Цель информатизации — улучшение качества жизни людей за счет увеличения производительности и облегчения условий их труда
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Введение в информатику

 

Термин "информатика" (франц. informatique) происходит от французских слов information (информация) и automatique (автоматика) и дословно означает "информационная автоматика".

Широко распространён также англоязычный вариант этого термина — "Сomputer science", что означает буквально "компьютерная наука".

Инфоpматика — это основанная на использовании компьютерной техники дисциплина, изучающая структуру и общие свойства информации, а также закономерности и методы её создания, хранения, поиска, преобразования, передачи и применения в различных сферах человеческой деятельности.

В 1978 году международный научный конгресс официально закрепил за понятием "информатика" области, связанные с разработкой, созданием, использованием и материально-техническим обслуживанием систем обработки информации, включая компьютеры и их программное обеспечение, а также организационные, коммерческие, административные и социально-политические аспекты компьютеризации — массового внедрения компьютерной техники во все области жизни людей.

Таким образом, информатика базируется на компьютерной технике и немыслима без нее.

Инфоpматика — комплексная научная дисциплина с широчайшим диапазоном применения. Её приоритетные направления:

  • pазpаботка вычислительных систем и пpогpаммного обеспечения;
  • теоpия инфоpмации, изучающая процессы, связанные с передачей, приёмом, преобразованием и хранением информации;
  • математическое моделирование, методы вычислительной и прикладной математики и их применение к фундаментальным и прикладным исследованиям в различных областях знаний;
  • методы искусственного интеллекта, моделирующие методы логического и аналитического мышления в интеллектуальной деятельности человека (логический вывод, обучение, понимание речи, визуальное восприятие, игры и др.);
  • системный анализ, изучающий методологические средства, используемые для подготовки и обоснования решений по сложным проблемам различного характера;
  • биоинформатика, изучающая информационные процессы в биологических системах;
  • социальная информатика, изучающая процессы информатизации общества;
  • методы машинной графики, анимации, средства мультимедиа;
  • телекоммуникационные системы и сети, в том числе, глобальные компьютерные сети, объединяющие всё человечество в единое информационное сообщество;
  • разнообразные пpиложения, охватывающие производство, науку, образование, медицину, торговлю, сельское хозяйство и все другие виды хозяйственной и общественной деятельности.

Российский академик А.А. Дородницин выделяет в информатике три неразрывно и существенно связанные части — технические средства, программные и алгоритмические.

Технические средства, или аппаратура компьютеров, в английском языке обозначаются словом Hardware, которое буквально переводится как "твердые изделия".

Для обозначения программных средств, под которыми понимается совокупность всех программ, используемых компьютерами, и область деятельности по их созданию и применению, используется слово Software (буквально — "мягкие изделия"), которое подчеркивает равнозначность самой машины и программного обеспечения, а также способность программного обеспечения модифицироваться, приспосабливаться и развиваться.

Программированию задачи всегда предшествует разработка способа ее решения в виде последовательности действий, ведущих от исходных данных к искомому результату, иными словами, разработка алгоритма решения задачи. Для обозначения части информатики, связанной с разработкой алгоритмов и изучением методов и приемов их построения, применяют термин Brainware (англ. brain — интеллект).

Роль информатики в развитии общества чрезвычайно велика. С ней связано начало революции в области накопления, передачи и обработки информации. Эта революция, следующая за революциями в овладении веществом и энергией, затрагивает и коренным образом преобразует не только сферу материального производства, но и интеллектуальную, духовную сферы жизни.

Прогрессивное увеличение возможностей компьютерной техники, развитие информационных сетей, создание новых информационных технологий приводят к значительным изменениям во всех сферах общества: в производстве, науке, образовании, медицине и т.д.

 

Аспекты информатизации в цивилизации

 

(1 вопрос)         

Информатизация общества — организованный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов [53].

Применительно к компьютерной обработке данных под информацией понимают некоторую последовательность символических обозначений (букв, цифр, закодированных графических образов и звуков и т.п.), несущую смысловую нагрузку и представленную в понятном компьютеру виде. Каждый новый символ в такой последовательности символов увеличивает информационный объём сообщения.

