ЛАНДШАФТНАЯ АРХИТЕКТУРА СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ОБЪЕКТОВ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ЛАНДШАФТНАЯ АРХИТЕКТУРА СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ОБЪЕКТОВ

 

Учебное пособие для студентов направления

 35.04.09 «Ландшафтная архитектура» всех форм обучения

 

 

Красноярск, 2017


А.М. Пастухова, М.В. Репях, Н.А. Шенмайер, Е.А.Усова

 


ЛАНДШАФТНАЯ АРХИТЕКТУРА СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ОБЪЕКТОВ

 

 

Учебное пособие для студентов направления

35.04.09 «Ландшафтная архитектура» всех форм обучения

 

 

 

Красноярск, 2017

 

ЛАНДШАФТНАЯ АРХИТЕКТУРА СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ОБЪЕКТОВ: Электронное издание. Учебное пособие для студентов направления 35.04.09 «Ландшафтная архитектура» всех форм обучения.– Красноярск: СибГУ, 2017. – 102 с.

 

        

Составители: А.М. Пастухова, М.В. Репях, Н.А. Шенмайер, Е.А.Усова

 

                                     

    Лекционный материал раскрывает основы создания специализированных объектов ландшафтной архитектуры, формирование парковых ландшафтов и организацию различных видов территорий. Приведены вопросы для контроля знаний студентов.

 

 

Рецензенты:

    канд.биол.наук., научн. сотр. лаб. лесной генетики и селекции

института леса им. В.Н. Сукачева СО РАН Кузьмина Н.А.;

    канд.биол.наук., доцент СибГТУ Ковылина О.П. (секция методсовета СибГУ)

 

Одобрено и рекомендовано к печати редакционно-издательским советом СибГУ.

 

Авторская редакция

 

ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет науки и технологий», 2017

Содержание

  Введение 5
  Лекция 1 Цели и задачи формирования специализированных объектов.   8
  Лекция 2 Типология специализированных садов и парков. Основные понятия, определения, терминология.   15
  Лекция 3 Компоненты ландшафта местности: рельеф, вода, растительность.   22
Лекция 4 Малые архитектурные формы, дорожно-тропиночная сеть специализированных объектов.   44
  Лекция 5 Особенности организации проектирования ботанических садов, спортивных парков, курортных парков   50
  Лекция 6 Особенности организации проектирования пляжных и купальных комплексов, гидро-, аквапарков, детских парков и игровых комплексов     71
  Лекция 7 Создание выставочных садов и парков, этнографических парков, мемориальных садов и парков   62
Заключение 72
Библиографический список 73

Введение

 

Начало третьего тысячелетия заставило обратиться к целому ряду вопросов, без ответа на которые невозможно решать насущные проблемы современности. В число этих вопросов входит проблема взаимоотношений человека и природы, особенно актуальная для развития мегаполисов. В наше время город со всей его сложной системой социально-экономических, психологических и культурных связей является основным типом расселения. Естественная природа все чаще вытесняется из городской среды, несмотря на то, что архитекторы последнего столетия не раз выдвигали разные предложения по созданию городского пространства с учетом организации зеленых зон: от «парков нетронутой природы» в центре мегаполиса до строительства городов-садов. Как оказалось, проблемы взаимодействия человека и природы намного сложнее, чем виделось ранее. Поэтому не удивительно, что в среде специалистов, представляющих разные области знаний, интерес к ландшафтному проектированию и садово-парковой проблематике неуклонно растет. Однако, в последние годы существование старых и организация новых парковых пространств сопряжено с рядом проблем юридического, экономического и этического характера.

 Введение в научный обиход композиционно-образных типов садов и парков и создание на их основе модели искусствоведческого анализа исторических и современных парков позволит исследовать вопросы организации паркового пространства в разные исторические периоды, в том числе в XX - начале XXI в.; обосновать закономерности процесса становления садово-паркового искусства и науки о паркостроении; при всем типологическом многообразии произведений садово-паркового искусства вывести универсальные теоретические модели исторического и современного паркостроения; выявить внутренние динамические связи между теоретическими моделями исторических и современных парков; представить систему эволюции художественно-образных построений садово-парковых композиций.

В результате изучения дисциплины студенты познакомятся с основными средствами и приемами гармонизации пейзажей; закономерным и рациональным сочетанием растений, парковых сооружений и открытых пространств, образующих эстетически полноценную среду обитания человека.

Основная задача проектировщика – формирование парковых ландшафтов, картин, пейзажей, панорам и перспектив, придающих парку привлекательный и запоминающийся облик.

