Организация складского учета материалов и его взаимосвязь
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

                                           с учетом в бухгалтерии

Приемка материальных ценностей осуществляется на складе организации-покупателя по количеству, качеству, ассортименту на основании ТТН-1 или ТН-2. При полном соответствии количества и качества материальных ценностей заведующий складом выписывает приходный ордер или же на сопроводительном документе поставщика (ТТН-1, ТН-2) ставит штамп с данными приходного ордера. Если при приемке установлены расхождения, то создается комиссия с участием представителя поставщика или лица незаинтересованной организации для составления акта о приемке материалов. Один экземпляр акта вместе с приходным ордером и ТТН-1, ТН-2 предается в бухгалтерию для постановки материалов на учет. Второй экземпляр акта служит основанием для выставления претензии поставщику.

Учет материалов на складе осуществляет заведующий складом в количественно-сортовом выражении в карточках складского учета материалов, книгах складского учета материалов (при небольшом ассортименте материалов на складе) или материальных отчетах.

Карточки складского учета открывают в бухгалтерии на каждое наименование материалов и передают заведующему складом под расписку в журнале регистрации карточек. В карточках по мере совершения приемки и отпуска материалов, на основании приходной (ТТН-1, ТН-2, приходных ордеров) и расходной документации (лимитно-заборных карт, требований, актов о списании и др.) заведующий складом отражает приход, расход и остаток материалов. После отражения записей в карточках приходные и расходные документы заведующий складом передает в бухгалтерию в установленные сроки графиком документооборота.

Учет материалов в бухгалтерии может быть организован на основании использования одного из следующих способов учета материалов:

1) с использованием оборотных ведомостей. Оборотные ведомости составляются в разрезе каждого склада, по каждому наименованию, синтетическому счету и субсчету на основании приходных и расходных документов. В оборотной ведомости указываются: наименование материала (сорт, артикул, размер и т.д.), единица измерения, цена, остаток на начало месяца, приход за месяц, расход за месяц, остаток на конец месяца в количественном и денежном выражении. На основании оборотных ведомостей составляется сводная оборотная ведомость. Остатки оборотных ведомостей сверяются с остатками, указанными в карточках складского учета складов и подразделений. Этим обеспечивается взаимосвязь между складским и бухгалтерским учетом материалов.

2) сальдовый метод. В бухгалтерии составляются сальдовые ведомости по форме, установленной для оборотной ведомости, за исключением оборотов прихода и расхода. Сальдовая ведомость заполняется бухгалтером или заведующим складом. Количественные остатки материалов на 1-е число месяца переносятся в сальдовую ведомость из проверенных карточек складского учета или книг складского учета. Остатки материалов в ведомости таксируются по каждому номенклатурному номеру, и отражается их сумма. На основании сальдовых ведомостей по каждому складу составляется сводная сальдовая ведомость.

 

2.12 Документальное оформление и учет  расхода (отпуска) материалов

 

Приобретенные организацией материалы отпускают со складов в цеха для изготовления продукции, на различные хозяйственные нужды, для переработки на сторону, на продажу как излишние и ненужные.

Под отпуском в производство понимается отпуск материалов для изготовления продукции, выполнения работ, оказания услуг. Отпуск материалов в кладовые цехов рассматривается как их внутреннее перемещение. При отсутствии кладовых цехов отпуск материалов с центральных складов считается расходом материалов. Отпуск материалов на производственные нужды осуществляется по нормам на основе установленных лимитов. Отпуск материалов со складов организации в ее подразделения может оформляться следующими первичными учетными документами: лимитно-заборной картой, требованием-накладной, требованием, накладной на внутреннее перемещение материалов, а при реализации материалов сторонним организациям – ТТН-1, ТН-2. Для списания израсходованных материалов по направлениям затрат в бухгалтерии составляется ведомость распределения материалов.

В зависимости от направления расхода материалов в учете отражаются следующие бухгалтерские записи:

1) Дт 08 Кт 10 – на стоимость израсходованных материалов для выполнения работ, связанных с капитальными вложениями;

2) Дт 20, 23 Кт 10 – на стоимость израсходованных материалов на производство продукции (работ, услуг) в основных и вспомогательных производствах;

3) Дт 25 Кт 10 – на стоимость израсходованных материалов на содержание и эксплуатацию машин и оборудования производственных цехов;

4) Дт 26 Кт 10 – на стоимость израсходованных материалов на общехозяйственные нужды;

6) Дт 28 Кит 10 – на стоимость израсходованных материалов для исправления брака в производстве;

7) Дт 29 Кт 10 – на стоимость израсходованных материалов на нужды обслуживающих производств и хозяйств;

8) Дт 44 Кт 10 - на стоимость израсходованных материалов на упаковку готовой продукции;

9) Дт 94 Кт 10 – на стоимость списываемых материалов при выявлении недостачи по результатам инвентаризации;

10) Дт 90/10 Кт 10 – на стоимость реализованных материалов покупателям;

11) Дт 20, 23, 25, 26, 28, 29 – на сумму списанных ТЗР (отклонений) по направлениям расхода материалов.

2.13 Документальное оформление, порядок начисления и учет

                            основной заработной платы

Основная заработная плата – это оплата за фактически отработанное время и выполненную работу (оплата по должностным окладам, тарифным ставкам, сдельным расценкам, надбавки и доплаты стимулирующего характера и др.).

Порядок расчета заработной платы зависит от применяемой в организации формы оплаты труда: повременной за отработанное время и сдельной за количество выполненной работы и их систем. Начисление заработной платы работникам производится на основании представленных в бухгалтерию документов:

- приказов о приеме на работу, о премировании, о предоставлении персональных надбавок, и др.;

- штатного расписания организации;

- табеля учета использования рабочего времени;

- нарядов на сдельную работу;

- ведомости учета выработки;

- маршрутных листов и других документов.

