СПЭ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ БЕСПОМОЩНОГО СОСТОЯНИЯ. СПЭ СЕКСУАЛЬНЫХ ПРЕСТПУЛЕНИЙ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Юридическое значение СПЭ способности потерпевших понимать характер и значение совершаемых с ними насильственных сексуальных действий и оказывать сопротивление.

2. Вопросы судебно-следственных органов и особенности проведения СПЭ способности потерпевших понимать характер и значение совершаемых с ними насильственных сексуальных действий и оказывать сопротивление.

Юридическое значение СПЭ способности потерпевших понимать характер и значение совершаемых с ними насильственных сексуальных действий или оказывать сопротивление виновному определяется необходимостью определения беспомощного состояния судебно-следственными органами. Беспомощное состояние является квалифицирующим признаком состава преступления по ч. 1 ст. 166 («Изнасилование») и ч. 1 ст. 167 УК Республики Беларусь («Насильственные действия сексуального характера»).

СПЭ беспомощного состояния потерпевших обусловлено психологическими факторами, не относящимися к психической патологии.

Смысл юридического критерия «беспомощное состояние» раскрывается в п. 4 постановления № 9 Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 14 февраля 1997 г. «О судебной практике по делам об изнасиловании», где беспомощное состояние потерпевшей определяется как «неспособность понимать характер и значение совершаемых с нею преступных действий или оказывать сопротивление виновному».

В случае экспертного вывода о том, что потерпевшая по делу об изнасиловании или потерпевший (потерпевшая) по делу о насильственных действиях сексуального характера не были способны понимать характер и значение совершаемых с ними действий либо оказывать сопротивление, судебно-следственные органы вправе сделать вывод о ее (его) беспомощном состоянии в криминальной ситуации, и, при условии доказанности того факта, что преступник действовал, сознавая беспомощность потерпевшей или потерпевшего (установление этого обстоятельства является исключительной прерогативой судебных и следственных органов), можно квалифицировать ч. 1 ст. 166 или ч. 1 ст. 167 УК Республики Беларусь, которые предусматривают лишение свободы на срок от трех до шести лет.

Основной вопрос судебно-следственных органов, решаемый в данном виде СПЭ: «Способна ли потерпевшая с учетом уровня ее психического развития, индивидуально-психологических особенностей и психического состояния понимать характер и значение совершаемых с нею действий или оказывать сопротивление?»

Юридическое определение беспомощного состояния четко фиксирует его основные критерии, однако при этом не раскрывает их психологического содержания.

Юридический критерий беспомощного состояния потерпевших состоит из двух взаимосвязанных психологических компонентов:

· «способность понимать характер и значение действий преступника» - относится к процессам осознания юридически значимых событий;

· «способность оказывать сопротивление» - к психологическим механизмам произвольной регуляции собственного поведения в юридически значимой ситуации.

При анализе способности потерпевших понимать характер и значение совершаемых с ними действий эвристичной представляется концепция уровней понимания, предложенная Ю.Л. Метелицей. Им выделяются такие уровни и стадии понимания:

· понимание внешней стороны юридически значимых событий (времени, места происшедшего, внешности преступника, последовательности его действий и т.п.);

· понимание внутреннего содержания этих событий (понимание биологического значения половых отношений, основанное на информированности в вопросах пола);

· понимание их социального значения (способность осмыслить моральное, нравственное значение преступления, его последствия для чести и достоинства и т.п.), оно должно быть основано на глубоком личностно-смысловом понимании подобных действий.

О сохранности способности потерпевшей к пониманию характера и значения совершаемых с нею преступных действий свидетельствует, с точки зрения изложенной концепции, сохранность понимания на всех трех уровнях, нарушение же любого из них приводит к выводу о нарушении анализируемой способности.

Сохранность способности потерпевшей понимать сексуальную направленность и социальное значение совершаемых с нею насильственных действий зависит от многих психологических факторов, взаимодействующих с особенностями (сложностью, структурой и динамикой) криминальной ситуации, среди которых ведущими являются:

1. Уровень психического развития подэкспертной. Недостаточность интеллектуального и личностного развития потерпевшей приводит к нарушениям понимания на разных уровнях. В случаях, когда низкий уровень психического развития обусловлен естественной возрастной незрелостью (как правило, это малолетние потерпевшие в возрасте до 9-10 лет), можно констатировать понимание только внешней стороны юридически значимых событий, без осознания биологического и социального их смысла. У малолетних потерпевших старше 10-11 лет и у несовершеннолетних необходимо тщательно исследовать индивидуальную структуру познавательной деятельности и уровень личностного созревания.

