Характеристика структур местного самоуправления Древней Руси
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В Древней Руси формировались основы МСУ
Выделяют:

1. Собрание-сходка (представители восточнославянских племен, в последующем эволюционировал в вече);
2. Вождь-князь (первоначально должность была выборной);
3. Дружина (вооруженный отряд, предназначенный для сопровождения князя в военных походах).

Территориальная основа самоуправления – сельская община (вервь). Два политических авторитета – княжеский, городской (вечевой). Вечевая структура характеризовалась соподчиненностью. Сильное развитие вечевой строй получил Новгород и Псков (территориал-геогр положение, историческая обстановка, внешние отношения). Право на участие в голосовании принадлежало тому, кто состоял в самоупр городской общине, то есть только домохозяевам. Это означало, что наличие богатства не гарантировало права вечевого голоса.
МС ХV – первая половина XVII периоды:

1. Кормлений – управление через представителей великокняжеской администрации – наместников, волостей;
2. Земское и губное самоуправление;
3. Приказно-воеводское управление в сочетании с традиционным мс.

В первый период во главе административных единиц стояли должностные лица, содержащиеся за счет населения. Управляли волостями, уездами. Местными делами занимались сотские, старосты.
Во второй период: нужно было ограничить компетенцию наместников, установить контроль над мо. Впоследствии была ликвидирована система кормлений, проведена земская реформа. Органы раздробили мсу. На одной территории действовали разные системы: губная, церковная, служилая и др.

После Ивана Грозного государь назначал воевод по согласованию с Думой. Финансово-хоз деятельность – дьяки, подьячие, которые создавали дворянскую бюрократию. Формировали приказную избу, иногда делившуюся на отделы по отраслям мсу.
По отношению к губным властям воевода становился высокой инстанцией, губные старосты – его помощники.
По отношению к земским органам управления воевода был вышестоящим должностным лицом в полицейской деятельности.

Петр усилил централизацию мс. Губернская реформа – губернии не были самоуправляющимися единицами. Во главе губерний стояли губернаторы. Их помощники – вице-губернатор, ландрихтер (судебные полномочия, розыскные дела). Каждая губерния включала уезды, во главе которых стояли коменданты. Губернаторы контролировались местным дворянством. Губернская реформа не оправдалась. Губернии были разделены на провинции(воеводы), провинции на дистрикты(земские комиссары). Низшая структура управления – полицейские органы – сотские, десятские. 1718-1724 год создаются магистраты, заменившие земские избы: президент, 2-4 бургомистра, 2-8 ратманов (полиция, суд, сбор подписей, народное образование).

Екатерина II. Жалованная грамота дворянству. Учреждения о губерниях. Грамота на права и выгоды городам. Во главе губернии был генерал-губернатор. Дворянство получило корпоративное устройство. Учреждены губерн и уездные дворянские собрания для выбора должн лиц местной администрации, для обсуждения вопросов. Города получали сословное кооперативное устройство, все дела местного хозяйства и полиции были переданы общегородской думе, исполнит органу – шестигласной думе. Судебный орган – выборный магистрат.

Николай 1 «Наказ гражданским губернаторам». Расширил права и обязанности губернии. Губернское правление – контроль за деятельностью других местных учреждений, которая переходит в компетенцию губернатора.

 

13. Характеристика сельского самоуправления по манифесту 1861 года. Земское и городское самоуправление в дореволюционной России (1864-1892 гг).

 

Характеристика сельского самоуправления по манифесту 1861 года.

В 1861г. началось создание системы крестьянского сословного самоуправления, которая заменила вотчинную власть помещика. Эта система была призвана для защиты крестьянства от бывших крепостников и подготовки его к участию во всесословных органах местного самоуправления. Создавалась двухступенчатая система, в которой крестьяне для решения хозяйственных вопросов объединялись в сельские общества, а для ближайшего управления и суда — в волости.

