СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЕЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ЛЕКЦИЯ 1

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЕЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Учебные вопросы:

1. Содержание, цели и задачи дисциплины – БЖД. Социально-экономические аспекты и аксиомы БЖД.

2. Принципы и средства обеспечения БЖД. Основные понятия, термины и определения.

3. Классификация опасностей. Риски.

 

Вид занятия: лекция.

Время: 2 часа.

Цель занятия:

ВВЕДЕНИЕ

Условия труда и безопасности человека изучаются с давних времен. Еще Аристотель (384-322гг. до. н.э.) и Гиппократ (460-370гг. до н.э.) рассматривали в своих трактатах условия труда (Гиппократ – «здоровье человека зависит от образа жизни и среды обитания»). Ломоносов (1711-1765гг.) заложил основы профессиональной гигиены. Сеченов (1829-1905гг.) определил физиологические критерии для установления деятельности рабочего дня, обосновал 8-ми час. рабочий день, он же впервые рассмотрел вопросы гигиены труда.

Крупный физиолог Павлов (1849-1936гг.) установил связь между внешней средой и высшей нервной деятельностью человека, разрабатывал средства защиты от электрического тока, изобрел изоляцию. В начале 20-х годов 20-го столетия стала формироваться русская школа безопасности и в России появились курсы безопасности, тогда появился термин «техника безопасности». Аэродинамическую теорию, которую используют для расчета работы вентиляторов и систем вентиляции, разработал Жуковский (1847-1921гг.).

 

В 1965г. в вузах был введен предмет «Охрана труда», а также читались курсы «Охрана окружающей среды», «Гражданская оборона».

В 1990г. впервые официально появилось название «безопасность жизнедеятельности». Предмет с таким названием был введен в учебные программы вузов Приказов №473 Госкомвуза СССР. Дисциплина обобщает многие данные, полученные в рамках читаемых ранее курсов «Охрана окружающей среды», «Охрана труда», «Гражданская оборона» и служит методологической базой для решения вопросов в области безопасности труда, экологической безопасности, безопасности в чрезвычайных ситуациях.

БЖД интегрирует в себе элементы таких наук, как физика, химия, теория надежности, физиология, эргономика и др.

 

БЖД состоит из разделов: -теоретические основы БЖД

                                               -БЖД в условиях производства (ОТ)

                                               - БЖД в условиях ЧС.

 

Безопасность жизнедеятельности становится одной из самых острых социальных проблем современности. Статистика свидетельствует, что миллионы людей становятся инвалидами, больными и погибают от опасностей природного, техногенного, антропогенного, экологического и социального характера.

Общество несет большие потери (табл. 1) и огромные убытки от стихийных бедствий, аварий и катастроф. А производственный травматизм и профессиональные заболевания в ряде случаев приводят к летальным исходам, при этом более половины предприятий промышленности и сельского хозяйства относится к числу максимального профессионального риска. Так, число умерших от несчастных случаев, травм и отравлений в России в 2000г. составило 14% от общей ежегодной смертности населения страны.

Табл.1

Человеческие потери в России за год (период 1990-2000гг.)

Причины гибели людей К-во погибших, чел. Причины гибели людей К-во погибших, чел.
автотранспорт 30-35тыс   утопления 5-7тыс
криминальные 30-35тыс   воздушный, водный транс-рт, ж/д 3-5тыс
производство 7-10тыс   бытовая сфера 2-4тыс
алкогол. опьянение 7-9тыс   военные действия 3-5тыс
пожары 6-8тыс   стихийные бедствия 2-4тыс
суициды 8-10тыс   прочие причины 8-10тыс

Суммарные значения

111-142тыс

 

 

 

1 Вопрос:

Содержание, цели и задачи дисциплины – БЖД.

Зависимость жизненного потенциала человека

 от температуры окружающего воздуха при длительном выполнении легких работ


В целом цель БЖД можно представить в следующем виде:

ЦЕЛЬ = БС + ПТ + СЗ + ПР + КТ,

 

где:  БС – достижение безаварийных ситуаций.

   ПТ – предупреждение травматизма,

   СЗ – сохранение здоровья.

