Блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 Третий блок — блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности—включает моторные, премоторные и префронтальные отделы коры лобных долей мозга. Лобные доли характеризуются большой сложностью строения и множеством двусторонних связей с корковыми и подкорковыми структурами.

Многочисленные корково-корковые и корково-подкорковые связи конвекситальной корылобных долей мозга обеспечивают возможности, с одной стороны, переработки и интеграции самойразличной афферентации, а с другой — осуществления различного рода регуляторных влияний.

Анатомическое строение третьего блока мозга обусловливает его ведущую роль в программировании замыслов и целей психической деятельности, в ее регуляции и осуществлении контроля за результатами отдельных действий, а также всего поведения в целом.

Взаимодействие трех основных функциональных блоков мозга

Общая структурно-функциональная модель организации мозга, предложенная А.Р. Лурия, предполагает, что различные этапы произвольной, опосредованной речью, осознанной психической деятельности осуществляются с обязательным участием всех трех блоков мозга.

Согласно современным представлениям о психической деятельности, ее структура и процесс протекания может выглядеть следующим образом:

 она начинается с фазы мотивов, намерений, замыслов;

 затем эти мотивы, намерения, замыслы превращаются в определенную программу (или «образ результата») действительности, включающую представления о способах ее реализации;

 после чего она продолжается в виде фазы реализации этой программы с помощью определенных операций;

 завершается психическая деятельность фазой сличения полученных результатов с исходным «образом результата». В случае несоответствия этих данных психическая деятельность продолжается до получения нужного результата.

Эта схема или психологическая структура психической деятельности, многократно описанная в трудах А.Н. Леонтьева и других отечественных и зарубежных психологов (В.П. Зинченко, К. Прибрам, и др.), в соответствии с моделью «трех блоков» может быть соотнесена с мозгом следующим образом.

1. В начальной стадии формирования мотивов в любой сознательной психической деятельности (гностической, мнестической, и интеллектуальной) принимает участие преимущественно первый мозга. Он обеспечивает также оптимальный общий уровень активности мозга и осуществление избирательных, селективных форм активности, необходимых для протекания конкретных видов психической активности, необходимых для протекания конкретных видов психической деятельности (переживание успеха-неуспеха).

2. Стадия формирования целей, программ деятельности связана преимущественно с работой третьего блока мозга, так же как и стадия контроля за реализацией программы.

3. Операциональная стадия деятельности реализуется преимущественно с помощью второго блока мозга. Поражение одного из трех блоков (или его отдела) отражается на любой психической деятельности, так как приводит к нарушению соответствующей стадии (фазы, этапа) её реализации.

Данная общая схема функционирования мозга как субстрата сложных сознательных форм психической деятельности находит конкретное подтверждение при нейропсихологическом анализе нарушений высших психических функций, возникающих вследствие локальных поражений головного мозга.


 

ОСОБЕННОСТИ МОЗГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ

Цель: ознакомить с процессами развития и организации высших психических функций у детей.

Различные структуры мозга, их взаимодействие и, следовательно, разные психические функции достигают полного развития в разном возрасте и специфическим образом определяют психологические возможности ребенка. Иначе говоря, психические функции имеют не только системную, но и «хромогенную» организацию и локализацию. Концепция гетерохронии разлития была разработана в трудах П.К.Анохина.

Он писал: «Одной из основных закономерностей жизни организма является непрерывное развитие, поэтапное включение и смена его функциональных систем, обеспечивающие ему адекватное приспособление на различных этапах постнатальной жизни. Могучим средством эволюции, благодаря которому устанавливаются гармонические отношения между многочисленными компонентами функциональной системы, является гетерохрония роста и темпов развития различных структурных образований».

Различают внутрисистемную и межсистемную гетерохронию. Внутрисистемная гетерохронии, но Л. С. Выготскому, связана с постепенным усложнением конкретной функциональной системы. Первоначально формируются элементы, обеспечивающие более простые уровни работы системы, затем к ним постепенно подключаются новые элементы, что приводит к более эффективному и  сложному ее функционированию.

