Обеспечение исходного уровня знаний-умений
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ГИГИЕНА

(Методические указания к практическим занятиям для студентов

 фармацевтического факультета (заочная форма обучения)

 


Донецк 2018

 

Тема: МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ГИГИЕНЕ

Актуальность темы

Организм человека подвергается воздействию множества непрерывно меняющихся факторов окружающей среды. Это, прежде всего, факторы окружающей (химические, физические, биологические, психофизиологические) среды, а также социально-экономические условия жизни.

Изучение влияния условий жизни на здоровье населения, разработка мероприятий по профилактике заболеваний, укреплению и сохранению здоровья требуют от специалистов медицинского профиля умений оценивания действий указанных факторов на организм человека. Вместе с тем, необходимо подчеркнуть важность комплексного изучения влияния факторов окружающей среды и необходимость применения широкого арсенала методов исследования. При этом необходимо уметь выбрать адекватные методы исследований, как факторов окружающей среды, так и реакций организма на их воздействие, оценить полученные результаты и обосновать конкретные мероприятия по устранению возможного вредного воздействия окружающей среды на здоровье населения.

Цели обучения:

Цель общая: уметь использовать наиболее распространенные методы исследований факторов окружающей среды и реакций организма на их воздействие.

 

Конкретные цели: Цели исходного уровня знаний-умений:

УМЕТЬ:

1. Определить необходимость оценки взаимодействия организма и окружающей среды для сохранения здоровья человека. 2. Выбрать адекватные методы для гигиенической оценки окружающей среды. 3. Выбрать адекватные методы исследований для оценки реакций организма на воздействие факторов окружающей среды. 4. Выбрать приборы для проведения гигиенических исследований. 1. Уметь применить физические методы исследований для изучения факторов окружающей среды (кафедра биофизики). 2. Уметь применить бактериологические методы исследований (кафедра микробиологии). 3. Уметь применить физиологические методы исследований АД, ЧСС и др. (кафедра физиологии). 4. Уметь применить химические методы исследований (кафедра химии).

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Источники информации для самостоятельной подготовки

 

Граф логической структуры представлен в приложении 1.

 

Обязательная литература:

1. М.І.Мізюк. Гігієна. – К.: Здоров'я, 2002. – С. 15 – 19, 121-139, 110-120.

2. М.І.Мізюк. Гігієна. Посібник для практичних занять.– К.: Здоров'я, 2002. – С. 13 – 16, 23-32, 75-88.

3. Гігіена та єкологія. Підручник. / За редакцією В.Г.Бардова.- Вінниця: Нова Книга, 2006.- С. 14-33.

4. Краткое изложение теоретического материала (приложение 2).

 

Дополнительная литература:

1. Габович Р.Д., Познанский С.С., Шахбазян Г.Х. Гигиена: Учебник. - Киев: Вища школа, 1983. - С. 8 -11.

2. Румянцев Г.И., Козлова Т.А., Вишневская Е.П. Руководство к лабораторным занятиям по общей гигиене. - Москва: Медицина, 1980. - С. 5-12.

 

Теоретические вопросы, на основании которых возможно выполнение целевых видов деятельности.

1. Предмет, содержание и задачи гигиены, связь с другими дисциплинами.

2. Взаимодействие организма и окружающей среды. Влияние социальных и природных факторов на здоровье населения.

3. Характеристика содержания основных разделов гигиенической науки и основных методов исследований, применяемых в гигиене (для гигиенической оценки окружающей среды и реакций организма на ее воздействие).

4. Основные приборы, используемые для проведения гигиенических исследований.

5. Температурный режим в помещении, показатели его характеризующие, методика их определения.

6. Показатели влажности воздуха, методика определения относительной влажности воздуха.

7. Влияние на организм температурно-влажностного режима и подвижности воздуха. Физиологические механизмы, обеспечивающие тепловой балланс в организме.

8. Понятие об инсоляционном режиме помещений, показатели и разновидности инсоляционного режима. Значение и гигиенические требования к инсоляции помещений аптечных учреждений.

9. Методы исследования естественного освещения помещений в аптечных учреждений и его гигиеническая оценка.

