ЛАНДШАФТНАЯ АРХИТЕКТУРА СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ОБЪЕКТОВ
Учебное пособие для студентов направления
35.04.09 «Ландшафтная архитектура» всех форм обучения
Красноярск, 2017
А.М. Пастухова, М.В. Репях, Н.А. Шенмайер, Е.А.Усова
ЛАНДШАФТНАЯ АРХИТЕКТУРА СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ОБЪЕКТОВ
Учебное пособие для студентов направления
35.04.09 «Ландшафтная архитектура» всех форм обучения
Красноярск, 2017
ЛАНДШАФТНАЯ АРХИТЕКТУРА СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ОБЪЕКТОВ: Электронное издание. Учебное пособие для студентов направления 35.04.09 «Ландшафтная архитектура» всех форм обучения.– Красноярск: СибГУ, 2017. – 102 с.
Составители: А.М. Пастухова, М.В. Репях, Н.А. Шенмайер, Е.А.Усова
Лекционный материал раскрывает основы создания специализированных объектов ландшафтной архитектуры, формирование парковых ландшафтов и организацию различных видов территорий. Приведены вопросы для контроля знаний студентов.
Рецензенты:
канд.биол.наук., научн. сотр. лаб. лесной генетики и селекции
института леса им. В.Н. Сукачева СО РАН Кузьмина Н.А.;
канд.биол.наук., доцент СибГТУ Ковылина О.П. (секция методсовета СибГУ)
Одобрено и рекомендовано к печати редакционно-издательским советом СибГУ.
Авторская редакция
ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет науки и технологий», 2017
Содержание
Введение | 5 |
Лекция 1 Цели и задачи формирования специализированных объектов. | 8 |
Лекция 2 Типология специализированных садов и парков. Основные понятия, определения, терминология. | 15 |
Лекция 3 Компоненты ландшафта местности: рельеф, вода, растительность. | 22 |
Лекция 4 Малые архитектурные формы, дорожно-тропиночная сеть специализированных объектов. | 44 |
Лекция 5 Особенности организации проектирования ботанических садов, спортивных парков, курортных парков | 50 |
Лекция 6 Особенности организации проектирования пляжных и купальных комплексов, гидро-, аквапарков, детских парков и игровых комплексов | 71 |
Лекция 7 Создание выставочных садов и парков, этнографических парков, мемориальных садов и парков | 62 |
Заключение | 72 |
Библиографический список | 73 |
Введение
Начало третьего тысячелетия заставило обратиться к целому ряду вопросов, без ответа на которые невозможно решать насущные проблемы современности. В число этих вопросов входит проблема взаимоотношений человека и природы, особенно актуальная для развития мегаполисов. В наше время город со всей его сложной системой социально-экономических, психологических и культурных связей является основным типом расселения. Естественная природа все чаще вытесняется из городской среды, несмотря на то, что архитекторы последнего столетия не раз выдвигали разные предложения по созданию городского пространства с учетом организации зеленых зон: от «парков нетронутой природы» в центре мегаполиса до строительства городов-садов. Как оказалось, проблемы взаимодействия человека и природы намного сложнее, чем виделось ранее. Поэтому не удивительно, что в среде специалистов, представляющих разные области знаний, интерес к ландшафтному проектированию и садово-парковой проблематике неуклонно растет. Однако, в последние годы существование старых и организация новых парковых пространств сопряжено с рядом проблем юридического, экономического и этического характера.
Введение в научный обиход композиционно-образных типов садов и парков и создание на их основе модели искусствоведческого анализа исторических и современных парков позволит исследовать вопросы организации паркового пространства в разные исторические периоды, в том числе в XX - начале XXI в.; обосновать закономерности процесса становления садово-паркового искусства и науки о паркостроении; при всем типологическом многообразии произведений садово-паркового искусства вывести универсальные теоретические модели исторического и современного паркостроения; выявить внутренние динамические связи между теоретическими моделями исторических и современных парков; представить систему эволюции художественно-образных построений садово-парковых композиций.
В результате изучения дисциплины студенты познакомятся с основными средствами и приемами гармонизации пейзажей; закономерным и рациональным сочетанием растений, парковых сооружений и открытых пространств, образующих эстетически полноценную среду обитания человека.
Основная задача проектировщика – формирование парковых ландшафтов, картин, пейзажей, панорам и перспектив, придающих парку привлекательный и запоминающийся облик.
