Учебно-методическое пособие для магистрантов и аспирантов укрупненной группы направлений подготовки
07.00.00 «Архитектура»
Всех форм обучения
НОВОСИБИРСК 2018
УДК 72+711.4/6
ББК 85.11+85.118
Л 641
Литвинов С.В.
Методология и методы исследования в архитектурной и градостроительной науке : учеб. пособие / С. В. Литвинов; Новосиб. гос. архитектур.-строит. ун-т (Сибстрин). – Новосибирск : НГАСУ (Сибстрин), 2018. – 107 с.
ISBN 978-5-7795-0835-3
В учебном пособии излагаются особенности научно-исследовательской деятельности в сфере архитектуры и градостроительства; объясняется различие содержания понятий «методология», «методологический подход», «метод» и «методика» исследования; рассматриваются методологические подходы, свойственные архитектурно-градостроительным исследованиям, а также специфика реализации конкретных исследовательских методов.
Рецензенты: | ||
- Г.Н. Туманик, д.арх.. профессор кафедры ГиЛА НГУАДИ; - В.Г. Себешев, к.т.н. профессор кафедры СМ НГАСУ (Сибстрин) - Г.П. Ерохин, к.арх., доцент , заведующий кафедрой ГиЛА НГУАДИ | ||
ISBN 978-5-7795-0835-3 | ã | Литвинов С.В., 2018 |
ã | Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (Сибстрин), 2017 |
Содержание
Стр. | |
ВВЕДЕНИЕ | 5 |
МЕСТО АРХИТЕКТУРНОЙ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ НАУКИ В СИСТЕМЕ ЗНАНИЙ | 6 |
ОСОБЕННОСТИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО АРХИТЕКТУРЕ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВУ | 10 |
МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ АРХИТЕКТУРЫ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА | 13 |
СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ «МЕТОДОЛОГИЯ» «МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД», «МЕТОД» И «МЕТОДИКА» ИССЛЕДОВАНИЯ | 30 |
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ АРХИТЕКТУРНО-ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ | 35 |
Пространственный подход | 35 |
Системный подход | 36 |
Социально-функциональный подход | |
Структурный подход | |
Социологический подход | |
Антропологический подход | |
Экологический подход | |
Инженерно-технический подход | |
Эстетический подход | |
Композиционный подход | |
Историко-хронологический подход | |
Творческий подход | |
СПЕЦИФИКА РЕАЛИЗАЦИИ МЕТОДОВ В АРХИТЕКТУРНО-ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ | 44 |
Теоретические методы-операции | 44 |
Анализ | 44 |
Синтез | 46 |
Сравнение | |
Абстрагирование и конкретизация | |
Конкретизация | |
Обобщение | |
Формализация | |
Индукция и дедукция | |
Идеализация | |
Аналогия, моделирование | |
Мысленный эксперимент | |
Воображение | |
Теоретические методы-действия | 62 |
Диалетика | |
Научные теории, подтверждаемые практикой | |
Доказательство | |
метод анализа систем знаний | |
Дедуктивный (аксиоматический) метод и индуктивно-дедуктивный метод | |
Выявление и разрешение противоречий | |
Экспериментальные методы-операции | 70 |
Изучение литературы, документов и результатов деятельности | 70 |
Наблюдение | |
Измерение | |
Опрос | |
Метод экспертных оценок | |
Экспериментальные методы-действия | 97 |
Опытная работа | |
Эксперимент | |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ | 109 |
ВВЕДЕНИЕ
В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами уровней подготовки «Магистратура» и «Аспирантура» укрупненной группы направлений подготовки 07.00.00 «Архитектура» «Архитектура» основным видом деятельности, на который ориентируются обучающиеся студенты и аспиранты, является - научно-исследовательская деятельность, которая, очевидно, отличается от других видов человеческой деятельности своей специфической методологией.
Программы академической магистратуры и аспирантуры предполагают формирование у обучающихся компетенций, прежде всего, научно-исследовательского вида профессиональной деятельности. В настоящее время в научной и учебной литературе по архитектуре и градостроительству достаточно хорошо освещается методология прикладных сторон профессиональной деятельности (методология проектирования, методология творчества), а сведения по методологии архитектурных и градостроительных исследований разрознены в отдельных статьях. Анализ авторефератов диссертаций на соискание ученой степени кандидата архитектуры, а также магистерских диссертаций показывает, что о методологическом аппарате своих же исследований многие авторы имеют не совсем ясное представление, зачастую ставится знак равенства между понятиями «методология», «методика», «методы» работы. В результате интересные по содержанию работы не имеют методологической стройности, иногда не строго логичны. Это говорит о том, что еще на ранних этапах становления исследователя (как правило, это время обучения в магистратуре) необходимо сформировать у него четкие компетенции в сфере методологии научной деятельности вообще и методологии архитектурных (и градостроительных) исследований в частности.
Для качественного выполнения исследовательских работ и оформления полученных результатов необходимо четко представлять себе суть и взаимосвязь таких основных понятий, как методология, метод и методика.
Цель учебно-методического пособия – помочь, начинающему исследователю освоить методологию исследовательской работы. Поскольку целевой аудиторией пособия являются, обучающиеся по направлениям «Архитектура» или «Градостроительство», в нем делается акцент на методологических подходах архитектурной и градостроительной наук, рассматриваются особенности применения общенаучных методов в тематиках этих наук, а также рассматриваются специальные методы, характерные именно этим наукам.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 1309.