10. Гигиенические требования к искусственному освещению помещений.

11. Виды и системы искусственного освещения, их сравнительная гигиеническая характеристика.

12. Методика гигиенической оценки искусственного освещения.

Приложение 2

Приложение 2

Граф логической структуры темы:

“Методика гигиенической оценки температурно-влажностного режима помещений и подвижности воздуха”

 

 

 


Приложение 3

Граф логической структуры темы:

«Методы исследования и гигиеническая оценка естественного

освещения в фармацевтических учреждениях»

           
Гигиенические требования к естественному освещению в фармучреждениях
 

 


Приложение 4

Граф логической структуры темы:

«Методы исследования и гигиеническая оценка

искусственного освещения в фармацевтических учреждениях»

     
 

 


Приложение 5

Тактический алгоритм темы

«Методы исследования, применяемые в гигиене»

 

 

 


Приложение 6

Методика расчета показателей естественного освещения

       Наиболее объективным показателем естественного освещения является коэффициент естественной освещенности, т.к. он учитывает влияние всех факторов на естественное освещение помещений.

       КЕО – это отношение освещенности горизонтальное поверхности в помещении (Ев ) к единовременно определенной освещенности горизонтальной поверхности вне помещения (Ен ) под рассеянным небосводом, выраженное в процентах.

       Отсюда, КЕО = Ев х 100/ Ен.

       В помещениях учреждений КЕО должен быть не менее 1 %.

       Световой коэффициент – это отношение площади остекленной поверхности светопроемов к площади пола:

       СК = S стекол / S пола.

       В рабочих помещениях учреждений СК должен быть не менее 1 : 5 – 1 : 6.

       Коэффициент заложения – это отношение глубины помещения к расстоянию верхнего края окна над полом.

       КЗ должен быть не более 2,5.

Приложение 7





Актуальность темы

       Санитарный режим является необходимым элементом гигиенического режима в аптеках, поскольку неудовлетворительное состояние санитарно-технического и производственного оборудования, полов, стен и скопление пыли ведет к загрязнению воздуха в рабочих помещениях летучими веществами, а также продуктами разложения органической пыли и т.д. Поэтому очень важно своевременно разработать мероприятия по улучшению планировки, устройству санитарно-технического оборудования, создать надлежащие условия труда аптечных работников и обеспечить изготовление высококачественных лекарственных препаратов. В этом заключается актуальность темы.

Цели обучения

Цель общая – уметь оценить санитарный режим в аптеке и разработать меры по его улучшению.

 

      Конкретные цели: Цели исходного уровня знаний:

УМЕТЬ:

1. Оценить систему вентиляции, отопления, водоснабжения 2. Давать гигиеническую оценку искусственного и естественного освещения 3. Оценить потоки лекарственных препаратов, условия их хранения 4. Давать гигиеническую оценку ре-    жима уборки, проветривания,      обеззараживания воздуха 5. Оценить личную гигиену аптечных работников. 1. Измерять температуру воздуха, определять      показатели влажности расчетным методом (кафедра физики).    

 

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Источники информации для самостоятельной подготовки по теме:

 

Граф логической структуры представлен в приложении 1.

Обязательная литература:

1. Мізюк М.І. Гігієна: Підручник. – К.: Здоров’я. - 2002. – С. 16 - 17; 21 – 28.

2. Мізюк М.І. Гігієна: Навчальний посібник. – К.: Здоров’я, 2002. – С. 16, 23 – 25; 78 – 79; 90 - 94.

3. Краткое изложение теоретического материала (приложение 2).

Теоретические вопросы, на основании которых возможно выполнение

Целевых видов деятельности.

1. Понятие санитарного режима, требования к планировке помещений, системе отопления, освещения, водоснабжения, вентиляции

2. Требования к санитарному режиму при изготовлении не стерильных препаратов и препаратов в асептическом блоке.

3. Порядок контроля за соблюдением противоэпидемического режима в аптеках.

4. Современные требования к дезинфектантам.

5. Личная гигиена аптечных работников.

6. Предупредительный и периодический медосмотры персонала аптек.

