Компоновка текста в главы, написание к ним выводов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Составление заключения и введения.

10. Составление списка использованных источников и литературы, приложений. 11. Завершение оформления работы.

Представление на кафедру для рецензирования.

Защита выпускной квалификационной работы.

Содержание курсовой, выпускной квалификационной работы

Курсовая, выпускная квалификационная работа оценивается не только по актуальности проблемы исследования, содержанию проанализированного материала, но также и по уровню методологической подготовки студента, его способности правильно выстроить структуру работы и организовать фактический материал.

В структурном отношении курсовая работа, ВКР должна включать следующие единицы:

1. Титульный лист

2. Содержание

3. Введение

4. Основная часть, разделённая на главы и параграфы

5. Заключение

6. Список использованных источников и литературы

7. Приложение(я) (при необходимости).

Образец титульного листа выдаётся студенту на предзащите ВКР. Титульный лист курсовой работы используется студентом по образцу приложения 2. В Приложении 2 расположены образцы титульных листов для всех направлений подготовки.

После титульного листа в ВКР размещается аннотация на иностранном языке без перевода на русский. Аннотация не нумеруется. В курсовой работе аннотация не требуется.

На следующей странице помещается содержание, в котором отражены названия глав и параграфов, номера страниц на которых они расположены (Приложение 3).

Нумерация страниц (снизу по середине листа) начинается с четвертой страницы, на которой помещается введение. Оно должно составлять 2 – 4 страницы для курсовой, бакалаврской работы, и 6-8 страниц для диссертации. Во введении обязательно должны быть отражены:

1. Обоснование актуальности темы;

2. Степень изученности темы;

3. Объект, предмет курсовой работы/ВКР/магистерской диссертации;

4. Цель и задачи;

5. Теоретическая основа (методологические подходы и методы исследования);

6. Источниковая (нормативно-правовая) база исследования;

7. Научная новизна (для магистерских диссертаций);

8. Практическая значимость исследования (для магистерских диссертаций);

9. Апробация и внедрение результатов исследования (для магистерских диссертаций);

10. Структура работы.

Обосновывая актуальность избранной темы, студент должен чётко определить её место среди проблем современной экономической (юридической, педагогической) науки, а также выявить её перспективы, возможности дальнейшего совершенствования. Для качественного определения актуальности исследования рекомендуется составить тезисный план его содержания, содержащий логические «переходы» от одного рассуждения к последующему. Объем актуальности составляет от 0,5 до 1,5 страниц.  

Степень изученности темы предполагает проблемно-хронологический анализ исследований, посвящённых изучаемой проблеме или (при необходимости) смежным проблемам.

Данный раздел курсовой работы/ВКР/ магистерской диссертации представляет собой краткий обзор и обобщенный анализ известных научных достижений в выбранной области. В нем приводятся все значимые публикации, имеющие отношение к теме исследования, отмечается, какие вопросы раскрыты на текущий момент по проблеме исследования, и что осталось нераскрытым, определяется общее направление собственного исследования автора работы. Основу обзора должны составлять статьи научных журналов и научные монографии, в т.ч. на иностранном языке. Учебники и учебные пособия следует использовать для определения основных терминов и понятий. Описание степени изученности и научной проработанности заканчивается результирующим выводом о том, что именно данная тема ещё не раскрыта или раскрыта частично и не получила должного освещения в специальной литературе, поэтому нуждается в дальнейшей разработке. Таким образом, определяется место собственного исследования в конкретной области знаний.

Возможно несколько вариантов определения степени изученности темы:

1. В хронологическом порядке проанализировать ключевых авторов, занимающихся проблематикой работы, первоначально разделив их на исторические этапы (например, дореволюционный, советский, современный). Обязательным является наличие логичных переходов от одного периода к другому.

2. Проблемный анализ специальных работ по теме исследования.  

Анализ работ авторов должен сопровождаться сносками на них внизу страницы. От качественного анализа предшествующей исследовательской традиции зависит способность студента определить место своей работы в проблематике современной экономической (юридической, педагогической) науки, выявить объектно-предметную область. 

