Общая характеристика ребенка
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Во время стандартизированной беседы с ребенком оценивается состояние трех областей психического функционирования:

•ориентировка в месте, времени, в некоторых своих личных данных;

•критичность;

•адекватность поведения и эмоциональных реакций в ситуации обследования.

 

Кроме того, с помощью специально разработанного для дошкольников варианта корректурной пробы исследуются умственная работоспособность и концентрация внимания ребенка. В этой пробе ребенку от4 лет предлагается лист со 104 трудно вербализуемыми фигурами 10 видов, чередующимися в случайном порядке. Количество фигурок каждого вида различно. Исследователь зачеркивает фигурку типа четырехконечной звездочки и предлагает ребенку: «Мы с тобой поиграем в разведчиков. Разведчики всегда очень внимательны. Я сейчас засеку время и посмотрю, сколько ты найдешь точно таких же фигурок, пока я не скажу “Стоп”». Регистрируются количество найденных за 1 минуту правильных фигурок, количество и тип ошибок: перцептивно близкие/перцептивно далекие (например, различные звездочки или звездочка/сердечко).

 

Исследование движений и действий

При исследовании двигательных функций в нейропсихологическом обследовании применяют и оценивают выполнение следующих тестов из Луриевской батареи.

1.Проба на реципрокную координацию (с 4 лет). Обследователь кладет на стол обе кисти, одна из которых сжата в кулак, а у другой распрямлены пальцы. Затем, не меняя местоположения рук на столе, обследователь одновременно одну кисть разжимает, а другую сжимает в кулак. После нескольких показов предлагается ребенку выполнять  такие же движения вместе. С 4-летним малышом весь тест выполняется сопряженно, а начиная с 5 лет после нескольких сопряженных движений ребенок может выполнять пробу на реципрокную координацию самостоятельно.

2.Проба на праксис позы пальцев. Ребенку предлагается поиграть в «ловкие пальчики» — последовательно повторять каждую из указанных в протоколе поз пальцев руки: вытянуть по одному второй, пятый, второй и третий, второй и пятый пальцы; сложить пальцы в кольцо, положить пальцы друг на друга. Поочередно обследуют обе руки, начиная обследование с ведущей.

3.Проба на оральный праксис (с 4 лет). Ребенку предлагается поиграть в «рожицы» — последовательно имитировать каждое из показанных обследователем движений оральной мускулатуры: надуть щеки, надуть одну щеку, поцокать, упереть язык в щеку.

4.Пробы на динамический праксис. Ребенку предлагают поиграть в «ловкие ручки». Обследующий показывает три раза различные последовательности движений кисти («кулак— ребро» — упрощенный вариант для детей3 лет; «кулак— ребро»/«ладонь—кулак»— для детей 4 лет и «ладонь—кулак— ребро»/«кулак—ладонь—ребро» — для детей старше 5 лет).

Затем просит повторить их другой поочередно, начиная с первой. Обследуются обе руки. Кроме того, дети от 5 лет выполняют графическую пробу на динамический праксис: продолжить рисовать, не отрывая карандаш, узор, составленный из двух сменяющихся элементов.

5.Рисунок (копирование) простых геометрических фигур: круг и квадрат— для детей 3 лет, круг, треугольник и квадрат — для детей 4 лет; круг, треугольник, квадрат и ромб, а также 3 фигур из методики Денманна для детей от 5 лет.

6.Проба на условные реакции выбора (для детей от 5 лет).

Ребенку дается инструкция «поиграть во внимательных моряков-сигнальщиков»: в ответ на поднятый кулак поднять палец, а в ответ на поднятый палец поднять кулак. После усвоения инструкции три раза происходит последовательное чередование движений — «палец—кулак» (создание двигательного стереотипа), после чего дважды подряд предъявляется одно и то же движение, а затем другое (ломка стереотипа).

7.Проба на воспроизведение ритмических структур (для детей от 5 лет).Ребенку предлагается «поиграть в радистов»: последовательно воспроизводить ведущей рукой группы ритмических структур.

