ПО ВЫПОЛНЕНИЮ И ЗАЩИТЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Минобрнауки России

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина»

Юридический институт

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ И ЗАЩИТЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

(для всех направлений и профилей подготовки)

 

 

Сыктывкар 2018

 


 

Методические рекомендации утверждены Учёным советом Юридического института ФГБОУ ВО «Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина» «___» сентября 2018 г. (протокол № ___).

 

Авторы-составители: докт. юрид. наук, профессор Колмаков П.А.

                                канд. юрид. наук Чалых И.С.

 


 

 



СОДЕРЖАНИЕ

Общие положения ………………………………………………………................ 4
   
Структура и содержание курсовой работы ……………………………………… 6
   
Требования, предъявляемые к оформлению курсовой работы ………………... 14
   
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Образец титульного листа курсовой работы ……………… 16
   
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Образец оформления текста и ссылок на источники заимствования в курсовой работе ………………………………………………..   17
   
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Пример оформления списка использованных источников 19

 

 



Общие положения

 

Курсовая работа является одним из важнейших этапов учебного процесса и выполняется студентами в соответствии с учебным планом по профильным дисциплинам на каждом курсе. Графики этапов курсового проектирования, написания, сдачи и защиты курсовых работ составляются и утверждаются директоратом Юридического института по согласованию с профильными кафедрами. Тематика курсовых работ (направления самостоятельных исследований) по учебной дисциплине ежегодно пересматривается и утверждается соответствующей кафедрой, сводная тематика – локальным актом Юридического института. Курсовое проектирование и написание курсовой работы осуществляются под руководством ведущего преподавателя – научного руководителя курсовой работы.

Студенту предоставляется право самостоятельно выбрать тему курсовой работы по примерному перечню, имеющемуся в структуре и программе соответствующего учебного курса или предложить ведущему преподавателю (научному руководителю) свою тему с обоснованием целесообразности её исследования, разработка которой не противоречит содержанию и требованиям учебной дисциплины. Тема и содержание курсовой работы должны соотноситься с основными направлениями и разделами учебной дисциплины с обязательным выделением личного вклада автора в разработку и написание данного вида учебно-научной работы.

Выполнение курсовой работы должно способствовать углубленному усвоению лекционного курса и приобретению навыков в области решения исследовательских задач и проблемных правовых аспектов.

Курсовое исследование (работа) базируется на изучении и анализе законодательства, подзаконных актов, нормативных и методических материалов, литературных источников, памятников права, а также на практическом материале, статистических данных. Выполнение курсовой работы требует от студента не только проработать общую и специальную литературу по теме, но и уметь проводить различные виды исследования, основанные на применении разнообразных методов научного познания, увязывать вопросы теории с юридической практикой, делать обобщения, выводы и предложения в рамках проблемы исследования.

На качество курсовой работы существенное влияние оказывает умелое использование практического материала. Студенту необходимо продемонстрировать умение собирать из разнообразных источников содержательную правовую, научную и статистическую информацию. Данная информация необходима для правильного формулирования темы и проблемы предстоящей работы, эффективного проведения научного поиска и формулирования резолютивных выводов.

Студент совместно с руководителем уточняет круг вопросов, подлежащих изучению, составляет план исследования, определяет структуру работы, сроки её поэтапного выполнения, перечень необходимой литературы и других материалов.

В процессе работы студент учится самостоятельно обрабатывать полученные материалы, правильно структурно располагать их, анализировать, проводить разноаспектные промежуточные исследования, исправлять неточности и недостатки, получать результаты, наглядно представлять их, вырабатывать собственные рекомендации, предложения, делать грамотные выводы, оформлять курсовую работу в соответствии с предъявляемыми требованиями.

Структура курсовой работы должна способствовать раскрытию избранной темы и отдельных её вопросов. Все части курсовой работы должны быть изложены в строгой логической последовательности и взаимосвязи. Содержание работы можно иллюстрировать рисунками, схемами, таблицами, диаграммами, графиками и т.д. Графическому материалу по тексту необходимо давать исчерпывающие пояснения.

Выполненная студентом курсовая работа регистрируется в директорате (Учебно-методическом центре) Юридического института, проверяется в установленный срок преподавателем – руководителем работы, который даёт письменное заключение по работе – рецензию. В среднем срок представления итоговой работы должен составлять не менее 15 дней до дня защиты. По согласованию с научным руководителем промежуточные варианты курсовой работы могут представляться в электронном виде – посредством электронной почты.

При оценке итоговой курсовой работы учитываются содержание работы, её актуальность, степень самостоятельности, оригинальность выводов и предложений, качество используемого материала, а также уровень грамотности (общий и специальный по дисциплине). Одновременно научный руководитель отмечает её положительные стороны и недостатки, а в случае необходимости обязательно указывает конкретно, что надлежит доработать. Рецензия заканчивается выводом о том, может ли работа быть допущена к защите.

Курсовая работа вместе с рецензией выдаётся студенту для ознакомления и возможного исправления. Если же курсовая работа по заключению рецензента является неудовлетворительной и подлежит коренной переработке, то после исправления она предоставляется на повторное рецензирование при обязательном наличии (приложении) первой рецензии.

При защите курсовой работы студентам необходимо грамотно показать знания терминологии, теоретических положений и практических методов научных исследований, основных процедур проведения учебно-научных работ, направления использования достигнутых результатов в материалах курсовой работы. Работа, выполненная студентом в рамках плана научно-исследовательской работы кафедры и представленная (защищенная) на её заседании (конференции), может быть засчитана как курсовая. Курсовая работа подлежит дифференцированной оценке.