   ПР – повышение работоспособности,

   КТ – повышение качества труда.

 

 


АКСИОМЫ БЖД

Основные положения теории безопасности жизнедеятельности могут быть представлены в виде ряда аксиом.

Аксиома 1. Любая деятельность потенциально опасна.

Эта аксиома предполагает то, что создаваемые человеком технические средства, техника и технологии, кроме положительных свойств и результатов, обладают способностью генерировать опасности. Так, создание ДВС решило многие транспортные проблемы. Но одновременно породили трудноразрешимые задачи по защите человека и природной среды от токсичных выбросов автомобилей.

Аксиома 2. Для каждого вида деятельности существуют комфортные условия, способствующие ее максимальной эффективности.

Аксиома 3. Естественные процессы, объекты деятельности обладают способностью негативно влиять на среду обитания, т.е. имеют остаточный риск.

Аксиома 4. Остаточный риск является первопричиной потенциальных негативных воздействий на человека, техносферу и природную среду (биосферу).

 Аксиома 5. Безопасность реальна, если негативные влияния на человека не превышают предельно допустимых значений.

Аксиома 6. Допустимые значения техногенных негативных воздействий обеспечиваются соблюдением требований безопасности к техническим системам и технологиям.

2 Вопрос:

Принципы и средства обеспечения БЖД. Основные понятия, термины и определения.

Принципы БЖД позволяют находить оптимальные решения защиты от опасностей. Принципы могут быть применены в различных сферах: технике, медицине, организации труда и отдыха. В зависимости от того, где они применяются, принципы БЖД подразделяются на инженерно-технические, методические, медико-биологические.

По признаку реализации, т.е. по тому, как, каким образом они осуществляются, принципы подразделяются на 4 группы:

-ориентирующие – определяют направление поиска решений в области безопасности и включают: принцип информации (передачу и усвоение персоналом знаний, выполнение которых обеспечивает требуемый уровень безопасности; изучение инструкций, предупредительных надписей, знаков безопасностей и их цветов, инструктаж и др.); принципы сигнализации и оповещения, принцип классификации объектов в зависимости от степени опасности на группы, классы и категории, например, по взрыво- и пожаробезопасности А. Б, В, Г, Д.

-медико-гигиеническиеконтроль состояния здоровья человека, профилактика заболеваний, методы лечения, восстановление после заболеваний. Устанавливаются нормы микроклимата, предельно допустимые концентрации вредных веществ в воздухе, допустимые уровни шума и вибрации, предельные значения показателей электромагнитного поля, допустимые величины освещенности, нормы переноса тяжестей и др.

-организационные – здесь имеют место принципы надзора и контроля за выполнением требований по безопасности жизнедеятельности, защита человека «временем», что предполагает регламент времени нахождения человека в опасной зоне, установление сокращенного рабочего дня на вредных производствах и перерывов в работе.

-техническиеснижение количественных характеристик негативных воздействий, например, интенсивности шума; защита расстоянием (ведь интенсивность ряда негативных воздействий убывает с расстоянием); защита с помощью ограждений; экранирование (экраны от звуковых волн, от ЭМИ); разбавления (уменьшение концентраций вредных веществ до нормативных значений); блокировка;герметизация; принцип слабого звена (применение предохранителей в эл. сети, размыкающих цепь при возникновении аварийного режима, предохранительных клапанов, мембран, которые в опасной ситуации сбрасывают избыточное давление и др.); отвод энергии в безопасное русло (защитное заземление, молниеотводы и др.).

Средства БЖД

Средства БЖД – это конкретные средства защиты человека от различных опасностей. Средства защиты работающих в соответствии с ГОСТ 12.4.011-80 подразделяются по характеру их применения на:

- средства коллективной защиты (СКЗ)

    СКЗ классифицируются в зависимости от опасных и вредных факторов, от которых они защищают – от шума, вибрации и т.п.

- средства индивидуальной защиты (СИЗ)

    СИЗ – классифицируются в основном в зависимости от защищаемых органов человека (СИЗ органов дыхания, рук, головы, лица, глаз, слуха и тд.), применяются тогда, когда нет других средств защиты.