При этом каждая высшая психическая функция развивается как «по горизонтали» (усложнение компонентного строения), так и «по вертикали» (снижение уровня произвольности и усиление автоматизированности функции). Внутрисистемные перестройки связаны также с изменением иерархического взаимодействия между различными звеньями одной системы, что приводит к качественным преобразованиям психической функции.

Межсистемная гетерохрония связана с неодновременным формированием разных функциональных систем и с изменениями взаимодействия между различными психическими функциями, в ходе которого та или иная психическая функция берет на себя ведущую роль в психическом развитии. Например, развитие зрительных функций превращает хватательный рефлекс новорожденного в систему зрительно-моторной координации.

На этот фактор генетически обусловленной гетерохронии развития накладываются индивидуальные (средовые) особенности развития и воспитания каждою ребенка, индивидуальные особенности внутри- и межполушарного взаимодействия мозговых структур в организации психических процессов, когнитивных стратегий и эмоциональной сферы ребенка. Индивидуальные различия проявляются как в популяции детей одного возраста, гак и у детей разного возраста.

Развитие ребенка включает как количественные изменения с постепенным накоплением новых компонентов психической активности (сенсомоторных схем), так и качественные скачки, также имеющие хроногенную организацию. Именно на основании хроногенной организации качественных изменений (в каком возрасте ребенок начал ходить, перешел от гуления и автономной речи к словам-наименованиям, а затем к фразовой речи и др.) специалисты делают выводы о нормальном или задержанном развитии. Каждый новый этап – это результат сложных межфункциональных перестроек. Развитие ребенка характеризуется также периодами убыстрения и замедления развития отдельных функций и их взаимосвязей, а в случае затруднений – временным возвращением к прежним формам активности («временные отступления» охранительного характера).

Иной характер носят случаи асинхронии – патологической диспропорции развития, такие, как ретардация – незавершенность отдельных периодов развития (олигофрения и задержка психического развития). Другой случай асинхронии – патологическая акселерация отдельных функций, например, раннее (до одного года) и изолированное развитие речи у детей с ранним детским аутизмом, сочетающееся с выраженным недоразвитием сенсорной и моторной сферы или в более старшем возрасте, развитие вербального интеллекта опережает становление предметных навыков. При этом варианте асинхронии наблюдается нарушение инволюции психических функций: могут длительно сосуществовать различные уровни развития функций: автономная и фразовая развернутая речь, комплексные и понятийные обобщения. Асинхронию развития характеризует также симптом изоляции функции: функции, развивающиеся ускоренно, не стимулируют развитие других, нарушаются межфункциональные связи, иерархические координации.

Проблема морфогенеза

В отличие от других органов человека, развивающихся параллельно с общим развитием организма, «...нервная система в значительной степени определяет саморазвитие, его соответствие, с одной стороны, заложенной наследственной программе, а с другой – конкретным условиям внешней среды, в которых данному организму пришлось развиваться».

Скорость трансформации мозга на протяжении жизни неравномерна. Взрослый человек и возрасте 35-45 лет может практически не меняться, стабильно поддерживая состояние зрелости. Развитие мозга ребенка происходит гораздо быстрее, причем с тем большей скоростью, чем меньше ребенок.

Наибольшее увеличение объема мозга происходит в первый год жизни, замедляется после семи лет, достигая максимума веса к 19-20 годам у мужчин и к 16-18 годам у женщин. К трем годам замедляется рост первичных отделов коры, к семи годам – ассоциативных отделов. У трехлетних детей клетки мозга уже значительно дифференцированы, а у восьмилетних мало отличаются от клеток взрослого.

По данным Н. Г. Манслис, для состояния мозга на момент рождения характерно следующее:

 незрелость коры при значительной сформированности подкорковых структур;

 слабо выраженная система вертикальных и горизонтальных связей внутри полушарий;

 незрелость мозолистого тела, являющегося основной комиссурой, связывающей полушария мозга взрослого человека.

