Локальная смета (локальный сметный расчет) - сметный документ, на основании которого определяется сметная стоимость отдельных видов работ и расходов на строительство объекта.
Согласно Инструкции № 51 локальные сметы (локальные сметные расчеты) составляются на отдельные виды работ, предусмотренные проектной документацией, и включают нормы затрат труда рабочих и машинистов в человеко-часах, нормы времени эксплуатации машин и механизмов в машино-часах, нормы расхода материалов, изделий и конструкций в физических единицах измерения и их стоимостное выражение, а также других расходов, относимых на строительство объекта.
Сметная стоимость строительно-монтажных работ (СС), определяемая в составе локальных смет состоит из прямых затрат (ПЗ), общехозяйственных и общепроизводственных расходов (ОХР и ОПР), плановой прибыли (ПП), то есть:
СС = ПЗ + ОХРиОПР + ПП.
Сметная стоимость прямых затрат формируется из основной заработной платы рабочих (ОЗП), стоимости материалов, изделий и конструкций (М), транспортно-заготовительных расходов (ТЗ), стоимости затрат на эксплуатацию строительных машин (ЭММ), то есть
Пз = ОЗП + М + ТЗ + ЭММ.
Локальные сметы являются первичными сметными документами и составляются на общестроительные, санитарно-технические и специальные строительные работы по зданиям и сооружениям или по общеплощадочным работам на основе объемов, определенных при разработке рабочего проекта, рабочей документации (рабочих чертежей).
Применительно к особенностям отдельных видов строительства, специализации подрядных организаций, структуре проектной документации локальные сметы (локальные сметные расчеты) составляются:
по зданиям и сооружениям:
- на общестроительные работы, специальные строительные работы (фундаменты под оборудование, специальные основания, обмуровку и изоляцию оборудования и трубопроводов, химические защитные покрытия, каналы, промышленные печи и трубы, гидромеханизированные, горнопроходческие, горно-вскрышные и другие работы), внутренние санитарно-технические работы (водопровод, канализация, отопление, вентиляция, кондиционирование воздуха и др.), на сети внутренней телефонизации, радиофикации, газификации, телевидения, на внутреннее электрическое освещение, электросиловые установки, технологическое и другие виды оборудования, контрольно-измерительные приборы (КИП) и автоматику, автоматизированные системы управления, промышленную связь, приобретение производственного, хозяйственного инвентаря и мебели и на другие работы;
по общеплощадочным работам:
- на вертикальную планировку, устройство инженерных сетей, подъездных и межцеховых путей и дорог, благоустройство и озеленение территории, малые архитектурные формы и другие.
Объемы работ при составлении локальных смет определяются на основании проектной документации или на основе описи работ (дефектного акта) согласно сметным нормам и правилам подсчета объемов работ.
Сметная стоимость, определенная по локальным сметам, включает в себя основную заработную плату рабочих, стоимость эксплуатации строительных машин и механизмов, в составе которой указывается заработная плата машинистов, стоимость материалов, изделий и конструкций, и транспортно-заготовительные расходы, стоимость оборудования, мебели, инвентаря, общепроизводственные и общехозяйственные расходы и плановую прибыль.
Локальные сметы (локальные сметные расчеты) составляются по форме согласно приложению 1 к Инструкции № 51 и включают в себя сметную стоимость ресурсов, цены на которые определяются в следующем порядке:
1. цена одного человеко-часа определяется по данным Национального статистического комитета о номинальной начисленной среднемесячной заработной плате по строительству на первое число месяца, предшествующего дате разработки сметы, в среднем по республике (за исключением г. Минска) и нормативного рабочего времени 170 часов в месяц, для строительства в г. Минске – по среднемесячной заработной плате для г. Минска. Данная среднемесячная заработная плата принимается как заработная плата рабочего четвертого разряда;
При разработке сметной документации заработная плата определяется как произведение трудозатрат на часовую тарифную ставку, соответствующую среднему разряду рабочих по данной работе.
Средний разряд работ и нормы затрат труда приведены в таблицах сборников нормативов расходов ресурсов.
Данная среднемесячная заработная плата принимается как заработная плата рабочего четвертого разряда с последующим пересчетом на основании межразрядных коэффициентов, принимаемых в соответствии с приложением 2 к Методическим рекомендациям № 457. Данное приложение представлено в таблице 1 данных методических рекомендаций.
