Методические указания по выполнению курсовой работы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Методические указания Б21.Б.25 Система удобрений

 

                                                                                              Кафедра почвоведения,                

ботаники и селекции растений

 

 

                         Б1.Б.26 СИСТЕМА УДОБРЕНИЙ

Методические указания по выполнению курсовой работы

«Разработка системы удобрения в хозяйстве»

Направление подготовки

4.35.03.03 Агрохимия и агропочвоведение

Профиль подготовки

Агрохимия и агропочвоведение

Квалификация выпускника   

Бакалавр

 

Уфа 2018

 

УДК 631.454+631.816+631.582+633

Нурлыгаянов Р.Б. Система применения удобрения в хозяйстве. Учебно-методическое пособие для выполнения курсовой работы по агрохимии для студентов направления подготовки 110400 (35.03.04) «Агрономия» / Р.Б. Нурлыгаянов; ФГБОУ ВО Башкирский ГАУ. – Уфа: Изд-во ФГБОУ ВО БГАУ, 2018. – 59 с.

Рецензент: доктор биологических наук, доцент Асылбаев И.Г.

В пособии рассмотрены вопросы разработки системы удобрения отдельных культур, расчета производства органических удобрений в хозяйстве, известкования кислых почв, характеристики минеральных удобрений, внесения минеральных и органических удобрений. Техники безопасности в обращении с минеральными удобрениями. Пособие позволяет студентам освоить производственно-технологическую деятельность: методику расчѐта доз органических и минеральных удобрений с учетом их запаса в усвояемой форме в почве, определить способ и технологию их внесения под сельскохозяйственные культуры.

Изложенные материалы могут быть использованы в научной работе студентов и при выполнении выпускных квалификационных работ.

Учебно-методическое пособие предназначено для подготовки бакалавров по направлению подготовки      4.35.03.03 Агрохимия и агропочвоведение.

 

 

Учебно-методическое пособие рассмотрено и утверждено методической комиссией факультета агротехнологии и лесного хозяйства «__» мая 2018 г. (протокол № __)

 

© ФГБОУ ВО Башкирский ГАУ

 

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….………3

1. Содержание курсовой работы…………………………………………….7

1.1. Характеристика почвенно-климатических и агрохимических условий хозяйства…………………………………………………………………………..7

1.2  Расчет естественного урожая сельскохозяйственных культур в севообороте……………………………………………………………….……….8

2 Расчет выхода органических удобрений в хозяйстве……………………...10

2.1 Расчет накопления элементов минерального питания в навозе…….……11

2.2 Расчет накопления элементов минерального питания в сидеральном паре……………………………………………………………………………….11

2.3Расчет накопления элементов минерального питания в соломе……….…13

3 Химическая мелиорация почвы……………………………………………..15

4 Биологические особенности сельскохозяйственных культур в севообороте………………………………………………………………..23

5 Расчет внесения минеральных удобрений на планируемую урожайность сельскохозяйственных культур в севообороте……………………………24

5.1 Расчет в потребности минеральных удобрений по культурам………..24

5.2 Расчет потребности в минеральных удобрениях в севообороте………..26

5.2 Разработка плана применения удобрений в севообороте……………...27

6 Организация внесения органических и минеральных удобрений, агромелиорантов и сидерата в севообороте……………………………….32

7 Экономическая эффективность применения минеральных удобрений…32

8 Выводы……………………………………………………..………..35

9 Литература…………………………………………………..……….35

10 Оформление курсовой работы………………………………………..……36

11 Оценка курсовой работы…………………………………….……...37

12 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………….39

13 ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………40

 

 

Единственное средство удержать государство в состоянии независимости от кого-либо – это сельское хозяйство. Обладай вы хоть всеми богатствами мира, если вам нечем питаться – вы зависите от других. Торговля создает богатство, но сельское хозяйство обеспечивает свободу.

Жан-Жак Руссо

Никакой избыток удобрений никогда не сможет заменить недостаток агрохимических знаний у работников сельского хозяйства.

Академик Д.Н. Прянишников

Чтобы чем, когда и как кормить растения для получения высоких урожаев, надо спросить их самих в тех условиях, в которых они произрастают.

Академик К.А. Тимирязев

ВВЕДЕНИЕ

 

Одно из важнейших направлений интенсификации аграрного производства – химизация земледелия. При этом наиболее эффективным способомсохранения и повышения плодородия почв и ростаурожайности сельскохозяйственных культур является научно обоснованное применение минеральных удобрений в севообороте, разработка системы удобрения в целом по хозяйству.

