Боль - ощущение, отражающее отклонение каких-то жизненно важных констант в организме
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Болевая реакция на боль - системная реакция - т.е. является определенной функциональной системой, имеющей свой результат.

По П.К.Анохину и И.В.Орлову, болевая реакция «является интегративной функцией организма, которая мобилизует разнообразные функциональные системы для защиты организма от воздействия вредных факторов и включает такие компоненты, как сознание, память, мотивации, вегетативные, соматические и поведенческие реакции, эмоции».

                                     Болевые рецепторы

По предложению Шеррингтона они называются ноцицепторами (посе r е, лат. - вредить) и имеют высокий порог раздражения. Это свободные нервные окончания. По модальности стимула их делят на 3 группы.

1.                Механоноцицепторы. Деполяризуются за счёт механического смещения мембраны. Главным образом, они локализуются на коже (100-200 на 1 см2 кожи), фасциях, сухожилиях, суставных сумках, слизистых начала и конца желудочно-кишечного тракта.

Возбуждает их механическое повреждение мембраны, импульсы передаются от них по А-дельта-волокнам и вызывают первую, эпикритическую боль.

2.                    Термоноцицепторы, близкие к механоноцицепторам.
Возбуждаются под влиянием нагревания или охлаждения.

Тепловые механорецепторы проводят возбуждение со скоростью 4-15 м/с по А-дельта волокнам.

Холодовые механорецепторы проводят возбуждение со скоростью менее 2 м/с по С-афферентам.

3.                 Хемоноцицепторы. Деполяризация их происходит за счёт действия химических веществ.

Они расположены также на коже и слизистых, но особенно их много во внутренних органах, где они локализуются в стенках мелких артерий. Проводят импульсацию, главным образом, по волокнам группы С и формируют протопатическую боль.

Возбуждение хемоноцицепторов вызывают те химические вещества, которые возникают при ишемии, травме, воспалении и др.

По способности отвечать на различные ноцицептивные стимулы рецепторы делятся на моно- и полимодальные.                                                                      

                       ФИЗИОЛОГИЯ СНА

Сон - жизненно необходимое, периодически наступающее особое функциональное состояние, характеризующееся специфическими электрофизиологическими, соматическими и вегетативными изменениями. Сон в процессе эволюции возник как процесс адаптации, подавляющей активность в ночной период наименьшей доступности пищи, угрозы резких колебаний внешних условий и максимальной опасности со стороны хищников. Сон снижает ежедневные метаболические затраты, навязывая организму смену деятельности, и является выражением внутренней инстинктивной потребности. У человека сон - монофазный, т.е. имеется суточная периодичность сна и бодрствования, которая является проявлением врожденного, так называемого циркадианного биоритма человека.

Во время сна многие функции организма меняют свою интенсивность: двигательная активность исчезает, уменьшается частота дыхания и сердечных сокращений, падает артериальное давление, уровень обмена веществ и возбудимости нервной системы. Отключается сознание. Активность некоторых других процессов возрастает: увеличивается кровообращение в стволовой части мозга и гипоталамусе, что сопровождается повышением температуры мозга, увеличивается потребление кислорода (в стадии "быстрого сна"), активность некоторых ферментов, выделение гормона роста, гонадотропных гормонов гипофиза (в период полового созревания).

                                     

                                             Виды и фазы сна

Различают несколько видов сна: нормальный (физиологический), условно-рефлекторный, возникающий при неизменных условиях в одно и то же время, гипнотический, наркотический и патологический. Потребность в сне связана с возрастными и индивидуальными особенностями человека. С возрастом она снижается: у детей от рождения до 2- 4 лет - 16 часов, 4-8 лет - 12 часов, 8-12 лет - 10 часов, 12-16 лет - 9 часов, у взрослых обычно 8 часов. Причина индивидуальной потребности в сне не установлена. У отдельных индивидуумов она колеблется от 1-2 до ]2 часов. Описаны случаи полного отсутствия сна (вплоть до 10 лет), если  не считать галлюцинаций в вечернее время в течение 1-2 часов.

Развитие сна проходит через несколько фаз, описанных учеником И.П.Павлова Ф.П. Майоровым, которые получили название переходных ("гипнотических") состояний между сном и бодрствованием.