Сельское общество могло объединять крестьян, живших в одном или нескольких селениях, принадлежавших одному или разным помещикам. Управление в рамках сельского общества возлагалось на сход домохозяев и сельского старосту, избираемого на сходе.

 

На уровне волости это были волостной сход, состоящий из сельских и волостных должностных лиц и выборных от каждых 10 дворов, волостной старшина с волостным правлением и волостной крестьянский суд.

Волость являлась неким специализированным административным округом, который создавался для организации крестьянского самоуправления. Руководили крестьянскими волостями губернские присутствия по крестьянским делам. Они включали в себя председателя — губернатора, губернского предводителя дворянства, управляющего палатой государственных имуществ, губернского прокурора, двух членов из местных дворян-помещиков, назначенных министром внутренних дел, и двух членов из местных дворян-помещиков, избранных собранием губернского и уездных предводителей дворянства.

Для осуществления связи между сельскими сообществами и государством в лице должностных лиц губернии учреждался институт мировых посредников. Организация крестьянского самоуправления и учреждение мировых посредников позволили снизить уровень крестьянских волнений и создать опору государственной власти на селе. Однако крестьянского самоуправления как такового не вышло. Как правило, крестьянские старшины назначались губернским руководством, а избранные крестьянами старшины, защищавшие права крестьянства, отстранялись от своих должностей.

 

Земское и городское самоуправление в дореволюционной России (1864-1892 гг).

Структура органов земского самоуправления была следующей: уездное земское собрание избирало на 3 года земскую управу из двух членов и председателя, являвшуюся исполнительным органом земского самоуправления. Губернское земское собрание избиралось на 3 года гласными членами уездных собраний.

 

Уездные земские собрания самостоятельно решали вопросы:

1. Раскладки внутри уезда государственных и губернских сборов

2. Составления предварительных планов для губернских смет о размерах и способах исполнения в уезде повинностей

3. Разрешения на открытие торгов и базаров

4. Предоставления губернским земским учреждениям местных сведений и заключений по предметам хозяйства

5. Представления губернскому земскому собранию отчета о соответствующих действиях и т.д.

К исключительной компетенции губернских земских учреждений относились:

1. Разделение на уездные и губернские земских зданий, сооружений, путей сообщения, повинностей

2. Решения об открытии новых ярмарок и о перенесении или изменении сроков существующих

3. Решения об открытии новых пристаней на судоходных реках и перенесении уже существующих

4. Дела по взаимному земскому страхованию имущества от огня

5. Рассмотрение и разрешение затруднений, которые могут встретиться в утверждении смет и раскладок уездных сборов

6. Рассмотрение жалоб на действия земских управ.

 

В то же время земства распоряжались довольно ничтожными средствами, поэтому основным источником доходов было право облажения земских налогоплательщиков новыми налогами.

Управы, действующие на принципах гласности, публичного контроля, являлись исполнительными органами земств, в обязанности которых входило выполнение распоряжений земских собраний.

В 1870г. началось осуществление городской реформы.

 

Система городского самоуправления включала следующие институты:

1. Городское избирательное собрание

2. Городская дума (распорядительный орган)

3. Городская управа (исполнительный орган).

На городские органы самоуправления возлагались административные и хозяйственные задачи: вопросы благоустройства города, заведование школьным, медицинским, благотворительным делом, торговлей, кредитом.

Избирательные права получили только те жители, которые имели недвижимое имущество, оцененное особой комиссией. Принцип выборности управ был практически повсеместно нарушен. Утверждению стали подлежать не только председатели управ, но и все остальные члены управы, причем земские собрания лишались права обжаловать не утверждение.

Значительно возрос надзор за органами самоуправления со стороны земских и городских органов.

Согласно Городовому положению были произведены изменения во внутреннем устройстве органов городского управления: управа была поставлена в положение более независимое от думы, права городского головы как председателя думы значительно расширены за счет прав гласных, дума лишена права отдачи под суд членов управы.

 










Дата: 2018-09-13, просмотров: 1220.