Древнерусское государство в конце X - до конца XI  в.: социально-экономическая и политическая характеристики
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Древнерусское государство в конце X - до конца XI  в.: социально-экономическая и политическая характеристики.

По­ли­ти­че­ский строй – раннефеодальное монархияВо второй половине 10 в. свои позиции продолжали укреплять киевские князья, сумевшие в годы правления Святослава Игоревича (964-972 гг.) подчинить себе все восточнославянские племена. Таким образом,гла­вой Древ­не­рус­ско­го го­су­дар­ства яв­лял­ся ве­ли­кий Ки­ев­ский князь– высший военачальник, судья, законодатель, адресат дани. Вел внешнюю политику, объявлял войну, заключал мир, назначал чиновников. Власть была на­след­ствен­ной и пе­ре­да­ва­лась по ле­ствич­но­му прин­ци­пу, т. е.сле­ду­ю­ще­му по стар­шин­ству удель­но­му князю. Од­на­ко надо ска­зать, что борь­ба за ве­ли­ко­кня­же­ский пре­стол между удель­ны­ми кня­зья­ми «Рю­ри­ко­ва дома» была ха­рак­тер­ной чер­той по­ли­ти­че­ско­го строя Древ­ней Руси.

Опо­рой кня­же­ской вла­сти в Древ­ней Руси была кня­же­ская дру­жи­на,которая де­ли­лась на две части: стар­шую и млад­шую. Стар­шая дру­жи­на (гриди, тиуны и бояре) участ­во­ва­ла во всех во­ен­ных по­хо­дах и ди­пло­ма­ти­че­ских сно­ше­ни­ях и при­ни­ма­ла самое ак­тив­ное уча­стие в управ­ле­нии кня­же­ским хо­зяй­ством и го­су­дар­ством . Млад­шая дру­жи­на (дет­ские, от­ро­ки) пред­став­ля­ла собой лич­ную гвар­дию князя.

Основой социально-экономического строя государства было феодальное землевладение. Собственники земли - князья, бояре, дружинники, а после принятия христианства церковь - эксплуатировали труд различных категорий зависимого населения: холопов (рабов), закупов, изгоев, рядовичей, смердов. Наиболее многочисленной по составу была группа смердов – свободных,плативших дань только государству, и уже попавших в поземельную зависимость от феодалов.. Главной формой эксплуатации в X - XII вв. являлась продуктовая рента.

Крещение Руси

Религиозные реформы осуществил князь Владимир Святославович (980–1015). Принятия общей религии требовали интересы единства Киевской Руси. Сначала князь Владимир попытался создать единый пантеон языческих богов, которым поклонялись в различных областях страны, и таким образом превратить Киев в духовную столицу. Эта реформа потерпела неудачу. В 988 г. государственной религией Руси стало православное христианство, заимствованное из Византии. Владимир, крестившись сам, приказал крестить свою, дружину, а затем и весь народ.

Причины: в X в. Киевская Русь была сильным феодальным государством с высоким уровнем ремесла и торговли, духовной и материальной культуры. Дальнейшее развитие требовало консолидации сил внутри страны, а это было трудно сделать в условиях, когда разные города поклоняются разным богам. Нужна была объединяющая идея единого Бога. Международные отношения также требовали принятия христианства, так как Русь поддерживала постоянные


контакты с христианскими странами Западной Европы и Византией. Для упрочения этих контактов


нужна была общая идейная платформа.

Последствия: Крещение Руси создало новые формы взаимодействия людей внутри страны и с окружающим миром. Принятие христианства ввело Киевскую Русь в мировое христианское сообщество; облегчило налаживание связей с государствами Европы; способствовало обогащению культуры древнерусского общества, стало стимулом распространения заимствованных из Византии живописи, архитектуры, письменности, литературы. Создателями славянской письменности были византийские монахи, болгары по происхождению, Кирилл и Мефодий. в течение XI в. в разных концах Киевской Руси возникали очаги сопротивления христианизации, ускорилось изживание местных, племенных различий в отдельных областях Руси и формирование древнерусской народности с единым языком, культурой, этническим самосознанием, но самым важным последствием принятия христианства явилось то, что оно послужило мощным стимулом для ознакомления Руси с византийской культурой.



Московская Русь в XIV -начале XVI вв .Образование единого Русского государства

Причины образования единого русского государства: восстановление и дальнейшее развитие экономики с конца XIII в, необходимость расширения торговых связей между областями, единое национальное самосознание, единый язык и православная вера, общие правовые нормы и культура, необходимость освобождения от ига, усиление роли князей, изменение характера дружины, развитие помещичьего (дворянского) землевладения.

