К О Н С У Л Ь Т А Ц И И Д Л Я К Л А С С Н ЫХ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ЧОУ «Гимназия «Грейс»

МО «Классных руководителей»

К О Н С У Л Ь Т А Ц И И Д Л Я К Л А С С Н ЫХ

Р У К О В О Д И Т Е Л Е Й

 

 

Методические рекомендации

По организации и проведению

коллективных творческих дел(КТД):

(методика проведения, виды и формы,

Сценарии мероприятий)

                                  

 

 

                                     

                                                                

 

Содержание

                                       

1. Коллективная творческая деятельность (КТД) – основное средство воспитания .... 2

2. Методика организации и проведения коллективных творческих дел.

    2.1. Этапы разработки КТД ..………………………………………………………….....2

    2.2. Варианты разработки КТД ……………………………………………………….....3

    2.3. Методика коллективного планирования…………………………………………... 3

    2.4. Роль взрослых в организации и проведении КТД ………………………………....4  

3. Виды и формы КТД

    3.1. Общественно-политические коллективные дела ……………………………….....5

    3.2. Трудовые коллективные дела …………………………………………………….....6                  

    3.3. Познавательные коллективные дела ………………………………………………..7

    3.4. Экологические коллективные дела ………………………………………………....7

    3.5. Спортивные коллективные дела …………………………………………………….8

    3.6. Художественные коллективные дела ……………………………………………… 9

    3.7. Досуговые коллективные дела ………………………………………………………9

    3.8. КТД нравственного содержания ………………………………………………… 10

4. Работа с активом …………………………………………………………………………11

5. Заключение ……………………………………………………………………………….12

 

    Литература ………………………………………………………………………………..13

    Приложение. Разработки проведенных КТД………………………………………… 14

 

 

КОЛЛЕКТИВНАЯ ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (КТД) –

            ОСНОВНОЕ СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ

 

Одним из эффективных средств развития детского коллектива в школе является коллективная творческая деятельность (КТД). Наиболее подробно методика ее организации разработана в 60-х годах уже прошлого века ленинградским ученым

И.П. Ивановым и группой его единомышленников, но с успехом используется многими образовательными учреждениями и в наше время. Ими была выдвинута идея «Педагогики общей заботы», концепция сотрудничества, которая выходит на признание самоценности каждого ребенка. В основе ее лежат следующие принципы: социально- полезнаянаправленность деятельности детей и их наставников, сотрудничество детей и взрослых, многоролевой характер и романтизм форм деятельности, творчество.

Коллективные творческие дела – это не «воспитательные мероприятия» в привычном виде: сущность и воспитательные возможности КТД неизмеримо глубже и богаче. Каждое коллективное творческое дело есть проявление практической заботы воспитанников и воспитателей об улучшении окружающей и своей жизни.

Коллективное творческое планирование, коллективные творческие дела – познавательные, трудовые, организаторские, спортивные – это то, что делает общую жизнь старших и младших, воспитателей и воспитанников полнокровной. Здесь и забота о своем коллективе, и друг о друге, и об окружающих людях, и о далеких друзьях. Поэтому это дело, жизненно важное, общественно необходимое дело.

Оно – коллективное, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается совместно воспитанниками и воспитателями – как младшими, так и старшими.

Оно - творческое, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается каждый раз в новом варианте, в результате поиска лучших способов, средств решения определенных жизненно важных задач.

Через коллективную творческую деятельность происходит развитие коллективистских основ жизни, самостоятельности, инициативы ребят, самоуправления, активного гражданского отношения к другим людям, миру. КТД является способом организации яркой, наполненной трудом и игрой, совместным творчеством и личной радостью, жизни. И чем полнее, богаче жизненное содержание коллективного творческого дела, тем сильнее его воспитательный эффект в плане формирования мировоззрения, нравственного, трудового, эстетического, умственного и физического воспитания.

 

 

                 2. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ КТД

Этапы разработки КТД

Каждое коллективное творческое дело разрабатывается коллективно в определенной последовательности.