Оплата по должностному окладу. Оклад работнику начисляется в полном размере, если им отработаны все рабочие дни по графику работы в отчетном месяце, и в неполном размере, если отработаны не все рабочие дни.

Оплата по тарифным ставкам определяется путем умножения часовой тарифной ставки работника на количество отработанных часов.

Оплата по сдельным расценкам определяется путем умножения сдельной расценки за 1 единицу выполненной работы (продукции) на количество выполненной работы (продукции).

Оплата за работу в сверхурочное время:

1) работникам со сдельной оплатой труда определяется не ниже двойных сдельных расценок;

2) работникам с повременной оплатой – не ниже двойных часовых тарифных ставок (окладов).

Работа в праздничные и выходные дни оплачивается в повышенном размере, определенном ст. 69 Трудового кодекса: сдельщикам – не ниже двойных сдельных расценок; повременщикам – не ниже двойных часовых тарифных ставок (окладов). При этом необходимо учитывать, производилась работа в праздничные и выходные дни в пределах месячной нормы рабочего времени или сверх месячной нормы.

Оплата работы в ночное время. За каждый час работы в ночное время производятся доплаты в размере, устанавливаемом коллективным договором, но не ниже 20 % часовой тарифной ставки (оклада) работника.

Синтетический учет расчетов с персоналом по заработной плате ведется на счете 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». В бухгалтерском учете начисленные суммы заработной платы, пособий и других оплат работникам организации отражаются по кредиту счета 70 в корреспонденции с дебетом разных счетов следующими бухгалтерскими записями:

Дт 08 Кт 70 – за работы по модернизации и реконструкции объектов основных средств;

Дт 20, 23 Кт 70 – рабочим основных и вспомогательных производств;

Дт 25 Кт 70 – обслуживающему персоналу основных и вспомогательных производств;

Дт 26 Кт 70 – административно-управленческому персоналу организации ;

Дт 28 Кт 70 – рабочим за исправление брака;

Дт 29 Кт 70 – работникам обслуживающих хозяйств;

Дт 44 Кт 70 – за работы, связанные с реализацией продукции (упаковка, погрузка в транспорт и др.);

Дт 69/1; 76/2 Кт 70 – пособия за счет средств ФСЗН и Белгосстраха;

Дт 90/10 Кт 70 – начислена работникам материальная помощь;

Дт 91/4 Кт 70 – за работы по списанию, реализации объектов основных средств;

Дт 96 Кт 70 – начислены отпускные за счет средств созданного на эти цели резерва;

Дт 97 Кт 70 – начислены отпускные, приходящиеся на будущий отчетный месяц

 

                 2.14 Документальное оформление, порядок расчета

                              и учет дополнительной заработной платы,

                              пособий по временной нетрудоспособности

Дополнительная заработная плата – это оплата за неотработанное время, но подлежащее оплате в соответствии с трудовым законодательством (оплата трудовых и социальных отпусков, компенсаций за неиспользованный отпуск и др.).

 

 

Основанием для начисления дополнительной заработной платы являются приказы руководителя о предоставлении отпуска, табели учета использования рабочего времени, лицевые счета работников и др.

Оплата трудового отпуска производится в соответствии с Инструкцией о порядке исчисления среднего заработка, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 20.10.2017 г. № 57. Трудовые отпуска оплачиваются по среднему заработку исходя из среднедневной заработной платы за 12 полных календарных месяцев (с 1-го по 1-е число), предшествующих месяцу начала отпуска. Средний дневной заработок определяется путем деления заработной платы, фактически начисленной за месяцы, принимаемые для исчисления среднего заработка, с учетом применения поправочных коэффициентов, на число этих месяцев и на среднемесячное количество календарных дней, равное 29,7 (исчисленное в среднем за 5 лет).

Средний заработок за трудовой отпуск определяется путем умножения среднедневного заработка на количество календарных дней отпуска. Поправочные коэффициенты применяются в случаях, если в расчетном периоде для исчисления среднего заработка или в периоде, за который производятся выплаты на основе среднего заработка, в организации произошло повышение тарифных ставок и окладов.

      В бухгалтерском учете промышленной организации начисление сумм отпускных отражается:

Дт 20, 23, 25, 26 Кт 70.

В соответствии с действующим законодательством работникам организации начисляют пособия по временной нетрудоспособности. Основанием для начисления и выплаты пособия по временной нетрудоспособности является больничный лист, табель учета использования рабочего времени с указанием дней болезни и лицевой счет работника с данными о начисленной заработной плате. Порядок назначения и исчисления пособий определяется в соответствии с Положением о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2013 г. № 569 с изменениями и дополнениями.

Пособие по временной нетрудоспособности назначается:

- в размере 80 % среднедневного заработка за первые 12 календарных дней нетрудоспособности и в размере 100 % среднедневного заработка за последующие календарные дни непрерывной временной нетрудоспособности;

- в размере 100 % среднедневного заработка за календарные дни временной нетрудоспособности отдельным категориям работающих: лицам, имеющим на иждивении троих и более детей в возрасте до 16 лет (учащихся – до 18 лет); круглым сиротам до достижения ими возраста 21 года; в случаях ухода за больным ребенком в возрасте до 14 лет при лечении в амбулаторных и стационарных условиях и других случаях, установленных законодательством;

в размере 50 % от пособия, в случаях: временной нетрудоспособности в связи с заболеванием или травмой, причиной которых явилось употребление алкоголя, наркотических или токсических веществ; нарушения режима, установленного врачом ли комиссией по назначению пособий.

Пособия по беременности и родам назначаются в размере 100 % среднедневного заработка за календарные дни.

