Таможенное дело – таможенная политика и средства её реализации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Лекция 1

Таможенное дело – таможенная политика и средства её реализации.

 

Средства реализации:

- таможенные правила,

- всевозможные ограничения,

- понятие «таможенная граница» и т.п.

Большинство отраслевых экономик формируется десятки лет, экономика таможенного дела сформировалась за последние 9 лет.

Почему сейчас возникла необходимость выделить таможенное дело в отраслевую науку?

Демократизация ВЭД способствует интеграции России в мировое хозяйство→изменение роли таможенного дела в экономике России.

Качественные изменения:

· появились новые функции например, консультативная,

·  право таможенных органов и обязанность участвовать в формировании таможенной политике.

Изменение приоритетов таможенного дела.

Создание нового механизма реализации таможенной политики

Таможенное дело имеет свой собственный механизм.

Основным объектом таможенного контроля в СССР выступал пассажиропоток (существовала государственная монополия на внешнюю торговлю).

Основным объектом таможенного контроля в России выступает грузопоток.

Изменились функции:

1. Фискальная

2. Обеспечение соблюдения таможенного законодательства

3. Правоохранительная

Изменился принцип размещения таможенных органов. В России, кроме пограничных таможен, появились и внутренние.

Изменилась структура таможенных органов: РТУ, таможни, таможенные посты.

Уровни рассмотрения экономических проблем

1. Уровень народного хозяйства

2. Отраслевой

3. Уровень предприятия

4. Функциональный

Народное хозяйство включает материальное и нематериальное производство.

Таможенное дело рассматривается как смешанная отрасль народного хозяйства, так как занимается и перемещением товаров (материальное производство), так и перемещением граждан (нематериальное производство).

Встречаются также определения таможенного дела как межотраслевого комплекса.

Отрасль народного хозяйства – производится конечный экономический продукт, устойчивые производственно-технологические связи, единый производственный процесс.

Экономический конечный продукт бывает трёх видов:

1. Товары или продукция

2. Работы

3. Услуги

Конечный экономический продукт таможенной деятельности принято относить к услугам.

В соответствии с периодизацией таможенной деятельности WCO (Всемирная таможенная организация) выделяет три этапа возникновения таможенной деятельности:

1. Таможня для таможни (средства на развитие таможни)

2. Таможня для государства (фискальные цели)

3. Таможня для участников ВЭД (способствует развитию ВЭД)

Отсюда видно, что развитие таможни сопровождается ростом таможенных услуг.

Лекция 2

Экономические задачи таможенного дела и его назначение в развитии народного хозяйства

Основные экономические задачи таможенного дела

Экономический результат деятельности таможенной системы

Виды услуг, производимых таможенной системой и их специфика

Роль таможенного дела в народном хозяйстве

Экономический результат деятельности таможенной системы

Экономический результат деятельности таможенной системы – услуги.

Услуги – трудовая целесообразная деятельность, результаты которой выражаются в полезном эффекте, имеют нематериальный характер, потребление и производство совпадают по времени.

Услуги – это блага, предстающие не в форме вещей, а в форме деятельности.

Лекция 3

Таможенная политика РФ

Значение таможенной политики в государственном регулировании экономики

Протекционистская направленность таможенной политики

Экономическая безопасность

Стимулирование экспорта

5. Влияние таможенной политики на формирование доходной части федерального бюджета

Экономическая безопасность

 

Существует различие в национальных интересах государств, несмотря на интеграционные процессы. Ограниченность природных ресурсов, разная степень обеспеченности ими отдельных стран содержит потенциальную возможность для обострения экономической и политической борьбы за пользование ресурсами, возрастает конкуренция в производстве и сбыте товаров, развитие конкурентоспособных экономик воспринимается другими государствами как потенциальная угроза национальным интересам.

Экономическая безопасность – защищённость национальных интересов, способность институтов власти создавать механизмы реализации защиты национальных интересов.

Валютный контроль связан с обеспечением финансовой безопасности.

Поощрение экспорта обеспечивает экономическую безопасность, поощрение импорта является фактором обеспечения кредитоспособности страны.

Технологическая безопасность обеспечивается таможенными органами через контроль за вывозом наукоёмких товаров и технологий двойного назначения.

Продовольственная безопасность обеспечивается через контроль за оптимальным соотношением производства и импорта продукции.

Критерий экономической безопасности – способность экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства без критической зависимости от импорта.

Объем внутреннего валового продукта в норме 75%, а в России – 35.

Доля обрабатывающей промышленности в промышленном производстве – 70% норма, в России – 45%.

Доля машиностроения в промышленном производстве – 20% норма, в России – 7%.

Доля импорта во внутреннем потреблении населения – не >30%, в России – 50%.

Доля выпуска наукоёмкой продукции – 6% норма, в России – 1,5%.

 

Стимулирование экспорта

 

Российский экспорт носит выраженную сырьевую направленность. Основные экспортируемые товары: нефть, газ и древесина.

Россия экспортирует металлы, прокат, продукты химической промышленности.

По отношению к России вводят антидемпинговые пошлины.

