Введение
Курсовой проект представляет собой важную форму связи теоретического материала с практическими навыками стратегического анализа деятельности организации.
Целью написания курсового проекта является – закрепление теоретических знаний, полученных при изучении дисциплины и развитие навыков их практического применения при решении задач диагностики реальных субъектов экономической деятельности.
Содержание курсового проекта должно быть основано на углубленном изучении учебно-методической литературы, а также периодических изданий, отражающих данную проблематику. Курсовой проект выполняется также на основе анализа документов, отражающих результаты деятельности хозяйствующего субъекта.
Курсовой проект должен быть написан четко, аккуратно, без исправлений и сокращений слов и с соблюдением правил орфографии и пунктуации. Изложение материала должно характеризоваться логической последовательностью и четкостью построения, полнотой и точностью формулировок, отвечающих цели и задачам исследования.
Недопустимо механическое переписывание текста учебников, монографий, статей и т.п., а также ссылка на непроверенные данные или использование информации и сведений без ссылки на источники.
Подготовка и защита курсового проекта состоят из следующих последовательных этапов:
- выбор темы курсового проекта:
- подбор и первоначальное ознакомление с литературой по избранной теме;
- составление плана курсового проекта;
- сопоставление (изучение) отобранной и рекомендованной литературы и действующей практики;
- аналитическая обработка фактического (практического) материала в сочетании с материалом литературных источников;
- написание текста курсового проекта;
- предоставление завершенного и оформленного курсового проекта преподавателю и получение его заключения (отзыва);
- доработка текста курсового проекта согласно замечаниям преподавателя;
- защита курсового проекта.
Курсовой проект имеет следующую структуру:
Введение
Глава 1. Анализ внешних факторов организации
Глава 2. Управленческий внутриорганизационный анализ
Глава 3. Формирование бизнес-стратегии организации
Заключение
Библиографический список
Приложения
Оглавление дается в начале курсового проекта и включает в себя названия его структурных частей ("Введение", названия всех глав и разделов, "Заключение", "Библиографический список", "Приложения") с указанием номеров страниц, на которых размещается начало изложения соответствующих частей работы.
Текст курсового проекта в обязательном порядке должен содержать как теоретический материал, относящийся к рассматриваемому аспекту работы, так и выполненные расчетно-графические задания.
ВО ВВЕДЕНИИ необходимо показать актуальность и значение рассматриваемой проблемы, определить цель и задачи курсового проекта, указать объект и предмет исследования и степень разработанности проблемы.
В ПЕРВОЙ ГЛАВЕ - Анализ внешних факторов организации - как начальный этап в формировании стратегии opгaнизaции. Анализ внешних факторов организации cлyжит инcтpyмeнтoм, пpи пoмoщи кoтopoгo paзpaбoтчики cтpaтeгии оценивают влияние внешних по oтнoшeнию к opгaнизaции фaктopов c целью пpeдвидeть пoтeнциaльныe yгpoзы и oткpывaющиecя вoзмoжнocти.
Анaлиз внешних факторов организации пoзвoляeт opгaнизaции cвoeвpeмeннo paзpaбoтaть cитyaциoнныe плaны нa cлyчaй вoзникнoвeния нeпpeдвидeнныx oбcтoятeльcтв, paзpaбoтaть cтpaтeгию, кoтopaя пoзвoлит opгaнизaции дocтигнyть цeлeй и пpeвpaтить пoтeнциaльныe yгpoзы в выгoдныe вoзмoжнocти.
Проводимый анализ факторов среды косвенного воздействия должен включать в себя исследование экономических, политических, правовых, технологических, природных и социальных факторов внешней по отношению к организации среды, для определения долгосрочных возможностей организации в условиях прогнозируемых возмущений среды.
Поскольку число возможных факторов макросреды достаточно велико, то рекомендуется ограничиться теми сферами, которые оказывают существенное влияние на деятельность предприятия. Считается, что полезно рассмотреть пять узловых направлений, анализ которых получил название PEЕST (STEЕP) – анализ.
Результаты проведённого анализа могут быть оформлены в таблицу (табл. 1) или представлены в виде текста.
1. На основе примера, представленного в таблице 1, проведите анализ внешних факторов для Вашей организации. Составьте профиль внешней среды косвенного влияния для Вашей организации.
В колонку 1 вписываются факторы внешней среды, которые вы посчитали значимыми для вашей организации.
В колонках 2 и 3 данные факторы оцениваются по трехбалльной системе:
- колонка 2: 3 – сильное значение, 2 – умеренное значение, 1 – слабое значение;
- колонка 3: 3 – сильное влияние, 2 – умеренное влияние, 1 – слабое влияние.