Среднедневной заработок исчисляется исходя из начисленной заработной платы за 6 календарных месяцев, предшествующих месяцу, в котором наступила временная нетрудоспособность. Размер среднедневного заработка определяется путем деления суммы заработной платы за 6 календарных месяцев на число календарных дней расчетного периода.

В заработок для исчисления пособий включаются все виды оплаты труда, на которые в соответствии с законодательством начисляются обязательные страховые взносы. Выплаты за период освобождения от работы (отпуск, временная нетрудоспособность, простои не по вине работника, и др.) в заработок для исчисления пособий не включаются.

В бухгалтерском учете сумма начисленного пособия по временной нетрудоспособности отражается:

Дт 69 Кт 70.

 

 2.15 Виды удержаний из заработной платы, отчислений от фонда оплаты

                             труда, порядок их расчета и учет

 

В соответствии с действующим законодательством из заработной платы, начисленной работникам организации, производятся удержания и вычеты. Все удержания из заработной платы работников делятся на 2 группы:

1 обязательные – удержания подоходного налога, отчислений на пенсионное обеспечение, по исполнительным документам;

2 необязательные – удержания неизрасходованных и своевременно невозвращенных подотчетных сумм, сумм излишне выплаченной заработной платы вследствие счетной ошибки, сумм в возмещение ущерба и др.

 Размер всех удержаний при каждой выплате заработной платы не может превышать 20 %, а в случаях, предусмотренных законодательством, - 50 % заработной платы, причитающейся к выплате работнику.

Сумма подоходного налога определяется ежемесячно путем умножения налоговой базы на ставку налога, установленную в размере 13 %.

При определении налоговой базы плательщик имеет право применять налоговые вычеты: стандартные, социальные, имущественные и профессиональные. С 1 января каждого отчетного года размеры стандартных налоговых вычетов изменяются. Стандартные налоговые вычеты применяются в зависимости от величины дохода и наличия у плательщика детей до 18 лет и (или) иждивенцев, а также других имеющихся льгот.

Социальный налоговый вычет предоставляется в сумме, уплаченной плательщиком в течение налогового периода за обучение в учреждениях образования РБ при получении первого высшего, среднего специального, профессионально-технического образования.

Имущественный налоговый вычет предоставляется плательщикам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в исполкомах, в сумме фактически произведенных расходов на новое строительство или приобретение на территории РБ жилого дома или квартиры, а также погашение полученных банковских кредитов и фактически израсходованных на эти цели средств.

Отчисления на пенсионное обеспечение определяются ежемесячно по ставке 1% от суммы начисленных работникам видов оплат, на которые начисляются страховые взносы.

Основанием для удержания алиментов из заработной платы плательщика на содержание несовершеннолетних детей является письменное заявление лица о добровольной уплате или исполнительный лист, полученный от судебных органов. Размер алиментов установлен: 25 % - на содержание одного ребенка; 33 % - на содержание двоих детей; 50 % – на содержание троих и более детей. Минимальная сумма заработка, сохраняемая за должником при взыскании алиментов, составляет 30 %. Удержание алиментов производится с сумм заработка и (или) иного дохода после удержания суммы подоходного налога и сумм отчислений на пенсионное обеспечение.

Прочие удержания производятся на основании приказов, обязательств-поручений и других документов.

Учет удержаний из заработной платы работников отражается следующими записями:

Дт 70 Кт 68/4 – на сумму удержанного подоходного налога;

Дт 70 Кт 69/2 – на сумму удержанных взносов на пенсионное обеспечение;

Дт 70 Кт 76/1 - на сумму удержанных алиментов;

Дт 70 Кт 71 – на сумму удержанных невозвращенных работниками подотчетных сумм;

Дт 70 Кт 73/2 – на сумму удержанного материального ущерба с виновника;

Дт 70 Кт 76 – на суммы, удержанных профсоюзных взносов; штрафов в пользу других организаций; за товары в кредит.

К обязательным отчислениям от фонда заработной платы, производимым ежемесячно за счет нанимателя, относятся:

1). Отчисления по обязательному социальному страхованию в Фонд социальной защиты населения в размере 34 %;

2). Отчисления по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белгосстрах в размере установленных тарифов. К страховому тарифу 0,6 % применяются повышающие и понижающие коэффициенты в зависимости от вида экономической деятельности и класса профессионального риска.

Расчеты с Фондом социальной защиты населения учитываются на счете 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению». Расчеты с Белгосстрахом по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний учитываются на счете 76/2 «Расчеты по имущественному и личному страхованию». По кредиту счетов 69, 76/2 отражаются начисленные суммы страховых отчислений во внебюджетные фонды, по дебету – уплаченные суммы отчислений в фонды, а также использованные на выплату пособий.

Учет расчетов с ФСЗН и Белгосстрахом по обязательному страхованию работников организации отражается бухгалтерскими записями:

1) Дт 20, 23, 25, 26, 44 Кт 69/1 – на суммы начисленных страховых платежей в ФСЗН;

2) Дт 20, 23, 25, 26, 44 Кт 76/2 – на суммы начисленных страховых платежей в Белгосстрах;

3) Дт 70 Кт 69/2 – на суммы начисленных взносов на пенсионное обеспечение;

4) Дт 69/1 Кт 70 – на суммы начисленных пособий и единовременных выплат за счет средств ФСЗН;

5) Дт 76/2 Кт 70 – на суммы начисленных пособий и доплат за счет средств на социальное страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний;

6) Дт 90/10 Кт 69/1, 76/2 – на суммы начисленных штрафов, пени по расчетам на государственное социальное страхование;

7) Дт 69, 76/2 Кт 51 – на суммы перечисленных страховых платежей и штрафных сумм в ФСЗН и в Белгосстрах.