ГИГИЕНА

(Методические указания к практическим занятиям для студентов

 фармацевтического факультета (заочная форма обучения)

 


Донецк 2018

 

Тема: МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ГИГИЕНЕ

Актуальность темы

Организм человека подвергается воздействию множества непрерывно меняющихся факторов окружающей среды. Это, прежде всего, факторы окружающей (химические, физические, биологические, психофизиологические) среды, а также социально-экономические условия жизни.

Изучение влияния условий жизни на здоровье населения, разработка мероприятий по профилактике заболеваний, укреплению и сохранению здоровья требуют от специалистов медицинского профиля умений оценивания действий указанных факторов на организм человека. Вместе с тем, необходимо подчеркнуть важность комплексного изучения влияния факторов окружающей среды и необходимость применения широкого арсенала методов исследования. При этом необходимо уметь выбрать адекватные методы исследований, как факторов окружающей среды, так и реакций организма на их воздействие, оценить полученные результаты и обосновать конкретные мероприятия по устранению возможного вредного воздействия окружающей среды на здоровье населения.

Цели обучения:

Цель общая: уметь использовать наиболее распространенные методы исследований факторов окружающей среды и реакций организма на их воздействие.

 

Конкретные цели: Цели исходного уровня знаний-умений:

УМЕТЬ:

1. Определить необходимость оценки взаимодействия организма и окружающей среды для сохранения здоровья человека. 2. Выбрать адекватные методы для гигиенической оценки окружающей среды. 3. Выбрать адекватные методы исследований для оценки реакций организма на воздействие факторов окружающей среды. 4. Выбрать приборы для проведения гигиенических исследований. 1. Уметь применить физические методы исследований для изучения факторов окружающей среды (кафедра биофизики). 2. Уметь применить бактериологические методы исследований (кафедра микробиологии). 3. Уметь применить физиологические методы исследований АД, ЧСС и др. (кафедра физиологии). 4. Уметь применить химические методы исследований (кафедра химии).

Обеспечение исходного уровня знаний-умений

Для проверки уровня усвоения исходных знаний-умений решите следующие задания для самоподготовки и самоконтроля.

 

Задание 1.

При проведении медицинского осмотра аппаратчиков цеха ферментации фармацевтического завода необходимо оценить функциональное состояние сердечно-сосудистой системы. Какие показатели следует определить?

A. Частота дыхания.

B. ЧСС.

C. Температура тела.

D. Температура кожи.

E. Спирометрия.

Задание 2.

С целью профилактики микробной контаминации в аптеке проведено обеззараживание воздуха. Укажите метод оценки эффективности санации воздуха.

A. Химический.

B. Описательный.

C. Бактериологический.

D. Биохимический.

E. Экспериментальный.

Задание 3.

В производственном помещении фармфабрики необходимо оценить условия труда работников. Выберите метод исследования для оценки воздушной среды.

A. Физический.

B. Химический.

C. Клинико-биохимический.

D. Экспериментальный.

E. Санитарно-статистический.

Задание 4.

После употребления воды из колодца у ряда жителей населенного пункта появились диспепсические расстройства. Какие исследования необходимо провести для оценки качества воды?

A. Бактериологические.

B. Органолептические.

C. Физические.

D. Вирусологические.

E. Гельминтологические.

Задание 5.

В лаборатории университета необходимо измерить освещенность. Выберите метод для оценки освещенности.

A. Физический.

B. Химический.

C. Бактериологический.

D. Физиологический.

E. Визуальный.

 

Задание 6.

Человек работает при температуре воздуха 35 0С и умеренной влажности. Укажите преимущественный путь отдачи тепла организмом.

A. Конвекцией.

B. Излучением.

C. Испарением.

D. Кондукцией.

E. Дыханием.

 

Задание 7.

При изучении условий труда работников фармацевтической фабрики установлено, что температура воздуха в цехе 35 0С, относительная влажность 90 %, скорость движения воздуха 0,65 м/с. Какие изменения процессов терморегуляции наиболее вероятны в данных условиях?