Каждая фаза характеризуется своеобразными отношениями силы раздражения к величине рефлекса. По своему характеру они напоминают фазовые явления при парабиозе.

Уравнительная фаза. В отличие от нормального бодрствующего состояния, когда величина рефлекса зависит от силы раздражения (чем сильнее раздражитель, тем выраженнее рефлекторная реакция - "закон силовых отношений"), во время развития этой фазы сильные и слабые условные сигналы вызывают одинаковый рефлекторный эффект.

2) Парадоксальная фаза. Силовые отношения искажены: сильные условные раздражители вызывают уменьшенный, а слабые - увеличенный по сравнению с нормой условно-рефлекторный ответ.

3) Ультрапарадоксальная фаза: положительный условный сигнал тормозит (вызывает дифференцировочное торможение), а отрицательный (вызывавший дифференцировку), наоборот, вызывает условный рефлекс.

4) Наркотическая фаза - общее угнетение условно-рефлекторной реакции, при котором снижается интенсивность рефлекторного ответа на раздражители, особенно слабые.

5) Тормозная фаза - полное торможение условно-рефлекторной деятельности.

Эти фазы наблюдаются не только во время переходных состояний между сном и бодрствованием, но и при патологии, и при гипнозе.

                                       

                                      Медленный сон

Фаза медленного сна имеет 5 стадий:

I стадия наблюдается при переходе от расслабленного бодрствования к дремоте. На ЭЭГ в это время - альфа-ритм переменной амплитуды.

II стадия (дремота) характеризуется отсутствием альфа-ритма с появлением тета-, бета- и дельта-волн. В это время появляются медленные (1-2 с) движения глазных яблок (отсюда и название фазы) и снижение амплитуды мышечных потенциалов.

III стадия (поверхностный сон) отличается появлением "сонных веретен" (частота 12-15 гц) наряду с дельта-, тета- и изредка бета-ритмом.

1У стадия (сон средней глубины) характеризуется высокоамплитудной дельта-активностью на фоне сонных веретен и К-волн, образующих так называемые "вертекс-потенциалы".

V стадия (глубокий сон) - преобладание дельта-ритма (дельта-сон).

В период медленного сна происходит замедление частоты сердечных сокращений, снижение артериального давления, понижение температуры тела.

                                      

                                    Быстрый сон

Фаза быстрого сна характеризуется появлением быстрых движений глазных яблок (0,5-1,5 с) и полным отсутствием активности мышц шеи и лица. ЭЭГ напоминает картину "дремоты" (II стадии медленного сна). Однако разбудить испытуемого не легче, чем из состояния глубокого медленного сна (парадоксальный сон).

Различия между медленным и быстрым сном отчетливо проявляются в картине вегетативных изменений. Быстрый сон сопровождается "вегетативной бурей" - учащением дыхания, повышением артериального давления, неритмичным и частым пульсом, усилением гормональной активности, повышением температуры тела. Возможна остановка дыхания.

В течение ночи цикл "медленный - быстрый сон" (90-100 минут) повторяется несколько (4-6) раз. В вечерних циклах преобладает доля медленного сна, к утру - быстрого. Как быстрый, так и дельта- сон, -необходимые состояния мозга. При депривации сна в восстановительном периоде сначала покрывается потребность в дельта-сне, а затем - в быстром.

У новорожденных преобладает активный сон - аналог быстрого сна c возрастом его продолжительность убывает, достигая нормы в школьном трасте (20% общего времени сна). Дельта-сон нарастает до 20-30 лет, «осле чего с возрастом постепенно снижается.

Медленный и быстрый сон рассматриваются как два состоятельных состояния. Парадоксальный сон - сторожевое бодрствование, типичный ЭЭГ-ический феномен возбуждения без признаков поведенческого возбуждения, третье состояние мозга (кроме 5одрствования и медленного сна). Медленный сон - приобретение цивилизации.

Полное лишение сна у человека уже на 2-е сутки вызывает оказанную речь с повторениями и ошибками, упадок сил, спотыкание на несуществующих препятствиях, избегание заданий, требующих внимания, кекритичность к своим поступкам. Депривация (лишение) только быстрого сна приводит к раздражительности, повышению аппетита, гиперсексуальности, галлюцинациям и немотивированному страху.

