Имущество, принадлежащее такому гражданину, если необходимо постоянное управление им передается в доверительное управление.Прекращаются обязательства, тесно связанные с личностью безвестно отсутствующего. Супруга безвестно отсутствующего вправе расторгнуть с ним брак в упрощенном порядке через органы записи актов гражданского состояния.
Объявление умершим предполагает не только безвестное отсутствие лица, но и наличие обстоятельств, которые дают основание предполагать, что гражданина уже нет в живых (несчастный случай, военные действия).
Дела о признании гражданина безвестно отсутствующим и об объявлении гражданина умершим имеют много общего в своем фактическом составе, однако последние более сложны по своей правовой характеристике.
Суд может объявить гражданина умершим, если в месте его постоянного жительства нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, – в течение шести месяцев.
Военнослужащий или иной гражданин, пропавший без вести в связи с военными действиями, может быть объявлен судом умершим не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий.2
Объявления граждан умершими следует отличать от аналогичных юридических категорий в делах по установлению юридического факта смерти лица в определенное время и при определенных обстоятельствах, а также от установления юридического факта регистрации смерти.
Четкое разграничение этих различных правовых явлений имеет существенное значение для правильного рассмотрения и разрешения этих дел в судебной практике.
Дела о признании граждан безвестно отсутствующими или объявлении граждан умершими рассматриваются судьей единолично в порядке особого производства в суде общей юрисдикции с обязательным участием прокурора, который обязан осуществлять надзор за соблюдением законов, а также прав и интересов лица, признаваемого безвестно отсутствующим или умершим.
С заявлением в суд должны обратиться заинтересованные лица, к которым относятся члены семьи, общественные объединения, орган опеки и попечительства, другие лица, интересы которых затрагиваются фактом отсутствия гражданина. В первую очередь к заинтересованным лицам можно отнести супруга.
Судья при подготовке дела к судебному разбирательству согласно ст. 278 ГПК РФ выясняет, кто может сообщить сведения об отсутствующем гражданине, а также запрашивает соответствующие организации по последнему известному месту жительства, месту работы отсутствующего гражданина, органы внутренних дел, воинские части об имеющихся о нем сведениях.3
Решение суда, которым гражданин объявляется умершим, выносится судом в совещательной комнате и является основанием для внесения органом записи актов гражданского состояния записи о смерти этого гражданина в книгу государственной регистрации актов гражданского состояния.
Последствия вынесения судом решения об объявлении гражданина умершим специально законом не предусмотрены, поскольку они должны совпадать с теми, что имеют место при смерти гражданина:
-открывается наследство в имуществе гражданина, объявленного умершим;
-прекращается брак и обязательства, которые носят личный характер. Однако полного тождества последствий, разумеется, нет.
Существуют два основания для отмены решения суда о признании гражданина безвестно отсутствующим:
-явка гражданина;
-обнаружение места его пребывания.
Новое решение суда является соответственно основанием для отмены управления имуществом гражданина и для аннулирования записи о смерти в книге государственной регистрации актов гражданского состояния (ст. 280 ГПК).
Однако отмена судебного решения об объявлении гражданина умершим не может восстановить некоторые его права.
Так, если супруг вступил в новый брак (ст. 26 СК РФ), то брачные отношения не могут быть остановлены, имущество, перешедшее по наследству, могло не сохраниться.4
«Реалии современной российской жизни делают актуальной задачу обновления и уточнения многих норм, образующих институт объявления гражданина безвестно отсутствующим или умершим», – считают ученые[6]
Безвестное отсутствие гражданина – это совокупность фактов, исследованных и установленных судом и дающих основание признать гражданина безвестно отсутствующим.
Правовой статус – это совокупность прав и обязанностей лица. И если гражданин признан безвестно отсутствующим или объявлен умершим, то его правовой статус относителен, поскольку судебная практика и гражданское законодательство не исключают, что этот гражданин может фактически находиться в живых и иметь полный правовой статус, однако об этом ни суду, ни заявителю неизвестно и в силу решения суда об объявлении гражданина умершим его правосубъектность прекращается.
Наступает определенность в правовом статусе тех лиц, которые состояли с лицом безвестно отсутствующим в различных правоотношениях. Такое определение сущности института признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления умершим является наиболее полным, правильно раскрывающим его правовое содержание.
В случае длительного отсутствия гражданина в месте его постоянного проживания и неизвестности места его нахождения возникает юридическая неопределенность, последствиями которой может стать ущемление прав других участников правоотношений.
С целью устранения неопределенности в субъекте отношений, суд не исходит из предположений о жизни, либо смерти гражданина, а просто констатирует факт безвестного отсутствия, а также заинтересованные лица могут обратиться в соответствующие государственные органы и добиться устранения неопределенности в правовых отношениях, участником которых значится отсутствующее лицо, либо свести к минимуму отрицательные последствия такой неопределенности.
В Российской Федерации действует система послеявочной давности. Любое заинтересованное лицо (наследники, казна, кредиторы) могут просить суд о публикации в СМИ о безвестно отсутствующем и принятии мер к сохранности его имущества.
Одним из вопросов, вызывающих некоторые затруднения на практике, является вопрос определения и установления фактических обстоятельств безвестного отсутствия. В юридической литературе середины – конца XX века понятие сущности безвестного отсутствия гражданина оспаривалось рядом авторов.
Считается, что отдельные положения ст. 42 ГК РФ нуждаются в дальнейшем исследовании.
Так, в данной статье указано, что суд может признать гражданина безвестно отсутствующим. Следовательно, это положение закона имеет диспозитивный характер и из него не следует, что суды в любых случаях обязаны устанавливать обстоятельства, указанные в этой статье, и признавать гражданина безвестно отсутствующим.
Если у суда имеются данные о том, что лицо умышленно скрывает сведения о своем месте пребывания в целях получения пенсии по потери кормильца, льгот и субсидий по коммунальным платежам, а также получения других материальных выгод, уклонения от уплаты алиментов, избежания уголовной либо иной ответственности, то он не должен признавать этого гражданина безвестно отсутствующим.