A. Увеличится теплоотдача путем испарения.

B. Увеличится теплоотдача путем излучения.

C. Увеличится теплоотдача конвекцией.

D. Увеличится теплоотдача путем кондукции.

E. Процессы терморегуляции обеспечат тепловой баланс.

Задание 8.

В производственном помещении температура воздуха 24 0С, относительная влажность 85 %, скорость движения воздуха – 0,1 м/с. Какой наиболее существенный путь отдачи тепла организмом в данных условиях?

A. Конвекцией.

B. Излучением.

C. Испарением.

D. Кондукцией.

E. Дыханием.

Задание 9.

В помещении аптеки температура воздуха 20 0С, относительная влажность 40 %, скорость движения воздуха 0,25 м/с. Какие изменения процессов теплообмена между организмом и внешней средой наиболее вероятны в данных условиях?

A. Процессы теплообмена обеспечат тепловой баланс.

B. Увеличится теплоотдача путем испарения.

C. Увеличится теплоотдача конвекцией.

D. Снизится теплоотдача путем испарения.

E.Снизится теплоотдача конвекцией.

 

 

Эталоны ответов на задания контроля исходного уровня: задание 1-В, задание 2-С, задание 5 – C, задание 6 – C. Остальные задания решите самостоятельно.

 

Информацию, необходимую для формирования исходного уровня знаний-умений, можно найти в следующих учебниках:

1. Ремизов А.Н. Медицинская и биологическая физика: Учебник. – М.: Высшая школа, 1999. - С. 15-17.

2. Агапов Б.Т. Лабораторный практикум по физике. - М.: Высшая школа, 1992. - С. 81-86, 136-143, 223-228, 233-343.

3. Покровский В.М., Коротько Г.Ф. Физиология человека: Учебник. - М.: Медицина, 1998. - С. 9-14.

4. Ярыгина В.Н. Биология. - М.: Высшая школа, 1999. – т. 2. - С. 218-221.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Источники информации для самостоятельной подготовки

 

Граф логической структуры представлен в приложении 1.

 

Обязательная литература:

1. М.І.Мізюк. Гігієна. – К.: Здоров'я, 2002. – С. 15 – 19, 121-139, 110-120.

2. М.І.Мізюк. Гігієна. Посібник для практичних занять.– К.: Здоров'я, 2002. – С. 13 – 16, 23-32, 75-88.

3. Гігіена та єкологія. Підручник. / За редакцією В.Г.Бардова.- Вінниця: Нова Книга, 2006.- С. 14-33.

4. Краткое изложение теоретического материала (приложение 2).

 

Дополнительная литература:

1. Габович Р.Д., Познанский С.С., Шахбазян Г.Х. Гигиена: Учебник. - Киев: Вища школа, 1983. - С. 8 -11.

2. Румянцев Г.И., Козлова Т.А., Вишневская Е.П. Руководство к лабораторным занятиям по общей гигиене. - Москва: Медицина, 1980. - С. 5-12.

 

Теоретические вопросы, на основании которых возможно выполнение целевых видов деятельности.

1. Предмет, содержание и задачи гигиены, связь с другими дисциплинами.

2. Взаимодействие организма и окружающей среды. Влияние социальных и природных факторов на здоровье населения.

3. Характеристика содержания основных разделов гигиенической науки и основных методов исследований, применяемых в гигиене (для гигиенической оценки окружающей среды и реакций организма на ее воздействие).

4. Основные приборы, используемые для проведения гигиенических исследований.

5. Температурный режим в помещении, показатели его характеризующие, методика их определения.

6. Показатели влажности воздуха, методика определения относительной влажности воздуха.

7. Влияние на организм температурно-влажностного режима и подвижности воздуха. Физиологические механизмы, обеспечивающие тепловой балланс в организме.

8. Понятие об инсоляционном режиме помещений, показатели и разновидности инсоляционного режима. Значение и гигиенические требования к инсоляции помещений аптечных учреждений.

9. Методы исследования естественного освещения помещений в аптечных учреждений и его гигиеническая оценка.

10. Гигиенические требования к искусственному освещению помещений.

11. Виды и системы искусственного освещения, их сравнительная гигиеническая характеристика.

12. Методика гигиенической оценки искусственного освещения.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 227.