Необходимо также учитывать, что важным и основным требованием при создании парка является использование широкого ассортимента декоративной растительности. Дисциплина «Ландшафтная архитектура специализированных объектов» является профилирующей в структуре учебного плана.
Курс «Ландшафтная архитектура специализированных объектов» опирается на дисциплины: «Ландшафтно-архитектурные композиции» «Ботаника», «Селекция», «Декоративное растениеводство», «Генетика», «Цветоводство», «Ландшафтное проектирование», «Строительство и содержание объектов ландшафтного строительства».
Цель освоения дисциплины - формирование знаний и умений в области научных процессов создания специализированных объектов ландшафтной архитектуры, принципах и методах формирования технологии создания садов и парков с учетом их функционального разнообразия.
Задачи изучаемого курса лекций:
- получение необходимых знаний по архитектурно-планировочному формированию садов и парков различных функциональных типов на основе искусственно-созданного ландшафта и на естественных территориях;
- изучение классификации парков, номенклатуры их элементов, методов расчета единовременной вместимости и величины площадей, функционального зонирования;
- освоение специфики проектирования и строительства специализированных объектов ландшафтной архитектуры;
- анализ роли рельефа, воды, садово-парковых сооружений, растительности в структуре специализированных садов и парков.
В результате изучения курса лекций студент должен знать основные методы и приемы проектирования специализированных объектов ландшафтной архитектуры; теоретические основы по типологии, классификации и основные тенденции формирования специализированных садов и парков; основные элементы ландшафтной композиции; ассортимент растений для организации специализированных садов и парков.
Профессиональные компетенции (ПК) обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Ландшафтная архитектура специализированных объектов»:
ПК-4: способность реализовывать мероприятия по внешнему благоустройству и озеленению территорий для создания благоприятных санитарных и гигиенических условий, повышения уровня комфортности пребывания человека в городской среде, ее общего эстетического обогащения;
ПК-9: способность к организации и проведению всех видов работ на объектах ландшафтной архитектуры;
ПК-21: способность осуществлять планировочную организацию открытых пространств, дизайн внешней среды, проектирование объектов ландшафтной архитектуры, разрабатывать проекты реставрации и реконструкции территорий объектов культурного наследия.
ПК-23: способность проводить технические расчеты по проектам, технико-экономическое обоснование и функционально-стоимостной анализ эффективности проектируемых мероприятий, прогнозирование последствий, нахождение компромиссных решений в планировании и реализации проектов
Лекция 1 (2часа)
ТИПОЛОГИЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ САДОВ И ПАРКОВ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ТЕРМИНОЛОГИЯ.
План
1.1 Основные типы специализированных садов и парков.
1.2 Характеристика наиболее распространенных специализированных садов и парков.
1.3 Функционально-планировочная и композиционно-пространственная организация парков в зависимости от ландшафтных условий.
Выделяются следующие основные типы специализированных садов и парков:
по местоположению:
• городские (общегородского и районного значения);
• сельские;
• загородные;
по функциональному назначению:
• многофункциональные;
• специализированные (спортивные, прогулочные, выставочные, зоологические, ботанические, этнографические, мемориальные, парки развлечений и др.);
по величине:
• большие (более 100 га);
• средние (от 20 до 100 га);
• малые (от 5 до 20 га);
по демографическому признаку:
• детские;
• молодежные;
•для всех возрастных групп населения;
по природно-ландшафтным условиям:
•на лесных территориях;
•на пойменных территориях;
•на нарушенных территориях;
•гидропарки;
по приемам формирования ландшафта:
· пейзажные;
· регулярные.
Среди специализированных садов и парков наиболее распространены: многофункциональные, детские, спортивные (физкультурно-оздоровительные), выставочные, зоологические, ботанические (дендрологические), парки развлечений.
Многофункциональные парки – широко распространенный тип парков, который обеспечивает большое разнообразие рекреационных занятий и используется всеми категориями населения. В зависимости от площади, ландшафтных и градостроительных условий состав парковых сооружений и устройств варьируется в широком диапазоне. Сооружения и устройства группируются, образуя функциональные зоны: массовых мероприятий, физкультурно-оздоровительная, развлечений и аттракционов, прогулочная, хозяйственная. Для каждой из них формируется соответствующий ее назначению характер рекреационной среды.