По техническому исполнению СКЗ могут быть разделены по следующим группам:

-ограждения;

-блокировочные устройства;

-тормозные устройства;

-предохранительные устройства;

-световая и звуковая сигнализации;

-приборы безопасности;

-знаки безопасности;

-устройства автоматического контроля;

-устройства дистанционного управления;

-заземление, зануление;

-вентиляция, отопление, кондиционирование.

К СИЗ относятся скафандры, противогазы, респираторы, шлемы, маски, рукавицы, резиновые коврики, защитные очки, предохранительные пояса и т.д.).

К средствам БЖД следует также отнести так называемые приспособления для организации безопасности (например, лестницы, трапы, леса, подмостки, люльки и т.п.).

Т.о., СИЗ и СКЗ работников – это технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных или опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения.

При создании безопасных систем необходимо учитывать характеристики анализаторов 

  Анализаторы.

       
 
болевой

 


                                        Различные виды анализаторов в виде схемы представлены на рис.

Зрительный анализатор является важнейшим из всех анализаторов, т.к. он дает 90% информации, которая идет к мозгу от всех рецепторов. Позволяет получить представление о предмете, его форме, расстоянии от субъекта и др. Наши глаза реагируют на излучение с длиной волны от 0.4 до 0,76 мкм, остальной спектр волн для невооруженного глаза невидим. Глаз реагирует на яркость, которая представляет отношение силы света (измеряется в канделах – кд), излучаемой данной поверхностью, к площади этой поверхности. Т.о., яркость измеряется в к/м2. При очень больших яркостях (более 30.000 кд/м2 возникает момент ослепления. Гигиенически приемлема яркость до 5.000 к/м2 или 5.000 нит (1 нит = 1 кд/им2).

Глаз различает 7 основных цветов и более 100 их оттенков. Бинокулярное поле зрения охватывает в горизонтальном направлении 120…1600, по вертикали вверх 55…600 и вниз 65…720. Зона оптимальной видимости ограничена полем: вверх 250. вниз 350, вправо и влево по 320.

Максимум чувствительности зрительного анализатора достигается при длине волны 0,555 мкм. Эта особенность учитывается при проектировании средств обеспечения безопасности или предметов, которые должны легко обнаруживаться (например, одежда дорожных рабочих, костюм космонавта, «черный ящик» самолета).

Слуховой анализатор – ухо. Человеческое ухо воспринимает звуки частотой от 20 до 20тыс. колебаний в 1сек. Человек воспринимает звуки с частотой колебаний от 16 до 20.000 Гц. Максимальной чувствительностью слух человека обладает в области астот от 1.000 до 4.000 Гц, что совпадает с диапазоном человеческого голоса. Порог болевого ощущения находится в пределах 130…140 дБ (при превышении этого порога возможен разрыв барабанной перепонки).

 

Кожная чувствительность как средство защиты имеет огромное значение, она обычно подразделяется на 3 вида:

- ощущение прикосновения и давления (тактильная чувствительность);

-ощущение тепла и холода;

- ощущение боли.

Тактильный анализатор воспринимает ощущения, возникающие при действии на кожную поверхность различных механических стимулов (давление, прикосновение). Это, по существу, кожа (она состоит из наружного слоя- эпидермиса, т.е. собственно кожи, и подкожной клетчатки). Кожа защищает организм от механических и тепловых воздействий. Наибольшей различительной способностью обладают: кончик языка, губ, ладонная поверхность пальцев и др., наименьшей – голень, спина, бедро, плечо.

Организм получает через кожу 1/180 поглощаемого им кислорода и выделяет 1/90 углекислоты. Через кожу человек ощущает боль, тепло, холод, прикосновения и давление. Примерные пороги ощущения следующие: на пятке – 250г/мм2 , на животе- 26, на тыльной стороне кисти – 12, для кончиков пальцев руки - 300г/мм2.