Таблица 1
PEEST (STEEP) - анализ
ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ: - текущее состояниевнешнеэкономической деятельности РФ: данный фактор имеет значительное влияние на объёмы сбыта, поскольку потребителями организации являются, в том числе, страны СНГ и Восточной Европы; - вступление РФ в ВТО: упростил взаимоотношения «Организации» с иностранными потребителями, вместе с тем усилил конкуренцию на отечественном рынке за счет снижения ограничений для иностранных конкурентов (Франция, Германия, Чехия) - законы о стандартах на выпускаемую продукцию: данный закон исключил часть конкурентов, производящих продукцию, не подходящую под принятые стандарты из конкурентной борьбы. | ЭКОНОМИЧЕСКИЕ: - экономическая нестабильность поставщиков предприятия: возможные срывы поставок не позволяют сократить затраты на хранение сырья и материалов; - экономическая стабильность конечных потребителей: позволяет позиционировать продукцию, основываясь на качестве товара, что ставит исследуемое предприятие в выигрышное положение, вместе с тем повышаются требования потребителей к функциональным характеристикам продукции; - инфляция: относительно высокие темпы инфляции снижают рентабельность деятельности предприятия и темпы его развития. |
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ: - изменение стиля жизни потребителей: подразумевает разработку и позиционирование выпускаемой продукции исходя из привлекательности активного образа жизни для потребителей целевых сегментов; - привлекательность инженерных специальностей для молодых специалистов: из-за невысоких заработных плат привлекательность инженерных специальностей низка, что затрудняет создание резерва кадров ИТР из молодых специалистов; - повышение уровня образования (повышение процента специалистов, получающих высшее образование): этот фактор ведет к снижению доли молодых специалистов на рабочих позициях, что может снизить производительность труда из-за отсутствия конкуренции. | ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ: - улучшение качества товаров-субститутов: повышает конкуренцию в отрасли, требует своевременного реагирования технологического и маркетингового подразделений на появление новых игроков рынка; - повышенное требование к критериям надежности продукции: поскольку продукция предприятия является более надежной, чем её отечественные аналоги, этот фактор повышает конкурентные преимущества организации на отечественном рынке, но по сравнению с западными аналогами, продукция исследуемого предприятия одинакова по качеству и уступает по цене; - разработка и возможность перехода потребителей на новые товары-конкуренты и товары-заменители: требует ответной реакции исследуемого предприятия, т.е. разработки альтернативных или улучшенных моделей. |
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ: - усиленное внимание общества к защите окружающей среды: этот фактор ведет к усилению контроля возможного загрязнения предприятием окружающей среды, а так- же повышает требования к эксплуатации продукции; - появление новых ресурсов-заменителей, позволяющих сократить вредное воздействие на внешнюю среду при осуществлении производственного процесса, а также сократить количество отходов; - угроза сокращения добычи ресурса, являющегося одним из базисных при изготовлении продукции; - появление на рынке нового метода очистки воды, используемой в технологическом процессе, обеспечивающего более высокую степень защиты окружающей среды. |
Колонка 4 – используется двухбалльная оценка: +1 – позитивная направленность, -1 – негативная направленность. Следует заметить, что у одного фактора может быть одновременно как положительная, так и отрицательная направленность. Тогда фактор оценивается в двух строчках, а в колонке 6 даются пояснения и комментарии.
Колонка 5 формируется как произведение оценок в колонках «2», «3» и «4» («2» х «3» х «4» = «5»).
Оценки в колонках «2», «3» и «4» выставляются методом экспертных оценок.
Таблица 2
Профиль факторов среды косвенного влияния
Факторы внешнего окружения | Важность для организации | Сила влияния на организацию | Направленность влияния | Степень важности фактора среды | Описание фактора и комментарии |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Политико-правовые факторы | |||||
…… | |||||
…..n | |||||
Экономические факторы | |||||
…… | |||||
…..n | |||||
Социально-культурные факторы | |||||
…… | |||||
…..n | |||||
Технико-технологические факторы | |||||
…… | |||||
…..n | |||||
Экологические (природно-климатические) факторы | |||||
…… | |||||
…..n |
Структура отраслевого рынка
Определите географический охват рынка Вашей организации.
Определите долю (в процентах) вашей организации на рынке.
Входные барьеры
Сумма
Детерминанты соперничества
Сумма
На основе проведённого анализа нарисуйте лепестковую диаграмму, характеризующую оценку влияния отдельных факторов на структуру и масштабы конкуренции на Вашем рынке.