Московское княжество стало самостоятельным при князе Данииле Александровиче (1276–1304). Этому способствовало: удобное географическое положение, развитие новых торговых путей, личные качества московских князей. При Иване Даниловиче (1325–1341) Москва стала одним из самых богатых княжеств Руси. Он значительно расширил свои владения: Галицкое, Угличское, Белозерское княжества признали свою зависимость от Москвы. Иван Калита добился превращения Москвы в церковный центр. При сыновьях Ивана Калиты — Симеоне Гордом, Иване Красном — в состав Московского княжества вошли Дмитровские, Костромские земли и Калуга.

К середине XIV в. Московское княжество стало оплотом Руси в борьбе с Золотой Ордой. Борьба за независимость стала национальной идеей. К середине XV века завершилось образование великорусской народности. Центром стала Москва. В 1480 г. при Иване III (1462–1505 гг.) было окончательно свергнуто иго Золотой орды. После этого Московское княжество смогло завершить процесс объединения русских земель. Повсюду была ликвидирована местная система управления и посажены московские наместники. Важнейшим событием стало присоединение Новгорода к Москве в 1478. В 1489 г. в состав московского княжества вошли вятские земли, в 1510 был присоединен Псков, в 1514— Смоленск, в 1521 — Рязанское княжество. Низкие урожаи, хронические голодные годы вынуждали население заниматься сельским хозяйством, замедляли процесс отделения ремесла от земледелия. Городам и торгово-ремесленному населению не хватало экономической, политической силы и влияния. В этих условиях города подчинились притязаниям князей. 

Поддержка зарождающегося самодержавия была обусловлена патриотическими чувствами: победой русского войска на Куликовом поле 1380. Все успехи в «собирании русской земли», в создании новой государственности были оплачены ценою крайнего ограничения личных свобод.

 

8. Россия в XVI  в. Внутренняя политика Ивана Грозного: реформы и опричнина.Восстание 1547 г. показало, что необходимо предпринять срочные меры для стабилизации положения в стране. В своей политике проведения реформ молодой царь опирался на «Избранную раду» в который входили представитель служилых людей А. Ф. Адашев, митрополит Макарий, протопоп Сильвестр..:

==1549 г. был созван первый Земский собор, состоявший их членов Боярской думы, некоторых представителей духовенства и дворян.

=в 1550 г. был принят новый Судебник, по нему были несколько ограничены права наместников и волостелей в судебных делах, введена ответственность за взяточничество. Эти меры были призваны успокоить население, страдавшее от произвола управителей.

=стала создаваться система приказов - функциональных органов управления. Основными приказами были Посольский,Поместный, Разрядный.

==Большое значение имела губная и земская реформа.Из местных дворян выбирались губные старосты. Главной их обязанностью была борьба с разбоями. В тех районах, где не было частного землевладения и в городах, население избирало земских старост с такими же функциями.

=В стране была введена единая денежная система, а основной расчетной единицей стала копейка.

З=Было создано стрелецкое войско - пехота, служившая за жалование. В 1556 г. ввели Уложение о службе. Согласно этому документу, каждый владелец земли был обязан служить, независимо от того имеет он вотчину или поместье. Определялись и нормы службы.

=В 1551 г. состоялся Стоглавый собор, на котором произошла унификация церковных обрядов, усилился контроль над духовенством.

Вскоре внутренняя политика Ивана IV круто изменилась. В 1560 г. «Избранная рада» перестала существовать.В декабре 1564 г. царь объявил о решении отречься от престола. Население в свою очередь потребовало от бояр и духовенства добиться возвращения царя на престол. В таких условиях бояре обратились к Ивану Грозному с просьбой о возвращении. Царь выдвинул определенные условия: казнь по собственному усмотрению всех, вызвавших неудовольствие Грозного, раздел территории страны на две части - опричнину и земщину, создание особого опричного двора и некоторые другие. Все эти условия были приняты и, спустя некоторое время, государь возвратился в Москву. В стране установился опричный режим (1565 - 1572). Целью его было подорвать независимость боярского сословия, заменить прежний правящий класс – боярство на дворянство и тем самым усилить монархическую власть.Стоит отметить, что в годы опричнины по политическим обвинениям было казнено, по разным оценкам, от пяти до нескольких десятков тысяч человек. Казненные обвинялись, в основном, в измене.

 

III этап (1926—1927 гг.). Борьба «объединенной левой оппозиции» – Л.Д. Троцкого, Г.Е. Зиновьева, Л.Б. Каменева против И.В. Сталина, Н.И. Бухарина, А.И. Рыкова, М.И. Томского. Группа обвинила Сталина его сторонников в «правом уклоне», то есть поддержке богатого крестьянства. Левая оппозиция же предлагала начать форсированную индустриализацию. Главным источником средств для индустриализации они считали зажиточных крестьян. В ходе борьбы Сталин одержал очередную победу: лидеры левой оппозиции были исключены из партии.

