Раздел 1. ПРЕДМЕТ И ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Введение

Учебная дисциплина «Экономическая теория» является обще-профессиональной, устанавливающий базовые знания для освоения специальных дисциплин.

Требования Федерального Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по дисциплине "Экономическая теория":

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

иметь представление:

- о закономерностях функционирования рыночных механизмов на макроуровне и методах государственного регулирования экономи­ки;

знать:

- общие положения экономической теории;

- основные микро- и макроэкономические категории и показатели, методы их расчета;

уметь:

- ориентироваться в вопросах экономической теории в современных условиях.

Учебная дисциплина "Экономическая теория" является общепрофессиональной, устанавливающей базовые знания для освоения специальных дисциплин и соединяющей важнейшие теоретические проблемы экономи­ческой науки с главными тенденциями мировой и отечественной экономи­ки.

Методика изучения данной дисциплины строится на основе сочетания теоретического и практического обучения.

Преподавание дисциплины "Экономическая теория" тесно связано с изучением дисциплин: «Финансы, денежное обращение и кредит», «Основы экономики».

Практические и самостоятельные работы проводятся с целью развития творческой активности студентов. Перечень практических занятий приведен в содержании дисциплины после изучения соответствующих тем, также определена тематика самостоятельных работ студентов по соответствующим темам. Итоговый контроль проводится: в виде контрольной работы и экзамена.

 

 

Методические указания по изучению дисциплины

ВВЕДЕНИЕ

 

Содержание дисциплины, ее задачи, связь с другими дисциплинами, с практикой рыночной экономики. Значение дисциплины для подготовки специалистов в условиях многообразия и равноправия различных форм собственности.

 

Раздел 1. ПРЕДМЕТ И ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ

 

Тема 1.1. Предмет, структура, методология и

Функции экономической теории

 

Предмет экономической теории как общественной науки о производ­ственных отношениях между людьми в условиях ограниченных ресурсов. Структура общей экономической теории: микроэкономика и макроэконо­мика.

Основные методы экономической науки; суть диалектического, эко­номико-математического и абстрактного методов.

Функции экономической теории: познавательная, методологическая, практическая.

Тема 1.2. История развития экономической теории

 

 

Политическая экономия и экономика - две ветви экономической науки.

Исторические этапы развития экономической теории: основные поло­жения меркантилистов, физиократов, английской классической школы. Отличительные особенности экономического учения К. Маркса. Различия концептуальных положений основных экономических направлений: не­оклассического, неокейнсианского, монетаристского.

 

Раздел 2. ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Тема 2.1. Производство и экономика

 

 

Производство - процесс создания полезного продукта; воспроизводст­во, его фазы. Воспроизводство простое и расширенное. Экономическое производство, понятие экономической эффективности. Материальное и нематериальное производство. Элементы процесса труда. Производство - основа жизни человеческого общества.

Ресурсы и факторы производства, их классификация. Противоречия системы "ресурсы-потребности" и механизм их разрешения.

Потребность как экономическая категория. Виды потребностей. Роль экономических потребностей в активизации производственной деятельно­сти. Закон возрастания потребностей.

Тема 2.3. Проблема производственных возможностей

И эффективности экономики

 

Проблема оптимального выбора. Вмененные издержки. Кривая производственных возможностей и ее методологическое значение.

Эффективность экономики как экономическая категория. Критерий Парето-эффективности.

Производственные возможности российской экономики.

 

Раздел 3. МИКРОЭКОНОМИКА

Раздел 4. МАКРОЭКОНОМИКА

Тема 5.1. Содержание, формы и методы регулирования

Экономики на макроуровне

 

Рынок и государство. Необходимость участия государства в экономи­ческих процессах. Экономические функции государства.

Инструменты государственного регулирования; фискальная и денеж­ная политика; социальная политика и политика регулирования доходов; внешняя экономическая политика.

Проблемы регулирования экономики в ходе реформ в России.

 

Политика государства

 

Понятие кредитной системы. Принципы кредита. Функции Централь­ного Банка России в кредитной системе.

Понятие финансов. Госбюджет. Функции налогов. Принципы налого­обложения. Кривая Лаффера. Макроэкономическое регулирование эконо­мики посредством бюджетно-налоговой политики государства.