 

Исследование гнозиса

Исследование гностических функций включает следующее.

1.Пробы на предметный гнозис: узнавание реалистичных изображений, а с 4 лет — перечеркнутых и наложенных изображений: «Давай найдем спрятавшиеся картинки». При этом обследующий обращает внимание не только на полноту ответа, но и на такие особенности, как последовательность называния реальных предметов: слева направо или справа налево; невнимание (вплоть до игнорирования) к одной из сторон пространства; хаотичность и импульсивность деятельности.

2.Пробы на акустический гнозис («Игра в радистов»— оценка ритмических структур)— с 4 лет 3.Узнавание пространственно ориентированных простых фигур (с 4 лет—модифицированный тест Бентона).  Ребенку предлагается в протоколе соединить карандашом одинаковые фигуры.

4.Проба на идентификацию эмоций (с 5 лет).Изображены люди и животные в разном эмоциональном состоянии: веселые, злые и испуганные (по 3–4 на каждое состояние — всего10 картинок). Внизу даны изображения 5 кошек: веселой, грустной, злой, гордой, испуганной. Ребенку предлагается отправить (соединить ниточками/полосками разного цвета) всех веселых зверюшек и людей (красный цвет полоски) к веселой киске, всех злых (черный цвет) к злой кошке и всех испуганных (желтый цвет) к испуганной кошке.

Возможно также выполнение этой пробы в форме классификации отдельных карточек с изображениями эмоциональных состояний по заданным образцам: 5 кошек в разных эмоциональных состояниях. Регистрируются общее количество и тип ошибок: смешение знака эмоции (веселый/грустный) или качества эмоции (веселый/гордый).

 

Исследование речевых функций

Исследование речевых функций включает следующее.

1.Оценку спонтанной речи в диалоге и при описании картинок: просодики речи (отсутствие смазанности, гнусавости, заикания, скандированности, монотонности, дисфонии); грамматического оформления речи (развернутость фраз не менее чем до трехчленной субъект-предикат-объектной конструкции; отсутствие аграмматизмов (нарушений согласования слов в предложении, замен или пропусков служебных слов)); сформированность активного словаря (наличие глаголов и определений, а к 5 годам— местоимений, отсутствие вербальных и литеральных парафазий).

2.Пробы на называние 12–14 (в зависимости от возраста) предметных изображений, а с 4 лет— и низкочастотных слов (ножка у скамейки, шляпка у гриба, носик у чайника и— с 5 лет— пряжка у ремня.

3.Пробы на понимание (соотнесение с картинкой) слов: 6 отдельных слов для детей 3 лет и 4 пары слов для детей старше 4 лет.

4.Пробы на понимание (соотнесение с картинкой) логико-грамматических конструкций: 3 прямые активные обратимые конструкции для 4-летних детей («Мальчик спасает девочку», «Мальчик поймал девочку», «Грузовик обрызгал машину») и 6 активных и пассивных обратимых конструкции для более старших детей («Мальчик спасает девочку», «Мальчик поймал девочку», «Грузовик обрызгал машину», «Книга прикрыта газетой», «Дочка везет маму», «Мама везет дочку»). исследование памяти

 

Исследование мнестических функций включает в себя следующее.

1.Тесты на слухоречевую память:

•заучивание пяти (в 3 года) и семи (от 4 лет) не связанных по смыслу слов за 3 предъявления. Возможно дополнительное (четвертое)предъявление для детей, не достигших возрастного норматива к третьему предъявлению. Но большинство дошкольников достигают максимума в течение 3 попыток и затем отказываются повторять(«устал») или снижают показатели запоминания слов. Флуктуации результатов в процессе заучивания нормативны для дошкольников;

•запоминание после 1–2 предъявлений и пересказ с опорой на вопросы логически связанной информации (для детей старше 4 лет) рассказа «Сережа», включающего 7 смысловых элементов: проснулся, ищет, носки на столе и под столом, ботинок под кроватью, нет другого ботинка в комнате, возится, опоздал.