 

                                                 Теории сна

Научный подход к изучению сна начался во второй половине XIX века. Некоторые из представлений того времени имеют лишь исторический интерес._Это циркулярная и гистологическая теории сна. В соответствии с первой сон наступает, когда кровообращение в сосудах мозга периодически снижается.

Гистологическая теория объясняла сон как следствие изменения формы нейронов, снижения их возбудимости и отключения мозга от внешнего мира.

Химическая теория объясняет сон как результат накопления в крови и тканях "гипнотических" продуктов обмена вследствие утомления (молочной кислоты, углекислоты, холестерина, карбоновых кислот и др.). Действительно, введение бодрствующему животному экстракта мозга, сыворотки или спинномозговой жидкости собак, лишенных сна в течение нескольких суток, вызывало у него сон. Однако наблюдения, проведенные в лаборатории Анохина над двумя парами сросшихся близнецов, показали, что несмотря на общее кровообращение и возможность проникновения гипнотоксинов из тела одного ребенка в тело другого, сон у близнецов наступал неодновременно.

В последнее время удалось выделить из церебральной жидкости и венозной крови вещество, вызывающее сон, в чистом виде. Это "дельта-пептид сна" из 9 аминокислотных остатков, известен также "фактор S" из мозга долго не спавших животных, увеличивающий продолжительность медленной фазы сна до 6 часов.

 Кортикальная теория И.П.Павлова возникла при изучении условных рефлексов в переходном периоде от бодрствования ко сну. Было показано, что наиболее сильным снотворным действием обладают слабые раздражители, а также ритмично (монотонно) действующие неподкрепляемые сигналы любой силы, вызывающие условное торможение условных рефлексов. По Павлову сон - разлитое по коре мозга торможение. Разница в том, что внутреннее торможение - как бы частичный сон, раздробленный на отдельные зоны коры.

Переходное состояние между сном и бодрствованием - от уравнительной фазы до тормозной - также подтверждало теорию И.П.Павлова.

Однако теперь показано, что сон - это не разлитое торможение по коре мозга, ибо во время сна нейроны мозга находятся не в тормозном а в возбужденном состоянии

Следовательно, во время сна происходит реорганизация функций мозга, а не общее снижение нейронной активности.

Теория нервных центров сна. Гесс (1933) признавал наличие специальных центров сна и бодрствования в подкорковых структурах, поскольку раздражение определенных частей гипоталамуса и ретикулярной формации может вызвать как пробуждение спящих, так и засыпание бодрствующих.

Так, в клинике обнаружено, что сонливое состояние больных энцефалитом, названным летаргическим энцефалитом, связано с поражением гипоталамуса. Позднее Н.И. Гращенков во время Великой Отечественной войны, оперируя раненного осколком мины, заметил, что попытка извлечь осколок, находящийся в области гипоталамуса, приводит к мгновенному засыпанию больного.

Гесс обнаружил, что раздражение в области вентромедиального гипоталамуса вызывает сон, длящийся 10-40 минут после раздражения. Вентромедиальное ядро гипоталамуса было названо центром сна (центром Гесса), а сон стал рассматриваться как активный процесс. Большое значение в понимании механизма сна имели также известные опыты Бремера, а также Мэгуна и Моруцци, вскрывающие отношения между состоянием клеток коры (ЭЭГ) и ретикулярной формацией мозга.

П.К.Анохин, объединив разрозненные факты, создал следующую теорию сна и бодрствования - корково-подкорковую. Сон рассматривается как результат циклических изменений во взаимоотношениях коры и важнейших подкорковых образований гипоталамуса и ретикулярной формацией мозга.

В состоянии бодрствования кора тормозит гипоталамический центр Гесса, который способен тормозить деятельность активирующей ретикулярной системы либо на уровне продолговатого мозга, либо на уровне таламуса.

Свободная от тормозящего влияния центра сна ретикулярная формация активирует кору, которая еще более подавляет активность центра Гесса. Когда же в коре развивается внутреннее торможение, это приводит к снижению и прекращению тормозящих нисходящих влиянии на гипоталамус. Высвобождение центров Гесса из-под тормозящего влияния коры приводит к подавлению ретикулярной активирующей системы, еще большему снижению корковой активности и возникновению сна.