В связи с этим представляется целесообразным дополнить ст. 42 ГК РФ положением о том, что суд не может признать гражданина безвестно отсутствующим, если установит, что лицо умышленно скрывает сведения о себе. Это будет способствовать правильному разрешению дел и укреплению законности в гражданском процессе.
В гражданском законодательстве (ст. 42 ГК РФ) предусматривается исчисление начала срока безвестного отсутствия и ничего не говорится об его окончании. Поэтому целесообразно в законе указать, что гражданин может быть признан безвестно отсутствующим, если о нем нет известий в месте его постоянного жительства в течение года, предшествовавшего обращению в суд.
Хотелось бы отметить, что в ст. 42 ГК РФ говорится об отсутствии сведений о гражданине в месте его жительства. Такое положение ориентирует суды на формальный подход к делу. Судья обязан при подготовке дела к судебному разбирательству всесторонне изучить и принять все меры к установлению местонахождения гражданина, получению о нем сведений из любых допустимых законом источников, например из переписки его с родственниками или друзьями, сослуживцами. Но эти лица могут и не находиться в месте постоянного жительства безвестно отсутствующего.
Таким образом, фактический состав безвестного отсутствия должен включать следующие обстоятельства, при установлении которых суд может признать гражданина безвестно отсутствующим:
-отсутствие в течение года, предшествовавшего обращению в суд, сведений о гражданине по месту постоянного, а также предполагаемого нахождения безвестно отсутствующего;
-невозможность для суда и всех заинтересованных лиц всеми законными средствами получить сведения об отсутствующем гражданине;
-отсутствие у суда данных о том, что указанное лицо скрывается преднамеренно;
-наличие у заявителя гражданско-правовой цели, которая может быть достигнута путем судебного признания гражданина безвестно отсутствующим.
Реальность этой цели должна подтверждаться существующим между заявителем и безвестно отсутствующим гражданско-правовым отношением и объективной необходимостью ликвидации препятствия в реализации прав либо исполнения юридической обязанности путем признания гражданина безвестно отсутствующим.[14]
Так, например, в ходе судебного заседания выяснилось следующее, что путем обмана и злоупотребления доверием гр. М. смогла ввести суд в заблуждение, укрыв от него личную переписку с гр. В. Кроме этого, суд также достоверно не установил юридическую заинтересованность заявителя, что позволило гр. М. вместо обозначенной ею выписки брата – гр. В. из занимаемой жилплощади незаконно продать половину его домовладения. Таким образом, за внешне не вызывающим сомнений фактом выписки из квартиры пропавшего лица скрывалось желание заявительницы продать квартиру, воспользовавшись отсутствием пропавшего лица5.
Суд может признать гражданина безвестно отсутствующим, если в течение одного года в месте его постоянного жительства нет сведений о месте его пребывания.
Исчисление этого срока начинается со дня получения последних сведений об отсутствующем. День получения последних известий может быть подтвержден предъявлением последнего письма отсутствующего гражданина или иным способом (например, показаниями свидетелей).
При невозможности установить этот день срок исчисляется с первого числа месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения, а при невозможности установить этот месяц – с первого января следующего года (ст. 42 ГК).
Так, Постановлением Президиума Челябинского областного суда от 07 февраля 2001 г. протест прокурора Челябинской области был правомерно удовлетворен, поскольку в мотивировочной части решения Саткинского городского суда отсутствуют юридически значимые обстоятельства дела необходимые для признания гражданина безвестно отсутствующим, те есть в мотивировочной части решения отсутствует указание о том, с какой даты следует исчислять годичный срок безвестного отсутствия Волгина, хотя это относится к юридически значимым обстоятельствам по делу. При таких обстоятельствах решение суда не соответствует требованиям и не может быть признано законным и обоснованным.
Таким образом, возможность признания гражданина безвестно отсутствующим не является самоцелью. Она необходима в целях обеспечения устойчивости гражданских правоотношений и защиты прав и законных интересов их участников.
Другие авторы считают основой безвестного отсутствия презумпцию жизни, так как нет достаточных оснований предполагать, что гражданина нет в живых.6
Признание гражданина безвестно отсутствующим влечет следующие юридические последствия:
-имущество, принадлежащее такому гражданину, если необходимо постоянное управление им (в случае, если имеется угроза расхищения, порчи или повреждения имущества) передается в доверительное управление;
-в соответствии с решением суда о передаче имущества в доверительное управление орган опеки и попечительства назначает управляющего и заключает с ним договор о доверительном управлении;
-заявитель может предложить себя в качестве управляющего;
-закон допускает, что таким управляющим будет назначен любой гражданин или некоммерческая организация (за исключением учреждения). Управляющий может действовать как на платной основе (получая вознаграждение за счет вверенного ему имущества), так и безвозмездно. В любом случае об этом должно быть указано в данном договоре доверительного управления, который регулируется статьями 1012–1026 ГК РФ.
Данный договор заключается органом опеки и попечительства с доверительным управляющим только в том случае, когда имеется необходимость в постоянном управлении имуществом безвестно отсутствующего гражданина. Но в тексте ст. 43 ГК РФ отсутствуют разъяснения, в каких же случаях возникает необходимость постоянного управления имуществом, что может служить критерием определения этой необходимости, и какой должен быть правовой режим имущества в том случае, когда необходимость постоянного управления отсутствует.
В соответствии с гражданским законодательством доверительный управляющий вправе, совершать любые действия в интересах безвестно отсутствующего лица, в том числе сделки. Последние он заключает от своего имени, указывая, что действует в качестве управляющего.
Доверительный управляющий имеет право на вознаграждение, предусмотренное договором, и на возмещение необходимых расходов за счет доходов от использования имущества. Из этого имущества выдается содержание гражданам, которых безвестно отсутствующий обязан содержать, и погашается задолженность по иным обязательствам безвестно отсутствующего, т.е. гражданским законодательством РФ предусмотрены специальные правовые процедуры, в случае если безвестно отсутствующий гражданин имел обязательства или долги перед кредиторами.