Объект исследования – часть общественных процессов и явлений, подвергающихся изучению в курсовой работе, ВКР. В качестве примера можно рассмотреть такую тему как «Правовой статус образовательной организации высшего образования». Объектом исследования в данной работе выступают общественные отношения в сфере правового регулирования, прав, обязанностей и ответственности образовательных организаций. Другая тема - «Методы аттестации муниципальных служащих». Объектом исследования в данной работе является порядок прохождения муниципальной службы или кадровый менеджмент на муниципальной службе.

Предмет – сторона объекта исследования. В нашем первом примере – это совокупность прав, обязанностей и ответственности образовательной организации высшего образования. Во втором примере – методика проведения аттестации муниципальных служащих.

Цель курсовой работы, ВКР должна быть сформулирована чётко и лаконично, и найти отражение в заключительной части работы. Она должна содержать оценку результатов исследования, носить прикладной характер. Например, цель работы в первом случае – выявить условия и механизмы реализации правового статуса организации высшего образования (на материалах ФГБОУ ВО «ОмГПУ»). Во втором примере цель – оценить методы аттестации муниципальных служащих Администрации муниципального района и предложить пути их усовершенствования.

Рекомендуется использовать следующие формулировки цели: «предложить», «разработать», «смоделировать», «усовершенствовать», «внести изменения», «систематизировать» и т.д. Цель всегда предполагает результат работы!

Задачи вытекают из целевой установки и могут быть определены двумя способами:

· последовательно раскрываться в отдельных главах (параграфах) курсовой работы, ВКР (наиболее предпочтительный вариант).

· иметь «сквозной» характер, т.е. прослеживаться на протяжении всей работы в различных главах (параграфах).

Задачи конкретизируют цель работы и её результаты. Для курсовой работы количество целей не должно превышать четырёх, для бакалаврской работы – пяти, магистерской диссертации – шести. При этом, наименование задач не должно совпадать с названием работы.

Например:

ü выявить признаки органа государственной власти как уровня публичного управления;

ü оценить тип организационной структуры органов государственной власти Омской области, реализующих молодёжную политику;

ü раскрыть содержание мероприятий, реализуемых в сфере молодёжной политики в Омской области;

ü разработать предложения по совершенствованию деятельности органов государственной власти Омской области в области молодёжной политики.

Теоретическую основу курсовой работы, ВКР составляют методологические подходы юридической (педагогической, экономической) науки, а также используемые в их рамках общенаучные и специальные методы исследования. Ключевые методологические подходы определяются для магистрантов в рамках теоретических и практических занятий по курсу «Методология и методика юридической науки», для бакалавров в рамках курса «Методология научного исследования», а также в индивидуальном порядке с научным руководителем.

Методология научного исследования – это принципы организации, способы и формы научно-исследовательской деятельности. Методология позволяет правильно и логично организовать собранный фактический материал и написать правильное заключение в научной работе.

Рекомендуется выстроить теоретические основы в виде краткой оценки уровней методологии.

Уровни методологии:

1. Общетеоретический (диалектика). Наиболее общим, универсальным принципом организации научного исследования общественных процессов является социальная диалектика.

Принципы диалектики:

1.  Изучение явлений и процессов требует их рассмотрения в системе связей и взаимодействий. Любое явление состоит из нескольких элементов взаимосвязанных между собой (внутренние связи). Кроме того, явления имеют внешние связи с другими явлениями и процессами.

Пример:

"Правовой статус образовательной организации реализуется в системе взаимосвязанных элементов: прав, обязанностей, ответственности».

2. Изучаемые явления находятся в постоянном развитии, т.е. переходят из одного состояния к другому, усложняются связи между элементами.

 Пример:

 Развитие образовательного законодательства определяются последовательное перераспределение объёма ответственности на уровень локальных актов образовательной организации.

3. Использование принципа историзма, т.е. рассмотрение изучаемых явлений в историческом контексте, выявление этапов их эволюции.

Пример:

Развитие образовательного законодательства свидетельствует об усложнении статуса образовательной организации высшего образования.

4. Поиск противоречий как источника развития изучаемого явления.

Пример:

Противоречия между целью – деятельности образовательной организации и задачами реализуемой образовательной политики.

5. Выявление причинных связей в развитии явления (принцип социального детерминизма).

Пример:

Правовой статус образовательной организации предполагает причинную взаимосвязь прав, обязанностей и ответственности.

2. Теоретический (философский) – привлечение философских концепций, теорий и понятий для осмысления изучаемой научной проблемы. К основным теоретическим методологическим подходам, используемым в юридических (экономических) науках, относятся:

1. Позитивизм (Р. Иеринг, Дж. Остин, Г. Кельзен, Г. Харт).