Тема 5.4. Инфляция и антиинфляционная полити

 

Инфляция: причины и формы проявления.

Инфляция спроса, инфляция издержек. Инфляция и безработица. Кри­вая Филипса.

Главная проблема инфляции. Уровень и темп инфляции.

Оценка инфляции: кейнсианство и монетаризм. Особенности антиин­фляционной политики в России.

 

ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Объем работы не должен превышать более 20 страниц ученической
тетради.

Страницы должны быть пронумерованы на полях.

Писать работу следует через клетку, не допуская помарок и сокращения
слов.

На первой странице указываются номер варианта и записываются
контрольные вопросы.

При ответе на контрольные вопросы слова «вопрос» и «ответ» не
пишутся. Номер вопроса указывается цифрой, ставится точка и пишется
ответ.

Ответы на первый и второй вопросы заканчиваются краткими
обобщающими выводами.

Условие задач переписывается, решения оформляются краткими
пояснениями и графиками.

В конце работы указывается список использованной литературы, ставится
дата и подпись студента.

При оценке работы учитывается самостоятельный подход студента к
изложению ответов.












ВЫБОР ВАРИАНТА КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Вариант контрольной работы определяется по таблице в зависимости от двух последних цифр личного дела (шифра) студента.

В таблице по вертикали (А) размещаются цифры от 0 до 9, каждая из которых является предпоследней цифрой шифра студента.

По горизонтали (Б) размещаются цифры от 0 до 9, каждая из которых является последней цифрой шифра студента. Пересечение горизонтальной и вертикальной линий определяет номер варианта контрольной работы.

 

(А)

(Б) ПОСЛЕДНЯЯ ЦИФРА ШИФРА

П

Р

Е

Д

П

О

С

Л

Е

Д

Н

Я

Я

Ц

И

Ф

Р

А

  0 1 2 3 4 5 6 7 8 9
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 5 4 3 2 1 15 14 13 12 11
2 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
3 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1
4 11 12 13 14 15 1 2 3 4 5
5 15 14 13 12 11 10 9 8 7 6
6 2 1 3 5 4 7 6 9 8 10
7 11 12 15 14 1 2 3 4 5 6
8 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1
9 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Вариант 1

1.  Производство и экономика. Воспроизводственный цикл и его фазы.

Производство простое и расширенное, материальное и нематериальное.

2. Международная  система  национальных  счетов.   Основные
макроэкономические показатели.

3. Поставьте в соответствие понятия и определения.

 

A.  Низшие товары...
   Б. Товар Гиффена...

B.   Дорогостоящие товары...

1)  ... потребительские качества которых невысоки, занимают
незначительное место в общих потребительских расходах - снижение цены
увеличивает спрос на них или вытеснение.

... связаны с престижным спросом, свидетельствуют о высоком
социальном статусе покупателя - снижение цен может уменьшить их
привлекательность - "эффект Веблена".

... занимает место в структуре потребления (на него приходится
большая доля семейного бюджета). Увеличение цены сопровождается
повышением спроса на товар, снижение цены - уменьшением спроса.

4.  Задача

Заполните пропуски в таблице:

 

Количество товаров Общая полезность Предельная полезность
1 51
2 40
3 125










Вариант 2

1. В чем суть идеологизации социальных наук и каковы основные идеи
марксистской экономической теории?

2. Место России в международном товарном обмене, ее конкурентные
преимущества и слабые стороны.

3. Заполните таблицу.

4. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА ПРЕИМУЩЕСТВ И НЕДОСТАТКОВ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

 

Тип экономической системы Преимущества Недостатки
Традиционная
Командная
Рыночная

4. Задача.

Численность экономически активного населения (рабочей силы) к концу 1995 г. составила 73,0 млн. человек, а к концу 1996 г. 72,7 млн. человек. Количество занятых в экономике на конец 1995 г. составило 67,0 млн. человек, а на конец 1996 г. 65,0 млн. человек.  Определите количество безработных в составе рабочей силы в России на конец 1995 и 1996 г.г. В соответствии с методологией Международной организации труда к безработным относятся лица, не имеющие работы, но активно ищущие ее. Определите уровень занятости в России на конец 1995 и 1996 гг. Определите уровень безработицы в России наконец 1995 и 1996 гг.