I этап – предварительная работа коллектива (учитель или воспитатель определяют конкретные воспитательные задачи КТД, намечают исходные направляющие действия, увлекают детей радостной перспективой интересного и полезного дела, творческим поиском решения нескольких важных задач – вопросов).

II этап – коллективное планирование (сбор-старт, работа в микрогруппах по планированию КТД).

III этап – коллективная подготовка КТД.

IV этап - проведение КТД.

V этап - коллективное подведение итогов КТД (что было хорошо? что не получилось? почему? как сделать, чтобы было лучше?).

VI этап – стадия ближайшего воздействия КТД (реализация выводов и предложений при подведении итогов проделанной работы; часто является стартом нового КТД).

 

Варианты разработки КТД

 Существуют разные варианты разработки КТД.

Вариант 1.

1). Из копилки имеющихся дел на общем собрании и (сборе) коллектива выбирается одно. Проводится «мозговая атака», целью которой является определение задач и некоторых очертаний предстоящего дела. Каждый может вносить любое, самое фантастическое предложение.

2). Для составления окончательного варианта проведения дела и руководства его ходом избирается совет в количестве 5-7 человек. Он вовлекает в творческий процесс весь коллектив, распределяет задания между микроколлективами, контролирует их выполнение.

 Вариант 2.

   1). Создается инициативная группа, которая выбирает одно из дел и разрабатывает примерный порядок его проведения.

2). Она вносит предложение на общем собрании (сборе) о возможном варианте дела, доказывает, убеждает, поднимает интерес к нему. На собрании (сборе) проект обсуждается, дорабатывается, вносятся новые предложения, избирается «совет дела» (им может быть самая они инициативная группа или другие ребята).

3). «Совет дела» вырабатывает окончательный вариант плана, руководит подготовкой и проведением дела через задания микроколлективам.

Вариант 3. (конкурсный вариант)

1). Актив отряда, воспитатель или старший товарищ, друг коллектива, вносят предложение о проведении того или иного мероприятия из плана работы коллектива или копилки дел.

2). Организуются творческие группы (микроколлективы), каждая из которых за определенное время должна выработать свой порядок проведения дела. Получается, что тем самым они участвуют в конкурсе на лучший вариант предстоящего дела.

3). Общее собрание (сбор) заслушивает предложения творческих групп, выбирает «совет дела», который вырабатывает окончательный вариант, руководит подготовкой и проведением дела через задания микроколлективам.

 

   Могут существовать и другие варианты подготовки и проведения дела, но все они имеют общую логику: от предложения каждого – к общему мнению, сами планируем, сами готовим, сами проводим, сами анализируем.

Для любого варианта обязательным является анализ проведенного дела, когда на общем собрании (сборе) все – от членов «совета дела» до «рядовых» участников – размышляют над удачами, анализируют причины недостатков и определяют себе уроки на будущее.

 

 

2.3. Методика коллективного планирования

 

Остановимся более подробно на методике коллективного планирования.

Коллективное планирование – это тоже творческое дело. Оно обеспечивает каждого в обсуждении и определении перспектив, поиске и выборе общих дел на новый период, в разработке конкретного плана этих дел.

Коллективное планирование для каждого участника – это школа ответственности

и заботы, школа самовоспитания и обучения важнейшим организаторским умениям, прежде всего умению строить личную и общую перспективу «завтрашней радости» - ближнюю, среднюю, дальнюю.

Перспективное планирование включает в себя:

- поиск и выбор важнейших дел или серии дел на пользу и радость своему коллективу, окружающим людям, определении постоянных дел-поручений;

- поиск и выбор героя, исторических фактов, которые будут изучаться всеми членами коллектива и станут примером и образцом в повседневной работе и самовоспитании;

- поиск и утверждение традиций, обычаев, организующих любые стороны коллектива.

