В отличие от трудовой деятельности, предпринимательскую деятельность несовершеннолетний может осуществлять только с согласия родителей, усыновителей или попечителей
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Это объясняется тем, что занятие предпринимательской деятельностью неизбежно влечет заключение сделок, которые несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет могут заключать только при наличии письменного согласия своих законных представителей.

Некоторые ученые предлагают дополнить ст. 27 ГК РФ еще одним условием, при котором возможна эмансипация, и изложить ч. 1. п. 1 ст. 27 ГК РФ в следующей редакции: «В исключительных случаях несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет и обладающий достаточной психической зрелостью, может быть признан полностью дееспособным по усмотрению органа опеки и попечительства либо суда. В частности, такое признание возможно, если лицо работает по трудовому договору, в том числе по контракту, либо намерено осуществлять предпринимательскую деятельность»9.

Психическая зрелость несовершеннолетнего, должна определяться органом опеки и попечительства или судом по их усмотрению на основании совокупности целого ряда факторов: психологической характеристики лица, уровня его знаний и т.п.

Кроме того, несовершеннолетний может приобрести значительное имущество не в результате своей трудовой или предпринимательской деятельности, а, например, по договору дарения, приватизации или по наследству.

Ст. 27 ГК РФ не регламентирует порядок объявления несовершеннолетнего полностью дееспособным. Представляется, что он должен быть следующим.

Несовершеннолетний подает заявление о признании себя дееспособным в полномочный рассматривать такое заявление орган.

 Если законные представители несовершеннолетнего согласны на объявление его полностью дееспособным, то заявление подается в органы опеки и попечительства по месту жительства несовершеннолетнего.

К заявлению прилагается изложенное письменно согласие законных представителей несовершеннолетнего на объявление его дееспособным и доказательства соблюдения условий, необходимых для эмансипации. Заявление должно быть рассмотрено органом опеки и попечительства в присутствии несовершеннолетнего и его законных представителей, так как необходимо удостовериться, что названные лица понимают все правовые последствия эмансипации. При рассмотрении заявления об объявлении полностью дееспособным особое внимание должно быть обращено на продолжительность занятия несовершеннолетним трудовой или предпринимательской деятельностью, регулярность ее осуществления, получаемый от этого доход.

 Кроме того, следует выяснить, насколько серьезно и добросовестно несовершеннолетний относится к возложенным на него трудовым или гражданско-правовым обязанностям, как справляется с их выполнением. Необходимость тщательного выяснения вышеназванных вопросов обусловлена следующим.

Лицо, ставшее полностью дееспособным, самостоятельно несет полную имущественную ответственность по всем своим обязательствам. Родители, усыновители или попечитель несовершеннолетнего не несут субсидиарной ответственности по его обязательствам, возникшим после объявления его дееспособным.

Представляется, что несовершеннолетний может быть объявлен полностью дееспособным, если получаемые им доходы позволяют ему быть материально независимым от своих родителей (лиц, их заменяющих), а деятельность, приносящая ему эти доходы, осуществляется им регулярно и в течение достаточно продолжительного времени (не менее полугода).

По результатам рассмотрения заявления орган опеки и попечительства выносит решение (постановление) о признании несовершеннолетнего полностью дееспособным либо об отказе в этом. Вынесенное решение может быть обжаловано в суде в соответствии с законом «Об обжаловании в суде действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (право на обжалование вытекает из указанного закона).

В случае если родители несовершеннолетнего (лица, их заменяющие) не дают согласие на объявление его полностью дееспособным, заявление об эмансипации рассматривается судом.

Таким образом, чтобы принять к рассмотрению заявление об эмансипации, суд должен получить доказательства несогласия законных представителей несовершеннолетнего с объявлением его полностью дееспособным. Рассматривая заявление об эмансипации, по существу, суд должен внимательно изучить тот же круг вопросов, что и орган опеки и попечительства.

Поскольку в ст. 27 ГК РФ не сказано о вступлении в силу решений об эмансипации, решение органа опеки и попечительства вступает в силу немедленно, а решение суда – в сроки, предусмотренные гражданским процессуальным законодательством РФ.

С момента вступления в законную силу решения об эмансипации, вынесенного компетентным органом, несовершеннолетний приобретает полную гражданскую дееспособность, т.е. способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Однако приобретение полной гражданской дееспособности в результате эмансипации не влечет приобретения им прав и возложения на него обязанностей, для приобретения которых федеральными законами установлен возрастной ценз.

Правовые последствия эмансипации следует разделить на две группы.

К первой группе относятся положения, свидетельствующие об изменении в правовом статусе несовершеннолетнего. Основным последствием является возможность несовершеннолетнего совершать сделки без письменного согласия его законных представителей. Из этого следует другое последствие эмансипации, как указывает закон, данные лица не несут никакой ответственности по обязательствам эмансипированного, в том числе и по деликтным.

Согласно п. 3 ст. 40 ГК РФ попечительство над несовершеннолетним прекращается без особого решения по достижении несовершеннолетним подопечным восемнадцать лет, а также при вступлении в брак и в других случаях приобретения им полной дееспособности до достижения совершеннолетии (пункт 2 статьи 21 и статья 27 ГК РФ)10, таким образом, эмансипация является одним из оснований прекращения попечительства над данным несовершеннолетним.

В соответствии со ст. 49 ГПК РФ представителями в суде могут быть дееспособные лица, имеющие надлежащим образом оформленные полномочия на ведение дела, за исключение судей, следователей, прокуроров, за исключением случаев участия их в процессе в качестве представителей соответствующих органов или законных представителей.

Итак, представителем может быть дееспособное лицо. В соответствии с п. 1 ст. 37 ГПК РФ способность своими действиями осуществлять процессуальные права, выполнять процессуальные обязанности и поручать ведение дела представителю принадлежит в полном объеме в суде гражданам, достигшим возраста 18 лет, и организациям.

В соответствии с п. 2 ст. 37 ГПК РФ несовершеннолетний может лично осуществлять свои процессуальные права и выполнять процессуальные обязанности в суде со времени вступления в брак или объявления его полностью дееспособным (эмансипации).