 



Вариант 3

1. Структура государственной собственности в России.

2. Каковы закономерности переходного периода?

3. Заполните таблицу.

ТИПЫ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР

 

Основные черты рыночной структуры Рынок совершенной конкуренции

Вариант 4

1. Кривая производственных возможностей. Проблема оптимального
выбора. Вмененные издержки.

2. Рынок и государство. Необходимость участия государства в
экономических процессах.

3.   Определите к какому типу безработицы относятся следующие
безработные:

а)   квалифицированный бухгалтер уволился, потому что у него не сложились
отношения с директором фирмы, и сейчас он находится в поисках рабочего
места, соответствующего его квалификации.

б)   в последнее время внедрение персональных компьютеров в России
сократило спрос на машинисток, а также понизился спрос на рабочую силу
занятую на предприятиях по производству пишущих машинок.

в)    медсестра Н. Костромина переехала жить в Москву и хочет устроиться на
работу в одну из московских поликлиник.

4. Задача.

Функция спроса представлена Q d = 1200 - 2Р, а функция предложения

Qs = 12Р - 200, где Р - цена.

Найти равновесную цену и равновесный объем спроса и предложения









Вариант 5

1. Опишите российскую модель социальной рыночной экономики.

2. Деньги как экономическая категория. Функции денег. Уравнение обмена.

3. Какое из следующих утверждений является правильным:

а)    бухгалтерские издержки + экономические издержки = нормальная
прибыль;

б) бухгалтерская прибыль - неявные издержки = экономическая прибыль;

в) экономическая прибыль + неявные издержки = бухгалтерская прибыль;

г) явные издержки + неявные издержки = бухгалтерские издержки.

4. Задача.

Функция спроса представлена Q d = 600 - Р, а функция предложения

Qs = 6Р - 100, где Р - цена.

Найти равновесную цену и равновесный объем спроса и предложения.

 


Вариант 6

1. Рынок как развитая система отношений товарно-денежного обмена.
Виды рынков. Функции рынка.

2. Финансы.  Госбюджет и его виды.   Бюджетный дефицит.

Государственный долг.

3. Задача.

Предприниматель Иванов открывает собственную прачечную. За аренду помещения он платит 32 тыс. руб. в год, за аренду оборудования -

64 тыс. руб. в год. Его расходы на сырье и материалы составляют примерно 10 тыс. руб. в год. Годовая выручка предпринимателя 150 тыс. руб. в год.

Если бы Иванов работал по найму,   то получал бы 24 тыс. руб. в год. На основании имеющихся данных определите:

а) бухгалтерскую прибыль Иванова;

б) экономическую прибыль за год.

4. Задача.

Допустим:

функция спроса равна Q d = 100 - Р, а функция предложения Qs = 2 х Р - 50, где: Р - цена в руб.,

a Qd и Qs - величины соответственно спроса и предложения в тыс. шт.

Если правительство решит снизить цену до 40 рублей, стремясь стимулировать потребление, к чему это приведет?

а) найдите равновесную цену и равновесное количество.

б) определите величины спроса и предложения. Каков объем
потребления?



Вариант 7

1. Товар как экономическая категория. Стоимость и цена товара.

2. Понятие кредитной системы.    Уровни банковской системы.

3. Задача.

Номинальный ВВП составил 1250 млрд. руб., а реальный 1000 млрд. руб. Рассчитайте дефлятор ВВП.

4.   Задача.

Кривая спроса на яблоки описывается следующим уравнением: Qd =1000-25Р, где Qd - объем спроса (кг. в неделю); Р - цена 1 кг яблок (руб.).

Кривая предложения яблок описывается уравнением: Qs=-500 + 50Р, где Qd - объем предложения (кг в неделю).

а)    определите равновесную цену и объем продаж на рынке яблок;

б)   определите объем дефицита (или перепроизводства), который будет иметь
место при цене 15 руб. за 1 кг.




Вариант 8

1. Теория «предельной полезности».

2. Налоги: сущность, виды, функции. Кривая Лаффера.

3. Задача.

Банк имеет депозиты на сумму 500 000 руб. Норма обязательных резервов равна 20%. Рассчитайте максимально возможную сумму, на которую банк может предоставить кредиты.