Таблица 1- Межразрядные расчетные коэффициенты для определения стоимости затрат труда рабочих на основании стоимости одного человеко-часа 4 разряда
Разряд | Коэффициент | Разряд | Коэффициент | Разряд | Коэффициент |
1,0 | 0,6369 | 6,0 | 1,2102 | 10,1 | 1,5904 |
2,0 | 0,7389 | 6,1 | 1,2184 | 10,2 | 1,6013 |
2,1 | 0,7510 | 6,2 | 1,2268 | 10,3 | 1,6121 |
2,2 | 0,7631 | 6,3 | 1,2350 | 10,4 | 1,6229 |
2,3 | 0,7752 | 6,4 | 1,2433 | 10,5 | 1,6338 |
2,4 | 0,7872 | 6,5 | 1,2516 | 10,6 | 1,6446 |
2,5 | 0,7993 | 6,6 | 1,2599 | 10,7 | 1,6554 |
2,6 | 0,8114 | 6,7 | 1,2681 | 10,8 | 1,6662 |
2,7 | 0,8236 | 6,8 | 1,2764 | 10,9 | 1,6771 |
2,8 | 0,8357 | 6,9 | 1,2847 | 11,0 | 1,6879 |
2,9 | 0,8478 | 7,0 | 1,2930 | 11,1 | 1,7000 |
3,0 | 0,8599 | 7,1 | 1,3019 | 11,2 | 1,7121 |
3,1 | 0,8739 | 7,2 | 1,3108 | 11,3 | 1,7242 |
3,2 | 0,8879 | 7,3 | 1,3197 | 11,4 | 1,7363 |
3,3 | 0,9019 | 7,4 | 1,3286 | 11,5 | 1,7484 |
3,4 | 0,9159 | 7,5 | 1,3376 | 11,6 | 1,7605 |
3,5 | 0,9299 | 7,6 | 1,3465 | 11,7 | 1,7726 |
3,6 | 0,9439 | 7,7 | 1,3554 | 11,8 | 1,7847 |
3,7 | 0,9579 | 7,8 | 1,3643 | 11,9 | 1,7968 |
3,8 | 0,9719 | 7,9 | 1,3732 | 12,0 | 1,8089 |
3,9 | 0,9859 | 8,0 | 1,3822 | 12,1 | 1,8216 |
4,0 | 1,0000 | 8,1 | 1,3918 | 12,2 | 1,8344 |
4,1 | 1,0102 | 8,2 | 1,4013 | 12,3 | 1,8471 |
4,2 | 1,0204 | 8,3 | 1,4109 | 12,4 | 1,8599 |
4,3 | 1,0306 | 8,4 | 1,4204 | 12,5 | 1,8726 |
4,4 | 1,0408 | 8,5 | 1,4300 | 12,6 | 1,8853 |
4,5 | 1,0509 | 8,6 | 1,4395 | 12,7 | 1,8981 |
4,6 | 1,0611 | 8,7 | 1,4491 | 12,8 | 1,9108 |
4,7 | 1,0713 | 8,8 | 1,4586 | 12,9 | 1,9236 |
4,8 | 1,0815 | 8,9 | 1,4682 | 13,0 | 1,9363 |
4,9 | 1,0917 | 9,0 | 1,4777 | 13,1 | 1,9497 |
5,0 | 1,1019 | 9,1 | 1,4879 | 13,2 | 1,9630 |
5,1 | 1,1127 | 9,2 | 1,4981 | 13,3 | 1,9764 |
5,2 | 1,1236 | 9,3 | 1,5083 | 13,4 | 1,9898 |
5,3 | 1,1344 | 9,4 | 1,5185 | 13,5 | 2,0032 |
5,4 | 1,1452 | 9,5 | 1,5287 | 13,6 | 2,0165 |
5,5 | 1,1561 | 9,6 | 1,5388 | 13,7 | 2,0299 |
5,6 | 1,1668 | 9,7 | 1,5490 | 13,8 | 2,0433 |
5,7 | 1,1752 | 9,8 | 1,5592 | 13,9 | 2,0566 |
5,8 | 1,1885 | 9,9 | 1,5694 | 14,0 | 2,0700 |
5,9 | 1,1993 | 10,0 | 1,5796 | 15,0 | 2,2165 |
Исходные данные о номинальной начисленной среднемесячной заработной плате работников строительства по областям и городу Минску принимаются по данным Национального статистического комитета Республики Беларусь.