Наиболее изученной в развитии детского мозга является область первичной зрительной коры, претерпевающая интенсивное развитие уже в период внутриутробного развития и па самых ранних стадиях онтогенеза – первые четыре месяца жизни новорожденного. Если объем мозга в целом к четырем месяцам жизни составляет примерно половину средних размеров мозга взрослого, то объем зрительной коры в этом возрасте уже достигает максимума. К моменту рождения клетки затылочной коры имеют все основные признаки специфических полей, а к пяти-семи годам форма клеток зрительной коры не отличается от взрослых.

Последующее развитие мозга ребенка связывается с процессами миелинизации подкоркового белого вещества.

Толщина миелинового слоя прямо влияет на скорость проведения нервного импульса. В первичных зонах анализаторов, играющих наиболее важную роль на ранних этапах онтогенеза, миелинизация завершается очень рано (в первый год жизни для двигательных, чувствительных корешков и зрительного тракта), в ассоциативных отделах коры миелинизация протекает вплоть до 25 лет, а в ретикулярной формации – до 18 лет.

Кровоснабжение мозга также проходит последовательные стадии эмбрионального и постнатального развития, причем в эмбриональный период наиболее интенсивно развивается сосудистая сеть тех отделов мозга, которые раньше созревают во внутриутробном периоде, т.е. развитие нервной регуляции и кровоснабжения идет параллельно.

Кроме того, «имеются данные о том, что на рубеже между первым и вторым годами жизни ребенка происходит своеобразное «перемешивание» нервных клеток из разных слоев коры мозга, в результате чего возникает ее новая послойная организация. Перестройки в строении нервной ткани обусловливают предпосылки для становления новых норм психической активности. Наиболее продуктивно измерение не объема определенной области мозга, а ее «плотности» по показателям количества структурных единиц (например, дендритов, синапсов) на единицу объема. Разветвленность и длина дендритов тесно связаны с функциональной зрелостью мозга.

Височные структуры мозга также формируются гетерохронно: формирование первичных полей заканчивается к двум годам, а ассоциативных – к семи годам. К двум годам височная область приближается по размерам к величине височной области взрослого, затем рост замедляется, полностью достигая размеров взрослой височной коры к семи годам.

Наибольшая гетерохрония отмечается в теменных структурах: развитие постцентральной верхнетеменной области, ответственной за тактильный и кинестетический анализ (осязание, схема тела, артикуляция), начинается еще во внутриутробном периоде и закапчивается в норме к двум годам.

Нижнетеменная область, связанная с интеграцией сложных форм двигательной и речевой активности, формируется к семи годам.

Иначе развиваются лобные структуры мозга. Если при рождении плотность нейронов в затылочной и лобной коре примерно одинакова, то темп дальнейшего развития обнаруживает большие отличия в этих двух областях мозга ребенка. Если плотность нейронов в зрительной коре соответствует показателям взрослых уже к пяти месяцам, плотность нейронов в лобной коре отличается от взрослого мозга на 55% к возрасту двух лет и на 10% – к семи годам, полностью достигая взрослого уровня только к 16 годам. Максимальное развитие многих полей лобной области наблюдается к семи годам.

Прецентральная область, связанная с кинетическим анализатором, развивается раньше, чем передние отделы лобной коры. Двигательные поля структурируются к двум – четырем голам, а ассоциативные поля – к семи годам. Наиболее поздно (к 13 годам) полная дифференциация клеток коры возникает в теменно-височно-затылочной области – зоне перекрытия, ответственной за переработку и интеграцию полимодальной информации. При этом рост коры в левом полушарии после восьми лет интенсивнее, чем в правом.

Нейрофизиологические исследования выявили, что в первые годы постнатального онтогенеза наиболее интенсивно развивается система вертикальных связей, обеспечивающая взаимодействие коры с подкорковыми структурами. К пяти-шести годам усложняется система связей по горизонтали. В разные сроки достигают зрелого уровня проекционные и ассоциативные зоны коры: позднее созревают ассоциативные отделы мозга (теменно-височно-затылочные и лобные структуры) по сравнению с проекционными (затылочные, височные и теменные). Развитие ассоциативных областей в онтогенезе идет значительно более медленными темпами по сравнению с проекционной корой и продолжается, по данным морфологических и электрофизиологических исследований, до возраста пяти – семи лет, обеспечивая дифференцированное участие отдельных областей в различных операциях. Еще позднее формируется полушарная специализация анализа перцептивных характеристик стимула.