4.   Задача.

Предложение труда в некоторой отрасли описывается уравнением Ls=20w, а отраслевой спрос на труд описывается уравнением Ld = 1200-10w, где W - дневная ставка заработной платы (руб.), a L количество работников запрашиваемых фирмами и предлагающих услуги своего труда за один день.

а) изобразите кривые спроса и предложения труда на графике;

б) определите на данном рынке труда равновесное количество занятых и
равновесную заработной платы (используйте графический и
аналитический методы);

в) предположим, что по каким-либо причинам отраслевой спрос на труд
возрос. Отобразите это на графике. Что произойдет со ставкой
заработной платы и объемом занятости?







Вариант 9

1. Спрос. Закон спроса. Факторы, влияющие на спрос. Эластичность
спроса.

2. Инфляция: сущность, причины, виды, последствия.

3. Задача.

Предположим, что номинальный национальный продукт страны X

составил 1трлн. рублей. Обращение каждого рубля составляет в среднем 4 раза в год. Сколько рублей должно выпустить в обращение правительство страны X, чтобы не допустить повышение цен в стране?

4.    Задача.

Год тому назад Иванов стал владельцем небольшой мастерской по ремонту обуви. Он нанял двух рабочих, заплатив им в сумме 22 тыс. руб. в год, и 16 тыс. руб. в год ушло на покупку сырья и материалов. В начале года Иванов закупил оборудование на сумму 40 тыс. руб., срок службы которого составляет 8 лет. Для того, чтобы финансировать покупку оборудования Иванов взял в банке кредит на 8 лет под 10% годовых. Иванов использует собственное помещение в качестве мастерской. Это помещение он мог бы сдать в аренду и получать за него в виде арендной платы 10 тыс. руб. в год. Конкурент предлагает ему рабочее место сапожника с оплатой 18 тыс. руб. в год. Годовая выручка от осуществляемых Ивановым работ по ремонту обуви составляет 82 тыс. руб.

Определить:

а)    величину годовых амортизационных отчислений;

б)   величину бухгалтерских издержек;

в)   величину экономических издержек;

г)   величину бухгалтерской прибыли за год:

д)   величину экономической прибыли за год.




Вариант 10

1. Предложение. Закон предложения. Факторы, воздействующие на
предложение. Эластичность предложения. Равновесная цена.

2. Доход как экономическая категория. «Функциональные»    и
«вертикальные» доходы. Проблема перераспределения доходов.

3. Задача.

Предположим, что каждый рубль, предназначенный для сделок обращается в среднем 5 раз в год и направляется на покупку конечных товаров и услуг. Номинальный объем ВНП составляет 2000 млрд. рублей. Определите величину спроса на деньги для сделок.

4.   Задача.

В марте 1999 года самарская фирма приобрела импортный копировальный аппарат за 30 тыс. руб. С марта по декабрь она произвела и реализовала продукцию на 50 тыс. руб. на приобретенной отечественной бумаге стоимостью 10 тыс. руб. 31 декабря 1999 года копировальный аппарат был продан за 20 тыс. руб. Какой вклад внесли эти события в российский ВВП?



Вариант 11

1.    Модели современного рынка, их характеристика. Ценовая и неценовая

конкуренция.

2.   Безработица: сущность, виды, последствия. Естественный уровень

безработицы. Закон Оукена.

3.   Задача.

Рассчитайте индекс цен в сентябре по сравнению с июлем для некоторого набора товаров, при условии, что количество купленных товаров не изменилось.

 

Продукт Цена июля, руб./кг Количество продуктов, кг Цена сентября, руб./кг
  Ро q0 P1
Мясо 18 1,5 35
Колбаса 28 1,0 48
Сыр 26 1,0 40
Рыба 19 1,0 36
Сахар 5 2,0 11
Крупа 7 1,0 12
Масло 25 1,0 50

4. Заполните таблицу.

 

№ п/п Содержание основных функций налогов Наименование данных функций
1 Сбор денежных средств для создания денежных фондов и материальных условий для функционирования государства
2 Поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп в целях сглаживания неравенства между ними
3 Влияние на воспроизводство, стимулирование или сдерживание его темпов, усиление или ослабление нахождения капитала, расширение или уменьшение платежеспособного спроса посредством применения налогов

Вариант 12

1. Теория потребительского поведения: кривые «безразличия» и
«бюджетные» линии.