 

        2.16 Синтетический и аналитический учет косвенных затрат

                                               на производство

     По способу включения в себестоимость продукции затраты подразделяются на прямые и косвенные. Косвенные затраты не могут быть отнесены прямо на себестоимость отдельных видов продукции. К таким затратам относятся общепроизводственные, общехозяйственные затраты.

    Общепроизводственными являются затраты, связанные с обслуживанием основных и вспомогательных производств организации и управлением ими. Общепроизводственные затраты организации подразделяются на три группы:

1). Расходы по содержанию и эксплуатации машин и оборудования;

2). Расходы по организации, обслуживанию и управлению производством в цехах организации;

3). Непроизводительные расходы, в состав которых включаются.

Аналитический учет общепроизводственных затрат ведется по отдельным подразделениям организации, статьям затрат или в ином порядке, установленном учетной политикой организации.

     Для обобщения информации о данных расходах предназначен активный синтетический счет 25 «Общепроизводственные затраты». Произведенные организацией общепроизводственные затраты отражаются следующими записями:

Дт 25 Кт 02 - начислена амортизация основных средств в цехах;

Дт 25 Кт 05 - начислена амортизация нематериальных активов;

Дт 25 Кт 10 - списаны израсходованные материальные ценности на

                   общепроизводственные нужды;

Дт 25 Кт 70 - начислена заработная плата работникам

общепроизводственного назначения;

Дт 25 Кт 69,76 - произведены отчисления по установленным ставкам от ФЗП работников общепроизводственного назначения;

    В конце отчетного месяца производят списание общепроизводственных затрат. В соответствии с учетной политикой организации условно-постоянные косвенные общепроизводственные затраты, относимые к управленческим расходам, списываются в дебет счета 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности». Сумма общепроизводственных затрат в части условно-переменных, учтенная на счете 25, подлежит распределению пропорционально выбранной базе распределения на основании учетной политики организации:

- основной заработной плате производственных рабочих;

- стоимости израсходованных материалов;

- стоимости объема выпущенных изделий по учетной или фактической себестоимости продукции.

  Сумма общепроизводственных затрат в части условно-переменных списывается с кредита счета 25 «Общепроизводственные затраты» в дебет следующих счетов:

Дт 20 – на сумму расходов, включаемую в себестоимость продукции, работ, услуг;

Дт 23 – на сумму, включаемую в затраты вспомогательных производств;

Дт 29 – на сумму, включаемую в затраты обслуживающих производств и хозяйств.

       Счет 25 «Общепроизводственные затраты» сальдо на отчетную дату не имеет.

      Общехозяйственные затраты – это расходы на организацию и обслуживание производственно-хозяйственного процесса и управления им. Для их регулирования в организации разрабатывается смета общехозяйственных затрат. Смета предусматривает классификацию расходов в зависимости от их экономического содержания и назначения на четыре группы:

1). Расходы на управление;

2). Расходы по организации и обслуживанию производственно-хозяйственной деятельности;

3). Налоги и сборы, включающие виды налогов и сборов (земельный, экологический), источником возмещения которых являются затраты субъектов хозяйствования;

4). Непроизводительные расходы.

    В аналитическом учете общехозяйственные затраты отражаются по статьям затрат, местам возникновения затрат или в ином порядке, установленном учетной политикой организации.  

      Для обобщения информации о затратах, связанных с управлением организацией предназначен активный синтетический счет 26 «Общехозяйственные затраты». Произведенные организацией общехозяйственные затраты отражаются следующими бухгалтерскими проводками:

Дт 26 Кт 02 - начислена амортизация основных средств

общехозяйственного назначения;

Дт 26 Кт10 - списана стоимость материальных ценностей, используемых на

общехозяйственные нужды;

Дт 26 Кт 68 - начислены налоги, относимые на затраты по производству

и реализации продукции, работ, услуг;

Дт 26 Кт 70 - начислена заработная плата работникам административно-

управленческого персонала;

Дт 26 Кт 69, 76 - отчисления от фонда заработной платы работников

административно-управленческого персонала;

Дт 26 Кт 71 - списаны командировочные расходы работников административно- управленческого персонала.

      Накапливание и обобщение данных о расходах общехозяйственного назначения осуществляется в ведомости учета общехозяйственных расходов. Затраты, учтенные на счете 26 «Общехозяйственные затраты», списываются в дебет счета 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности». Счет 26 сальдо на отчетную дату не имеет.

 

      2.17 Учет и распределение услуг вспомогательных производств

     Вспомогательными являются цеха и другие подразделения организации, предназначенные для обеспечения основного производства энергией, инструментами, тарой, ремонтными, транспортными и хозяйственными услугами. 

     По видам и функциям вспомогательные производства делятся на:

- инструментальные - изготовление, ремонт и восстановление инструментов, приспособлений, штампов, пресс-форм, моделей и др.;

- ремонтные - монтаж, ремонт, модернизация, обслуживание основных средств, изготовление и восстановление запасных частей;

- энергетические - производство и распределение электрической, тепловой и иной энергии, водоснабжение, монтаж, ремонт и обслуживание энергетических сетей и установок)

- транспортные - погрузочно-разгрузочные и транспортные работы, ремонт и обслуживание транспортных средств, механизмов и подъездных путей;

-тарные - выпуск и ремонт тары;

-хозяйственного обслуживания - уборка производственных помещений, стирка и ремонт спецодежды.

    В зависимости от характера технологического процесса вспомогательные производства делятся на:

- индивидуальные - изготовление по единичным заказам уникальной инструментальной оснастки, нестандартного оборудования;

- серийные - изготовление серий инструментов, запасных частей;

- массовые - производство и распределение энергии, транспортные, погрузочно-разгрузочные работы.

