Тема 22: Законность и правопорядок
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Цель занятия: Углубить и выработать четкое представление о понятии дисциплины и принципах правового режима законности.

 

План:

1. Понятие дисциплины и ее виды.

2. Правопорядок и правовой режим законности: соотношение понятий.

 

Задания для самостоятельной работы,

 в печатном и электронном варианте, необходимо подготовить:

 

1. Тесты по теме, в количестве 10 штук по 2 варианта;

2. Презентацию по данной теме, в количестве не менее 10 слайдов;

3. Составить кроссворд, на 20 слов.

 

Методические рекомендации:

В первом вопросе рассматриваются понятие дисциплины и ее виды. Во втором вопросе рассматривается соотношение понятий правопорядок и правовой режим законности.

Понятие и признаки законности. Законность и целесообразность. Принципы и требования законности. Гарантии законности: понятие и виды. Механизм обеспечения законности. 

Понятие правопорядка. Правопорядок и общественный порядок. Соотношение права, законности и правопорядка. Основные методы обеспечения правопорядка. 

 

 

Литература:

1.Бреллиантов А.В. Понятие законности и ее значение// Актуальные проблемы уголовного и уголовно-процессуального законодательства: сб-к научных трудов-Москва,2002.-С.3-10

2.Евдокимова Е.Г., Ромашов Р.А. Правовой режим законности: теория и история //Правоведение-2001.-№5.-С.261-271

3.Киселева О.М., Малько А.В. Институт правового поощрения поощрения в России: историко-юридический аспект //Правоведение-1999.-№3.-С.32-41

4.Мехович А.М., Мордовец А.С., Силантьева А.В. Законность и уважение прав человека в деятельности ОВД //Правоведение-1999.-№3.-С.154-162

5. Морозова Л.А. Теория государства и права. Учебник. – М., 2016 5е из.

 

Тема 23: Механизм правового регулирования

 

Цель занятия: Выработать четкое представление о механизме правового регулирования.

 

План:

1. Правовые средства механизма правового регулирования. 2. Типы правового регулирования.

 

Задания для самостоятельной работы,

 в печатном и электронном варианте, необходимо подготовить:

 

1. Тесты по теме, в количестве 10 штук 2 варианта;

2. Презентацию по данной теме, в количестве не менее 10 слайдов;

3. Составить кроссворд, на 20 слов.

 

Методические рекомендации:

При изучении этой темы, необходимо знать, что человеческое общество характеризуется той или иной степенью организованности, упорядоченности. Это вызвано необходимостью согласования потребностей, интересов отдельного человека и сообщества людей (больших или малых социальных групп).

В целях достижения такого согласования осуществляется социальное регулирование, т.е. целенаправленное воздействие на поведение людей. Регулирование может быть как внешним по отношению к человеку (кто-то каким-либо образом воздействует на него), так и внутренним (саморегулирование). На всем протяжении своего развития общество выработало многообразную систему средств и способов регламентации поведения людей. Средства отвечают на вопрос, чем регулируется поведение людей, а способы – как осуществляется это целенаправленное воздействие.

Литература:

1.Дивеева Н.И. Общеправовые средства в механизме правового регулирования трудовых отношений //Правоведение-2002.-№3.-С.56-62

2.Малько А.В. Правовые средства как общетеоретическая проблема // Правоведение-1999.-№2.С.4-16

3.Сапун В.А. Деятельность по использованию правовых средств в механизме реализации права// Ученые записки юридического факультета. Вып.2-

СПб.,1997.-С.15-20

4.Сорокин В.Д. Что такое предмет правового регулирования // Журн. Юридич.

Мысль-2001.-№2.-С.53

5. Морозова Л.А. Теория государства и права. Учебник. – М., 2016 5е из.

 

 

Тема 24: Основные правовые системы современности

 

Цель занятия: Выработать четкое представление об основных правовых системах современности.

 

План:

1.Романо-германская правовая система.

2. Англосаксонская правовая система

3.Мусульманская или религиозная правовая система

 

Задания для самостоятельной работы,

в печатном и электронном варианте, необходимо подготовить:

 

1. Тесты по теме, в количестве 10 штук 2 варианта;

2. Презентацию по данной теме, в количестве не менее 10 слайдов;

3. Составить кроссворд, на 20 слов.

 

Методологические рекомендации:

При изучении этой темы, необходимо знать, что правовую систему можно определить как целостный комплекс правовых явлений, обусловленный объективными закономерностями развития общества, осознанный и постоянно воспроизводимый людьми и их организациями (государством) и используемый ими для достижения своих целей.Исторически в каждой стране действуют свои правовые обычаи, традиции, законодательство, юрисдикционные органы, сформировались особенности правового менталитета, правовой культуры. Правовое своеобразие стран позволяет говорить об их самобытности, о том, что каждая из них образует свою правовую систему – совокупность всех правовых явлений (норм. учреждений, отношений, правосознания), существующих в ее рамках (правовая система в узком смысле). Однако наряду с особенностями, отличиями, в этих правовых системах можно заметить и общие черты, элементы сходства, которые позволяют их группировать в «правовые семьи» (правовые системы в широком смысле), объединяющие несколько родственных в правовом отношении стран.

Литература:

1. Борисов Г.А. Теория государства и права: Учебное пособие. 2-е изд. – М., 2009. 

2. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник. – М., 2009.

3. Гриценко М.В., Летушева Н.И. Теория государства и права.- М.,2010. -224с.

4. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: Учебник для вузов. – М.,2010

5. Морозова Л.А. Теория государства и права. Учебник. – М., 2010.

6.Беляева О.М. Теория государства и права в схемах и определениях: Учебное пособие. –Ростов н/Д., 2012.

7.Власов В.И. Теория государства и права: Учебное пособие.- Ростов н/Д., 2011. 

8.Григорьев В.А. Общая теория права и государства: Учебник для вузов / В.А.

Григорьев. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 218 с.

9.Гриценко М.В. Теория государства и права : учебник для студ.сред.проф.учеб.заведений/ М.В. ,Гриценко, Н.И. Летушева. – 6-е изд., исп. И доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 224 с.

10.Иванов, А. А. Теория государства и права [Электронный ресурс]: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / А. А. Иванов; под ред. В. П. Малахова. - М.: ЮНИТИДАНА: Закон и право, 2015. - 351 с.

11.Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права; Краткий учебник для вузов. – М.; Издательство НОРМА, 2003.

12.Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права; Учебник для вузов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Спарк, 2000.

13. Морозова Л.А. Теория государства и права. Учебник. – М., 2016 5е из.

 

    


ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

Проверка самостоятельной работы осуществляется руководителем в установленный срок. 

Задания, которые рекомендованы для самостоятельной работы, к каждой теме должны быть выполнены в отдельной тетради для выполнения самостоятельной работы после прочитанной лекции и до дня проведения семинарского занятия из очередной по плану темы. Студент обязательно должен выполнить не менее двух заданий по каждой теме, при этом он имеет возможность их свободно выбирать в границах приведенных заданий.