2. Проблема неравенства доходов. «Кривая Лоренца» и «Коэффициент
Джинни».

3.    Задача.

При каком годовом уровне инфляции определенно не стоит вкладывать свои сбережения в банк, если известно, что, вложив в банк 1000 рублей через год можно получить 1080 рублей?

4.    Поставьте в соответствие понятия и определения:

A. Номинальные доходы…..
Б. Рента...

B. Процент...

Г. Предпринимательский доход...

1) ... часть прибыли, остающаяся в распоряжении.

2) ... это доход на капитал.

3) ... доход, который приносит стоимость природных ресурсов, включая
землю.

4) ... это уровень денежных доходов независимо от налогообложения и
изменения цены.

 






Вариант 13

1. Рынок труда и его особенности. Цена труда.

2. Сущность принципа «невидимой руки». Преимущества и недостатки
рынка.

3. Задача.

Бригада студентов работает на практике в мясном цехе предприятия общественного питания. Они изготавливают чебуреки и беляши. Рабочий день длится 8 часов. Мария делает 30 чебуреков в час или 35 беляшей. Елена делает 20 чебуреков в час или 45 беляшей. Артем делает 25 чебуреков в час или 40 беляшей.

Как бригаде распределить работу, чтобы сделать как можно больше чебуреков с обязательным условием изготовить 180 беляшей?

Сколько чебуреков будет изготовлено?

4. Установите соответствие между наименованием и содержанием
приведенных экономических теорий.

Поставьте в графе 2 порядковый номер правильного содержания экономической теории. Например, 2 - 3 и т.д.

Наименование экономической теории     или школы Краткое содержание
1 2 3
1 Классическая школа Ценность товара зависит от системы роста потребностей и уже имеющегося запаса товаров у потребителей
2 Экономическая теория марксизма Всякое действие правительства, направленное на экономическое регулирование рыночных субъектов, рассматривалось негативно, так как это действие лишь нарушает работу «невидимой руки» рынка.
3 Теория предельной полезности (маржинализм) Выступает за обоснование временного характера капиталистического способа производства. Заложены основы концепции  социализма  (коммунизма)  как  новой экономической системы.
4 Кейнсианство и неокейнсианство Определяющим в развитии экономических процессов в обществе является отлаженный денежно-кредитный механизм. Представители данного направления сводят управление экономикой прежде всего к контролю государства над денежной массой, эмиссией денег. Одновременно государство должно как можно меньше и осторожнее вмешиваться в рыночные отношения.
5 Монетаризм Необходимо  наращивать  эффективный  спрос  на потребительские товары и инвестиции в реальный сектор экономики, на стимулирование капитализации прибыли, создании государством благоприятных условий для повышения эффективности рыночной экономики.


Вариант 14

1. Рынок капитала. Равновесие на ранке капитала.

2. Международная торговля. Международное разделение труда. Виды
торговой политики.

3. Установите соответствие между авторами, данными их жизни и
экономическими взглядами, которые они обосновали. Например, 1-3-2.



П/п

Авторы Даты жизни Экономические взгляды

1

2 3 4

1

Альфред Маршалл 1883-1946 Сторонник монетаризма считал, что деньги, их движение является главным фактором, определяющим направление самих рыночных процессов, включая развитие производства.

2

Милтон Фридмен 1842-1924 Родоначальник   неоклассической   школы   в экономической теории. Обосновал определяющую роль в функционировании частнокапиталистической экономики стихии рынка, взаимодействия спроса и предложения на товары и услуги при ценообразовании, но с учетом издержек производства в сочетании с признанием их предельных характеристик. 3

Джон Мейнард

Кейнс

1818-1883 Основоположник теории прибавочной стоимости, доказывает, что существует противоположность антагонистического характера между трудом и капиталом, а капиталистический строй с его частной собственностью - только временное явление. 4

Карл Маркс

род. 1912 Основоположник развития теории эффективного спроса на потребительские товары и инвестиции, а также необходимости участия государственного вмешательства в      экономику в целях его стимулирования, широкого использования рычагов регулирования экономики на микроуровне, в силу чего обосновывалась  возможность  предотвращения трудностей в рыночной капиталистической экономике.          