Детские парки включают разнообразную номенклатуру парковых сооружений и устройств — игровые городки и площадки, сооружения для спорта и научно-технического творчества, зоны для изучения природы и общения с ней. В пределах парков выделяются зоны для разных возрастных групп детей, которые отделяются друг от друга зелеными насаждениями.
Спортивные (физкультурно-оздоровительные) парки предназначены для занятий физической культурой и спортом. Потребность в парках этого типа возникает, как правило, в крупных городах. В них размещаются спортивные площадки различного назначения, тренировочные манежи, другие спортивные сооружения и устройства, а также большие площади зеленых насаждений.
Выставочные парки совмещают функции демонстрации достижений науки, культуры, искусства и организации отдыха населения. Они отличаются большим разнообразием: это и небольшие выставки скульптуры, камней, цветов, и огромные парковые пространства, используемые для тематических и многопрофильных выставок. Размеры территории и организация пространства во многом определяются характером экспозиции. На выставочные павильоны и сооружения приходится обычно около 1/3 площади парка, остальную территорию занимают зеленые насаждения, пешеходные связи, места отдыха.
Зоологические парки знакомят посетителей с миром животных. При организации территории зоопарков используются разные приемы группировки представителей фауны: по видам, странам света, показ животных данной местности, создание ландшафтных условий, близких к естественной среде обитания животных.
Большой популярностью у посетителей пользуются сафари-парки, в которых звери находятся в относительно свободных естественных условиях, а посетители наблюдают за ними из окон автомобилей или вагончика подвесных дорог.
Ботанические парки (дендропарки) — это своеобразные коллекции растений. Они отличаются богатством видов и форм зеленых насаждений, формирующих парковые композиции. В ботанических парках, как правило, проводятся исследования по интродукции растений, отбору и распространению их новых, эффективных видов и форм для использования в зеленом строительстве, лесном и сельском хозяйстве, медицине. В то же время это и места отдыха населения. Коллекции растений группируются в разнообразные декоративные композиции, представляющие художественную ценность.
Парки развлечений отличает шумная праздничная атмосфера и высокая посещаемость. Они включают сооружения и устройства, предоставляющие возможность участия в аттракционах, культурно-массовых, зрелищных мероприятиях. Зеленые насаждения разделяют парковую территорию на зоны и создают защитный барьер между шумными объектами и окружающей застройкой.
Существенное влияние на функционально-планировочную и композиционно-пространственную организацию парков оказывают ландшафтные условия, в которых они формируются.
Парки на лесных территориях. При формировании парков на основе существующих лесов важно рационально использовать имеющуюся лесную растительность. Парковый ландшафт образуется за счет ландшафтных рубок и новых посадок с учетом ландшафтно-таксационной оценки территории. Рубки формирования ведутся на участках с высокой горизонтальной и вертикальной сомкнутостью полога крон деревьев и кустарников, с большим количеством поврежденных деревьев. Интенсивность рубок формирования зависит от состава и пространственных качеств лесной растительности, композиционных особенностей создаваемого паркового пространства. Рекомендуемая доля закрытых пространств (сомкнутость полога крон деревьев более 0,6) — 25-35 %, полуоткрытых (сомкнутость полога крон деревьев 0,5-0,2) — 30-40 %, открытых (сомкнутость полога крон деревьев менее 0,2) — 30-35 %.
Парки на пойменных территориях. Проектирование парков в поймах рек имеет свою специфику, определяемую геоморфологическим строением приречных территорий, почвенными, гидрогеологическими, микроклиматическими условиями, требованиями инженерной подготовки. Парковый ландшафт включает искусственные водоемы и водотоки, образуемые при намыве участков под застройку, дамбы для защиты аллей и парковых сооружений от паводковых вод, ветрозащитные насаждения. Создание новых акваторий и искусственных форм рельефа должно быть направлено на обогащение композиции паркового ландшафта.
Проводя подсыпку грунта на отдельных участках парка, можно использовать подземное пространство для устройства туалетов, автостоянок и других парковых сооружений.
Важное значение имеет выбор рациональных методов инженерной подготовки территории. При этом часть поймы целесообразно сохранять в естественном состоянии и использовать затопляемые в период половодья участки парка как места отдыха в остальные периоды года. На защищенной от паводков части парка размещаются основные парковые сооружения, спортивные площадки, детские игровые городки.
