Риск – это частота реализации опасностей, отношение числа неблагоприятных последствий n для человека к их возможному числу N за определенный период времени.
Риск на одного человека определяется зависимостью:
R = n / N
Определяя риск, указывают класс последствий: получения травмы, заболевания, летального исхода.
Примеры расчета риска
Пример1.
Подсчитаем риск R пр гибели человека на производстве в нашей стране за 1 год, если известно, что ежегодно погибает около n = 40.000 чел., а численность работающих составляет примерно N =78*106 чел.
Rпр = n/ N = 40.000/78.000.000 = 4*104 / 78*106 = 5*10-4 (n - число случаев,
N - общее количество людей)
Пример 2: Найти годовой общий риск гибели человека в ДТП по отношению ко всему населению страны, если n=4,35*104чел., а население страны составляет N=1,45*108 человек.
R = n / N = 4,35*10 4 / 1,45*10 8 = 3*10 -4
Пример 3. Ежегодно в нашей стране вследствие несчастных случаев, аварий и других происшествий погибает около 360.000 человек. Принимая численность населения страны 140.000.000 чел., определим риск гибели R жителя страны от опасностей:
R = 360.000 / 140.000.000 = 3,6*105 / 1,4*10-3 = 2,5*10-3
Подсчитав риски от различных опасностей, можно ставить вопрос о нормировании уровня безопасности.
Категории безопасности для профессиональной деятельности
Для профессиональной деятельности выделяют четыре категории безопасности в зависимости от риска гибели человека:
1.Условно безопасная ( R < 10-4 ).
2. Относительно безопасная ( R = 10-4 – 10-3 ).
3. Опасная ( R = 10-3 – 10-2)
4. Особо опасная ( R > 10-2 )
Концепция абсолютной безопасности (нулевого риска) неосуществима, поэтому общество на данном этапе развития принимает концепцию «приемлемого риска».
Приемлемый риск – это такая частота реализации опасностей, которая представляет собой компромисс между уровнем безопасности и возможностями общества по ее достижению.
Для обычных условий деятельности приемлемый риск гибели человека во многих странах принимается равным 10-6, а пренебрежительно малым риском, к которому должно стремиться человечество, является величина 10-8 за год.
Как видно из приведенных выше значений, фактический риск в 100-1000 раз выше приемлемого.
По данным американских ученых индивидуальный риск гибели по различным причинам, по отношению ко всему населению США за год составляет:
Автомобильный транспорт 3*10-4
Пожар 4*10-5
Утопление 3*10-5
Отравление 2*10-5
Водный транспорт 9*10-6
Воздушный транспорт 9*10-6
Железнодорожный транспорт 4*10-7
Радиационно-опасные объекты 2*10-10
Общий риск гибели человека за год – 6*10-10
Потери США в год составляют 150 000 человек.
Многие специалисты в целях оценки безопасности людей предлагают ввести финансовую меру человеческой жизни. Ставится вопрос так: «Сколько надо израсходовать средств, чтобы спасти человеческую жизнь?». По зарубежным исследованиям человеческая жизнь оценивается от 650 тыс. до 7.000.000 $ США.
Для уменьшения риска материальные средства можно расходовать по пяти направлениям:
1. Совершенствование систем
2. Подготовка и обучение персонала
3. Применение организационных мероприятий.
4. Применение технических средств защиты и СИЗ.
5. Экономические методы (страхование, компенсации и др.
При увеличении затрат на техническую, природную и экологическую безопасность риск снижается, но может возрасти риск в социальной сфере, т.к. будет ощущаться нехватка средств на медицинскую помощь, на охрану и на оздоровление населения.
При обеспечении безопасности, как показывает практика, требование абсолютной безопасности, подкупающая своей гуманностью, может обернуться трагедией для людей, потому что обеспечить нулевой риск в действующих технических системах невозможно.
Выводы:
Жизнедеятельность человека потенциально опасна, она непрерывно связана с вероятностью воздействия на него мира опасностей естественного, техногенного или антропогенного происхождения.
Основополагающая формула безопасности жизнедеятельности – предупреждение и упреждение потенциальной опасности.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Учебная дисциплина «БЖД» - обязательная общепрофессиональная дисциплина, в которой рассмотрены основы безопасного взаимодействия человека со средой обитания (производственной, бытовой, городской) и основы защиты от негативных факторов в опасных и чрезвычайно опасных ситуациях. Изучение дисциплины формирует у специалиста представления о неразрывном единстве профессиональной деятельности и отдыха с требованиями к безопасности техники и защищенности человека. Реализация этих требований гарантирует сохранение работоспособности и здоровья человека, готовит его к действиям в экстремальных ситуациях.
Основная задача дисциплины – вооружить обучаемых теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для:
-идентификации негативных воздействий обитания естественного, антропогенного и техногенного происхождения;
-прогнозирования развития этих негативных воздействий и оценки последствий их действий;
-создания комфортного (нормативно допустимого) состояния среды обитания в зонах трудовой деятельности отдыха человека;
-проектирования и эксплуатации техники, технологических процессов и объектов экономики в соответствии с требованиями по безопасности и экологичности;
-разработки и реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий;
-обеспечения устойчивости функционирования объектов и технических систем в штатных и чрезвычайно опасных ситуациях;
-принятия решений по защите производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения, а также принятия мер по ликвидации их последствий.
