Конституционные принципы построения российского государства
Конституция Российской Федерации[1] в качестве одной из основ государственного строя закрепляет деление государственной власти на три ветви – законодательную, исполнительную и судебную. Так, в ст. 1 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»[2] (далее – закон о Конституционном Суде) установлено, что это судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Данный закон не только развивает положения российской Конституции, но и выступает необходимой гарантией реализации положения Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»[3].
В составе Конституционного Суда находятся известные юристы-теоретики и пользующиеся авторитетом юристы-практики, результаты деятельности которых, как представляется, могут обладать качествами наибольшей убедительности, бесспорности, окончательности[4].
В свою очередь Н.В. Витрук подчеркивает, что авторитет и активность Конституционного Суда Российской Федерации как коллегиального органа, основанные на принципах его деятельности, зависят и от ответственности каждого конституционного судьи[5].
Согласно точке зрения Л.В. Лазарева закон о Конституционном Суде использует понятие «решение» в двух значениях. «С одной стороны, – подчеркивает он, – под решением понимается правовой акт, «отдельный документ», включающий ряд составляющих: вводную, мотивировочную (с описательным элементом) и резолютивную части. Вместе тем решение – это и то, что Конституционный Суд постановил, официальный результат рассмотрения обращения, итоговый вывод, который в п. 10 части первой статьи 75 Закона обозначен как формулировка решения, излагаемая в резолютивной части»[6]. Данный подход актуален и применительно к т.н. «отрицательным определениям с позитивным содержанием», согласно которым Конституционный Суд отказывает в принятии к рассмотрению соответствующего вопроса[7].
Учёными отмечается, что вынесение особого мнения не способствует укреплению авторитета Конституционного Суда как коллегиального органа и может сделать уязвимым содержание принимаемых им решений[8]. Следует согласиться с мнением ряда авторов, что указанные задачи призван решать не только законодатель, но и правоприменитель[9].
Отмеченная тенденция находит отражение и в ряде публикаций в СМИ[10].
***
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ПРИМЕР ОФОРМЛЕНИЯ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 05 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
2. Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (ред. от 03.02.2014) // Российская газета. 1997. 6 января.
3. Федеральный закон Российской Федерации от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» (ред. от 03.02.2014) // ВСНД РФ и ВС РФ. 1992. № 8. Ст. 366.
4. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» (ред. от 30.09.2013) // Российская газета. 2008. 13 мая.
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 401 «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» (ред. от 26.12.2013) // Российская газета. 2004. 11 августа.
6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. № 1225-р «Об Экологической доктрине Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. № 36. Ст. 3510.
(нормативные правовые акты используются и указываются
в актуальной редакции)
Политико-правовые акты
7. Послание Президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета (Федеральный выпуск). 2009. 13 ноября.
8. Доклад Уполномоченного по правам человека в РФ от 17 февраля 2009 г. «Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2008 год» // Российская газета. 2009. 17 апреля.
Международные правовые акты
9. Устав Организации Объединенных Наций (Сан-Франциско, 26 июня 1945 г.) // Действующее международное право. Т. 1. М.: Московский независимый институт международного права, 1996.
10. Всеобщая декларация прав человека (Принята и провозглашена резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г.) // Международное публичное право. Сборник документов. Т. 1. М.: БЕК, 1996.
11. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.). ETS № 005 (с изменениями от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января, 6 ноября 1990 г., 11 мая 1994 г.) // Бюллетень международных договоров. 2001. № 3.
12. Международный пакт о гражданских и политических правах (Принят 16 декабря 1966 г. Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Режим доступа: http://www.un.org (дата обращения: 16.02.2014)
Дата: 2018-11-18, просмотров: 383.