Трудоёмкость работы составляет 2 академических часа.
Цель работы: освоить технику топографического дешифрирования по аэрофотоснимкам нелесных и не покрытых лесом насаждений и изучить их основные дешифровочные признаки.
Для выполнения работы каждому студенту выдаются: аэроснимки.
Топографическое дешифрирование осуществляет опознание и количественную характеристику объектов местности, составляющих содержание топографических карт. Все полученные данные заносятся в бланк (рис.8).
Рисунок 8 – Форма бланка
После выполнения задания студент защищает работу преподавателю.
Рабочей площадью называется серединная, наименее искаженная часть аэроснимка, ограниченная со всех сторон линиями, проведенными по середине продольных и поперечных перекрытий.
При дешифрировании аэроснимков в пределах рабочей площади производится выделение таксационных участков и увязка выделов по границам.
Вначале отбирают средний аэроснимок и аэроснимок, перекрывающий его слева, которые совмещают по идентичным контурным точкам между собой, зарисовывают их положение и посередине перекрытия проводят пунктиром прямую линию. На рис.9 средний аэроснимок изображен под номером 121, а перекрывающий слева – под номером 120. Далее берут средний аэроснимок (121) и аэроснимок, перекрывающий его справа (122), совмещают их по идентичным контурам, посередине перекрытия проводят пунктирную линию и зарисовывают их положение. Аналогично поступают с аэроснимками, перекрывающими средний аэроснимок сверху и снизу.
В результате получают прямоугольник с пунктирными границами, который и будет рабочей площадью аэроснимка №121. Рабочую площадь заштриховывают и рядом с ней записывают номера смежных снимков.
Рисунок 9 – Схема отграничения рабочей площади аэроснимка
Размеры рабочей площади аэроснимка вычисляют по формулам:
1Х= 1(100-Рх) / 100
1У= 1(100-Ру) / 100
где 1Х и 1У – размеры аэроснимка, см;
Рх и Ру – проценты продольного и поперечного перекрытий.
Размеры рабочих площадей получают в квадратных сантиметрах, а используя масштаб аэроснимка, их можно выразить в гектарах.
Для определения величины полезной площади необходимо вычислить ее радиус r. Для этого используются следующие показатели:
фокусное расстояние фотоаппарата fk,
допустимая величина искажения δ,
угол общего наклона местности i или α – отклонение оптической оси АФА от вертикали, Н – высота аэрофотосъемки,
h – предельное значение превышений и понижений от уровней плоскости.
Сама полезная площадь вычисляется по формуле площади круга п*r2.
Нелесные земли
Сельскохозяйственные площади (пашни) имеют строго геометрические контуры. Тон изображения в пределах участка, занятого одной культурой, однородный и колеблется от светлого до темно-серого в зависимости от типа засеянной культуры и влажности почвы. На спектрозональных снимках свежевспаханная почва имеет зеленый цвет, сельскохозяйственные культуры – от желтого до светло-оранжевого.
Выгоны обычно располагаются со стороны въезда в населенный пункт, гранича с одной стороны с населенным пунктом, а с другой – с полем. Площадь его обычно неопределенной формы, тон на черно-белых снимках серый или темно-серый.
Сенокосы. Заболоченные сенокосы приурочены к берегам рек и озер, суходольные – к опушкам леса. Форма – неправильная, вытянутая. Тон изображения на черно-белых аэрофотоснимках однотонный: от серого до темного (при избытке влаги); на спектрозональных – светло-оранжевый, после сенокошения – светло-зеленый. Характерным признаком служат копны сена в виде светлых точек.
Железные дороги характеризуются прямолинейностью изображения полотна с наличием плавных, с большим радиусом закруглений поворотов. Вдоль поворотов хорошо просматриваются полосы отчуждения, снегозащитные посадки, станции, посты (при пересечении с грунтовыми дорогами) и др. Тон изображения светлый.
Шоссейные дороги имеют четко выраженную светлую прямолинейную форму с более закругленными поворотами, чем у железных дорог, и более узкими полосами отчуждения.
Грунтовые дороги на спектрозональных снимках имеют светло-зеленый или сине-зеленый цвет. В чистом лесу с полнотой 0,5-0,6 хорошо дешифрируются сквозь полог древостоя. Отличаются от шоссейных дорог более извилистой формой и более крутыми поворотами.