IV этап (1928 — 1929 гг.)Борьба «правой оппозиции» – Н.И. Бухарин, А.И. Рыков, М.И. Томский против И.В. Сталина, В.М. Молотов и др. Сталин и его окружение приняли решение об изъятии «излишков» у кулаков, а затем у середняков. Против этого выступили Бухарин, Рыков и Томский. В 1928 г. они были объявлены «правым уклоном» и осуждены как попытка спасти сельскую буржуазию и сорвать строительство социализма. Сталину опять же удалось устранить последнюю группу лидеров, которых он считал соперниками в борьбе за власть.

Таким образом, в результате жесткой и беспринципной борьбы Сталин стал единоличным и непререкаемым лидером ВКП(б). Одной из причин победы Сталина явилось  умелое манипулирование общественным мнением

 

 

 

Культурная революция в СССР

В первые годы советской власти – 1920-1930-е г.- в культурной жизни страны главным событием была культурная революция. Цели культурной революции: создание новой культуры, отражающей особенности социалистического строя; формирование кадров интеллигенции среди рабочих и крестьян; ликвидация безграмотности; приобщить к достижениям культуры как можно более широкие массы населения; идеологизация культуры в соответствии с принципами социализма, насаждение идеологического единообразия; отказ от культурного наследия прошлого.

Итоги: К 1939 году грамотных в стране стало 87.4% населения. Создана большая сеть школ, других учебных учреждений. Сформирована официальная культура и идеология, в основе которой лежали принципы марксизма-ленинизма. Формировался слой советской интеллигенции из рабочих и крестьян. Введено бесплатное всеобщее начальное образование, Налажен выпуск огромными тиражами книг, журналов, газет, Унификация культурной и духовной жизни в стане, В годы первых пятилеток( 1928-1932, 1933-1937) больших успехов достигла наука, учёные: И.П.Павлов, И.В.Мичурин, А.Е.Ферсман, Н.Д.Зелинский, К.Э.Циолковский, А.П.Карпинский, В.А.Обручев – добились мирового признания. Положение религии и церкви в Советской стране было установлено декретом СНК РСФСР от 20 января (2 февраля) 1918 об отделении церкви от государства и школы от церкви и определяется Конституцией СССР и др. законодательными актами. В целях обеспечения за гражданами свободы совести церковь в СССР отделена от государства и школа от церкви. Свобода отправления религиозных культов и свобода антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами. Каждый гражданин может исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Законы Советского Союза категорически запрещают какую бы то ни было дискриминацию верующих. Преподавание религиозных вероучений во всех государственных и общественных учебных заведениях не допускается. Граждане могут обучать и обучаться религии только частным образом.

 

 

Блокада Ленинграда

Советские Вооруженные Силы обороняли Ленинград с 8 сентября 1941 — 27 января 1944 от немецко-фашистских и финских войск. Предпринимая нападение на СССР, немецко-фашистское руководство придавало исключительно важное значение захвату Ленинграда. 8 сентября немцы перекрыли железную дорогу Москва-Ленинград, взяли Шлиссельбург и окружили Ленинград с суши. Начались кровопролитные бои на «Пулковских высотах» и южных окраинах города. 9 сентября в Ленинград прибыл Г.К. Жуков. Отстранив от командования Ворошилова, он отменил все приготовления к сдаче города. Было приказано защищать Ленинград до последнего человека.

Гитлер приказал начать долговременную осаду. Начались постоянные бомбежки и артобстрелы. Была подтянута тяжелая осадная артиллерия, фашисты начали методично разрушать город. В особенно трагическом положении оказалось мирное население. Самой тяжелой оказалась первая блокадная зима. Немцам удалось разбомбить продовольственные склады, в результате чего Ленинград оказался без запасов. Хлеб доставлялся только авиацией, или по дороге, проложенной по льду Ладожского озера. Под постоянной бомбежкой и артобстрелами водители доставляли по «Дороге жизни» лишь небольшое количество необходимых продуктов. Со страшной неумолимостью надвигался голод. С 20 ноября ежедневная норма хлеба для рабочих составляла всего 250 грамм, для служащих, иждивенцев и детей - вдвое меньше. Жители стали употреблять в пищу все, что могло заглушить чувство голода. В довершение всего вышла из строя система городского водоснабжения, и воду пришлось брать из Невы и каналов. Зима 1941 г. выдалась необычайно суровой. Отсутствие отопления, явилось чудовищным испытанием для жителей. Жители города участвовали в его обороне, работали на предприятиях, выпускали боеприпасы, ремонтировали военную технику. В конце декабря хлебная пайка стала вдвое больше - к этому времени значительная часть населения погибла. Голод принял невиданные масштабы. Начались случаи людоедства. Многие жители, ослабев, падали и умирали на улицах. От голода во время блокады погибли 642 тыс. человек. Однако есть оценки, что на самом деле потери выше - до 850 тыс. человек. 24 января 1944 г. силами Волховского и Ленинградского фронтов было предпринято наступление, в результате которого была полностью снята блокада. В городе к этому времени остались в живых 560 тыс. жителей - в 5 раз меньше, чем в начале блокады. 872 дня и ночи продолжалась самая кровопролитная и героическая осада в истории человечества.