Слуховой анализатор, по данным электрофизиологии, начинает функционировать у ребенка сразу после рождения (реакция на звук), к концу первого года в основном формируется речевой слух, но тонкие речевые дифференцировки формируются только к шести годам.

Кинестетический анализатор (анализ проприоцептивных стимулов) функционирует уже с двух месяцев жизни, но его развитие продолжается до 20 лет. Наиболее длительное время, по электрофизиологическим данным, формируется нейронный аппарат лобных отделов мозга. В возрасте семи-восьми лет лобные структуры принимают участие в обработке сенсорных характеристик стимула на произвольном и непроизвольном уровнях, а мозговые основы произвольной регуляции поведения формируются еще позднее. Формирование нейроглиальных ансамблей в этой корковой зоне продолжается до 20-летнего возраста.

При этом даже у детей одного возраста существуют различия функциональной зрелости отдельных областей коры. Это указывает на зависимость динамической организации мозга от индивидуальных особенностей ребенка. Электрофизиологические характеристики в детском возрасте обнаруживают большую генотипическую обусловленность, которая с возрастом усиливается, а влияние средовых факторов уменьшается.

В исследованиях было показано, что в неонатальном периоде (первые четыре недели жизни) активнее всего развиваются первичные сенсомоторные области мозга. Со второго месяца у новорожденного начинается развитие теменной и височной областей. В течение третьего месяца жизни наблюдаются выраженные признаки созревания передних отделов теменной и височных областей. Лобная кора и дорсолатеральные зоны затылочной области (зрительная ассоциативная зона) развиваются гораздо медленнее в период с 6 до 12 месяцев. К году жизни показатели метаболизма в корковых структурах, по данным этих исследователей, достигают 65 – 86% соответствующих значений у взрослых, причем максимальное приближение к показателям взрослых соответствует сенсомоторным областям коры. Созревание базальных ганглиев и таламуса наблюдается раньше, чем корковых структур. Созревание мозжечка и ствола характеризуется гетерогенностью: раньше созревают филогенетически более древние участки.

По поводу морфогенеза можно сделать следующие выводы:

1. Мозг достигает морфологической зрелости в целом к 18 – 20 годам жизни.

2. Существуют пики максимальной готовности разных мозговых структур к работе. Один из них, связанный с созреванием целого ряда структур, приходится на возрасте шесть-семь лет.

3. Развитие различных областей мозга происходит неравномерно. Раньше других оформляются зоны, относящиеся к работе анализаторных систем. Позднее созревают структуры, обеспечивающие связи между анализаторами. И самый медленный темп развития характерен для лобных структур, ответственных за произвольную регуляцию всех вилок психической активности.

4. Принцип гетерохронии развития проявляется в формировании различных анализаторных систем. Раньше всего к пренатальном периоде закладываются анатомические предпосылки для становления зрительного, кожно-кинестетического и двигательного анализаторов.

5. Для нормальною психического развития в разные возрастные периоды необходимо полноценное совместное функционирование разных зон мозга, формирующее его интегративную деятельность.


Проблема функциогенеза

При рассмотрении проблемы функциогенеза – формирования функциональных органов психики – дифференцированных мозговых структур и нейрофизиологических механизмов их работы необходимо учитывать, что «...одновременно с формированием у ребенка высших, специфически человеческих процессов у него формируются и осуществляющие их функциональные органы мозга – устойчивые рефлекторные объединения или системы, служащие для совершения определенных актов». Они составляют анатомо-физиологическую основу психических функций.

Для понимания функциогенеза основополагающим является принцип динамической локализации психических функций в онтогенезе, т. е. изменение степени и характера участия различных структур мозга и особенностей их функционального объединения при осуществлении одного и того же вида когнитивной деятельности в различные возрастные периоды.