 

Структура и содержание курсовой работы

 

Курсовая работа должна включать:

- титульный лист;

- оглавление;

- введение;

- основную часть (разделы, подразделы, пункты / главы, параграфы и выводы по разделам (главам));

- заключение;

- список использованных источников;

- приложения (при необходимости).

Титульный лист

Титульный лист, первый лист курсовой работы, заполняется по форме, приведенной в Приложении 1. Общие требования к титульному листу определены ГОСТ 7.32-2001. Наименование ВУЗа пишется строчными буквами, с первой прописной. Название института пишется строчными буквами, с первой прописной, слова «КУРСОВАЯ РАБОТА» – прописными буквами, наименование темы – строчными буквами, с первой прописной. Обязательно указываются должность и учёная степень научного руководителя. Подпись студента выставляется в день регистрации курсовой работы, научного руководителя – в день защиты. Внизу указывается город и год выпуска работы без знаков препинания.

Оглавление

В оглавлении приводят название разделов, подразделов и пунктов / глав, параграфов в полном соответствии с их названиями, приведёнными в работе, указывают страницы, на которых эти названия размещены. Название разделов / глав печатают без отступа от левого края листа. Название подразделов, пунктов / параграфов – с отступом (1,25 см.). Промежутки от последней буквы названия раздела до номера страницы заполняют многоточием. Над колонкой цифр в оглавлении сокращение «стр.» не пишут и после них точек не ставят. «Введение», «Заключение», «Список использованных источников» и «Приложения» также включаются в оглавление, но не нумеруются (в отличие от глав и иных структурных единиц работы).

Введение

Введение представляет собой наиболее ответственную часть курсовой работы, поскольку содержит в сжатой форме ключевую проблему (проблемы), исследованию которой посвящена работа. Это актуальность выбранной темы, объект и предмет исследования, цель и содержание поставленных задач, его теоретическая, нормативная правовая и эмпирическая основа, избранные методы исследования (методологическая основа).

Обоснование актуальности выбранной темы – начальный этап любого исследования. И то, как автор умеет выбрать тему, и насколько правильно он эту тему понимает и оценивает с точки зрения своевременности и социальной значимости, характеризует его научную зрелость и профессиональную подготовленность. Освещение актуальности не должно быть многословным. Нужно показать главное – суть проблемной ситуации, из чего и будет видна актуальность темы. Актуальность может быть определена как значимость, важность, приоритетность среди других тем и событий, злободневность. Любое научное исследование проводится для того, чтобы преодолеть определённые трудности в процессе познания новых явлений, объяснить ранее неизвестные факты или выявить неполноту старых способов объяснения известных фактов. От доказательства актуальности выбранной темы логично перейти к формулировке объекта и предмета исследования.

Объект исследования (работы) – это явление или процесс, по поводу которого оно будет проведено (как бы «внешние очертания» проблемы); это та совокупность связей, отношений и свойств, которая существует объективно в теории, практике, требует некоторых определённых уточнений и служит источником необходимой для исследователей информации.

Для исследований в области юриспруденции объект, как правило, составляет совокупность (система) общественных отношений, складывающихся в определённой сфере (человеческой жизнедеятельности, государственного управления, правового регулирования и т.п.). Однако для историко-правовых исследований объект не всегда может быть соотнесён с категорией «общественные отношения» ввиду отсутствия таковых в реальной действительности. В таком случае в качестве объекта может рассматриваться определённый историко-правовой процесс, факт или событие, ранее существовавший правовой (социально-правовой) институт и др. В данной ситуации студенту следует предварительно обратиться к структуре и форме аналогичных исследований или проконсультироваться с научным руководителем.

Предметом исследования (работы) принято считать наиболее значимую сторону объекта с точки зрения теории и практики, которая непосредственно подлежит изучению. Этот элемент является более конкретным и включает только те связи, черты, признаки, которые подлежат непосредственному изучению в данной исследовательской работе, устанавливают границы научного поиска в каждом объекте (т.е. зависят от субъективного восприятия исследователя, который сам определяет их перечень). При этом формулирование предмета исследования можно выстроить по двум направлениям:

1) если проблема и, соответственно, тема курсовой работы носит проблемный, конкретно-отраслевой, узкоспециализированный или ярко выраженный практический характер, то в качестве предмета логично обозначить именно проблемность или специфику явления / процесса, составляющего объект (в этом случае формулировка предмета исследования производна от темы работы, но полностью с ней не совпадает);

2) если научная проблема и, соответственно, тема курсовой работы носят системный, институциональный характер (например, исследованию подлежит определённый правовой институт, исходя из многообразия его внутренних и внешних связей, или исследование носит комплексный характер), то в качестве предмета рекомендуется рассматривать правовые нормы, регулирующие соответствующие общественные отношения, а также материалы правоприменительной (в т.ч., судебной) практики и доктринальные разработки в данной сфере (применительно к объекту исследования).

Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его характеристика, которая служит предметом исследования. Именно на него направлено основное внимание автора работы, именно предмет исследования определяет тему курсовой работы, которая обозначается на титульном листе как её заглавие. Объект исследования всегда шире, чем его предмет. Если объект – это область деятельности (общественных отношений), то предмет – это изучаемый процесс, явление в рамках объекта исследования (или совокупность правовых норм, правовая основа и т.п.).