К основным формам самостоятельной работы относятся: работа с первоисточниками и нормативно-правовой базой, подготовка докладов, рефератов, выполнение письменных заданий, подготовка к тестированию, рецензирование работ, написание научной работы на конкурс, написание научной статьи, участие в конференциях и другое.

При выполнении заданий самостоятельной работы необходимо воспользоваться рекомендованной литературой к семинарским занятиям.

Основные требования к выполнению разных видов самостоятельной работы:

1. Работа с первоисточниками включает

- выбор текста, его детальный анализ;

- составление конспекта основных мыслей автора;

- использование текстов для подкрепления своей мысли во время опроса или дискуссий.

2. Рецензия включает:

- выбор научной работы или группы работ;

- оценка материалов с точки зрения актуальности, обоснованности, выделение нерешенных проблем. 

3. Заметки: 

- сокращенные записи полезны в процессе подготовки к дискуссии, ролевых игр;

- заметки позволяют построить убедительные доказательства с логичными утверждениями, процитированными с оригинала;  записи можно использовать при выполнении других работ.

4. Личные или «читательские» дневники:

 изложение личных замечаний к прочитанному материалу;    возможно записывать свои впечатления от лекции, дискуссии.

5. Реферат:

Реферат – это короткий обзор определенной проблемы, в котором отображается цель, основное содержание работы, результаты, практические рекомендации. Реферат –это письменная работа с использованием научной литературы, тезисы которой озвучиваются на семинаре. При цитировании авторов цитата должна номероваться, в конце реферата указывается автор работы, название, город и год издания, издательство, количество страниц и определенная страничка, с которой берется цитата. Реферат имеет объем 10-15 печатных листов. Реферат требует надлежащего оформления согласно существующим стандартам. В частности, в структуре реферата должно быть: вступление, в котором обосновывается актуальность проблемы, ее цель, обзор научной литературы (15% объема работы), основная часть, в которой раскрывается сущность проблемы (70% объема работы), выводы (15% объема работы) как суммарный итог идей, которые защищались в реферате. К реферату прилагается содержание и перечень использованной литературы, который должен содержать не только учебную литературу, но и статьи по проблеме реферата, опубликованные в научных журналах и сборниках.

Тему реферата студент выбирает самостоятельно из предоставленного перечня, но при этом не разрешается выбор одной темы двумя студентами. Выбор темы реферата данного перечня разрешается по согласованию с преподавателем. Реферат должен быть подготовлен студентом по соответствующей теме семинарского занятия, на котором произойдет его защита.

6. Самостоятельная работа по решению задач должна содержать аргументированный письменный анализ условий задачи и ответ на поставленные вопросы с ссылкой на нормы действующего законодательства Донецкой Народной Республики.

7. Индивидуальное задание дается для подготовки научной работы на конкурс, научных сообщений (статей) или тезисов доклада на научнопрактической конференции. Их содержание и оформление должно соответствовать требованиям ВАК Донецкой Народной Республики к написанию научных публикаций. Тематика и сроки выполнения такого задания согласовываются с преподавателем. 

Самостоятельная работа по написанию научной работы состоит из следующих этапов: 1) студент самостоятельно выбирает тему научной работы, согласовывает ее и содержание работы с преподавателем; 2) на основе нормативной и теоретической базы студент выполняет задания самостоятельной работы с учетом соответствующих требований и календарного плана, которые согласованы с преподавателем; 3) после написания работа предоставляется на кафедру; 4) защита научной работы проводится на собеседовании с преподавателем, путем доклада на конференции, публикации в сборнике научных трудов, предоставление на участие в конкурсе и т.д.; 5) оценка, которую получил студент за эту работу учитывается вместе с полученными оценками во время изучения дисциплины.       

 

 

 

 

 

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

 

1. Государство и право в политической системе общества.

2. Гражданское общество: взаимодействие с государством и правом.

3. Политические партии в политической системе общества.

4. Объединения граждан и политическая система общества.

5. Государственное   управление    и самоуправление:   соотношение и тенденции развития.

6. Организованная преступность и политическая система общества.

7. Эволюция политических систем в современном мире.

8. Проблемы сущности государства и закономерности его развития.

9. 19. Государство и церковь: закономерности и способы взаимодействия.

10. Соотношение государства и права.

11. Классификация и эволюция функций государства.

12. Понятие и свойства государственной власти.

13. Осуществление государственной власти.

14. Понятие механизма государства.

15. Государственный орган: понятие, признаки, система.

16. Бюрократия и бюрократизм в механизме государства.

17. Типология государства.

18. Свецкие, клерикальные, теократические и атеистические государства.

19. Формы правления, виды, способы осуществления

20. Особенности политического режима

21. Функционирование правового государства.

22. Теория и практика формирования правового государства.

23. Понимание право в мировой и отечественной юриспруденции.

24. Сущность и принципы права.

25. Социальная ценность права.

26. Понятие социального регулирования.

27. Нормы права и иные виды социальных норм: взаимовлияние и соотношение.

28. Правовое регулирование: понятие, структура,     проблемы совершенствования.

29. Общество, его структура, институты и регуляторы.

30. Правовой режим.

31. Механизм правового регулирования.

32. Фомы (источники) права: понятие, виды, 

33. Правотворчество: понятие, виды, процесс.

34. Закон: его понятие и роль в государстве.

35. Юридическая техника и ее значение в правотворческом процессе.

36. Система права: понятие и проблема развития.

37. Тенденции системы права и системы законодательства.

38. Правосознание: его структура и виды.

39. Правовая культура в правовой надстройке.

40. Правовой нигилизм и пути его преодоления.

41. Юридический процесс как явление правовой действительности.

42. Поведение людей и право.

43. Юридическая ответственность.

44. Законность как важнейшая правовая категория.

45. Правопорядок и общественный порядок.

46. Правовой статус личности.

47. Социальный интерес, правовой интерес, субъективное право: проблема    соотношений понятий.

48. Государство и личность.

49. Социальное   управление    на догосударственной стадии   развития общества.

50. Властеотношения и социальные нормы в первобытном обществе. 51. Закономерности возникновения государства

52. Закономерности возникновения права.

53. Политика, государство и право: закономерности взаимодействия.

54. Властные институты в раннеклассовых обществах.

55. Марксистская концепция процесса возникновения и развития государства и права.

56. Политическая система общества.

57. Система прав и свобод личности.

58. Правовые системы: виды,    особенности   развития, проблема взаимовлияния.

59. Англосаксонская правовая семья

60. Романо-германская правовая семья 

61. Мусульманская правовая семья

62. Мировой правопорядок: понятие и основания формирования.

63. Личность в правовом государстве.

64. Личность, общество, государство и право: закономерности воздействия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ

 

Оценивание знаний обучающихся осуществляется на основании результатов рубежного контроля и итогового контроля знаний (зачета или экзамена).

Заданием рубежного контроля является проверка понимания и усвоения программного материала по частям, умений и навыков самостоятельно обрабатывать литературу, способности осмыслить содержание темы, раздела или отдельного вопроса, способности устно или письменно представить материал на должном уровне.