По однородности выпускаемой продукции вспомогательные производства подразделяются на:

- простые – постоянно вырабатывающие несложную однородную продукцию, в которых нет полуфабрикатов и незавершенного производства (энергетические, транспортные, хозяйственного обслуживания);

- сложные – поставляющие разнородную продукцию и имеющие полуфабрикаты и незавершенное производство (инструментальные, ремонтные, тарные).     

      Для обобщения информации о затратах вспомогательных производств предназначен активный, синтетический счет 23 «Вспомогательные производства». К счету 23 могут открываться субсчета по видам вспомогательных производств. По дебету счета 23 отражаются:

Дт 23  Кт 02 - начислена амортизация по основным средствам

вспомогательных производств;

Д 23 Кт 05 - начислена амортизация по нематериальным активам,

используемым во вспомогательных производствах;

Дт 23 Кт 10 - на сумму использованных материалов во вспомогательных

производствах;

Дт 23 Кт 70 - начислена заработная плата работникам вспомогательных

производств;

Дт 23 Кт 69, 76 - начислены платежи от фонда заработной платы работников

вспомогательных производств;

Дт 23 Кт 25 – списаны затраты, связанные с обслуживанием и управлением

структурными подразделениями вспомогательных производств;

Дт 23 Кт 94 – списана недостача в пределах норм естественной убыли;

Дт 25, 26 Кт 23 – списаны затраты вспомогательных цехов, оказавших услуги для производственных цехов и общехозяйственных нужд.

  Сальдо по счету 23 «Вспомогательные производства» на конец отчетного периода показывает стоимость незавершенного производства.

    Аналитический учет затрат вспомогательных производств осуществляется по экономическим элементам и статьям калькуляции в разрезе каждого цеха.

    В конце месяца учтенные на счете 23 затраты распределяются между потребителями услуг следующим образом:

1) затраты энергетического цеха распределяются пропорционально количеству потребленной энергии (кВт/ч) каждым потребителем;

2) затраты парокотельной – пропорционально количеству пара (в м. куб.) отпущенного каждому потребителю;

3) затраты транспортного цеха – пропорционально объему выполненных транспортных перевозок (т/км);

4) затраты ремонтного цеха – пропорционально материальным затратам на ремонт по каждому подразделению в организации.

    Списание услуг вспомогательных производств по потребителям оформляется отчетом об использовании услуг вспомогательных производств. Отчет служит основанием для заполнения ведомости учета расходов во вспомогательных производствах и распределения услуг. Распределение услуг вспомогательных производств оформляется ведомостью «Распределение услуг вспомогательных производств».        

  2.18 Синтетический и аналитический учет затрат на производство.

              Порядок расчета фактической себестоимости продукции

     Основные производства – это структурные подразделения организации, изготавливающие профильные виды продукции, для выпуска которой создавалась данная организация, или оказывающие и выполняющие работы и услуги.     

     Для синтетического учета затрат на производство продукции, работ, услуг предназначен активный калькуляционный счет 20 «Основное производство». Дебетовое сальдо счета 20 составляют затраты, относящиеся к незавершенному производству. Дебетовый оборот по счету 20 составляет производственную себестоимость продукции. По кредиту счета 20 отражаются затраты, уменьшающие фактическую себестоимость готовой продукции, в том числе:

- стоимость возвратных отходов производства;

- стоимость выявленного брака;

- стоимость недостачи в незавершенном производстве, выявленной при инвентаризации.

Хозяйственные операции по учету затрат на производство продукции отражаются следующими бухгалтерскими проводками:

Дт 20 Кт 10 - списаны материальные ценности, использованные при

производстве продукции;

Дт 20 Кт 02, 05 - начислена амортизация производственных основных средств и нематериальных активов;

Дт 20 Кт 60 - списан расход энергии, топлива, воды на технологические нужды;

Дт 20 Кт 70 - начислена заработная плата производственным рабочим;

Дт 20 Кт 69, 76 – на сумму отчислений от фонда заработной платы производственных рабочих;

Дт 20 Кт 23 - списаны услуги вспомогательных производств;

Дт 20 Кт 25 - списаны условно-переменные общепроизводственные затраты;

Дт 10 Кт 20 – оприходование на складе неиспользованных материалов в

производстве;

Дт 28 Кт 20 - сумма выявленного брака в производстве;

Дт 94 Кт 20 - отражение недостачи в незавершенном производстве;

Дт 20 Кт 94 - списание недостач в пределах норм естественной убыли.

    Аналитический учет затрат на производстве ведут в разрезе каждого наименования продукции. Регистром аналитического учета являются карточки учета затрат на производство. Они открываются на каждое изделие в разрезе калькуляционных статей затрат.

В конце месяца рассчитывается фактическая себестоимость продукции, работ, услуг.

Фактическая себестоимость = Начальное сальдо по счету 20 (незавершенное производство на начало месяца) + Дебетовый оборот по счету 20 (производственные затраты за месяц) – Конечное сальдо по счету 20 (незавершенное производство на конец месяца) – Сумма затрат по кредиту счета 20, уменьшающих фактическую себестоимость.

В конце месяца сумма фактической себестоимости продукции, работ, услуг списывается:

Дт 43 Кт 20 - списание фактической себестоимости готовой продукции;

Дт 90/4 Кт 20 - списание фактической себестоимости работ, услуг.

    

      2.19 Документальное оформление, учет выпуска и реализации

                                  готовой продукции (работ, услуг)

     Готовые изделия, выпущенные из производства и сданные на склад, оформляются приемо-сдаточными накладными. Они выписываются в двух экземплярах. Один передается заведующему складом, а другой с распиской в приеме продукции остается в цехе. На складе готовая продукция учитывается в натуральном выражении в карточках складского учета или книге количественно-сортового учета продукции. На основании приемо-сдаточных накладных в бухгалтерии ведут накопительные ведомости выпуска готовой продукции за месяц. По окончании месяца в ведомости подсчитывают количество выпущенной готовой продукции по ее видам и оценивают по учетным ценам. В конце месяца в ведомости определяется фактическая производственная себестоимость продукции путем суммирования себестоимости каждого вида изделий

    Для учета готовой продукции предназначен активный синтетический счет 43 «Готовая продукция». В бухгалтерском учете операции поступления готовой продукции на склад отражаются:

Дт 43 Кт 20 - оприходована готовая продукция на складе по учетным ценам, выпущенная из основного производства.