Далее формулируются цель исследования, а также указываются его конкретные задачи, которые предстоит решать в соответствии с этой целью. Это обычно делается в форме перечисления (проанализировать.., описать.., установить.., выяснить и т.п.). Желание исследователя ответить на вопросы по объёму и качеству новых знаний определяет цель исследования. Формулирование цели – весьма важный этап в исследовании (ориентировано на исследование, анализ, оценку и т.п., предмета исследования), так как она определяет и задачи самого исследователя: что рассмотреть, что анализировать, какими методами можно получить новые знания.

Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. Она подробно конкретизируется и развивается в задачах исследования. Поэтому формулировка цели должна носить лаконичный и ёмкий характер (не выходя за рамки предмета и объекта исследования), а не представлять собой совокупность фактических задач исследования. В основе формулировки цели рекомендуется использовать такие обобщающие «динамичные» термины, как: анализ, рассмотрение, комплексное исследование, выявление, определение, уточнение и пр. Наименование задач должно соотноситься с наименованием таких структурных элементов работы, как подразделы или параграфы.

Далее необходимо показать теоретическую, нормативную правовую, эмпирическую и методологическую основу курсовой работы. Теоретическая основа работы должна содержать инициалы и фамилии авторов (в алфавитном порядке) работ, на которых базируется её содержание. Нормативная правовая основа включает – по аналогии – акты, которые располагаются по иерархии (юридической силе); ссылки на них не даются. Эмпирическая основа включает указание на судебную практику, статистические данные и иные материалы, использованные в работе (при наличии). Методологическая основа состоит из общенаучных, частнонаучных и специальных методов исследования, применённых в процессе подготовки работы (отражаются конкретные их виды).

Основная часть

Требования к конкретному содержанию основной части курсовой работы устанавливаются научным руководителем.

Основная часть должна содержать, как правило, две или три главы.

В ней на основе изучения имеющейся отечественной, зарубежной научной и специальной литературы по исследуемой проблеме, а также нормативных материалов рекомендуется рассмотреть краткую историю, принятые понятия и классификации, степень проработанности проблемы за рубежом и в России, проанализировать конкретный материал по избранной теме, дать всестороннюю характеристику объекта исследования, сформулировать конкретные практические рекомендации и предложения по совершенствованию исследуемых юридических явлений и процессов. Рекомендуется критически проанализировать функционирование аналогов объекта исследования как в российской практике, так и за рубежом. Раздел должен содержать рассмотрение и оценку различных теоретических концепций, взглядов, методических подходов по решению рассматриваемой проблемы. Анализируя существующий понятийный аппарат в исследуемой области, автор представляет свою трактовку определённых понятий (авторское определение) или даёт их критическую оценку. Степень реализация указанных рекомендаций зависит от темы исследования. Таким образом, автору курсовой работы:

- следует критически проанализировать позиции учёных и законодательства, сделать свои выводы и указать их;

- необходимо выявить проблемные вопросы в заявленной сфере и авторские (собственные) направления их решения;

- в конце каждой главы (или параграфа) надлежит сделать авторские выводы; глава не может оканчиваться ссылкой.

При освещении исследуемой проблемы не допускается пересказывание содержания учебников, учебных пособий, монографий, Интернет-ресурсов, в частности, без соответствующих ссылок на первоисточник. Автор работы должен показать основные тенденции развития теории и практики в конкретной области и степень их отражения в отечественной, зарубежной научной и учебной литературе.

Стиль изложения должен быть литературным и научным, недопустимо использование без особой необходимости (например, при цитировании) разговорных выражений, подмены юридических терминов их бытовыми аналогами. При описании тех или иных процессов, явлений не стоит прибегать к приёмам художественной речи, злоупотреблять метафорами. Научный стиль изложения предполагает точность, ясность и краткость.

Иногда стремление приблизиться к научному стилю выражается в излишне громоздком изложении положений работы, что чаще всего свидетельствует о неясности мысли, усложняет понимание того, что на самом деле хотел сказать автор, и из достоинства работы превращается в её недостаток.

Как правило, при выполнении научных исследований (как и учебно-научных работ) повествование ведётся от первого лица множественного числа («Полагаем», «По нашему мнению»), от имени третьего лица («Автор считает необходимым», «По мнению автора») или обезличенно («Представляется», «Видится обоснованным»).

Ключевые научно-технические требования к содержательной части курсовой работы состоят в следующем:

• в тексте на все использованные и указанные нормативные и теоретические источники должны быть сделаны подстрочные ссылки;

• помимо учебной литературы, для работ подобного рода требуется обращение к монографической и периодической литературе;

• источники заимствования и литература в большей части должны включать актуальные варианты издания (последние три-пять лет);

• ссылка на Конституцию РФ и иные нормативные правовые акты, включая международные акты, даётся один раз – при первом упоминании;

• аббревиатуру «РФ» (др. аббревиатуры) следует использовать в тексте только после указания на это по форме «…Российской Федерации (далее – РФ)»;

• оформлять ссылки следует в соответствии с представленными в Приложении 2 образцами (примерами); практически аналогично (без выходных данных) оформляются нормативные источники в тексте работы.

Заключение

Заключение как самостоятельный раздел работы должно содержать краткий обзор основных аналитических выводов проведённого исследования, описание полученных в ходе него результатов. Следует отметить, что хорошо написанные введение и заключение дают чёткое представление о качестве проведённого исследования, круге рассматриваемых вопросов, методах и результатах исследования.