Особенностью парков на пойменных землях является наличие обширных открытых пространств. Создание в приречной зоне больших полян, широких аллей, хорошо проветриваемых и прогреваемых солнцем, позволяет избежать образования очагов холода, наземных туманов и тем самым улучшить микроклиматические характеристики территории. Ассортимент деревьев и кустарников для парков на пойменных землях подбирается с учетом особенностей почв и грунтов, условий затопляемости и подтопляемости, а также возможных заморозков в вегетационный период.
Гидропарки. В поймах рек создаются гидропарки, включающие большие водные поверхности. Относительно высокая стоимость их строительства, связанная со значительным объемом гидротехнических работ и работ по инженерной подготовке территории, экономически оправданна только при большой потребности в парках, поэтому гидропарки строятся, как правило, в больших городах. Причем проектирование гидропарков целесообразно вести параллельно с проектированием районов нового строительства на намывных землях. Комплексная организация земляных работ на смежных территориях застраиваемого района и гидропарка позволяет существенно снизить стоимость строительства гидропарка за счет использования образующихся после намыва земли карьеров для создания парковых водоемов.
Основной функцией гидропарков является отдых у воды и на воде, поэтому в их составе предусматриваются пляжи со спортивными площадками, лодочные станции, яхтклубы, гребные каналы. Основу композиции гидропарков составляют водоемы. Рекомендуемая доля открытых пространств — 65-70 % (в том числе водоемов — 40-45 %), полуоткрытых — 15-20, закрытых —10-15 %. Древесно-кустарниковые насаждения, выполняя декоративную функцию, используются также для укрепления берегов, защиты от ветра, регулирования поверхностного стока.
Парки на рекультивированных территориях. Территориальных резервов для создания новых парков в городах крайне мало. Поэтому рекультивация, то есть искусственное восстановление нарушенных территорий, является одним из способов увеличения площади парков в городах.
Современная строительная техника позволяет перемещать большие объемы грунта, создавать искусственный рельеф, водные объекты с заданными свойствами. Тенденция создания парков на месте бывших свалок, снесенной производственной и складской застройки приобретает все большее распространение, особенно в больших городах, где наиболее остро ощущается дефицит территориальных ресурсов.
Сельские парки обычно располагаются вблизи общественного центра поселения, школы, при этом главный вход в парк размещается со стороны главной улицы или общественного центра. Сельские парки проектируются многофункциональными с выделением зон: физкультуры и спорта со спортивным ядром; массовых игр с полянами и эстрадой для танцев и концертов; игровых комплексов для детей (из расчета обслуживания 25 % посетителей в возрасте от 7 до 14 лет); тихого отдыха. Учитывая близость сельских поселений к естественной природе, большую зону тихого отдыха можно не создавать.
Важное значение для сельских парков имеет зона физкультуры и спорта со стадионом и трибунами для зрителей, другими спортивными площадками и сооружениями. Стадион в сельских поселениях используется не только для проведения спортивных соревнований, но и для организации праздников, других массовых мероприятий, а в будние дни — для физкультурных и спортивных занятий школьников. Поэтому следует предусматривать удобную связь спортивного ядра со школьным комплексом.
Для сельских парков характерно органичное включение парковых композиций в окружающую природную среду. Парки обычно размещаются вблизи рек, озер, водохранилищ, вдоль которых создаются прогулочные аллеи, видовые площадки. Основу зеленых насаждений составляют местные виды [13].
Контрольные вопросы
1. Перечислите типы специализированных садов и парков.
2. Охарактеризуйте наиболее распространенные специализированные сады и парки.
3. Как влияют ландшафтные условия на функционально-планировочную и композиционно-пространственную организацию парков.
