Методы устранения рисков.
1. Поиск потенциальных партнеров проекта, налаживание сетевого взаимодействия в направлении технического творчества воспитанников, предполагающее дальнейшее обучение в данном направлении и совместные творческие проекты;
2. Активизация деятельности родителей по проблеме через активные формы взаимодействия, систематическое информирование об успешности дошкольников, выражении своевременной благодарности (благодарственные письма, информирование на стендах, сайте ДОУ и т.д.);
Содержание исследовательской экспериментальной деятельности
Для реализации дополнительной образовательной программы в МАДОУ «Радуга» г. Советский было сделано следующее:
Оборудован кабинет с интерактивной доской, стационарным компьютером для педагога. Для проведения занятий на каждого учащегося предоставлялся один набор конструктора Lego Education WeDo и компьютер для программирования. Создана комфортная, благоприятная, безопасная обстановка для детей. Она оснащена разнообразной коллекцией конструкторов ЛЕГО: разных по конструктивной направленности, многофункциональных или используемых для создания каких-то определенных моделей. Есть контейнеры для деталей, оформлены папки с образцами построек, есть стенды с образцами.
Конструкторы типа LEGO для образования спроектированы таким образом, чтобы ребенок в процессе занимательной игры смог получить максимум информации о современной науке и технике и освоить ее. Наборы конструкторов типа LEGO предназначены как для самостоятельной, так и для групповой и подгрупповой образовательной деятельности. При помощи наглядно-действенного метода детей ознакомили с конструкторскими свойствами деталей LEGO, возможностями их скрепления, комбинирования, оформления, дети овладевали конструктивными элементами и программным обеспечением. Занятия состояли из двух частей: в первой части занятия изучали теорию, повторение знаний из пройденного материала или знакомство с неизученными вопросами, на втором - создание моделей и выполнение задания по предложенной схеме, либо по собственному замыслу. При изучении способов скрепления кирпичиков, у детей формируется умение соотносить с образцом результаты собственных действий в конструировании объекта.
Методика организации занятий с детьми старшего дошкольного возраста.
На первом занятии обучения каждому ребенку дают Г-образную фигуру, сделанную из деталей конструктора, и говорят: «Это — недостроенная конструкция чего-то. Я начала строить, а вы отгадайте, что я хотела сделать, и достройте». Дети вначале рассматривают фигуру, переворачивают ее, иногда по несколько раз; некоторые из них берут другие более мелкие детали и приставляют к ней и т.д. И только после такого «практического» обдумывания (а воспитателю важно не торопить детей с ответом) называют то, что, по их мнению, начал делать воспитатель. И далее, путем достраивания заданной основы, дети создают разные, как правило, структурно простые конструкции: самолет, скамейку, домик и т.п. Воспитатель одобряет детские решения, а потом говорит, что она начала делать и не самолет, и не скамейку, а что-то другое. Это вызывает у детей удивление. Воспитатель предлагает подумать, что же это могло быть. Дети начинают либо перестраивать свою модель, видоизменять ее, либо разбирать и конструировать заново. В результате дети на одной Г-образной основе могут создать несколько разных конструкций.
На следующих занятиях в качестве основы недостроенной конструкции можно давать другие фигуры: Т- и П-образные, а также длинный тонкий и короткий толстый бруски, составленные из нескольких деталей конструктора. Задачи повторяются.
Уже через несколько занятий дети действуют более уверенно, а некоторые из них предлагают сразу 2–3 варианта конструкции. При этом заданная фигура остается основой, которую дети дополняют для получения новой конструкции. Иначе говоря, дети осваивают способ «опредмечивания» основы как способ построения образа будущей конструкции. Так же дети начинают использовать заданную фигуру не только как основу, но и как деталь новой конструкции. Например, длинный брусок — это труба большого парохода или столб, на котором держатся карусели, и т.п. Это говорит о том, что замысел (образ) строится способом «включения» заданной фигуры не в качестве основы, как было раньше, а как элемента общей конструкции. А это — показатель более высокого уровня развития воображения, творчества.
Работа с родителями
Роль родителей в развитии конструктивных способностей детей дошкольного возраста является немаловажной. В МАДОУ проводились тематические выставки по LEGO -конструированию, в рамках которых дети совместно с родителями создавали постройки на заданную тему (например, « Города», «Подарки» «Достопримечательности») и приносили в МАДОУ, чтобы не просто продемонстрировать свое творение, но и рассказать – что это они создали, откуда взяли образец и чем именно привлекла их тема.