Еще древние люди знали, что, выжигая лес можно несколько лет получать хорошие урожаи сельскохозяйственных культур. А древние римляне и египтяне уже знали о том, что урожаи выращиваемых культур можно повышать запашкой зеленых бобовых растений, внесением навоза, извести, различных бытовых отходов и отходов рыболовецкого промысла. Люпин выращивали в виде сидеральной культуры 4000 тысяч лет назад. Веками человечество шло к теории и практике минерального питания растений.

Задача агронома – получить  стабильные урожаи сельскохозяйственных культур с высоким качеством конкурентоспособной на рынке продукции растениеводства, обеспечения сохранения и повышения плодородия почвы, охраны окружающей среды, рационального использования ресурсов местных удобрений. Химизация земледелия должна сопровождаться соблюдением техники безопасности и охраны труда на производстве.

Основными элементами системы удобрения в хозяйстве являются:

- известкование кислых почв с учетом биологических особенностей возделываемых культур;

- расчет производства возможных видов органических удобрений в хозяйстве (навоз при наличии животноводства, возделывание сидеральных культур в паровом поле, использование соломы в качестве удобрения, использование местных органических удобрений – торфа, сапропеля, агрохимикатов – фосфорной муки, торфотуфов, дефеката и др.), применение повышенных норм различных компостов;

- введение в севооборот посевов бобовых (клевер, люцерна, эспарцет, донник) и зерно-бобовых культур (горох, яровая и озимая вика, люпин, соя, нут);

- научно обоснованное использование основных видовминеральных удобрений с учетом запаса в почве и поступления в виде органических удобрений;

- дифференцированное применение удобрений в зависимости от аг-рохимических свойств почв отдельных полей севооборотов;

- применение микроудобрений: молибденовых (посевы бобовых трав и гороха), борных (посевы рапса и льна, корнеплоды, овощные культуры, семенники клевера) и медных (под все посевы культур на торфяно-болотных и пойменных почвах, не обеспеченных медью) и др.

Пособие позволяет студентам освоить производственно-технологическую деятельность: методику расчѐта доз органических и минеральных удобрений, определить способ и технологию их внесения под сельскохозяйственные культуры, расчета экономической эффективности от уровня планируемой продуктивности сельскохозяйственных растений.

При выполнении по данным конкретного хозяйства используются картограммы последнего тура обследования почвы (содержание гумуса, подвижного фосфора, обменного калия, кислотности почвы), наличие поголовья на начло года, их возраст для расчета выхода навоза и содержания в них основных элементов питания, действующий севооборот и набор культур. Курсовой проект может быть выполнен по заявке хозяйства. В целях сквозного обучения обучающихся по выполнению ВКР, в наборе сельскохозяйственных культур возможно включение исследуемой культуры как основной. В обзоре биологии сельскохозяйственных культур основная культура занимает ведущее место, описывается более конкретно систематика, морфологические и биологические особенности, требованиям к почвенно-климатическим условиям и минерального питания. Курсовая работа завершается выводами и рекомендациями производству.

Обучающийся получает индивидуальное задание (приложение 1).

Содержание курсовой работы

Оформление курсовой работы по ГОСТу 2016

Курсовая работа представляет собой последний этап изучения того или иного предмета. В ней отображаются знания обучающего по предмету, которые он получил за время обучения на курсе. Грамотно написанная работа не получит хорошей оценки если она не оформлена согласно всем необходимым нормам.

Состав . Курсовая работа состоит из блоков. Начальный будет состоять из введения, главной части, заключительной части, а во втором блоке –  прочие элементы курсовой.

Блок первый

Согласно нормам оформления, основная часть должна состоять из параграфов по данной методической работы и ничего лишнего. Номер раздела при этом должен стоять перед его заглавием. Номер параграфа должен быть интегрирован с номером текущей главы.

Согласно нормам оформления курсовой на каждой странице обязательно должно быть от 3 до 4 ссылок на научные источники с указанием страницы публикации.

Оформления абзаца – красная строчка. Согласно нормативам она должна составлять 13 мм. Абзацы должны быть разделены между собой одной строчкой.

Блок второй

Как было написано выше к данному блоку относятся все структурные части, которые не имеют прямого отношения к тексту работы. Это элементы справочного характера: содержание, титульный лист, список литературы, приложения.

Титульная страница

Титульник является своеобразным лицом научной работы. Именно по нему у читателя формируется начальное впечатление о работе. Внутренняя структура титульного листа состоит из четырёх блоков, содержащих всю выходные данные (стандарт предприятия).

Содержание

Оно представляет собой список всех элементов, которые входят в состав курсовой. В ней должны содержаться полные наименования глав, параграфов, прочих элементов работы, номера страничек с которых они берут своё начало. Выравнивание содержания проводится строго по правому краешку странички.