Обязанности управляющего состоят в том, чтобы охранять имущество, заботиться о его надлежащем состоянии. В договоре с управляющим может быть прямо указано, какие действия он не вправе совершать (например, продавать тот или иной предмет). В то же время, если иное не предусмотрено договором, лицо, назначенное управляющим, вправе совершать с имуществом любые действия – продавать, сдавать в аренду и т.д. И только для недвижимого имущества закон устанавливает специальное требование – о возможности управляющего распорядиться недвижимостью должно быть прямо указано в договоре. Управляющий не может дарить вверенное ему имущество или предоставлять его в безвозмездное пользование (за исключением случаев, когда соответствующие лица имеют право пользоваться таким имуществом на основании закона).
Главной обязанностью управляющего следует считать погашение задолженности по обязательствам безвестно отсутствующего лица. Однако делать это необходимо в строго определенном порядке. Так, например, нельзя выплатить деньги по расписке, выданной пропавшим гражданином. Управляющий имеет право передавать деньги или иное имущество только судебному приставу-исполнителю, который производит исполнение в установленном законом порядке (ст. 37 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).
Иными словами, если кредитор отсутствующего гражданина желает получить долг, он должен в общем порядке обратиться в суд с иском. После того как судебное решение вступило в законную силу, открывается исполнительное производство. Судебный пристав, выполняя свои полномочия, предъявляет требования управляющему имуществом отсутствующего гражданина (как своеобразному «заместителю» должника) и проводит изъятие денег или арест и реализацию иного имущества. Такая же процедура должна быть соблюдена и в отношении иждивенцев пропавшего гражданина. Чтобы содержать его детей, необходимо обратиться в суд с иском о взыскании алиментов. Право подачи искового заявления имеет родитель ребенка, его опекун или попечитель, усыновитель, а также, в соответствии со ст. 80 Семейного кодекса РФ, орган опеки и попечительства.
Сложнее всего осуществлять все указанные процедуры в том случае, когда пропавший человек состоял в браке. Ведь основное его имущество, как правило, является общей совместной собственностью супругов. Здесь следует иметь в виду два основных момента.
Во-первых, после вынесения решения о признании гражданина безвестно отсутствующим его брак не прекращается автоматически. С этим лицом можно развестись в упрощенном порядке в органах загса (ст. 19 СК РФ.Однако орган загса, приняв заявление от супруга такого гражданина, обязан известить о предстоящем разводе управляющего имуществом или местную администрацию (ст. 34 Федерального закона «Об актах гражданского состояния»).
Во-вторых, если безвестно отсутствующему гражданину принадлежит имущество, входящее в состав общей собственности, то управляющему следует предъявить в суд иск о выделе доли. В противном случае у него не будет определенности, чем конкретно он должен управлять и за счет чего погашать долги пропавшего гражданина.
На практике нередки ситуации, когда члены семьи исчезнувшего гражданина по разным причинам предпочитают не инициировать возбуждение процедуры о признании его безвестно отсутствующим и на протяжении пяти лет, истечение которых дает им право требовать в судебном порядке объявления гражданина умершим, фактически бесконтрольно владеют, пользуются и распоряжаются его движимым имуществом, что, в свою очередь, может повлечь нарушение имущественных прав не только исчезнувшего гражданина, но и его кредиторов или потенциальных наследников
Для предотвращения нарушений такого рода необходима некоторая корректировка процессуального законодательства. Учитывая, что в признании гражданина безвестно отсутствующим могут быть заинтересованы не только члены его семьи, но и различные юридические лица, с которыми гражданин состоял в гражданских обязательствах, законодатель закрепил в ст. 277 ГПК РФположение о том, что заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим подается в суд по месту жительства или месту нахождения заинтересованного лица, косвенно признав возможность инициирования судебного разбирательства юридическими лицами.
Учитывая, что суды по-разному толкуют понятие «заинтересованные лица», следует дополнить данную норму указанием на кредиторов пропавшего гражданина как лиц, обладающих правом требовать признания его безвестно отсутствующим или объявления умершим, с тем, чтобы в дальнейшем, если суд удовлетворит заявленное требование, они, как это предлагается в литературе, могли предложить свою кандидатуру в качестве доверительного управляющего имуществом пропавшего гражданина.
Гражданским законодательством допускается назначение управляющего имуществом безвестно отсутствующего гражданина и до истечения года со дня получения сведений о месте его пребывания (п. 2 ст. 43 ГК. Управляющего в таком случае назначает орган опеки и попечительства своим решением, без обращения в суд.
Управляющий выделяет средства гражданам, которых безвестно отсутствующий по закону обязан содержать (несовершеннолетние дети, нетрудоспособные родители и др.), а также погашает его задолженность по другим обязательствам.
В случае признания гражданина безвестно отсутствующим у нетрудоспособных членов семьи, состоящих на его иждивении, возникает право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца, поскольку семья безвестно отсутствующего приравнивается к семье умершего кормильца согласно правилам пенсионного законодательства.
Прекращаются обязательства, тесно связанные с личностью безвестно отсутствующего, например, прекращается договор поручения, участником которого он был (ст. 977 ГК), а также действие доверенности, выданной им или ему (ст. 188 ГК); комиссии (ст. 1002 ГК), агентского договора (ст. 1010 ГК), договора доверительного управления (ст. 1024 ГК), договора простого товарищества (ст. 1050 ГК).
Также немаловажными последствиями признания гражданина безвестно отсутствующим являются снятие гражданина с регистрационного учета по месту его жительства и представление в некоторых случаях субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг членам семьи отсутствующего.
Все выше сказанное позволяет сделать вывод о том, что безвестно отсутствующий гражданин утрачивает свои субъективные личные и имущественные права настолько, насколько в этом будут заинтересованы другие субъекты правоотношений, которым известно о вынесенном судебном решении и которые реализуют это решение.