4. В таблице приведены данные, характеризующие объемы фактического и потенциального ВНП (млрд. долл.):

 

Год Потенциальный ВНП Фактический ВНП
2015 3000 3000
2016 3800 3705
2017 4125 3712,5

В 2015 году экономика развивалась в условиях полной занятости при уровне безработицы 6 %.

1)   Рассчитайте по данным, относящимся к 2016году:

а)   разницу между фактическим и потенциальным объемом ВНП в
абсолютном и процентном выражении;

б)   используя закон Оукена, определите уровень безработицы в 2016 году.

2)   Рассчитайте по данным, относящимся к 2017 году:

а)   разницу между фактическим и потенциальным объемом ВНП в
абсолютном и процентном выражении;

б)   используя закон Оукена, определите уровень безработицы в 2017 году.

 



Вариант 15

1.Рынок земли и его особенности. Рента и ее виды.

2.Глобальные проблемы экономики.

3.Сделайте необходимые расчеты и заполните пропуски в таблице.

 

Год Номинальный ВНП (млрд. долл.) Реальный ВНП (млрд. долл.) Индекс уровня цен
1 3960 3600
2 3800 115
3 4800 120

4. В таблице приведены данные о заработной штате, потреблении и сбережениях в 1-ом и во 2-ом году (в условных ден. ед.). На основе этих данных определите величину избыточного спроса.

 

Годы Заработная плата Потребление Сбережения
1-ый 1000 800 200
2-ой НПО 1320 200

 



Специальности 21.02.05

«Земельно-имущественные отношения»

 

1. Предмет экономической теории.

2. Система экономических отношений. Организационно-экономические и социально-экономические отношения.

3. Экономические законы, их система и использование.

4. Методика экономической теории.

5. Общественное производство и его факторы.

6. Общественный способ производства.

7. Социально-экономические системы.

8. Социально-экономическая сущность собственности.

9. Основные исторические и общеэкономические формы организации общественного производства.

10. Товарная форма хозяйства. Объективные предпосылки его возникновения и основные черты.

11. Товар и его свойства. Величина стоимости товара.

12. Деньги, их сущность и функции в системе товарного хозяйства.

13. Денежное обращение и его законы.

14. Сущность рынка и его функции.

15. Классификация рынков. Структура и виды национального рынка. Рынок потребительских товаров и платных услуг.

16. Рынок капитала.

17. Товарные биржи, их функции и механизм функционирования.

18. Рынок ссудного капитала.

19. Рынок ценных бумаг. Виды ценных бумаг, их купля-продажа.

20. Фондовые биржи и механизм их функционирования.

21. Рынок рабочей силы.

22. Биржа труда и ее функции.

23. Взаимодействие государственного и рыночного регулирования экономики.

24. Предприятие (фирма) и его функции.

25. Организационно-правовые формы предприятий.

26. Аренда и арендные отношения в организации производственной деятельности.

27. Акционерные общества и их роль в организации производственной деятельности.

28. Акции и их виды. Номинальная стоимость и курс акций.

29. Спрос и предложение в рыночной экономике. Функции спроса и предложения.

30. Эластичность спроса и предложения. Коэффициент эластичности.

31. Формирование рыночных цен равновесия. Конкурентная рыночная цена.

32. Конкуренция, ее виды и функции.

33. Возникновение и сущность монополий. Разновидности монополий.

34. Естественные монополии и их регулирование.

35. Основные моменты антимонопольного законодательства и его эффективность.

36. Издержки производства, их виды и структура.

37.  Прибыль и факторы, влияющие на ее размер.

38. Цена и ценообразование в рыночной экономике. Функции и виды цен.

39. Влияние факторов производства на доходы.

40. Маркетинг и роль инноваций в обеспечении устойчивости доходов.

41. Особенности рыночных отношений в агропромышленном комплексе (АПК).

42.Понятие микроэкономики и макроэкономики. Показатели функционирования национальной экономики на макроуровне.

43. Валовой национальный продукт (ВНП), валовой внутренний продукт (ВВП).