Также для родителей проводились открытые образовательные ситуации, на которых они видели, как ведется образовательная деятельность с применением конструкторов типа LEGO, помогали детям в создании моделей. Включение семей воспитанников в образовательную деятельность МАДОУ расширяет пространство, объединяет интересы педагогов, родителей.
Таблица 2. Показатели результативности проекта
Критерии оценки | 0 | 1 | 2 |
Название деталей конструктора | Не называет детали, не может соотнести название с формой | Называет только основные детали | Знает название всех деталей, легко соотносит название с формой |
Знание моделей, их составных частей и принципов работы | не знает модели, их составных частей и принципов работы | называет модели, их составные части и принципы работы с помощью педагога | знает модели, их составные части и принципы работы |
Программирование | Не может собрать программу к модели конструктора | Программирует модель конструктора при помощи педагога | Самостоятельно программирует модель конструктора |
Конструирование по образцу | Не может конструировать по образцу | Конструирует по образцу с помощью педагога | Конструирует по образцу без помощи педагога |
Конструирование по схеме | Не может конструировать по схеме | Конструирует по схеме с помощью педагога | Конструирует по схеме без помощи педагога |
Конструирование по собственному замыслу | Не может конструировать по собственному замыслу | Конструирует по собственному замыслу с помощью педагога | Конструирует по собственному замыслу без помощи педагога |
Показатели: «Низкий уровень» - от 0 до 4 баллов (круг интересов к данному виду деятельности довольно узок, фрагментарный); «Средний уровень» - от 5 до 8 баллов (ребенок обладает творческими способностями и стремится к самообразованию, жаждет знаний в данной области); «Высокий уровень» - от 9 до 12 баллов (ребенок эрудирован, ценностные ориентации разнообразны, постоянно стремится к знаниям).
Таблица 3. Промежуточные результаты эксперимента. Подгруппа №1
№ п/п | Ф. И. ребенка | Название деталей конструктора | Знание моделей, их составных частей и принципов работы | Программирование | Конструирование по образцу | Конструирование по схеме | Конструирование по собственному замыслу | Итоговый результат, уровень усвоения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |||
1 | Дырин Матвей | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 4 низкий |
2 | Красноперов Артем | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 8 средний |
3 | Предит Валерия | 2 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 6 средний |
4 | Сушинских Милана | 2 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 6 средний |
5 | Корепанов Денис | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 10 высокий |
6 | Комков Иван | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 7 средний |
7 | Савиных Елизавета | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 8 средний |
8 | Эрлихман Артем | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 5 средний |
9 | Смольняков Николай | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 8 средний |
10 | Король Алексей | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 9 высокий |
Рисунок 1. Диаграмма промежуточных результатов эксперимента. Подгруппа № 1.
На данном этапе реализации проекта, исходя из промежуточных результатов, можно сказать, что в основном преобладает средний уровень развития конструктивно - модельных навыков у детей старшего дошкольного возраста. У одного воспитанника низкий уровень освоения результата в связи с редкой посещаемостью, нарушением зрения и рассеяностью внимания на занятиях. У двух воспитанников высокий уровень освоения программы, они с легкостью осваивают программу по заданной тематике и создают модели по собственному замыслу. У большинства детей проявляется большой интерес к процессу создания объектов, он становится более целенаправленным и длительным.
Целенаправленное и систематическое обучение детей дошкольного возраста конструированию способствует формированию умения учиться, добиваться результатов, получать новые знания в окружающем мире, закладывать первые предпосылки учебной деятельности.
Создание проблемных ситуаций повлияло на развитие исследовательских, экспериментальных, проектных навыков детей дошкольного возраста, способствовало совершенствованию их социально-коммуникативных умений.
Важно, что эта работа не заканчивается в детском саду, а имеет продолжение в школе. Конструирование и робототехника направление работы новое, инновационное. Тем самым привлекая внимание детей и родителей. Отличная возможность дать шанс ребёнку проявить конструктивные и творческие способности, а детскому саду приобщить как можно больше детей дошкольного возраста к техническому творчеству.
Заключение :
В результате успешной реализации проекта планируется достижение следующих результатов:
1. Создание в ДОУ новых условия обучения и развития дошкольников, через организацию целенаправленного образовательного процесса с использованием LEGO -конструирования, в рамках реализации основной части образовательной программы детского сада.
2. Разработка и внедрение дополнительной образовательной программы в ДОУ по техническому конструированию.
3. Выраженная активность родителей в совместной образовательной деятельности с детьми по приобщению к техническому творчеству.
Дата: 2018-09-13, просмотров: 555.