Современные данные показывают, что во время сна ни в коре, ни в подкорке нет полного прекращения активности нервных клеток. Сон является активным состоянием мозга, а не периодом угнетения его деятельности. Само состояние сна является результатом активирования специальных сомногенных систем, а не угнетения мозговых механизмов поддержания бодрствования. Для каждого вида сна имеются определенные мозговые структуры, которые осуществляют их включение.

Во время быстрой фазы сна наблюдается возрастание нейронной активности в таламусе, гипоталамусе, ретикулярной формации среднего мозга, гиппокампе и зрительной коре.

В фазе медленного сна нейроны базолатеральной части миндалевидного комплекса обладают наивысшей активностью, а также повышается спонтанная активность ретикулярной формации продолговатого мозга-Сегодня уже с несомненностью установлена корково-подкорковая локализация структур управления сном. Разработана теория М.Жуве о моноаминэргической регуляции стадий сна. Во время сна происходит перестройка продолжающейся деятельности клеток мозга, переход нейронов в другие режимы работы (по сравнению с бодрствованием), причем принципиально разные в фазах быстрого и медленного сна.

Стадия медленного сна обеспечивается функционированием серотонинергических нейронов ядер шва (по средней линии от продолговатого до среднего мозга). Аксоны этих нейронов направляются в спинной мозг, латеральное коленчатое тело, гиппокамп и миндалину.

Установлена прямая зависимость сна от функциональной активности этих структур, общего уровня серотонина и его обмена.

За различные компоненты быстрого сна отвечают разные норадренергические структуры варолиевого моста (голубоватого пятна) и ретикулярной формации среднего мозга. Кора больших полушарий участвует в переключении отдельных фаз сна, вносит свой вклад в формирование различных явлений, сопровождающих сон, и, наконец, важна для процесса просыпания.

 

     Значение сна

До 50-х годов нашего столетия никто не сомневался, что сон нужен для отдыха нервных клеток и восстановления их энергетических ресурсов. Поскольку теперь ясно, что клетки мозга во время сна вовсе не отдыхают, то возникает вопрос, для чего он нужен?

Каждому человеку из личного опыта известно, что сон необходим.

Многочисленные эксперименты доказывают влияние сна на психическую продуктивность, внимание, память и эмоциональное состояние. Сон заставляет признать, что в ЦНС во время должны происходить какие-то восстановительные процессы. О сущности этих процессов нет единого мнения. В частности, есть указания, что одной из основных нейрохимических функций медленного сна являются пластические репарационные процессы связанные с метаболизмом белков и РНК, причем главным образом в глиальных клетках определенных структур мозга.

Во время парадоксального сна возникают активные конформационные процессы в мембранах нейронов, что, по-видимому, и является одной из причин своеобразных изменений ЭЭГ.

Одна из гипотез полагает, что во время сна адаптационная деятельность мозга носит активный характер. В это время в мозгу происходит переработка поступившей в период бодрствования информации, ее активная реорганизация, что и приводит к появлению чувства психической разрядки, свежести, отдыха. Когда во время сна связь с внешним миром отсутствует, создаются наиболее благоприятные условия для такой переработки и отбора важной информации.

Действительно, депривация быстрой стадии сна сразу же после обучения приводит к нарушению памяти. Активация мозга, происходящая во время парадоксального сна, является главным условием для фиксации памятного следа.

Сон имеет лечебное значение и применяется в клинике при психозах и неврозах.

       Сон и бодрствование

Смена сна и бодрствования - исторически сложившийся ритм, при котором у человека сон совпадает с ночью, а бодрствование - с днем.

В основе этого ритма - закономерные колебания физиологических и биохимических констант. Наивысшая работоспособность наблюдается у человека в тот период суток, когда температура тела, артериальное давление, количество катехоламинов и кортикостероидов в крови максимальны. У одних это утром ("жаворонки"), у других - вечером ("совы").

Длительность и качество сна зависит от пережитых днем событий, сочетания физической и умственной работы, положительных и отрицательных эмоций.