Для того чтобы каждый член коллектива стал активным участником перспективного планирования, можно использовать такие формы работы:

- разведка дел по различным маршрутам;

- копилка интересных предложений;

- анкета «Хочу, чтоб было так» или «Думаю, мечтаю, предлагаю», или сочинения на подобную тему;

- выпуск газеты-«молнии» с предложениями в план работы;

- журнал-эстафета, помогающая сделать анализ прожитого периода и спланировать дела на завтра;

- конкурс между коллективами на лучшее предложение о жизни коллектива;

- фестиваль рисованных фильмов;

- смотры дружбы между коллективами.

План общих дел коллектива на определенный очередной срок (месяц, четверть) составляется на общем собрании. Здесь определяется, кто будет участвовать в деле (весь коллектив или микроколлективы), коллективы по желанию или сводные коллективы (добровольные объединения), кто будет организатором: совет дела, инициативная группа или командир сводного коллектива, совместно с кем будет сделано дело и для кого.

В плане каждого коллектива должны быть:

- дела для каждого коллектива (школы, класса);

- для окружающих людей, города, района и т.д.;

- для далеких друзей.

Дело должно быть продумано всесторонне, в итоге необходимо определить:

- Что сделаем?

- Для кого сделаем?

- Кто участвует?

- С кем сделаем?

- Кто организует?

- Когда сделаем?

- Где сделаем?

 

 

Трудовые коллективные дела

Трудовое и экономическое воспитание школьников – это не новая отрасль педагогики. Не новый раздел школьной программы. Но это то, без чего нигде не может быть нормального воспитания детей. И все хорошо понимают, что главная причина, заставляющая так внимательно относиться к труду ребят, заключается вовсе не в том, что взрослые, производящие материальные ценности, не могут обойтись без их помощи. Главное в том, что, трудясь на благо людей, ребенок растет гражданином своей страны.

Создавая и воплощая замысел трудовых дел (акций, операций, десантов, субботников, воскресников), дети под руководством взрослых применяют знания, умения, навыки, полученные в школе и во внешкольных занятиях, дополняют, расширяют и обогащают этот опыт. Они все время ищут ответы на вопросы-задачи: «Кому мы поможем?», «Для чего и ради кого будем делать это дело?».


СЛОВАРЬ трудовых дел:

ателье мелкого ремонта                             аукцион трудовых сюрпризов

встречи с людьми труда                            благоустройство (школы, общежития и т.п.)

выставка трудовых достижений               гайдаровский рейд

город трудовых мастеров                          трудовая охота

дежурство                                                    день (неделя, месячник) трудовых подарков

дело по «секрету»                                       день самостоятельности

зеленый патруль                                         защита профессии

клуб умельцев-волшебников                     клуб юных техников, изобретателей

конкурс детского мастерства                    конструкторское бюро

летопись трудовой славы                          мастерская по ремонту шк.инвентаря (игрушек)

трудовой рейд                                             операции («Зеленая аптека», «Живи, книга»)

трудовой рейд                                             профессиональные праздники календаря

трудовая вахта                                            сбор вторсырья

штаб заботы о школе                                   «фабрика» игрушек

экскурсия на производство                        эстафета трудовых дел

 


Досуговые коллективные дела

Многие формы КТД, упомянутые выше, имеют прямое отношение к досугу детей. И познавательные, и трудовые, и спортивные, и художественные. Все, что дети делают в свое удовольствие, добровольно, есть их досуговая деятельность. И все-таки есть особые игры, детские забавы, затеи, потехи, которые являются коллективными досуговыми делами. Их роль неоценима. Они – действенная сфера самовоспитания, ибо все внешние требования, которые предъявляют к ним взрослые, дети предъявляют к себе сами. Эти КТД несут заряд веселья, улыбки, радости, что уже делает их педагогически ценными. Досуг ребят должен быть полноправным видом деятельности, равным всем остальным.

 

СЛОВАРЬ досуговых коллективных дел:

 

аукцион забав                                                  академия веселых наук

бал (новогодний, летний, ситцевый, литературный, осенний, цветов и др.)