В качестве самостоятельного научного направления сформировался в середине XIX в. (Д. Остин, К. Бергбом).

Позитивизм - методология, направленная на изучение, обобщение фактов и ар­тикуляцию всеобщих законов, выявляющихся в результате суммирования регу­лярностей и установления последовательностей фактов. Позитивистский метод ори­ентирует исследователя на изучение и обобщение фактов. Важную роль играют также статистика и сравнение, которые восполняют в гуманитарных и социаль­ных науках анализ и эксперимент.

При изучении государственно-правовых процессов и явлений, особую значимость приобретают взгляды сторонников социологического и юридического позитивизма.

Изучения государственно-правовых явлений в границах социологического позитивизма предполагает обращение к следующим проблемам:

- проблема действенности и эффективности соответствующих правовых норм, их социальной оценки, соотношения с другими видами «права», иными социальными регуляторами;

-специфика реализации норм права;

-возможность обращения на данном примере к проблемам генезиса права, социологии правотворчества, социальным критериям развития права (прогресса/регресса);

- факторный анализ: определение факторов, влияющих на возникновение и реализацию государственно-правовых установлений.

Сторонники юриди­ческого позитивизма ограничивают задачи юридической науки изучением дей­ствующего в данный момент позитивного права. Предметом исследования позитивизма вы­ступают существующие правовые нормы, акты и.т.д. В результате право пред­стает как относительно определенная и легко обозреваемая совокупность пра­вил (норм), принципов и типологических делений.

Позитивистский метод изучения права опирается на формально-логиче­ское исследование юридических текстов на предмет выявления и устранения противоречий в законе.

 

3. Феноменология права ( Э. Гуссерль, М. Хайдеггер, М. Шелер, М. Мерло-Понти, А. Шюц, П. Рикёр).

Феноменология – философское на­правление, парадигма социально-гуманитарного познания, метод, применяе­мый в психологии, социологии, юриспруденции и т. д., направленный на выяв­ление глубинных духовных основ культуры, общества посредством изучения содержания собственного сознания познающего субъекта и сведения фактуаль­ного знания к чистому.

Основные этапы реализации метода:

ü выбор объекта изучения - обычно это поведение людей в сфере управления, права, экономики, образования;

ü используемые методы исследования – прямое наблюдение и социологический опрос;

ü задача исследователя – констатация социального факта, а не его оценка.

Наиболее важное положение феноменологического учения состоит в том, что социальный мир представляет собой одновременно объективную и субъективную реальность. В качестве первой он представлен социальными институтами, обеспечивающими социализацию индивида и воспроизводство в форме традиций общества. Мир как субъективная реальность — это уникальная субъективность человека и его возможность изменять (конструировать) объективную реальность. Так обеспечивается инновационное воспроизводство социума.

Фе­номенология права выступает как альтернатива социологическому и естест­венно-правовому подходам в понимании права, одновременно, в ее рамках осу­ществляется, в определенном смысле, синтез этих двух способов исследования права. Фе­номенологический подход может быть использован в качестве технологии ис­следования действующего позитивного права. В таком ракурсе в любой право­вой норме выявляется идеальная правовая структура, обусловливающая про­цесс реализации нормы. 

 

3.Герменевтика:

Герменевтика (от греч. hermeneutics – разъясняющий, истолковывающий) - теория и методология исследования общества, человека, культуры, выдви­гающая в качестве основного способа познания интерпретацию и понимание смыслового содержания различных социально-гуманитарных феноменов. Гер­меневтику рассматривают как специфически социально-гуманитарный метод познания, поскольку, выдвигая метод понимания как основной, она тем самым утверждает специфику таких объектов как общество, человек, культура, демон­стрирует, что это объекты особого рода – «смыслосодержащие» объекты.

Основные этапы реализации метода:

ü интерпретация – семантический анализ текста, его толкование и понимание (“множественность смыслов”);

ü анализ конфликта интерпретаций – законодатель и толкователь ставят разные цели, которые предстоит истолковать.

Например, задача практической (прикладной) герменевтики - понять смысл права и соотнести его с данным случаем, казусом.