Оценка влияния отдельных факторов на структуру
и масштабы конкуренции на __________________________ рынке
Аспекты анализа
-3
-2
-1
0
+1
+2
+3
1
Маркетинг:
Степень новизны продукта
Качество продукта
Позиция продукта в своем секторе
Качество маркетинговых исследований
Организация продаж и сервиса
Представительства в каналах сбыта
Эффективность рекламы
Оформление продукта
Положительные отзывы, рекомендации
…..
2
НИОКР:
Инновационный потенциал
Обеспечение патентами и лицензиями
…….
3
Производство:
Тип и возраст оборудования
Тенденции производительности
Гибкость производства
Уровень качества
Тенденции ресурсосбережения
……
4
Финансы:
Финансовый потенциал
Оценка структуры затрат
Доля собственного капитала
Интеграционные возможности
Возможность диверсификации
Готовность к риску
…..
5
Управление персоналом:
Социальные условия на предприятии
Система мотивации
Система привлечения и отбора кадров
……
6
Эффективность менеджмента
Гибкость управления
Оценка стиля руководства
Коммуникационная политика
……
7
…….
Построение матрицы БКГ
Проводимый анализ подразумевает построение классической матрицы БКГ и модифицированной матрицы БКГ, а также последующий их анализ.
Размещение стратегических единиц бизнеса на поле матрицы БКГ рекомендуется осуществлять по следующей методике:
1. Координаты стратегической единицы бизнеса по оси «Сравнительная доля рынка» (ось Х) определяются как относительная доля рынка — та доля, которая приходится на данное предприятие, по отношению к ведущему конкуренту в отрасли. Горизонтальная ось является логарифмической и поэтому варьируется от 0,1 (справа) до 10 (слева) в виде, соответственно, 0,1х и 10х, где х — абсолютная доля рынка у главного конкурента, выраженная в долях единицы. В последнее время на практике относительная рыночная доля часто определяется по отношению к трем главным конкурентам (например, доля фирмы — 25%, а доля ее трех основных конкурентов — 40%, тогда «относительная рыночная доля» равна 25/40 = 0,625), что потребовало варьирования горизонтальной оси с 0 (справа) до 1 (слева). Каждая СЕБ на матрице БКГ представляется в виде кружка, диаметр которого пропорционален объему продаж (или сумме прибыли) данной СЕБ в общем объеме выручки от реализации (общей прибыли) по предприятию в целом[3].
2. Координаты стратегической единицы бизнеса по оси «Темп роста рынка (стратегической единицы бизнеса)» (ось Y) определяются на основании сравнения темпов роста объёмов реализации данной стратегической единицы бизнеса с базисным значением. Темпы роста рынка стратегической единицы бизнеса определяются как отношение объёмов реализации в исследуемом периоде к объёмам реализации в базисном периоде. Базисное значение на оси Y определяется как средние темпы роста рынка отрасли (подотрасли), к которой относится исследуемая организация, в исследуемом периоде по отношению к базисному.
Анализ матрицы БКГ, в первую очередь, подразумевает определение типа корпоративного портфеля, характерного для данной организации, на основании взаимного расположения стратегических единиц бизнеса в данном портфеле и рекомендации по дальнейшему его развитию.
Введение
Курсовой проект представляет собой важную форму связи теоретического материала с практическими навыками стратегического анализа деятельности организации.
Целью написания курсового проекта является – закрепление теоретических знаний, полученных при изучении дисциплины и развитие навыков их практического применения при решении задач диагностики реальных субъектов экономической деятельности.
Содержание курсового проекта должно быть основано на углубленном изучении учебно-методической литературы, а также периодических изданий, отражающих данную проблематику. Курсовой проект выполняется также на основе анализа документов, отражающих результаты деятельности хозяйствующего субъекта.
Курсовой проект должен быть написан четко, аккуратно, без исправлений и сокращений слов и с соблюдением правил орфографии и пунктуации. Изложение материала должно характеризоваться логической последовательностью и четкостью построения, полнотой и точностью формулировок, отвечающих цели и задачам исследования.
Недопустимо механическое переписывание текста учебников, монографий, статей и т.п., а также ссылка на непроверенные данные или использование информации и сведений без ссылки на источники.
Подготовка и защита курсового проекта состоят из следующих последовательных этапов:
- выбор темы курсового проекта:
- подбор и первоначальное ознакомление с литературой по избранной теме;
- составление плана курсового проекта;
- сопоставление (изучение) отобранной и рекомендованной литературы и действующей практики;
- аналитическая обработка фактического (практического) материала в сочетании с материалом литературных источников;
- написание текста курсового проекта;
- предоставление завершенного и оформленного курсового проекта преподавателю и получение его заключения (отзыва);
- доработка текста курсового проекта согласно замечаниям преподавателя;
- защита курсового проекта.