бал Терпсихоры                                               базар головоломок

баталия бумажных корабликов                      бюро предложений по делам развлечений

вечер легенд                                                     вечер-путешествие

вечер веселых вопросов (сюрпризов, мистификаций, затейников и др.)

веселая дуэль                                                    вечеринка

веселое пятиборье                                            взятие песочного городка

«выпускной» бал                                             «голубая лампа» семейного чтения

день рекордов Гиннеса                                      день веселого двора

дискотека                                                          день веселых испытаний

день фантазера                                                 «Ералаш»

загородная массовка                                        «завалинки»

затейник (устный, настенный)                        игродискотека

игры (спортивные, народные, подвижные, развивающие)

задушевный разговор                                       игровая сюита

игры строительные (конструкторские, познавательные, музыкальные, хороводные, шуточные, драматизированные, режиссерские, сюжетно-ролевые и др.)

«капустник»                                                       карнавал

клуб выходного дня                                          клуб коллекционеров (меломанов и др.)

конкурсы (бального танца, «Алло, мы ищем таланты!», песочных архитекторов, «Шерлок Холмсов», «Робин Гудов», «Мюнхгаузенов», «Дон-Кихотов», карикатуристов, веселой пантомимы, фантазеров, смекалки, малых хоров, «Несмеяна» и т.д.)

конкурс юмора и сатиры                                 «корзина со сказками»

коллективный выход в театр (кино, филармонию, выставки)

комический цирк                                              коллективный рассказ в картинках

конкурс «Мисс лето»                                       лотерея

музыкальный киоск                                            «магазин Плюшкина»

массовка                                                             музей «Заходи, глазей»

«Огонек»                                                            парад войск будущего

пир-бал именинников                                            посиделки

панорама творческих дел                                  пресс-бой                                                                       праздники (бумажного змея, русской березы, цветов, игры-игрушки, Нептуна и т.п.) «песочный город»                                             турнир «Яблочко»

ребусник                                                             состязание юмористов

творческие объединения («чудаки», «Райкины») рыбалка

турнир (гидов, затейников, знатоков)              ринг

рыцарский турнир                                            турнир бумажных голубей

хит-парад                                                           хоровод друзей

цирк из газетной бумаги                                  цирк на воде

чаепитие                                                            час импровизаций

час инсценировки                                             чемпионат веселого мяча

шуточная картинная галерея                           школьное кафе

шумовой оркестр                                              эстафета веселых экспромтов

эстафета веселых занятий                               ярмарка забав и развлечений                                                                    экспедиция за сказками (играми,забавами,пословицами,поговорками,загадками,обрядами)

юморина                                                            ярмарка народной мудрости

 

ЧОУ «Гимназия «Грейс»

МО «Классных руководителей»

К О Н С У Л Ь Т А Ц И И Д Л Я К Л А С С Н ЫХ

Р У К О В О Д И Т Е Л Е Й

 

 

Методические рекомендации

По организации и проведению

коллективных творческих дел(КТД):

(методика проведения, виды и формы,

Сценарии мероприятий)

                                  

 

 

                                     

                                                                

 

Содержание

                                       

1. Коллективная творческая деятельность (КТД) – основное средство воспитания .... 2

2. Методика организации и проведения коллективных творческих дел.

    2.1. Этапы разработки КТД ..………………………………………………………….....2

    2.2. Варианты разработки КТД ……………………………………………………….....3

    2.3. Методика коллективного планирования…………………………………………... 3

    2.4. Роль взрослых в организации и проведении КТД ………………………………....4  

3. Виды и формы КТД

    3.1. Общественно-политические коллективные дела ……………………………….....5

    3.2. Трудовые коллективные дела …………………………………………………….....6                  

    3.3. Познавательные коллективные дела ………………………………………………..7

    3.4. Экологические коллективные дела ………………………………………………....7

    3.5. Спортивные коллективные дела …………………………………………………….8

    3.6. Художественные коллективные дела ……………………………………………… 9

    3.7. Досуговые коллективные дела ………………………………………………………9

    3.8. КТД нравственного содержания ………………………………………………… 10

4. Работа с активом …………………………………………………………………………11

5. Заключение ……………………………………………………………………………….12

 