В заключении должны быть представлены:

- общие выводы по результатам исследования;

- оценка достоверности полученных результатов и сравнение с аналогичными результатами отечественных и зарубежных работ;

- предложения по использованию результатов работы, возможности внедрения разработанных предложений в юридической практике.

Заключение включает в себя обобщения, общие выводы и, самое главное, конкретные предложения и рекомендации. В целом представленные в заключении выводы и результаты исследования должны последовательно отражать решение всех задач, поставленных автором в начале работы (во введении), что позволит оценить законченность и полноту проведённого исследования.

Приложения

Для лучшего понимания и пояснения основной части курсовой работы в неё включают приложения, которые носят вспомогательный характер и на общий объём работы не влияют. Объём работы определяется количеством страниц, а последний лист в списке литературы есть последний лист курсового исследования. Приложения нужны, во-первых, для того, чтобы освободить основную часть от большого количества вспомогательного материала, а, во-вторых, для обоснования рассуждений и выводов автора. В приложениях помещаются, при необходимости, иллюстративные материалы, имеющие вспомогательное значение (схемы, таблицы, диаграммы, программы и т.п.).

Оформление приложений должно строго соответствовать действующим стандартам. Приложения оформляют как продолжение курсовой работы. Каждое приложение следует начинать с нового листа с указанием в правом верхнем углу слова «ПРИЛОЖЕНИЕ», напечатанного прописными буквами. Приложение должно иметь содержательный заголовок, размещаемый по центру. В приложения рекомендуется включать материалы, связанные с выполненной курсовой работы, которые по каким-либо причинам не могут быть включены в основную часть.

 

Требования, предъявляемые к оформлению курсовой работы

 

При оформлении курсовой работы необходимо учитывать следующие требования:

1) в работе в обязательном порядке должны быть пронумерованы страницы (кроме титульного листа и оглавления). Объём курсовой работы – 25-30 страниц машинописного текста (Times New Roman, кегль 14, интервал 1,5, выравнивание заголовков – по центру, текста – по ширине); курсовая работа выполняется на листах формата А4 с размерами полей: сверху – 20мм, снизу – 20мм, справа – 15мм, слева 30мм;

2) при форматировании текста работы, как правило, используются следующие опции (на примере документа Word 97-2003):

• Формат – Абзац – Отступы и интервалы – все показатели обнуляются, кроме отступа, который применяется только к тексту работы (без данных об авторе и заголовка) и составляет 1,25 см;

• Формат – Шрифт – Интервал – Обычный; выравнивание заголовков – по середине, текста – по ширине);

• в тексте работы следует исключить множественные и неразрывные пробелы, принудительные абзацы и принудительные переносы, др. (для просмотра использовать опцию «Непечатаемые знаки»);

• необходимо обратить особое внимание на правильную расстановку и оформление знаков препинания (недопустимо выставлять точки после заголовков; следует оформлять вид тире и кавычек как для текстового документа и др.);

• следует выставить автоматическую расстановку переносов слов в тексте работы (Сервис – Язык – Расстановка переносов – Автоматически);

• все структурные компоненты работы должны начинаться с новой страницы, без лишних пустых строк (рекомендуется использовать опцию «Разрыв страницы»).

Требования по оформления таблиц и рисунков

1. Все таблицы и рисунки в тексте работы должны иметь заголовки, отформатированные по центру строки.

2. Заголовок таблицы располагается над ней, а рисунка – под ним.

3. Рисунки и таблицы должны быть пронумерованы (нумерация сквозная по всему тексту работы), а в тексте работы должна быть ссылка на рисунок или таблицу.

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 


Минобрнауки России

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина»

Юридический институт

Кафедра государственно-правовых дисциплин

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Основы подготовки учебно-научной работы»

 

Образовательное учреждение как субъект

образовательных правоотношений

 

 

Исполнитель:

студент 3 курса 631 группы

Сергеев О.И.

«___» _______ 20__ г.

 

__________________

                     подпись

 

Научный руководитель:

к.ю.н., доцент Иванов И.И.

Оценка: ___________

«___» _______ 20__ г.

 

__________________

                      подпись

 

 

Сыктывкар 20___


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ ТЕКСТА И ССЫЛОК НА ИСТОЧНИКИ

ЗАИМСТВОВАНИЯ В КУРСОВОЙ РАБОТЕ

 

***

 


Нормативные правовые акты

 

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 05 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.

2. Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (ред. от 03.02.2014) // Российская газета. 1997. 6 января.

3. Федеральный закон Российской Федерации от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» (ред. от 03.02.2014) // ВСНД РФ и ВС РФ. 1992. № 8. Ст. 366.

4. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» (ред. от 30.09.2013) // Российская газета. 2008. 13 мая.

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 401 «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» (ред. от 26.12.2013) // Российская газета. 2004. 11 августа.

6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. № 1225-р «Об Экологической доктрине Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. № 36. Ст. 3510.

(нормативные правовые акты используются и указываются

в актуальной редакции)

 

Политико-правовые акты

 

7. Послание Президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета (Федеральный выпуск). 2009. 13 ноября.

8. Доклад Уполномоченного по правам человека в РФ от 17 февраля 2009 г. «Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2008 год» // Российская газета. 2009. 17 апреля.