Итак, из анализа законодательства вытекает, что материально-правовые последствия судебного решения о признании гражданина безвестно отсутствующим наступают не только для безвестно отсутствующего, но и для других участников данных правоотношений и позволяют им распоряжаться своими как имущественными, так и личными неимущественными правами7.
Объявление умершим предполагает не только безвестное отсутствие лица, но и наличие обстоятельств, которые дают основание предполагать, что гражданина уже нет в живых (несчастный случай, авария, стихийное бедствие, военные действия).
Необходимость судебного объявления гражданина умершим, как и признание безвестно отсутствующим, возникает в тех случаях, когда длительная неизвестность места нахождения одного из субъектов правоотношения является препятствием для других субъектов этого правоотношения в реализации ими субъективных прав и исполнении ими своих юридических обязанностей.
Дела о признании гражданина безвестно отсутствующим и об объявлении гражданина умершим имеют много общего в своем фактическом составе, однако последние более сложны по своей правовой характеристике.8
Тесная взаимосвязь признания безвестно отсутствующим гражданина и объявления его умершим обнаруживается в том, что в обоих случаях суду необходимо установить дату (день, месяц, год), когда о гражданине были получены последние сведения. Правила исчисления начала безвестного отсутствия изложены в ч. 2 ст. 42 ГК РФ, однако суды руководствуются ими и при решении дел об объявлении гражданина умершим в соответствии со ст. 45 ГК. РФ.
Несмотря на сходство правового состава этих дел, они имеют и известное различие. Если безвестное отсутствие означает неполучение сведений о гражданине живом или мертвом в течение года, то объявление гражданина умершим, поглощая безвестное отсутствие, является вместе с тем самостоятельным сложным правовым явлением, включающим несколько фактических составов. В литературе общепризнано, что объявление умершим в отличие от признания безвестно отсутствующим основано на презумпции смерти гражданина.
Кроме того, объявление гражданина умершим имеет специфическую характеристику, которая заключается в следующем.
Суд может объявить гражданина умершим, если в месте его постоянного жительства нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет (ст. 45 ГК). Предварительное признание такого лица безвестно отсутствующим необязательно. Поэтому по истечении пяти лет со дня получения последних сведений о месте пребывания данного гражданина и наличии оснований предполагать его смерть, он может быть объявлен умершим.
Гражданский кодекс предусматривает два исключения из общего пятилетнего срока, необходимого для объявления гражданина умершим:
-сокращенный шестимесячный срок, если гражданин пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая (например, при исчезновении геологической группы, работавшей в непосредственной близости к кратеру вулкана, после начала его извержения). Срок исчисляется со дня несчастного случая;
-двухгодичный срок, если лицо пропало без вести в связи с военными действиями, что объясняется необходимостью, в ряде случаев, принятия длительных мер по возвращению военнослужащих и других граждан к постоянному месту жительства или установления их гибели. Срок в этом случае исчисляется со дня окончания военных действий.
Особенность объявления умершим в связи с военными действиями заключается прежде всего в том, что здесь конкретизируется субъектный состав, а также дается конкретная характеристика объективных обстоятельств. Специфика обнаруживается в том, что указанными объективными обстоятельствами являются военные действия, их начало, продолжительность и окончание, а также нахождение в районе этих военных действий военнослужащих и иных граждан.9
Однако, в связи с отсутствием разъяснений в ст. 45 ГК РФ, не понятно, что следует понимать под «окончанием военных действий» особенно в условиях военных конфликтов в стране. Это может быть день подписания мирного договора или договора о разделении полномочий с автономией, либо вывода войск или момент проведения свободных всеобщих выборов, либо издание Президентом РФ указа об окончании контртеррористической операции. Как, например, применять закон, если гражданин пропал без вести в Ираке, где военные действия то приостанавливаются, то вновь разгораются с необычайной яростью в течение ряда лет?10
Как представляется, специфика объявления военнослужащего или иного гражданина умершим в связи с военными действиями заключается в том, что суд должен установить причинную связь между военными действиями и безвестной пропажей гражданина, по поводу которого в суд поступило заявление с просьбой об объявлении его умершим. Если этой причинно-правовой связи нет, то возможно следующее решение данной ситуации.
Так, если военнослужащий или иной гражданин хотя и находился в районе военных действий, но суд установил, что безвестное отсутствие не связано с ними, а связано, например, с иными обстоятельствами (несчастный случай, стихийное бедствие и др.), угрожавшими его жизни, суд объявляет умершим гражданина по истечении шести месяцев, а не по истечении двух лет со дня окончания военных действий.
Определенные особенности присущи делам об объявлении гражданина умершим при сокращенных сроках безвестного отсутствия. Так, гражданин может быть объявлен умершим по истечении шести месяцев его безвестного отсутствия, но при этом решающим признаком является установление обстоятельств, угрожающих смертью или дающих основание предполагать гибель гражданина от определенного несчастного случая. Если в первом случае (пятилетнее безвестное отсутствие) обстоятельства предположительной гибели в ст. 45 ГК РФ не конкретизируются, то при сокращенных сроках безвестного отсутствия они указываются11.
Следовательно, сложная характеристика такого правового явления, как объявление гражданина умершим, должна иметь следующий фактический состав:
-отсутствие сведений о гражданине в течение сроков, указанных в законе;
-невозможность для суда и лиц, участвующих в деле, устранить эту неизвестность;
-отсутствие у суда предположения о преднамеренном сокрытии сведений безвестно отсутствующим гражданином о месте своего пребывания;
-наличие у заявителя правовой цели судебного объявления гражданина умершим;
-установление судом обстоятельств, дающих основание презюмировать смерть безвестно отсутствующего.
В фактический состав объявления умершим входит, помимо отмеченных обстоятельств, установление даты предполагаемой смерти.
Днем смерти гражданина, объявленного умершим считается день вступления в законную силу соответствующего решения суда, а если существовали обстоятельства, угрожавшие смертью, суд может признать днем смерти день предполагаемой гибели гражданина.
Объявления граждан умершими следует отличать от аналогичных юридических категорий в делах по установлению юридического факта смерти лица в определенное время и при определенных обстоятельствах, а также от установления юридического факта регистрации смерти.