44. Национальный доход, его распределение и перераспределение. Фонд накопления и фонд потребления.

45. Сущность и роль макроэкономического регулирования.

46. Государство и его роль в экономическом регулировании национальной экономики.

47. Совокупный спрос и совокупное предложение в национальном масштабе.

48. Деньги и их современная природа. Денежный рынок и структура денежного предложения. Эволюция и виды денег.

49. Кредит и его основные формы.

50. Банковская система, ее структура и функции.

51. Характеристика современной кредитно-денежной системы РФ.

52. Понятие финансов. Финансовая система и ее элементы.

53. Государственные и местные бюджеты.

54. Инфляция. Формы ее проявления. Основные типы современной инфляции.

55. Социально-экономические последствия инфляции.

56. Антиинфляционная политика государства, меры регулирования инфляции.

57. Денежные реформы.

58.Экономический рост, его сущность, цели и основные типы.

59. Экономические кризисы и циклический характер воспроизводства.

60. Уровень жизни населения и его показатели.

61. Структура доходов и расходов населения. Дифференциация населения по уровню доходов.

62. Безработица, ее причины и формы, методы преодоления.

63.Государственная политика по социальной защите безработных.

64. Сущность и основные черты всемирного хозяйства.

65. Формы и тенденции международных экономических отношений.

66. Свободные экономические зоны, их типы.

67. Международное движение капиталов.

68. Международная торговля.

69. Экономическая политика.

70. Торговый и платежный балансы страны.

71. Валютные отношения. Уровни конвертируемости валют.

72. Валютный курс, его функции и режимы. Методы поддерживания валютного курса.

73. Глобальные проблемы развития мирового хозяйства.

74. Приватизация государственной собственности.

75. Предпринимательство и его роль в развитии рыночной экономики.

76. Основные проблемы формирования рыночной экономики в России.

77. Финансовый капитал. Финансовая олигархия и формы ее господства.

78. Этапы развития экономической теории.

79. Система национальных счетов.

 

 

 

Список литературы:

Основные источники:

 

1.Вечканов Г.С. Экономическая теория. [Текст]: учебник - СПб.: Питер,2015.-448с.

2. Микроэкономика. Теория и российская практика. [Текст]: учебник / кол. авт. под ред. А.Г. Грязновой, А.Ю. Юданова. Финансовая академия при Правительстве РФ. - 6-е изд., испр. и доп. - М.: КНОРУС- 2015.- 624 с.

3. Экономика. [Текст]: учебник / под ред. А.И. Архипова, А.К.Большакова. -3-е изд., перераб. и доп. - М: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2016. - 840 с.

4. Экономика. [Текст]: учебник под ред. проф. А.С. Булатова. -4-е изд., перераб. и доп. - М: Экономист,2015. - 831 с.

 

Дополнительные источники:

5. Бартенев С.А. История экономических учений. [Текст]: учебник - М.: Юристь, 2002. -456 с.

6. Борисов Е.Ф, Основы экономики. [Текст]: учебник для вузов/ - М.: Дрофа, 2004.-416с.

7. Камаев В.Д. Практическое пособие к семинарским занятиям по экономической теории. [Текст]: учебник - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998 -272 с.

8. Козырев В.М. Основы современной экономики. [Текст]: учебник - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 432 с.

9. Куликов Л.М. Основы экономической теории. [Текст]: учебное пособие. -М.: Финансы и статистика, 2003. - 400 с.

10. Курс экономики. [Текст]: учебник - 3-е изд., доп. / под ред. Б.А. Райзберга. -М: ИНФРА- М, 2001. - 716 с. - (Серия «Высшее образование»).

11. Любимов Л.Л., Раннева Н.А. Основы экономических знаний. [Текст]: учебник  для 10-11 кл. школ и кл. с углубленным изучением экономики. - 4-е изд. - М: Вита-Пресс, 2000. - 496 с.

12. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. [Текст]: учебник - М.: ИНФРА-М, 2001. -486 с.

13. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. [Текст]: учебник - М.: ИНФРА-М, 2001. -528 с.

14.Макроэкономика. Теория и российская практика. [Текст]: учебник -2-е изд., перераб. и доп. / под ред. А.Г. Грязновой и Н.Н. Думной. - М.: КНОРУС-2006.-688 с.