 

Международные правовые акты

 

9. Устав Организации Объединенных Наций (Сан-Франциско, 26 июня 1945 г.) // Действующее международное право. Т. 1. М.: Московский независимый институт международного права, 1996.

10. Всеобщая декларация прав человека (Принята и провозглашена резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г.) // Международное публичное право. Сборник документов. Т. 1. М.: БЕК, 1996.

11. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.). ETS № 005 (с изменениями от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января, 6 ноября 1990 г., 11 мая 1994 г.) // Бюллетень международных договоров. 2001. № 3.

12. Международный пакт о гражданских и политических правах (Принят 16 декабря 1966 г. Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Режим доступа: http://www.un.org (дата обращения: 16.02.2014)

Судебная практика

 

15. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27 марта 1996 г. по делу о проверке конституционности статей 1 и 21 Закона Российской Федерации «О государственной тайне» в связи с жалобами граждан В.М. Гурджиянца, В.Н. Синцова, В.Н. Бугрова и А.К. Никитина // СЗ РФ. 1996. № 15. Ст. 1768.

16. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 октября 2012 г. № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» // Российская газета. 2012. 31 октября.

 

Монографическая и учебная литература

 

17. Борисов Г.А. Теория государства и права. Белгород: Изд-во БелГУ, 2007. 181 с.

18. Витрук Н.В. Общая теория правового положения личности. М.: Норма, 2008. 245 с.

19. Колмаков П.А. Проблемы правового регулирования принудительных мер медицинского характера: Монография. Сыктывкар: Сыктывкарский ун-т, 2001. 187 с.

20. Колмаков П.А. Российский уголовный процесс: Учебное пособие. Сыктывкар: Сыктывкарский ун-т, 2002. 157 с.

21. Колмаков П.А. Производство о применении принудительных мер медицинского характера (глава 51 УПК РФ) // Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / науч. ред. В.Т. Томин, М.П. Поляков. 7-е изд., перераб и доп. М.: Изд-во Юрайт, 2014. С. 967-982.

 

Научные статьи

 

22. Колмаков П.А. Законодатель остановился на полпути // Актуальные проблемы юридической науки и правоприменительной практики: сборник научных трудов. Вып. 7 / отв. ред. проф. П.А. Колмаков. Сыктывкар: Изд-во Сыктывкарского ун-та, 2012. С. 65-75.

23. Колмаков П.А., Кибардин И.П. О некоторых проблемах противодействия защитников производству предварительного расследования // Вестник Оренбургского государственного университета. 2012. № 3 (139) март. С. 79-82.

24. Милюшене А.П., Чалых И.С. К вопросу о новых подходах к реализации института специализации судей в России // Судебная реформа в России: преемственность и модернизация: Материалы Международной научно-практической конференции, посвящённой 150-летию Судебной реформы Александра II (г. Белгород, 10-11 октября 2014 г.). Белгород: ООО «ГиК», 2014. С. 219-223.

25. Миронов В.О. Правовые и экономические проблемы дальнейшего становления Союзного государства // Вестник Международного института управления. 2014. №№ 3-4. С. 132-137.

 

Интернет-ресурсы

 

28. Алексеева Д. Социальная реклама и пропаганда. Режим доступа: http://www.socreklama.ru (дата обращения: 13.03.2014)

29. Большая советская энциклопедия. Режим доступа: http://www.slovari.yandex.ru (дата обращения: 23.03.2014)

 


[1] Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 05 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.

[2] Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (ред. от 05.04.2013) // СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1447.

[3] Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (ред. от 03.02.2014) // Российская газета. 1997. 6 января.

[4] См.: Басангов Д.А. Юридическая природа особого мнения судьи Конституционного Суда Российской Федерации // Журнал российского права. 2006. № 2. С. 34-35.

[5] См.: Витрук Н.В. Актуальные проблемы модернизации конституционного правосудия в России // Журнал российского права. 2011. № 10. С. 24.

[6] Лазарев Л.В. Правовые позиции Конституционного Суда России. М.: Городец, 2003. С. 62.

[7] См., напр.: Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. № 797-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кара-Мурзы Владимира Владимировича на нарушение его конституционных прав положением пункта 3.1 статьи 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // ВКС РФ. 2008. № 2.

[8] См., напр.: Эбзеев Б.С. Толкование Конституции Конституционным Судом Российской Федерации: теоретические и практические проблемы // Государство и право. 1998. № 5. С. 34; Петрушев В.А. О доктринальном толковании права судьями Конституционного Суда РФ // Конституционное и муниципальное право. 2008. № 16. С. 23-25 и др.

[9] См., напр.: Кутишенко Д.С. Роль правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации и конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации в развитии избирательного законодательства: Дис. … канд. юрид. наук. Белгород, 2010. С. 53.

[10] Артеменко К.В. Куда обратиться за защитой прав: путеводитель по судам. Режим доступа: http://www.profgazeta.ru (дата обращения: 13.03.2014)


Минобрнауки России

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина»

Юридический институт

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ И ЗАЩИТЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

(для всех направлений и профилей подготовки)

 

 

Сыктывкар 2018

 


 

Методические рекомендации утверждены Учёным советом Юридического института ФГБОУ ВО «Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина» «___» сентября 2018 г. (протокол № ___).

 

Авторы-составители: докт. юрид. наук, профессор Колмаков П.А.

                                канд. юрид. наук Чалых И.С.

