Информационная технология обработки данных предназначена для решения задач, по которым имеются необходимые входные данные и известны правила их обработки. Обработка данных (преобразование из одного вида в другой с помощью определенных методов) включает в себя множество различных операций (компонентов технологии). В структуре возможных операций с данными можно выделить следующие основные операции:
· сбор данных – накопление информации с целью обеспечения достаточной полноты для принятия решений;
· формализация данных – приведение данных, поступающих из разных источников, к одинаковой форме, чтобы сделать их сопоставимыми между собой, то есть повысить их уровень доступности;
· фильтрация данных – отсеивание «лишних» данных, в которых нет необходимости для принятия решений; при этом должен уменьшаться уровень «шума», а достоверность и адекватность данных должны возрастать;
· сортировка данных – упорядочение данных по заданному признаку с целью удобства использования; при этом повышается доступность информации;
· архивация данных – организация хранения данных в удобной и легкодоступной форме; служит для снижения экономических затрат по хранению данных и повышает общую надежность информационного процесса в целом;
· защита данных – комплекс мер, направленных на предотвращение утраты, воспроизведения и модификации данных;
· транспортировка данных – прием и передача данных между удаленными участниками информационного процесса; при этом источник данных в информатике принято называть сервером, а потребителя – клиентом;
· преобразование данных – перевод данных из одной формы в другую или из одной структуры в другую.
Работа с большими наборами данных автоматизируется проще, когда данные упорядочены, то есть образуют заданную структуру. При создании любой структуры данных решаются два вопроса: как разделять элементы данных между собой и как разыскивать нужные данные. Существует три основных типа структур данных: линейная, табличная и иерархическая.
Линейные структуры представляют собой обычные списки. Список – это простейшая структура данных, каждый элемент которой однозначно определяется своим номером. Если условиться, что каждый новый элемент списка заносится с новой строки, то разделителем будет конец строки, а нужный элемент отыскивается по номеру строки. В общем случае разделителем может быть любой специальный символ, например пробел, символ «*» и т.п. Если же все элементы списка имеют равную длину, разделители в списке вообще не нужны. Такие упрощенные списки называют векторами данных. Обобщая сказанное, можно сформулировать следующее определение: линейные структуры данных (списки) – это упорядоченные структуры, в которых адрес элемента однозначно определяется его номером.
Табличные структуры отличаются от списочных тем, что элементы данных определяются адресом ячейки, который состоит не из одного параметра, как в списках, а из двух – номера строки и номера столбца. В качестве разделителей используются линии вертикальной и горизонтальной разметки. При равной длине всех элементов разделители не нужны. Такие таблицы называют матрицами. Таким образом, табличные структуры данных (матрицы) – это упорядоченные структуры, в которых адрес элемента определяется номером строки и номером столбца, на пересечении которых находится ячейка, содержащая искомый элемент.
Нерегулярные данные, которые трудно представить в виде списка или таблицы, часто представляют в виде иерархических структур. В иерархической структуре адрес каждого элемента определяется маршрутом, ведущим от вершины структуры к данному элементу. Например, путь доступа (маршрут) к команде, запускающей программу Калькулятор в операционной системе Windows, описывается следующим образом: Пуск/Программы/Стандартные/Калькулятор.
Что касается форм представления данных, они рассматриваются в следующем разделе.
Информационная технология управления предназначена для удовлетворения информационных потребностей всех без исключения пользователей, имеющих дело с принятием решений. Эта технология ориентирована на работу в среде информационной системы управления и используется при худшей структурированности решаемых задач, если их сравнивать с задачами, решаемыми информационной технологией обработки данных. Здесь решаются следующие задачи:
- оценка планируемого состояния объекта управления;
- оценка отклонений от планируемого состояния;
- выявление причин отклонений;
- анализ возможных решений и действий.
Основным компонентом информационной технологии управления является база данных. База данных – совокупность связанных данных, правила, организации которых основаны на общих принципах описания, хранения и манипулирования данными. В данном случае база данных должна состоять из данных, накапливаемых на основе оценки состояния объекта управления, и данных, определяющих планируемое его состояние. Выходная информация формируется в виде управленческих отчетов в удобном для принятия решения виде.