2.Тест на двигательную память: запоминание 2 серий из 2–3 движений.

3.Тест на зрительную память: запоминание и узнавание 1–2 (в зависимости от возраста) групп из 3 изображений реальных предметов.

 

Исследование интеллекта

Как указывалось выше, развитие способностей к обобщению и логическим умозаключениям проходит достаточно долгий путь онтогенетического развития, связанный с развитием речевых функций — обобщающей и регулирующей функций речи. Поэтому 3-летним детям доступны только 2 самые простые пробы на исключение понятий – «четвертый лишний» при условии называния общего понятия обследующим. В 4 года объем этой пробы расширяется, а с 5 лет дети могут выполнять пробу на исключение понятий в полном объеме, и для экономии времени начинать этот тест со здоровыми детьми старшей дошкольной группы рекомендуется сразу с 4 таблицы. В случае затруднений обследователь возвращается к первым трем таблицам.

Кроме пробы на исключение понятий, детям старше 4 лет при исследовании интеллектуальных функций предлагаются следующие тесты.

1. Тест на понимание смысла рассказа, т.е. правильный ответ на вопрос: «Почему Сережа опаздывает в школу?».

2. Тест на понимание смысла сюжетной картинки и серии сюжетных картинок, т.е. правильное вычленение спрятавшегося виновника, разбившего чашку, на сюжетной картинке и осознания факта спасения (помощи) в серии сюжетных картинок «Щенок». При этом детям 4-5лет необходимо предварительно разложить эту последовательность, а с 6 лет дети способны сделать это сами.

3. Выведение аналогий (с 5 лет). Ребенок должен выбрать из 3 альтернатив пару к картинке в соответствии с заданным логическим отношением, например: птица – гнездо; собака – ? (конура, кость, щенок).

Диагностика детей младшего школьного возраста и старше проводится по такой же схеме.

КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ

 

Особенности консультирования детей и подростков Консультирование детей и подростков — профессиональное вмешательство, направленное на разрешение или предупреждение психологических проблем у детей. К наиболее распространенным расстройствам детского возраста относятся: гиперактивность с синдромом дефицита внимания, поведенческое расстройство, оппозиционное расстройство (непослушание, негативизм, провокационное поведение), состояние чрезвычайной тревожности, страх разлуки (расставания с матерью или кем-то из близких), депрессия и расстройства обучения (включающие необучаемость, задержку психического развития, аутизм и другие синдромы). Кроме того, психотерапевтическая помощь бывает нужна детям, даже если у них нет психологических нарушений, — например, в ситуациях, когда ребенок оказывается жертвой сексуальных домогательств, развода или пренебрежения родителей ребенком.

В большинстве случаев в основе детского поведения, по поводу которого обращаются с жалобой взрослые, лежат отрицательные аффективные переживания ребенка, в основе которых лежит неудовлетворенность каких-либо жизненно важных для ребенка потребностей или конфликт между ними.

Как правило, аффективные переживания устраняются у детей только после того, как меняется ситуация, провоцирующая эти переживания.Но бывает так, что изменить ситуацию невозможно в силу каких-то объективных причин.

Тогда психолог должен суметь изменить личностный смысл ситуации для ребенка и тем самым изменить его переживания.

Для этого необходимо показать ребенку ситуацию не с привычной для него точки зрения, а совершенно с другой, новой позиции. Причем эта новая позиция, которую консультант предлагает занять ребенку, должна быть привлекательной для консультируемого и соответствовать его личностным притязаниям.

С одной стороны, процесс консультирования может быть облегчен благодаря тому, что все без исключения психологи-консультанты имеют детский опыт, а у многих из них есть собственные дети. Однако, по мнению Бремса, это не является достаточным условием для эффективного консультирования.

С другой стороны, далеко не все взрослые используют свои воспоминания для улучшения взаимодействия с детьми и подростками. «Каждый взрослый когда-то был ребенком.