При этом, закон не предусматривает права таких лиц быть представителями, хотя они и обладают гражданской дееспособностью. Гражданская процессуальная дееспособность в полном объеме возникает с 18 лет. В некоторых случаях, предусматривается возможность выступать в качестве представителей лиц, не достигших 18 лет.

Например, согласно п. 2 ст. 62, п. 1 ст. 64 СК РФ родители, достигшие 16 лет, выступают в качестве законных представителей ребенка в суде.

Таким образом, российский законодатель установил, что эмансипированный несовершеннолетний не имеет права выступать в качестве представителя в суде общей юрисдикции.

В соответствии со ст. 43 АПК РФ способность иметь процессуальные права и нести процессуальные обязанности (процессуальная правоспособность) признается в равной мере за всеми организациями и гражданами, обладающими согласно федеральному правом на судебную защиту в арбитражном суде своих прав и законных интересов.

 Способность своими действиями осуществлять процессуальные права и выполнять процессуальные обязанности (процессуальная дееспособность) принадлежит в арбитражном суде организациям и гражданам.

Права и законные интересы граждан защищают в арбитражном процессе их законные представители – родители, усыновители, опекуны и попечители (по аналогии с ГПК РФ). Согласно ч. 6 ст. 59 АПК РФ представителем в арбитражном суде может быть дееспособное лицо с надлежащим образом оформленными и подтвержденными полномочиями на ведение дела.

 Таким образом, и в действующем АПК РФ не предусмотрена возможность в качестве представителя иметь эмансипированного несовершеннолетнего.

Вторая группа последствий связана не с приобретением эмансипированным лицом дееспособности в полном объеме, а с сохранением у несовершеннолетнего его статуса как несовершеннолетнего.

Согласно ст. 35 ГК РФ опекун или попечитель назначается органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в опеке или попечительстве, в течение месяца с момента, когда указанным органам стало известно о необходимости установления опеки или попечительства над гражданином. При наличии заслуживающих внимания обстоятельств опекун или попечитель может быть назначен органом опеки и попечительства по месту жительства опекуна (попечителя). Если лицу, нуждающемуся в опеке или попечительстве, в течение месяца не назначен опекун или попечитель, исполнение обязанностей опекуна или попечителя временно возлагается на орган опеки и попечительства.

Назначение опекуна или попечителя может быть обжаловано в суде заинтересованными лицами. Опекунами и попечителями могут назначаться только совершеннолетние дееспособные граждане. Не могут быть назначены опекунами и попечителями граждане, лишенные родительских прав. Опекун или попечитель может быть назначен только с его согласия. При этом должны учитываться его нравственные и иные личные качества, способность к выполнению обязанностей опекуна или попечителя, отношения, существующие между ним и лицом, нуждающимся в опеке или попечительстве, а если это возможно - и желание подопечного.

Опекунами и попечителями граждан, нуждающихся в опеке или попечительстве и находящихся или помещенных в соответствующие воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения или другие аналогичные учреждения, являются эти учреждения.

Таким образом, эмансипированный несовершеннолетний не может быть назначен опекуном или попечителем.

 Кроме того, эмансипированный несовершеннолетний не вправе усыновить ребенка, так как согласно ст. 127 СК РФ усыновителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:

-лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

-супругов, один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

-лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;

-лиц, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей и т.д.

В соответствии со ст. 292 ГК РФ члены семьи собственника, проживающие в принадлежащем ему жилом помещении, имеют право пользования этим помещением на условиях, предусмотренных жилищным законодательством. Дееспособные члены семьи собственника, проживающие в принадлежащем ему жилом помещении, несут солидарную с собственником ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования жилым помещением.

Переход права собственности на жилой дом или квартиру к другому лицу не является основанием для прекращения права пользования жилым помещением членами семьи прежнего собственника, если иное не установлено законом.

Члены семьи собственника жилого помещения могут требовать устранения нарушений их прав на жилое помещение от любых лиц, включая собственника помещения.

Отчуждение жилого помещения, в котором проживают несовершеннолетние, недееспособные или ограниченно дееспособные члены семьи собственника, если при этом затрагиваются права или охраняемые законом интересы указанных лиц, допускается с согласия органа опеки и попечительства.

Также согласно ст. 679 ГК РФ с согласия наймодателя, нанимателя и граждан, постоянно с ним проживающих, в жилое помещение могут быть вселены другие граждане в качестве постоянно проживающих с нанимателем. При вселении несовершеннолетних детей такого согласия не требуется.

Вселение допускается при условии соблюдения требований законодательства о норме жилой площади на одного человека, кроме случая вселения несовершеннолетних детей. Жилищный кодекс определяет права нанимателя, арендатора на вселение членов своей семьи в нанятое, арендуемое помещение и сохранение права пользования этим помещением, в частности, наниматель, арендатор жилого помещения в доме, квартире, принадлежащих гражданину на праве личной собственности, имеет право вселить в нанятое, арендуемое им помещение независимо от согласия собственника дома своих несовершеннолетних детей, а если он занимает изолированное помещение, - также супруга и нетрудоспособных родителей. Вселение других лиц допускается только с согласия собственника дома, квартиры.

Наниматель, арендатор и члены его семьи при временном их отсутствии сохраняют право пользования жилым помещением в случаях, предусмотренных Жилищным кодексом, если иное не предусмотрено договором.

Таким образом, в соответствии с выше перечисленными нормами эмансипированный оставаясь несовершеннолетним, имеет право вселиться в жилое помещение своих родителей, при чем данном случае не требуется соблюдения требований законодательства о норме жилой площади на одного человека, а отчуждение жилого помещения, где проживает эмансипированный несовершеннолетний, так же, как и в других случаях, должно производиться с согласия органа опеки и попечительства.

Такое правило действует при обмене жилых помещений государственного (муниципального) жилого фонда, в которых проживает эмансипированный несовершеннолетний, так как согласно ЖК наниматель жилого помещения вправе с письменного согласия проживающих совместно с ним членов семьи, включая временно отсутствующих, произвести обмен занимаемого жилого помещения с другим нанимателем или членом жилищно-строительного кооператива, в том числе с проживающими в другом населенном пункте.