Курсовой проект имеет следующую структуру:
Введение
Глава 1. Анализ внешних факторов организации
Глава 2. Управленческий внутриорганизационный анализ
Глава 3. Формирование бизнес-стратегии организации
Заключение
Библиографический список
Приложения
Оглавление дается в начале курсового проекта и включает в себя названия его структурных частей ("Введение", названия всех глав и разделов, "Заключение", "Библиографический список", "Приложения") с указанием номеров страниц, на которых размещается начало изложения соответствующих частей работы.
Текст курсового проекта в обязательном порядке должен содержать как теоретический материал, относящийся к рассматриваемому аспекту работы, так и выполненные расчетно-графические задания.
ВО ВВЕДЕНИИ необходимо показать актуальность и значение рассматриваемой проблемы, определить цель и задачи курсового проекта, указать объект и предмет исследования и степень разработанности проблемы.
В ПЕРВОЙ ГЛАВЕ - Анализ внешних факторов организации - как начальный этап в формировании стратегии opгaнизaции. Анализ внешних факторов организации cлyжит инcтpyмeнтoм, пpи пoмoщи кoтopoгo paзpaбoтчики cтpaтeгии оценивают влияние внешних по oтнoшeнию к opгaнизaции фaктopов c целью пpeдвидeть пoтeнциaльныe yгpoзы и oткpывaющиecя вoзмoжнocти.
Анaлиз внешних факторов организации пoзвoляeт opгaнизaции cвoeвpeмeннo paзpaбoтaть cитyaциoнныe плaны нa cлyчaй вoзникнoвeния нeпpeдвидeнныx oбcтoятeльcтв, paзpaбoтaть cтpaтeгию, кoтopaя пoзвoлит opгaнизaции дocтигнyть цeлeй и пpeвpaтить пoтeнциaльныe yгpoзы в выгoдныe вoзмoжнocти.
Проводимый анализ факторов среды косвенного воздействия должен включать в себя исследование экономических, политических, правовых, технологических, природных и социальных факторов внешней по отношению к организации среды, для определения долгосрочных возможностей организации в условиях прогнозируемых возмущений среды.
Поскольку число возможных факторов макросреды достаточно велико, то рекомендуется ограничиться теми сферами, которые оказывают существенное влияние на деятельность предприятия. Считается, что полезно рассмотреть пять узловых направлений, анализ которых получил название PEЕST (STEЕP) – анализ.
Результаты проведённого анализа могут быть оформлены в таблицу (табл. 1) или представлены в виде текста.
1. На основе примера, представленного в таблице 1, проведите анализ внешних факторов для Вашей организации. Составьте профиль внешней среды косвенного влияния для Вашей организации.
В колонку 1 вписываются факторы внешней среды, которые вы посчитали значимыми для вашей организации.
В колонках 2 и 3 данные факторы оцениваются по трехбалльной системе:
- колонка 2: 3 – сильное значение, 2 – умеренное значение, 1 – слабое значение;
- колонка 3: 3 – сильное влияние, 2 – умеренное влияние, 1 – слабое влияние.