Заданием итогового контроля  является проверка понимания и усвоения программного материала дисциплины в целом, логики и взаимосвязей между отдельными ее разделами, способности творчески использовать полученные знания, умение сформировать свое отношение к определенной проблеме в рамках программного материала учебной дисциплины.

Рубежный контроль – направлен на выявление и проверку результатов учебно-познавательной деятельности студента на протяжении всего времени изучения учебной дисциплины.

Рубежный контроль знаний студента, курсанта является обязательным видом контроля, который проводится в ГО ВПО ДАВД МВД ДНР на протяжении учебного семестра и призван:

- помогать студенту, курсанту в организации его работы;

- приучать студента, курсанта к систематическому обрабатыванию материала и подготовки к принятию следующих тем по программе дисциплины;

- выявлять степень ответственности студента, курсанта и его отношения к учебе, причины, которые препятствуют выполнять учебную программу;

- стимулировать активность и интерес студента, курсанта к изучению дисциплины;

- выявлять объем, глубину и качество восприятия студентом, курсантом материала, который изучается;

- определять недостатки и пробелы в знаниях и пути их устранения;     выявлять уровень обладания навыками самостоятельной работы.    Объектами рубежного контроля знаний является:

1) систематичность и активность работы на семинарских занятиях; 2) выполнения студентом заданий для самостоятельной работы; 3) выполнение контрольных заданий.

В общем оценке подлежат:

- систематичность работы на семинарских занятиях;  уровень знаний, продемонстрированный в ответах на вопросы по темам, вынесенных для рассмотрения на семинарское занятие;

- выступления на семинарских занятиях с   докладом или

презентацией;

- активность при обсуждениях или дискуссиях на семинарских занятиях (включая дополнения к выступлениям, уточнение и исправление озвученных ответов других студентов);

- результаты проведения экспресс-опроса;

- выполнение индивидуальных заданий (подготовка рефератов, заполнение таблиц с заданиями; подготовка учебных или научных тестов и др.);  самостоятельное обрабатывание тем (разделов, вопросов);  выполнение модульных заданий. 

Итоговое оценивание знаний студентов по дисциплине проводится по результатам рубежного контроля.

Итоговый контроль:

Семестровый зачет – это форма итогового контроля, который состоит в оценке усвоения студентом учебного материала по дисциплине на основании результатов выполнения ним всех видов запланированной учебной работы на протяжении семестра: аудиторной работы во время семинарских занятий, самостоятельной работы.

Во время зачета проверяется уровень усвоения студентом программного материала дисциплины в целом, логики и взаимосвязей между отдельными ее разделами, способности творчески использовать полученные знания, умения сформировать свое отношение к определенной проблеме в рамках программного материала учебной дисциплины.

При итоговом оценивании знаний студентов учитываются результаты «рубежного контроля», оценки в течении семестра, может читываться участие в научной работе.

Для получения на зачете оценки студент должен дать ответ на вопросы, указанные в билете, при этом обязательно раскрыть основные положения и вопросы, которые относятся к каждому вопросу зачетного билета.

Экзаменсогласно п.6.2.4. Положения «Про организацию учебного процесса» в ДАВД это форма итогового контроля, которая предусматривает проверку понимания студентом теоретического и практического программного материала из всей дисциплины, способности творчески использовать накопленные знания и умения, формировать собственное отношение к определенной проблеме и тому подобное. Оценка осуществляется в баллах. Содержание задач и порядок проведения экзамена определяется кафедрой и предполагается рабочей программой. Итоговый контроль знаний проводится в устной форме по экзаменационным билетам, каждый из которых включает 2 теоретических вопроса и один вопрос, предусматривающий раскрытие одного либо нескольких терминов, понятий, особенностей, явлений, составляющих предмет изучения дисциплины. Вопросы к экзаменационным билетам формируются в границах содержания программы дисциплины.

Программные вопросы доводятся до студентов в начале учебного семестра.  

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ

 

1.Понятие предмета теории государства и права

2.Теория государства и права в системе юридических наук 3.Общенаучные методы познания государства и права

4. Функции теории государства и права.

5.Социальная организация первобытного общества.

6. Особенности возникновения права.

7. Основные теории происхождения государства

8. Понятие государства, его признаки

9. Сущность государства. Эволюция понимания сущности государства

10.Понятие функций государства.  

11. Классификация функций государства. 

12.Формы и методы реализации функций государства

13.Типы государства. 

14.Формационный подход.

15.Цивилизационный подход.

16.Формы государства, понятие и значение.

17.Понятие и структура механизма государства. Государственный орган: понятие, признаки, виды

18. Виды органов государства. Принципы их организации и деятельности.

19.Общая характеристика власти

20.Виды власти

21.Государственная и политическая власть.

22.Понятие и структура политической системы общества

23.Соотношение государства и права

24.Государство в политической системе

25.Возникновение и развитие идеи правового государства

26.Гражданское общество и правовое государство

27.Принципы правового государства

28.Государственно-правовое воздействие на экономику.

29.Государственно-правовое воздействие на политику.

30.Государственно-правовое воздействие на культуру.

31.Правовой статус личности: понятие, виды. Правосубъектность 32.Принципы и содержание правового статуса личности. 

33.Правовой статус и гражданство

34.Права и свободы человека и гражданина

35.Сущность и понятие права;

36.Функции права;

37.Принципы права.

38.Возникновение права. 

39.Отличие норм права от других социальных норм. 

40.Право в объективном и субъективном смыслах. 

41.Право и обычаи.

42.Понятие нормы права

43.Структура нормы права 44. Классификация норм права.

45. Признаки правовой нормы. 

46. Соотношение нормы права и статьи нормативно-правового акта.

47. Понятие и виды источников права

48. Понятие закона

49. Пределы действия нормативных актов

50. Систематизация нормативно-правовых актов

51. Источники права, понятие и признаки. 

52. Понятие нормативно-правового акта. 

53. Судебный прецедент. 

54. Правовой обычай.

55. Понятие «правотворчество»

56. Виды правотворческой деятельности

57. Правотворческий (законодательный) процесс и его этапы

58. Принципы правотворчества

59. Стадии законодательного процесса в государстве.

60. Юридическая техника и язык закона.

61. Понятие системы права;

62. Характеристика основных отраслей права.

63. Система законодательства

64. Публичное и частное право

65. Понятие института права. 

66. Связи между отраслями права.

67. Соотношение системы права и системы законодательства. 

68. Материальное и процессуальное право. 

69. Национальное и международное право.

70. Понятие правовых отношений.

71. Субъекты и объекты правовых отношений.

72. Юридические факты.

73. Понятие и формы реализации права.

74. Стадии применения норм права.

75. Правоприменительные акты.

76. Правоприменение, как особая форма реализации права.

77. Понятие толкования права

78. Пробелы в праве

79. Юридические коллизии и способы их решения.

80. Способы толкования –уяснения. 

81. Виды толкования-разьяснения права.

82. Результаты толкования права. 

83. Понятие предмет и метод правового регулирования;

84. Механизм правового регулирования и его эффективность

85. Основные отрасли права

86. Понятие правосознания; 87. Структура и виды правосознания;

88. Правовая культура.

89. Правовой нигилизм. 

90. Правовое воспитание и правовое обучение.