Обмен жилыми помещения производится со взаимной передачей прав и обязанностей, вытекающих из договора найма жилого помещения, а при обмене жилого помещения с членом жилищно - строительного кооператива - с учетом требований, предусмотренных ЖК.

 Для обмена жилых помещений в домах государственного или муниципального жилищного фонда, в которых проживают несовершеннолетние, оставшиеся без попечения родителей, в том числе временно отсутствующие, и являющиеся членами семей нанимателей, требуется разрешение органов опеки и попечительства.

Обмен жилых помещений, в которых проживают исключительно несовершеннолетние, оставшиеся без попечения родителей, в том числе временно отсутствующие, производится их законными представителями с разрешения органов опеки и попечительства, а в случае достижения несовершеннолетними возраста 14 лет самостоятельно с согласия их законных представителей и органов опеки и попечительства.

Объявление несовершеннолетнего эмансипированным не влечет его статуса в трудовом правоотношении.

Несовершеннолетние, не достигшие 18 лет в трудовых правоотношениях приравниваются в правах к совершеннолетним, а в области охраны труда, рабочего времени, отпусков и некоторых других условий труда пользуются установленными законом льготами. В частности, согласно ст. 69 ТК РФ обязательному предварительному медицинскому освидетельствованию при заключении трудового договора подлежат лица, не достигшие возраста восемнадцати лет. Также, согласно ст. 70 ТК РФ испытание при приеме на работу не устанавливается для лиц, не достигших возраста восемнадцати лет.

Использованная литература

_____________________________________________________________

1. Сулейманова С.А. Природа категории «правоспособность» в современном российском гражданском праве // Международные юридические чтения: Материалы научно-практической конференции (14 апреля 2005 г.). - Омск; Изд-во Омск. Юрид. ин-та,2005. -Ч.З. -С.30-33.

2. Шевчук С.С. Проблемы правоспособности физических лиц как субъектов гражданских прав // Труды юридического факультета Северо-Кавказского государственного технического университета: Сборник научных трудов.- Ставрополь; Изд-во СевКавГТУ ,2004.-Вып.1.-С. 104-115.

3. Учебник русского гражданского права. Т.1 /Шершеневич Г.Ф., Ем В.С..- М.; Статус, 2005. С. 64.

 4.Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» (с изменениями от 25 октября 2001 г., 29 апреля 2002 г., 22 апреля, 7 июля, 8 декабря 2003 г., 22 августа, 29 декабря 2004 г., 31 декабря 2005 г., 18 июля 2006 г.) // «Российская газета» от 20 ноября 1997 г.

5. Мохов А.А. Презумпция дееспособности лица, достигшего установленного законом возраста и её применение в судебной практике // Арбитражный и гражданский процесс.- М.; Юрист, 2004.-№ 12

 6.Рузанова В.Д., Савельева Н.М. Проблемы реализации дееспособности несовершеннолетних в России // Правовая политика и правовая жизнь.- М., Саратов, 2004.- №2.

7.Рузанова Е.В. К вопросу о дееспособности не достигших 14-летнего возраста // Проблема правосубъектности: современные интерпретации: Материалы научно-практической конференции, Самара, 25 февраля 2005 г.. - Самара; Изд-во Самар. гуманит. акад., 2005. –Вып.3.- c. 134-138

8. Захарова О.Б. Лишение и ограничение дееспособности граждан // Юридическая наука и проблемы её совершенствования: Сборник научных трудов.- Пермь; Изд-во Перм.ун-та, 2005. –Ч.1.- с.115-134

 9. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ части 1/ Под ред. О.Н. Садикова. М., 2009.

10. Букшина С. Эмансипация: проблемы и перспективы // Хозяйство и право.1999..№ 7.С.54.

Место жительства гражданина

Отрасли права взаимосвязаны. Реализация прав на жилище нераздельно связана с иными конституционными правами — например, правом свободного передвижения и возможностью выбирать место пребывания и место жительства1. Тем не менее на практике значительных изменений в приобретении «вида на жительство» не совершилось.

Согласно статье 27 (ч. 1) Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства»2. Свободу передвижения и выбора места жительства предусматривает также и Международный пакт о гражданских и политических правах (ст. 12)3, а также другие международные и международно-правовые акты, в том числе протокол N 4 Европейской конвенции по правам человека (ст. 2); нормативным содержанием названных конституционных прав является:

—свобода передвижения каждого по территории Российской Федерации;

— свобода выбора места пребывания;

— свобода выбора места жительства4.

Оспариваемые нормативные акты прямо задевают права граждан, которыми они должны пользоваться касательно выбора места жительства.

Эти права предполагают:

-свободу выбора гражданином жилых помещений, в которых он постоянно или преимущественно проживает;

-либо, будучи его собственником;

 -либо в силу договора найма, аренды;

-либо с учётом других оснований, предусмотренных законодательством РФ.

Таким образом, существующие определенные разногласия как в трактовке понимания данных понятий, так и в их определениях указывают на необходимость изучения института прав граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации, и в свете изложенного наше исследование видится не только актуальным, но и необходимым.

    Соотношение понятий «право» и «свобода» характеризуются, прежде всего, тем, что в значительной степени это синонимы: то и другое – субъективное право любого человека и не только гражданина РФ.

Но иногда между этими понятиями проводится различие.

  Анализ конституционного законодательства показывает, что термин «свобода» призван подчеркнуть более широкие возможности индивидуального выбора, не очерчивая конкретного его результата: «каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания…»5.

 В то время как термин «право» определяет конкретные действия человека. При этом «право» может самой Конституцией включаться в состав «свободы».

    Но все же видимое разграничение между основными правами и свободами провести не легко, так как чаще всего вся сфера политических прав с четко определенными правомочиями так же именуется «свободами».

    Разница между человеком и гражданином страны, как носителем прав и свобод ясно выражается в текстах Конституции Российской Федерации.

   Конституционное право и свободы человека предоставляются любому индивиду, а правами и свободами гражданина обладают только лица, являющиеся гражданами РФ, статьи Конституции указывают на это.

    Права человека органично вплетены в социальную деятельность людей, их общественные отношения, способы бытия индивида. Они являются нормативной формой взаимодействия людей, упорядочения их связей, координации их поступков и деятельности, предотвращения противоречий, противоборства, конфликтов на основе сочетания свободы индивида со свободой других людей, с нормальным функционированием общества и государства.