Только мало кто об этом вспоминает», — писал Антуан Сент-Экзюпери. Кроме того, иногда собственный детский опыт мешает специалисту объективно оценить ситуацию, абстрагироваться от ценностей и установок, идущих из детства. Опыт любого человека— и взрослого (психолога), и ребенка (клиента) — уникален, и решение проблемы носит уникальный характер, исходящий из конкретной ситуации.

Оказание психологической помощи (в частности, консультирование) детям имеет свою специфику, в значительной мере отличается от консультирования взрослых.

Если, работая с взрослыми, консультант в основном ориентирован на цель клиента, то в работе с детьми он ориентирован на:

‒фундаментальные цели (те, которые ставят специалисты перед всеми детьми, приходящими на прием);

‒цель, которую поставили перед психологом родители или специалисты, работающие с ребенком;

‒свои собственные профессиональные цели; ‒цель самого ребенка.

Еще одним немаловажным отличием консультирования детей от консультирования взрослых является то, что в силу своих физиологических особенностей ребенок не может в течение длительного времени концентрировать свое внимание на беседе с взрослым. Кроме того, поскольку язык ребенка недостаточно хорошо сформирован, в большинстве случаев ему трудно выразить свои чувства и объяснить, что с ним происходит. Дети зачастую не только не могут сформулировать запрос психологу, но и не понимают реально, с какой целью их привели к психологу. Отсюда — отсутствие мотивации к работе. И психолог должен cуметь донести до ребенка цель совместной работы. Уже этот аспект сам по себе является как частью специфики консультирования детей, так и одним из первых барьеров при взаимодействии с данной клиентской группой.

Процесс консультирования подростков может быть осложнен проявлениями негативизма, сопротивления вербальному общению со взрослым. Поэтому консультирование детей и подростков требует вовлечения в терапевтический процесс дополнительных средств, помогающих активизировать познавательные процессы ребенка, например, удерживать его внимание на должном уровне или активизировать его мыслительные действия.

Консультанту (психологу) также надо мотивировать ребенка/подростка, поддерживать его интерес и побуждать оставаться в рамках определенной проблемы, особенно в тех ситуациях, когда мы не располагаем достаточным количеством времени.

Г.В. Бурменская отмечает такие особенности процесса консультирования детей и подростков:

1.Дети почти никогда не обращаются за помощью сами, обычно в связи с их проблемами обращаются к консультанту взрослые.

2.Психотерапевтический эффект должен быть достигнут очень быстро, так как одна проблема порождает новые, что в детском возрасте существенно отражается на психическом развитии ребенка в целом.

3.Консультант не может возложить на ребенка ответственность за решение существующих у него проблем, поскольку мышление и самосознание в детском возрасте еще недостаточно развиты, а кроме того, жизнь ребенка почти полностью зависит от взрослых.

Детское консультирование проводится различными методами, но, как правило, предполагает установление межличностного контакта, доверительных отношений и вербального общения с ребенком, а также наличие определенного теоретического подхода, которым психотерапевт руководствуется в своей работе. Используются беседы, игра, ролевые игры, вознаграждение за желаемое поведение, обсуждение положительных случаев успешного решения проблем и др. Все внимание консультанта обычно сосредоточено на том, что ребенок чувствует, что думает и как действует.

Поскольку возможности вербальной терапии в случае маленького ребенка весьма ограничены, развитие получили игровые формы воздействия.

Игровая психотерапия освобождает сдерживаемые эмоции и позволяет ребенку выразить чувства, которые иначе остались бы скрытыми. Предлагая ребенку рисовать, играть в игрушки или сочинять истории, психотерапевт проникает в его мир, прилагая все усилия к раскрытию внутреннего конфликта, вызывающего поведенческие или эмоциональные нарушения.

По мнению Д. Лейна, психологическое воздействие в работе консультанта с детьми в настоящее время направлено на:

1)уменьшение выраженности явных проблем;

2)обеспечение нормального развития ребенка;

3)развитие самостоятельности и уверенности в своих силах;

4)генерализацию терапевтических изменений и их сохранение.