Список использованных источников

Список источников, которые были использованы при создании проекта, должен включать в себя три типа источников: нелитературные, литературные, иностранная литература, отечественная литература. При их оформлении следует строго придерживаться положенных правил библиографического оформления. Они должны быть сведены в три алфавитных списка, снабжённых арабской нумерацией.

Приложения

Наличие предлагающихся к проекту каких-либо приложений является признаком прекрасно выполненного проекта. Если в проекте имеется не одно, а несколько приложений, то их следует обязательно пронумеровывать русскими буквами.

Общие правила оформления

При написании работ Times New Roman. Его размер должен составлять 14 пт. Между строчками обязательно должен быть интервал не менее чем в 1,5 миллиметра.

Второй общей нормой является нумерация. Она обязательно должна включать в себя абсолютно все листочки (однако номер странички на титульной страничке, содержании стоять не должен). Для нумерации страниц могут использоваться исключительно арабские цифры. Нумерация ставится вверху странички с правого края либо внизу по центру.

11 Оценка курсовой работы

курсовая работа по дисциплине «Система удобрения» является одной из основных самостоятельных работ обучающего, закрепляет полученные знания для применения в практической деятельности, ставится в приложении к диплому. Каждый обучающиеся должен стремиться получить положительную оценку.

Курсовая работа оценивается по 100 бальной системе (приложение 27) в виде рецензии научного руководителя.

12 Порядок подготовки и защиты курсовой работы.

12.1 Обучающиейся до представления на проверку курсовой работы научному руководителю обязан регистрировать в журнале регистрации самостоятельных работ по кафедре (журнал находится у лаборанто). Ставится дата регистрации. Просроченная дата от указанной в задании снижает итоговую оценку курсовой работы по усмотрению научного руководителя,  но не более 10 баллов.

12.2 После проверки курсовой работы научным руководителем (с указанием даты), курсовую работу проверяют и ставят свои подписи два преподавателя кафедры, назначенные заведующим кафедрой.

12.3 Итоговая оценка ставится по результатам защиты перед комиссией и группы.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Середа.Н.А., Гайфуллин Р.Р. Практикум по агрохимии Уфа: Издательство БГАУ, 2012. – 151 с.

2. Агрохимия // под редакцией В.Г. Минеева - М.: Колос, 2004. - 720 с..

3. Кидин В.В. Практикум по агрохимии. - М.: МГУ, 2008. - 599 с.

4. Муравин Э.А. Агрохимия. - М.: КолосС, 2003.-384 с.

5. Практикум по агрохимии // под редакцией В.Г.Минеева - М.: МГУ,
2001.-428 с.

6. Середа Н.А., Валеев В.М., Баязитова Р.И., Алибаев А.А. Практикум по
агрохимии. - Уфа.: БГАУ, 2005. - 133 с.

7. Ефимов В.Н., Донских И.Н., Царенко В.П. Система удобрения. - М.
КолосС, 2003.- 320 с.

8. Донских И.Н. Курсовое и дипломное проектирование по системе
применения удобрений.- М: Колос, 2004.-144 с.

9. Нурлыгаянов Р.Б. Рабочая программы дисциплины Б.1Б. 26 Система удобрений / Р.Б. Нурлыгаянов. – Уфа: БГАУ, 2017.с – 33 с.

10. Справочник по удобрениям для руководителей, агрономов хозяйств и фермеров. Изд-е второе, доп., перераб. / Н.А. Середа, В.И. Кузнецов, Н.А. Родин, Р.И. Баязитова, З.И. Исмагилов, В.Я. Давлетгарееева, Р. Г. Гильманова, Ф.М. Давлетшин. – Уфа, 2016. – 180 с.

11. Удобрения, их свойства и способы использования / Под ред. Д.А. Коренькова. – М.: Колос, 1982. – 415 с.

12. Энергосберегающая технология возделывания полевых культур / Р.Р. Исмагилов, М.Х. Уразлин, Р.Р. Гайфуллин, Д.Р. Исламгулов. – Уфа: АН РБ, Гилем, 2011. – 248 с.

13. Системы ведения агропромышленного производства в Республике Башкортостан. – Уфа: Гилем, 2012. – 528 с.

14. Татарченков М.И. Комплексное агрохимическое окультуривание полей / М.И. Татарченков, А.А. Юхнин. – М.: Росагропромиздат, 1988. – 62 с.

15. Система машин и оборудования для реализации инновационных технологий в растениеводстве и животноводстве Республики Башкортостан. – Уфа: Башкирский ГАУ, 2014. – 327 с.