 


 

 



СОДЕРЖАНИЕ

Общие положения ………………………………………………………................ 4
   
Структура и содержание курсовой работы ……………………………………… 6
   
Требования, предъявляемые к оформлению курсовой работы ………………... 14
   
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Образец титульного листа курсовой работы ……………… 16
   
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Образец оформления текста и ссылок на источники заимствования в курсовой работе ………………………………………………..   17
   
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Пример оформления списка использованных источников 19

 

 



Общие положения

 

Курсовая работа является одним из важнейших этапов учебного процесса и выполняется студентами в соответствии с учебным планом по профильным дисциплинам на каждом курсе. Графики этапов курсового проектирования, написания, сдачи и защиты курсовых работ составляются и утверждаются директоратом Юридического института по согласованию с профильными кафедрами. Тематика курсовых работ (направления самостоятельных исследований) по учебной дисциплине ежегодно пересматривается и утверждается соответствующей кафедрой, сводная тематика – локальным актом Юридического института. Курсовое проектирование и написание курсовой работы осуществляются под руководством ведущего преподавателя – научного руководителя курсовой работы.

Студенту предоставляется право самостоятельно выбрать тему курсовой работы по примерному перечню, имеющемуся в структуре и программе соответствующего учебного курса или предложить ведущему преподавателю (научному руководителю) свою тему с обоснованием целесообразности её исследования, разработка которой не противоречит содержанию и требованиям учебной дисциплины. Тема и содержание курсовой работы должны соотноситься с основными направлениями и разделами учебной дисциплины с обязательным выделением личного вклада автора в разработку и написание данного вида учебно-научной работы.

Выполнение курсовой работы должно способствовать углубленному усвоению лекционного курса и приобретению навыков в области решения исследовательских задач и проблемных правовых аспектов.

Курсовое исследование (работа) базируется на изучении и анализе законодательства, подзаконных актов, нормативных и методических материалов, литературных источников, памятников права, а также на практическом материале, статистических данных. Выполнение курсовой работы требует от студента не только проработать общую и специальную литературу по теме, но и уметь проводить различные виды исследования, основанные на применении разнообразных методов научного познания, увязывать вопросы теории с юридической практикой, делать обобщения, выводы и предложения в рамках проблемы исследования.

На качество курсовой работы существенное влияние оказывает умелое использование практического материала. Студенту необходимо продемонстрировать умение собирать из разнообразных источников содержательную правовую, научную и статистическую информацию. Данная информация необходима для правильного формулирования темы и проблемы предстоящей работы, эффективного проведения научного поиска и формулирования резолютивных выводов.

Студент совместно с руководителем уточняет круг вопросов, подлежащих изучению, составляет план исследования, определяет структуру работы, сроки её поэтапного выполнения, перечень необходимой литературы и других материалов.

В процессе работы студент учится самостоятельно обрабатывать полученные материалы, правильно структурно располагать их, анализировать, проводить разноаспектные промежуточные исследования, исправлять неточности и недостатки, получать результаты, наглядно представлять их, вырабатывать собственные рекомендации, предложения, делать грамотные выводы, оформлять курсовую работу в соответствии с предъявляемыми требованиями.

Структура курсовой работы должна способствовать раскрытию избранной темы и отдельных её вопросов. Все части курсовой работы должны быть изложены в строгой логической последовательности и взаимосвязи. Содержание работы можно иллюстрировать рисунками, схемами, таблицами, диаграммами, графиками и т.д. Графическому материалу по тексту необходимо давать исчерпывающие пояснения.

Выполненная студентом курсовая работа регистрируется в директорате (Учебно-методическом центре) Юридического института, проверяется в установленный срок преподавателем – руководителем работы, который даёт письменное заключение по работе – рецензию. В среднем срок представления итоговой работы должен составлять не менее 15 дней до дня защиты. По согласованию с научным руководителем промежуточные варианты курсовой работы могут представляться в электронном виде – посредством электронной почты.

При оценке итоговой курсовой работы учитываются содержание работы, её актуальность, степень самостоятельности, оригинальность выводов и предложений, качество используемого материала, а также уровень грамотности (общий и специальный по дисциплине). Одновременно научный руководитель отмечает её положительные стороны и недостатки, а в случае необходимости обязательно указывает конкретно, что надлежит доработать. Рецензия заканчивается выводом о том, может ли работа быть допущена к защите.

Курсовая работа вместе с рецензией выдаётся студенту для ознакомления и возможного исправления. Если же курсовая работа по заключению рецензента является неудовлетворительной и подлежит коренной переработке, то после исправления она предоставляется на повторное рецензирование при обязательном наличии (приложении) первой рецензии.

При защите курсовой работы студентам необходимо грамотно показать знания терминологии, теоретических положений и практических методов научных исследований, основных процедур проведения учебно-научных работ, направления использования достигнутых результатов в материалах курсовой работы. Работа, выполненная студентом в рамках плана научно-исследовательской работы кафедры и представленная (защищенная) на её заседании (конференции), может быть засчитана как курсовая. Курсовая работа подлежит дифференцированной оценке.

 

Структура и содержание курсовой работы

 

Курсовая работа должна включать:

- титульный лист;

- оглавление;

- введение;

- основную часть (разделы, подразделы, пункты / главы, параграфы и выводы по разделам (главам));

- заключение;

- список использованных источников;

- приложения (при необходимости).