Герменевтический круг является незаменимым методом познания права и правовой действительности в целом. Во-первых, полное осмысление какой-либо правовой нормы – общего, недостижимо без ее сопоставления с конкрет­ной ситуацией – частным и наоборот; во-вторых, экспликация (объяснение) смысла какой-либо правовой нормы – части, достигается посредством ее соотнесения с нор­мативной системой – целым и, наоборот; в третьих, понимание какого-либо ис­торически существующего правового явления – текста, достигается посредст­вом понимания исторической ситуации, в которой оно возникло – контекста и наоборот; и т.д. 

4. Системный подход (системный анализ) – И. Валлерстайн, А. Холл, Н. Винер, А. Рапопорт.

В соответствии с системным подходом политические отношения и отношения государства с социальными группами рассматриваются как системы, т.е. целостные множества структурно и функционально связанных элементов, полнота и непротиворечивость которых определяет состояние всей системы.

 Спе­цифика системного подхода заключается в том, что он ориентирует исследова­ние на раскрытие целостности развивающегося объекта и обеспечивающих ее механизмов, на выявление многообразных связей и сведения их в единую кар­тину. В современной философии науки позиционируются следующие основные требования системного подхода:

- выявление зависимости каждого элемента от его места и функции в системе с учетом того, что свойства целого не сводимы к сумме свойств его элементов;

- анализ того, насколько поведение системы обу­словлено как особенностями ее отдельных элементов, так и свойствами ее структуры;

- исследование механизмов взаимодействия системы и среды;

- изуче­ние характера иерархичности системы; обеспечение всестороннего описания системы; рассмотрение системы как динамичной, развивающейся целостно­сти[1].

М.С. Каган полагает, что, в гуманитарном познании системный ана­лиз должен включать трехстороннее рассмотрение объекта: предметное, функ­циональное и историческое. Предметный анализ предполагает выявление того, из каких элементов и подсистем состоит изучаемая система, выявление связей, соединяющих компоненты системы. Что касается функционального анализа, Каган рекомендует различать внешнее функционирование и внутреннее, т.е. жизнь системы в среде и жизнь каждого ее компонента во взаимодействиях с другими в недрах самой системы. Исторический анализ, по Кагану, включает использование двух векторов: генетического и прогностического[2].

Основные этапы реализации метода:

ü исследование объектов во всей совокупности составляющих сторон;

ü анализ объектов как явления системного порядка (целостность, иерархичность, интегративность);

ü построение «дерева целей»;

ü обоснование и выделение этапов системного анализа.

4. Синергетический подход (Г. Хакен, И. Пригожин):

Теория самоорганизации, синергетика (от греч. sinergeia – совместное действие) - междисциплинарная теория, изучающая процессы самоорганизации сложных открытых систем различной природы. Предметом синергетики явля­ются универсальные принципы самоорганизации и эволюции сложных систем, механизмы устойчивости, распада, возникновения новых структур в процессе саморазвития этих систем. Специфика синергетического подхода заключается в том, что его предме­том является не только и не столько система сама по себе, сколько процесс эво­люции и структурации системы, процесс перехода системы от одного уровня организации к другому. Внимание синергетики фокусируется именно на про­блеме перехода, изменения. Синергетика, таким образом, это, в первую оче­редь, теория и философия развития

Основные этапы реализации метода:

ü изучаемые явления и процессы рассматриваются в качестве самоорганизующихся систем;

ü применение теории изменений системы;

ü выделение точки бифуркации (возникновение альтернативы) и анализ множественности вариантов (аттракторов).

6.Сравнительный анализ (компаративистика):

Сравнение – метод исследования направленный на выявление сходства и различия объектов исследования, либо ступней развития одного и того же объ­екта. Корректным является осуществляемое по тем или иным признакам, суще­ственным для данного рассмотрения, сравнение однородных, относящихся к одному классу объектов. Предметы сравнимые по одному признаку могут быть не сравнимы по другому.

Основные этапы реализации метода:

ü сопоставление различных процессов и явлений, выявление их сходств и различий;

ü процедура анализа – сегментация;

ü прогностическое значение метода.

Непременным и обеспечивающим получение достоверного результата условием при проведении сравнительного исследования государственных и правовых явлений является требование сравнимости конкретных объектов исследования. Одной из характеристик, раскрывающих сущность сравнимости, можно считать равнозначность объектов сравнения, т. е. их качественное и количественное соответствие, отсутствие явного и очевидного несоответствия. Проблема поиска и подбора сравнимого государственно-правового явления возникает в том случае, если избранный для исследования объект является уникальным, единичным, sui generis, иными словами, не имеет аналога, сопоставимого с ним, среди существующих явлений правовой действительности.