91. Понятие и виды правомерного поведения.

92. Юридический состав правонарушений.

93. Понятие и виды юридической ответственности.

94. Цели, функции и принципы юридической ответственности.

95. Освобождение от юридической ответственности.

96. Понятие и гарантии законности.

97. Правопорядок и его особенности.

98. Дисциплина и ее виды.

99. Понятие и виды правовых систем.

100. Романо-германская правовая система: исторические основания, признаки и структура.

101. Англо-саксонская правовая система: исторические основания, признаки и структура.

102. Религиозно-правовые системы: понятие и виды.

103.Системы традиционного (обычного) права: история и современность.

104. Основные тенденции развития права. 105.Соотношение категории «правовая система» и система права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Словарь категорий и понятий

 

Абсолютные правоотношения – урегулированное нормой права общественное отношение, в котором управомоченной стороне противостоит неопределенно большое количество пассивно обязанных субъектов (например, отношения, вытекающие из права собственности, авторского права).

 

Авторитаризм – политический режим, установленный или навязанный такой формой власти, которая сконцентрирована в руках одного человека или в одном ее органе и снижает роль других. Прежде всего, представительных ее институтов.

 

Авторитет – форма и средство осуществления социальной власти, при которой адресат волеизъявления уверен в легитимности (законности) поступивших к нему команд и распоряжений и на этой основе сознательно и добровольно выполняет их.

 

Акт применения права (правоприменительный акт) – правовой акт, содержащий индивидуальное государственно-властное предписание, вынесенное компетентным органом в результате решения конкретного юридического дела и облекаемое в документальную форму, в форму актадокумента – приговора, решения, определения, заключения и т.д.

 

Акты официального толкования норм права – правовые акты, принятые компетентными государственными органами и должностными лицами и содержащие разъяснение норм права.

 

Аналогия закона – решение дела, имеющего юридическую значимость на основании нормы права, регулирующей сходные по содержанию общественные отношения.

 

Аналогия права – решение дела, имеющего юридическую значимость на основе общих начал и принципов права. 

 

Асимметричная федерация – федерация, территориальные субъекты которой обладают различным государственно-правовым статусом.

 

Бланкетный способ изложения нормы права – способ изложения нормы права в статье нормативного правового акта, при котором для уяснения содержания нормы права следует обратиться к нормам, изложенным в другом нормативном правовом акте.

 

Буквальное (адекватное) толкование – заключается в том, что смысл, который вложил законодатель в норму права, полностью совпадает со смыслом, который вытекает из текста нормы права.

 

Бюрократизм – социально-политическое, социально-психологическое и нравственно-правовое явление, выражающее собой характер организации и осуществления государственного управления, а также стиль мышления, сознания и поведения государственных служащих, для которых свойственно предпочтение формальным аспектам организационно-управленческой деятельности в ущерб ее содержательным, ценностно-смысловым компонентам.

 

Бюрократия – политико-правовое понятие, отражающее: а) социальный организм, результат социальных антагонизмов, противоречий, конфликтов, приведших к организационно-управленческому и политическому отчуждению этого организма от общества; б) система и способ социального управления, осуществляемая с помощью аппарата власти, стоящего над обществом, обладающего специфическими функциями и привилегиями; в) слой людей, связанный с этой системой и входящих в аппарат власти («бюрократический аппарата») в качестве его служащих – «чиновничество».

 

Вина – внутреннее психическое состояние и отношение лица к совершаемому им противоправному деянию – действию или бездействию, а также к возможным или реально наступившим социальным и юридическим последствиям своего деяния.

 

Власть (социальная власть) – объективно присущая обществу система волевых отношений между людьми (группами людей), выражающаяся в доминировании (господстве) воли отдельных индивидов или социальных групп над волей и сознанием других индивидов и групп при помощи авторитета, права, насилия, иных средств, с целью удовлетворения личных, групповых либо социально значимых потребностей и интересов.

 

Вменяемость – способность лица отдавать себе отчет в своих действиях и руководить ими в момент совершения правонарушения.

 

Восточный путь возникновения государства (азиатский способ производства) – это процесс возникновения государства, где устойчивыми, традиционными являлись земельная община и коллективная собственность (Древний Восток, Африка, Америка, Океания). Здесь родоплеменная знать, осуществлявшая управление общественной собственностью, плавно трансформировалась в государственные органы, а общественная собственность превращалась в государственную.

 

Гарантии законности – совокупность объективных условий, субъективных факторов и специальных средств, обеспечивающих режим законности. 

 

Гипотеза правовой нормы – часть правовой нормы, в которой указаны конкретные жизненные обстоятельства (условия), при наличии или отсутствии которых следует руководствоваться данной нормой. 

 

Государственная власть – разновидность социальной власти, представляющая собой публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение.

 

Государственная служба – вид трудовой деятельности, заключающейся в практическом осуществлении государственных функций работниками государственного аппарата, занимающими должность в государственных учреждениях и получающими от государства вознаграждение за свой труд.

 

Государственное принуждение – психологическое, материальное или физическое (насильственное) воздействие полномочных органов и должностных лиц государства на личность с целью заставить (принудить) ее действовать по воле властвующего субъекта, в интересах государства.         

 

Государственность – сложнейший комплекс элементов, структур, институтов публичной власти, а также компонентов неполитического характера, обусловленных самобытностью (спецификой) – экономических, политических, духовно-нравственных условий жизнедеятельности народа или объединения народов на определенном этапе развития общества. 

 

Государственный орган – относительно самостоятельная, структурнообособленная часть государственного аппарата, наделенная соответствующей государственно-властной компетенцией и опирающаяся в процессе реализации своих функций на организационную, материальную и принудительную силу государства.

  

Государство – это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок.

 

Гражданское общество – общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями между его членами, независимое от государства, но взаимодействующее с ним, общество граждан высокого социального, экономического, политического, культурного и морального статуса, создающее совместно с государством развитые правовые отношения. 

 

Гражданство – устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимосвязанных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.

 

Дееспособность – предусмотренная нормами права способность участника общественных отношений (индивида, организации) лично или через своего законного представителя приобретать и осуществлять субъективные права и юридические обязанности.

 

Деликтоспособность – предусмотренная нормами права способность участников общественных отношений нести лично юридическую ответственность за совершенное правонарушение.

 

Демократия – одна из основных форм политической и социальной организации общества, государства и власти. Развивающийся и прогрессирующий в истории политический режим, обычно связанный с республиканской формой правления, основанный на признании народа источником власти, его права участвовать в решении государственных дел в сочетании с широким кругом социально-экономических, политических и гражданских прав и свобод.

 

Дефинитивная норма права – норма права, которая формулирует определения тех или иных правовых понятий и категорий (понятие преступления в уголовном законодательстве, сделки – в гражданском и т.д.).

 

Диспозитивная норма права – норма права, которой присущ автономный характер, позволяющий сторонам (участникам) правоотношений самим договариваться по вопросам объема, процесса реализации субъективных прав и обязанностей или использовать в определенных случаях резервное правило.