Информационная технология автоматизированного офиса – организация и поддержка коммуникационных процессов как внутри организации, так и с внешней средой на базе компьютерных сетей и других современных средств передачи и работы с информацией. Автоматизация офиса призвана лишь дополнить существующую традиционную систему коммуникации персонала (с ее совещаниями, телефонными звонками и приказами). Основными компонентами данной информационной технологии являются:
· база данных – концентрирует данные о производственной системе фирмы, которые могут поступать и из внешнего ее окружения;
· текстовый процессор – предназначен для создания и обработки текстовых документов, предоставляя эффективный вид письменной коммуникации (получение писем и докладов);
· электронная почта – дает возможность пользователю получать, хранить и отправлять сообщения своим партнерам по сети;
· аудиопочта – дает возможность передачи сообщений голосом через телефон; присланные сообщения получают также через телефон;
· табличный процессор – позволяет выполнять многочисленные операции над данными, представленными в табличной форме;
· электронный календарь – предоставляет возможность манипулирования рабочим расписанием управленцев и других работников организации, в том числе и по сети;
· телеконференция – включает в себя три типа конференций: аудио, видео и компьютерную. Компьютерные конференции используют компьютерные сети для обмена информацией между участниками группы, решающей определенную проблему. Число участников компьютерной конференции может быть во много раз больше, чем аудио- и видеоконференций. Аудиоконференции используют телефонную связь, оснащенную дополнительными устройствами, дающими возможность участия в разговоре более чем двум участникам. При этом не требуется наличия компьютера. Видеоконференции предназначены для тех же целей, что и аудиоконференции, но с применением видеоаппаратуры. Их проведение также не требует компьютера.
Информационная технология поддержки принятия решений – выработка решения происходит в результате циклического процесса (рис. 2.2), окончание которого происходит по воле человека.
Рис. 2.2. Информационная технология поддержки принятия
решений как циклический процесс
Основными компонентами данной информационной технологии являются:
· база данных – помимо прочих данных включает предварительно обработанные данные от информационной системы операционного уровня;
· база моделей – обеспечивает проведение анализа в системах поддержки принятия решений с целью описания и оптимизации некоторого объекта или процесса. Модели, основываясь на математической интерпретации проблемы, при помощи определенных алгоритмов способствуют нахождению информации, полезной для принятия правильных решений. По цели использования модели подразделяются на оптимизационные и описательные. Первые связаны с нахождением точек минимума или максимума некоторых показателей, а вторые лишь описывают поведение некоторой системы и не предназначены для целей управления (оптимизации). По способу оценки модели классифицируются на детерминистские и стохастические. Первые используют оценку переменных одним числом при конкретных значениях исходных данных, а вторые – несколькими параметрами при задании исходных данных вероятностными характеристиками. По области возможных приложений модели разбиваются на специализированные, предназначенные для использования только одной системой, и универсальные – для использования несколькими системами.
В системах поддержки принятия решения база моделей состоит из стратегических, тактических, оперативных и математических моделей в виде совокупности модельных блоков и модулей, используемых как элементы для их построения. Стратегические модели используются для установления целей объекта управления и необходимых для их достижения объемов ресурсов. Эти модели обычно детерминистские, описательные и специализированные. Тактические модели применяются для распределения и контроля использования имеющихся ресурсов. Обычно эти модели реализуются как детерминистские, оптимизационные и универсальные. Оперативные модели используются для поддержки принятия оперативных решений. Они, как правило, детерминистские, оптимизационные и универсальные. Математические модели состоят из совокупности модельных блоков и модулей, реализующих математические методы, и используются для построения и поддержания моделей;
· интерфейс системы поддержки принятия решений – определяет эффективность и гибкость информационной технологии. Интерфейс должен обладать следующими возможностями: манипулировать различными формами диалога, изменяя их в процессе принятия решения по выбору пользователя; передавать данные системе различными способами; получать данные от различных устройств системы в различном формате; гибко поддерживать (оказывать справочную помощь по запросу, подсказывать) знания пользователя.
Информационная технология экспертных систем, во-первых, предлагает пользователю принять решение, превосходящее его возможности. Во-вторых, поясняет свои рассуждения в процессе получения решения, которые для пользователя часто оказываются более важными, чем само решение. В-третьих, дает возможность использовать знания экспертов в различных проблемных областях. Основными компонентами данной информационной технологии являются:
· интерфейс пользователя – используется для ввода информации и команд в экспертную систему и получения выходной информации;
· база данных – содержит факты, описывающие проблемную область, а также логическую взаимосвязь этих фактов. Центральное место в базе знаний принадлежит правилам. Правило определяет, что следует делать в данной конкретной ситуации, и состоит из двух частей: условия, которое может выполняться или нет, и действия, которое следует произвести, если условие выполняется;
· интерпретатор – часть экспертной системы, производящая в определенном порядке обработку знаний (мышление), находящихся в базе знаний. Технология работы интерпретатора сводится к последовательному рассмотрению совокупности правил. Если условие, содержащееся в правиле, соблюдается, выполняется определенное действие, и пользователю предоставляется вариант решения его проблемы;
· модуль создания системы – служит для создания набора (иерархии) правил. Существуют два подхода, которые могут быть положены в основу модуля создания системы: использование алгоритмических языков программирования и использование оболочек экспертных систем. Для представления базы знаний специально разработаны языки Лисп и Пролог, хотя можно использовать и любой другой известный алгоритмический язык. Оболочка экспертных систем представляет собой готовую программную среду, которая может быть приспособлена к решению определенной проблемы путем создания соответствующей базы знаний. В большинстве случаев оболочки позволяют создавать экспертные системы быстрее и легче в сравнении с программированием.