Лекция 3 (4 часа)
Библиографический список
1. Архитектурно-ландшафтный дизайн: теория и практика: [учеб. пособие] / [Г. А. Потаев и др.] ; под общ. ред. Г. А. Потаева. - М.: ФОРУМ, 2013. 2. Брукс, Д. Краткая энциклопедия садового дизайна: [пер. с англ.] / Джон Брукс. - М. [и др.]: [БММ], 2008. - 223 с. 3. Боговая, И.О. Ландшафтные композиции / И.О. Боговая. – Лекции для ЛХФ, спец. 1512 «Озеленение населенных мест». – Л.: ЛТА, 1977. – 38 с. 4. Вергунов, А. П. Ландшафтное проектирование: учеб. пособие для вузов / Вергунов А. П., Денисов М. Ф., Ожегов С. С. - М. : Высш. шк., 1991. - 240 с. 5. Гостев, В.Ф. Проектирование садов и парков / В.Ф. Гостев, Н.Н. Юскевич – М.: Стройиздат, 1991. – 340 с. 6. Забелина, Е. В. Поиск новых форм в ландшафтной архитектуре : [учеб. пособие по направлению "Архитектура"] / Е. В. Забелина. - М.: Архитектура-С, 2005. - 158 с. 7. Крижановская, Н. Я. Основы ландшафтного дизайна [Текст]: [учебник] / Н. Я. Крижановская. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 204 с. 8. Кругляк, В. В. Современные тенденции развития ландшафтной архитектуры: [учеб. пособие для специальности 250203] / В. В. Кругляк, Е. Н. Перелыгина, А. С. Дарковская. - Воронеж: Изд-во ВГЛТА, 2009. - 276 с. 9. Лоскутов, Р.И. Декоративные древесные растения для озеленения городов и посёлков / Р.И. Лоскутов.- Красноярск: КГУ, 1993.- 184 с. 10. Панкратов, В. П. Ландшафтный дизайн малых пространств: учеб. пособие: [для вузов по специальности "Садово-парковое и ландшафт. стр-во"] / В. П. Панкратов. - М.: Изд-во МГУЛ, 2004. - 284 с. 11. Разумовский, Ю. В. Ландшафтное проектирование: [учебное пособие для вузов по специальности 250203 "Садово-парковое и ландшафтное строительство"] / Ю. В. Разумовский, Л. М. Фурсова, В. С. Теодоронский. - Москва: ФОРУМ, 2014. - 144 с. 12. Сокольская, О.Б. Ландшафтная архитектура: специализированные объекты: [учеб. пособие для вузов по специальности "Садово-парковое и ландшафт. стр-во"] / О. Б. Сокольская, В. С. Теодоронский, А. П. Вергунов. - М.: Академия, 2007. - 222 с. 13. Сокольская, О.Б. Ландшафтная архитектура: Специализированные объекты: [учеб. пособие для вузов по специальности "Садово-парков. и ландшафт. стр-во"] / О. Б. Сокольская, В. С. Теодоронский, А. П. Вергунов. - 2-е изд., стер.. - М.: Академия, 2008. - 224 с. 14. Сокольская, О. Б. Специализированные объекты ландшафтной архитектуры: проектирование, строительство, содержание: [учебное пособие для бакалавров по направлению "Ландшафтная архитектура"]/ О. Б. Сокольская, В. С. Теодоронский. - Санкт-Петербург; Москва; Краснодар: Лань, 2015. – 707 с. 15. Сокольская, О. Б. Садово-парковое искусство: формирование и развитие: учебное пособие/ О. Б. Сокольская. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - Санкт-Петербург: Лань, 2013. - 551 с. 16. Теодоронский, В. С. Ландшафтная архитектура и садово-парковое строительство [Текст]: Обзор / Теодоронский В.С., Степанов Б.В. - М.: Изд-во МГУЛ, 2001. - 95 с. 17. Теодоронский, В.С. Садово-парковое строительство: Учебник для студентов специальности 260500 / В.С. Теодоронский.- М.: МГУЛ, 2003.- 336 с. 18. Таран, И.В. Пейзажные группы для рекреационного строительства / Таран И.В, Агапова А.Н.– Новосибирск: Наука, 1981. – 141 с. 19. Фатиев, М.М. Строительство и эксплуатация объектов городского озеленения: учебное пособие / М.М. Фатиев, В.С. Теодоронский. – М.: ФОРУМ, 2011. – 240 с. 20. Цветы в саду и ландшафтный дизайн / Сост.: А.В.Лазарева, М.В. Рубайло, Т.И.Кузнецова и др. - М.: Аделант, 2001. - 494 с. Альбина Михайловна Пастухова Марина Вадимовна Репях Наталья Алексеевна Шенмайер Елена Александровна Усова | |
ЛАНДШАФТНАЯ АРХИТЕКТУРА СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ОБЪЕКТОВ
Учебное пособие для студентов направления
35.04.09 «Ландшафтная архитектура» всех форм обучения
Красноярск, 2017
А.М. Пастухова, М.В. Репях, Н.А. Шенмайер, Е.А.Усова
Дата: 2018-11-18, просмотров: 1269.