Болевая чувствительность. Боль часто является единственным сигналом, предупреждающим о внешней опасности или неблагополучии в состоянии какого-либо органа человека. Благодаря такой защите человек своевременно оценивает грозящую ему реакцию ожога, ранения и т.д. и принимает соответствующие меры безопасности. Порог болевой чувствительности кожи живота 20 г/мм2, кончиков пальцев - 300 г/мм2

Температурная чувствительность. Температура кожи в различных местах ниже температуры тела: на стопах ног 25…270С, на лбу 34…350С.

Вкусовой анализатор различает 4 вкусовых ощущения: сладкое, горькое, кислое и соленое. Остальные вкусовые ощущения- комбинации перечисленных.

Обонятельный анализатор воспринимает запахи, при этом высокая чувствительность анализатора к некоторым пахнущим веществам может служить сигналом, предупреждающим об опасности. Запахи способны вызывать отвращение к пище, способствовать состоянию подавленности, повышенной раздражительности. Так, сероводород, бензин могут вызывать различные отрицательные реакции вплоть до тошноты, рвоты, обморока.

3 Вопрос:


Классификация опасностей

№ п/п Признак классификации Вид (класс)
1 По видам источников опасности Естественные Антропогенные Техногенные
2 По видам потоков в жизненном пространстве Энергетические Массовые Информационные
3 По величине потоков в жизненном пространстве Допустимые Предельно допустимые Опасные Чрезвычайно опасные
4 По моменту возникновения опасности Прогнозируемые Спонтанные
5 По длительности воздействия опасности Постоянные Переменные Периодические Кратковременные
6 По объектам негативного воздействия Действующие на человека Действующие на природную среду Действующие на материальные ресурсы Комплексного воздействия
7 По количеству людей, подверженных опасному воздействию Личные Групповые (коллективные) Массовые
8 По размерам зоны воздействия Локальные Региональные Межрегиональные Глобальные
9 По видам зон воздействия Действующие в помещении Действующие на территории
  По способности человека идентифицировать опасности органами чувств Ощущаемые Неощущаемые
  По виду негативного воздействия на человека Вредные Травмоопасные
  По вероятности воздействия на человека и среду обитания Потенциальные Реальные Реализованные

 

Государственный стандарт

«ОПАСНЫЕ И ВРЕДНЫЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ФАКТОРЫ. КЛАССИФИКАЦИЯ» ГОСТ12.0.003-74

Опасные и вредные производственные факторы подразделяются по природе действия на следующие группы:

1. физические,

2. химические,

3. биологические,

4. психофизиологические.

1.Физические опасные и вредные производственные факторы подразделяются на:

-движущиеся машины и механизмы,

-подвижные части производственного оборудования (),

-передвигающиеся изделия, заготовки и матери алы,

-разрушающиеся конструкции,

-обрушивающиеся горные породы,

-повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны,

-повышенная или пониженная температура поверхностей оборудования, материалов,

-повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны.

-повышенный уровень шума на рабочем месте,

-повышенный уровень вибраций,

-повышенный уровень инфразвуковых колебаний,

-повышенный уровень ультразвука,

-повышенное или пониженное барометрическое давление в рабочей зоне и его резкое 

    изменение,

  -повышенная или пониженная влажность воздуха,

-повышенная или пониженная подвижность воздуха,

-повышенная или пониженная ионизация воздуха,

-повышенный уровень ионизирующих излучений в рабочей зоне,

-повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может

   произойти через тело человека,

-повышенный уровень статического электричества,

-повышенный уровень ЭМИ,

-повышенная напряженность электрического поля,

-повышенная напряженность магнитного поля,

-отсутствие или недостаток естественного света,

-недостаточная освещенность рабочей зоны,

-повышенная яркость света,

-пониженная контрастность,

-прямая и отраженная блесткость,

-повышенная пульсация светового потока,

-повышенный уровень ультрафиолетовой радиации,

-повышенный уровень инфракрасной радиации,

-острые кромки, заусеницы и шероховатость на поверхностях заготовок, инструментов и

    оборудования,

-расположение рабочего места на значительной высоте относительно поверхности земли (пола),

-невесомость.

 

2. Химические травмоопасные и вредные факторы:

-по характеру воздействия - токсические,

                                            -раздражающие,

                                            -сенсибилизирующие,

                                            -канцерогенные,

                                            -мутагенные.