  Некоторые особенные стороны личных прав и свобод состоят в следующем6:

  - эти права и свободы являются по своей сущности правами и свободами человека, т.е. каждого, и не увязаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства, не вытекают из него;

   - эти права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения;

    - это такие права и свободы, которые необходимы для охраны жизни, свободы, достоинства человека как личности, и другие естественные права, связанные с его индивидуальной, частной жизнью.

         Главным личностным правом человека является его право на жизнь7.Данное право было впервые четко закреплено в российской Конституции сразу после принятия Декларации прав и свобод человека и гражданина.

     Обеспечение права на жизнь напрямую связано также с сохранением и восстановлением природной среды обитания человека.

   Все принципы и все основы государственного строя упираются в жизнь человека – в высшую социальную ценность, которая должна пронизывать все, даже самые отраслевое законодательство, содержащее в этом отношении самые различные нормы:

-об ответственности за преступления против жизни;

- о необходимой обороне;

-о правилах использования оружия;

-о порядке признания лица умершим;

-об условиях констатации смерти человека;

-о запрещении медицинскому персоналу осуществления эвтаназии (удовлетворения просьбы больного об ускорении его смерти какими-либо действиями или средствами);

-и многие другие.

     Однако для претворения в жизнь данного Закона пока отсутствуют необходимые условия.

    Его реализации препятствуют жилищные проблемы, социальная нестабильность в стране, неупорядоченность правового режима границ государства, крайне высокий уровень преступности и прочее.

   Закон устанавливает и определенные ограничения на свободу передвижения и выбора места жительства,

   Они касаются местностей, в которых существует особый режим (пограничная полоса, закрытые военные городки и административно-территориальные образования, зоны экологического бедствия, территории, где введено чрезвычайное или военное положение, территории и населенные пункты, опасные для проживания в связи с инфекционными и массовыми неинфекционными заболеваниями и отравлениями людей).

   Законом было установлено, что «регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации».

Важным отличием вновь введённой системы является привязка регистрации к конкретному жилому помещению, а не к населённому пункту.

  В 2002 году Правительство Российской Федерации убрало из списка документации некоторые документы, которые были раньше необходимы для регистрации по месту жительства, военный билет и отменило норму о том, что все процессы регистрации военнообязанных осуществляется после постановки на воинский учёт8.

В конце 2004 года были установлены более жесткие меры, которые должны были налагаться на людей, которые проживают без регистрации в месте пребывания и месте жительства: за это административное правонарушение с того момента был установлен штраф 9.

   В 2005 году гражданам Российской Федерации было сделано несколько либеральных режимов регистрации по месту пребывания: Правительство Российской Федерации изменило сроки для регистрации всех необходимых документов: вместо «в течение 3 дней» на «по истечении 90 дней» с момента прибытия10.

Свобода является гарантом возможности передвижения лица как по внутренней части страны, так и его правом покинуть свою страну и прибывать на новое место жительство.

Приехав таким образом в новый город внутри нашей страны гражданин в течении 7 дней должен в полиции зарегистрироваться, предъявив паспорт и документ, являющийся основанием для вселения (ордер, договор).

Выезд за рубеж осуществляется по заграничным паспортам.    

Ограничение его на выдачу установлены законом и в частности, отказ может быть получен по причине владения человеком сведениями, составляющими государственную тайну.

     В нашей стране признается и гарантируется право и свободы человека и гражданина в согласии общепризнанными принципами и нормами международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации (статья 17, часть 1, Конституции Российской Федерации). В согласии со статьей 27 (часть 1) Конституции Российской Федерации все, кто на законных основаниях находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Свобода передвижения и выбора места жительства предусмотрена также Международным пактом о гражданских и политических правах (статья 12), другими международными и международно-правовыми актами, в том числе протоколом № 4 к Европейской конвенции прав человека (статья 2).

Возможности выбора места проживания, свобода в сфере передвижения и жительства является существенным элементом свободы личности, условием профессионального и духовного развития человека. Российская Федерация, как социальное государство, должна проводить политику, обеспечивающую такое развитие.

Нормативное содержание названного права включает:

- свободу передвижения каждого по территории Российской Федерации;

- свободу выбора места пребывания;

- свободу выбора места жительства.

Оспариваемые нормативные акты непосредственно затрагивают право на выбор места жительства.

Это право предполагает свободу выбора гражданином жилого помещения, в котором он постоянно или преимущественно проживает либо, являясь его собственником, либо по договору найма, аренды, либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Понятие места жительства раскрывается в статье 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой под местом жительства понимается место постоянного или преимущественного проживания гражданина.

  У каждого человека есть данное ему с рождения право свободного выбора места жительства.Это право неприкосновенно, также как и другие права и свободы.

Это право является неотчуждаемым и не может быть отнято у человека (статья 17, часть 2 Конституции Российской Федерации; статья 150 Гражданского кодекса Российской Федерации).

   Вместе с тем это право не имеет абсолютный характер и рассматривается правовым регулированием с учетом того, что его осуществление данного права может привести к определенного рода нарушению прав и свобод других лиц, что не допускается в силу статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации.

  Исходя их этого, процессы в сфере реализации данного права могут сопровождаться введением обоснованного ограничения в соответствии с весомыми основаниями и установленным порядком, который установлен статьями 55 (часть 3) и 56 Конституции Российской Федерации.

  Правовые режимы ограничений прав на выбор места жительства могут быть введены только органами федерального законодательства в той мере, в какой это важно для обеспечения защиты основ конституционных устоев страны, нравственности, здоровья, прав и определенных законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55, часть 3 Конституции Российской Федерации).

Те же самые правила применяются касательно части третьей статьи 12 Международного пакта о гражданском и политическом праве права на свободное передвижение и свободу выбора места жительства не должны являться предметом каких-либо посягательств или ограничений, кроме тех, которые предусматриваются органами законодательства и предназначаются для охраны государственного устоя, для поддержания общественного порядка, здоровья или уровня и нравственного нравственности населения или прав и свобод других и совместимы с признаваемыми в Пакте иными правами.