Предпосылка для нормального сна - сама организация сна: привычка ложиться в определенное время, наличие ритуалов сна.

     Физиологические основы сновидений

Сновидения - сложные психические процессы, формирующиеся при жизни человека в результате его общения с внешним миром. Поэтому слепые от рождения не имеют во сне зрительных образов, а глухие -речевых элементов и звуков.

Объясняется сон теорией нервных следов.

И.М.Сеченов считал сновидения "небывалыми комбинациями бывалых впечатлений", а И.И.Павлов - что "сновидения есть следовое, притом большей частью давнее раздражение".

Сновидения у разных людей появляются с разной частотой, у женщин - чаще, при заболеваниях, в сложных жизненных ситуациях -также. Сны появляются во время парадоксального сна. Некоторые рассматривают парадоксальную фазу сна как "бодрствование, обращенное внутрь организма".

Сновидения играют важную роль в психической адаптации к среде, являясь одним из самостоятельных (или вспомогательных) механизмов психической защиты, когда человек во сне не воспринимает информацию, которая может вызвать неприемлемые мотивы, либо эта информация и обусловленные ею тенденции поведения возникают в сознании не в истинном, а в искаженном виде, не угрожающем самосознанию.

                  Память, ее виды и механизмы

Память — способность индивидуума воспринимать, запечатлевать, сохранять и воспроизводить информацию о прошлом опыте.

Виды памяти подразделяют по нескольким признакам.

• По происхождению выделяют индивидуальную и видовую память. Индивидуальная память сохраняет сведения об опыте, приобретенном индивидуумом в процессе жизни. Видовая (на следственная, генетическая) память обеспечивает хранение и передачу опыта, накопленного в процессе эволюции видом. Она обеспечивает формирование безусловных рефлексов и инстинктов и закодирована в геноме.

• По психологическим особенностям выделяют конкретно-образную (процедурную) и словесно-логическую (декларативную) память. Конкретно-образная память — запоминание образов, предметов и явлений, а также действий в окружающем мире. Словесно-логическая память — запоминание информации, передаваемой речью.

• По виду запоминаемых ощущений выделяют: зрительную, слуховую, локомоторную (двигательную), осязательную, обонятельную память. Основное количество (до 80%) информации поступает в мозг от зрительной системы, и зрительная память обладает очень большой емкостью.

• По времени сохранения информации выделяют мгновенную (иконическую, непосредственный отпечаток, сенсорный образ), кратковременную и долговременную память.

Мгновенная память длится около одной секунды. Она является результатом свойств как периферического (пред­ставленного органами чувств), так и центрального (представленного корой мозга) концов анализаторов. На уровне органов чувств этот механизм состоит в том, что активация сенсорных рецепторов сохраняется короткое время (около 1 с) после действия раздражителя. Кратковременно сохраняется первичное, содержащее огромное количество инфор­мации отражение образа или события. Это свойство анализаторов способствует слитному восприятию кино- и телеизображений.

В этот же временной интервал сохраняется и активность нейронов, к которым приходят импульсы от сенсорных рецепторов. Однако по пути к высшим корковым центрам большая часть информации отсеивается, а некоторые ее блоки могут не пропускаться вообще. Видимо, имеется несколько уровней системы, контролирующей избирательность пропуска информации к структурам, осуществляющим ее запоминание и осознание; По крайней мере, в эту систему контроля входят ретикулярная формация, лимбические области и некоторые отделы коры. В механизмах избирательного запоминания важна роль доминирующей мотивации. Именно она направляет внимание человека на восприятие информации, важной для осуществления решений и действий по удовлетворению потребностей.

Внимание — состояние активного бодрствования, характе­ризующееся направленностью психической деятельности на восприятие и анализ определенного вида событий и информации. Поэтому очевидна важность сосредоточения внимания на изучаемом предмете для его восприятия и запоминания. На­правленность внимания может определяться как на уровне подсознания (непроизвольное внимание), так и волевым усилием человека. На этапе восприятия информации происходят: 1) активный отбор поступающей информации; 2) определение ее новизны на основе сопоставления с прошлым опытом; 3)эмоциональная оценка воспринимаемой информации; 4) классификация информации.

Для дальнейшего сохранения воспринятой информации должны включиться механизмы кратковременной памяти.

