усл. печ. л.        Уч.-изд. л.    

Тираж     экз. Заказ №  

Муромский институт (филиал)

государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Владимирский государственный университет»

Издательско-полиграфический центр

Адрес: 602264, Владимирская обл., г. Муром, ул. Орловская, 23

По  курсу

«Культурология»

 

Составитель

Н.В. Романова

 

Муром

2011

УДК 008 (7)

ББК 71я7

М 54

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета

Муромского института (филиала)

Владимирского государственного университета

 

М 54 Методические  рекомендации  по  курсу  «Культурология»  / сост. Н.В. Романова. – Муром: Изд.-полиграфический центр МИ ВлГУ, 2011. – 28 с.

 

Методические рекомендации предназначены для студентов всех специальностей и форм обучения. Содержат цели и задачи дисциплины, содержание курса «Культурология», глоссарий, требования к контрольным работам, темы контрольных работ, список литературы по курсу. Приведен образец оформления приложения к контрольной работе (блок-схемы).

 

 

УДК 008 (7)

ББК 71я7

 

  © Муромский институт (филиал) Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Владимирский государственный университет», 2011


ВВЕДЕНИЕ

 

Современная ситуация в России характеризуется активным всплеском научного интереса к социокультурному знанию, развитием научных исследований социокультурных процессов, повсеместной интеграцией социокультурных дисциплин в высшее профессиональное образование. И культурология становится сегодня не только научной или учебной дисциплиной, но и предметом профессиональной деятельности множества специалистов-практиков, работающих в разных сферах общественной деятельности.

Культурология – интегративная, ценностно-ориентированная дисциплина, предполагающая сочетание высокого уровня теоретических обобщений с их историко-культурной интеграцией. Данные особенности требуют изучения культурологической проблематики с глубокой проработкой современных проблем и подходов, что предполагает понимание вариативности культурологических позиций, матриц, моделей.

Актуальность изучения основ теории культуры связана с переходом социальных и гуманитарных наук от этапа накопления информации о человеке, обществе и формах их взаимодействия к этапу анализа и систематизации этой информации, а так же ее внедрения в практическую область знаний, жизнь и деятельность людей.

В основе данного курса лежит системный подход к пониманию предмета культурологии. Организация содержания базируется на системообразующих понятиях, овладение которыми обеспечивает возможность самостоятельного усвоения более частного и производного материала.

В структуре методических указаний можно выделить цели и задачи курса, знания представления и умения, которые должны приобрести студенты в ходе изучения курса культурологии.

Далее следует содержание курса, которое включает общее представление о специфике предмета культурологии, об особенностях культурологии, рассматривается сущность, структура и функции культуры, выявляется ее типология, вводится понятие социокультурной динамики, поднимается проблема языка культуры, ставятся вопросы индивидуальной культуры человека, изучаются разделы: «Хозяйственная культура», «Техника и человек», «Искусство как феномен культуры», «Наука как феномен культуры», «Культура и цивилизация» и т.д.

Для организации самостоятельной исследовательской работы студентов в глоссарий включены темы контрольных работ и требования к ним, а так же литература по курсу культурологии.

Культурологическое образование призвано готовить молодежь к целостному пониманию мира и активному его преобразованию, способствовать осмыслению его как совокупности культурных достижений человеческого общества, взаимопониманию и продуктивному общению представителей различны культур. В ходе обучения по культурологии студенты должны получить представление о многообразии и самоценности различных культур, уметь ориентироваться в культурной среде современного общества, быть способным участвовать в диалоге культур.



ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Изучение учебной дисциплины «Культурология» предполагает формирование у студентов определенных культурологических знаний.

Цели:

• формирование представлений о мире как социокультурной реальности, взаимосвязи и взаимодействии всех элементов общественной жизни, их ускоренности в пространстве и во времени;

• актуализация способности и интереса к творческой деятельности, потребности в непрерывном самообразовании;

• становление нравственных, эстетических и социальных ориентиров, необходимых как для формирования мировоззрения и достижения личного успеха, так и для деятельности в интересах общества.

Достижению этих целей должно способствовать решение следующих задач:

• овладение категориально-понятийным аппаратом культурологии;

• применение культурологических знаний в профессиональной и любой другой деятельности;

• развитие способностей понимания общественных процессов, их социокультурного смысла.

Студент, прослушавший курс культурологии, должен знать:

• содержание основных категорий и понятий культуры;

• фундаментальные концепции культурологического знания;

• место и роль техники, инженерной и иной профессиональной деятельности в культуре.