  

Диспозиция правовой нормы – часть правовой нормы, содержащая описание требуемого, желательного, запрещаемого или допустимого поведения субъектов права в ситуациях, предусмотренных гипотезой правовой нормы.

 

Дисциплина – предъявляемое к индивидам, общественным объединениям, государственным органам и должностным лицам общеобязательное и обеспечиваемое мерами правового принуждения требование точного и неукоснительного соблюдения (исполнения) установлений и предписаний различных социальных норм, прежде всего правовых актов подзаконного и локального характера, определяющих порядок поведения (деятельности) в различных сферах жизнедеятельности людей и обеспечивающее согласованность и целенаправленность совместных действий внутри коллектива, организации (учреждения), в обществе в целом. 

 

Догма права – (специально-юридическая теория) – наиболее стабильная, неизменяемая часть общей теории права, изучающая его с позиции специальноюридических свойств и проявлений. 

 

Естественное право – совокупность неотъемлемых прав и свобод, обусловленных естественной природой человека и не зависящих тем самым от государства и воли конкретного законодателя.

 

Закон – нормативный правовой акт, принятый в особом процедурном порядке органом законодательной власти или референдумом, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения. 

 

Законность – комплексное политико-правовое явление, отражающее правовой характер организации общественно-политической жизни, органическую связь права и власти, права и государства. Это принцип, метод и режим строгого, неуклонного соблюдения, исполнения норм права всеми участниками общественных отношений (государством, его органами, должностными лицами, общественными организациями, гражданами).

 

Законодательство – система действующих в конкретно-исторический период развития государства законов и основанных на них подзаконных актов.

 

Идеология – система взглядов и идей, в которых выражаются отношения людей к окружающей действительности и к друг другу, а также содержатся цели (программы) социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение (развитие) данных общественных отношений.

 

Империя – тип политической системы, а также разновидность межгосударственного устройства, для которых характерны: а) обширная территория; 

б) сильно централизованная государственная власть; 

в) ассиметричность отношений господства и подчинения между центром и периферией политической власти, игнорирующей интересы конкретных социальных групп, слоев населения, общностей; 

г) разнородный этнический, национальный, культурный состав населения страны.

 

Инкорпорация – форма систематизации, при которой нормативные акты, обработанные лишь внешне, без изменения их содержания, объединяются в разного рода сборники или собрания, где каждый из актов сохраняет свое самостоятельное юридическое значение.

 

Институт права – совокупность правовых норм составляющих обособленную часть отрасли права и регулирующих определенную сторону (участок) однородных общественных отношений.

 

Интерпретационные акты – акты документы, содержащие разъяснения юридических норм.

 

Исполнение права – форма реализации норм права, связанная с выполнением субъектом права строго определенных в законе активных действий во исполнение возложенной на него юридической обязанности в интересах управомоченной стороны.

 

Использование права – форма реализации права, при которой субъект использует возможности, предоставляемые ему юридической нормой, т.е. осуществляет свои права. 

 

Источник (форма) права (в юридическом смысле) – способы внешнего выражения и закрепления содержания правовых предписаний, придания им общего и обязательного для исполнения (соблюдения) характера.

 

Казуальное (индивидуальное) толкование – официальное разъяснение, обязательное только для конкретного случая, для данного юридического дела.

 

Категориально-понятийный аппарат общей теории государства и права – система общенаучных (философских, социологических, психологических, политологических и др.) и частнонаучных (специальных) категорий и понятий, образующих главный и исходный компонент познавательного инструментария общей теории государства и права.

 

Классификация – прием юридической техники, состоящий в подразделении юридических явлений на группы, виды, разделы.

 

Кодификация – форма систематизации нормативно-правовых актов, при которой происходит существенная внутренняя переработка нормативного материала, в результате чего создается принципиально новый, логически цельный законодательный акт.

 

Коллизия юридическая – имеющиеся различия или противоречия между правовыми нормами, регулирующими одни и те же общественные отношения.

 

Компетенция – совокупность законодательно закрепленных полномочий (прав и обязанностей), предоставленных конкретному органу или должностному лицу в целях надлежащего выполнения им определенного круга государственных или общественно значимых задач и осуществления соответствующих функций.

 

Консолидация – форма систематизации, совершенная путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в единый документ в целях более эффективного регулирования общественных отношений определенного вида и где каждый из актов теряет свое самостоятельное юридическое значение. 

 

Конституционализм – политико-правовая доктрина, социально-политическое движение и государственно-правовая практика, основанные на идее ограничения произвола власти, подчинения ее закону, нормам, закрепленным в конституциях или иных документах, имеющих высшую юридическую силу.

 

Конфедерация – форма сложного государственного устройства представляющая собой временный союз государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических и прочих целей.

 

Легализация государственной власти – юридическое провозглашение правомерности ее возникновения (установления), организации и деятельности.

 

Легитимация государственной власти – процессы и явления, посредством которых она приобретает свойство легитимности, выражающее правильность, оправданность, справедливость, правовую и моральную законность и другие стороны соответствия данной власти, ее деятельности определенным, прежде всего психическим установкам, ожиданиям общества, народа.

 

Личность – социальная характеристика человека, представляющая совокупность (систему) социально значимых качеств, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности, как продукт общественного развития.                                                 

 

Лоббизм – деятельность официально и неофициально действующих организованных групп давления на субъектов принятия политических решений посредством: а) финансового контроля, в том числе и простого подкупа политиков, чиновников; б) организационно-психологического воздействия; в) системы аргументации, выработки механизма подготовки социальноконструктивных актов группами экспертов, консультантов, советников.

 

Локальный нормативно-правовой акт - нормативно-правовой акт, издаваемый руководством (администрацией) организации (учреждения, предприятия) и направленный на урегулирование внутриколлективных отношений в пределах данной организации.

 

Местное самоуправление – самостоятельное решение населением какой-либо территориальной общности (сельская община, район, город и т.п.) вопросов местного значения с финансированием за счет местных ресурсов и под ответственность населения указанной общности.

 

Метод правового регулирования – совокупность юридических приемов, способов воздействия права на общественные отношения.

 

Механизм (аппарат) государства – целостная иерархическая система государственных органов и учреждений, практически осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства.

 

Механизм правового регулирования - система правовых средств (нормы права, юридические факты, правоотношения, акты применения и др.), при помощи которых осуществляется результативное регулятивное воздействие на общественные отношения.

 

Монархия – форма государственного правления, где высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства – монарху (королю, царю, императору, шаху и т.д.), который занимает престол по наследству и не несет ответственности перед населением.

 

Мораль – нравственность, совокупность норм и принципов поведения людей по отношению к другим людям и обществу; одна из форм общественного сознания, достижение гуманистической культуры человека.

 

Национальная безопасность Российской Федерации – безопасность многонационального народа России как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации.

 

Неофициальное толкование – заключается в актах, которыми разъясняется содержание норм права в форме советов, рекомендаций, не имеющих общеобязательного значения.

 

Норма права – содержащееся в нормативном правовом акте общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное и обеспечиваемое государством и направленное на урегулирование общественных отношений конкретного вида.