Очень важным объектом изучения является исследование специфических знаний в области вопросов пола, а также уровня сексуального сознания и самосознания испытуемой. При недостаточной сформированности психосексуального развития даже констатация высокого уровня интеллекта у малолетних потерпевших не позволяет сделать вывод об их способности полноценно осознавать характер и значение действий преступника. Причиной неспособности к полному и правильному осознанию криминальной ситуации может быть и отставание в психическом развитии, обусловленное социальной и педагогической запущенностью.

2. Эмоциональное состояние потерпевшей в криминальной ситуации. Особый психотравмирующий характер посягательств на честь и достоинство потерпевших может вызывать у них различные аффективные состояния, в частности - аффект страха. Характерными свойствами аффективных состояний являются специфическое частичное сужение сознания и дезорганизация полноценной волевой регуляции поведения. Частичное сужение сознания у потерпевшей, сопровождаемое фрагментарностью восприятия, резко снижает возможность осознания происходящего, понимания смысла собственных поступков и поведения преступника, что обусловливает ее неспособность понимать характер и значение совершаемых действий виновного.

Судебно-экспертное заключение о неспособности потерпевшей понимать характер и значение совершаемых с нею насильственных действий преступника неизбежно приводит к выводу и о том, что потерпевшая не могла оказывать сопротивление виновному, поскольку оказание активного сопротивления является целенаправленным действием, возможным только при адекватном осознании всех связей и отношений криминальной ситуации.

Способность потерпевшей оказывать сопротивление определяется, как наличие у нее возможности эффективно преодолевать принуждение со стороны преступника, действуя с пониманием ситуации, руководствуясь собственными целями и интересами.

Нарушения способности потерпевшей оказывать сопротивление зависят прежде всего от структуры ее индивидуально-психологических особенностей. Чаще всего в судебно-психологической практике встречается пассивно-подчиняемый тип поведения потерпевших, когда они без сопротивления, беспрекословно выполняют все требования насильника, подчиняются его указаниям. Для этих подэкспертных характерны такие черты личности, как внушаемость, подчиняемость, нерешительность, мнительность, робость, доверчивость, эмоциональная неустойчивость. Такой характерный комплекс личностных особенностей обусловливает в криминальной ситуации развитие состояния эмоциональной напряженности с дезорганизацией психической деятельности, снижением прогностических возможностей, пассивностью поведения.

Для судебно-следственных органов экспертный вывод о неспособности оказывать сопротивление (при сохранности понимания происшедшего) является достаточным основанием для определения беспомощного состояния.

Методическое обеспечение СПЭ заключается в изучении объективного анамнеза жизни подэкспертного лица - по документам, отражающим его жизненный путь; показаниям родственников, друзей, а также - по показаниям подэкспертного лица и по данным клинико-психологической беседы. Основные функции беседы - установление доверительного контакта с подэкспертным. С точки зрения этики, правильным будет проведение психологического исследования, не только как диагностической процедуры, но и как психотерапевтического процесса. При обследовании несовершеннолетних и малолетних подэкспертных целесообразно дополнять различными игровыми интерактивными методами.

Анализ субъективного отчета о динамике психического состояния в интересующей суд и следствие ситуации, ее смыслового восприятия и осмысления выявляется при структурированной беседе, а также цветоассоциативными методами (ЦТО А.М. Эткинда, цветоассоциативный эксперимент (ЦАЭ). Проводится также диагностика особенностей самосознания (Репертуарные решетки Келли, шкалы самооценки по Дембо-Рубинштейн), отдельных черт личности и психических состояний (опросник субъективной локализации контроля Роттера, агрессии Басса-Дарки, тревожности Спилбергера), характера (16-факторный опросник Кеттелла, опросник Шмишека, ПДО А.Е. Личко), темперамента (опросник Стреляу, EPI Айзенка), эмоционального реагирования (тест Роршаха, ТАТ, САТ), реакции на стресс, фрустрации, конфликтов (тест Розенцвейга) и других свойств личности

При установлении уровня психического развития в деятельности эксперта-психолога обычно используются психометрические методы (типа тестов Векслера, Равена), позволяющие измерить уровень интеллектуального развития. Классические патопсихологические методы исследования познавательных процессов - внимания, памяти, мышления (10 слов, Опосредованное запоминание по Леонтьеву, Пиктограмма, Классификация предметов, Исключение понятий, Исключение предметов, Сравнение понятий, Аналогии, Счет по Крепелину, Проба Бурдона, Отсчитывание, Таблицы Шульте и др. применяются с акцентом на качественный анализ данных, отличающихся от нормативных.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Для чего проводится СПЭ беспомощного состояния потерпевших по делам о половой неприкосновенности и свободы?

2. Какие юридические и психологические критерии формируют понятие «беспомощное состояние»?

3. Что исследует эксперт-психолог при проведении СПЭ беспомощного состояния потерпевших по делам о половой неприкосновенности и свободы?

 
ЛЕКЦИЯ 12


Дата: 2018-11-18, просмотров: 500.