Кратковременная память формируется на базе мгновенной и обеспечивает сохранение ограниченной части информации, воспринимаемой органами чувств. Длительность ее составляет от единиц секунд до 30 мин. Объем небольшой. Например, при однократном предъявлении человек в среднем может запомнить 7 ± 2 числа. Кратковременная память поддерживается благодаря наличию круговой циркуляции импульсов в замкнутых нейронных цепях. При этом происходит облегчение проведения импульсов в синапсах, замыкающих нейронные цепи. Одно из важнейших доказательств электрофизиологической природы кратковременной памяти — наличие феномена ретроградной амнезии после сотрясения мозга, ушиба или электрошокового воздействия на мозг.

Ретроградная амнезия проявляется потерей памяти на события, произошедшие перед (в пределах 30 мин) воздействием на мозг. Такую потерю памяти объясняют тем, что под влиянием электрошока или механических воздействий происходит прекращение циркуляции возбуждения в замкнутых нейронных цепях. Повторные ритмические приходы импульсов к одним и тем же нейронам являются условием для перехода кратковременной памяти в долговременную.

Долговременная память обеспечивает длительное хранение и воспроизведение информации.

Переход кратковременной памяти в долговременную называют консолидацией. Консолидация происходит на основе циркуляции импульсов между корой, гиппокампом, мамиллярными телами и таламусом. Этот замкнутый путь называют ran-покамповым кругом. Круговая циркуляция импульсов создает условия для улучшения проведения возбуждения в синапсах, синтеза специфических белков (в частности, белка S-100 и хо-линорецептивного), избирательно изменяющих возбудимость нейронов и свойства их мембран, вызывающих появление новых выростов и синаптических связей между нейронами. Таким образом, долговременная память имеет в своей основе морфофункциональные и биохимические механизмы. Они обеспечивают сохранение информации в энграммах памяти -структурно-функциональных объединениях нейронов различных областей мозга, активация которых вызывает определенные мысли, переживания, образы. Обнаружено, что ряд биологически активных веществ (адренокортикотропный и меланоцитостимулирующий гормоны, вазопрессин) при их введении извне заметно улучшают запоминание. Запоминание происходит быстрее, если информация имеет жизненно важное значение или если она часто повторяется.

Наряду с процессами восприятия, переработки, запоминания и сохранения информации важная роль в механизмах памяти принадлежит процессам воспроизведения информации.

Воспроизведение заключается в извлечении (считывании) информации из систем или блоков памяти. Оно, как и запоминание, может быть произвольным и непроизвольным. Непроизвольное воспроизведение происходит непреднамеренно. Оно может быть навязчивым и вызываться событиями, имеющими связь с хранящейся в памяти информацией. Благодаря произвольному воспроизведению происходит избирательное извлечение из памяти определенной информации. Это требует активации внимания и в ряде случаев — значительных усилий. Именно воспроизведение нарушается ранее всего при различных сбоях в работе мозга.

Невозможность воспроизведения ранее накопленной в памяти информации называют забыванием. Близкий по значению термин "амнезия" имеет несколько более широкий смысл и применяется как для обозначения отсутствия воспроизведения знаний, так и запоминания новой информации. При благоприятных условиях ранее забытая информация может воспроизводиться, стать доступной для сознания.

        18.АНАЛИЗАТОРЫ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА, КЛАССИФИКАЦИЯ

Все органы нашего тела снабжены рецепторами, следовательно, всем им свойственна функция восприятия раздражений – рецепция. В процессе эволюции некоторые органы или их отделы специализировались на восприятии раздражений, и рецепция является их основной функцией. Такие органы называются органами чувств, к ним относятся: орган зрения (глаз), орган слуха и равновесия (ухо), орган обоняния (обонятельная область полости носа), орган вкуса (вкусовые сосочки), многочисленные рецепторы, воспринимающие внешние раздражения, имеются в коже, которую в связи с этим называют органом осязания.

Поступающая в головной мозг из рецепторов органов чувств информация о внешних воздействиях на организм лежит в основе осознанных ощущений, отражающих внешний мир.

И.П. Павлов, изучая деятельность нервной системы, ввел понятие анализатор.