 

Нормативный правовой акт – правовой акт, принимаемый субъектами правотворчества, содержащий нормы права, имеющий особую официальную письменную форму и направленный на урегулирование определенных общественных отношений.  

 

Нормативность – признак права, выражающий собой в концентрированном виде общеобязательность, территориальную всеобщность и непрерывность во времени правовых предписаний.

 

Обратная сила закона (ретроактивность) – распространение норм данного закона на юридические факты, имевшие место до вступления его в юридическую силу.

 

Общественное     объединение – добровольное, самоуправляемое, некоммерческое    формирование, созданное по инициативе    граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

 

Общественный порядок – состояние упорядоченности общественных отношений, основанное на соблюдении индивидами и организациями всех действующих социальных норм (моральных, религиозных, юридических, корпоративных и др.).

 

Общество – открытое системное образование, относительно обособившегося элемента материально мира, состоящего из людей, находящихся в многочисленных и разнообразных осознанных волевых связях (отношениях) между собой.

  

Общность (социальная) – реально существующая совокупность людей, характеризующаяся едиными признаками (принадлежность к одной нации или народности, к одной профессиональной группе и т.д.).

 

Объект правоотношения – материальное или духовное благо, в целях обладания которым граждане или иные лица вступают в конкретные правоотношения.

 

Обычай правовой – санкционированное государством исторически сложившееся правило поведения.

 

Олигархия - форма государственного правления, при которой государственная власть принадлежит группе наиболее знатных и богатых лиц и осуществляется ими в своих целях

 

Относительное правоотношение – разновидность правоотношения, в котором индивидуализированы (поименно определены) все участники (например, продавец и покупатель, подрядчик и заказчик).

 

Отрасль права – элемент системы права, представляющий собой упорядоченную совокупность правовых норм, регулирующих качественно однородные общественные отношения своим особым методом.

 

Официальное толкование норм права - разъяснение содержания норм права данное компетентными государственными органами

 

Плебисцит – вид всенародного голосования, заключающийся в выявлении общественного мнения, по итогам которого принимаются государственные решения.

 

Подзаконный акт – нормативно-правовой акт принятый         компетентным органом или должностным лицом государства на основании и во исполнение закона. 

 

Позитивная ответственность – разновидность социальной ответственности, представляющая собой требование к будущей активной, инициативной, сознательной правомерной деятельности субъектов права.

 

Политическая партия – добровольное объединение людей, которое выражает волю данной социальной группы и стремится «завоевать» или удержать государственную власть, осуществлять влияние на политику в соответствии со своей программой.

 

Политическая система общества – сложная, разветвленная совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, форм взаимодействия и взаимоотношений между ними, в которых реализуется политическая власть.

 

Политический (государственно-правовой) режим – совокупность приемов, методов и способов, с помощью которых осуществляется государственная власть.

 

Права человека – мера свободы человека, неотъемлемые свойства личности, зафиксированные в нормах международного и внутригосударственного права, обеспечивающие наиболее существенные возможности развития человека, защиту его интересов.

 

Правительство – высший орган исполнительной власти государства, осуществляющий на основе и в рамках действующего в стране законодательства всю полноту исполнительно-распорядительных полномочий на всей территории данного государства.

 

Право – обусловленная природой человека и общества и выражающая свободу личности система регулирования общественных отношений, которой присущи нормативность, формальная определенность в официальных источниках и обеспеченность возможностью государственного принуждения.

 

Право позитивное – понятие, отражающее собой тесную взаимосвязь права и государства в плане обеспечения внешней формы бытия права в виде системы исходящих от государства и им гарантируемых общеобязательных, формальноопределенных властных велений, выражающих, подтверждающих и поддерживающих положительную роль и мощь государства как социальнополитического института. (Формы позитивного права: обычное право, право судей, право законодателя).

Правовая идеология –

а) систематизированное, научное выражение правовых взглядов, принципов, учений, теорий, идей, представлений, убеждений, концепций, в которых отражается отношение социальной группы, общности, в целом всего общества к действующему и желаемому праву; 

б) составная часть содержания правосознания охватывающая его рациональноидеологические компоненты – правовые знания, убеждение, правовые теории и идеи, в целом юридическое мировоззрение.

 

Правовая культура – обусловленная всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития субъекта (человека, различных групп, всего населения), а также степени гарантированности государством и гражданским обществом свобод и прав человека.

 

Правовая льгота – правомерное облегчение положения субъекта, позволяющее ему полнее удовлетворять свои интересы и выражающееся как в предоставлении дополнительных, особых прав (преимуществ), так и в освобождении от обязанностей. 

 

Правовая политика – деятельность государства по созданию эффективного механизма правового регулирования, включающая определение целей, задач, направлений и принципов, а также стратегию и тактику его осуществления субъектами политико-правовой системы общества на том или ином этапе его исторического развития. 

 

Правовая презумпция – закрепленное в правовых нормах предположение о наличии или отсутствии определенных юридических фактов, основанное на связи между предполагаемыми фактами и фактами наличными и подтвержденное предшествующим опытом.

 

Правовая психология – совокупность переживаний, чувств, настроений, эмоций, в которых отражается отношение людей к действующему и желаемому праву.

 

Правовая семья – совокупность правовых систем, выделенная на основе общности источников, структуры права и исторического пути его формирования.

 

Правовая система общества – целостный комплекс правовых явлений, обусловленный объективными закономерностями развития общества, осознанный и постоянно воспроизводимый людьми и их организациями (государством) и используемый ими для достижения своих целей.

 

Правовая социализация личности – процесс включения индивида в правовую систему выражающийся в формировании и развитии таких качеств и свойств личности, которые обеспечивают оптимальность: характера включенности этой личности в социально-правовые связи и отношения; усвоения правовых идеалов, ценностей, принципов и норм; преобразования приобретаемого социально-правового опыта в собственные положительные ценностноправовые установки, ориентации, привычки, убеждения.

 

Правовая установка личности – содержательно-динамический (поведенческий) компонент правосознания личности, выражающий предрасположенность и готовность личности к совершению правового поведения определенного типа (вида).

 

Правовая фикция – несуществующее положение, признанное, законодательством существующим и ставшее в силу этого общеобязательным.

 

Правовое воздействие – комплексное (организационно-правовое, идеологическое, социально-психологическое, информационно- ценностное) влияние права на все сферы общественной жизни, на сознание и волю участников общественных отношений в целях обеспечения их правомерного поведения, формирования соответствующего правосознания и правовой культуры.

 

Правовое воспитание – целенаправленный, организованный, управляемый и преднамеренный педагогический процесс воздействия на правосознание индивидов, социальных групп, осуществляемый с помощью системы специально созданных правовоспитательных средств и форм.

 

Правовое государство – особая форма организации политической власти в гражданском обществе, при которой признаются и гарантируются естественные права человека, реально проводится разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, обеспечивается верховенство правового закона и взаимная ответственность граждан перед государством и государства перед гражданами.

 

Правовое ограничение – правовое сдерживание противозаконного деяния, создающее условия для удовлетворения интересов контрсубъекта и общественных интересов в охране и защите.