Необходимо также учитывать, что важным и основным требованием при создании парка является использование широкого ассортимента декоративной растительности. Дисциплина «Ландшафтная архитектура специализированных объектов» является профилирующей в структуре учебного плана.

 Курс «Ландшафтная архитектура специализированных объектов» опирается на дисциплины: «Ландшафтно-архитектурные композиции» «Ботаника», «Селекция», «Декоративное растениеводство», «Генетика», «Цветоводство», «Ландшафтное проектирование», «Строительство и содержание объектов ландшафтного строительства». 

Цель освоения дисциплины - формирование знаний и умений в области научных процессов создания специализированных объектов ландшафтной архитектуры, принципах и методах формирования технологии создания садов и парков с учетом их функционального разнообразия.

Задачи изучаемого курса лекций:

- получение необходимых знаний по архитектурно-планировочному формированию садов и парков различных функциональных типов на основе искусственно-созданного ландшафта и на естественных территориях;

- изучение классификации парков, номенклатуры их элементов, методов расчета единовременной вместимости и величины площадей, функционального зонирования;

- освоение специфики проектирования и строительства специализированных объектов ландшафтной архитектуры;

- анализ роли рельефа, воды, садово-парковых сооружений, растительности в структуре специализированных садов и парков.

В результате изучения курса лекций студент должен знать основные методы и приемы проектирования специализированных объектов ландшафтной архитектуры; теоретические основы по типологии, классификации и основные тенденции формирования специализированных садов и парков; основные элементы ландшафтной композиции; ассортимент растений для организации специализированных садов и парков.

Профессиональные компетенции (ПК) обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Ландшафтная архитектура специализированных объектов»:

  ПК-4: способность реализовывать мероприятия по внешнему благоустройству и озеленению территорий для создания благоприятных санитарных и гигиенических условий, повышения уровня комфортности пребывания человека в городской среде, ее общего эстетического обогащения;

ПК-9: способность к организации и проведению всех видов работ на объектах ландшафтной архитектуры;

ПК-21: способность осуществлять планировочную организацию открытых пространств, дизайн внешней среды, проектирование объектов ландшафтной архитектуры, разрабатывать проекты реставрации и реконструкции территорий объектов культурного наследия.

ПК-23: способность проводить технические расчеты по проектам, технико-экономическое обоснование и функционально-стоимостной анализ эффективности проектируемых мероприятий, прогнозирование последствий, нахождение компромиссных решений в планировании и реализации проектов

Лекция 1 (2часа)

ТИПОЛОГИЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ САДОВ И ПАРКОВ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ТЕРМИНОЛОГИЯ.

План

1.1 Основные типы специализированных садов и парков.

1.2  Характеристика наиболее распространенных специализированных садов и парков.

1.3  Функционально-планировочная и композиционно-пространственная организация парков в зависимости от ландшафтных условий.

Выделяются следующие основные типы специализированных садов и парков:

по местоположению:

• городские (общегородского и рай­онного значения);

• сельские;

• загородные;

по функциональному назначению:

• многофункциональные;

• специализированные (спортивные, прогулочные, выставочные, зоологичес­кие, ботанические, этнографические, ме­мориальные, парки развлечений и др.);

по величине:

• большие (более 100 га);

• средние (от 20 до 100 га);

• малые (от 5 до 20 га);

по демографическому признаку:

• детские;

• молодежные;

•для всех возрастных групп населения;

 по природно-ландшафтным условиям:

•на лесных территориях;

•на пойменных территориях;

•на нарушенных территориях;

•гидропарки;

по приемам формирования ландшафта:

· пейзажные;

· регулярные.

Среди специализированных садов и парков наиболее рас­пространены: многофункциональные, детские, спортивные (физкультурно-оз­доровительные), выставочные, зоологи­ческие, ботанические (дендрологичес­кие), парки развлечений.

Многофункциональные парки ши­роко распространенный тип парков, кото­рый обеспечивает большое разнообразие рекреационных занятий и используется всеми категориями населения. В зависи­мости от площади, ландшафтных и градо­строительных условий состав парковых сооружений и устройств варьируется в ши­роком диапазоне. Сооружения и устрой­ства группируются, образуя функциональ­ные зоны: массовых мероприятий, физ­культурно-оздоровительная, развлечений и аттракционов, прогулочная, хозяйствен­ная. Для каждой из них формируется со­ответствующий ее назначению характер рекреационной среды.