                                            -влияющие на репродуктивную функцию.

-по пути проникновения в организм человека:

        -через органы дыхания,

        -через ЖКТ,

        -через кожные покровы и слизистые оболочки.

 

3. Биологические опасные и вредные производственные факторы включают биологические объекты:

   -патогенные микроорганизмы (бактерии, вирусы, риккетсии, спирохеты, грибы,

       простейшие) и продукты их жизнедеятельности.

 

4. Психофизиологические опасные и вредные производственные факторы по характеру действия подразделяются на:

-физические перегрузки :

1.статические-удержание груза, приложение усилий, неудобная поза, необходимость наклона корпуса человека на угол более 30град., перемещение в пространстве за смену более 8 км по горизонтали и более 4 км по вертикали);

2.динамические – подъем и перемещение грузов, большое количество стереотипных рабочих движений;

-нервно-психические перегрузки:

1. умственное перенапряжение (интеллектуальные нагрузки), работа в условиях дефицита времени, решение сложных задач;

2. перенапряжение анализаторов: большая длительность сосредоточения внимания, малый размер объектов различения при значительной длительности сосредоточенного внимания, работа с оптическими приборами, наблюдение за экранами видеотерминалов, нагрузка на слуховой аппарат (работа в условиях мало разборчивой речи, когда необходима речевая связь;

3. монотонность труда (т.е.неблагоприятный режим работы, включающий как саму монотонность труда, так и продолжительность труда более 10ч., сменность работы, включая ночную смену, продолжительная речевая нагрузка и т.п.).

4. эмоциональные перегрузки: степень ответственности за результат собственной деятельности, наличие степени риска для своей жизни и ответственность за безопасность других лиц.

Один и тот же опасный и вредный производственный фактор по природе своего действия может одновременно относиться к различным группам.

 

Особенности опасностей

Опасности угрожают не только лично человеку, но и обществу и государству.  

Профилактика опасностей – это актуальная гуманитарная и социально-экономическая проблема.

Как достичь безопасности? Основной способ состоит в повышении информированности народа. Другого пути нет, и вот почему. Все опасности по своей природе имеют четыре общие характеристики:

1.Вероятностный характер (случайность)

2.Потенциальность (скрытность)

3.Перманентность (постоянство, непрерывность)

4.Тотальность (всеобщность).

Следовательно, нет на Земле человека, которому не угрожают опасности. Но зато есть множество людей, которые об этом не подозревают.

В зависимости от вызываемых последствий опасности условно делят на вредные и опасные факторы.

Вредные факторы могут привести к ухудшению самочувствия, повышенной утомляемости, снижению работоспособности или к развитию заболевания (шум, вибрация, электромагнитные излучения и др.)

Опасные факторы могут привести к травме или резкому ухудшению здоровья (механические опасности, взрыв, яды и др.)

Некоторые факторы в зависимости от уровня воздействия проходят трансформацию:

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Учебная дисциплина «БЖД» - обязательная общепрофессиональная дисциплина, в которой рассмотрены основы безопасного взаимодействия человека со средой обитания (производственной, бытовой, городской) и основы защиты от негативных факторов в опасных и чрезвычайно опасных ситуациях. Изучение дисциплины формирует у специалиста представления о неразрывном единстве профессиональной деятельности и отдыха с требованиями к безопасности техники и защищенности человека. Реализация этих требований гарантирует сохранение работоспособности и здоровья человека, готовит его к действиям в экстремальных ситуациях.

Основная задача дисциплины – вооружить обучаемых теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для:

-идентификации негативных воздействий обитания естественного, антропогенного и техногенного происхождения;

-прогнозирования развития этих негативных воздействий и оценки последствий их действий;

-создания комфортного (нормативно допустимого) состояния среды обитания в зонах трудовой деятельности отдыха человека;

-проектирования и эксплуатации техники, технологических процессов и объектов экономики в соответствии с требованиями по безопасности и экологичности;

-разработки и реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий;

-обеспечения устойчивости функционирования объектов и технических систем в штатных и чрезвычайно опасных ситуациях;

-принятия решений по защите производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения, а также принятия мер по ликвидации их последствий.