Анализатор - единая функциональная система нейронов, воспринимающих раздражение, передающих возбуждение и воспринимающих его в коре полушарий большого мозга. В анализаторе различают три отдела:

- периферический (рецепторы);

- проводниковый (соответствующий проводящий путь);                         - центральный (определенная зона коры полушарий большого мозга).


Сенсорные системы

Анализатор — это система органов, воспринимающая и анализирующая сигналы, как из внешней среды, так и из внутренней. Способствует познанию окружающего мира.

Сенсорные системы:

внешние — зрительная, вкусовая, обонятельная, слуховая. соматосенсорная (воспринимает давление, вибрацию, тепло, холод, боль — рецепторы расположены в коже);

внутренние — мышечная (вестибулярная).

Отделы:

1) периферический (воспринимает раздражение из внешней и внутренней среды) — рецептор;

2) проводящий — нервные волокна в структуре головного мозга;

3) центральный (анализирующий) — зона коры больших полушарий — формируется ощущение.

Так как ощущение формируется в ЦНС, то субъективное восприятие одной и той же картинки у всех людей может быть различным, поэтому и говорят, что все люди «видят» по-разному (кора больших полушарий может менять чувствительность рецепторов, соответственно меняя способность самого анализатора).

Свойства:

адекватность — анализаторы воспринимают только им присущие раздражители;

адаптация (от лат. adaptatio — приспособление) — ослабление и прекращение восприятия длительно действующего раздражителя;

порог чувствительности — минимальная величина раздражителя, способная восприниматься анализаторами. Эта величина обратно пропорциональна силе раздражителя, то есть чем более низкую силу раздражителя может воспринимать анализатор, тем выше порог чувствительности. Понижение может быть, если не выполнять гигиенические требования. Повышение происходит благодаря упражнениям (например, у детей в музыкальной школе (развивается слух).

Возрастные особенности

1.Вестибулярный анализатор созревает еще во внутриутробном развитии.

2.Соматосенсорный — первые реакции на раздражение кожи у эмбриона в 7,5 недель, на 3-м месяце — кожная чувствительность соответствует взрослому.

3.Вкусовой — реакции на раздражение с 9-10-го дня жизни. В школьном возрасте — как у взрослого.

4.Обоянятельный — с момента рождения, дифференцировка запахов с 4 месяца жизни.

5.Зрительный — сетчатка глаза — позже других.

6. Слуховой — также поздно.

Созревание анализирующего отдела (корковое звено) — определяется поступающей информацией. Если новорожденного лишить притока сенсорной информации, то нервные клетки проекционной коры не

развиваются, а в сенсорно обогащенной среде развитие нервных клеток и их синапсов происходит наиболее интенсивно, следовательно, сенсорное питание важно в раннем детском возрасте (ярко окрашенные игрушки, влечение внимания к их форме и цвету и т. д.).

Зрительный анализатор

Основная функция — различение яркости, цвета, формы, размеров наблюдаемых объектов, помогает регулировать положение тела и определять расстояние до объекта.

 

 

Строение глаза: 1 — роговица; 2 — передняя камера; 3 — радужная оболочка; 4 — зрачок; 5 — хрусталик; 6 — стекловидное тело; 7 — сетчатка 8 — сосудистая оболочка; 9 — склера; 10 — желтое пятно; 11 — слепое пять: 12 — ресничное тело; 13 — зрительный нерв. Пунктирная линия обозначает прохождение светового луча до сетчатки

1. Роговица — действует как светопреломляющая структура (снабжена нервными окончаниями — если дотронуться, возникает мигательный рефлекс).

2. Передняя камера — между роговицей и радужной оболочкой; заполнена жидкостью.

3. Радужная оболочка — содержит пигмент, определяющий цвет глаз, регулирует размер зрачка, а следовательно, и количество света, поступающего в область глаза.

4. Зрачок — это отверстие в радужной оболочке, через которое свет, минуя роговицу и переднюю камеру, проходит внутрь глаза.

5. Хрусталик — это прозрачное эластичное двояковыпуклое обра­зование, обеспечивает фокусировку лучей света на сетчатке.

6. Стекловидное тело — это прозрачное полужидкое вещество, поддерживающее форму глаза.