 

Правовое поведение – социально значимое поведение индивидуально или коллективно действующих субъектов, подконтрольное их сознанию и воле, опосредованное нормами права, влекущее юридические последствия.

 

Правовое поощрение – форма и мера юридического одобрения добровольного заслуженного поведения, в результате чего субъект вознаграждается, для него наступают благоприятные последствия.

 

Правовое регулирование – основная форма реализации функций позитивного права, осуществляемая при помощи системы правовых средств.

 

Правовое сознание – сфера или область сознания, отражающая правовую действительность в форме юридических знаний и оценочных отношений к праву и практике его реализации, социально-правовых установок и ценностных ориентаций, регулирующих поведение (деятельность) людей в юридически значимых ситуациях.

 

Правовой нигилизм – вид деформации правового сознания характеризующийся открыто отрицательным, скептическим или безразличным отношением к праву, неверие в его социальный потенциал. 

 

Правовой режим – особый порядок правового регулирования определенной сферы общественных отношений с помощью различных юридических средств, способов, методов и типов правового регулирования в различном их сочетании. 

 

Правовой статус личности – юридически закрепленное положение лица в обществе, выражающееся в определенной системе его прав и обязанностей.

 

Правовой стимул – правовое побуждение к законопослушному поведению, создающее для удовлетворения собственных интересов субъекта режим благоприятствования. 

 

Правовые понятия – понятия, которыми оперирует юридическая наука, законодательство и правоприменительная практика.

  

Правовые средства – правовые явления, выражающиеся в инструментах (установлениях) и деяниях (технологии), с помощью которых удовлетворяются интересы субъектов права, обеспечивается достижение социально полезных целей.

 

Правомерное поведение – массовое по масштабам социально полезное поведение людей и организаций, соответствующее предписаниям норм права и гарантируемое государством.

 

Правонарушение – волевое осознанное деяние (действие или бездействие), противоречащее нормам права, совершенное виновно деликтоспособным субъектом, причиняющее вред интересам общества, государства, личности и запрещаемое под угрозой применения мер юридической ответственности.

 

Правоположение сформулированные в ходе разрешения юридических дел определенного рода правила (образцы, примеры) наиболее правильного, целесообразного и эффективного применения норм права, которые могут и должны использовать компетентные органы и лица при разрешении юридических дел данного рода.

 

Правопонимание – научная категория, отражающая процесс и результат целенаправленной мыслительной деятельности человека, включающий в себя познание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему как целостному социальному явлению.

 

Правопорядок – состояние фактической упорядоченности общественных отношений, выражающее реальное, практическое осуществление требований законности. 

 

Правоспособность – способность индивида иметь в силу норм права субъективные права и нести юридические обязанности.

 

Правосубъектность (праводееспособность) – способность быть субъектом права.

 

Правотворчество – специфическая интеллектуальная деятельность, завершающая процесс правообразования, в результате которой создаются или изменяются существующие в государстве правовые нормы.

 

Преамбула – краткое введение к особо важным нормативно-правовым актам (Конституция, законы), содержащие обоснование их социально-политической и собственно правовой необходимости (целесообразности).  

 

Предмет правового регулирования – обособленная часть качественно однородных общественных отношений, регулируемых нормами права.

 

Преемственность в праве – заимствование правом того или иного государства положений прошлых либо современных ему правовых систем. 

 

Презумпция невиновности – положение, согласно которому обвиняемый (подсудимый) считается невиновным, пока его вина не будет доказана в установленном законом порядке.

 

Преступление – виновно совершенное общественно опасное деяние (действие или бездействие), запрещенное уголовным законом под угрозой наказания.

 

Прецедент правовой - (судебный или административный) – судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которое становится нормой для всех аналогичных дел, возникающих в будущем.

 

Преюдиция правовая – свойство вступившего в силу юрисдикционного решения (приговора суда, решения суда по гражданскому делу), состоящее в обязательности выводов данного решения относительно каких-либо фактов или правоотношений по этому делу для суда, разрешающего другое дело, связанного с первым содержательно и логически.

 

Принципы права – основополагающие идеи, руководящие начала, лежащие в основе права, выражающие его сущность и определяющие его функционирование.

 

Применение правовых норм – властная деятельность компетентных органов и лиц по подготовке и принятию индивидуального решения по юридическому делу на основе юридических фактов и конкретных правовых норм. 

 

Притязание – обеспеченная государством возможность управомоченного субъекта обратиться в компетентные органы за защитой своих субъективных прав в установленных законодательством порядке и форме.

 

Причины правонарушений – совокупность обстоятельств объективносубъективного свойства, обуславливающих непосредственно совершение правонарушений.

 

Публичная власть – система властных отношений, осуществляемая в социально дифференцированном обществе правящей (политической) элитой, способной в силу экономических, военно-политических, социальных, социально-психологических и иных причин осуществлять принуждение в отношении большинства членов общества.

 

Публичное право – область правового регулирования, объектом которого выступают отношения власти и подчинения (государственно-правовые, административно-правовые, уголовно-правовые и др.).

 

Реализация права – претворение (воплощение) правовых предписаний в поведении участников правоотношений в форме соблюдения ими запретов, исполнения обязанностей, использования субъективных прав и применения компетентными органами и лицами правовых норм.

 

Регламент – нормативный правовой акт, регулирующий внутреннюю организацию и порядок деятельности какого-либо гос. органа и его подразделения (парламента, его палаты, правительства, суда и т.д.).

 

Республика – форма правления, при которой высшие органы государственной власти избираются либо формируются особыми представительными учреждениями. 

 

Референдум – всенародное волеизъявление по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни, обладающее высшей юридической силой. 

 

Рецепция права – возрождение и использование в организации и осуществлении правового регулирования отечественного и мирового положительного опыта юриспруденции, правовых ценностей и принципов, достижений политико-правовой науки прошлого в научных теоретических, отраслевых и прикладных исследованиях, в законодательстве и юридической практике.

 

Романо-германская правовая система (семья) – одна из основных правовых систем современности, отличительным признаком которой является ее формирование на базе римского права. 

 

Санкции – меры и решения, как правило, окончательного характера. В праве имеют четыре основных значения: а) меры, применяемые к правонарушителю и влекущие для него определенные неблагоприятные последствия; б) структурная часть общей нормы права, указывающая на возможные меры гос. воздействия на нарушителя данной нормы; в) постановление прокурора, разрешающее принудительные меры; г) в международном праве – меры воздействия на государство, нарушившее нормы этого права, свои международные обязательства. 

 

Светское государство – государство, в котором существует режим отделения государства от церкви, разграничиваются сферы их деятельности.

 

Сецессия – выход из состава государства какой-либо его части (выход республик из состава Югославской федерации, отделение провинции Эритрея от Эфиопии и др.).

  

Символы государственные – установленные конституцией или специальным законам особые, исторически сложившиеся отличительные знаки конкретного государства, олицетворяющие его национальный суверенитет, самобытность (флаг государственный, герб, гимн, государственные цвета, штандарт главы государства, государственная печать, девиз государственный).

 

Система права – исторически сложившаяся, объективно существующая внутренняя структура права, состоящая из взаимосогласованных норм, институтов, подотраслей и отраслей права. 

