ОСОБЕННОСТИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО АРХИТЕКТУРЕ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВУ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Архитектурная деятельность имеет целью создание архитектурных объектов и «обеспечение безопасной, экологически чистой, социально и духовно полноценной, благоприятной среды жизнедеятельности человека и общества» [3]. Цель градостроительной деятельности, осуществляемой «в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений» – устойчивое развития территорий – обеспечение «безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека…» [4]. В этих определениях читается фундаментальная и генетическая общность архитектурной и градостроительной деятельности – в конечном смысле и та и другая является работой по формированию материально-пространственной среды жизнедеятельности человека. Подчеркнем, отличительная особенность архитектурной и градостроительной деятельности в том, что они не только, как и все другие виды человеческой деятельности, осуществляются в материально-пространственной среде, они эту среду сами формируют; они активны по отношению к ней.  

Фиксация этой особенности сразу определяет, что должно быть объектом исследования в архитектурно-градостроительных исследовательских работах.

В определении особенностей методологии исследовательской деятельности в конкретной отрасли науки необходимо опереться на понимание того, что есть «методология» в сущности. Среди многообразия определений, наиболее универсальным, простым для понимания специалистов и подходящим в виду обозначенной особенности архитектурно-градостроительной деятельности, является определение российских ученых А.М. и Д.А. Новиковых. Методология – это учение об организации деятельности. Такое определение однозначно детерминирует и предмет методологии – организация деятельности. Методология рассматривает организацию деятельности (деятельность – целенаправленная активность человека). Организовать деятельность означает упорядочить ее в целостную систему с четко определенными характеристиками, логической структурой и процессом ее осуществления – временнόй последовательностью [5, С.24].

А.М. и Д.А. Новиковы рассматривают разные типы культуры организации деятельности. Современным является проектно-технологический тип, который состоит в том, что продуктивная деятельность человека (или организации) разбивается на отдельные завершенные циклы, которые называются проектами. Существуют два определения проекта: 1) проект как нормативная модель некоторой системы; в архитектурно-градостроительной деятельности это проект здания, генеральный план города и др.; 2) проект как целенаправленное создание или изменение некоторой системы, ограниченное во времени и ресурсах и имеющее специфическую организацию. В методологии используется второе определение.

Процесс осуществления деятельности рассматривается в рамках проекта, реализуемого в определенной временной последовательности по фазам, стадиям и этапам, причем последовательность эта является общей для всех видов деятельности. Завершенность цикла деятельности (проекта) определяется тремя фазами:

– фаза проектирования, результатом которой является построенная модель создаваемой системы и план ее реализации;

– технологическая фаза, результатом которой является реализация системы;

– рефлексивная фаза, результатом которой является оценка реализованной системы и определение необходимости либо ее дальнейшей коррекции, либо «запуска» нового проекта [5, С.25].

Принимая такое понимание методологии деятельности вообще, можно различить методологии исследовательской, практической и художественной деятельности в сфере архитектуры и градостроительства.  

Практической деятельностью по формированию пространства в действительности является строительное производство: именно строители (зданий, сооружений, объектов инфраструктуры) формируют городские пространства. Однако строительство формирует пространства не само по себе, а по определенным идеям (моделям, проектам, чертежам). Практическая деятельность в сфере градостроительства связана с созданием проектов планировок и генеральных планов городов (градостроительной документации), а в сфере архитектуры – проектной документации зданий и сооружений. Кроме того, к практической работе в сфере архитектуры и градостроительства относится большой блок организационно-управленческих работ по реализации проектов в строительной практике (таблица 1).

В сфере архитектуры и градостроительства существует также художественная деятельность, которая проявляется в процессе поиска и рождения идеи-образа того, каким должен быть будущий объект (градо-) строительства на самых ранних (эскизных) этапах проектирования (см. таблица 1).

 

Таблица 1. Общая методология деятельности (левые три столбца таблицы) и наличие этапов методологии исследовательской деятельности в сфере архитектуры и градостроительства. 

Виды деятельности:

Научная деятельность в сфере архитектуры и градостроительства

Формы организации

исследовательский проект (магистерская, кандидатская диссертация и др.)

Структура проекта

 
фаза стадия этап  

1.

Проектирования

1.1

Концептуальная

1.1.1Вывление противоречия есть
1.1.2 Формулирование проблемы есть
1.1.3 Определение проблематики нет
1.1.4 Определение целей есть
1.1.5 Выбор критериев есть

1.2 Моделирования

1.2.1 Построение моделей есть
1.2.2 Оптимизации есть
1.2.3 Выбор (принятие решений) нет

1.3 Конструирования

1.3.1 Декомпозиция есть
1.3.2 Агрегирование нет
1.3.3 Исследование условий (ресурсных возможностей) нет
  1.3.4 Построение программы есть
1.4. Технологической подготовки 1.4.1 Технологической подготовки есть

2. Технологическая фаза

2.1 Реализация модели

2.1.1 Теоретический есть
2.1.2 Эмпирический есть

2.2 Оформление результатов

2.2.1 Апробация результатов есть
2.2.2 Оформление результатов есть

3. Рефлексивная фаза

есть

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 860.