Противодействие коррупции во всех структурах власти является одной из приоритетных задач в Российской Федерации, в связи с чем к данной проблеме привлечено большое общественное внимание, происходит активное формирование основ антикоррупционной политики. Согласно действующему законодательству, административное правовое регулирование и противодействие коррупции относятся к полномочиям всех уровней государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации.
В экономической сфере коррупция способствует возникновению и развитию целого ряда негативных явлений и процессов: нарушает механизм рыночной конкуренции, поскольку в выигрыше оказывается не тот, кто конкурентоспособен, а тот, кто смог получить преимущества за взятки. Это способствует возникновению монополистических тенденций в экономике, снижению эффективности ее функционирования и дискредитации идей свободной конкуренции. Коррупция влечет за собой неэффективное распределение средств государственного бюджета, особенно при распределении государственных заказов и выделении кредитов, препятствуя тем самым эффективной реализации правительственных программ.
Рассматриваемое явление приводит к несправедливому распределению доходов, обогащая субъектов коррупционных отношений за счет остальных членов общества, способствует повышению цен на товары и услуги за счет так называемых коррупционных «накладных расходов», в результате чего страдает потребитель; оно является средством, способствующим обеспечению благоприятных условий для формирования и развития организованной преступности и теневой экономики. Это приводит к снижению налоговых поступлений в государственный бюджет, оттоку капитала за рубеж и затрудняет возможность государства эффективно выполнять свои экономические, политические и социальные функции.
Коррупция способствует несправедливому перераспределению жизненных благ в пользу узких олигархических групп, что имеет своим следствием резкое возрастание имущественного неравенства среди населения, обнищание значительной части общества и возрастанию социальной напряженности в стране.
Как у всякого сложного социального явления, у коррупции не существует единственного общепринятого определения. Оно может быть дано, исходя из конкретных форм проявления этого феномена.
Коррупция (от лат. Corrumpere – «растлевать») – неюридический термин, обозначающий использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее установленным правилам и законам. Наиболее часто этот термин применяется по отношению к бюрократическому аппарату и политической элите. В европейских языках этот термин имеет большую семантику, происходящую из исходного значения слова. Еще более широкое определение коррупции можно дать, если рассматривать ее как принадлежность к особому типу социальной системы. В таком контексте коррупция тесно связана с размерами управленческого аппарата: стремление «обуздать» коррупцию создает дополнительные контролирующие органы, что приводит к разрастанию коррупционных связей.
Выделяют так называемую деловую и бытовую коррупцию, которая возникает при взаимодействии рядовых граждан и чиновников. Ее проявлением выступают подарки от граждан и оказание услуг должностному лицу и членам его семьи. Сюда же входит кумовство. Можно предполагать, что как деловая, так и бытовая коррупция имеют одну степень интенсивности по регионам РФ.
Каковы же возможные методы борьбы с этим столь опасным и тем не менее весьма укоренившимся явлением?
Один из них – дальнейшее совершенствование антикоррупционного законодательства. ФЗ «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008г. помимо общих установок о принципах и задействованных органах власти раскрывает лишь некоторые аспекты антикоррупционной деятельности, которые уже хорошо известны действующему законодательству о государственной службе (прозрачность доходов государственных служащих, информирование о коррупционной практике, конфликт интересов, ограничения в связи с оставлением государственной службы), в то время как без регулирования остаются многие важнейшие направления антикоррупционной работы.
Так в определении коррупции, данном в этом законе, указывается только на корыстные мотивы коррупционных нарушений, связанные с имуществом или деньгами. Однако при таком определении не учитывается сфера нематериальных услуг, которая зачастую даже выгоднее для коррупционеров и труднодоказуема.
Далее, не предусмотрен жесткий механизм декларации сведений доходов и имущества высокопоставленных чиновников и членов их семей – данная норма не работает, сведения подаются далеко не всеми.
Другим не менее эффективным методом борьбы с коррупцией является экспертиза правовых актов на коррупциогенность. Ведь только в России существует такое понятие, как «взяткоемкость закона». В данной связи этот метод приобретает особую значимость. Основу правовой базы работы по снижению коррупционных рисков законодательства РФ является ратифицированная Российской Федерацией Конвенция ООН против коррупции от 31 октября 2003 г. В частности, п. 3 ст. 5 Конвенции устанавливает, что в рамках политики и практики предупреждения и противодействия коррупции каждое государство-участник стремиться периодически проводить оценку соответствующих правовых документов и административных мер с целью определения их адекватности с точки зрения предупреждения коррупции и борьбы с ней.
Основные задачи такой экспертизы как одного из превентивных способов противодействия коррупции, влияющих, прежде всего, на причины, а не на внешние проявления коррупции; выявление норм, способствующих совершению коррупционных правонарушений; выработка предложений по устранению таких норм; выработка рекомендаций по дополнению правовых актов или их проектов нормами, препятствующими совершению коррупционных правонарушений; общая оценка последствий принятия проектов правовых актов в части создания условий совершения коррупционных правонарушений и определение возможной эффективности борьбы с коррупционными правонарушениями.