 

Приложение 1

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВО «Башкирский государственный аграрный университет»

Факультет Агротехнолгии и лесного хозяйства

Кафедра Почвоведения, ботаники и селекции растений

Профиль: Агроно

Форма обучения: очная

                                                                   Курс, группа ААП 301





ЗАДАНИЕ

На выполнение курсовой работы по агрохимии

«СОСТАВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ УДОБРЕНИЯ В СПК (ООО, АО) «_____»

                                                 Обучающейся _____________

1. Природная зона:

2. Район, хозяйство: 

3. Площадь землепользования ___ га;

Площадь сельскохозяйственных угодий ___ га, пашни ____га.

4. Количество севооборотов и их площадь: --, средний размер поля ___га

5. Вид и поголовье скота:

Коровы Голов Лошади Голов
Молодняк свыше 2-х лет Голов Свиньи голов
Молодняк до 1 года Голов овцы голов

 6.Использование зеленого удобрения: _______

 7.Агрохимическая характеристика почв в севообороте № 3.

Культура

Урожайность планируемая , т/га

Почва

Гумус, %

pH, KCl

Hr

S

V,%

Содержание, мг/кг почвы

Мг-экв/100г почвы

Р2 О5

 

К2 О  
1 Сидеральный пар          

 

   

 

2 Озимая рожь          

 

   

 

3 Яр.пшеница          

 

   

 

4 Пропашные          

 

   

 

5 Яр. пшеница          

 

   

 

6 Ячмень          

 

   

 

                         

8.Агрохимическая мелиорация почв по севообороту.

9.Содержание работы выполняется в соответствии с требованиями, изложенными в методических указаниях к выполнению курсовой работы.

10.Основная культура – по ВКР (систематика, биологические особенности, минеральное питание, технология возделывания, характеристика 2-3 сортов).

12. Расчет в потребности складских помещений.

12. Техника безопасности и охрана труда при обращении с минеральными удобрениями.

Срок сдачи студентом законченной работы до: _____ 2018г.

Руководитель: _______________ д-р с.-х.наук Р.Б. Нурлыгаянов

(подпись)

Задание принял к исполнению: ___________________

                                                                                             (подпись студента)

 

                                                                                                    

 

 

                                                                                                 Приложение 2

 

                                                                                                        Приложение 3

 

Картограмма обеспеченности почвы хозяйства подвижным фосфором

 

 

                                                                                                            Приложение 4

 

Свойства почвы в зависимости от степени окультуривания

Свойства почвы

Степень окультуренности

 

слабо-

средне-

хорошо-

 
   
содержание гумуса, % 1,2-2,0 2,2-3,0 4,0-6,0  
содержание подвижного фосфора, мг/кг 30-60 50-150 150-750  
содержание подвижного калия, мг/кг 60-160 120-180 120-280  
рНKCl 4,0-5,2 5,0-5,8 5,8-6,8  
степень насыщенности почвы основаниями, % 35-60 55-75 76-98  

 

 

    Приложение 5

Градации пахотных почв РФ по степени гумусированности

Класс почвы Содержание гумуса % Степень гумусированности
I < 2,0 очень низкая
II 2,1-4,0 низкая
III 4,1-6,0 средняя
IV 6,1-8,0 повышенная
V 8,1-10,0 высокая
VI > 10,0 очень высокая

 

 

        Приложение 6  
   

Группировка почв по обменной кислотности

 
Груп-

Значение

Степень кислотности

Нуждаемость почв в известковании

 

па

pHKCl

   
       
I < 4,0   очень сильнокислая очень сильная  
II 4,1-4,5   сильнокислая сильная  
III 4,6-5,0   среднекислая средняя  
IV 5,1-5,5   слабокислая слабая  
V 5,6-6,0   близкая к нейтральной не нуждаются, известкование  
       

выборочное – поля, идущие под

 

VI

> 6,0

 

нейтральная

 
 

люцерну, кормовую свеклу, капусту

 
         

 

      Приложение 7  

Группировка почв по гидролитической кислотности

 
Класс почвы по Значение Нг,

Степень кислотности

Нуждаемость почв  

кислотности

мг-экв/100г почвы

в известковании

 
   
I > 6,0 очень сильнокислые очень сильная  
II 5,1-6,0 сильнокислые сильная  
III 4,1-5,0 среднекислые средняя  
IV 3,1-4,0 слабокислые слабая  
V 2,1-3,0 близкие к нейтральным

не нуждаются

 

VI

< 2

нейтральные

 
   

 

Приложение 8

 

Группировка почв по содержанию подвижного фосфора, мг/кг почвы

 

 

 

Тип почвы (метод определения)

   
 

подзолистые,

серые лесные, черноземы    

Класс

темно-серые

карбонатные,

Обеспечен-

 

дерново-подзолистые,

 
почвы лесные, черноземы коричнево- ность растений  
  серые лесные

не карбонатные

бурые

   
 