 

В дисциплине рассматриваются:

- основы теории БЖД;

-современное состояние и негативные факторы среды обитания;

- рациональные условия деятельности и основы восприятия человеком опасностей всех видов;

- анатомо-физиологические последствия на человека травмирующих и вредных факторов;

- принципы их идентификации;

- основы реализации безопасного взаимодействия человека со средой обитания;

-средства и методы повышения безопасности, экологичности и устойчивости технических

   средств и технологических процессов;

-методы исследования устойчивости функционирования объектов экономики и

    технических систем в чрезвычайно опасных ситуациях;

-прогнозирование ЧС и разработка моделей их последствий;

-разработка мероприятий по защите населения и производственного персонала объектов экономики в ЧС и при ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий;

-правовые, нормативно-технические, организационные и экономические основы БЖД;

- контроль и управление условиями БЖД;

-отраслевые проблемы и перспективы развития БЖД как науки.

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате изучения дисциплины «БЖД» специалист должен знать: теоретические основы БЖД в системе «человек-среда обитания»; основы взаимодействия человека со средой обитания и рациональные условия деятельности; анатомо-физиологические последствия воздействия травмирующих и вредных факторов; идентификацию травмирующих и вредных факторов опасных и чрезвычайно опасных ситуаций; средства и методы повышения безопасности, экологичности и устойчивости технических средств и технологических процессов; экобиозащитную технику; методы исследования устойчивости функционирования производственных объектов и технических систем в ЧС; методы мониторинга опасных и чрезвычайно опасных ситуаций; правовые, нормативно-технические и организационные основы управления БЖД-ти; методы оценки ущерба и экономической эффективности в области БЖД.

Специалист должен уметь и иметь навыки: проведения контроля параметров негативных воздействий и оценки их уровня на их соответствие нормативным требованиям; эффективного применения средств экобиозащиты от негативных воздействий; разработки мероприятий по повышению безопасности и экологичности производственной деятельности; планирования и осуществления мероприятий по повышению устойчивости производственных систем и объектов; планирования мероприятий по защите производственного персонала и населения в ЧС и при необходимости участия в проведении спасательных и других неотложных работ при ликвидации последствий опасных ситуаций.

Землетрясение а Армении 1988 г. (погибло более 25 тыс.человек) крупные производственные аварии (аварии на Чернобыльской АЭС 1986 г. погибло 32 человека., эвакуировано из зоны аварии (более 200 тыс. чел., радиоактивное загрязнение огромных земельных условий Украины, Белоруссии, России), катастрофы (ж.д. катастрофа в Башкирии 1989 г., погибло 1224 человека).

Ежегодно в России аварии и катастрофы уносят более 50 тыс. человек, наносят увечья более 250 тыс. человек и вызывают огромный материальный ущерб. Эти потери возрастают с каждым годом в средне на 10-30%. На территории РФ эксплуатируется более 800 ядерных и 1500 химических и биологических объектов повышенной опасности.

Кроме того, на сегодняшний день большую угрозу для человечества представляют вооруженные конфликты и войны с применением современных средств массового поражения, в которых страдает прежде всего гражданское население.

Современный объект агропромышленного комплекса (АПК) – это крупное предприятие по производству и переработке с/х продукции на базе механизации, электрификации и химизации. Использование различных видов энергии (газ, электричество, сжатый газ, пар…) может привести к авариям, связанными с пожарами и взрывами, в результате которых гибнут люди и животные, поражаются и уничтожаются материальные ценности.

Пожары и взрывы, в свою очередь, могут вызвать проведения в энергетических сетях, газовых и нефтяных магистралях, расположенных на территории с/х объекта. В процессе производственной деятельности не исключена утечка химических веществ, применяемых на объектах АПК (хлор, аммиак, др. вещества), которые в определенных концентрациях опасны для людей и животных. Кроме того, объекты АПК могут оказаться в зоне воздействия поражающих факторов от аварий на близко расположенных предприятиях и на железнодорожном транспорте.