В настоящее время ощущается потребность в обобщении практики исполнения антикоррупционных правовых норм для государственных гражданских служащих и усиление этической составляющей в правилах их служебного и антикоррупционного поведения.
Модель такого поведения предполагает как активность действий самого государственного гражданского служащего, формами которого могут быть уведомление, исполнение, предписание и т.д., направленных на предотвращение коррупционного поведения, так и строгое соблюдение установленных предписаний в виде отказа от совершения каких-либо действий.
К последним можно отнести подготовку и принятие управленческих решений по роду своей антикоррупционной деятельности; активное взаимодействие по месту работы в связи с исполнением должностных обязанностей с другими государственными служащими (гражданами, организациями); оказание антикоррупционных услуг в соответствии с регламентом государственного органа.
Одним из механизмом противодействия коррупции здесь может также выступать и ротация. В настоящее время в Российской Федерации происходит повышение значимости ротации государственных служащих. Ротация государственных гражданских служащих проводится в целях повышения эффективности гражданской службы и противодействия коррупции путём назначения гражданских служащих на иные должности гражданской службы в том же или другом государственном органе. Механизм ротации, как административно-правовой элемент модели предупреждения коррупции в системе государственной гражданской службы, способствует оптимизации и стабилизации системы и структуры государственных органов и их аппаратов в целом. Нормативное правовое регулирование проблем повышения эффективности профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих исходит из того, что низкая коррупциогенность госслужбы является основным критерием её эффективности. В связи с необходимостью внедрения механизма ротации в Федеральный закон от 27.07.2004 № 79ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» была введена ст. 60.1, в соответствии с которой проводится ротация и утверждается перечень должностей по которым предусматривается ротация государственных гражданских служащих.
При разработке механизма ротации государственных служащих с учётом положений законодательства Российской Федерации следует выделить две основные цели ротации государственных гражданских служащих:
1. Противодействие коррупции, стимулирование антикоррупционного поведения государственных гражданских служащих. В основе ротации, как антикоррупционного механизма, лежит представление о том, что коррупционные сети разрушаются при горизонтальном перемещении их участников, и новые служащие будут способствовать оздоровлению морального климата в организации.
2. Развитие профессионального уровня государственных гражданских служащих. Во многих странах механизм ротации государственных служащих широко используется в целях повышения профессионального уровня и качества работы государственного аппарата в целом (например, в Германии, Китайской Народной Республике, Сингапуре, Тайване, Индии, Японии и других).
Важным шагом в повышении эффективности борьбы с коррупцией является Указ Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. N 460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы». Данный Указ является показателем системного подхода к решению проблемы коррупции. Вводная часть этого документа гласит, что он принят «в целях консолидации усилий федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц, направленных на противодействие коррупции». Вкратце данную Стратегию можно считать интструментом для решения проблемы с коррупцией в трех основных направлениях:
· Изменение сознания чиновников, бизнесменов и граждан, формирование негативного отношения к коррупционерам.
· Пресечение коррупционных действий и наказание за них с применением правоохранительных, административных и общественных процедур.
· Формирование условий, препятствующих коррупционным действиям и способствующих осуществлению деятельности чиновников, бизнесменов и граждан без вступления в коррупционные отношения и нетерпимость к проявлениям коррупции.
· Понимание системности коррупции приводит к выводу о том, что противодействовать коррупции можно с помощью решения некоторых конкретных проблем граждан, прямо с коррупцией не связанных: преодоление бедности, сокращение теневой экономики, сокращение разрывов в доходах, решение социальных проблем граждан.
Важнейшим условием эффективности антикоррупционной деятельности должно стать установление доверительных партнёрских отношений государственных, некоммерческих и общественных структур в противодействии этому злу. В противном случае власть будет решать свои проблемы, а гражданское общество заниматься собственными программами, которые ограничены человеческими и финансовыми ресурсами. Государство как более сильный партнёр должно проявлять инициативу в организации взаимодействия с гражданским обществом и его объединениями в виде общественных организаций.
В современных условиях, проводимых в системе государственного управления реформ (административной, бюджетной и других), повышается роль и независимых экспертов, участвующих в комиссиях органов государственной власти, в том числе в процедурах назначения на государственную гражданскую службу, продвижения чиновников по служебной лестнице, а также в урегулировании конфликтов интересов на государственной гражданской службе.
Участие независимых экспертов в комиссиях государственных органов может способствовать: снижению уровня коррупционных рисков в системе государственного управления; повышению открытости и прозрачности системы государственной службы; повышению объективности управленческого решения; реализации конституционного принципа о равенстве доступа на государственную службу; защите прав и свобод граждан, участвующих в конкурсных, аттестационных и других процедурах государственных органов.
В интересах обеспечения комплексного подхода в осуществлении антикоррупционных мер государства необходимо выходить за рамки узко юридических способов борьбы с коррупцией в обществе, создавая мотивационные основы к правовому поведению через формирование антикоррупционного правосознания у должностных лиц, активной гражданской позиции у государственных служащих и населения, что предполагает тесную взаимосвязь мер правового и морального воспитания с мероприятиями общественного контроля.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 262.