Случаи объявления лица умершим следует отграничивать от установления факта смерти (п. 8 ст. 264 ГПК РФ).
В первом случае смерть гражданина предполагается, и датой его смерти считается либо день вступления решения суда в законную силу, либо день предполагаемой гибели гражданина.
Во втором случае смерть гражданина определенно имела место, но по каким-либо причинам не была зарегистрирована органом записи актов гражданского состояния, и датой смерти гражданина считается день фактической смерти, установленный судом12.
Такая необходимость возникает, когда имеются доказательства смерти лица в определенное время и при определенных обстоятельствах, а органы записи актов гражданского состояния отказывают в регистрации смерти. В этом случае не требуется истечения сроков, предусмотренных для объявления лица умершим. Заинтересованные лица могут в любое время обратиться в суд с соответствующим заявлением. Решение суда об установлении факта смерти служит основанием для регистрации этого факта в органах записи актов гражданского состояния.
В соответствии со ст. 64 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» основанием для государственной регистрации смерти является решение суда об установлении факта смерти или об объявлении лица умершим, вступившее в законную силу.
В случае если государственная регистрация смерти производится на основании решения суда об объявлении лица умершим, днем его смерти в записи акта о смерти указывается день вступления решения суда в законную силу или установленный решением суда день смерти.
Военнослужащий, в установленном законом порядке признанный безвестно отсутствующим или объявленный умершим, исключается из списков личного состава воинской части со следующего дня после дня вступления в законную силу соответствующего решения суда13.
Установление факта регистрация смерти может иметь место в том случае, когда утрачено свидетельство о смерти, а органы загса отказывают в выдаче дубликата. Суд в таком случае обязан с достоверностью установить, что факт регистрации смерти имел место в данном загсе.
Несмотря на отмеченные различия, в целом эти институты весьма близки, так как они предусмотрены для документального подтверждения факта смерти лица, сомнения в которой у заявителя не имеется. Но если в первом случае необходимо и достаточно проверить архивы ЗАГС, то во втором заявитель должен обосновать свою просьбу ссылкой на доказательства, с достоверностью свидетельствующие о смерти лица в определенном месте и при определенных обстоятельствах, должен доказать, что гибель гражданина не вызывает сомнений.
Следовательно, объявление гражданина умершим – это предположения о смерти данного гражданина, закрепленные судебным решением.
В условиях развития современного общества проблема признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления гражданина умершим стала особенно актуальной, поскольку ежегодно исчезает огромное количество граждан.
Причинами исчезновения граждан являются:
-усиление криминогенной ситуации в Российской Федерации;
-локальные военные действия, почти регулярно происходящие в различных регионах бывшего СССР (в частности, в Чечне и других регионах России);
-террористические акты (захват школы 1 сентября 2004 г. в Беслане);
-стихийные бедствия, которые в последнее время стали часто происходить не только на территории России, но и в других частях планеты (землетрясения, наводнения, смерчи, сход снежных лавин).
Например, в 2004 г., вследствие цунами на курортах Тайланда и Индонезии, погибло огромное число людей, в том числе российских граждан; разного рода катастрофы (авиационные, автомобильные, железнодорожные); безвестное исчезновение людей при миграционных процессах. Число заявлений в судах Российской Федерации о признании граждан безвестно отсутствующими или объявлении гражданина умершими постоянно растет.
Кроме того, сложившаяся практика реагирования органов внутренних дел на сигналы о безвестном исчезновении людей продолжает существенно отличаться от работы по раскрытию умышленных убийств.
Зачастую при рассмотрении заявлений о розыске граждан и принятии процессуальных решений территориальные органы внутренних дел допускают серьезные просчеты и нарушения законности, отмечается дублирование дел оперативного учета. Уголовные дела по таким материалам возбуждаются несвоевременно. Внезапность и беспричинность исчезновения не рассматриваются как признаки преступления.
ГПК РСФСР 1964 года, а затем ГПК РФ 2002 года установили порядок судебного признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления гражданина умершим.
Вступившее в законную силу решение является юридическим фактом, влекущим возникновение, изменение или прекращение правоотношений у лиц, которые состояли с таким гражданином в каких-либо правоотношениях.
Особая значимость вступивших в законную силу судебных решений по этим делам, правовая сила которых распространяется на граждан названных категорий, требует от судов полноты, четкости, тщательности не только при рассмотрении и разрешении этих дел, но и в не меньшей мере – на стадиях возбуждения и подготовки дела к судебному разбирательству14.
Новый этап развития правового регулирования судопроизводства в этой сфере, начатый принятием ГПК РСФСР 1964 года, характеризуется закреплением судебной подведомственности указанной категории дел;
ГК РСФСР закрепил материально-правовые основания признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления гражданина умершим;
ГК РФ внес некоторые изменения в материально-правовые основания признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления гражданина умершим: объявлению гражданина умершим по действующему законодательству предшествует пятилетний срок отсутствия сведений по месту его постоянного жительства вместо ранее установленного трехлетнего срока.
Однако, едва ли такая новация оправданна: при современных средствах коммуникации любой гражданин, находящийся в живых, при желании найдет возможность сообщить близким о месте своего пребывания. Пять лет, особенно с учетом средней продолжительности жизни в России, – слишком длительный отрезок времени, и его соблюдение создает на практике ряд сложных проблем как для членов семьи безвестно отсутствующего гражданина, так и для других лиц, связанных с ним различными гражданскими обязательствами, поэтому, на мой взгляд, этот срок, по аналогии со сроком исковой давности (ст. 196 ГК РФ), следует вновь определить в три года, внеся соответствующие поправки в п. 1 ст. 45 ГК РФ.
ГПК РФ закрепил положение, согласно которому заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении умершим подается в суд по месту нахождения заинтересованного лица.Законодатель принял меры к устранению пробелов в правовом регулировании рассматриваемого случая и созданию механизмов, обеспечивающих гарантии защиты интересов заинтересованных лиц15.