    Литература ………………………………………………………………………………..13

    Приложение. Разработки проведенных КТД………………………………………… 14

 

 

КОЛЛЕКТИВНАЯ ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (КТД) –

            ОСНОВНОЕ СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ

 

Одним из эффективных средств развития детского коллектива в школе является коллективная творческая деятельность (КТД). Наиболее подробно методика ее организации разработана в 60-х годах уже прошлого века ленинградским ученым

И.П. Ивановым и группой его единомышленников, но с успехом используется многими образовательными учреждениями и в наше время. Ими была выдвинута идея «Педагогики общей заботы», концепция сотрудничества, которая выходит на признание самоценности каждого ребенка. В основе ее лежат следующие принципы: социально- полезнаянаправленность деятельности детей и их наставников, сотрудничество детей и взрослых, многоролевой характер и романтизм форм деятельности, творчество.

Коллективные творческие дела – это не «воспитательные мероприятия» в привычном виде: сущность и воспитательные возможности КТД неизмеримо глубже и богаче. Каждое коллективное творческое дело есть проявление практической заботы воспитанников и воспитателей об улучшении окружающей и своей жизни.

Коллективное творческое планирование, коллективные творческие дела – познавательные, трудовые, организаторские, спортивные – это то, что делает общую жизнь старших и младших, воспитателей и воспитанников полнокровной. Здесь и забота о своем коллективе, и друг о друге, и об окружающих людях, и о далеких друзьях. Поэтому это дело, жизненно важное, общественно необходимое дело.

Оно – коллективное, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается совместно воспитанниками и воспитателями – как младшими, так и старшими.

Оно - творческое, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается каждый раз в новом варианте, в результате поиска лучших способов, средств решения определенных жизненно важных задач.

Через коллективную творческую деятельность происходит развитие коллективистских основ жизни, самостоятельности, инициативы ребят, самоуправления, активного гражданского отношения к другим людям, миру. КТД является способом организации яркой, наполненной трудом и игрой, совместным творчеством и личной радостью, жизни. И чем полнее, богаче жизненное содержание коллективного творческого дела, тем сильнее его воспитательный эффект в плане формирования мировоззрения, нравственного, трудового, эстетического, умственного и физического воспитания.

 

 

                 2. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ КТД

Этапы разработки КТД

Каждое коллективное творческое дело разрабатывается коллективно в определенной последовательности.

I этап – предварительная работа коллектива (учитель или воспитатель определяют конкретные воспитательные задачи КТД, намечают исходные направляющие действия, увлекают детей радостной перспективой интересного и полезного дела, творческим поиском решения нескольких важных задач – вопросов).

II этап – коллективное планирование (сбор-старт, работа в микрогруппах по планированию КТД).

III этап – коллективная подготовка КТД.

IV этап - проведение КТД.

V этап - коллективное подведение итогов КТД (что было хорошо? что не получилось? почему? как сделать, чтобы было лучше?).

VI этап – стадия ближайшего воздействия КТД (реализация выводов и предложений при подведении итогов проделанной работы; часто является стартом нового КТД).

 

Варианты разработки КТД

 Существуют разные варианты разработки КТД.

Вариант 1.

1). Из копилки имеющихся дел на общем собрании и (сборе) коллектива выбирается одно. Проводится «мозговая атака», целью которой является определение задач и некоторых очертаний предстоящего дела. Каждый может вносить любое, самое фантастическое предложение.

2). Для составления окончательного варианта проведения дела и руководства его ходом избирается совет в количестве 5-7 человек. Он вовлекает в творческий процесс весь коллектив, распределяет задания между микроколлективами, контролирует их выполнение.