     Готовая продукция отгружается для покупателей в соответствии с заключенными договорами и планом отгрузки. При этом оформляют следующие документы: ТТН или ТН, счет-фактуру, сертификат качества, качественное удостоверение и др.

     При реализации продукции могут возникать расходы на реализацию.  В их состав включаются: расходы по организации сбыта;  расходы на рекламу; расходы на тару и упаковку изделий на складах готовой продукции; расходы на погрузку и транспортировку продукции и др.

      Для учета расходов, связанных с реализацией продукции, работ, услуг предназначен счет 44 «Расходы на реализацию». По дебету этого счета в течение месяца накапливаются расходы по реализации продукции, в кредит – суммы, списанные в отчетном месяце на реализованную продукцию.

    Выручка от реализации продукции, работ, услуг признается в бухгалтерском учете в момент отгрузки продукции покупателю при соблюдении следующих условий:

1) покупателю переданы риски и выгоды, связанные с правом собственности на продукцию;

2) сумма выручки может быть определена;

3) расходы, связанные с совершением хозяйственной операции, могут быть определены;

4) имеется вероятность увеличения экономических выгод организации в результате хозяйственной операции.

     Для обобщения информации о доходах и расходах от реализации продукции предназначении счет 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности». Финансовый результат (прибыль или убыток) от реализации продукции представляет собой разницу между доходами и расходами по текущей деятельности. Дебетовое сальдо показывает сумму полученного убытка, кредитовое сальдо – сумму прибыли. Выявленный  финансовый результат списывается на счет 99 «Прибыли и убытки».

   Хозяйственные операции по учету реализации готовой продукции:

Дт 90/4 Кт 43 - списание фактической себестоимости реализованной

продукции;

Дт 62 Кт 90/1 – отражение выручки от реализации продукции покупателям;

Дт 90/2  Кт 68/2 – начисление НДС из выручки от реализации;

Дт 90/3 Кт 68/2 – начисление акцизов по подакцизным товарам;

Дт 90/5 Кт 25 - списание управленческих общепроизводственных затрат в части условно-постоянных;

Дт 90/5 Кт 26 - списание общехозяйственных затрат;

Дт 90/ 6 Кт 44 – списание расходов на реализацию;

Дт 90/11 Кт 99 - получена прибыль от реализации продукции;

Дт 99 Кт 90/11 - получен убыток от реализации продукции;

Дт 51 Кт 62 - зачислена на расчетный счет выручка, поступившая от

               покупателей.

 

1.20 Документальное оформление, синтетический и аналитический

                                  учет кассовых операций

Расчеты между субъектами хозяйствования и физическими лицами производятся как безналичным путем, так и наличными деньгами в соответствии с законодательством Республики Беларусь. 

Для приема, хранения и расходования наличных денег организации имеют кассу. Учет кассовых операций регулируется Инструкцией о порядке ведения кассовых операций и порядке расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29.03.2011 г. № 107.

Получают наличные денежные средства в учреждениях банков на различные цели (на командировочные и хозяйственные расходы, выдачу заработной платы и т.п.) по чекам. При этом наличные деньги расходуются на цели, указанные в чеке. Поступление денежных средств в кассу оформляют приходным кассовым ордером (форма КО-1). Приходные кассовые ордера подписываются главным бухгалтером или лицом. Выдача денежных средств из кассы оформляется расходным кассовым ордером (форма КО-2).

Заработная плата из кассы выдается по платежным и расчетно-платежным ведомостям, подписанным руководителем и главным бухгалтером организации. Сдача наличных денег в банк оформляется объявлением на взнос наличными.

Все операции по поступлению и расходованию денежных средств кассир записывает в кассовую книгу, которая должна быть пронумерована, прошнурована и скреплена печатью организации. Количество листов в ней должно быть заверено подписями руководителя организации и главного бухгалтера. Записи в кассовую книгу осуществляются кассиром сразу после получения или выдачи наличных денег отдельно по каждому ордеру. В конце рабочего дня кассир подсчитывает в кассовой книге итоги операций за день и выводит остаток денег по кассе на конец дня, передает в бухгалтерию в качестве отчета кассира второй экземпляр листа кассовой книги с приложенными приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге. Кассовая книга является регистром аналитического учета кассовых операций.

Для синтетического учета денежных средств в кассе используется счет 50 «Касса».

Организации могут иметь в своей кассе наличную иностранную валюту. Ведение кассовых операций в иностранной валюте регулируется Инструкцией о порядке ведения кассовых операций в наличной иностранной валюте на территории Республики Беларусь, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29.03.2013 г. № 185. Наличная иностранная валюта расходуется строго на те цели, на которые она получена. Прием и выдача иностранной валюты оформляется приходными и расходными кассовыми ордерами формы № КО-1в и КО-2в, которые выписываются в номинале иностранной валюты с указанием рублевого эквивалента по курсу Национального банка РБ.

Все поступления иностранной валюты в кассу организации и выдача ее из кассы учитываются кассиром в отдельной кассовой книге. Записи в книге ведутся в разрезе видов иностранной валюты.

Для учета денежных средств в иностранной валюте к счету 50 открывается специальный субсчет «Валютная касса». При учете валютных операций необходимо отражать курсовые разницы, которые учитываются на счете 91 «Прочие доходы и расходы».