Карьеры имеют светлый тон и располагаются вдоль дорог. Характерным признаком служит веер ходов и короткая дорога до основной магистрали.
Верховые болота занимают понижения на водораздельных плато. Поверхность таких болот представлена сфагнумом, багульником, голубикой, клюквой, лишайником, морошкой, кассандрой, подбелом и пушицей. Древесная растительность хорошо просматривается в виде отдельных мелких деревьев, неравномерно разбросанных по площади участка. Контуры участка неправильные, с расплывчатыми границами.
На черно-белых снимках тон изображения серый, варьирующий от степени увлажнения. Светлые полоски отображают более повышенную поверхность, а более темным тоном представлены понижения с избыточным увлажнением. На спектрозональных аэроснимках цвет верховых болот изменяется от желтого до желто-зеленого, сильно увлажненные места – от синего до сине-зеленого.
Переходные болота занимают промежуточное положение между верховыми и низинными и обычно покрыты лесом. Покров состоит преимущественно из сфагнума и осок. Тон переходного болота с сильной степенью увлажнения – темно-серый.
Низинные болота располагаются в поймах рек или пониженных местах среди насаждений. Поверхность представлена осоками, хвощем, и другими влаголюбивыми травами. Из древесных пород встречается ольха, ель и береза. На спектрозональных снимках болота имеют оранжевый цвет.
Реки и озера имеют ясно выраженные границы. Реки в виде извилистых лент, озера, имеют округлые очертания. Тон изображения зависит от условий освещения, глубины водоема, характера грунта дна и чистоты воды. Глубокие водоемы с глинистым дном имеют более темный тон. У водоемов с песчаным или каменистым дном тон изображения светлее. При низком стоянии солнца тон водоема темный. В полдень, вследствие отражения солнечных лучей от поверхности воды, изображение более светлое. На спектрозональных снимках цвет водоемов варьирует от синего до сине-зеленого. Старые русла рек имеют причудливую форму дуги, скобы и др.
Не покрытые лесом земли
Сплошные вырубки хорошо выделяются среди лесного массива ярко-светлым тоном и прямолинейностью границ. Форма их обычно прямоугольная (реже другой геометрической фигуры). Хорошо просматриваются следы тракторной трелевки, кучи хвороста, оставленные семенники. На спектрозональных снимках свежие вырубки желтовато-зеленоватого цвета, возобновленные лиственными породами – оранжевого, а хвойными – синезеленего цвета.
Гари характеризуются языковидными, резко изорванными границами, врезающимися в лесной массив. Хорошо просматривается рельеф местности, сухостойные деревья, валеж. Сухостойные деревья ясно выделяются по белым тонам крон.
Тон изображения гарей светлый или светло-серый. На спектрозональных снимках гари выделяются ярко-синим или зеленовато-синим цветом.
Квартальные просеки в древостоях имеют вид прямых линий, образуя квартальную сеть квадратов или прямоугольников. В зависимости от затенения падающими от деревьев тенями на снимках имеют светлый или темный тон.
Прогалины образуются в процессе задерневения из гарей и вырубок. Отличаются от вырубок и пашен неправильной формой контуров. На спектрозональных аэроснимках, в зависимости от травяного покрова, прогалины бывают от светло-желтого до зеленого цвета.
Ветровалы дешифрируются по характерному расположению поваленных деревьев вдоль направления ветра. На крупномасштабных снимках хорошо просматривается почти каждое лежащее дерево, его форма и длина.
Склады леса. Характерным признаком их является месторасположение вблизи рек, железнодорожных путей и лесовозных дорог. Штабеля бревен отличаются от поленниц дров большей шириной и более короткой тенью. К числу признаков склада относится также наличие жилых домов и изгородь, которая выделяется в виде светлой линии.
Осушительные канавы просматриваются на снимке в виде прямых темных линий, идущих параллельно друг другу и впадающих в одну собирательную канаву, впадающую, в свою очередь, в магистральную канаву или ручей. На спектрозональных снимках изображаются синим цветом.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3
Дата: 2018-11-18, просмотров: 663.