 

Причем Гарри Л. Лэндрет отмечает, что фундаментом всех терапевтических изменений является система взаимоотношений с ребенком, которая оказывается всегда важнее использования конкретных терапевтических техник.

Основной формой терапии чаще всего является межличностное общение,  вербальное и невербальное взаимодействие.

Специалисты выделяют более 230 видов психосоциального воздействия, различия между терапевтическими школами заключается в способах определения проблемы, стратегиях и техниках вмешательства, но их общая цель —  изменение в мыслях и чувствах ребенка, которые будут способствовать их более успешной адаптации.

К наиболее значимым аспектам консультирования можно отнести взаимоотношения между консультантом и ребенком, физическая обстановка, соблюдение расписания, предсказуемые условия, четкие правила взаимодействия и др.

Дети — самая незащищенная часть общества, незащищенная от непрофессионализма и невежества медицинского персонала, педагогов, жестокого обращения родителей, произвола государственных учреждений.

Детство — это период жизни человека, в процессе которого ему необходимо адаптироваться в мире, научиться понимать себя и других, ставить цели и принимать решения, выявить свои ресурсы, чтобы максимально реализовать их в последующей жизни. Когда ребенок сталкивается с социально-педагогическими проблемами, он нуждается в консультировании.

Уровень способности к приспособлению оказывает влияние на уровень социального статуса и самоощущения человека — удовлетворенности или неудовлетворенности жизнью. И основная цель консультирования детей и подростков — создание условий для формирования качеств нормальной адаптивности.

Взрослые строят жизненное пространство для себя и своих детей по своему, взрослому усмотрению. Желая счастья ребенку, они выбирают для него коляску, кроватку, игрушки, «приличное образование», друзей и др.

Предполагается, что действиями взрослых руководят любовь, жизненный опыт и здравый смысл, однако зачастую взрослые, сами того не желая, создают стрессовые ситуации для ребенка. Большое количество запретов или вседозволенность, авторитарное руководство действиями ребенка или попустительский стиль воспитания, гиперопека или жесткие наказания — все это может стать причиной стресса, испытанием адаптивности ребенка, как и начало посещения детского сада, учеба в школе, рождение брата или сестры, переезд в другой район или город, развод родителей и многое другое.

Консультирование — это иногда просто разговор с ребенком, но разговор, который помогает ему осознать его проблемы и улучшить качество жизни. К сожалению, тенденцией современного мира является, по мнению специалистов, отсутствие не только совместной полезной деятельности в семье, но и дефицит общения.

П. Коулмен приводит результаты исследования: общая продолжительность домашних бесед (просто разговора с детьми за столом) сократилась почти на 100%. Цель общения взрослого и ребенка — улучшить отношения. Цель общения консультанта и ребенка — создать такие условия, которые помогут ребенку осознать проблему и найти собственные ресурсы для ее решения.

Далеко не все существующие методы работы психотерапевта можно применять при работе с детьми, а некоторые методы используются лишь в своей модификации, адаптированной к психологическим особенностям детей.

Психологические особенности личности подростка также накладывают ограничения на применение методов, традиционных при работе со взрослыми клиентами.

Однако сходные по форме методы могут базироваться на различных теориях личности (психодинамические теории, гештальт-терапия, поведенческая терапия, и т.п.), а также заимствовать из направлений психотерапии отдельные психотерапевтические средства (психодрама, гештальт-техники), существуют коррекционные методы,  используемые преимущественно в детском возрасте, т.е. методы работы с детьми и подростками можно отнести к интегративной психотерапии.

Цели психологического консультирования зависят от конкретной психологической школы. Бихевиорально-ориентированное направление в консультировании ставит своей целью изменение поведения человека. Для экзистенциального направления, цель психологического консультирования нацелена на поиск собственного направления в жизни. Данный процесс подразумевает осмысление целей и намерений человека, а также его общего отношения к жизни.