Хозяйственные операции по учету движения денежных средств в кассе отражаются следующими записями:

1) Дт 50 Кт 51, 52 – поступление денежных средств в кассу с расчетного или валютного счета;

2) Дт 50 Кт 71 – возврат в кассу неиспользованных подотчетным лицом денежных средств;

3) Дт 50 Кт 73/2 – возмещение материального ущерба виновным лицом;

4) Дт 50 Кт 62 – поступление в кассу оплаты от покупателей за реализованную продукцию;

5) Дт 50 Кт 75 – поступление денежных средств от учредителей;

6) Дт 51, 52 Кт 50 – внесение денежных средств из кассы на расчетный и валютный счет;

7) Дт 70 Кт 50 – выплачена заработная плата работникам;

8) Дт 71 Кт 50 – выдача денежных средств работнику в подотчет;

9) Дт 94 Кт 50 – выявлена недостача денежных средств в кассе в результате инвентаризации;

10) Дт 50 Кт 90/7 – оприходованы излишки денежных средств в кассе в результате инвентаризации;

11) Дт 50 Кт 91/1 – отражена положительная курсовая разница при изменении курсов валют;

12) Дт 91/4 Кт 50 – отражена отрицательная курсовая разница при изменении курсов валют. 

 

               1.21 Порядок открытия текущих расчетных счетов,

документальное  оформление и учет операций по расчетным счетам

Для осуществления безналичных расчетов и для хранения временно свободных денежных средств каждая организация открывает в банках расчетные счета.

     Для открытия расчетного счета необходимо:

1). Заключить с банком Договор банковского счета, в котором указываются права и ответственность обслуживающего банка и организации (клиента). Согласно договору банк обязан проводить операции по расчетному счету на основании предъявленных клиентом платежных документов. Банк за проведение безналичных расчетов списывает с расчетного счета клиента комиссионное вознаграждение. Кроме того, за пользование денежными средствами организации банк в конце каждого месяца начисляет клиенту и зачисляет на его расчетный счет проценты.

2). Представить в банк следующие документы:

- заявление на открытие текущего (расчетного) счета;

- копию устава организации и свидетельства о государственной регистрации;

- карточку с образцами подписей должностных лиц, имеющих право подписи документов для проведения расчетов, и оттиска печати.

Организации могут открывать необходимое количество банковских счетов в белорусских рублях.

Прием и выдача денег или безналичные перечисления производятся банком на основании платежных документов специальных форм. К ним относятся денежный чек, объявление на взнос наличными, платежное поручение, платежное требование-поручение, платежное требование, расчетный чек и др.

Денежный чек является приказом банку о выдаче владельцу счета наличных денежных средств.

Платежное поручение – это приказ организации банку о перечислении определенной суммы с ее расчетного счета в адрес получателя.

 Платежное требование является поручением банку на взыскание денежных средств со счетов покупателей и зачисление их на расчетный счет владельца счета.

Объявление на взнос наличными представляется в банк при взносе на расчетный счет наличных денег (выручки и др.).

Организации получают от банка копии выписок из расчетного счета с приложением к ним документов, на основании которых выполнены зачисления и списания денежных средств. Выписка с расчетного счета является регистром аналитического учета и одновременно служит основанием для отражения операций на бухгалтерских счетах. Полученная из банка выписка обрабатывается, т.е. подбираются все оправдательные документы, сверяется вступительное сальдо с предыдущей выпиской, исходящее сальдо, проставляются корреспондирующие счета с расчетным счетом. Проверка и обработка выписок, как правило, должны производиться в день их поступления.

Учет наличия и движения денежных средств по расчетному счету ведется на счете 51 «Расчетные счета». По дебету счета отражается поступление денежных средств на расчетный счет, по кредиту счета – их списание. Дебетовое сальдо счета 51 отражает остаток денежных средств на расчетном счете на начало и на конец отчетного периода.

Корреспонденция счетов по учету операций на расчетном счете:

1) Дт 51 Кт 50 – внесение денежных средств из кассы на расчетный счет;

2) Дт 51 Кт 57/1 – зачисление на расчетный счет денежных средств, находящихся в пути;

3) Дт 51 Кт 62 – поступление денежных средств от покупателей;

4) Дт 51 Кт 66, 67 – зачисление на расчетный счет полученных кредитов;

5) Дт 51 Кт 75/1 – поступление денежных средств от учредителей;

6) Дт 51 Кт 91/1 – зачислен процент банка за хранение денежных средств в банке;

7) Дт 26 Кт 51 – с расчетного счета списано комиссионное вознаграждение банку за проведение операций по расчетному счету;

8) Дт 50 Кт 51 – поступление денежных средств в кассу с расчетного счета;

9) Дт 60 Кт 51 – перечисление задолженности поставщикам;

10) Дт 68 Кт 51 – перечисление задолженности по налогам в бюджет;

11) Дт 69 Кт 51 – перечисление платежей ФСЗН;

12) Дт 76/2 Кт 51 – перечисление платежей Белгосстраху;

13) Дт 70 Кт 51 – перечисление работникам заработной платы на карт-счета;

14) Дт 76/3 Кт 51 – предъявлена претензия банку по ошибочно списанным суммам денежных средств;

15) Дт 66, 67 Кт 51 – перечисление задолженности по полученным кредитам

Закрытие расчетных счетов производится банком при условии, что на них не наложен арест, отсутствуют предписания и претензии к счету, а также нет задолженности по платежам в бюджет, в Фонд социальной защиты населения и в Белгосстрах. Счета закрываются в следующих случаях: по заявлению владельца счета; при переходе на обслуживание в другой банк; при ликвидации организации.