 Вариант 2.

   1). Создается инициативная группа, которая выбирает одно из дел и разрабатывает примерный порядок его проведения.

2). Она вносит предложение на общем собрании (сборе) о возможном варианте дела, доказывает, убеждает, поднимает интерес к нему. На собрании (сборе) проект обсуждается, дорабатывается, вносятся новые предложения, избирается «совет дела» (им может быть самая они инициативная группа или другие ребята).

3). «Совет дела» вырабатывает окончательный вариант плана, руководит подготовкой и проведением дела через задания микроколлективам.

Вариант 3. (конкурсный вариант)

1). Актив отряда, воспитатель или старший товарищ, друг коллектива, вносят предложение о проведении того или иного мероприятия из плана работы коллектива или копилки дел.

2). Организуются творческие группы (микроколлективы), каждая из которых за определенное время должна выработать свой порядок проведения дела. Получается, что тем самым они участвуют в конкурсе на лучший вариант предстоящего дела.

3). Общее собрание (сбор) заслушивает предложения творческих групп, выбирает «совет дела», который вырабатывает окончательный вариант, руководит подготовкой и проведением дела через задания микроколлективам.

 

   Могут существовать и другие варианты подготовки и проведения дела, но все они имеют общую логику: от предложения каждого – к общему мнению, сами планируем, сами готовим, сами проводим, сами анализируем.

Для любого варианта обязательным является анализ проведенного дела, когда на общем собрании (сборе) все – от членов «совета дела» до «рядовых» участников – размышляют над удачами, анализируют причины недостатков и определяют себе уроки на будущее.

 

 

2.3. Методика коллективного планирования

 

Остановимся более подробно на методике коллективного планирования.

Коллективное планирование – это тоже творческое дело. Оно обеспечивает каждого в обсуждении и определении перспектив, поиске и выборе общих дел на новый период, в разработке конкретного плана этих дел.

Коллективное планирование для каждого участника – это школа ответственности

и заботы, школа самовоспитания и обучения важнейшим организаторским умениям, прежде всего умению строить личную и общую перспективу «завтрашней радости» - ближнюю, среднюю, дальнюю.

Перспективное планирование включает в себя:

- поиск и выбор важнейших дел или серии дел на пользу и радость своему коллективу, окружающим людям, определении постоянных дел-поручений;

- поиск и выбор героя, исторических фактов, которые будут изучаться всеми членами коллектива и станут примером и образцом в повседневной работе и самовоспитании;

- поиск и утверждение традиций, обычаев, организующих любые стороны коллектива.

Для того чтобы каждый член коллектива стал активным участником перспективного планирования, можно использовать такие формы работы:

- разведка дел по различным маршрутам;

- копилка интересных предложений;

- анкета «Хочу, чтоб было так» или «Думаю, мечтаю, предлагаю», или сочинения на подобную тему;

- выпуск газеты-«молнии» с предложениями в план работы;

- журнал-эстафета, помогающая сделать анализ прожитого периода и спланировать дела на завтра;

- конкурс между коллективами на лучшее предложение о жизни коллектива;

- фестиваль рисованных фильмов;

- смотры дружбы между коллективами.

План общих дел коллектива на определенный очередной срок (месяц, четверть) составляется на общем собрании. Здесь определяется, кто будет участвовать в деле (весь коллектив или микроколлективы), коллективы по желанию или сводные коллективы (добровольные объединения), кто будет организатором: совет дела, инициативная группа или командир сводного коллектива, совместно с кем будет сделано дело и для кого.

В плане каждого коллектива должны быть:

- дела для каждого коллектива (школы, класса);

- для окружающих людей, города, района и т.д.;

- для далеких друзей.

Дело должно быть продумано всесторонне, в итоге необходимо определить:

- Что сделаем?

- Для кого сделаем?

- Кто участвует?

- С кем сделаем?

- Кто организует?

- Когда сделаем?

- Где сделаем?

 

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 354.