Дела о признании граждан безвестно отсутствующими или объявлении граждан умершими рассматриваются судьей единолично в порядке особого производства в суде общей юрисдикции с обязательным участием прокурора, который обязан осуществлять надзор за соблюдением законов, а также прав и интересов лица, признаваемого безвестно отсутствующим или умершим.
По таким делам особого производства не предусмотрен досудебный порядок урегулирования дела. В этой связи необходимо обратить внимание на то, что наличие розыскных мероприятий, проведение их в установленном порядке, результаты розыска не являются условиями (взятые по отдельности либо все в совокупности) принятия заявления о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявлении гражданина умершим и возбуждения соответствующего заявления. Розыскная информация служит лишь одним из доказательств отсутствия гражданина в месте его жительства.
Вследствие этого целью судебного разбирательства по заявлению о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим является установление фактов, имеющих юридическое значение, а не разрешение спора о праве. Поэтому в делах данной категории заявитель не предъявляет какого-либо материально-правового требования, в результате чего отсутствует и ответчик.
С заявлением в суд должны обратиться заинтересованные лица, к которым относятся члены семьи, общественные объединения, орган опеки и попечительства, другие лица, интересы которых затрагиваются фактом отсутствия гражданина. В первую очередь к заинтересованным лицам можно отнести супруга. Также прокурор может выступать в качестве заявителя – в интересах государства или в защиту прав и законных интересов граждан, если они по состоянию здоровья, возрасту или недееспособности и другим уважительным причинам не могут самостоятельно обратиться в суд.
Если заявителем в заявлении не указана цель, для которой возбуждается дело, то в соответствии со ст. 136 ГПК заявление оставляется без движения, а заявителю предоставляется срок для устранения указанных судьей недостатков, о чем судья должен вынести определение. Вопрос о подсудности решается в соответствии с правилами ст. 276 ГПК РФ. Заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим подается в суд по месту жительства заинтересованного лица. Если заявителем выступает юридическое лицо, то заявление подается в суд по месту его нахождения. При этом место нахождения юридического лица согласно п. 2 ст. 54 ГК определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего органа – иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. В заявлении о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим в обязательном порядке должны быть указаны следующие сведения:
-наименование суда, в который подается заявление;
-наименование заявителя, его место жительства, а также наименование представителя и его адрес, если заявление подается представителем;
-наименование заинтересованного лица или лиц, их место жительства или, если заинтересованным лицом является организация, ее место нахождения;
-требования о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявление гражданина умершим;
-обстоятельства, подтверждающие безвестное отсутствие гражданина, либо обстоятельства, угрожавшие пропавшему без вести смертью или дающие основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая.
В отношении военнослужащих или иных граждан, пропавших без вести в связи с военными действиями, в заявлении указывается сроки и день окончания военных действий, факт участия лица в военных действиях либо иную объективную связь отсутствия лица и наличия военных действий. Также в заявлении должны быть указаны сведения о своевременном обращении за розыском гражданина; сведения, для какой цели необходимо заявителю признать гражданина безвестно отсутствующим или объявить его умершим; перечень прилагаемых к заявлению документов.
К целям, которые могут быть в указанны в заявлении, можно отнести: прекращение действия доверенности, выданной на имя безвестно отсутствующего, а также выданной им самим, открытие наследства в имуществе гражданина и переход в порядке универсального правопреемства к наследникам всех гражданских прав и обязанностей, которые принадлежали гражданину, признанному умершим (за исключение тех, которые неразрывно связаны с личностью гражданина), признание в судебном порядке утраты безвестно отсутствующим права на жилую площадь, государственная регистрация расторжения брака между супругами, один из которых признан безвестно отсутствующим, прекращение брака вследствие объявления судом одного из супругов умершим, право нетрудоспособных членов семьи безвестно отсутствующего, состоящих на его иждивении, на пенсию по случаю потери кормильца.
К заявлению необходимо приложить:
-справку органа внутренних дел о том, что отсутствующий гражданин разыскивался и его место нахождения не установлено;
-справку адресного стола с последнего места жительства отсутствующего;
-квитанцию об уплате государственной пошлины;
-любые другие документы и сведения о последнем месте нахождения отсутствующего
Существуют два основания для отмены решения суда о признании гражданина безвестно отсутствующим:
-явка гражданина;
-обнаружение места его пребывания.
В случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, признанного безвестно отсутствующим или объявленного умершим, суд по заявлению самого гражданина, а также по заявлению заинтересованных лиц, по инициативе которых рассматривалось дело о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим, возобновляет производство по делу и выносит новое решение в том же производстве, в котором гражданин был признан безвестно отсутствующим или объявлен умершим.
В данном случае, как разъяснял Пленум Верховного Суда РСФСР в постановлении №3 от 14 апреля 1988 г. «О применении норм ГПК РСФСР при рассмотрении дел в суде первой инстанции», имеет место продолжение рассмотрения прежнего дела и возбуждение нового дела не требуется (п. 27).[74] Оплата государственной пошлины при подаче соответствующего заявления действующим законодательством не предусмотрена, поскольку в данном случае возобновляется прежнее дело.
Новое решение суда является соответственно основанием для отмены управления имуществом гражданина и для аннулирования записи о смерти в книге государственной регистрации актов гражданского состояния (ст. 280 ГПК.
Однако отмена судебного решения об объявлении гражданина умершим не может восстановить некоторые его права. Так, если супруг вступил в новый брак (ст. 26 СК РФ), то брачные отношения не могут быть остановлены, имущество, перешедшее по наследству, могло не сохраниться и т.д.[76] Но возникает необходимость в восстановлении его субъективных прав, в первую очередь его права собственности. В данном случае большое значение имеет основание приобретения его имущества другими лицами – безвозмездно или на возмездных началах.
