Субъекты РФ не имеют права на проведение самостоятельной таможенной политики.
Целями таможенной политики является обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории РФ, участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка, стимулированию развития национальной экономики, содействие проведению структурной перестройки и др. задачи.
Таможенные органы РФ участвуют в разработке таможенной политики РФ наряду с другими органами власти. Основной – Государственная Дума.
Таможенные органы входят в комиссию, осуществляющую подготовку предложений для Правительства РФ по тарифным методам регулирования ВЭД, являющуюся органом обязательного согласования по номенклатуре товара, видам и уровню ставок таможенного тарифа.
Значение таможенных органов велико в технологии разработки, реализации таможенной политики. Они устанавливают правила.
Способы, цели, задачи ВЭД определяют таможенную политику.
Регулирование ВЭД позволяет выравнивать платёжный баланс, регулировать структуру экспорта и импорта, воздействовать на структуру производства, обеспечивать определённый уровень потребления, поддерживать финансовую стабильность, защищать национальную безопасность.
Протекционистская направленность таможенной политики
Менделеев: «Протекционизм равен государственности».
Протекционизм является обоюдоострым оружием. Он с одной стороны защищает производства, а иногда тормозит его.
Протекционизм должен быть взвешенным, избирательным и целенаправленным. Он не должен способствовать консервации существующей структуры экономики, а способствовать глубинной перестройке экономики. Защищаться должны в первую очередь новые потенциально конкурентно способные производства.
Протекционизм связан с принципом тарифной эскалации: чем выше степень переработки товара, тем выше должна быть таможенная пошлина, таким образом защищается национальное производство.
В российском таможенном тарифе этот принцип выявлен неявно. Оценивается в 2, 4 раза (разница между ставками на сырьё и готовой продукцией).
Пиковые ставки таможенных пошлин применяют для защиты от экспансии наиболее массовых видов импортной продукции.
Экономическая безопасность
Существует различие в национальных интересах государств, несмотря на интеграционные процессы. Ограниченность природных ресурсов, разная степень обеспеченности ими отдельных стран содержит потенциальную возможность для обострения экономической и политической борьбы за пользование ресурсами, возрастает конкуренция в производстве и сбыте товаров, развитие конкурентоспособных экономик воспринимается другими государствами как потенциальная угроза национальным интересам.
Экономическая безопасность – защищённость национальных интересов, способность институтов власти создавать механизмы реализации защиты национальных интересов.
Валютный контроль связан с обеспечением финансовой безопасности.
Поощрение экспорта обеспечивает экономическую безопасность, поощрение импорта является фактором обеспечения кредитоспособности страны.
Технологическая безопасность обеспечивается таможенными органами через контроль за вывозом наукоёмких товаров и технологий двойного назначения.
Продовольственная безопасность обеспечивается через контроль за оптимальным соотношением производства и импорта продукции.
Критерий экономической безопасности – способность экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства без критической зависимости от импорта.
Объем внутреннего валового продукта в норме 75%, а в России – 35.
Доля обрабатывающей промышленности в промышленном производстве – 70% норма, в России – 45%.
Доля машиностроения в промышленном производстве – 20% норма, в России – 7%.
Доля импорта во внутреннем потреблении населения – не >30%, в России – 50%.
Доля выпуска наукоёмкой продукции – 6% норма, в России – 1,5%.
Стимулирование экспорта
Российский экспорт носит выраженную сырьевую направленность. Основные экспортируемые товары: нефть, газ и древесина.
Россия экспортирует металлы, прокат, продукты химической промышленности.
По отношению к России вводят антидемпинговые пошлины.
Приоритетное направление стимулирования экспорта – экспорт наукоёмких товаров.
Стимулирование должно быть на внутреннем рынке.
Влияние таможенной политики на формирование доходной части федерального бюджета
Фискальные доходы государства от таможенных платежей.
Таможенные платежи состоят из пяти элементов:
1. НДС (даёт больше всего доходов от ВЭД). Этот налог является частью единой налоговой системы.
2. Импортная таможенная пошлина, взимаемая с ввозимых товаров.
3. Экспортная пошлина
4. Акцизы ввозные
5. Акцизы вывозные
Величина средств зависит от структуры товарооборота.
Лекция 4
Дата: 2018-11-18, просмотров: 195.