Титульный лист

Титульный лист, первый лист курсовой работы, заполняется по форме, приведенной в Приложении 1. Общие требования к титульному листу определены ГОСТ 7.32-2001. Наименование ВУЗа пишется строчными буквами, с первой прописной. Название института пишется строчными буквами, с первой прописной, слова «КУРСОВАЯ РАБОТА» – прописными буквами, наименование темы – строчными буквами, с первой прописной. Обязательно указываются должность и учёная степень научного руководителя. Подпись студента выставляется в день регистрации курсовой работы, научного руководителя – в день защиты. Внизу указывается город и год выпуска работы без знаков препинания.

Оглавление

В оглавлении приводят название разделов, подразделов и пунктов / глав, параграфов в полном соответствии с их названиями, приведёнными в работе, указывают страницы, на которых эти названия размещены. Название разделов / глав печатают без отступа от левого края листа. Название подразделов, пунктов / параграфов – с отступом (1,25 см.). Промежутки от последней буквы названия раздела до номера страницы заполняют многоточием. Над колонкой цифр в оглавлении сокращение «стр.» не пишут и после них точек не ставят. «Введение», «Заключение», «Список использованных источников» и «Приложения» также включаются в оглавление, но не нумеруются (в отличие от глав и иных структурных единиц работы).

Введение

Введение представляет собой наиболее ответственную часть курсовой работы, поскольку содержит в сжатой форме ключевую проблему (проблемы), исследованию которой посвящена работа. Это актуальность выбранной темы, объект и предмет исследования, цель и содержание поставленных задач, его теоретическая, нормативная правовая и эмпирическая основа, избранные методы исследования (методологическая основа).

Обоснование актуальности выбранной темы – начальный этап любого исследования. И то, как автор умеет выбрать тему, и насколько правильно он эту тему понимает и оценивает с точки зрения своевременности и социальной значимости, характеризует его научную зрелость и профессиональную подготовленность. Освещение актуальности не должно быть многословным. Нужно показать главное – суть проблемной ситуации, из чего и будет видна актуальность темы. Актуальность может быть определена как значимость, важность, приоритетность среди других тем и событий, злободневность. Любое научное исследование проводится для того, чтобы преодолеть определённые трудности в процессе познания новых явлений, объяснить ранее неизвестные факты или выявить неполноту старых способов объяснения известных фактов. От доказательства актуальности выбранной темы логично перейти к формулировке объекта и предмета исследования.

Объект исследования (работы) – это явление или процесс, по поводу которого оно будет проведено (как бы «внешние очертания» проблемы); это та совокупность связей, отношений и свойств, которая существует объективно в теории, практике, требует некоторых определённых уточнений и служит источником необходимой для исследователей информации.

Для исследований в области юриспруденции объект, как правило, составляет совокупность (система) общественных отношений, складывающихся в определённой сфере (человеческой жизнедеятельности, государственного управления, правового регулирования и т.п.). Однако для историко-правовых исследований объект не всегда может быть соотнесён с категорией «общественные отношения» ввиду отсутствия таковых в реальной действительности. В таком случае в качестве объекта может рассматриваться определённый историко-правовой процесс, факт или событие, ранее существовавший правовой (социально-правовой) институт и др. В данной ситуации студенту следует предварительно обратиться к структуре и форме аналогичных исследований или проконсультироваться с научным руководителем.

Предметом исследования (работы) принято считать наиболее значимую сторону объекта с точки зрения теории и практики, которая непосредственно подлежит изучению. Этот элемент является более конкретным и включает только те связи, черты, признаки, которые подлежат непосредственному изучению в данной исследовательской работе, устанавливают границы научного поиска в каждом объекте (т.е. зависят от субъективного восприятия исследователя, который сам определяет их перечень). При этом формулирование предмета исследования можно выстроить по двум направлениям:

1) если проблема и, соответственно, тема курсовой работы носит проблемный, конкретно-отраслевой, узкоспециализированный или ярко выраженный практический характер, то в качестве предмета логично обозначить именно проблемность или специфику явления / процесса, составляющего объект (в этом случае формулировка предмета исследования производна от темы работы, но полностью с ней не совпадает);

2) если научная проблема и, соответственно, тема курсовой работы носят системный, институциональный характер (например, исследованию подлежит определённый правовой институт, исходя из многообразия его внутренних и внешних связей, или исследование носит комплексный характер), то в качестве предмета рекомендуется рассматривать правовые нормы, регулирующие соответствующие общественные отношения, а также материалы правоприменительной (в т.ч., судебной) практики и доктринальные разработки в данной сфере (применительно к объекту исследования).

Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его характеристика, которая служит предметом исследования. Именно на него направлено основное внимание автора работы, именно предмет исследования определяет тему курсовой работы, которая обозначается на титульном листе как её заглавие. Объект исследования всегда шире, чем его предмет. Если объект – это область деятельности (общественных отношений), то предмет – это изучаемый процесс, явление в рамках объекта исследования (или совокупность правовых норм, правовая основа и т.п.).

Далее формулируются цель исследования, а также указываются его конкретные задачи, которые предстоит решать в соответствии с этой целью. Это обычно делается в форме перечисления (проанализировать.., описать.., установить.., выяснить и т.п.). Желание исследователя ответить на вопросы по объёму и качеству новых знаний определяет цель исследования. Формулирование цели – весьма важный этап в исследовании (ориентировано на исследование, анализ, оценку и т.п., предмета исследования), так как она определяет и задачи самого исследователя: что рассмотреть, что анализировать, какими методами можно получить новые знания.

Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. Она подробно конкретизируется и развивается в задачах исследования. Поэтому формулировка цели должна носить лаконичный и ёмкий характер (не выходя за рамки предмета и объекта исследования), а не представлять собой совокупность фактических задач исследования. В основе формулировки цели рекомендуется использовать такие обобщающие «динамичные» термины, как: анализ, рассмотрение, комплексное исследование, выявление, определение, уточнение и пр. Наименование задач должно соотноситься с наименованием таких структурных элементов работы, как подразделы или параграфы.

Далее необходимо показать теоретическую, нормативную правовую, эмпирическую и методологическую основу курсовой работы. Теоретическая основа работы должна содержать инициалы и фамилии авторов (в алфавитном порядке) работ, на которых базируется её содержание. Нормативная правовая основа включает – по аналогии – акты, которые располагаются по иерархии (юридической силе); ссылки на них не даются. Эмпирическая основа включает указание на судебную практику, статистические данные и иные материалы, использованные в работе (при наличии). Методологическая основа состоит из общенаучных, частнонаучных и специальных методов исследования, применённых в процессе подготовки работы (отражаются конкретные их виды).

Основная часть

Требования к конкретному содержанию основной части курсовой работы устанавливаются научным руководителем.

Основная часть должна содержать, как правило, две или три главы.

В ней на основе изучения имеющейся отечественной, зарубежной научной и специальной литературы по исследуемой проблеме, а также нормативных материалов рекомендуется рассмотреть краткую историю, принятые понятия и классификации, степень проработанности проблемы за рубежом и в России, проанализировать конкретный материал по избранной теме, дать всестороннюю характеристику объекта исследования, сформулировать конкретные практические рекомендации и предложения по совершенствованию исследуемых юридических явлений и процессов. Рекомендуется критически проанализировать функционирование аналогов объекта исследования как в российской практике, так и за рубежом. Раздел должен содержать рассмотрение и оценку различных теоретических концепций, взглядов, методических подходов по решению рассматриваемой проблемы. Анализируя существующий понятийный аппарат в исследуемой области, автор представляет свою трактовку определённых понятий (авторское определение) или даёт их критическую оценку. Степень реализация указанных рекомендаций зависит от темы исследования. Таким образом, автору курсовой работы:

- следует критически проанализировать позиции учёных и законодательства, сделать свои выводы и указать их;

- необходимо выявить проблемные вопросы в заявленной сфере и авторские (собственные) направления их решения;

- в конце каждой главы (или параграфа) надлежит сделать авторские выводы; глава не может оканчиваться ссылкой.

При освещении исследуемой проблемы не допускается пересказывание содержания учебников, учебных пособий, монографий, Интернет-ресурсов, в частности, без соответствующих ссылок на первоисточник. Автор работы должен показать основные тенденции развития теории и практики в конкретной области и степень их отражения в отечественной, зарубежной научной и учебной литературе.

Стиль изложения должен быть литературным и научным, недопустимо использование без особой необходимости (например, при цитировании) разговорных выражений, подмены юридических терминов их бытовыми аналогами. При описании тех или иных процессов, явлений не стоит прибегать к приёмам художественной речи, злоупотреблять метафорами. Научный стиль изложения предполагает точность, ясность и краткость.

Иногда стремление приблизиться к научному стилю выражается в излишне громоздком изложении положений работы, что чаще всего свидетельствует о неясности мысли, усложняет понимание того, что на самом деле хотел сказать автор, и из достоинства работы превращается в её недостаток.

Как правило, при выполнении научных исследований (как и учебно-научных работ) повествование ведётся от первого лица множественного числа («Полагаем», «По нашему мнению»), от имени третьего лица («Автор считает необходимым», «По мнению автора») или обезличенно («Представляется», «Видится обоснованным»).

Ключевые научно-технические требования к содержательной части курсовой работы состоят в следующем:

• в тексте на все использованные и указанные нормативные и теоретические источники должны быть сделаны подстрочные ссылки;

• помимо учебной литературы, для работ подобного рода требуется обращение к монографической и периодической литературе;

• источники заимствования и литература в большей части должны включать актуальные варианты издания (последние три-пять лет);

• ссылка на Конституцию РФ и иные нормативные правовые акты, включая международные акты, даётся один раз – при первом упоминании;

• аббревиатуру «РФ» (др. аббревиатуры) следует использовать в тексте только после указания на это по форме «…Российской Федерации (далее – РФ)»;

• оформлять ссылки следует в соответствии с представленными в Приложении 2 образцами (примерами); практически аналогично (без выходных данных) оформляются нормативные источники в тексте работы.

Заключение

Заключение как самостоятельный раздел работы должно содержать краткий обзор основных аналитических выводов проведённого исследования, описание полученных в ходе него результатов. Следует отметить, что хорошо написанные введение и заключение дают чёткое представление о качестве проведённого исследования, круге рассматриваемых вопросов, методах и результатах исследования.

В заключении должны быть представлены:

- общие выводы по результатам исследования;

- оценка достоверности полученных результатов и сравнение с аналогичными результатами отечественных и зарубежных работ;

- предложения по использованию результатов работы, возможности внедрения разработанных предложений в юридической практике.

Заключение включает в себя обобщения, общие выводы и, самое главное, конкретные предложения и рекомендации. В целом представленные в заключении выводы и результаты исследования должны последовательно отражать решение всех задач, поставленных автором в начале работы (во введении), что позволит оценить законченность и полноту проведённого исследования.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 389.