При этом высшая психическая функция является не усовершенствованием соответствующей элементарной функции, но специфическим новообразованием. Она не надстраивается над элементарной функцией, но интегрирует элементарные функции в сложную систему, внутри которой они начинают действовать по-новому. Созревание мозга и развитие психических функций в онтогенезе необходимо рассматривать в единстве формирования структурно-функциональной организации, как мозга, так и психических процессов. Развитие функциональных систем проходит путь от независимости функций к ассоциативным взаимодействиям и затем к иерархическим связям. В построении психической функции есть ведущий и фоновые уровни, которые могут меняться местами (например, смена ведущей роли восприятия на главенствующую роль речи в психическом функционировании ребенка старше двух лет).

Самые разные психические процессы оказываются взаимосвязанными, объединенными между собой общим фактором, общим компонентом функциональной системы.

Формирование предпосылок функциональных систем, как показывают данные современных исследований, начинается еще в период внутриутробного развития ребенка.

Двухмесячный эмбрион способен реагировать на прикосновение, к концу третьего месяца начинает появляться мышечная активность по принятию оптимальной позы, а к концу четвертого –активные движения. Он даже слышит голоса матери, отца и другие звуки, доносящиеся извне. Но ритмичное биение сердца матери доминирует над всеми шумами. Пока этот ритм не меняется, он чувствует себя в безопасности. Конечно, во внутриутробном периоде закладывается та общность матери и ребенка, которая останется и после рождения на многие месяцы и годы, даже на всю жизнь. Естественно, что не только болезни, но не колебания настроения, волнения и переживания беременной влияют на плод. Но несомненно, что и после рождения беспокойство, тревожное состояние молодой матери передается и младенцу. Таким образом, уже во внутриутробном периоде закладываются основы эмоционального реагирования, сопереживания, предпочтений и привязанностей.

Функциональные системы формируются поэтапно, неравномерно в соответствии со все более усложняющимися формами взаимодействия организма и среды. Развитие ребенка, таким образом, дискретно, ступенчато, периоды относительной стабилизации, равновесия смелются периодом функционального скачка, переходом на новую ступень созревания. Наиболее активное связывание различных узлов функциональных систем происходит в так называемые критические сенситивные периоды развития и соответствует качественным перестройкам поведения и психики. У детей по сравнению со взрослыми периоды стабильности, «сбалансированной гармонии функций» относительно коротки, я функциональные перестройки, вызываемые критическими периодами научения, практически непрерывны. Момент перестройки наиболее уязвим для патологических воздействий, но и то же время наиболее восприимчив к лечебному или корригирующему воздействию.

Перестройки могут быть двух видов: приобретение новых навыков и отказ от старых. Каждый новый функциональный скачок включает временный шаг назад. Эмбрион на последние недели внутриутробного развития более активен, чем новорожденный, он реагирует на внешние звуковые и световые сигналы, на речь и музыку, и эти навыки сохраняются у новорожденного в течение первых нескольких часов после рождения, а затем утрачиваются и как бы осваиваются вновь.

Иначе говоря, в каждый критический период происходит приоритетное развитие какой-то одной определенной функции, при этом может быть временный регресс какой-либо другой функции.

И. А.Скворцов выделяет восемь возрастных периодов функционального развития ребенка.

1. Первые два часа жизни ребенка, характеризующиеся разрывом пуповинной связи с матерью, освобождением от биологически активных веществ, регулирующих жизнедеятельность плода во время родов («родового наркоза»), и началом воздействия внешних факторов: гравитации, тактильных, световых и звуковых раздражителей, а также проприорецептивных сигналов от задышавших легких и от других внутренних органов.

2. От двух до 12 часов жизни – период подражательных автоматизмов, характеризующийся высокими функциональными возможностями внутриутробного периода, вынесенными в короткий период после рождения: способность держать головку, концентрировать взор, прослеживать глазами за окружающими, копировать их некоторые движения, например, высовывание языка.

3. Первая неделя жизни – настройка жизненно важных функций в качественно новых условиях: стабилизация дыхании, работы сердца и сосудов, процессов сосания и пищеварения. При этом реакции на все внешние раздражители очень бедны.