            1.22 Учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам

    В соответствии с законодательством Республики Беларусь все организации осуществляют расчеты с бюджетом по различным платежам. Начисление налогов производится бухгалтером в налоговых декларациях, они составляются по каждому виду налога. Учет расчетов по всем видам платежей ведется на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам». По кредиту счета отражают суммы начисленных налогов в бюджет, а также штрафные санкции за несвоевременную уплату налогов, по дебету – суммы, перечисленные в бюджет. В типовом плане счетов к счету 68 выделяются субсчета по источникам возмещения налоговых платежей.

    На субсчете 68/1 «Расчеты по налогам и сборам, относимым на затраты по производству и реализации продукции, товаров, работ, услуг» отражаются следующие виды налогов:

- земельный налог. Его ставки устанавливаются в фиксированных суммах (рублях) и относительных величинах (процентах от кадастровой стоимости) и дифференцированы с учетом качества земли, ее местонахождения и функционального пользования;

- экологический налог рассчитывается по нормативам на единицу используемого природного ресурса и на объем выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду;

- налог на недвижимость рассчитывается в размере 1% в год от остаточной стоимости зданий и сооружений.

Начисление вышеперечисленных налогов отражается проводками:

Дт 20, 23, 25, 26 Кт 68/1 – начисление земельного и экологического налогов;

Дт 26 Кт 68/1 – начисление налога на недвижимость.

     На субсчете 68/2 «Расчеты по налогам и сборам, исчисляемым из выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг» учитываются расчеты по НДС, акцизам.

     В Республике Беларусь применяется зачетный метод исчисления и уплаты НДС. Он предполагает ведение учета сумм налога, исчисленных по реализации продукции, товаров, работ, услуг, и сумм налога, уплаченных при приобретении товаров, работ, услуг. Организации ведут Книгу учета покупок, в которой отражаются суммы НДС, уплаченные поставщикам. На основании этой книги определяется сумма НДС, подлежащая к вычету при расчетах с бюджетом.

    Учет НДС отражается проводками:

Дт 18 Кт 60, 76 – на суммы НДС при приобретении материальных ценностей;

Дт 68/2 Кт 18 – на суммы НДС к вычету при расчетах с поставщиками;

Дт 90/2, 91/2 Кт 68/2 – на суммы НДС по реализованным ценностям, работам,

услугам.

     Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет за отчетный период, определяется как разница между общей суммой начисленного НДС по реализации продукции и суммой НДС, принятой к вычету, после уплаты его поставщикам по приобретенным материальным ценностям.

     Перечень акцизных товаров определяется Правительством (алкогольные напитки, табачные изделия и др.). Суммы начисленного акцизного налога отражаются проводкой: Дт 90/3 Кт 68/2.

      На субсчете 68/3 «Расчеты по налогам и сборам, исчисляемым из прибыли (дохода)» отражается налог на прибыль по ставке 18%. Сумма начисленного налога на прибыль отражается проводкой: Дт 99 Кт 68/3.

     На субсчете 68/4 учитываются налоги на доходы физических лиц. К ним относятся: подоходный налог и налог на доходы (дивиденды) учредителей. Подоходный налог удерживается из заработной платы работающих граждан за минусом налоговых вычетов, установленных законодательством. Удержание подоходного налога отражается проводкой: Дт 70 Кт 68/4.

     Налог на доходы учредителей удерживается по ставке 12% и отражается проводками:

Дт 70 Кт 68/4 – удержание налога на доходы учредителей, которые являются работниками данной организации;

Дт 75/2 Кт 68/4 – удержание налога на доходы учредителей, которые не являются работниками организации.

     На субсчете 68/5 «Расчеты по прочим платежам в бюджет» учитываются штрафы, пени по налогам и сборам, причитающиеся к уплате в бюджет. Они отражаются проводками:

Дт 90/10 Кт 68/5 – начислены суммы штрафов, пени;

Дт 68/5 Кт 51 – уплачены суммы штрафов, пени с расчетного счета.

     Уплата налогов в бюджет производится по платежному поручению. Перечисление налогов в бюджет отражается проводкой:

Дт 68/1, 68/2, 68/3, 68/4  Кт 51.  

  

                     2.23 Учет расчетов с подотчетными лицами

   В процессе хозяйственной деятельности у организаций возникает потребность выдачи наличных денег под отчет работникам на предстоящие хозяйственные и командировочные расходы. Работники, получившие деньги на данные цели, называются подотчетными лицами.

Выдача наличных денег под отчет производится из кассы организации по расходному кассовому ордеру или по платежной ведомости и могут расходоваться на те цели, на которые они получены.

На предстоящие хозяйственные расходы деньги выдаются:

- на срок не более трех рабочих дней, если расходы производятся в месте нахождения субъекта хозяйствования;

- на срок не более десяти рабочих дней, на расходы, производимые вне места расположения предприятия;

- на срок до тридцати рабочих дней в сумме, не превышающей размера одной базовой величины.

К документам, подтверждающим факт приобретения товаров, материалов относятся кассовый чек или квитанция к приходному кассовому ордеру с приложением копии товарного чека и другие приходно-расходные документы.

     Выдача наличных денег под отчет на расходы, связанные со служебными командировками работников предприятия, производятся в порядке и размерах возмещения расходов при служебных командировках в пределах РБ.

Служебной командировкой признается поездка работника по распоряжению нанимателя, на определенный срок в другую местность, для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.

 Однодневной командировкой является поездка в такую местность, откуда имеется возможность возвратиться к месту работы в тот же день.

За время командировки за работником сохраняется место работы (должность) и средний заработок за время командировки, включая время нахождения в пути.

 Командировка оформляется приказом руководителя и выдачей командировочного удостоверения. Срок командировки определяется нанимателем и не может превышать 30 календарных дней, не считая времени нахождения в пути.

Дата: 2018-09-13, просмотров: 602.