Курсовой, выпускной квалификационной работы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Подготовка курсовой, выпускной квалификационной работы (ВКР) бакалавра и магистра является трудоёмким процессом, рассчитанным на длительный период времени. Возможно выделить следующие этапы работы:

1) выбор темы курсовой работы или ВКР из предложенных тем, а также научного руководителя;

2) подготовка плана работы и составление списка использованных источников и литературы;

3) сбор фактического материала;

4) системное изложение материала;

5) редактирование материала;

6) оформление работы в соответствии с предъявляемыми требованиями;

7) подготовка отзыва научного руководителя (для курсовой работы и ВКР) и рецензии (для магистерской диссертации);

8) защита ВКР перед членами Государственной экзаменационной комиссии.

1. Выбор темы исследования. Тему работы студент может выбрать из списка тем, разработанных преподавателями кафедры правоведения, государственного и муниципального управления, либо предложить собственную тему с учётом своих научно-практических интересов.

Для принятия решения о выборе или уточнении темы студент должен проконсультироваться с потенциальным научным руководителем. Если ни одна из предложенных тем студенту не подходит, он имеет право предложить тему курсовой работы или ВКР, ориентированную на предшествующие курсовые работы, для магистров – выпускную работу бакалавра и/или на профессиональную деятельность студента(магистранта). 

От продуманного выбора проблемы для научного исследования зависит возможность формулирования стратегических задач в ВКР. Для этого необходимо настойчиво, изо дня в день кропотливо работать, творчески осмысливать собранный материал, изучать события и факты.

Любой исследователь, не только начинающий, обязан опираться на научные достижения, полученные другими учёными, объективно оценивать их, прислушиваться к мнению специалистов, работающих в различных областях научного знания. Исходя из этого принципа, начинающему исследователю целесообразно не только прислушаться к мнению научного руководителя, учесть его пожелания, но и проконсультироваться с ведущими специалистами-практиками по данному вопросу.

Тема курсовой (ВКР) должна отвечать принципу “золотой середины”, быть не слишком широкой и не слишком узкой. Например, такие темы как: ”Правовые основы российской государственности”, “Российский федерализм: истоки и перспективы” представляются чрезвычайно широкими и должны рассматриваться на уровне докторских диссертаций. Поэтому при выборе темы стоит исходить из проблемности изучаемого вопроса:

ü «Условия и механизмы проведения конкурса для замещения вакантных должностей муниципальной службы в исполнительно-распорядительном органе местного самоуправления»;

ü «Организационно-правовые механизмы аттестации научно-педагогических работников (на материалах ФГБОУ ВО «ОмГПУ»)».

Использование в теме слов «проблема», «особенности» представляется нецелесообразным, поскольку они не несут содержательной информации. При выборе темы следует избегать так называемых «конъюнктурных тем», появление которых вызвано потребностями политической, идеологической ситуации. Необходимо внимательно оценить степень научности избранной проблематики и перспективы её дальнейшего развития. Например, проблемы организации и деятельности органов исполнительной власти, развитие института государственной службы, изменения избирательного законодательства, проблемы местного самоуправления и др. представляются «вечными» и всегда найдут своего исследователя.

При формулировании темы ВКР необходимо следовать следующим принципам:

ü проблемность,

ü лаконичность,

ü Чёткость,

ü доступность для восприятия (не загроможденность понятийным аппаратом).

В приложении № 1 представлены формулировки тем, не отвечающие перечисленным принципам, а также варианты формулировок им соответствующие.  

Работая над темой, следует просмотреть каталог авторефератов диссертаций защищённых по соответствующей отрасли юридической науки, или экономические работы. Это поможет выявить сферу приложения собственных научных изысканий. Следует ознакомиться также с выпускными и диссертационными работами, защищёнными в смежных областях науки, так как на стыке наук можно найти новые проблемы, пути их решения. Например, исследования в области образовательного права невозможны без привлечения научных достижений в сфере теории государства и права или конституционного права.

Особое внимание студент должен уделить выяснению новизны в его исследовании и обоснованию актуальности избранной темы. Новизна работы может пониматься в двух значениях:

ü обращение к ранее не изученной (не достаточно изученной) проблеме юридической, или экономической науки (ликвидация “белых пятен”);

ü выявление новых аспектов в исследовании достаточно “традиционной” проблемы, привлечение новых источников.

В обоих случаях тема работы может быть признана актуальной. Для членов Государственной экзаменационной комиссии имеет принципиальное значение самостоятельное осмысление выпускником темы его ВКР, способность видеть перспективу.

       2. Составление списка использованных источников и литературы

Важной задачей студента после выбора темы исследования и утверждения её содержания становится изучение научных исследований и сбор источникового материала. Эту работу рекомендуется вести в сотрудничестве с научным руководителем. Начинающему исследователю рекомендуется чаще обращаться к руководителю за помощью, прислушиваться к его мнению, как по содержанию индивидуального плана работы, так и изучению литературных источников.