Древнерусское государство в конце X - до конца XI  в.: социально-экономическая и политическая характеристики.

По­ли­ти­че­ский строй – раннефеодальное монархияВо второй половине 10 в. свои позиции продолжали укреплять киевские князья, сумевшие в годы правления Святослава Игоревича (964-972 гг.) подчинить себе все восточнославянские племена. Таким образом,гла­вой Древ­не­рус­ско­го го­су­дар­ства яв­лял­ся ве­ли­кий Ки­ев­ский князь– высший военачальник, судья, законодатель, адресат дани. Вел внешнюю политику, объявлял войну, заключал мир, назначал чиновников. Власть была на­след­ствен­ной и пе­ре­да­ва­лась по ле­ствич­но­му прин­ци­пу, т. е.сле­ду­ю­ще­му по стар­шин­ству удель­но­му князю. Од­на­ко надо ска­зать, что борь­ба за ве­ли­ко­кня­же­ский пре­стол между удель­ны­ми кня­зья­ми «Рю­ри­ко­ва дома» была ха­рак­тер­ной чер­той по­ли­ти­че­ско­го строя Древ­ней Руси.

Опо­рой кня­же­ской вла­сти в Древ­ней Руси была кня­же­ская дру­жи­на,которая де­ли­лась на две части: стар­шую и млад­шую. Стар­шая дру­жи­на (гриди, тиуны и бояре) участ­во­ва­ла во всех во­ен­ных по­хо­дах и ди­пло­ма­ти­че­ских сно­ше­ни­ях и при­ни­ма­ла самое ак­тив­ное уча­стие в управ­ле­нии кня­же­ским хо­зяй­ством и го­су­дар­ством . Млад­шая дру­жи­на (дет­ские, от­ро­ки) пред­став­ля­ла собой лич­ную гвар­дию князя.

Основой социально-экономического строя государства было феодальное землевладение. Собственники земли - князья, бояре, дружинники, а после принятия христианства церковь - эксплуатировали труд различных категорий зависимого населения: холопов (рабов), закупов, изгоев, рядовичей, смердов. Наиболее многочисленной по составу была группа смердов – свободных,плативших дань только государству, и уже попавших в поземельную зависимость от феодалов.. Главной формой эксплуатации в X - XII вв. являлась продуктовая рента.

Крещение Руси

Религиозные реформы осуществил князь Владимир Святославович (980–1015). Принятия общей религии требовали интересы единства Киевской Руси. Сначала князь Владимир попытался создать единый пантеон языческих богов, которым поклонялись в различных областях страны, и таким образом превратить Киев в духовную столицу. Эта реформа потерпела неудачу. В 988 г. государственной религией Руси стало православное христианство, заимствованное из Византии. Владимир, крестившись сам, приказал крестить свою, дружину, а затем и весь народ.

Причины: в X в. Киевская Русь была сильным феодальным государством с высоким уровнем ремесла и торговли, духовной и материальной культуры. Дальнейшее развитие требовало консолидации сил внутри страны, а это было трудно сделать в условиях, когда разные города поклоняются разным богам. Нужна была объединяющая идея единого Бога. Международные отношения также требовали принятия христианства, так как Русь поддерживала постоянные


контакты с христианскими странами Западной Европы и Византией. Для упрочения этих контактов


нужна была общая идейная платформа.

Последствия: Крещение Руси создало новые формы взаимодействия людей внутри страны и с окружающим миром. Принятие христианства ввело Киевскую Русь в мировое христианское сообщество; облегчило налаживание связей с государствами Европы; способствовало обогащению культуры древнерусского общества, стало стимулом распространения заимствованных из Византии живописи, архитектуры, письменности, литературы. Создателями славянской письменности были византийские монахи, болгары по происхождению, Кирилл и Мефодий. в течение XI в. в разных концах Киевской Руси возникали очаги сопротивления христианизации, ускорилось изживание местных, племенных различий в отдельных областях Руси и формирование древнерусской народности с единым языком, культурой, этническим самосознанием, но самым важным последствием принятия христианства явилось то, что оно послужило мощным стимулом для ознакомления Руси с византийской культурой.



Дата: 2018-11-18, просмотров: 194.