Согласно п. 2 ст. 46 ГК независимо от времени своей явки гражданин может потребовать от любого лица возврата сохранившегося имущества, которое безвозмездно перешло к этому лицу после объявления гражданина умершим (например, к наследнику, к лицу, которому имущество было подарено, и т.п.). Это правило вполне соответствует принципу справедливости, поскольку граждане, к которым имущество перешло безвозмездно, в случае возвращения этого имущества собственнику материального ущерба, как правило, не несут. Правило о возврате лицу, ошибочно объявленному умершим, принадлежащего ему имущества тесно связано с нормами ст. 301–303 ГК, регулирующих отношения по истребованию имущества из чужого незаконного владения (виндикации). Применительно к истребованию своего имущества гражданином после отмены судом решения об объявлении его умершим, если это имущество было приобретено вполне законно его наследниками и другими лицами, следует признать, что после отмены указанного решения отпадает основание (титул) их владения, т.е. владение становится незаконным. Если они откажутся вернуть гражданину, ошибочно объявленному умершим, принадлежащее ему имущество, у него возникнет основание для предъявления иска об истребовании этого имущества из их незаконного владения, т.е. виндикационного иска (ст. 301 ГК).
Если незаконные владельцы были добросовестными, поскольку не знали, что объявленный умершим гражданин находится в живых, то у них имущество может быть истребовано только в случаях, указанных в п. 1 ст. 302 ГК (в частности, в случае, когда имущество выбыло из владения собственника или лица, которому оно было передано собственником во владение, помимо их воли).
В случае объявления гражданина умершим его имущество оказывается во владении других лиц не по его воле, и поэтому оно может быть истребовано и у добросовестных приобретателей. Удовлетворяя требование об изъятии имущества у незаконного (хотя и добросовестного) приобретателя, суд решает и связанные с ним требования. В частности, добросовестный приобретатель в случае изъятия у него имущества вправе требовать возмещения произведенных на него необходимых затрат (при наличии условий, предусмотренных п. 2 ст. 303 ГК).
Кроме того, добросовестный владелец вправе оставить за собой произведенные им улучшения, если они могут быть отделены без повреждения имущества.
Если отделение их невозможно, он вправе требовать компенсации затрат на улучшение имущества. Затраты не должны превышать размера увеличения стоимости имущества. Вместе с тем он обязан возвратить или возместить собственнику все доходы, которые он извлек или должен был извлечь со времени, когда он узнал или должен был узнать о неправомерности владения или получил повестку по иску собственника о возврате имущества.[79]
Гражданин, ошибочно объявленный умершим, вправе требовать возврата сохранившегося имущества от лиц, получивших его безвозмездно, при условии, что это имущество принадлежало гражданину. Если он состоял в браке и имелось совместное нажитое супругами имущество, возможно требовать возврата только полагающейся ему части общего имущества. Некоторые виды имущества возврату не подлежат. Это деньги и ценные бумаги на предъявителя (п. 3 ст. 302 ГК).
Предусматривая возврат сохранившегося имущества, закон имеет в виду имущество, сохранившееся в натуре. Истребование стоимости вещей, которые после их безвозмездного приобретения были отчуждены их обладателями за деньги или были утрачены, закон не предусматривает. Например, если наследники гражданина, объявленного умершим, продали приобретенный по наследству дом, то от приобретателя, не знавшего, что объявленный умершим жив, нельзя истребовать этот дом, но нельзя взыскать и его стоимость с наследников.
Однако следует согласиться с высказанным в литературе мнением, что если лицо, к которому безвозмездно перешло имущество гражданина, ошибочно объявленного умершим, было недобросовестным приобретателем, т.е. знало, что гражданин находится в живых, то гражданину должны быть возмешены убытки, причиненные утратой имущества. Основную часть этих убытков будет составлять стоимость утраченного (не сохранившегося) имущества.
От рассмотренного существенно отличается по правовым последствиям случай, когда имущество лица, объявленного умершим, кто-то приобрел на возмездных началах. Лица, к которым имущество такого гражданина перешло по возмездным сделкам, не обязаны возвращать ему это имущество. Имеются в виду такие сделки, как купля-продажа и мена.
Однако закон предусматривает исключения из этого правила: возмездный приобретатель имущества, которое принадлежало лицу, объявленному умершим, обязан возвратить ему это имущеcтво, если будет доказано, что, приобретая его, он знал, что гражданин, объявленный умершим, находится в живых. При невозможности возврата такого имущества в натуре возмещается его стоимость (п. 2 ст. 46 ГК). Следовательно, обязанность возвратить имущество или возместить его стоимость возникает в данном случае только в отношении лиц, действовавших в момент приобретения имущества недобросовестно, виновно.
Требование о возврате имущества, предъявленное к такому недобросовестному владельцу, представляет по своему содержанию иск об истребовании имущества из чужого незаконного владения – виндикационный иск (ст. 301 ГК). На него должны распространяться правила ст. 303 ГК, в соответствии с которыми возврату подлежит не только имущество в натуре, но и доходы, которые недобросовестный владелец извлек или должен был извлечь за все время владения. Соответственно недобросовестный владелец вправе требовать возмещения произведенных им необходимых затрат на имущество.
В случае явки гражданина, объявленного умершим, восстановлению (при наличии рассмотренных выше условий) подлежат лишь те его права, которые перешли к наследникам и другим лицам. Права, которые прекратились, т.е. были аннулированы в связи с объявлением гражданина умершим, не могут быть восстановлены. Так, не восстанавливается действие обязательств личного характера (обязанности по выполнению какой-либо работы, совершению юридических действий, созданию произведения).
Требования о возврате имущества могут быть заявлены независимо от срока явки гражданина, объявленного умершим, при этом ему возвращается лишь сохранившееся в наличии имущество. Однако в тех случаях, когда имущество объявленного умершим перешло к государству по праву наследования (ст. 552, ст. 553 ГК РФ) и было реализовано, гражданину возвращается сумма, вырученная от реализации имущества.
Таким образом, институт признания гражданина безвестно отсутствующим и объявление его умершим обладает специфичными чертами, присущими только ему и отличающего его от других правовых институтов в гражданском праве.