Следовательно, общим требованием Конституции Российской Федерации и международно-правовых норм является положение о том, что ограничения права на свободный выбор места жительства могут быть установлены только законом.

     Конституция Российской Федерации выделяет это особенное требование с указанием на то, что так или иначе все права и конституционные свободы каждого человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом.         

    Соответственно положение части второй статьи 1 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", согласно которому такие ограничения допускаются только на основании закона, не подлежит расширительному толкованию:

-в данном случае понятием "закон" охватываются исключительно федеральные законы;

-но не законы субъектов Российской Федерации, поскольку иначе названной норме придавался бы неконституционный смысл11.

Без сомнения есть несколько определенных ограничений, которые так или иначе ограничивают некоторые права и свободы граждан на гарантированные им режимы передвижения, выбор места пребывания и жительства в процессе осуществления этих прав связаны с необходимостью поиска равновесия между общественными и частными интересами и зависят от ряда социально-экономических факторов.

    Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 года осуществляют процесс регулирования в данной сфере общественных отношений с целью предоставления ряда определенных условий для реализации гражданином нашей страны его прав и свобод, а также для исполнения им обязанностей перед остальными гражданами, государственными органами и общественностью.

В законодательстве содержится определенный список оснований, которые могут стать препятствием для предоставления гражданину полной свободы в сфере передвижения.

Поэтому в законе прописан ряд мер, которые применяются к гражданину во время постановления его на регистрационный учет.

Кроме того в законодательстве прописаны меры, которые применяются относительно граждан, которые не прошли вовремя регистрационный учет.

   Право и свобода на выбор места жительства – это основное правило самоопределения личности.

Органы власти имеют право только поставить гражданина на регистрационный учет, который больше является актом заверения свободной воли гражданина. Именно поэтому регистрационный учет просто не может служить причиной для ограничения прав граждан и выступать в качестве разрешительного процесса.

В нашей стране в каждом регионе есть ряд установленных нормативных актов, которые определяют сумму сбора, уплатив которую человек будет иметь право на заполнение последующих документов для регистрации.     Но не противоречат ли данные нормативные акты Закону Российской Федерации от 25 июня 1993 года, а также правилам регистрации и снятия с регистрационного учета? Несомненно.

Таким образом, вся процедура регистрации меняет свой характер и принимает форму разрешительного правового режима 12.

    Данные нормы так или иначе представляют препятствия для реализации каких-либо основных прав и свобод граждан, признанных и гарантированных Конституцией Российской Федерации, в частности права избирать место жительства.

Осуществление всех прав человека, особенно права на свободный выбор места жительства не должно зависеть от уплаты каких-то сборов, даже если эти сборы – это налоги, которые установлены к выплате. Законодательство Российской Федерации не подразумевает какого-либо фискального режима в отношении оформления необходимых документов для регистрации13.

     Необходимость введения регистрационного учета была обусловлена демократическими изменениями в нашем обществе, реформированием правовой системы с целью обеспечения реального соблюдения прав человека. Регистрационный учет граждан более отвечает этим требованиям, чем прописка, носящая разрешительный характер.

   Однако, в таком виде, как он существует в настоящее время, институт регистрации граждан слабо отличается от прописки. Нетрудно заметить, что, под регистрацией подразумевается не столько специальный учет граждан, осуществляемый уполномоченными на то органами, сколько предоставление данными органами своего рода разрешения на проживание (пребывание) по определенному адресу в конкретном населенном пункте.

Существование института регистрации обосновывалось необходимостью ведения такого учета целях контроля за передвижением граждан и получения статистических данных о миграции населения.

Однако, как уже говорилось, благодаря регистрации государство получало возможность контролировать миграционные процессы в интересах обеспечения плановой системы экономики (причем интересы человека зачастую в расчет не принимались).

Единственным, но очень значимым, отличием регистрационного учета от прописки является продекларированное Конституцией и законодательно закрепленное положение об уведомительном характере такого учета. "Право на выбор места жительства составляет часть свободы самоопределения личности", - говорится в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации14.

Государство путем законодательного регулирования общественных отношений, складывающихся в данной сфере, стремится обеспечить условия для реализации гражданами такой свободы. Однако оно также призвано обеспечивать выполнение таких функций, как экономическая, финансовая, социальная, охранительная и другие. Для их выполнения необходимо производить учет населения, определять его социальную структуру, а в настоящее время кроме уже существующего, регистрационного, нет других способов для его осуществления.

Для лучшего понимания, что же такое регистрационный учет населения, необходимо выяснить, что же такое регистрация.

 "Регистрировать - значит записывать, отмечать с целью учета, придания законной силы, научного наблюдения и т.п."15

Применительно к цели нашего исследования под регистрацией можно понимать ведение особого рода учетов, содержащих в себе сведения о каком - либо юридическом факте, в данном случае - пребывания либо проживания по месту жительства граждан Российской Федерации.

Как известно, юридический факт является основанием возникновения, изменения или прекращения правовых отношений. При оформлении регистрации, то есть удостоверении факта своего волеизъявления на выбор места пребывания либо проживания в определенном жилом помещении путем предоставления в органы регистрационного учета (согласно ст. 4 Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" таковыми являются органы внутренних дел, а в населенных пунктах, где они отсутствуют, - местная администрация) заявления по установленной законом форме, предъявив при этом документы, удостоверяющие личность, а также документы (либо их надлежаще заверенные копии), являющиеся основанием для вселения в жилое помещение.

Перечисленные выше органы обязаны зарегистрировать гражданина по месту пребывания или жительства, тем самым, удостоверяя факт свободного волеизъявления гражданина. Об этом, в частности, говорится в постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 2 февраля 1998 года по делу о проверке конституционности пунктов 10,12 и 21 Правил Регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации16.

Постановка на регистрационный учет по месту пребывания либо месту жительства является обязанностью лица, а не его правом.

Данное действие, ни в коей мере не ограничивает право человека на свободу передвижения, поскольку выбор места пребывания (жительства) осуществляется непосредственно гражданином.