4. Критический постнатальный период от 2-й до 12-й недели после рождения – первичный период отражения внешней среды. Начало процесса интенсивного ветвления дендритного дерева и формирования новых синаптических контактов. Увеличивается масса мозга, преимущественно в отделах, принимающих внешнюю информацию. Ребенок начинает поворачивать головку и глаза в сторону увиденного и услышанного, удерживает головку, разжимает кулачки, готовясь к формированию хватательных движений, но еще нет активного поиска стимулов.

5. Период первичного развития сенсорной системы от 3-го до 18-го месяца. Активный контакт с окружающей средой: поиск и хватание игрушки, опробование ее языком и зубами, гуление, активное выражение эмоций удовольствия и неудовольствия по отношению к различным людям и предметам. Вертикальное положение тела при сидении и стоянии дает новый мощный толчок к развитию, увеличивая обзор пространства и количество воздействующих стимулов. Ползание и ходьба делают восприятие окружающего мира произвольно избирательным.

6. Период приобретения персонального жизненного опыта от полутора до трех лет. Вместе с речью приобретается возможность отличать реальные предметы и явления от их символов. Отграничивается собственное Я от окружающих, и сознание собственной единичности («Вот я сейчас закрою глаза, и вас никого не будет») перерастает в сознание своей особенности. В этот период в основном завершается формирование двигательной системы и основных анализаторов, вырабатываются многие двигательные автоматизмы.

7. Дошкольный период – с трех до шести лет. Создается «индивидуальный двигательный облик ребенка»: позы, мимика, жесты; совершенствуется работа всех анализаторов, формируются индивидуальный опыт восприятия, система оценок, черты характера, готовность к школьному обучению.

8. Школьный возраст. Формирование абстрактного мышления, духовных качеств личности, пубертат с серьезными перестройками эмоционального фона и поведения. На каждом из этих этапов программа морфо- и функциогенеза будет выполнена полностью только при адекватных средовых воздействиях, а также если отсутствовало влияние вредоносных для ребенка факторов и были правильно и своевременно пройдены все предыдущие этапы. При этом «факторы внешней среды являются не просто окружением, благоприятными или неблагоприятными условиями для развития ребенка и его нервной системы, но, стимулируя ту или иную функцию, обеспечивают запуск дендритного ветвления и увеличение массы мозгового вещества в области мозга, соответствующей этой функции». Важна также, как указывалось выше, своевременность воздействий как внешних условий, в которых развивается малыш, так и доброжелательного активного общения со взрослыми и правильного обмена биологически активных веществ – внутренних условий развития. Таким образом, «мозг отражает собой внеутробные воздействия на ребенка, но он не зеркало, а «стройплощадка».

Различные структуры мозга, как уже отмечалось, достигают зрелости на разных стадиях онтогенеза, поэтому для каждого возрастного периода характерны специфические нейрофизиологические условия формирования и реализации психических функций и, соответственно, определенные психологические возможности ребенка. При этом зона ближайшего развития в разных возрастных периодах может быть различной как для разных функций, так и для разных составляющих этих функций. Это, в свою очередь, определяет индивидуальные особенности развития каждого ребенка, которые необходимо учитывать в процессе обучения, ориентированного на индивидуальный подход к ученику. Анатомические изменения непосредственно связаны с развитием психических функций: познавательных способностей, памяти, речи и др. Первостепенное значение для психического развития ребенка имеет формирование функциональной системы речи. В раннем детстве, когда ребенок еще не говорит и не понимает обращенную речь (хотя, вероятно, воспринимает некоторые невербальные элементы коммуникации – интонацию, тембр голоса и т.п.), у него формируются предпосылки для вербального общения, такие, например, как избирательная и более активная ориентировочная реакция на речевые звуки по сравнению с неречевыми – основа будущего фонематического слуха, становление звукового репертуара (например, начиная с трехмесячного возраста выявляются различия звуков [а] в плаче и в вокализациях, издаваемых младенцами при общении с мамой. Развитие речевой функциихарактеризуется тем, что слуховое восприятие формируется раньше речепорождения, постепенно возникает соответствие воспринимаемого звукового образа и артикуляционных схем этих слов. Появление речевой функции становится возможным благодаря тому, что у ребенка активно формируются речевые зоны мозга и их связи со всеми другими областями мозга.