В данной лекции были рассмотрены процессы признания гражданина безвестно отсутствующим и объявление его умершим; исследованы теоретические и практические проблемы этого института; определены последствия признания гражданина без вести пропавшим; рассмотрены основания объявления гражданина умершим.
Анализируя и исследуя источники гражданского законодательства, я выделила признаки, которые характеризуют данные правовые институты и придают им определенную индивидуальность.
Безвестное отсутствие – удостоверенный в судебном порядке факт длительного отсутствия гражданина в месте его жительства, если не удалось установить место его пребывания.
Объявление гражданина умершим – судебное признание умершим гражданина, о котором в месте его постоянного жительства нет никаких сведений в течение установленного законом срока.
Гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания.
Имущество гражданина, признанного безвестно отсутствующим, при необходимости постоянного управления им передается на основании решения суда лицу, которое определяется органом опеки и попечительства и действует на основании договора о доверительном управлении, заключаемого с этим органом. Из этого имущества выдается содержание гражданам, которых безвестно отсутствующий обязан содержать, и погашается задолженность по другим обязательствам безвестно отсутствующего.
В случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, признанного безвестно отсутствующим, суд отменяет решение о признании его безвестно отсутствующим. На основании решения суда отменяется управление имуществом этого гражданина.
Гражданин может быть объявлен судом умершим, если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, – в течение шести месяцев.
Военнослужащий или иной гражданин, пропавший без вести в связи с военными действиями, может быть объявлен судом умершим не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий.
В случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, объявленного умершим, суд отменяет решение об объявлении его умершим. Независимо от времени своей явки гражданин может потребовать от любого лица возврата сохранившегося имущества, которое безвозмездно перешло к этому лицу после объявления гражданина умершим, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 302 настоящего Кодекса.
Лица, к которым имущество гражданина, объявленного умершим, перешло по возмездным сделкам, обязаны возвратить ему это имущество, если доказано, что, приобретая имущество, они знали, что гражданин, объявленный умершим, находится в живых. При невозможности возврата такого имущества в натуре возмещается его стоимость.
Заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим подается в суд по месту жительства или месту нахождения заинтересованного лица.
В заявлении о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим должно быть указано, для какой цели необходимо заявителю признать гражданина безвестно отсутствующим или объявить его умершим, а также должны быть изложены обстоятельства, подтверждающие безвестное отсутствие гражданина, либо обстоятельства, угрожавшие пропавшему без вести смертью или дающие основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая. В отношении военнослужащих или иных граждан, пропавших без вести в связи с военными действиями, в заявлении указывается день окончания военных действий.
Судья при подготовке дела к судебному разбирательству выясняет, кто может сообщить сведения об отсутствующем гражданине, а также запрашивает соответствующие организации по последнему известному месту жительства, месту работы отсутствующего гражданина, органы внутренних дел, воинские части об имеющихся о нем сведениях16.
Решение суда о признании гражданина безвестно отсутствующим является основанием для передачи его имущества лицу, с которым орган опеки и попечительства заключает договор доверительного управления этим имуществом при необходимости постоянного управления им.
В случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, признанного безвестно отсутствующим или объявленного умершим, суд новым решением отменяет свое ранее принятое решение. Новое решение суда является соответственно основанием для отмены управления имуществом гражданина и для аннулирования записи о смерти в книге государственной регистрации актов гражданского состояния.
Итак, делая выводы выше сказанному, неоходимо сказать, что данный правовой институт является защитой интересов заинтересованного лица путем вынесения законного и обоснованного судебного решения, направленного на устранение неопределенности в семейных, гражданских, жилищных и других правоотношениях, которыми безвестно отсутствующий гражданин связан с физическими лицами и организациями.
Список использованной литературы
_____________________________________________________________________
1. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. №138-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 18.11.2002. – №46. – Ст. 4532.
2. Жилищный кодекс от 29 декабря 2004 г. №188-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 07.01.2002. – №1 (ч. 1). – Ст. 3.
3. Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» от 24 апреля 2008 г. №48-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2008. – №30.
4. Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. №143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» // Собрание законодательства РФ. 24.11.1997. №47. Ст. 5340.
5. Федеральный закон от 2 октября 2007 г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» // Собрание законодательства РФ. – 2007. – №71.
6. Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2001. – №24.
7. Постановление президиума Челябинского областного суда от 7 февраля 2001 г. (надзорное производство 44г2001–20) // Собрание законодательства РФ. – 2001. – №17.
8. Определение Липецкого областного суда от 28.03.2005 года по делу №33–445/2005 //http://oblsud.lipetsk.ru – сайт Липецкого областного суда.
9. Портянкина С.П. О признании гражданина безвестно отсутствующим или объявление умершим. // Адвокат. – 2008. – № 2. – С. 29.
10. Ярков В.В. Гражданский процесс: Учебник. – «Волтерс Клувер», - 2004. – С. 172.
11. Кулешова А.Ю. Правовая природа дел о признании граждан безвестно отсутствующими и объявление их умершими // Вестник Тверского государственного университета. – 2007. - № 4. – С. 18.
12. Никитин Д.Ю. Особенности договора доверительного управления имуществом гражданина, признанного безвестно отсутствующим // Российский судья. – 2006. – № 10. – С. 25.
13. Кузнецов Е. Доверительное управление имуществом безвестно отсутствующего лица // Человек и закон. – 2004. - № 5. – С. 16.
14. Михайлова И.А. Теоретические и практические проблемы признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления умершим // Наследственное право. - 2006. - № 2. – С. 15.
15. Кулешова А.Ю. Правовая природа дел о признании граждан безвестно отсутствующими и объявление их умершими // Вестник Тверского государственного университета. – 2007. - № 4. – С. 20.
16. Майоров В.А. Доказывание при рассмотрении дел о признании граждан безвестно отсутствующими и объявлении их умершими. // Вестник СТАП. - 1999. - № 1. - С. 39.
Акты гражданского состояния
Гражданское состояние – это правовое положение конкретного гражданина как носителя различных гражданских прав и гражданской ответственности, определяемое фактами и обстоятельствами естественного и общественного характера.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 280.