Законодательство ЛНР в сфере коррупции
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В Луганской Народной Республике  ЛНР в 2015 г. принят  закон «О противодействии коррупции».

Законом устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения и борьбы с ней, минимизации и ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Согласно документу, основными принципами, на которых базируется противодействие коррупции в Республике, являются признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений; сотрудничество государства в целях противодействия коррупции с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.

В законе также сказано, что ЛНР, в соответствии с международными договорами, сотрудничает в области противодействия коррупции с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, а также с международными организациями с целью установления лиц, подозреваемых в совершении коррупционных преступлений и их местонахождения; выявления имущества, полученного в результате совершения коррупционных правонарушений; предоставления предметов или образцов веществ для проведения исследований или судебных экспертиз; обмена информацией по вопросам противодействия коррупции.

В соответствии с документом, основными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции являются:

– проведение единой государственной политики в области противодействия коррупции;

– создание механизма взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества;

– принятие законодательных, административных и иных мер, направленных на привлечение государственных и муниципальных служащих, а также граждан к более активному участию в противодействии коррупции;

– совершенствование системы и структуры государственных органов, создание механизмов общественного контроля за их деятельностью;

– введение антикоррупционных стандартов, то есть установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области;

– унификация прав и ограничений, запретов и обязанностей, установленных для государственных служащих, а также для лиц, замещающих государственные должности ЛНР;

– обеспечение доступа граждан к информации о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления;

– обеспечение независимости средств массовой информации;

– неукоснительное соблюдение принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность;

– совершенствование организации деятельности правоохранительных и контролирующих органов по противодействию коррупции и другие меры.

Согласно закону, гражданин, претендующий на замещение должности государственной службы или муниципальной службы, а также лицо, замещающее должность государственной службы или муниципальной службы, обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера – как собственных, так и супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Кроме того, как сказано в документе, «государственный служащий или муниципальный служащий обязан уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие правоохранительные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений».

«Граждане Луганской Народной Республики, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Луганской Народной Республики», – говорится в законе.

 

Типология коррупции

Чаще всего под коррупцией подразумевают получение взяток, незаконных денежных доходов, государственными бюрократами, которые вымогают их у граждан ради личного обогащения. Однако в более общем смысле слова участниками коррупционных отношений могут быть не только государственные чиновники, но и, например, менеджеры фирм; взятки могут давать не деньгами, а в иной форме; инициаторами коррупционных отношений часто выступают не госчиновники, а предприниматели. Поскольку формы злоупотреблений служебным положением очень многообразны, по разным критериям выделяют различные виды коррупции (Табл. 1).

 

Таблица 1 - Виды коррупции

Критерии типологии коррупции Виды коррупции
Кто злоупотребляет служебным положением Государственная (коррупция госчиновников) Коммерческая (коррупция менеджеров фирм) Политическая (коррупция политических деятелей)
Кто выступает инициатором коррупционных отношений Запрашивание (вымогательство) взяток по инициативе руководящего лица. Подкуп по инициативе просителя
Кто является взяткодателем Индивидуальная взятка (со стороны гражданина) Предпринимательская взятка (со стороны легальной фирмы) Криминальный подкуп (со стороны криминальных предпринимателей – например, наркомафии)
Форма выгоды, получаемой взяткополучателем от коррупции Денежные взятки. Обмен услугами (патронаж, непотизм)
Цели коррупции с точки зрения взяткодателя Ускоряющая взятка (чтобы получивший взятку быстрее делал то, что должен по долгу службы) Тормозящая взятка (чтобы получивший взятку нарушил свои служебные обязанности) Взятка «за доброе отношение» (чтобы получивший взятку не делал надуманных придирок к взяткодателю)
Степень централизации коррупционных отношений Децентрализованная коррупция (каждый взяткодатель действует по собственной инициативе) Централизованная коррупция «снизу вверх» (взятки, регулярно собираемые нижестоящими чиновниками, делятся между ними и более вышестоящими) Централизованная коррупция «сверху вниз» (взятки, регулярно собираемые высшими чиновниками, частично передаются их подчиненным)
Уровень распространения коррупционных отношений Низовая коррупция (в низшем и в среднем эшелонах власти) Верхушечная коррупция (у высших чиновников и политиков) Международная коррупция (в сфере мирохозяйственных отношений)
Степень регулярности коррупционных связей Эпизодическая коррупция Систематическая (институциональная) коррупция Клептократия (коррупция как неотъемлемый компонент властных отношений)

 

Помимо таких традиционных форм коррупции, как получение взяток и злоупотребление служебным положением, на наш взгляд, дополнительно можно выделить следующие виды проявления коррупции, не наказуемые в уголовном порядке:

– непосредственное участие должностных лиц и государственных служащих, депутатов в коммерческой деятельности для извлечения личной или корпоративной прибыли;

– использование служебного положения для «перекачки» государственных денежных средств в целях их «обналичивания» и похищения в коммерческие структуры;

– предоставление льгот для своей корпоративной группы (политической, религиозной, национальной, клановой и т.п.) с отвлечением государственных ресурсов;

– использование служебного положения для воздействия на СМИ для получения личной и корпоративной выгоды;

– использование должностными лицами и государственными служащими подставных лиц и родственников в коммерческих структурах в целях личного обогащения;

– использование служебного положения для манипулирования информацией (искажение, непредоставление, затягивание сроков выдачи и т.п.) в целях извлечения личной и корпоративной выгоды;

– лоббирование решений о принятии нормативных актов в узкогрупповых интересах;

– предоставление государственных финансовых и материальных ресурсов в избирательные фонды отдельных претендентов.

Отдельные проявления коррупции в каждом конкретном случае еще не являются неоспоримым доказательством факта коррумпированности. Они становятся таковыми лишь в определенных комбинациях и при наличии так называемых внешних признаков коррупции (индикаторов).

Можно сделать вывод, что общими признаками коррупционного преступления  являются:

1. Основной или дополнительный объект - интересы государственной службы и государственного управления.

2. Обязательный признак объективной стороны - способ - использование должностных полномочий и связанных с ними возможностей либо иное использование своих полномочий.

3. Обязательный признак субъективной стороны - корыстный мотив или цель.

4. Субъект преступления – лицо, уполномоченное на выполнение государственных функций.

Таким образом, на основе выделенных наиболее значимых признаков возможно сформулировать наиболее подходящее определение коррупционного преступления.

Коррупционные преступления – это умышленные общественно опасные деяния, основным или дополнительным объектом которых являются интересы государственной службы и государственного управления, совершенные лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, равно приравненным к нему лицом, сопряженные с использованием своего положения для получения имущественной выгоды, а также способствование им в противоправном предоставлении имущественных благ, выгод и преимуществ данным лицам.

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 611.