Приоритетное направление стимулирования экспорта – экспорт наукоёмких товаров.

Стимулирование должно быть на внутреннем рынке.

Влияние таможенной политики на формирование доходной части федерального бюджета

Фискальные доходы государства от таможенных платежей.

Таможенные платежи состоят из пяти элементов:

1. НДС (даёт больше всего доходов от ВЭД). Этот налог является частью единой налоговой системы.

2. Импортная таможенная пошлина, взимаемая с ввозимых товаров.

3. Экспортная пошлина

4. Акцизы ввозные

5. Акцизы вывозные

Величина средств зависит от структуры товарооборота.

 

 

Лекция 4

Лекция 5

(Продолжение)

Таможенные пошлины.

Лекция 7

Интеграция в рамках СНГ.

Интеграция в рамках СНГ

На территории СНГ создана зона свободной торговли – отмена ограничений во взаимной торговле, но ведение самостоятельной таможенной политики по отношению к третьим странам.

Договорённости в отношении зон свободной торговли не касаются валютного законодательства и уравнительных внутренних налогов.

В области таможенного дела действует организация СРТС – Совет руководителей таможенных служб государств – участников СНГ. На Совет возложена обязанность разрабатывать предложения для Совета глав государств СНГ по принятию решений и подписанию договоров в области таможенного дела.

Документы СРТС:

1. Основы таможенного законодательства государств-участников СНГ 1995г.

Цель – гармонизация и унификация таможенного законодательства

2. Ашхабадское соглашение об общих условиях и механизме поддержки развития сотрудничества и производственной кооперации предприятий и отраслей народного хозяйства.

3. Соглашение о порядке таможенного оформления товаров, происходящих с таможенной территории государств-участников СНГ.

4. Соглашение о единой методологии таможенной статистики внешней торговли стран-участников СНГ.

5. Соглашение о единой товарной номенклатуре внешней экономической деятельности.

6. Соглашение о взаимодействии и сотрудничестве таможенных служб в борьбе с незаконным оборотом наркотиков.

Для того, чтобы оценить глубину интеграции существуют специальные экономические показатели:

· Доля стран СНГ во внешнеторговом обороте страны

· Доля ВВП, созданного в процессе кооперации со странами СНГ.

Лекция 12

Проблемы определения оптимальных размеров специализации и производственных связей таможенных организаций

1. Основные причины и противоречия увеличения размеров таможенных организаций

2. Показатели и формы укрупнения таможенных организаций

3. Определение оптимального и минимального размера таможенных организаций. Факторы, влияющие на их размеры.

4. Экономическая сущность специализации в таможенном деле

5. Стандартизация и унификация в таможенной деятельности.

6. Экономический эффект специализации

7. сущность и формы производственных связей таможенных организаций

Основные противоречия: НТП даёт возможность создать более крупные организации вместо совокупности мелких, с другой стороны, участники ВЭД должны иметь равный доступ к постам.

Укрупнение происходит по причине:

1. Для более эффективного использования техники.

2. Для роста производительности труда.

3. Для централизации управления.

Показатели концентрации6

1. Объём производимых таможенных услуг

2. Численность работников

3. Стоимость производства основных фондов.

Концентрация в 2 формах:

· Увеличение размеров специализированных организаций

· Увеличение размеров универсальных организаций.

Более эффективна 1.

Факторы увеличения размеров таможенных организаций:

1. НТп

2. Потребность в таможенных услугах.

Существуют оптимальные размеры таможенной организации – такие показатели (численность работников, стоимость основных фондов, объём таможенных услуг), которые обеспечивают выполнение задания и планов по таможенных услугам в установленные сроки с минимальными затратами или с максимально возможной эффективностью.

Большой размер организации не всегда отражает эффективность её деятельности.

Анализ внутренних и внешних факторов.

Внутренние факторы – это наиболее полное эффективное использование имеющихся у таможни ресурсов.

Внешние факторы – наличие определённых внешнеторговых потоков, т.е. потребность в таможенных услугах +географические факторы.

Специализация обеспечивает увеличение каждой разновидности труда до экономически рациональных размеров. Обеспечивает массовое повторение операций и концентрацию однородного производства.

Стандартизация – установление и применение норм, требований и правил с целью упорядочения таможенной деятельности.

Унификация – привидение различных видов таможенных услуг, средств производства и документов к рациональному минимуму их типов и видов.

Производственные связи могут быть:

1. по отраслевому принципу:

· внутренние

· внешние

2. по территориальному принципу.

 

 

                            

Лекция 1

Таможенное дело – таможенная политика и средства её реализации.

 

Средства реализации:

- таможенные правила,

- всевозможные ограничения,

- понятие «таможенная граница» и т.п.

Большинство отраслевых экономик формируется десятки лет, экономика таможенного дела сформировалась за последние 9 лет.

Почему сейчас возникла необходимость выделить таможенное дело в отраслевую науку?

Демократизация ВЭД способствует интеграции России в мировое хозяйство→изменение роли таможенного дела в экономике России.

Качественные изменения:

· появились новые функции например, консультативная,

·  право таможенных органов и обязанность участвовать в формировании таможенной политике.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 214.