 

Систематизация права (законодательства) – деятельность по упорядочению и совершенствованию нормативных актов в целях удобства пользования ими. 

 

Соблюдение права – форма реализации норм права, при которой субъект, строго следует установленным запретам: не совершает тех действий, которые ему не дозволены.

 

Состав правонарушения – система признаков правонарушения в единстве его объективной и субъективной стороны, необходимых и достаточных для возложения юридической ответственности.    

 

Социальное государство – характеристика (принцип), относящаяся к конституционно-правовому статусу государства; предполагает конституционное гарантирование экономических и социальных прав и свобод человека и гражданина и соответствующие обязанности государства.  

 

Социальные нормы – связанные с волей и сознанием людей общие правила регламентации формы их социального взаимодействия, возникающие в процессе исторического развития и функционирования общества, соответствующие типу культуры и характеру его организации.

 

Способы толкования – совокупность приемов и средств, основанных на данных определенной отрасли знаний и используемых для раскрытия содержания юридических норм в целях их практической реализации.  

 

Статут (от лат. statuo – постановляю, решаю) – а) название некоторых законодательных актов парламента Великобритании, конгресса США и ряда других стран англосаксонской системы права. Образуют статутное право; б) в международном праве чаще всего положение о деятельности какого-либо международного органа. 

 

Субъект правонарушения – достигшее определенного возраста деликтоспособное, вменяемое лицо или, в предусмотренных законом случаях, организация.

 

Субъективная сторона правонарушения – элемент состава правонарушения, психическое отношение субъекта к совершенному деянию и его последствиям, направленность воли правонарушителя.                                                        

 

Субъективное право – предусмотренная нормами права мера юридически возможного поведения, позволяющая субъекту удовлетворять его собственные интересы.

 

Субъекты права – индивиды или организации, которые на основании юридических норм могут быть участниками правоотношений, т.е. носителями субъективных прав и юридических обязанностей.

 

Суверенитет государства - существенное свойство государственной власти, выражающее собой ее независимость от какой-либо иной власти внутри и за пределами страны, а также самостоятельностью государственной власти в осуществлении всех своих внутренних и внешних функций.

 

Суверенитет народа – признание народа в качестве единственного источника власти. 

 

Сущность права – главная внутренняя, относительно устойчивая качественная основа права, которая отражает его истинную природу и н азначение в обществе.

 

Теория – система основных идей, или совокупность объединенных общим принципом (законом) научных положений в какой-либо отрасли знаний.

 

Теория государства и права – система обобщенных знаний о государстве и праве, о природе, сущности, закономерностях их возникновения, развития и функционирования в обществе, выступающая методологическим основанием для развития отраслевых, межотраслевых и прикладных юридических наук.

 

Территория государственная – те части земного пространства, которые находятся во власти какого-либо государства, подпадают под его суверенитет.

 

Тип государства – взятые в единстве наиболее общие черты различных государств, система их важнейших свойств и сторон, порождаемых соответствующей    эпохой, характеризующихся общими сущностными свойствами.

 

Тип права – совокупность наиболее существенных черт права, выделяемых на основе определенных, имеющих важное научное или практическое значение критериев. Выражающих специфику подходов к познанию генезиса, сущности и социальной роли права.

 

Тип правового регулирования – общая направленность регулирования общественных отношений, зависящая от того, что лежит в его основе – дозволение или запрет. Выделяют два основных типа правового регулирования: общедозволительный и разрешительный.

 

Толкование норм права – интеллектуально-волевая деятельность субъектов права по уяснению и разъяснению смысла норм права в целях их наиболее правильной, быстрой и экономной реализации.

 

Тоталитаризм – политический режим, стремящийся к установлению абсолютного (тотального) контроля над различными сторонами жизни каждого человека и всего общества в целом.

 

Традиции российской государственности – исторически сложившиеся, укоренившиеся в обществе и передающиеся из века в век обычаи, обряды, общественные установления, ценности, идеи, которые представляют собой социально-культурное национальное наследие, сохраняющееся в обществе долгое время. К таковым относят: общинность, державность (государственность), соборность, патриотизм, социальную справедливость, приоритетную ценность труда, духовность.

 

Убеждение – метод активного воздействия на волю и сознание человека идейно-нравственными средствами для формирования у него взглядов и представлений, основанных на глубоком понимании сущности государственной власти, ее целей и функций.

 

Указ – в Р.Ф. и в ряде других государств собственное название наиболее важных актов, издаваемых главой государства (президентом).

 

Унитарное государство – простое, единое государство, части которого являются административно - территориальными единицами и не обладают признаками государственного суверенитета.

 

Учет – вид систематизации законодательства, представляющий собой сбор государственными органами, юридическими лицами нормативных актов, необходимых для их деятельности, и поддержание нормативного материала в контрольном состоянии.

 

Фактический (юридический) состав – совокупность юридических фактов, необходимых для возникновения предусмотренных правовой нормой юридических последствий.

 

Федеративное государство – сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образований, обладающих юридически определенной самостоятельностью. 

 

Форма государства – целостная политико-правовая характеристика государственной власти представляющая единство трех ее основных элементов: формы правления, формы государственного устройства и политического (государственно-правового) режима.

 

Форма государственного устройства – элемент формы государства, характеризующий внутреннюю национально-территориальную организацию государственной власти, деление территории государства на те или иные составные части, их правовое положение, взаимоотношения между государством в целом и его составными частями.

 

Форма государственного правления – элемент формы государства, характеризующий организацию верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением.

 

Функции государства – основные направления деятельности государства во внутри- и внешнеполитической сферах, в которых в концентрированном виде выражается сущность государства, его социальная роль.

 

Функции права – основные направления воздействия права на общественные отношения, определяемые сущностью и социальным назначение права как регулятора общественных отношений. 

 

Ценность права – реальная положительная значимость права как специфического социального регулятора для удовлетворения потребностей и интересов общества, государства, различных социальных групп и индивидов, обусловленная особыми свойствами и качествами права. 

 

Частное право – упорядоченная совокупность юридических норм, охраняющих и регулирующих отношения частных лиц.

 

Экстерриториальность – юридический статус физических или юридических лиц, учреждений либо объектов, изъятых из-под действия местного законодательства и подпадающих (частично или в полном объеме) под действие законодательства государства, национальность которого таковые имеют.

 

Этатизм – одно из проявлений политизации общества, проявляющееся в засилии государства в экономической, социальной, культурной жизни общества, в научной и др. деятельности.

 

Юридическая квалификация – стадия применения норм права, заключающаяся в оценке конкретного жизненного случая с позиций права, направленная на выявление юридической значимости фактических обстоятельств, выражающаяся в сопоставлении и фиксации соответствия (либо несоответствия) их признаков признакам юридических фактов, закрепленных в нормах права.

 

Юридическая конструкциясвоеобразное и устойчивое построение прав, обязанностей, ответственности, их типовые схемы, модели, в которые облекается «юридический материал». 

 

Юридическая обязанность – предусмотренная нормами права мера необходимого, должного поведения субъектов в правоотношении.

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 348.