Введение в информатику

 

Термин "информатика" (франц. informatique) происходит от французских слов information (информация) и automatique (автоматика) и дословно означает "информационная автоматика".

Широко распространён также англоязычный вариант этого термина — "Сomputer science", что означает буквально "компьютерная наука".

Инфоpматика — это основанная на использовании компьютерной техники дисциплина, изучающая структуру и общие свойства информации, а также закономерности и методы её создания, хранения, поиска, преобразования, передачи и применения в различных сферах человеческой деятельности.

В 1978 году международный научный конгресс официально закрепил за понятием "информатика" области, связанные с разработкой, созданием, использованием и материально-техническим обслуживанием систем обработки информации, включая компьютеры и их программное обеспечение, а также организационные, коммерческие, административные и социально-политические аспекты компьютеризации — массового внедрения компьютерной техники во все области жизни людей.

Таким образом, информатика базируется на компьютерной технике и немыслима без нее.

Инфоpматика — комплексная научная дисциплина с широчайшим диапазоном применения. Её приоритетные направления:

  • pазpаботка вычислительных систем и пpогpаммного обеспечения;
  • теоpия инфоpмации, изучающая процессы, связанные с передачей, приёмом, преобразованием и хранением информации;
  • математическое моделирование, методы вычислительной и прикладной математики и их применение к фундаментальным и прикладным исследованиям в различных областях знаний;
  • методы искусственного интеллекта, моделирующие методы логического и аналитического мышления в интеллектуальной деятельности человека (логический вывод, обучение, понимание речи, визуальное восприятие, игры и др.);
  • системный анализ, изучающий методологические средства, используемые для подготовки и обоснования решений по сложным проблемам различного характера;
  • биоинформатика, изучающая информационные процессы в биологических системах;
  • социальная информатика, изучающая процессы информатизации общества;
  • методы машинной графики, анимации, средства мультимедиа;
  • телекоммуникационные системы и сети, в том числе, глобальные компьютерные сети, объединяющие всё человечество в единое информационное сообщество;
  • разнообразные пpиложения, охватывающие производство, науку, образование, медицину, торговлю, сельское хозяйство и все другие виды хозяйственной и общественной деятельности.

Российский академик А.А. Дородницин выделяет в информатике три неразрывно и существенно связанные части — технические средства, программные и алгоритмические.

Технические средства, или аппаратура компьютеров, в английском языке обозначаются словом Hardware, которое буквально переводится как "твердые изделия".

Для обозначения программных средств, под которыми понимается совокупность всех программ, используемых компьютерами, и область деятельности по их созданию и применению, используется слово Software (буквально — "мягкие изделия"), которое подчеркивает равнозначность самой машины и программного обеспечения, а также способность программного обеспечения модифицироваться, приспосабливаться и развиваться.

Программированию задачи всегда предшествует разработка способа ее решения в виде последовательности действий, ведущих от исходных данных к искомому результату, иными словами, разработка алгоритма решения задачи. Для обозначения части информатики, связанной с разработкой алгоритмов и изучением методов и приемов их построения, применяют термин Brainware (англ. brain — интеллект).

Роль информатики в развитии общества чрезвычайно велика. С ней связано начало революции в области накопления, передачи и обработки информации. Эта революция, следующая за революциями в овладении веществом и энергией, затрагивает и коренным образом преобразует не только сферу материального производства, но и интеллектуальную, духовную сферы жизни.

Прогрессивное увеличение возможностей компьютерной техники, развитие информационных сетей, создание новых информационных технологий приводят к значительным изменениям во всех сферах общества: в производстве, науке, образовании, медицине и т.д.

 

Аспекты информатизации в цивилизации

 

(1 вопрос)         

Информатизация общества — организованный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов [53].

Цель информатизации — улучшение качества жизни людей за счет увеличения производительности и облегчения условий их труда.

Информатизация — это сложный социальный процесс, связанный со значительными изменениями в образе жизни населения. Он требует серьёзных усилий на многих направлениях, включая ликвидацию компьютерной неграмотности, формирование культуры использования новых информационных технологий и др.