8. Институциональный подход (Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Д. Локк, А. Де Токвиль):

Понятие "институт" (от латинского institum - установление, учреждение) заимствовано учеными-экономистами из юриспруденции. Сущностными характеристиками данной категории выступают как юридические нормы, так и порядок установления взаимосвязи между ними. Это позволяет упорядочить (регламентировать) отношения между субъектами права с целью придания им устойчивого характера, для чего и создаются соответствующие организационные структуры и органы контроля.

Устоявшимися и признанными в юридической науке считаются институты собственности, наследственности (наследования прав), договорных отношений (контрактов) и т.п.

Экономические и социологические доктрины институционализма и неоинституционализма основываются на идейном наследии классического экономического либерализма (А.Смит и Д.Рикардо), регулируемой государством рыночной экономике (кейнсианство), философии позитивизма и солидарности (О.Конт, Э.Дюркгейм), теории управляющих (бюрократических) организационных структур (М.Вебер), теории прав собственности (Р.Коуз, А.Алчиан), теории общественного выбора (К.Эрроу, Дж.Бьюкенен), новой экономической теории (Д.Норт), теории агентов (Т.Стиглиц), трансакционной организации (О.Уильямсон).

К экономическим и социальным институтам относят институты собственности и контрактных отношений (включая трудовые отношения), заработной платы и социального обеспечения. Их роль состоит в выполнении регулятивных функций субъектов хозяйствования и трудовых отношений, связанных с организацией и управлением процессами жизнедеятельности, материального и социального воспроизводства.

Основные этапы реализации метода:

ü выявление особенностей становления, развития и функционирования социальных, политических, экономических и юридических институтов в границах исследуемой темы ;

ü анализ взаимодействия институтов с со всеми сферами жизнедеятельности общества и между собой.

9. Моделирование:

Моделирование – метод исследования определенного объекта – оригинала путем воссоздания его характеристик на другом объекте – копии, модели, со­ответствующей объекту в тех свойствах, которые следует изучать. Моделиро­вание может быть идеальным и материальным.

Основные этапы реализации метода:

ü построение модели – идеального воспроизведения исследуемого объекта;

ü этапы процесса моделирования.

В научном исследовании студент вправе использовать не один, а несколько методологических подходов, но в отношении каждого из них он должен обосновать потребность их использования в работе.

3. Общенаучная (универсальная) методология – методы, используемые в различных науках.

- метод теоретического обобщения, использующий системный подход. Избранный метод позволил синтезировать положения об объекте, выведенные в специальных исследованиях междисциплинарного характера.

- анализ и синтез.

Анализ – разделение изучаемых явлений и процессов на элементы и исследование каждого из них в отдельности.

Пример:

Концепция разделения властей – Законодательная власть – Исполнительная власть – Судебная власть – Информационные технологии и СМИ.

   Синтез – осмысление взаимосвязей и взаимодействий каждого элемента изучаемого явления.

Пример:

Ответ на вопрос о возможности появления четвертой ветви власти в РФ.

Анализ и синтез – это взаимосвязанные методы исследования.

- индукция,

Индукция способ познания от фиксирования отдельных фактов и их анализа к их систематизации и обобщению. Для качественного исследования необходимо чтобы все факты были изучены (полная индукция), что удается далеко не всегда.

Пример:

Правовой статус Президента РФ

- дедукция.

Дедукция метод исследования предполагающий выведение из общих положений, считающихся достоверными, определенных следствий.

Пример:

Общее положение – укрепление правового статуса Президента;

Следствие – переход РФ к президентской республике.

- аналогия.

Аналогия установление сходства одних свойств у явлений позволяет сделать вывод о наличии у них и других свойств. Историческая аналогия.

Пример:

Полномочный представитель Президента РФ – генерал-губернатор Сибири.

Президент РФ – Президент США.

- моделирование.

Моделирование - воспроизведение в специально созданной модели свойств изучаемых явлений или процессов. Модель может быть двух видов: материальная и идеальная (мысленная конструкция).

Пример:

- Реконструкция государства майя по археологическим артефактам.