Снятие граждан с учета происходит либо по заявлению о регистрации их по новому месту жительства, либо по иным причинам, указанным в законе. Защита прав граждан в случае посягательства на них со стороны государственных или иных органов, предприятий, учреждений, организаций, иных юридических, должностных и физических лиц, осуществляется вышестоящими должностными лицами либо судом в порядке, определенном законами Российской Федерации.

Нарушение должностными лицами и гражданами правил регистрационного учета влечет за собой ответственность (административную, дисциплинарную, материальную, уголовную - в зависимости от конкретного случая).

Сказанное позволяет сделать вывод о том, что под регистрацией можно понимать специальный учет, осуществляемый в определенном законом порядке уполномоченными на то государственными органами либо должностными лицами с целью установления факта выбора гражданином Российской Федерации нормативно определенных мест пребывания либо проживания в целях обеспечения необходимых условий для реализации своих субъективных прав и свобод, а также исполнения обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.

Институт регистрации, также, как и институт прописки, предусматривает ведение специальных учетов, включающих в себя сведения о проживающих, изменивших место жительства, либо выбывших по иной причине гражданах, сведений о лицах, освободившихся из мест лишения свободы и имеющих судимость, другие сведения.

Однако, в настоящее время существует пока слабая материальная база для создания специальных банков данных и для временной системы учета и идентификации граждан.

 Конечно, предпосылки для ее создания имеются, все большее число паспортно-визовых аппаратов МВД Российской Федерации обеспечивается электронно-вычислительной техникой, УВД некоторых краев, областей, городов создают собственные автоматизированные банки данных, включающие в себя различную информацию, касающуюся вопросов регистрационного учета (сведения о регистрации граждан, снятии их с учета, сведения о лицах, имеющих судимость и т.д.).

Сейчас отдельные автоматизированные информационные системы работают в автономном режиме, отсутствует "...возможность непосредственного доступа пользователей к массивам интересующей их информации, не в полной мере при создании АИС..." учитывается"... специфика информационных служб потребностей служб Министерства.., производительность применяемых вычислительных комплексов..." не позволяет "...обрабатывать большие объемы информации, измеряемые миллионами документов (например, картотеки адресных бюро... и другое)"17

К сожалению, единая информационно-вычислительная система органов внутренних дел в наши дни еще не создана, отсутствует также законодательство, регулирующее вопросы создания и использования информационных банков данных о гражданах, охраны конфиденциальной информации о личности Законодательство подобного рода уже существует в ряде зарубежных стран. В качестве примера можно привести Федеральный закон Австрии "О защите персональных данных" от 18.10.78г., Закон №293 от 06.78.07.78г. "О частных регистрах" и № 294 от 8.07.78г. "О публичных регистрах'', Закон Норвегии №48 от 9.06.78 г."О регистрах персональных данных", Закон США от 31.12.1974 г. "О защите частной сферы" (Ртасу Ас).

Вероятно это является одной из причин того, что на практике регистрационный учет сейчас так мало отличается от прописки. Основной причиной слабого отличия, по нашему мнению, являются серьезные противоречия, имеющие место в законодательстве о регистрационном учете, базирующиеся на отношении законодателя к регистрации как средству регулирования миграции, что придает регистрационному учету разрешительный характер. Практически общими в существующих условиях у них являются и задачи. Прежде всего, это учет населения. В научной литературе встречаются следующие его виды.

Во-первых, это - текущий оперативный (статистический) учет, представляющий собой сбор и накопление информации о зарегистрированных и снятых с учета гражданах, а также передачу этих сведений в органы государственной статистики, где те проходят обработку и анализ с целью получения статистики, отражающей характер демографических изменений, как на территории отдельного субъекта Федерации, так и на территории всего государства в целом.

     Персональный, или адресный учет граждан, осуществляемый паспортно-визовыми аппаратами органов внутренних дел и ее адресно-справочной службой, играет большую роль для установления местонахождения отдельных граждан.

    Это имеет значение, как для профилактической работы органов внутренних дел, так и для розыска преступников и других правонарушителей. Возможности адресно-справочных бюро способствуют восстановлению семей, помогая разыскивать граждан, утративших связь с родственниками.

   "Данные статистического и персонального учета граждан необходимы также органам гражданской обороны для составления планов эвакуации населения и проведения иных мероприятий, а также военным комиссариатам и другим органам Министерства обороны России для работы с призывниками и военнообязанными лицами"18.

  Современный период характеризуется кризисными явлениями в экономике, влияющими на многие факторы жизни человека, в том числе и на материальный.

Это усиливает миграционные процессы, люди стремятся изменить место жительства в надежде получить заработок в больших городах с развитой промышленной инфраструктурой. Однако эти перемещения вызывают обострение социальных проблем в этих регионах - усиливается конкуренция на рынке рабочей силы, возрастает нагрузка на инженерную, социально-культурную, коммунальную системы населенных пунктов, обостряются проблемы межнациональных отношений. Поэтому, как на законодательном уровне, так и в научной литературе можно встретить, обосновываемые вышеприведенными сложностями, попытки ограничить свободное перемещение граждан, лишить их установленных законом прав и свобод19.

    В связи с этим до последнего времени система регистрации в той же мере, как ранее система прописки, была призвана осуществлять задачу контроля и регулирования миграционных процессов. Среди представителей многих ветвей власти, в том числе и законодательной до сих пор бытует мнение об этом.

   Так, Президент Российской Федерации отклонил проект федерального закона "О внесении дополнения в статью 8 Закона Российской Федерации "О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" В ст. "Ограничение прав граждан недопустимо" предлагалось расширить перечень местностей, где может быть ограничено право граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства за счет городов - курортов федерального значения.

   Это неприемлемо, хотя бы в силу того, что такое ограничение не соответствует требованиям части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, в которой сказано, что права, и свободы граждан могут ограничиваться только федеральным законом и в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

    Исходя из этого, можно также предположить, что регистрационный учет может служить средством контроля за передвижением населения, но только в тех случаях, когда это оправдывается вышеприведенными доводами.

     Действующее законодательство обосновывает необходимость введения регистрационного учета граждан созданием условий для реализации ими прав и свобод, исполнением обязанностей перед другими гражданами.

    В самом деле, человек является субъектом различных отношений, в том числе и правовых, одновременно являясь носителем биографических и демографических признаков (фамилия, имя, отчество, время и место рождения и др.)20.