Процесс консультирования детей и подростков усложняется в связи с тем, что:

1.Как правило, дети редко приходят сами на консультацию к психологу. Гораздо чаще их приводят, присылают взрослые — родители, учителя, воспитатели, опекуны и т.д. Поэтому у них зачастую отсутствует мотивация общения со специалистом.

2.По мнению Венгера, непосредственным «получателем» психологической помощи (клиентом) является не ее окончательный адресат — ребенок, а обратившийся за консультацией взрослый (родитель, педагог). Таким образом, психолог-консультант оказывает лишь косвенное воздействие на ребенка. Психологу в процессе консультирования приходится ориентироваться одновременно на двух субъектов: на ребенка и на клиента.

Во-первых, необходимо понять, какие педагогические меры (например, коррекционное обучение, изменение стиля общения в семье и др.) могут помочь ребенку в решении его проблем. Во-вторых, надо подобрать такие рекомендации и так преподнести их родителям, чтобы они приняли их и были в состоянии выполнить.

1.Возрастная дистанция между клиентом-ребенком и консультантом может усилить неравенство позиций собеседников. Й. Шванцара рекомендует психологу занимать позицию, определяемую принципами недирективной психотерапии:

1)создать мягкое, теплое, понимающее отношение к ребенку;

2)принимать ребенка таким, каков он есть;

3)дать ребенку почувствовать атмосферу благожелательности, чтобы он мог свободно проявлять свои чувства;

4)не осуждать и не оправдывать позиции ребенка, понимать их, причем так, чтобы ребенок это почувствовал.

2.Дети, как правило, особенно остро чувствуют фальшь, неискренность. Поэтому так важно создать особое терапевтическое пространство, доверительные отношения.

3.Ограниченные способности детей к самонаблюдению диктуют необходимость правильной, т.е. посильной для понимания и способствующей нахождению ответа формулировка вопросов помогают ребенку осознать свои переживания, чувства, отношения, мысли, способствуют их вербализации.

4.Дети и взрослые стоят на разных уровнях развития и имеют разные возрастные задачи. Речь детей, их познавательные способности, эмоциональное выражение и восприятие еще недостаточно развиты. Поэтому психолог должен обладать особой чувствительностью, умением видеть и слышать.

5.Детям (особенно маленьким детям и детям с особенностями развития) не всегда доступен вербальный язык консультанта взрослого. Поэтому к языку психолога, к его способности к выражению мыслей и чувств с помощью невербальных средств общения предъявляются особые требования.

6.Для партнерского общения с детьми и подростками психолог-консультант должен знать особенности детской и подростковой субкультуры (особенности мировоззрения, игры, литературные и телегерои, игрушки, особенности языка и др.).

7.Учитывая возрастные особенности детей, психолог должен создавать комфортное и в физическом смысле пребывание ребенка в кабинете: мебель, предметы интерьера, игрушки, книжки, игры, которые могут заинтересовать ребенка и подростка.

Консультация как один из видов работы специалиста, работающего с детьми Консультация — одна из основных форм работы специалиста, работающего с детьми. Она может носить диагностический, стимулирующий, рекомендательный характер, служить средством повышения психолого-педагогической грамотности родителей.

Знакомство с клиентом во время устного консультирования начинается с короткой встречи, за время которой выслушивается жалоба заявителя, составляется впечатление о нем на основе его поведения и характера общения с психологом. Спонтанно рассказанная жалоба обладает определенной структурой, в которой можно выделить локус (на кого или на что жалуется клиент), самодиагноз (чем объясняет природу того или иного нарушения), проблему (что хотел бы изменить в ситуации, но не может) и запрос (какую конкретную помощь он ждет от психолога).

Алгоритм консультирования

1.Анализ информации, полученной в первичной беседе с родителями, специалистами, педагогами, установление контакта с ребенком.

2.Беседа с родителями, направленная на получение информации о предшествующих этапах развития ребенка, его внутри семейных отношениях и обстоятельствах социального плана.

3.Сбор информации из других учреждений о состоянии здоровья (при необходимости).