 

Обще социальные:

1) Необходимость в информатизации из-за беспрецедентного усложнения социально-экономических процессов в результате увеличения масштабов и темпов производства, углубления и разделения труда, его масштабов за счёт НТР.

2) Необходимость адекватно реагировать на возникающие проблемы в динамично меняющейся обстановке, включая режим реального времени.

3) Повышение степени самоуправления предприятий, территорий регионов.

Таким образом, информатизация стала необходимым условием дальнейшего социально-экономического, научно-технического, политического прогресса общества.

Возможности информатизации:

1) Теоретическая (1946 г. – структурная схема программного управления цифровой ЭВМ; 1948 г. – Норберт Виннер – первая работа по кибернетике).

2) Практическая (1940-1960 гг. – развитие электроники, развитие микроэлектроники:

- МЭСМ – малая электронная счётная машина;

- БЭСМ – большая электронная счётная машина;

- 1940-1950 гг. – ламповая электроника;

- сер. 60-х – полупроводниковая электроника;

- сер. 80-х – микроэлектроника;

- тонкоплёночная электроника;

- наноэлектроника).

ЦЭВМ – цифровая электронная вычислительная машина.

Признаки информационного общества:

1) Большинство работающих (80%) занято в информационной сфере, т. е. в сфере производства информации и информационных услуг.

2) Обеспечены техническая, технологическая и правовая возможности доступа любому члену общества из любой точки к любому нужной информации, кроме засекреченной.

3) Информация становится важнейшим стратегическим ресурсом общества, занимает ключевое место в образовании, экономике и культуре.

Структура современной информатики:

1) Теоретическая информатика опирается на математическую логику и включает в себя ряд разделов:

- теория алгоритмов и автоматов;

- теория информации и кодирования;

- теория формальных языков и грамматик и т. д.

2) Вычислительная техника. Здесь разрабатывают общие принципы построения вычислительных систем на уровне их архитектуры, определяя состав, назначение, функциональные возможности и взаимодействие устройств.

3) Программирование. Создание программного обеспечения, как системного, так и прикладного.

4) Информационные системы. Анализ потоков информации в различных сложных системах, их оптимизация, структурирования, хранение и поиск информации (Internet).

5) Искусственный интеллект. Решает вопросы на пересечении психологии, лингвистики и физиологии. Основные направления разработок: моделирование рассуждений, компьютерная лингвистика, распознавание образов, экспертные системы.

 

 (2 вопрос)                               Социальные аспекты

 

Статистика изменения состава трудящихся

в США за 1940-1980 гг.

Информатизация общества – это процесс проникновения информационных технологий во все сферы жизни и деятельности человека. Это приводит к оттоку людей из прямого материального производства в информационную сферу.

Середина двадцатого столетия: рабочие и служащие – 2/3 населения. Сейчас в развитых странах – не более 1/3. Середина 90-х гг. в США численность информационных работников возросла на 60%, производительность труда – 30%.

Уровень прибыли в сферы высоких технологий в 5-10 раз выше, чем в традиционных отраслях производства.

Положительные аспекты:

1) увеличилась потребность в высокообразованных специалистах и связанный с этим прогресс в системе образования;

2) изменение облика традиционных отраслей;

3) повышение производительности труда и улучшение условий труда;

4) повышается уровень жизни.

Отрицательные аспекты:

1) источник повышенной социальной напряжённости, т. к. значительная доля населения должна проходить переподготовку или мигрировать;

2) мощные базы данных, практическая прозрачность личности, возможность вторжения в частную жизнь.

Правовые аспекты.

1992 г. – закон РФ «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных».

Авторское право распространяется на все программы и базы данных. Программа является результатом творческой деятельности автора. Творческий характер деятельности предполагается до тех пор, пока не доказано обратное.

Авторское право на программы возникает в силу их создания. Для признания и осуществления авторского права не требуется публикации, регистрации и соблюдения других формальностей.