   Отношения по поводу выдачи, обмена и изъятия паспортов и иных документов, регистрации и снятия с учета возникают и между государственными органами, уполномоченными на то законами Российской Федерации «О реорганизации подразделений виз, регистрации и паспортной работы милиции в паспортно-визовую службу органов внутренних дел»21.

     В настоящее время государство идет по пути большей либерализации законодательства по вопросам обеспечения свободы передвижения и выбора места жительства, однако задачи, стоящие перед паспортно-регистрационной системой, остались прежними.

   Основными задачами, стоящими перед паспортно-регистрационной системой являются22:

- текущий оперативный учет населения, позволяющий производить механический подсчет миграции населения как внутри административно - территориальных единиц, так и за их пределами. Талоны статистического учета, заполняемые при регистрации по месту пребывания и по месту жительства, а также при снятии с регистрационного учета содержат также сведения о поле регистрируемого гражданина, его семейном положении, социальном статусе, а также о месте, откуда прибыл (куда направляется), это позволяет органам учета и статистики иметь до некоторой степени ясное представление о миграционных процессах, что в свою очередь влияет на социально - экономическую политику, как в отдельных регионах, так и в масштабе всего государства. Подобного рода информация используется при разработке прогнозов а также сводных, целевых, отраслевых и межотраслевых программ социально - экономического развития;

- контроль и регулирование передвижения населения производится "...путем установления специальных правил проживания в различных местностях и переезде на жительство в другие районы страны..."23.

Законом определен порядок ограничения передвижения на территориях, где введено чрезвычайное положение, в зонах стихийного бедствия и экологических катастроф, местах расположения военных городков, приграничных районах.

Такие ограничения диктуются соображениями государственной и общественной безопасности и не противоречат действующим конституционным нормам и международным договорам.

 Однако до сих пор в некоторых регионах действуют правила, ограничивающие регистрацию граждан, прибывающих из - за пределов данных местностей (Москва и Московская область, Санкт - Петербург, Ставропольский и Краснодарский края и некоторых других), что, несомненно, вступает в конфликт с требованиями Конституции и федерального законодательства о свободе передвижения и выбора места пребывания и жительства на территории Российской Федерации.

Непростая общественно - политическая и экономическая ситуация диктует неоднозначный подход к решению данной проблемы, поскольку, массовая миграция населения, в том числе и граждан иностранных государств взывает откровенное недовольство среди жителей перечисленных населенных пунктов и территорий.

Поэтому как население, так и представители органов государственной власти тех субъектов Федерации, где наиболее велик приток мигрантов, выступают за введение разрешительного порядка регулирования передвижения, при котором возможен будет контроль за миграционными процессами.

Существующий механизм реализации права на свободу передвижения, выбора места пребывания и места жительства, содержащийся в федеральном законодательстве (за некоторыми оговорками имеются в виду положения пунктов 10,12 и 21 «Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, признанных неконституционными в постановлении Конституционного суда»), однозначен в этих вопросах и направлен на отмену всех ограничений, что в некоторых случаях может приводить к достаточно непростым последствиям.

Известны случаи принудительного выселения из собственных домов жителей крымско-татарской национальности в Крымском районе Краснодарского края, а также требования жителей о запрете прописки лиц армянской национальности в дома, принадлежащие им на праве личной собственности в станице Елизаветинской города Краснодара.

Усиление социальной напряженности, угроза личной и общественной безопасности вызвали необходимость внесения изменений и дополнений в существующее законодательство о регистрационном учете.

Проект Федерального закона "О внесении дополнений в статью 8 Закона Российской Федерации "О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации", содержащий предложение о включении городов - курортов федерального значения в перечень местностей, где может быть ограничено право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, отклонен Президентом ввиду того, что оно не соответствует требованиям части 3 статьи 55 Конституции, предусматривающей ограничение прав и свобод граждан только в той мере, насколько это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Основные права и свободы человека принадлежат каждому индивидууму с момента рождения (ст. 17 Конституции).

В статье 60Конституции Российской Федерации говорится о том, что гражданин может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.

Однако уже с момента получения паспорта (в соответствии с законодательством, он наступает по достижении гражданином Российской Федерации четырнадцатилетнего возраста24) объем прав, а также обязанностей существенно расширяется (например - по достижении этого возраста гражданин имеет право самостоятельно совершать разного рода сделки, нести связанную с этим имущественную ответственность (ст. 26 п. 2 и ст. 28 п. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В установленных законом случаях, в основной документ могут вноситься специальные отметки о наличии у конкретного гражданина того или иного набора прав либо обязанностей, так, например, в паспортах лиц, достигших призывного возраста проставляется штамп об отношении к воинской обязанности.

Нельзя в связи с этим утверждать, что именно наличие паспорта (либо отметок в нем) порождают для гражданина какие - либо права и обязанности, данный документ является лишь носителем информации о наличии (отсутствии) некоторых, и очень немногих, из них.

    В нашей стране исторически сложилось такая ситуация, при которой надзор и контроль за пребыванием и проживанием граждан осуществляется правоохранительными органами, данная деятельность была и остается достаточно важной для решения правоохранительных задач, поскольку подобный тотальный учет населения (каким, в сущности, и является режим регистрации (прописки)) способствует выявлению лиц, скрывшихся от следствия и суда, уклоняющихся от исполнения обязанностей (например - воинской, обязанности уплаты алиментов), осуществлению других функций. Важную помощь оказывает действие паспортно-регистрационного режима в деле обеспечения государственной безопасности (соблюдение последнего ожесточается в приграничных, таможенных зонах, везде, где могут пострадать интересы государства).

Все изложенное позволяет нам говорить о том, что паспортно-регистрационная система представляет собой совокупность урегулированных правовыми нормами отношений по поводу выдачи, обмена и изъятия паспортов и иных, выдаваемых уполномоченными на то органами документов, удостоверяющих личность гражданина, регистрации по месту пребывания и месту жительства в целях учета и регулирования передвижения населения, обеспечения условий для реализации субъективных прав, свобод, и обязанностей, а также обеспечения личной общественной государственной безопасности, охраны общественного порядка.