4.Наблюдение за ребенком в естественных условиях.

5.Экспериментально-психологическое обследование ребенка.

6.Обработка данных, казуальный анализ результатов.

7.Психологический диагноз ребенка.

8.Психолого-педагогическое назначение.

9.Контроль, повторное консультирование.

Итоги консультирования резюмируются в психологическом диагнозе, в котором отражен уровень актуального развития ребенка и определяется его прогноз.

1.Уровень актуального развития:

а)возрастно-психологическая характеристика;

б)социальная ситуация развития;

в)уровень развития ведущей деятельности и соответствия ее нормативам;

г)новообразования возраста, их развитие;

д)трудности и отклонения, их причины.

 

 

2.Условно-вариантный прогноз развития (зона ближайшего развития):

а)раскрытие проблемного поля альтернатив развития;

б)показ условий для оптимального развития.

Предлагаем использовать в ходе консультирования следующую возрастную карту развития.

Возрастная карта

Возрастной период Ведущая деятельность Психические новообразования  
Раннее детство (0—3)   Непосредственное эмоциональное общение и предметно- манипулятивная деятельность     Потребность в общении, эмоциональных отношениях. Развитие речи и наглядно-действенного мышления, овладение прямохождением. Возникновение и развитие отношения к предметам как вещам, имеющим определенное назначение и способ употребления. Развитие ориентировок: «Что такое?», «Что с этим можно делать?»
Дошкольный возраст (3-6) Ролевая игра   Потребность в общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности. Первоначальное складывание личности. Формирование первых этических инстанций. Развитие самооценки и притязаний. Преобладание произвольности психических процессов, мотивов поведения, связанных с интересом к процессу игры. Наибольшая значимость и предопределенность отношений малого круга. Возникновение детской общности.
Младший школьный возраст (6—11)     Учение   Возникновение внутреннего плана действий, закрепление произвольности, устойчивых форм поведения и деятельности. Развитие нового познавательного отношения к действительности. Формирование позиций школьника, развитие общественной направленности. Первоначальное складывание характера.
Средний школьный возраст  (11-15)   Интимно-личностное общение в процессе ОПД и обучения   Чувство взрослости, стремление к самостоятельности. Критичность мышления, склонность к рефлексии, формирование самоанализа. Стремление к общению, оценка товарищеских и дружеских отношений как личностных достижений.   Трудности роста, половое созревание, сексуальные переживания, интерес к противоположному полу. Повышенная возбудимость, частая смена настроений, неуравновешенность. Заметное развитие волевых качеств. Потребность в общении, потребность в самоутверждении, в деятельности, имеющей личностный смысл.
Старший школьный возраст(15-17)     Учебно- профессиональная деятельность (ценностно- ориентационная)     Интенсивная форма личности (оценочные суждения, принципы, идеалы, убеждения). Форма самосознания, самоопределения. Стремление к самовоспитанию, самопознанию, самосовершенствованию. Критическое отношение к взрослым. Философско- романтический возраст. Психосексуальные ориентации. Гражданские права и обязанности.

 

 

Время на индивидуальное консультирование младшего школьника — до 1 часа, подростка и старшего школьника до 1,5 часа. Диагностические данные обрабатываются после консультации, психологический диагноз и назначение могут быть даны на повторной консультации.

Итак, выявив в ходе консультирования определенные синдромы, психолог по детерминанте жалобы может определить вид помощи:

1.Психологическая неграмотность родителей — информирование, разъяснение.

2.Искаженные родительские отношения — психокоррекционная работа.

3.Психопатология родителей— направление на лечение.

4.Дисгармония психического развития ребенка — психокоррекция.

5.Нарушение личностного развития ребенка — II этап диагностики, психокоррекция ребенка и родителей.

6.Задержка психического развития ребенка — консультация, направление к дефектологу.

7.Психологическое недоразвитие ребенка — направление к дефектологу.

8.Повреждение психического развития — направление к психиатру.

9.Искаженное психическое развитие — направление к психиатру.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 487.