Таблица 1
PEEST (STEEP) - анализ
ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ: - текущее состояниевнешнеэкономической деятельности РФ: данный фактор имеет значительное влияние на объёмы сбыта, поскольку потребителями организации являются, в том числе, страны СНГ и Восточной Европы; - вступление РФ в ВТО: упростил взаимоотношения «Организации» с иностранными потребителями, вместе с тем усилил конкуренцию на отечественном рынке за счет снижения ограничений для иностранных конкурентов (Франция, Германия, Чехия) - законы о стандартах на выпускаемую продукцию: данный закон исключил часть конкурентов, производящих продукцию, не подходящую под принятые стандарты из конкурентной борьбы. | ЭКОНОМИЧЕСКИЕ: - экономическая нестабильность поставщиков предприятия: возможные срывы поставок не позволяют сократить затраты на хранение сырья и материалов; - экономическая стабильность конечных потребителей: позволяет позиционировать продукцию, основываясь на качестве товара, что ставит исследуемое предприятие в выигрышное положение, вместе с тем повышаются требования потребителей к функциональным характеристикам продукции; - инфляция: относительно высокие темпы инфляции снижают рентабельность деятельности предприятия и темпы его развития. |
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ: - изменение стиля жизни потребителей: подразумевает разработку и позиционирование выпускаемой продукции исходя из привлекательности активного образа жизни для потребителей целевых сегментов; - привлекательность инженерных специальностей для молодых специалистов: из-за невысоких заработных плат привлекательность инженерных специальностей низка, что затрудняет создание резерва кадров ИТР из молодых специалистов; - повышение уровня образования (повышение процента специалистов, получающих высшее образование): этот фактор ведет к снижению доли молодых специалистов на рабочих позициях, что может снизить производительность труда из-за отсутствия конкуренции. | ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ: - улучшение качества товаров-субститутов: повышает конкуренцию в отрасли, требует своевременного реагирования технологического и маркетингового подразделений на появление новых игроков рынка; - повышенное требование к критериям надежности продукции: поскольку продукция предприятия является более надежной, чем её отечественные аналоги, этот фактор повышает конкурентные преимущества организации на отечественном рынке, но по сравнению с западными аналогами, продукция исследуемого предприятия одинакова по качеству и уступает по цене; - разработка и возможность перехода потребителей на новые товары-конкуренты и товары-заменители: требует ответной реакции исследуемого предприятия, т.е. разработки альтернативных или улучшенных моделей. |
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ: - усиленное внимание общества к защите окружающей среды: этот фактор ведет к усилению контроля возможного загрязнения предприятием окружающей среды, а так- же повышает требования к эксплуатации продукции; - появление новых ресурсов-заменителей, позволяющих сократить вредное воздействие на внешнюю среду при осуществлении производственного процесса, а также сократить количество отходов; - угроза сокращения добычи ресурса, являющегося одним из базисных при изготовлении продукции; - появление на рынке нового метода очистки воды, используемой в технологическом процессе, обеспечивающего более высокую степень защиты окружающей среды. |
Колонка 4 – используется двухбалльная оценка: +1 – позитивная направленность, -1 – негативная направленность. Следует заметить, что у одного фактора может быть одновременно как положительная, так и отрицательная направленность. Тогда фактор оценивается в двух строчках, а в колонке 6 даются пояснения и комментарии.
Колонка 5 формируется как произведение оценок в колонках «2», «3» и «4» («2» х «3» х «4» = «5»).
Оценки в колонках «2», «3» и «4» выставляются методом экспертных оценок.
Таблица 2
Профиль факторов среды косвенного влияния
Факторы внешнего окружения | Важность для организации | Сила влияния на организацию | Направленность влияния | Степень важности фактора среды | Описание фактора и комментарии |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Политико-правовые факторы | |||||
…… | |||||
…..n | |||||
Экономические факторы | |||||
…… | |||||
…..n | |||||
Социально-культурные факторы | |||||
…… | |||||
…..n | |||||
Технико-технологические факторы | |||||
…… | |||||
…..n | |||||
Экологические (природно-климатические) факторы | |||||
…… | |||||
…..n |
Структура отраслевого рынка
Определите географический охват рынка Вашей организации.
Определите долю (в процентах) вашей организации на рынке.
Структура и масштабы конкуренции
Необходимо провести анализ структуры и масштабов конкуренции в отрасли, на основе предложенной М.Портером модели анализа конкуренции.
Привлекательность и прибыльность отрасли во многом определяются структурой и масштабами конкуренции, которые, по М. Портеру, определяются рядом составляющих: конкуренцией между существующими организациями, влиянием поставщиков, влиянием покупателей, влиянием товаров-заменителей и спецификой барьеров входа в отрасль.
Сильная конкуренция обычно приводит к снижению прибыльности и привлекательности отрасли. Чем сильнее воздействие перечисленных факторов, тем более ограниченными становятся возможности каждого предприятия для установления высоких цен и получения прибыли. Поэтому основная задача предприятия заключается в том, чтобы найти такую сферу деятельности, где была бы обеспечена защита от действия этих конкурентных сил и/или появилась бы возможность использовать их в своих целях. Из пяти факторов конкуренции в отрасли доминирует, как правило, один фактор, который и становится решающим при разработке стратегии предприятия.
Анализ влияния пяти основных факторов, определяющих структуру и масштабы конкуренции в отрасли, следует проводить по наиболее значительным из следующих критериев, определяющих фактор конкуренции в отрасли (детерминант):
1. Детерминанты рыночной власти поставщиков
2. Детерминанты рыночной власти покупателей
3. Входные барьеры
4. Детерминанты степени угрозы товаров-заменителей
5. Детерминанты соперничества
Дата: 2018-11-18, просмотров: 262.