Ежемесячно организациям доводится информация РНТЦ об исходных данных для составления сметной документации в соответствии с Инструкцией № 51(приложение № 4).
Например, исходные данные для расчета текущих цен:
- затрат труда на 1 апреля2017 года:
стоимость человеко-часа рабочего 4-го разряда составляет:
в среднем по республике – 4,15руб.;
по г. Минску – 5,24 руб.
- затрат труда на 1 март 2017 года:
стоимость человеко-часа рабочего 4-го разряда составляет:
в среднем по республике – 4,19руб.;
по г. Минску – 5,29 руб.
2. цена одного машино-часа определяется на основании цен, рассчитываемых по перечню машин и механизмов, приведенных в нормативах расхода ресурсов, с учетом данных мониторинга. Стоимость одного машино-часа машин и механизмов, отсутствующих в перечне нормативов расхода ресурсов, определяется расчетным путем.
Текущие цены эксплуатации строительных машин определяются на один машино-час с выделением (в том числе) заработной платы рабочих, управляющих строительными машинами.
Республиканским унитарным предприятием «Республиканский научно-технический центр по ценообразованию в строительстве» формируется республиканская нормативная база текущих цен одного маш.-часа эксплуатации строительных машин в расчетном уровне цен.
Текущие цены расчетного периода оформляются в виде сборника, содержащего текущую цену, код, наименование, технические характеристики строительных машин, и доводятся до организаций-разработчиков проектной документации на договорных условиях.
В соответствии с пунктом 1 указа Президента РБ от 26.03.2007 № 138 на территории Республики Беларусь освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость обороты по реализации работ по строительству и ремонту объектов жилищного фонда, гаражей и автомобильных стоянок. Соответственно при определении стоимости строительства этих объектов цены на ресурсы (материалы, изделия и конструкции эксплуатация машин и механизмов) принимаются по цене с НДС.
3. цена материалов определяется на основании базы текущих цен, по данным РНТЦ с учетом данных мониторинга. При отсутствии данных мониторинга по ценам на материальные ресурсы – по текущим ценам производителя материалов на территории республики, а в случае отсутствия производителя – поставщика материалов.
На материалы для работ, выполнение которых в соответствии с законодательством освобождено от налога на добавленную стоимость, налог на добавленную начисляется на стоимость материалов с применением коэффициента, равного (100 + К) / 100, где К – ставка налога в % в установленном законодательством размере.
4. В соответствии с п. 2.5 НРР 8.01.104-2017 транспортные расходы, включая заготовительно-складские расходы, по доставке материалов от предприятий-изготовителей и (или) поставщиков до приобъектного склада объекта строительства, определяются от стоимости строительных материалов по процентной норме по трем зонам строительства по видам материалов в размерах,приведенных в таблицах 2 и 3:
Таблица 2 - Нормы затрат на транспортные расходы от стоимости материалов по трем зонам строительства по видам материалов ,%
Наименования материалов, изделий и конструкций | Зоны строительства | ||
1-я зона | 2-я зона | 3-я зона | |
Металлические конструкции и изделия | 2.58 | 2.87 | 2.65 |
Материалы и изделия для сантехнических работ | 2.21 | 2.56 | 2.30 |
Материалы для электромонтажных и специальных работ | 2.17 | 2.44 | 2.24 |
Материалы для строительных работ общего назначения | 3.15 | 5.00 | 3.60 |
Материалы для буровых и горнопроходческих работ | 2.22 | 2.59 | 2.32 |
Материалы для строительства железных дорог и трамвайных путей | 2.29 | 2.77 | 2.41 |
Материалы для строительства метрополитена и тоннелей | 2.18 | 2.46 | 2.26 |
Изделия и конструкции железобетонные | 6.62 | 14.17 | 8.62 |
Смеси товарные | 13.56 | 32.43 | 17.66 |
Кирпич | 10.40 | 24.08 | 13.87 |
Изделия из легкого бетона | 5.59 | 11.45 | 7.08 |
Трубы и детали трубопроводные, за исключением железобетонных труб | 3.76 | 4.19 | 3.87 |
К городскому строительству (код зоны - 1) относится строительство объектов в пределах территории городов областного и районного подчинения.