В дисциплине рассматриваются:
- основы теории БЖД;
-современное состояние и негативные факторы среды обитания;
- рациональные условия деятельности и основы восприятия человеком опасностей всех видов;
- анатомо-физиологические последствия на человека травмирующих и вредных факторов;
- принципы их идентификации;
- основы реализации безопасного взаимодействия человека со средой обитания;
-средства и методы повышения безопасности, экологичности и устойчивости технических
средств и технологических процессов;
-методы исследования устойчивости функционирования объектов экономики и
технических систем в чрезвычайно опасных ситуациях;
-прогнозирование ЧС и разработка моделей их последствий;
-разработка мероприятий по защите населения и производственного персонала объектов экономики в ЧС и при ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий;
-правовые, нормативно-технические, организационные и экономические основы БЖД;
- контроль и управление условиями БЖД;
-отраслевые проблемы и перспективы развития БЖД как науки.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате изучения дисциплины «БЖД» специалист должен знать: теоретические основы БЖД в системе «человек-среда обитания»; основы взаимодействия человека со средой обитания и рациональные условия деятельности; анатомо-физиологические последствия воздействия травмирующих и вредных факторов; идентификацию травмирующих и вредных факторов опасных и чрезвычайно опасных ситуаций; средства и методы повышения безопасности, экологичности и устойчивости технических средств и технологических процессов; экобиозащитную технику; методы исследования устойчивости функционирования производственных объектов и технических систем в ЧС; методы мониторинга опасных и чрезвычайно опасных ситуаций; правовые, нормативно-технические и организационные основы управления БЖД-ти; методы оценки ущерба и экономической эффективности в области БЖД.
Специалист должен уметь и иметь навыки: проведения контроля параметров негативных воздействий и оценки их уровня на их соответствие нормативным требованиям; эффективного применения средств экобиозащиты от негативных воздействий; разработки мероприятий по повышению безопасности и экологичности производственной деятельности; планирования и осуществления мероприятий по повышению устойчивости производственных систем и объектов; планирования мероприятий по защите производственного персонала и населения в ЧС и при необходимости участия в проведении спасательных и других неотложных работ при ликвидации последствий опасных ситуаций.
Землетрясение а Армении 1988 г. (погибло более 25 тыс.человек) крупные производственные аварии (аварии на Чернобыльской АЭС 1986 г. погибло 32 человека., эвакуировано из зоны аварии (более 200 тыс. чел., радиоактивное загрязнение огромных земельных условий Украины, Белоруссии, России), катастрофы (ж.д. катастрофа в Башкирии 1989 г., погибло 1224 человека).
Ежегодно в России аварии и катастрофы уносят более 50 тыс. человек, наносят увечья более 250 тыс. человек и вызывают огромный материальный ущерб. Эти потери возрастают с каждым годом в средне на 10-30%. На территории РФ эксплуатируется более 800 ядерных и 1500 химических и биологических объектов повышенной опасности.
Кроме того, на сегодняшний день большую угрозу для человечества представляют вооруженные конфликты и войны с применением современных средств массового поражения, в которых страдает прежде всего гражданское население.
Современный объект агропромышленного комплекса (АПК) – это крупное предприятие по производству и переработке с/х продукции на базе механизации, электрификации и химизации. Использование различных видов энергии (газ, электричество, сжатый газ, пар…) может привести к авариям, связанными с пожарами и взрывами, в результате которых гибнут люди и животные, поражаются и уничтожаются материальные ценности.
Пожары и взрывы, в свою очередь, могут вызвать проведения в энергетических сетях, газовых и нефтяных магистралях, расположенных на территории с/х объекта. В процессе производственной деятельности не исключена утечка химических веществ, применяемых на объектах АПК (хлор, аммиак, др. вещества), которые в определенных концентрациях опасны для людей и животных. Кроме того, объекты АПК могут оказаться в зоне воздействия поражающих факторов от аварий на близко расположенных предприятиях и на железнодорожном транспорте.
Таким образом, объекты АПК в ходе повседневной деятельности, а также в условиях вооруженных конфликтов и военного времени могут оказаться в чрезвычайных ситуациях. Под чрезвычайной ситуацией (ЧС) понимается обстановка на объекте или определенной части территории (акватории), сложившаяся в результате происшествий и бедствий природного, экологического, техногенного, социального или иного характера, которая привела либо может привести к значительному ущербу, человеческим жертвам и нарушениям условий жизнедеятельности.
[1] Человеку указанные потоки необходимы для удовлетворения своих потребностей в пище, воде, воздухе, солнечной энергии, информации об окружающей среде.
Основными потоками в естественной среде являются: солнечное излучение, космические лучи, электрическое и магнитные поля Земли, круговороты веществ в биосфере в экосистемах, атмосферные явления…
Основные потоки в техносфере: бытовые отходы, транспортные потоки, световые потоки…
Основные потоки в социальной сфере: людские потоки (демографический взрыв, урбанизация населения), потоки наркотических средств, алкоголя, информационные потоки – обучение, международное сотрудничество…
Дата: 2018-11-18, просмотров: 813.