Очень рано, еще во внутриутробном развитии закладываются двигательные функции. К моменту рождения сформированы сложные двигательные акты сосания и глотания, от которых зависит выживание организма. Они осуществляются системами командных нейронов ствола мозга и спинного мозга.

После рождения деятельность командных нейронов регулируется внешними сигналами. Наряду с формированием двигательных автоматизмов происходит и автоматизация процесса восприятия – узнавание не по общему облику, а по совокупности отличительных признаков. Известно, что дети первых часов и дней жизни предпочитают рассматривать оформленные изображения и длительнее фиксируют взор на паттернах по сравнению с гладкими изображениями.

Дифференцированная система восприятия формируется к пяти- семи годам благодаря созреванию межфункциональных связей мозга. В подростковом возрасте совершенствование функциональной системы восприятия обеспечивается межполушарной дифференциацией компонентов системы.

Механизмы узнавания зрительных изображений, обеспечиваемые структурами левого и правого полушарий, существенно различаются. Опознание, связанное с деятельностью правого полушария, базируется на полном анализе всех параметров каждого реального изображения, в то время как структуры левого полушария выделяют значимые  различительные признаки. Только полноценное взаимодействие обоих полушарий обеспечивает оптимальные условия для быстрого и адекватного реагирования на поступающую информацию.

Развитие функциональной организации мозга идет, как указывалось выше, в направлении расширения межполушарных и внутриполушарных связей расширения межполушарных и внутриполушарных связей. Недостаточная сформированность этих связей в детском возрасте объясняет то т факт, что у детей даже при массивных поражениях мозга могут наблюдаться изолированные нарушении, например, дефекты только устной или только письменной речи или пространственные нарушения только в какой-нибудь одной психической сфере, что указывает на довольно раннюю внутри- и межполушарную дифференциацию.

У девочек раньше, чем у мальчиков, происходит созревание речевых зон мозга и специализация полушарий по речи. Речевые функции становятся все более осознанными и произвольными, это приводит к тому, что они в большей степени опираются на структуры левого полушария, чем правого. Речь перестраивает всю систему межфункцональных связей: наглядно-образные связи постепенно теряют свое ведущее значение. Эти изменения – одна из важнейших предпосылок для формирования левополушарной доминантности по речи на более поздних этапах онтогенеза. Первые признаки ассиметрии полушарий на восприятие речевых стимулов отчетливо проявляются в возрасте трех-четырех лет, хотя электрофизиологические методы, как указывалось выше, выявляют эти различия ещё раньше, уже на первом году жизни.

В отличие от речевых, специфические для поражений правого полушария нарушения перцептивных процессов, отчетливо выступают и в раннем возрасте. При этом поражения правого полушария у детей приводят к нарушению более широкого класса пространственных представлений, чем у взрослых: не только топологических, но и проекционных и координатных, а также имеют тяжелые последствия для дальнейшего развитии пространственных функций, особенно когда поражения правого полушария возникали на первом году жизни.

Важнейшим достижением исследований является установления факта функциональной неравнозначности различных отделов головного мозга в детском возрасте, как на межполушарном, так и на внутриполушарном  уровне. Однако значение внутриполушарном уровне. Однако значения внутриполушарныой локализации для формирования отдельных синдромов более отчетливо выступает при поражениях левого полушария, чем правого.

Каждый область мозга вносит свой специфический вклад в функциональную структуру ВПФ в детском возрасте: левая височная доля обеспечивает достаточный объем запоминания вербальных стимулов, правая –  удержание их последовательности, а подкорковые зоны мозга – устойчивость стимулов к действию интерференции. Поэтому при поражениях правого полушария – нарушения воспроизведения заданного порядка элементов, а при поражениях гипоталамо-диэнцефальной области – патологическая тормозимость следов в условиях интерференции.


 


Дата: 2018-11-18, просмотров: 1344.