К сожалению, слабо отличается от существовавшего ранее и порядок оформления регистрации.

    Таким образом, можно сказать, что право граждан Российской Федерации на выбор места жительства и на свободу передвижения также является неурегулированным вопросом.

В нашем государстве всегда очень остро стоял вопрос о праве граждан на свободу передвижения и местожительства. Исторически сложилось так, что по-настоящему правами и свободами наши граждане смогли воспользоваться только после распада Советского Союза. Сегодня не должно случиться так, чтобы человек и гражданин чувствовал у себя на Родине постоянный тотальный контроль и сталкивался с повсеместным нарушением своих незыблемых прав, в том числе и в отношении передвижения и выбора места жительства.

Как уже было сказано, на современном этапе возрастает постижение конституционного статуса гражданина, охраны его прав, свобод, в том числе и в международном масштабе, а не только в нашей стране. В подобных условиях такие широкие меры, принимаемые мировым сообществом, свидетельствуют о продвижении человечества к уважению морально-нравственных устоев человеческой цивилизации, а всякое движение назад, к прежним мерам по запрету или ограничению прав и свобод гражданина и человека, - будет свидетельствовать о крайней отсталости и отсутствии способности государственной власти держать ситуацию под контролем.

Государство должно обеспечить реализацию необходимых стратегических с точки зрения национальной безопасности задач иным способом, не прибегая к мерам, которые по сути являются грубым нарушением прав человека, а по своему воздействию будут нести скорее не обучающий, а тоталитарный характер. В подобных условиях, по мнению автора дипломной работы, не будет восстановлена законность, а просто будут напуганы люди, к которым в другой стране, возможно, проявят более цивилизованный подход.

Таким образом, в результате обсуждения, которое было проведено в данной лекции, можно сформулировать выводы:

- в нынешней Конституции РФ все личные права и свободы являются первыми строками главы о правах и свободах человека и гражданина, необходимо учитывать особенность, которую имеют стороны личных прав и свобод. Она состоит в том, что эти права и свободы являются по своей сущности правами и свободами человека, то есть, каждого, и не увязаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства, не вытекают из него;

- запрещать таким образом человеку и гражданину какой-либо страны свободно передвигаться и самостоятельно осуществлять выбор места работы или места жительства, по мнению автора, является противозаконным и де-факто противоречит многим международным и отечественным правоустанавливающим нормам;

- государство призвано выступать гарантом правового положения личности, реальным воплощением составляющих его элементов. Оно должно превратиться из силы, которая господствовала над обществом, в орган, выражающий и защищающий его интересы, а также составляющих его социальных групп и каждой конкретной личности;

- эффективность функционирования механизма государственно-правового обеспечения прав и свобод личности напрямую зависит от организации государственной власти в стране. В ее основе заложен принцип разделения властей в качестве системы сдержек и противовесов, при которой каждая власть имеет возможность осуществлять взаимоконтроль и ограничивать друг друга.

Список использованной литературы

________________________________________________________________

1.Кодекс Российской Федерации «Об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001) (ред. от 30.04.2010)

2. Приказ МВД РФ от 02.06.2005 N 444 (ред. от 26.01.2010) "О полномочиях должностных лиц МВД России по составлению протоколов по делам об административных правонарушениях и административному задержанию" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 21.07.2005 N 6824)

3. Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 27.12.2009) "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 21.06.2002)

4.Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной миграционной службы от 30 апреля 2009 г. N 338/97 "Об утверждении Административного регламента по исполнению государственной функции контроля и надзора за соблюдением положений миграционного законодательства Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства и за соблюдением правил привлечения работодателями, заказчиками работ (услуг) иностранных работников в Российскую Федерацию и использования их труда"

5.Приказ МВД РФ от 26.05.1997 N 310 (ред. от 12.02.2009) "Об утверждении Инструкции о порядке оформления и выдачи паспортов гражданам Российской Федерации для выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 19.06.1997 N 1330)

6. Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 27.12.2009) "О персональных данных" (принят ГД ФС РФ 08.07.2006)

7.Постановление Правительства Российской Федерации от 18 марта 2008 г. N 183 "Об утверждении правил подачи работодателем или заказчиком работ (услуг) уведомления о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан и (или) лиц без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу"

8.Конституция Российской Федерации(принята всенародным голосованием 12.12.1993)(с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)

9. ФЗ от 25.12.2008 № 281-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

10. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 января 2007 г. N 9 "О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации"

11. Федеральный закон от 2.10.2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»

12.Постановление Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2006 г. N 681 "О порядке выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации"

13.Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"

14.Постановление Правительства РФ от 01.12.2004 N 713 (ред. от 28.03.2008) "О Порядке оказания содействия лицам, получившим свидетельство о регистрации ходатайства о признании их вынужденными переселенцами, и вынужденным переселенцам в обеспечении проезда и провоза багажа, а также выплаты соответствующей компенсации малообеспеченным лицам из числа указанных граждан"

15.Постановление Правительства РФ от 17.07.1995 № 713 (ред. от 28.03.2008) «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию».

16.Федеральный закон от 19.12.2005 N 160-ФЗ "О ратификации Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных" (принят ГД ФС РФ 25.11.2005)

17.Положение о Федеральной миграционной службе, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 года N 928 "Вопросы Федеральной миграционной службы"

18. Федеральный закон от 31.05.2002 N 62-ФЗ (ред. от 28.06.2009) "О гражданстве Российской Федерации"(принят ГД ФС РФ 19.04.2002)

19.Указ Президента Российской Федерации 14 ноября 2002 года N 1325 «Об утверждении положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации».

20.Постановление Конституционного Суда РФ от 4 апреля 1996 года N 9-П «По делу о проверке конституционности ряда нормативных актов города Москвы и Московской области, Ставропольского края, Воронежской области и города Воронеж, регламентирующих порядок регистрации граждан, прибывающих на постоянное жительство в названные регионы»

21.Постановление от 16 мая 1996 года N 12-П "По делу о проверке конституционности пункта "г" статьи 18 Закона Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации".

22. Федеральный закон от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию".

23.Федеральный закон от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации".

     24.Закон РФ от 25 июня 1993 года «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»

 

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 261.