- Последствия перехода РФ к президентской республике.

Применение метода моделирования способствует получению нового знания (эвристический характер). Для историко-правовых исследований характерно использование "моделей жизненного цикла" – изучение явлений и процессов на различных этапах развития.

Пример:

"Государственная Дума в России: этапы эволюции"

Метод моделирования позволяет спрогнозировать направления развития процессов и явлений (прогностическая функция).

- восхождение от абстрактного к конкретному.

Процесс познания движется от изучения отдельных фактов, событий к обобщенному (целостному) знанию о них, выраженному в понятиях и теориях.

Пример:

"Политический режим в США" – научные факты – либеральный режим.

- междисциплинарный подход.

- системный анализ.

Изучаемое явление рассматривается в качестве системы составляющих его взаимодействующих элементов. Все элементы системы взаимосвязаны и образуют единую структуру.

Пример:

"Правовые основы муниципального управления в РФ" – Конституция, ФЗ, Указы, Уставы, муниципальные правовые акты.

Принципы системного анализа:

· целостность изучаемой системы – все элементы взаимосвязаны и причинно обусловлены;

· выявление источников развития системы

Пример:

Расширение количества муниципальных правовых актов по вопросам местного значения.

Этапы системного анализа:

А). Постановка цели исследования на основе имеющихся знаний;

Б). Выделение основных элементов в изучаемом явлении и исследование их взаимосвязей;

В). Выявление основополагающих факторов их функционирования и обнаружение внутренних и внешних источников их развития;

Г). Целостная оценка изучаемого явления.

Пример:

"Правовые основы мцниципального управления в РФ" (этапы + структура работы).

- логический - последовательность изучения процессов и явлений, выявлений их предпосылок и взаимосвязей.

 

4.Конкретно-предметные методы исследования – совокупность методов и процедур, применяемых в определенной науке.

- сравнительный анализ - сопоставление явлений с целью обнаружения их сходства и различий, получения новой информации.

Механизм сравнительного анализа:

А). Сегментация – деление явления на сегменты и выделение тех из них, которые будут подвергнуты сравнительному анализу.

Пример:

"Российская модель местного самоуправления"

Б). Обоснование выявленных сходств и различий.

В). Прогнозирование развития процесса (явления). Формы прогнозирования:

– прямое сопоставление данных о развитии процесса в разных странах;

– экстраполяция - распространение полученных данных на будущее (краткосрочный прогноз).

- правовой метод - комментирование нормативно-правовых актов на основе воспроизводства структуры нормы права и её закрепления в тексте.

- конкретно-исторический - на основе которого факты и явления рассматривались не статично, а в динамике развития;

- системно-структурный анализ - комплексное рассмотрение процесса законотворчества, включающего изучение предыстории закона, его текстовой анализ и правоприменительную практику.

- структурно-функциональный анализ – для понимания политических (и иных общественных) явлений и процессов необходимо проанализировать их структурные элементы, проследить их взаимосвязи,

- сравнительно-исторический метод - сравнительный анализ исторических и современных процессов и выявление их общих и особенных характеристик.

 - конкретно-исторический метод – рассмотрение явлений в историческом контексте.

- социологические методы (наблюдение, эксперимент, контент-анализ).

- статистический анализ,

- экспертные методы исследования:

А). Устная беседа (интервью)

Б). Письменный анкетный опрос

В). Специальные экспертные опросы:

– разовый индивидуальный опрос;

– однократный коллективный опрос;

– метод Дельфи (коллективный опрос в несколько туров.

Перечисленные методы применяются в научном исследовании в совокупности и дополняют друг друга.

Студенту в теоретических основах работы необходимо перечислить общенаучные и специальные методы исследования и обосновать один из теоретических (методологических) подходов, используемый в работе!

Источниковую базу ВКР составляют:

- правовые акты различной юридической силы (федеральные, региональные, местные, локальные),

- документы институтов, организаций,

- архивные материалы,

- документы личного происхождения,

- данные социологических опросов,

- графические и статистические материалы и др.

Для упорядочения источников, используемых в работе рекомендуется классифицировать их по различным основаниям: юридической силе, типам (письменные, устные; опубликованные, неопубликованные) или степени значимости для научного исследования.

Не требуется перечислять все источники из списка использованных источников и литературы! Следует их классифицировать (разделить на группы на основе определённых критериев).