Таким образом, объекты АПК в ходе повседневной деятельности, а также в условиях вооруженных конфликтов и военного времени могут оказаться в чрезвычайных ситуациях. Под чрезвычайной ситуацией (ЧС) понимается обстановка на объекте или определенной части территории (акватории), сложившаяся в результате происшествий и бедствий природного, экологического, техногенного, социального или иного характера, которая привела либо может привести к значительному ущербу, человеческим жертвам и нарушениям условий жизнедеятельности.

 

 


[1] Человеку указанные потоки необходимы для удовлетворения своих потребностей в пище, воде, воздухе, солнечной энергии, информации об окружающей среде.

Основными потоками в естественной среде являются: солнечное излучение, космические лучи, электрическое и магнитные поля Земли, круговороты веществ в биосфере в экосистемах, атмосферные явления…

Основные потоки в техносфере: бытовые отходы, транспортные потоки, световые потоки…

Основные потоки в социальной сфере: людские потоки (демографический взрыв, урбанизация населения), потоки наркотических средств, алкоголя, информационные потоки – обучение, международное сотрудничество…


ЛЕКЦИЯ 1

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЕЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Учебные вопросы:

1. Содержание, цели и задачи дисциплины – БЖД. Социально-экономические аспекты и аксиомы БЖД.

2. Принципы и средства обеспечения БЖД. Основные понятия, термины и определения.

3. Классификация опасностей. Риски.

 

Вид занятия: лекция.

Время: 2 часа.

Цель занятия:

ВВЕДЕНИЕ

Условия труда и безопасности человека изучаются с давних времен. Еще Аристотель (384-322гг. до. н.э.) и Гиппократ (460-370гг. до н.э.) рассматривали в своих трактатах условия труда (Гиппократ – «здоровье человека зависит от образа жизни и среды обитания»). Ломоносов (1711-1765гг.) заложил основы профессиональной гигиены. Сеченов (1829-1905гг.) определил физиологические критерии для установления деятельности рабочего дня, обосновал 8-ми час. рабочий день, он же впервые рассмотрел вопросы гигиены труда.

Крупный физиолог Павлов (1849-1936гг.) установил связь между внешней средой и высшей нервной деятельностью человека, разрабатывал средства защиты от электрического тока, изобрел изоляцию. В начале 20-х годов 20-го столетия стала формироваться русская школа безопасности и в России появились курсы безопасности, тогда появился термин «техника безопасности». Аэродинамическую теорию, которую используют для расчета работы вентиляторов и систем вентиляции, разработал Жуковский (1847-1921гг.).

 

В 1965г. в вузах был введен предмет «Охрана труда», а также читались курсы «Охрана окружающей среды», «Гражданская оборона».

В 1990г. впервые официально появилось название «безопасность жизнедеятельности». Предмет с таким названием был введен в учебные программы вузов Приказов №473 Госкомвуза СССР. Дисциплина обобщает многие данные, полученные в рамках читаемых ранее курсов «Охрана окружающей среды», «Охрана труда», «Гражданская оборона» и служит методологической базой для решения вопросов в области безопасности труда, экологической безопасности, безопасности в чрезвычайных ситуациях.

БЖД интегрирует в себе элементы таких наук, как физика, химия, теория надежности, физиология, эргономика и др.

 

БЖД состоит из разделов: -теоретические основы БЖД

                                               -БЖД в условиях производства (ОТ)

                                               - БЖД в условиях ЧС.

 

Безопасность жизнедеятельности становится одной из самых острых социальных проблем современности. Статистика свидетельствует, что миллионы людей становятся инвалидами, больными и погибают от опасностей природного, техногенного, антропогенного, экологического и социального характера.

Общество несет большие потери (табл. 1) и огромные убытки от стихийных бедствий, аварий и катастроф. А производственный травматизм и профессиональные заболевания в ряде случаев приводят к летальным исходам, при этом более половины предприятий промышленности и сельского хозяйства относится к числу максимального профессионального риска. Так, число умерших от несчастных случаев, травм и отравлений в России в 2000г. составило 14% от общей ежегодной смертности населения страны.

Табл.1

Дата: 2018-11-18, просмотров: 615.