(по Кирсанову)

   
 

(по Чирикову)

(по Мачигину)

   
       
I < 25 < 20 < 10 очень низкая  
II 26-50 21-50 11-15 низкая  
III 51-100 51-100 16-30 средняя  
IV 101-150 101-150 31-45 повышенная  
V 151-250 151-200 46-60 высокая  
VI > 250 > 200 > 60 очень высокая  

 

Приложение 9

 

Группировка почв по содержанию подвижного калия, мг/кг почвы

 

Тип почвы (метод определения)

   
 

подзолистые,

серые лесные, черноземы    

Класс

темно-серые

карбонатные,

Обеспечен-

 

дерново-подзолистые,

 
почвы лесные, черноземы коричнево- ность растений  
  серые лесные

не карбонатные

бурые

   
 

(по Кирсанову)

   
 

(по Чирикову)

(по Мачигину)

   
       
I 0-40 < 20 < 50 очень низкая  
II 41-80 21-40 51-100 низкая  
III 81-120 41-80 101-200 средняя  
IV 121-170 81-120 201-300 повышенная  
V 171-250 121-180 301-400 высокая  
VI > 250 > 180 > 400 очень высокая  

 

                                                                                               Приложение 10

 

Обеспеченность растений фосфором и калием, мг/кг почвы

 

(Жежель Н.Г., 1966)

 

Подзолистые, дерново-

Серые лесные, темно-

 

Черноземы карбонат-

 

Обеспе-

подзолистые, серые

серые лесные, черноземы

 

ные, коричнево-бурые

 

ченность

 

лесные

 

не карбонатные

   
             
       карто-   овощные,   карто- овощные,     карто- овощные,  
расте- зерно- фель,   техниче- зерно- фель, техниче-   зер- фель, техниче-  
ний вые корне-   ские вые корне- ские   новые корне- ские  
    плоды   культуры   плоды культуры     плоды культуры  
   

Обеспеченность растений фосфором

     
очень

< 30

< 80

 

< 150

< 20

< 50

< 100

 

< 10

< 15

< 30

 

низкая

     
                       
низкая 30-80 80-150   150-200 20-50 50-100 100-150   10-15 15-30 30-45  

средняя

80-150

150-200

200-300

50-100

100-

150-200

 

15-30

30-45

45-60

 

150

   
                       
высокая > 150 > 200   > 300 > 100 > 150 > 200   > 30 > 45 > 60  
   

Обеспеченность растений калием

     
очень

< 50

< 100

 

< 150

< 30

< 70

< 100

 

< 40

< 80

< 140

 

низкая

     
                       
низкая 50-100 100-150   150-200 30-70 70-100 100-150   40-80 80-140 140-200  
средняя 100-150 150-200   200-300 70-100 100-150 150-200

80-140

140-200 200-300  
высокая > 150 > 200   > 300 > 100 > 150 > 200   > 140 > 200 > 300  

 

 

                                                                                     Приложение 11

Примерный вынос элементов питания на формирование 1т основной

 

продукции (с учѐтом побочной) различных культур, кг

Культура Основная продукция N P2O5 K2O  

рожь озимая

зерно 26 10 26  

зелѐная масса

3,0

2,5

5,0

 
   
пшеница озимая зерно 30 13 25  
  зерно 35 12 25  
пшеница яровая зелѐная масса 4,1 1,3 5,8  
  монокорм 3,8 1,3 6,0  

ячмень

зерно 25 11 22  

зелѐная масса

4,5

1,8

3,6

 
   
овес зерно 33 14 29  
просо зерно 33 10 34  
гречиха зерно 30 15 40  
кормовые бобы зерно 66 18 52  

горох

зерно 66 16 20  

зеленая масса

6,5

1,5

2,2

 
   

люпин

зерно 68 19 47  

зеленая масса

5,5

1,1

3.0

 
   
соя зерно 71 16 18  

лен-долгунец

семена 106 53 93  

волокно

80

40

70

 
   

рапс

семена 50 30 80  

зелѐная масса

50

20

70

 
   

                                                                       Продолжение приложения 11

 

    картофель клубни 5,0 2,0 8,0
свекла кормовая корнеплоды 4,9 1,5 6,7  
свекла столовая корнеплоды 3,2 1,6 5,0  
турнепс корнеплоды 4,8 1,7 5,7  
морковь кормовая корнеплоды 5,2 1,9 6,0  
морковь столовая корнеплоды 3,2 1,0 5,0  
брюква корнеплоды 5,5 3,1 7,7  
клевер сено 19,7 5,6 15  
люцерна сено 26,0 6,5 15  
тимофеевка сено 15,5 7 24  

вика

сено 22,7 6,2 10  

зелѐная масса

2,3

0,5

1,3

 
   