Студент должен иметь представление:

• о типологических, трансляционных и семиотических структурах культуры;

• об особенностях культурных эпох и стилей;

• о специфике культурологического анализа процессов и явлений;

• о  месте  отечественной  культуры  в  общей  социокультурной  динамике.

Студент должен уметь:

• выделять теоретические, прикладные, ценностные аспекты культурологического  знания,  применять  их  для  обоснования  практических  решений,  касающихся  как повседневной жизни, так и профессиональной области;

• формировать и обосновывать личную позицию по отношению к проблемам культуры;

• уметь выразить и аргументировать свою собственную позицию и оценку исторического прошлого, показать его значение для настоящего;

• заботиться о сохранении и приумножении национального и мирового культурного наследия.

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Культура и культурология

Культурология как наука. Место культурологии в системе наук. Специфика разных видов познавательной деятельности (естественное, техническое, социальное, гуманитарное знание) и процессы сближения и интеграции различных областей знания. Интегративный характер культурологического знания. Предметная область культурологии. Место культурологии в профессиональном инженерном образовании. Статус культурологии в высшем образовании. Понятие культурологии техники. Инженерная деятельность в контексте культуры. Социально значимые профессиональные качества современного инженера. Профессионализм и профессиональная компетентность. Роль образования в становлении интеллектуальных основ профессионализма. Альтернатива технократического и гуманитарного мышления как проблема культуры. Понятие профессиональной культуры. Социальная компетентность как основа профессиональной культуры.

Сущность, структура и функции культуры

Культура как специфически человеческий способ взаимодействия с окружающей средой. Проблема культурогенеза. Первобытный синкретизм и дальнейшая дифференциация форм культурной активности. История и логика становления понятия «культура». Многообразие определений  культуры,  их  классификация. Современные представления о культуре. Культурологические школы и направления. Социальная и гуманитарная культурология. Уровни культурологического знания: теоретически-концептуальная и прикладная культурология. Культура как система. Структура культуры, критерии структурирования культуры. Обыденный, специализированный, трансляционный уровни культуры. Религия, философия, наука, техника, искусство, мораль, право, политика, хозяйство как формы существования культуры. Полиструктурный характер культуры. Элитарная и демократическая культура. Повседневность как феномен культуры. Массовая культура: причины формирования, сферы проявления. Функции культуры: социализации и инкультурации, ценностная, коммуникативная, познавательная, информационная, нормативная и др.

Типология культуры

Проблема единства и многообразия культур. Понятие типологизации, типа и типологии культуры. Типологизация как способ осмысления социокультурного пространства и как научный метод исследования культуры. Многообразие типологических построений культуры как отражение ее многофункциональности и системного характера. Разнообразие типологий в зависимости от задач, целей и инициативы исследователя. Методологическая роль понятия концепции идеального типа М.Вебера. Критерии (основания) типологизации культур. Проблема неравноценности критериев типологизации. П.А.Сорокин о трех видах типологии: разнородные скопления, выделение культур по сходству и органические системы. Этническое и географическое деление культур как пример типологии первого вида. Выделение культур по сходству: хозяйственно-культурные, лингвистические, историко-этнографические типологии. Органические системы - разграничение культур по совокупности признаков, отражающих тип целостности общества: по философско-антропологическим характеристикам, по ценностным основаниям, по типу социокультурной регуляции, по характеру восприятия действительности и т.п. Типологические модели Н.Я. Данилевского, О.Шпенглера, Ф.Ницше, П.Сорокина, К.Ясперса. Их сходство и различие. Единство мировой культуры и диалог цивилизаций.

Хозяйственная культура

Место хозяйственной деятельности в социокультурном пространстве. Понятие хозяйственной и экономической деятельности. Ограниченность представлений об автономности от сферы культуры и о примате экономического. Н.И.Данилевский, Э.Дюркгейм, М.Вебер, С.Булгаков, Н.Кондратьев, П.Сорокин о месте экономики в культуре. Экономическая культура как модель социального взаимодействия. Художественно-культурная типология. Влияние природно-климатических факторов на формирование художественно-культурного типа. Аналитика взаимовлияния религии и экономики в работе М.Вебера «Протестантская этика и дух капитализма». Особенности отечественной и трудовой этики, сформировавшейся в уникальной географически-природной среде и влияние на хозяйственную культуру России православия. Характеристики экономической культуры личности, критерии ее определения. Структура хозяйственной культуры: профессиональный и повседневный уровни. Содержание социальной компетентности специалиста в сфере экономики: принцип социокультурных детерминант, принцип гарантированной социальной защиты, адекватность приемлемости цены, которую общество платит за реформы. Проблема ответственности специалиста-управленца.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 279.