Детские парки включают разнообраз­ную номенклатуру парковых сооружений и устройств — игровые городки и площадки, сооружения для спорта и научно-тех­нического творчества, зоны для изучения природы и общения с ней. В пределах пар­ков выделяются зоны для разных возрас­тных групп детей, которые отделяются друг от друга зелеными насаждениями.

Спортивные (физкультурно-оздоро­вительные) парки предназначены для занятий физической культурой и спортом. Потребность в парках этого типа возника­ет, как правило, в крупных городах. В них размещаются спортивные площадки раз­личного назначения, тренировочные ма­нежи, другие спортивные сооружения и устройства, а также большие площади зе­леных насаждений.

Выставочные парки совмещают фун­кции демонстрации достижений науки, культуры, искусства и организации отды­ха населения. Они отличаются большим разнообразием: это и небольшие выстав­ки скульптуры, камней, цветов, и огром­ные парковые пространства, используе­мые для тематических и многопрофиль­ных выставок. Размеры территории и организация пространства во многом оп­ределяются характером экспозиции. На выставочные павильоны и сооружения приходится обычно около 1/3 площади парка, остальную территорию занимают зеленые насаждения, пешеходные связи, места отдыха.

Зоологические парки знакомят посе­тителей с миром животных. При органи­зации территории зоопарков используют­ся разные приемы группировки предста­вителей фауны: по видам, странам света, показ животных данной местности, созда­ние ландшафтных условий, близких к ес­тественной среде обитания животных.

Большой популярностью у посетителей пользуются сафари-парки, в которых звери находятся в относительно свобод­ных естественных условиях, а посетите­ли наблюдают за ними из окон автомо­билей или вагончика подвесных дорог.

Ботанические парки (дендропарки) — это своеобразные коллекции растений. Они отличаются богатством видов и форм зеленых насаждений, формирующих пар­ковые композиции. В ботанических пар­ках, как правило, проводятся исследова­ния по интродукции растений, отбору и распространению их новых, эффективных видов и форм для использования в зеле­ном строительстве, лесном и сельском хозяйстве, медицине. В то же время это и места отдыха населения. Коллекции рас­тений группируются в разнообразные декоративные композиции, представляю­щие художественную ценность.

Парки развлечений отличает шумная праздничная атмосфера и высокая посе­щаемость. Они включают сооружения и устройства, предоставляющие возмож­ность участия в аттракционах, культурно-массовых, зрелищных мероприятиях. Зе­леные насаждения разделяют парковую территорию на зоны и создают защитный барьер между шумными объектами и ок­ружающей застройкой.

    Существенное влияние на функцио­нально-планировочную и композиционно-пространственную организацию пар­ков оказывают ландшафтные условия, в которых они формируются.

Парки на лесных территориях. При формировании парков на основе существующих лесов важно рационально использовать имеющуюся лесную расти­тельность. Парковый ландшафт образует­ся за счет ландшафтных рубок и новых посадок с учетом ландшафтно-таксационной оценки территории. Рубки формиро­вания ведутся на участках с высокой го­ризонтальной и вертикальной сомкнуто­стью полога крон деревьев и кустарников, с большим количеством поврежденных деревьев. Интенсивность рубок форми­рования зависит от состава и простран­ственных качеств лесной растительности, композиционных особенностей созда­ваемого паркового пространства. Реко­мендуемая доля закрытых пространств (сомкнутость полога крон деревьев более 0,6) — 25-35 %, полуоткрытых (сомкну­тость полога крон деревьев 0,5-0,2) — 30-40 %, открытых (сомкнутость полога крон деревьев менее 0,2) — 30-35 %.

Парки на пойменных территориях. Проектирование парков в поймах рек имеет свою специфику, определяемую геоморфологическим строением приреч­ных территорий, почвенными, гидрогео­логическими, микроклиматическими ус­ловиями, требованиями инженерной под­готовки. Парковый ландшафт включает искусственные водоемы и водотоки, об­разуемые при намыве участков под заст­ройку, дамбы для защиты аллей и парко­вых сооружений от паводковых вод, вет­розащитные насаждения. Создание новых акваторий и искусственных форм рельефа должно быть направлено на обогащение композиции паркового ландшафта.

Проводя подсыпку грунта на отдельных участках парка, можно использовать под­земное пространство для устройства туа­летов, автостоянок и других парковых со­оружений.

Важное значение имеет выбор рацио­нальных методов инженерной подготовки территории. При этом часть поймы целесо­образно сохранять в естественном состоя­нии и использовать затопляемые в период половодья участки парка как места отдыха в остальные периоды года. На защищенной от паводков части парка размещаются ос­новные парковые сооружения, спортивные площадки, детские игровые городки.