15. Сажина М.А., Чибриков Т.Т. Экономическая теория. [Текст]: учебник для вузов. - М.: НОРМА, 2001. - 456 с.

16. Современная экономика. Лекционный курс. [Текст]: Многоуровневое учебное пособие / под ред. Мамедова О.Ю. - 3-е изд., перераб. и доп. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. - 544 с.

17. Экономическая теория. [Текст]: учебник  для студентов высших учебных заведений / под ред. В.Д. Камаева. - 7-е изд., перераб. и доп.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 640 с.

 

Интернет-ресурсы:

18. Федеральный образовательный портал: Экономика. Социология, Менеджмент. Большая электронная библиотека [Электронный ресурс] режим доступа свободный: http://www.ecsocman.edu.ru.- Загл. с экрана.

19. Учебные материалы для студентов, обучающихся по направлениям «Экономика» и «Менеджмент» [Электронный ресурс]

режим доступа свободный: www. eumtp.ru. – Загл. с экрана.

 

 

 

РЕЦЕНЗИЯ

на методические указания и контрольные задания по дисциплине «Экономическая теория» для специальности 21.02.05  «Земельно-имущественные отношения»

Автор: преподаватель Аргунова Д.С.

Методические указания и контрольные задания составлены на основании рабочей программы по дисциплине «Экономическая теория» для специальности 21.02.05  «Земельно-имущественные отношения».

Введение отражает роль учебной дисциплины в процессе обучения студентов, знания и умения, которыми должен владеть специалист по окончании освоения данной образовательной программы. Кроме того, показана связь с другими дисциплинами учебного плана по специальности и его место в системе междисциплинарных связей. Рабочей программой предусмотрен такой вид промежуточной аттестации, как контрольная работа и экзамен по окончании изучения всего курса дисциплины «Экономическая теория». Содержание учебной дисциплины отражено полно, изучение разделов и тем производится последовательно. Предусмотрено проведение практических занятий, как формы приобретения практических умений и навыков по ранее изученному теоретическому материалу. Достаточное внимание уделяется автором самостоятельной работе студентов, что способствует развитию мышления студентов.

Методические указания и контрольные задания по дисциплине «Экономическая теория» рекомендуется для практического использования в учебном процессе в условиях торгово-экономического техникума с целью осуществления качественной подготовки выпускников по специальности 21.02.05 «Земельно-имущественные отношения»

 

Рецензент:

Преподаватель учетно-экономических дисциплин                 Максимова Е.Н.                                          

 

 

Введение

Учебная дисциплина «Экономическая теория» является обще-профессиональной, устанавливающий базовые знания для освоения специальных дисциплин.

Требования Федерального Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по дисциплине "Экономическая теория":

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

иметь представление:

- о закономерностях функционирования рыночных механизмов на макроуровне и методах государственного регулирования экономи­ки;

знать:

- общие положения экономической теории;

- основные микро- и макроэкономические категории и показатели, методы их расчета;

уметь:

- ориентироваться в вопросах экономической теории в современных условиях.

Учебная дисциплина "Экономическая теория" является общепрофессиональной, устанавливающей базовые знания для освоения специальных дисциплин и соединяющей важнейшие теоретические проблемы экономи­ческой науки с главными тенденциями мировой и отечественной экономи­ки.

Методика изучения данной дисциплины строится на основе сочетания теоретического и практического обучения.

Преподавание дисциплины "Экономическая теория" тесно связано с изучением дисциплин: «Финансы, денежное обращение и кредит», «Основы экономики».

Практические и самостоятельные работы проводятся с целью развития творческой активности студентов. Перечень практических занятий приведен в содержании дисциплины после изучения соответствующих тем, также определена тематика самостоятельных работ студентов по соответствующим темам. Итоговый контроль проводится: в виде контрольной работы и экзамена.

 

 

Методические указания по изучению дисциплины

ВВЕДЕНИЕ

 

Содержание дисциплины, ее задачи, связь с другими дисциплинами, с практикой рыночной экономики. Значение дисциплины для подготовки специалистов в условиях многообразия и равноправия различных форм собственности.

 

Раздел 1. ПРЕДМЕТ И ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 461.