7. Сетчатка — это внутренняя оболочка, состоит из рецепторов: палочки — воспринимают форму (ответственны за сумеречное зре­ние — на периферии сетчатки 120х106) и колбочки — воспринимают различные цвета (аппарат дневного зрения, чувствительность к свету; меньше количество — 6х106), а также нейроны, образующие зритель­ный нерв. Сетчатка является конечной структурой, воспринимающей зрительные раздражения.

8. Сосудистая оболочка — пронизана сосудами, снабжающими кровью сетчатку.

9. Склера (белочная оболочка) — это наружная оболочка глаза. Защищает глаз от повреждения и помогает глазному яблоку сохранять свою форму.

10. Желтое пятно — содержит только колбочки, здесь наиболее точно фокусируются лучи света (зона наилучшего видения). (Ночью свет падает только на желтое пятно, поэтому плохо видно цвета.)

11. Слепое пятно — это место на сетчатке, где из глаза выходит зрительный нерв. Не обладает светочувствительностью. Асимметрично в разных глазах.

12. Ресничное тело — мышца, регулирующая силу преломления лучей хрусталиком.

13. Зрительный нерв — воспринимает возбуждение и передает в зрительную зону кору больших полушарий головного мозга, где про­исходит анализ возбуждения и формирование зрительных образов.

сетчатки                                                           

Вспомогательные органы:

брови — отводят пот со лба;

веки — защищают глаз от световых лучей и пыли (приблизитель­но по 80 ресниц на каждом веке; выпадают и вырастают вновь за 100 дней);

слезный аппарат — слезы смачивают, очищают и дезинфицируют глаз (приблизительно 0,01 л в сутки). Слезы освобождают организм от химических веществ, связанных с нервным перенапряжением, содержание которых уменьшается на 40 %. Мужчины обычно моргают один раз за 5 секунд, женщины чаще. Для получения четкого изображения необходимо, чтобы фокус попал на сетчатку.

 

Бинокулярное зрение — это зрение двумя глазами. Позволяет ощу­щать рельефные изображения предметов, видеть глубину и определять расстояние предмета от глаза при рассматривании предметов левым и правым глазом.

Диоптрия — это преломляющая сила линзы с фокусным расстоя­нием 1 м.

Аккомодация — это приспособление глаза к получению отчетли­вого изображения на сетчатке на различных расстояниях. Осущест­вляется путем изменения кривизны хрусталика. При рассматривании близких предметов хрусталик делается более выпуклым, благодаря чему лучи от предметов сходятся на сетчатке; при рассматривании предметов, находящихся на далеком расстоянии, ресничная мышца расслаблена, а связки, прикрепленные преимущественно к передней и задней поверхности капсулы хрусталика, в это время натянуты, что вызывает сдавливание хрусталика и его преломляющая сила стано­вится наименьшей.

Ближайшая точка видения — это наименьшее расстояние от глаза, на котором предмет еще отчетливо виден.

Возрастные особенности

Ребенок в первые месяцы после рождения путает верх и низ предмета. Если ребенку показать горящую свечу, то он, стараясь схватить пламя, протянет руку не к верхнему, а к нижнему концу свечи. То обстоятель­ство, что мы видим предметы не в их перевернутом изображении, а в их естественном виде, объясняется жизненным опытом и взаимодействием анализаторов.

До 9-12 лет глаза дальнозоркие (связано с размером глазного яблока). У младшего школьника — чаще встречается близорукость слабой степени (до ЗД). Она нередко прогрессирует и переходит в близорукость большей степени. Прогрессирующая близорукость резко снижает остроту зрения, а иногда приводит к слепоте. Поэтому, с целью профилактики расстройств, близорукие дети должны носить очки, прописанные врачом. Количест­во близоруких детей увеличивается от младших классов к старшим. У младшего школьника веки значительно тоньше, чем у взрослых. Они легко просвечиваются светом средней яркости, что следует учитывать при организации дневного и ночного сна детей.

Ближайшая точка ясного видения отодвигается с возрастом. В 10 лет она на расстоянии менее 7 см от глаза, в 20 — 8,3 см, в 30 — 11 см, в 35 — 17 см, а к 60-70 годам она приближается к 80-100 см.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 462.