многолетние злаки

сено 21 7 25  

зеленая масса

5,7

1,4

8,8

 
   
кукуруза на силос зелѐная масса 2,5 1,5 5,0  
горохо-овѐс зеленая масса 5,3 1,6 4,8  
вико-овѐс зелѐная масса 3,3 1,5 4,5  
подсолнечник зелѐная масса 2,9 0,8 6,0  

 

Приложение 12


Содержание NPK в соломе

 

Приложение 12

Содержание NPK в соломе

Культура Азот N Фосфор Р2 O5 Калий K2 O
Пшеница озимая 0,45- 0,64 0,20-0,23 0,90-1,23
Рожь озимая 0,45-0,57 0,25-0,26 1,00-1,20
Ячмень яровой 0,50-0,55 0,20-0,23 1,00-1,20
Овес 0,60-0,65 0,30-0,35 1,40-1,60
Гречиха 0,78-0,82 0,60-0,63 2,40-2,50
Кукуруза (стебель) 0,73-0,76 0,25-0,30 1,60-1,65
Горох 1,40- 1,45 0,30-0,35 0,45-0,50
Подсолнечник (стебли)   1,40-1,50 0,60-0,70 4,50-5,10

                                                                                  

 

 

   Приложение 13

Определение групп кислотности по степени нуждаемости почв в известковании, в зависимости от механического состава, кислотности и насыщенности почв основаниями по А.Г. Медведеву (Михайлов Н.Н., 1971)

 

Гранулометрический состав почвы

Торфяно- глеевые и

   
   

 

     
     

 

Степень кислотности,

 
 

супесча-

легкосу-

средне- и

 

рНKCl

торфяно- болотные

нуждаемость в

 

ные и

глини-

тяжелосу-

 
 

 

известковании

 
 

песчаные

стые

глинистые

 
         
    V, %   рНKCl V, %    

< 4,5

< 40

< 45

< 55

4,2

< 35

сильнокислая,  

сильная нуждаемость

 
             

4,6-5,0

35-55

40-65

50-70

4,3-4,8

35-55

среднекислая,  
средняя нуждаемость  

5,1-5,5

50-65

60-75

65-80

4,9-5,4

45-70

слабокислая, слабая  

нуждаемость

 
             
            близкая к нейтраль-  
5,6-6,0 60-70 70-85 75-90 > 5,0 65-80 ной, очень слабая  
            нуждаемость  

> 6,0

> 70

> 80

> 85

    нейтральная, не  
   

нуждается

 
             

 

 

                                                                                            Приложение 21

Свиньи

КРС

-свиноматки супоросные 1,0 -коровы 1,0 -свиноматки холост. 0,90 -быки 0,80 -хряки 1,10 -нетели 0,75 -откормочные <40 кг 0,35 -молодняк 4-6 мес. 0,25 -откормочные 40-80 кг 0,50 -молодняк 6-12 мес. 0,45 -откормочные >80 кг 0,65 -молодняк >12 мес. 0,65 -поросята 0,25 - -  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Условия южной лесостепи позволяют возделывать  такие культуры как яровая пшеница, яровой рапс, озимая пшеница, кукуруза на зеленую массу, ячмень, овес, многолетние и однолетние травы и др.

2. Наибольшее количество элементов питания требуется азота (349,8) и калия (349,8), наименьшее фосфора(127,6),

3. Возникает потребность в азотном питании, в калии – отсутствует, фосфор требуется только озимой пшенице (6,6 кг.д.в.) и яровому рапсу (8,0 кг.д.в.);

4. Сидеральное удобрение на уровне урожайности 12,0 т/га обеспечивает почву N-82,5, P-15,0, K-45,0.  кга 1 га. Для последующей культуры (озимая пшеница) будет обеспечено в доступном количестве  N-49,5, P-1,5, K-27,0.

5. В условиях хозяйства валовое накопление NPK в органических удобрениях  с учетом усвояемости сельскохозяйственных культур составляет N-173,0 т; P-49,5т; K-197,1т.

6. На поле № 4 самая высокая кислотность почвы в связи с этим требуется внести дефеката в количестве 2 250 т в 2018 году. В последующие годы внесение дефеката планируется по степени кислотности почвы.

7. По севообороту такие культуры как озимая пшеница по сидеральному пару, кукуруза по навозу не нуждаются в несении минеральных удобрениях под планируемую урожайность. В целях получения дружных всходов, а также интенсивного роста и развития растения в первые периоды жизни необходимо вносить в рядки по 10 кг д.в. азота и фосфора, у озимых культур – проводить прикорневую подкормку в норме 10 кг.д.в. рано весной.