    Особенностью парков на пойменных землях является наличие обширных от­крытых пространств. Создание в приреч­ной зоне больших полян, широких аллей, хорошо проветриваемых и прогреваемых солнцем, позволяет избежать образова­ния очагов холода, наземных туманов и тем самым улучшить микроклиматические характеристики территории. Ассортимент деревьев и кустарников для парков на пойменных землях подбирается с учетом особенностей почв и грунтов, условий затопляемости и подтопляемости, а так­же возможных заморозков в вегетацион­ный период.

    Гидропарки. В поймах рек создаются гидропарки, включающие большие водные поверхности. Относительно высокая стоимость их строительства, связанная со значитель­ным объемом гидротехнических работ и работ по инженерной подготовке терри­тории, экономически оправданна только при большой потребности в парках, по­этому гидропарки строятся, как правило, в больших городах. Причем проектирова­ние гидропарков целесообразно вести па­раллельно с проектированием районов нового строительства на намывных зем­лях. Комплексная организация земляных работ на смежных территориях застраива­емого района и гидропарка позволяет су­щественно снизить стоимость строитель­ства гидропарка за счет использования образующихся после намыва земли карь­еров для создания парковых водоемов.

Основной функцией гидропарков явля­ется отдых у воды и на воде, поэтому в их составе предусматриваются пляжи со спортивными площадками, лодочные стан­ции, яхтклубы, гребные каналы. Основу композиции гидропарков составляют во­доемы. Рекомендуемая доля открытых пространств — 65-70 % (в том числе во­доемов — 40-45 %), полуоткрытых — 15-20, закрытых —10-15 %. Древесно-кустар­никовые насаждения, выполняя декоратив­ную функцию, используются также для укрепления берегов, защиты от ветра, регу­лирования поверхностного стока.

Парки на рекультивированных территориях. Территориальных резервов для созда­ния новых парков в городах крайне мало. Поэтому рекультивация, то есть искусст­венное восстановление нарушенных тер­риторий, является одним из способов уве­личения площади парков в городах.

    Современная строительная техника по­зволяет перемещать большие объемы грунта, создавать искусственный рельеф, водные объекты с заданными свойства­ми. Тенденция создания парков на месте бывших свалок, снесенной производ­ственной и складской застройки приоб­ретает все большее распространение, особенно в больших городах, где наибо­лее остро ощущается дефицит территори­альных ресурсов.

Сельские парки обычно располагают­ся вблизи общественного центра поселе­ния, школы, при этом главный вход в парк размещается со стороны главной улицы или общественного центра. Сельские пар­ки проектируются многофункциональны­ми с выделением зон: физкультуры и спорта со спортивным ядром; массовых игр с полянами и эстрадой для танцев и концертов; игровых комплексов для детей (из расчета обслуживания 25 % посетите­лей в возрасте от 7 до 14 лет); тихого от­дыха. Учитывая близость сельских поселе­ний к естественной природе, большую зону тихого отдыха можно не создавать.

Важное значение для сельских парков имеет зона физкультуры и спорта со ста­дионом и трибунами для зрителей, други­ми спортивными площадками и сооруже­ниями. Стадион в сельских поселениях используется не только для проведения спортивных соревнований, но и для орга­низации праздников, других массовых ме­роприятий, а в будние дни — для физкуль­турных и спортивных занятий школьников. Поэтому следует предусматривать удобную связь спортивного ядра со школьным ком­плексом.

Для сельских парков характерно орга­ничное включение парковых композиций в окружающую природную среду. Парки обычно размещаются вблизи рек, озер, водохранилищ, вдоль которых создаются прогулочные аллеи, видовые площадки. Основу зеленых насаждений составляют местные виды [13].

Контрольные вопросы

1. Перечислите типы специализированных садов и парков.

2. Охарактеризуйте наиболее распространенные специализированные сады и парки.

3. Как влияют ландшафтные условия на функционально-планировочную и композиционно-пространственную организацию парков.