К строительству в сельской местности (код зоны - 2) -строительство объектов в пределах территорий областей, районов и территориальных единиц, за исключением территорий городов областного и районного подчинения и г. Минска.
К строительству в г. Минске (код зоны - 3) - строительство объектов в пределах территории г. Минска.
При изменении категории городов, населенных пунктов и территориальных единиц, а также их границ, по объектам, на которых начаты строительно-монтажные работы, проектно-сметная документация пересчету не подлежит.Перечень городов, относимых к зоне строительства 1приведен в приложении Б, таблицы Б.1 НРР 8.01.104-2017 и таблице 4.
Таблица 4 - Перечень городов, относимых к зоне строительства -1
Наименование городов | Наименование городов |
Брест | Жлобин |
Барановичи | Гродно |
Кобрин | Лида |
Пинск | Слоним |
Витебск | Жодино |
Новополоцк | Молодечно |
Полоцк | Борисов |
Орша | Слуцк |
Гомель | Солигорск |
Мозырь | Могилев |
Светлогорск | Бобруйск |
Речица |
Расходы по перевозке грунта, строительных отходов (строительного мусора) включаются в локальные сметы в статью транспортные расходы и определяются исходя из их массы (в тоннах), расстояния (в километрах) и тарифов на перевозкугрузов.
5. стоимость оборудования, мебели, инвентаря определяется на основании спецификаций, входящих в состав проектной документации, исходных данных заказчика, в том числе содержащих текущие цены, включающих отпускную цену с учетом стоимости запасных частей и средств на тару и упаковку. В стоимость оборудования включаются расходы, связанные с приобретением, хранением и транспортировкой, на основании данных о расстоянии перевозок и соответствующих тарифах. При отсутствии данных о расстоянии перевозок и тарифах расходы, связанные с приобретением, хранением и транспортировкой, определяются в размере 2 % от стоимости оборудования.
При этом спецификации на мебель, инвентарь и принадлежности разрабатываются в соответствии с действующими, утвержденными в установленном порядке нормами, в том числе санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами, и должны предусматривать мебель, инвентарь и принадлежности, соответствующие функциональному назначению объекта;
Стоимость материалов и оборудования, поставляемых по контрактам из-за пределов Республики Беларусь, определяется исходя из контрактной цены с приведением в текущие цены по курсам иностранных валют, устанавливаемых Национальным банком Республики Беларусь.
Определение расходов по доставке материалов, оборудования, мебели, инвентаря, поставляемых по контрактам из-за пределов Республики Беларусь, в случае, когда контрактом предусмотрена доставка его до государственной границы, от государственной границы до строительной площадки, производится в установленном порядке, как и для оборудования, производимого в Республике Беларусь;
6. общехозяйственные и общепроизводственные расходы определяются по процентной норме, утверждаемой Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь от заработной платы рабочих и машинистов. В приложении 3 к данному методическому пособию приведены нормы общехозяйственных и общепроизводственных расходов, утвержденные постановлением Минстройархитектуры от 23.12.2011 № 59, ежегодно нормы данных расходов корректируются (в редакции постановления МАиС от 30.12.2016 № 32). При составлении сметной документации к нормам общехозяйственных и общепроизводственных расходов следует применять поправочные коэффициенты, предусмотренные примечаниями к таблице норм расходов, которые доводятся ежемесячно в составе нормообразующей базы (см. приложение 4).
7. плановая прибыль определяется по процентной норме, утверждаемой Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь, от заработной платы рабочих и машинистов. В приложении 3к данному методическому пособию приведены нормы плановой прибыли, утвержденные постановлением Минстройархитектуры от 23.12.2011 № 59(в редакции постановления МАиС от 30.12.2016 № 32). При составлении сметной документации к нормам плановой прибыли следует применять поправочные коэффициенты, предусмотренные примечаниями к таблице норм расходов, которые доводятся ежемесячно в составе нормообразующей базы (см. приложение 4).
Дата: 2018-11-18, просмотров: 498.