8. Экономическая эффективность в условиях хозяйства при программировании урожайности по культурам следующее:

- урожайность озимой пшеницы 3,5 т/га – рентабельность производства составила 130%;

- урожайность ярового рапса 2,0 т/га – рентабельность производства составила 77%;

- урожайность кукурузы на зеленую массу 30 т/га – рентабельность производства составила 317%;

-урожайность яровой пшеницы 3,3 т/га – рентабельность производства составила 92%;

- урожайность ячменя 3,0 т/га – рентабельность производства составила 106%.

Таким образом наиболее доходной культурой оказалась кукуруза на зеленую массу с рентабельность 317%, а среди товарных – озимая пшеница.

 

 

                                                  

 

Приложение 27.

РЕЦЕНЗИЯ

на курсовую работу студента __ курса ___групы факультета агротехнологий и лесного хозяйства

Ф.И.О.__________________________________________________________

Тема____________________________________________________________

п/п Разделы задания Баллы
1 Агроклиматические условия зоны, хозяйства агрохимическая оценка почв хозяйства  
2 Расчет накопления и распределение органических удобрений  
3 Биологические особенности культур  
4 Химическая мелиорация почвы  
5 Расчет потребности культур в минеральных удобрениях  
6 План применения удобрений  
7 Организация внесения минеральных удобрений  
8 Экономическая эффективность системы удобрения  
9 Заключение, рекомендации производству  
10 Библиография, оформление работы  
итого    

оценка

неудовлетворительно До 45
удовлетворительно 45-60
хорошо 61-80
отлично 81-100

 

Заключение

____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

 

Руководитель:                                             д.с.-х.н. Р.Б. Нурлыгаянов

                                                                      Дата________________________

Ознакомлен (а)                                           ____________________________

                                                                      Дата________________________

 

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Методические указания Б21.Б.25 Система удобрений

 

                                                                                              Кафедра почвоведения,                

ботаники и селекции растений

 

 

                         Б1.Б.26 СИСТЕМА УДОБРЕНИЙ

Методические указания по выполнению курсовой работы

«Разработка системы удобрения в хозяйстве»

Направление подготовки

4.35.03.03 Агрохимия и агропочвоведение

Профиль подготовки

Агрохимия и агропочвоведение

Квалификация выпускника   

Бакалавр

 

Уфа 2018

 

УДК 631.454+631.816+631.582+633

Нурлыгаянов Р.Б. Система применения удобрения в хозяйстве. Учебно-методическое пособие для выполнения курсовой работы по агрохимии для студентов направления подготовки 110400 (35.03.04) «Агрономия» / Р.Б. Нурлыгаянов; ФГБОУ ВО Башкирский ГАУ. – Уфа: Изд-во ФГБОУ ВО БГАУ, 2018. – 59 с.

Рецензент: доктор биологических наук, доцент Асылбаев И.Г.

В пособии рассмотрены вопросы разработки системы удобрения отдельных культур, расчета производства органических удобрений в хозяйстве, известкования кислых почв, характеристики минеральных удобрений, внесения минеральных и органических удобрений. Техники безопасности в обращении с минеральными удобрениями. Пособие позволяет студентам освоить производственно-технологическую деятельность: методику расчѐта доз органических и минеральных удобрений с учетом их запаса в усвояемой форме в почве, определить способ и технологию их внесения под сельскохозяйственные культуры.

Изложенные материалы могут быть использованы в научной работе студентов и при выполнении выпускных квалификационных работ.

Учебно-методическое пособие предназначено для подготовки бакалавров по направлению подготовки      4.35.03.03 Агрохимия и агропочвоведение.

 

 

Учебно-методическое пособие рассмотрено и утверждено методической комиссией факультета агротехнологии и лесного хозяйства «__» мая 2018 г. (протокол № __)

 

© ФГБОУ ВО Башкирский ГАУ

 

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….………3

1. Содержание курсовой работы…………………………………………….7

1.1. Характеристика почвенно-климатических и агрохимических условий хозяйства…………………………………………………………………………..7

1.2  Расчет естественного урожая сельскохозяйственных культур в севообороте……………………………………………………………….……….8

2 Расчет выхода органических удобрений в хозяйстве……………………...10

2.1 Расчет накопления элементов минерального питания в навозе…….……11

2.2 Расчет накопления элементов минерального питания в сидеральном паре……………………………………………………………………………….11

2.3Расчет накопления элементов минерального питания в соломе……….…13

3 Химическая мелиорация почвы……………………………………………..15

4 Биологические особенности сельскохозяйственных культур в севообороте………………………………………………………………..23

5 Расчет внесения минеральных удобрений на планируемую урожайность сельскохозяйственных культур в севообороте……………………………24

