Коллективные творческие дела нравственного содержания
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Все модели работы с детьми имеют нравственный аспект. Однако существуют просвещенческие и тренинговые формы деятельности, несущие этическую направленность.

 

СЛОВАРЬ:

вечер «Расскажу о хорошем человеке»               вечер этикета                                                          вечер откровения                                               гостевой день

гайдаровская разведка                                      день поступков «по секрету»

день рождения коллектива                                   день рождения школы

день русского хлебосольства                           день этикета (мальчиков, девочек)

диспут                                                                «камертон доброго настроения»

комплексная игра                                              магазин без продавца

«огонек» знакомств                                           «огонек» прощания

«орлятский круг»                                               рейд дружбы

ролевая игра нравственного характера            сбор «Я – мы - они»

секретный тимуровский рейд                           фабрика смех

эстафета соседей

 

 

                                      4. РАБОТА С АКТИВОМ

 

Делить ребят на актив и неактив не имеет смысла. Все дети должны находиться в «самочувствии актива». Но постоянный ли, сменный ли, очередной актив при проведении тех или иных коллективных творческих дел все-таки должен выбираться. И работать с ним надо: учить, консультировать, инструктировать, помогать осваивать сферу организаторской работы. Можно использовать КТД-тренинги, творческие КТД. Ниже приведены примеры таких тренингов.

 

                                         «Геометрическая фигура»

Длинные веревки связываются в два больших кольца (веревочных колец столько, сколько создается групп; длина веревки зависит от количества участников). Дети становятся в круг, держась за кольцо веревки обеими руками. Ведущий (воспитатель, учитель) предлагает ребятам построить квадрат, треугольник, пирамиду, звезду, ромб, закрыв глаза, не выпуская из рук веревку. Участники тренинга имеют право советоваться, разговаривать вслух, искать решение в точно отведенное время. Казалось бы, задание не столь сложно. Но в предложенном состоянии все-таки сделать это не так-то легко. Сначала у ребят может быть растерянность, затем они начинают искать пути решения, спорить. Кто-то обязательно будет руководить всеми. Эти кто-то и есть лидеры.

 

                                                     «Номера»

Ребята делятся на группы, например, на три команды, Всем школьникам прикалываются на спины номера, скажем, от 1 до 10. По команде ведущего группы перемешиваются. По следующей команде надо прибежать к «своим» и выстроиться спиной к ведущему от первой до последней цифры по порядку. Условия можно менять: дети строятся от цифры 10 до цифры 1, то есть наоборот. Или дети строятся так: сначала нечетные цифры, затем четные.

Могут быть и такие варианты: построиться по росту; построиться в алфавитном порядке, учитывая первую букву, с которой начинается фамилия. Понаблюдайте, как группа выполняет задание. Кто лидирует, кто выполняет задание пассивно.

 

                                                  «Киностудия»

Ребята разбиваются на творческие коллективы киностудий страны. Придумывают название «студии», жанр фильма, который будут «снимать» (комедия, детектив, сказка, мелодрама, мультик); тему сюжета фильма, название фильма. Все эти задания они выполняют предельно быстро и по команде ведущего докладывают вслух о выполнении задания. Затем все вместе дети пишут сценарий, распределяют роли и обязанности, «ставят свой фильм» и показывают его всем. Фильм оценивает жюри – другие команды. Ведущему остается внимательно наблюдать и оценивать организаторские и творческие способности детей.

 

СЛОВАРЬ:

 

«А ну-ка мы»                                                                                                                                       «Арена общения» (прогр. творческих контактов)

«Времена года» (творческие задания родившимся зимой, весной, летом, осенью)

«Веер делегаций» (группы ребят, представляющие делегации разных стран,

                            импровизируют общение друг с другом)

«Замещение вакантных ролей»

Игра в мнения

«Огонек» - анализ дня (недели, месяца, года)

Организационно-деятельностная игра

Операция «Малыши»

Разговор о жизни (вольное общение)

«Расскажи мне о себе» (оценка друг друга)

Собрание-диспут

Сбор актива

 

 

                                        5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

                                      

Возможно, часть этих КТД уже знакома. Но каждая модель вариативна и несет свое воспитывающее и развивающее значение. Следует помнить, что форма – уже содержание, что практически любое КТД можно использовать в работе с малышами, младшими и старшими подростками, «облегчая» или усложняя ее композицию, программу и содержание.

КТД – это сфера педагогического изобретательства, в котором участвуют и дети. Часто в одной модели встречаются элементы других КТД, которые ее только обогащают.

Есть несколько условий успешного использования КТД.

Первое – творческое дело должно опираться на предшествующий личный опыт ребят, на знания, умения и навыки, полученные ранее.   

Второе – любая модель КТД не самоцель. Не форма ради формы. Главное в ней – участие или соучастие ребенка, его личное самовыражение и самоутверждение. Необходимо, чтобы любой ребенок был нужен, нашел себя в деле. Вот почему дело называют коллективным и творческим. КТД – поле импровизации, вольного проявления, а не исполнение воли «по бумажке».

Третье – необходимо соблюдать последовательность действий по отбору, подготовке, планированию, проведению и оценке совместного дела. Любой «этап» КТД есть творчество ребенка, которое необходимо заметить и оценить, а полученный успех разделить на всех, кто, так или иначе, принимал участие в коллективном творческом деле.  

  

            

                  

 

                                          ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Коллективная творческая деятельность в школе.  //  Воспитание школьника. – 2002. - №10. – С. 10-14
  2. Нерода О.В. КТД – основное средство воспитания // Классный руководитель. – 2007. - №8. – С. 112-113
  3. Шмаков С. Для чего необходимы коллективные творческие дела?  //  Народное образование. – 2000. - № 4-5. – С. 43-48

 

 

                      ПРИЛОЖЕНИЕ. РАЗРАБОТКИ  ПРОВЕДЁННЫХ КТД

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 446.