Информационная технология базы данных обеспечивает организацию хранения данных, централизованного накопления, коллективного использования данных. Это система специальным образом организованных данных, программных, технических, языковых, организационно-методических средств, предназначенных для обеспечения централизованного накопления и коллективного использования данных.
Компонентами банка данных являются:
· база данных;
· система управления базой данных (СУБД);
· вычислительная система (операционная система или технические средства);
· администратор базы данных (группа специалистов по функционированию и развитию баз данных);
· словарь данных;
· обслуживающий персонал.
СУБД программа, с помощью которой реализуется централизованное управление данными, хранимыми в базе, а также доступ к ним, поддержка их в актуальном режиме.
СУБД классифицируются:
по выполняемым функциям на операционные и информационные;
по сфере применения на универсальные и проблемно-ориентированные;
по используемому языку общения на замкнутые (имеющие собственные языки общения) и открытые (использующие языки программирования для работы с данными);
по числу поддерживаемых уровней моделей данных на одноуровневые, двухуровневые и трехуровневые системы;
по способу установления связей между данными на реляционные, иерархические, сетевые базы данных, объектно-ориентированные;
по способу организации хранения данных и выполнения функций обработки базы данных на централизованные (архитектуры файл-сервер и клиент-сервер) и распределенные (клиент и сервер территориально отделены друг от друга).
Характеристиками СУБД являются: производительность, обеспечение целостности данных, обеспечение безопасности данных, работа в многопользовательских средах, импорт и экспорт данных, доступ к данным с помощью языка SQL, составление запросов, наличие средств разработки прикладных программ.
Сетевые информационные технологии используют компьютерные сети с целью предоставления территориально разобщенным пользователям возможность обмениваться информацией между собой, используя общие программные, информационные и аппаратные ресурсы.
Вычислительные сети чаще всего подразделяются на два вида: локальные и глобальные. Существуют еще корпоративные сети, которым одновременно присущи свойства и локальных и глобальных сетей.
Если организация является собственником высокоскоростной линии связи, то это – локальная сеть. Если же организация арендует низкоскоростные каналы связи (например, спутниковые) – то это глобальная сеть. Скорость передачи информации измеряется в кБит/с, мБит/с.
Корпоративные информационные системы направлены на поддержку принятия управленческих решений менеджерами более высокого звена. Это предполагает, что предварительно должны быть решены задачи автоматизации рабочих мест.
Существуют два подхода к решению задачи комплексной автоматизации деятельности предприятия:
· поэтапная разработка корпоративной системы собственными силами (более гибкий подход с учетом всех особенностей корпорации);
· внедрение готовой информационной системы корпоративного уровня. Подход является более привлекательным и перспективным.
Информационные технологии широко применяются в электронной коммерции.
Электронная коммерция – это всякого рода экономическая деятельность, имеющая основной целью получения прибыли, осуществляемая с помощью современных электронных средств связи. Это целый и неразрывный комплекс мероприятий, осуществляемых на разных этапах коммерческого процесса:
· исследование рынка товаров и услуг (маркетинг);
· управление свойствами товаров и услуг (производственный менеджмент);
· оповещение рынка о свойствах товаров и услуг (реклама);
· подготовка рынка к использованию заданных свойств товаров и услуг (пропаганда);
· прием, обработка и использование заказов на товары и услуги (торговый менеджмент);
· оптимизация товарных потоков и складских запасов (логистика);
· взаиморасчеты с клиентами и поставщиками (финансовый менеджмент);
· послепродажное обслуживание (сопровождение).
В электронной коммерции используются различные технологии Интернет (служба WWW – Web-страницы и Web-узлы, электронная почта, системы Telnet, служба FTP, Web- и чат-форумы).
Дата: 2018-11-18, просмотров: 230.