Лекция 1
Предмет, методы и задачи психологического консультирования
Понятие психологической помощи, психологического консультирования.
Место и роль консультирования в системе работы.
Консультирование как процесс межличностного общения.
Личность консультанта и проблема готовности к консультированию.
Этика психолога-консультанта.
Понятие психологической помощи, психологического консультирования
В настоящий момент существует множество подходов к определению понятия «консультирование».
Британская ассоциация консультирования в своем уставе определяет консультирование как процесс, при котором «человек, берущий на себя регулярно или временно роль консультанта, открыто и определенно предлагает и соглашается посвятить свое время, внимание и уважение другому человеку или людям, которые временно будут в роли его клиентов. Задача консультанта при этом заключается в том, чтобы дать клиенту возможность исследовать, обнаружить и прояснить источники и пути, которые позволят ему жить более плодотворно и двигаться в сторону лучшего самочувствия.
Это очень широкое определение, из которого следует, что в консультировании могут использоваться различные подходы и, кроме того, психологическое консультирование в рамках даже одного подхода будет отличаться в зависимости от области, где оно применяется.
Отношение отечественных психологов к консультированию в настоящий момент полярно: одни считают, что психологическое консультирование не имеет собственного предмета и является только прикладной областью отдельных теоретических разработок в психологии; другие впадают в противоположную крайность, игнорируя теоретические основы консультирования и рассматривая его как набор практических методов и приемов в работе с консультируемым.
Консультирование является одной из форм помощи людям в решении их проблем, и оно, конечно, не дает ответа на все вопросы, это скорее способ помочь людям прояснить и, может быть, достичь их личные цели.
Консультирование целесообразно выделять в отдельную стратегию психологической помощи наряду с другими возможными стратегиями.
Цели психологического консультирования
1. Осознание клиентом своего собственного опыта.
2. Актуализация способностей каждой личности
− возможность находить максимально большое число вариантов поведения при общении с собой или другими людьми в контексте данной культуры;
− возможность применять максимально большее количество вариантов понятий, мыслей и поступков с тем, чтобы общаться с возможно большим числом людей и групп внутри и вне собственной культуры;
− возможность формулировать планы и действовать в соответствии с возможностями данной культуры и рефлексировать.
3. Разрушение полярности оценочной позиции клиента как главного препятствия для осознания объективно-противоречивой целевой заданности его личности.
Описание клиента терапевтом
Терапевтическая закрытость | Терапевтическое насилие | Терапевтическая открытость | |
Манипуляция Упрямый Сопротивляющийся Непробиваемый | Конфронтация Неуправляемый Ненормальный Неправильный | ||
Опека Наивный Глупый Слепой | Вдохновение Несвободный Подавляемый Сдерживаемый | ||
Терапевтическое принятие |
Если бы у каждого из терапевтических пространств был свой девиз, то выглядели бы они приблизительно так.
Манипуляция Хитростью города берут − цель оправдывает средства | Конфронтация Только жесткие рамки могут исправить клиетов |
Опека Терапевт знает, что нужно клиенту, и должен вести его за собой | Вдохновение Только сам клиент может делать выбор и расти |
Этика психолога-консультанта
Невмешательство
Работа консультанта с клиентом начинается тогда, когда клиент сам пришел к консультанту, т.к. консультант может быть услышан только в тот момент, когда к нему обращаются. Не становитесь психологами в своей семье!
Нормы конфиденциальности
Можно рассказывать о клиенте другим людям только то, что он сам разрешил вам рассказать. Это принцип глубочайшего уважения к личности клиента.
Лекция 1
Предмет, методы и задачи психологического консультирования
Дата: 2018-11-18, просмотров: 369.