 

Лекция 3 (4 часа)

Библиографический список

 

1. Архитектурно-ландшафтный дизайн: теория и практика: [учеб. пособие] / [Г. А. Потаев и др.] ; под общ. ред. Г. А. Потаева. - М.: ФОРУМ, 2013. 2. Брукс, Д. Краткая энциклопедия садового дизайна: [пер. с англ.] / Джон Брукс. - М. [и др.]: [БММ], 2008. - 223 с. 3. Боговая, И.О. Ландшафтные композиции / И.О. Боговая. – Лекции для ЛХФ, спец. 1512 «Озеленение населенных мест». – Л.: ЛТА, 1977. – 38 с. 4. Вергунов, А. П. Ландшафтное проектирование: учеб. пособие для вузов / Вергунов А. П., Денисов М. Ф., Ожегов С. С. - М. : Высш. шк., 1991. - 240 с. 5. Гостев, В.Ф. Проектирование садов и парков / В.Ф. Гостев, Н.Н. Юскевич – М.: Стройиздат, 1991. – 340 с. 6. Забелина, Е. В. Поиск новых форм в ландшафтной архитектуре : [учеб. пособие по направлению "Архитектура"] / Е. В. Забелина. - М.: Архитектура-С, 2005. - 158 с. 7. Крижановская, Н. Я. Основы ландшафтного дизайна [Текст]: [учебник] / Н. Я. Крижановская. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 204 с. 8. Кругляк, В. В. Современные тенденции развития ландшафтной архитектуры: [учеб. пособие для специальности 250203] / В. В. Кругляк, Е. Н. Перелыгина, А. С. Дарковская. - Воронеж: Изд-во ВГЛТА, 2009. - 276 с. 9. Лоскутов, Р.И. Декоративные древесные растения для озеленения городов и посёлков / Р.И. Лоскутов.- Красноярск: КГУ, 1993.- 184 с. 10. Панкратов, В. П. Ландшафтный дизайн малых пространств: учеб. пособие: [для вузов по специальности "Садово-парковое и ландшафт. стр-во"] / В. П. Панкратов. - М.: Изд-во МГУЛ, 2004. - 284 с. 11. Разумовский, Ю. В. Ландшафтное проектирование: [учебное пособие для вузов по специальности 250203 "Садово-парковое и ландшафтное строительство"] / Ю. В. Разумовский, Л. М. Фурсова, В. С. Теодоронский. - Москва: ФОРУМ, 2014. - 144 с. 12. Сокольская, О.Б. Ландшафтная архитектура: специализированные объекты: [учеб. пособие для вузов по специальности "Садово-парковое и ландшафт. стр-во"] / О. Б. Сокольская, В. С. Теодоронский, А. П. Вергунов. - М.: Академия, 2007. - 222 с. 13. Сокольская, О.Б. Ландшафтная архитектура: Специализированные объекты: [учеб. пособие для вузов по специальности "Садово-парков. и ландшафт. стр-во"] / О. Б. Сокольская, В. С. Теодоронский, А. П. Вергунов. - 2-е изд., стер.. - М.: Академия, 2008. - 224 с. 14. Сокольская, О. Б. Специализированные объекты ландшафтной архитектуры: проектирование, строительство, содержание: [учебное пособие для бакалавров по направлению "Ландшафтная архитектура"]/ О. Б. Сокольская, В. С. Теодоронский. - Санкт-Петербург; Москва; Краснодар: Лань, 2015. – 707 с. 15. Сокольская, О. Б. Садово-парковое искусство: формирование и развитие: учебное пособие/ О. Б. Сокольская. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - Санкт-Петербург: Лань, 2013. - 551 с. 16. Теодоронский, В. С. Ландшафтная архитектура и садово-парковое строительство [Текст]: Обзор / Теодоронский В.С., Степанов Б.В. - М.: Изд-во МГУЛ, 2001. - 95 с. 17. Теодоронский, В.С. Садово-парковое строительство: Учебник для студентов специальности 260500 / В.С. Теодоронский.- М.: МГУЛ, 2003.-    336 с. 18. Таран, И.В. Пейзажные группы для рекреационного строительства / Таран И.В, Агапова А.Н.– Новосибирск: Наука, 1981. – 141 с. 19. Фатиев, М.М. Строительство и эксплуатация объектов городского озеленения: учебное пособие / М.М. Фатиев, В.С. Теодоронский. – М.: ФОРУМ, 2011. – 240 с. 20. Цветы в саду и ландшафтный дизайн / Сост.: А.В.Лазарева, М.В. Рубайло, Т.И.Кузнецова и др. - М.: Аделант, 2001. - 494 с.   Альбина Михайловна Пастухова Марина Вадимовна Репях Наталья Алексеевна Шенмайер Елена Александровна Усова    
         

 

 

ЛАНДШАФТНАЯ АРХИТЕКТУРА СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ОБЪЕКТОВ

 

Учебное пособие для студентов направления

 35.04.09 «Ландшафтная архитектура» всех форм обучения

 

 

Красноярск, 2017


А.М. Пастухова, М.В. Репях, Н.А. Шенмайер, Е.А.Усова

 


Дата: 2018-11-18, просмотров: 1150.