Имущественные права на программы и базы данных, создаются в порядке служебных обязательств или по заданию работодателя, принадлежат работодателю.

Все программы, написанные в рамках учебного процесса в Вузе, принадлежат Вузу.

Компьютерные преступления:

1) Связанные с вмешательством в работу компьютерной техники.

2) Использующие компьютеры как необходимое техническое средство.

3) Несанкционированный доступ в компьютерные сети с целью шпионажа или диверсии.

4) Ввод в программное обеспечение компьютерных вирусов.

5) Преступная небрежность в разработке программно-аппаратных комплексов.

6) Подделка компьютерной информации.

7) Сдача заказчику нерабочей программы.

8) Хищение компьютерной информации.

Преступления второй категории в основном основаны на искажении предметной области (бухгалтерский учёт).

Морально-этические аспекты:

- альтруизм;

- жаргон;

- ненормативная лексика.

 

(3 вопрос)           Понятие информации, виды информации

 

Термин "информация" происходит от латинского слова "informatio", что означает сведения, разъяснения, изложение. Несмотря на широкое распространение этого термина, понятие информации является одним из самых дискуссионных в науке. В настоящее время наука пытается найти общие свойства и закономерности, присущие многогранному понятию информация, но пока это понятие во многом остается интуитивным и получает различные смысловые наполнения в различных отраслях человеческой деятельности:

  • в обиходе информацией называют любые данные или сведения, которые кого-либо интересуют. Например, сообщение о каких-либо событиях, о чьей-либо деятельности и т.п. "Информировать" в этом смысле означает "сообщить нечто, неизвестное раньше";
  • в технике под информацией понимают сообщения, передаваемые в форме знаков или сигналов;
  • в кибернетике под информацией понимает ту часть знаний, которая используется для ориентирования, активного действия, управления, т.е. в целях сохранения, совершенствования, развития системы (Н. Винер).

Клод Шеннон, американский учёный, заложивший основы теории информации — науки, изучающей процессы, связанные с передачей, приёмом, преобразованием и хранением информации, — рассматривает информацию как снятую неопределенность наших знаний о чем-то.

Приведем еще несколько определений:

  • Информация — это сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределенности, неполноты знаний (Н.В. Макарова);
  • Информация — это отрицание энтропии (Леон Бриллюэн);
  • Информация — это мера сложности структур (Моль);
  • Информация — это отраженное разнообразие (Урсул);
  • Информация — это содержание процесса отражения (Тузов);
  • Информация — это вероятность выбора (Яглом).

Современное научное представление об информации очень точно сформулировал Норберт Винер, "отец" кибернетики. А именно:

Информация — это обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему и приспособления к нему наших чувств.

Люди обмениваются информацией в форме сообщений. Сообщение — это форма представления информации в виде речи, текстов, жестов, взглядов, изображений, цифровых данных, графиков, таблиц и т.п.

Одно и то же информационное сообщение (статья в газете, объявление, письмо, телеграмма, справка, рассказ, чертёж, радиопередача и т.п.) может содержать разное количество информации для разных людей — в зависимости от их предшествующих знаний, от уровня понимания этого сообщения и интереса к нему.

Так, сообщение, составленное на японском языке, не несёт никакой новой информации человеку, не знающему этого языка, но может быть высокоинформативным для человека, владеющего японским. Никакой новой информации не содержит и сообщение, изложенное на знакомом языке, если его содержание непонятно или уже известно.

Информация есть характеристика не сообщения, а соотношения между сообщением и его потребителем. Без наличия потребителя, хотя бы потенциального, говорить об информации бессмысленно.

В случаях, когда говорят об автоматизированной работе с информацией посредством каких-либо технических устройств, обычно в первую очередь интересуются не содержанием сообщения, а тем, сколько символов это сообщение содержит.

 

Применительно к компьютерной обработке данных под информацией понимают некоторую последовательность символических обозначений (букв, цифр, закодированных графических образов и звуков и т.п.), несущую смысловую нагрузку и представленную в понятном компьютеру виде. Каждый новый символ в такой последовательности символов увеличивает информационный объём сообщения.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 415.