Научная новизна исследования обусловлена обращением к недостаточно изученной проблеме юридической (экономической, педагогической) науки, выявлением нового аспекта в «традиционной» теме, привлечением нового источникового материала, разработке рекомендаций, которые могут быть внедрены в практику. Обоснование научной новизны ВКР является обязательным только для магистерской диссертации!

Апробация результатов (только для магистерских диссертаций) исследования может осуществляться посредством выступлений на научно-практических конференциях, семинарах, публикации статей, учебных пособий, издании курса лекций, методических рекомендаций и в иных формах. В случае если магистрант в своей диссертации предлагает конкретные рекомендации, то ему необходимо обозначить возможность внедрения достигнутых результатов в практику работы организации, учреждения и др.

Необходимо указать выходные данные публикаций магистрантов на основе требований ГОСТ 2008.

Завершением вводной части служит краткая характеристика структуры курсовой работы, ВКР, т.е. основных вопросов, раскрываемых во введении, каждой главе и заключении. Наличие краткой характеристики работы является обязательной.

В основной части работы студент обязан чётко, в логической последовательности, аргументировано излагать собранные теоретические и практические материалы. Рекомендуется разделить основную часть на три раздела:

1. Теоретический (методологический),

2. Аналитический,

3. Практический[3].

В первом разделе выполняется теоретический анализ состояния и перспектив развития проблемы, рассматриваются различные подходы к ее решению, дается их оценка, излагаются и обосновываются собственные мировоззренческие позиции автора, формируется необходимый категориальный аппарат. Данная глава служит теоретическим обоснованием последующего анализа источникового материала.

Во втором разделе предлагается конкретно-предметный анализ изучаемой проблемы, собранного источникового материала, с использованием различных методов исследования, выявляются общие тенденции развития, вскрываются недостатки и причины, их обусловившие, намечаются пути их возможного устранения.

В третьем разделе должны содержаться собственные оценки, изучаемой проблемы, предложения и рекомендации по её решению. Базой для разработки конкретных мероприятий и предложений служит анализ, проведённых в предшествующих главах.

Изложение материала в основной части рекомендуется осуществлять, руководствуясь одним из трёх методологических подходов:

1. Последовательное изложение материала (переход от одного раздела к другому невозможен без завершения предыдущего). Данный способ применяется при условии наличия всего необходимого материала;

2. Целостный вариант, когда работа первоначально пи­шется «вчерне», а затем происходит ее обработка, вносятся дополнения и уточнения в соответствии с новыми материалами. Это позволяет более продуманно подойти к процессу написания ВКР;

3. Выборочное из­ложение материала. Обработка собранного материала происходит в удобном для студента порядке, зачастую непоследовательно по параграфам или главам. Такой способ весьма эффективен в случае использования архивного материала.

Рекомендуется в теоретической части работы вступать в полемику с другими авто­рами, принимать или опровергать их выводы, дискутировать по спорным проблемам. Такие формы изложения и анализа материала ярко показывают научную позицию исследователя, умение самостоятельно и творчески вести дискуссию. Они позволяют в конце каждого параграфа и главы делать короткие выводы, обобщения, позволяющие логично перейти к дальнейшему изложению темы.

В заключении необ­ходимо последовательно изложить полученные итоги, которые должны соответствовать поставленным задачам. Выводы из отдельных глав и параграфов существенно облегчат написание заключения. Обобщения и выводы излагаются, как правило, в виде отдельных абзацев, следуя логике построения работы. В заключении обычно содержатся также прак­тические предложения по внедрению в практику полученных результатов, вытекающие из теоретического анализа.

Следующим элементом структуры исследования является список использованных источников и литературы. В списке выделяется несколько разделов:

1. Источники (нормативно-правовая база, архивные, статистические, социологические и др.);

2. Литература (включая монографии, статьи, учебные издания, которые располагаются в алфавитном порядке).

Приложениями к курсовой работе, ВКР служат подлинные документы (их ксерокопии), анкеты данные социологических опросов, таблицы итого­вых опросов, графики, карты и т.д. Каждое приложение должно иметь тематический заголовок, номер, обозначаемый арабскими цифрами (на­пример, Приложение 1.).

4. Требования, предъявляемые к оформлению

Дата: 2018-11-18, просмотров: 208.