Методология и МеТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ                  В АРХИТЕКТУРНОЙ И   ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ НАУКЕ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

 

Учебно-методическое пособие для магистрантов и аспирантов укрупненной группы направлений подготовки

 07.00.00 «Архитектура»

Всех форм обучения

 

НОВОСИБИРСК 2018


УДК 72+711.4/6

ББК 85.11+85.118

Л 641


Литвинов С.В.

Методология и методы исследования в архитектурной и градостроительной науке : учеб. пособие / С. В. Литвинов; Новосиб. гос. архитектур.-строит. ун-т (Сибстрин). – Новосибирск : НГАСУ (Сибстрин), 2018. – 107 с.

ISBN 978-5-7795-0835-3

 

В учебном пособии излагаются особенности научно-исследовательской деятельности в сфере архитектуры и градостроительства; объясняется различие содержания понятий «методология», «методологический подход», «метод» и «методика» исследования; рассматриваются методологические подходы, свойственные архитектурно-градостроительным исследованиям, а также специфика реализации конкретных исследовательских методов.

Рецензенты:

 
 

- Г.Н. Туманик, д.арх.. профессор кафедры ГиЛА НГУАДИ;

- В.Г. Себешев, к.т.н. профессор кафедры СМ НГАСУ (Сибстрин)

- Г.П. Ерохин, к.арх., доцент , заведующий кафедрой ГиЛА НГУАДИ

     
ISBN 978-5-7795-0835-3 ã Литвинов С.В., 2018
ã Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (Сибстрин), 2017

Содержание

 

  Стр.
ВВЕДЕНИЕ   5
МЕСТО АРХИТЕКТУРНОЙ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ НАУКИ В СИСТЕМЕ ЗНАНИЙ   6
ОСОБЕННОСТИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО АРХИТЕКТУРЕ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВУ   10
МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ АРХИТЕКТУРЫ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА   13
СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ «МЕТОДОЛОГИЯ» «МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД», «МЕТОД» И «МЕТОДИКА» ИССЛЕДОВАНИЯ   30
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ АРХИТЕКТУРНО-ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ   35
Пространственный подход 35
Системный подход 36
Социально-функциональный подход  
Структурный подход  
Социологический подход  
Антропологический подход  
Экологический подход   
Инженерно-технический подход  
Эстетический подход  
Композиционный подход  
Историко-хронологический подход  
Творческий подход  
СПЕЦИФИКА РЕАЛИЗАЦИИ МЕТОДОВ В АРХИТЕКТУРНО-ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ 44
Теоретические методы-операции 44
Анализ 44
Синтез 46
Сравнение  
Абстрагирование и конкретизация  
Конкретизация  
Обобщение  
Формализация  
Индукция и дедукция  
Идеализация  
Аналогия, моделирование  
Мысленный эксперимент  
Воображение  
Теоретические методы-действия 62
Диалетика  
Научные теории, подтверждаемые практикой  
Доказательство  
метод анализа систем знаний  
Дедуктивный (аксиоматический) метод и индуктивно-дедуктивный метод  
Выявление и разрешение противоречий  
Экспериментальные методы-операции 70
Изучение литературы, документов и результатов деятельности 70
Наблюдение  
Измерение  
Опрос  
Метод экспертных оценок  
Экспериментальные методы-действия 97
Опытная работа  
Эксперимент  
ЗАКЛЮЧЕНИЕ  
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 109

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами уровней подготовки «Магистратура» и «Аспирантура» укрупненной группы направлений подготовки 07.00.00 «Архитектура» «Архитектура» основным видом деятельности, на который ориентируются обучающиеся студенты и аспиранты, является - научно-исследовательская деятельность, которая, очевидно, отличается от других видов человеческой деятельности своей специфической методологией.

Программы академической магистратуры и аспирантуры предполагают формирование у обучающихся компетенций, прежде всего, научно-исследовательского вида профессиональной деятельности. В настоящее время в научной и учебной литературе по архитектуре и градостроительству достаточно хорошо освещается методология прикладных сторон профессиональной деятельности (методология проектирования, методология творчества), а сведения по методологии архитектурных и  градостроительных исследований разрознены в отдельных статьях. Анализ авторефератов диссертаций на соискание ученой степени кандидата архитектуры, а также магистерских диссертаций показывает, что о методологическом аппарате своих же исследований многие авторы имеют не совсем ясное представление, зачастую ставится знак равенства между понятиями «методология», «методика», «методы» работы. В результате интересные по содержанию работы не имеют методологической стройности, иногда не строго логичны. Это говорит о том, что еще на ранних этапах становления исследователя (как правило, это время обучения в магистратуре) необходимо сформировать у него четкие компетенции в сфере методологии научной деятельности вообще и методологии архитектурных (и градостроительных) исследований в частности.

Для качественного выполнения исследовательских работ и оформления полученных результатов необходимо четко представлять себе суть и взаимосвязь таких основных понятий, как методология, метод и методика.

Цель учебно-методического пособия – помочь, начинающему исследователю освоить методологию исследовательской работы. Поскольку целевой аудиторией пособия являются, обучающиеся по направлениям «Архитектура» или «Градостроительство», в нем делается акцент на методологических подходах архитектурной и градостроительной наук, рассматриваются особенности применения общенаучных методов в тематиках этих наук, а также рассматриваются специальные методы, характерные именно этим наукам.

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 1231.