5.1 Расчет в потребности минеральных удобрений по культурам………..24

5.2 Расчет потребности в минеральных удобрениях в севообороте………..26

5.2 Разработка плана применения удобрений в севообороте……………...27

6 Организация внесения органических и минеральных удобрений, агромелиорантов и сидерата в севообороте……………………………….32

7 Экономическая эффективность применения минеральных удобрений…32

8 Выводы……………………………………………………..………..35

9 Литература…………………………………………………..……….35

10 Оформление курсовой работы………………………………………..……36

11 Оценка курсовой работы…………………………………….……...37

12 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………….39

13 ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………40

 

 

Единственное средство удержать государство в состоянии независимости от кого-либо – это сельское хозяйство. Обладай вы хоть всеми богатствами мира, если вам нечем питаться – вы зависите от других. Торговля создает богатство, но сельское хозяйство обеспечивает свободу.

Жан-Жак Руссо

Никакой избыток удобрений никогда не сможет заменить недостаток агрохимических знаний у работников сельского хозяйства.

Академик Д.Н. Прянишников

Чтобы чем, когда и как кормить растения для получения высоких урожаев, надо спросить их самих в тех условиях, в которых они произрастают.

Академик К.А. Тимирязев

ВВЕДЕНИЕ

 

Одно из важнейших направлений интенсификации аграрного производства – химизация земледелия. При этом наиболее эффективным способомсохранения и повышения плодородия почв и ростаурожайности сельскохозяйственных культур является научно обоснованное применение минеральных удобрений в севообороте, разработка системы удобрения в целом по хозяйству.

Еще древние люди знали, что, выжигая лес можно несколько лет получать хорошие урожаи сельскохозяйственных культур. А древние римляне и египтяне уже знали о том, что урожаи выращиваемых культур можно повышать запашкой зеленых бобовых растений, внесением навоза, извести, различных бытовых отходов и отходов рыболовецкого промысла. Люпин выращивали в виде сидеральной культуры 4000 тысяч лет назад. Веками человечество шло к теории и практике минерального питания растений.

Задача агронома – получить  стабильные урожаи сельскохозяйственных культур с высоким качеством конкурентоспособной на рынке продукции растениеводства, обеспечения сохранения и повышения плодородия почвы, охраны окружающей среды, рационального использования ресурсов местных удобрений. Химизация земледелия должна сопровождаться соблюдением техники безопасности и охраны труда на производстве.

Основными элементами системы удобрения в хозяйстве являются:

- известкование кислых почв с учетом биологических особенностей возделываемых культур;

- расчет производства возможных видов органических удобрений в хозяйстве (навоз при наличии животноводства, возделывание сидеральных культур в паровом поле, использование соломы в качестве удобрения, использование местных органических удобрений – торфа, сапропеля, агрохимикатов – фосфорной муки, торфотуфов, дефеката и др.), применение повышенных норм различных компостов;

- введение в севооборот посевов бобовых (клевер, люцерна, эспарцет, донник) и зерно-бобовых культур (горох, яровая и озимая вика, люпин, соя, нут);

- научно обоснованное использование основных видовминеральных удобрений с учетом запаса в почве и поступления в виде органических удобрений;

- дифференцированное применение удобрений в зависимости от аг-рохимических свойств почв отдельных полей севооборотов;

- применение микроудобрений: молибденовых (посевы бобовых трав и гороха), борных (посевы рапса и льна, корнеплоды, овощные культуры, семенники клевера) и медных (под все посевы культур на торфяно-болотных и пойменных почвах, не обеспеченных медью) и др.

Пособие позволяет студентам освоить производственно-технологическую деятельность: методику расчѐта доз органических и минеральных удобрений, определить способ и технологию их внесения под сельскохозяйственные культуры, расчета экономической эффективности от уровня планируемой продуктивности сельскохозяйственных растений.

При выполнении по данным конкретного хозяйства используются картограммы последнего тура обследования почвы (содержание гумуса, подвижного фосфора, обменного калия, кислотности почвы), наличие поголовья на начло года, их возраст для расчета выхода навоза и содержания в них основных элементов питания, действующий севооборот и набор культур. Курсовой проект может быть выполнен по заявке хозяйства. В целях сквозного обучения обучающихся по выполнению ВКР, в наборе сельскохозяйственных культур возможно включение исследуемой культуры как основной. В обзоре биологии сельскохозяйственных культур основная культура занимает ведущее место, описывается более конкретно систематика, морфологические и биологические особенности, требованиям к почвенно-климатическим условиям и минерального питания. Курсовая работа завершается выводами и рекомендациями производству.

Обучающийся получает индивидуальное задание (приложение 1).

Содержание курсовой работы

Дата: 2018-11-18, просмотров: 653.