Необходимо познакомиться со всеми видами источников и литературы, содержание которых связано с темой исследования. К ним относятся:

  1. Нормативные акты,
  2. Материалы, опубликованные в различных отечественных и зарубежных изданиях,
  3. Неопубликованные документы,
  4. Диссертации,
  5. Депонированные рукописи,
  6. Официальные материалы.
  7. Публикации, содержащиеся в периодической печати: статьи, заметки, данные социологических опросов, официальные сообщения.

Состояние изученности темы целесообразнее проследить по информационным изданиям, цель выпуска которых – оперативная информация как о самих публикациях, так и о наиболее существенных сторонах их содержания. Информационные издания в отличие от обычных библиографи­ческих изданий оперируют не только сведениями о произведениях печати, но также идеями и фактами, в них заключенными. Издания можно классифицировать по трем видам: библиографическому, реферативному и обзорному.

Библиографические издания чаще всего носят сигнальный характер и состоят из кратких библиографических описаний часто без аннотаций и рефератов. Они с максимальной полнотой фиксируют новинки отечест­венной и зарубежной литературы. Их отличают оперативность подготовки и сравнительно короткие сроки с момента выхода публикации до момента отражения ее в указателе. Они представляют собой по преимуществу систематиче­ские указатели, выпускаемые в виде бюллетеней, тематика которых охва­тывает почти все отрасли мировой науки и техники.

Реферативные издания содержат публикации рефератов, включаю­щих сокращенное изложение содержания первичных документов (или их частей) с основными фактическими сведениями и выводами. К реферативным изданиям относятся реферативные журналы, реферативные сбор­ники, экспресс-информация, информационные листки.

Реферативные сборники представляют собой периодические, продол­жающиеся или непериодические издания, которые содержат рефераты неопубликованных документов. Их выпускают центральные отраслевые институты научно-технической информации и технико-экономических исследований. Такие издания носят узко тематический характер.

Обзорные издания чаще всего посвящаются одной проблеме. Обзоры обобщают сведения, содержащиеся в первичных документах, являясь высшей ступенью их аналитико-синтетической переработки. Они сообщают о состоянии или развитии отрасли науки или практиче­ской деятельности, отражая все новое, что сделано в ней за определенное время.

Знакомясь с публикациями по избранной проблеме, следует просмотреть ретроспективную библиографию, обычно помещенную в конце монографии или журнальной статьи. Списки таких источников, как свидетельствует практика, облегчают работу исследователя: они информируют его о научных трудах, вышедших в предшествующие годы по ин­тересующим аспектам данной проблемы.

Составляя список (картотеку) литературных источников, следует отчетливо записать фамилию и инициалы автора, название источника, год и место издания, количество страниц монографии или брошюры, так как по ГОСТу это требуется отразить в работе. В случае ознакомления с журнальной статьей необходимо (в целях экономии времени при состав­лении списка литературы) обязательно выписывать исходные данные журнала (кем издается, год и месяц, номер издания). Нередко при чтении источников возникают собственные гипотезы, мысли, выводы; их целесообразно записывать по мере чтения материала на полях выписок. Они мо­гут послужить основой для разработки новых положений, обоснования новых знаний.

Привлечение Интернет-ресурсов при написании работы признается допустимым только если информация берётся с официального сайта органа власти, политической партии, общественной организации, либо материал не был опубликован на печатном носителе (например, статьи из Интернет-журналов, газет). Не допускается ссылка на нормативно-правовые акты, размещённые в Интернете, кроме Официального интернет-портала правовой информации http://pravo.gov.ru/, который является официальным источником публикации , наряду с печатными изданиями - Собрание законодательства РФ и Российская газета. Возможно использование научных и учебных работ (материалов) из баз Консультант плюс, Гарант. В тоже время, категорически запрещается указывать с сносках и списке источников ссылки на нормативные акты, взятые из данных правовых систем!

3. Составление плана (содержания) курсовой, ВКР.

При составлении плана работы необходимо руководствоваться следующими принципами:

ü самостоятельность;

ü разделение на главы и параграфы;

ü логика содержания работы (последовательность в изучении проблемы).

В курсовой работе должно быть не менее двух глав, в каждой из которых не менее двух параграфов. В выпускной работе бакалавра – две – три главы, разделённые на параграфы. В выпускной работе магистра – три главы. Каждая глава и параграф должны иметь название.

4. Работа с источниками и литературой. Предполагает составление конспектов материалов с указанием всех выходных данных, согласно ГОСТ 2008.

5. Выделение проблемы и анализ ее состояния в науке и практике. Данный этап работы оказывается необходимым для подготовки такого раздела введения как «Степень изученности темы».

6. Выделение и анализ базовых понятий по теме исследования. Студент должен остановиться на наиболее ёмком определении, отражающем ключевые стороны исследуемого понятия и отразить его в тексте работы.

7. Разработка разных способов решения выделенной проблемы. Определение оптимального пути решения проблемы. Выявленные проблемы должны быть систематизированы и предложены конкретные (предметные) рекомендации для их разрешения. Для студентов направления «Государственное и муниципальное управление» требуется и социально-экономическое обоснование предложений.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 233.