«О выборе и избегании»
Диоген Лаэртский X 136 (Узенер, фрагм. 2): Безмятежность духа и отсутствие страданий тела суть удовольствия покоя (пассивные удовольствия), а радость и веселье рассматриваются как удовольствия движения (активные удовольствия).
533
«Недоуменные вопросы (проблемы)»
i
Плутарх. Против Колота 34, 1127 А (Узенер, фрагм. 18): Сделает ли мудрец что-нибудь, воспрещаемое законами, зная, что он останется скрытым (это останется неизвестным)? Простой ответ нелегко найти.
«Малое сокращение»
Диоген Лаэртский 1 35 (Узенер, фрагм. 27): Если даже и существует искусство предсказания, хотя оно не существует, то события [будущее?], надо думать, не имеют к нам отношения.
j
i. Tf «Против Феофраста» i. -ййС
Плутарх. Против Колота 7, 1 1 10С (Узенер, фрагм. 29): Но даже помимо этого аргумента я не знаю, как можно утверждать, что эти предметы, находясь в темноте, имеют цвета.
«Пир»
1. Плутарх. Против Колота 6, 1109Е (Узенер, фрагм. 58): Полиэн сказал: «Ты говоришь, Эпикур, что от вина нет согревания?» Кто-то перебил речь и заметил, что, по его мнению, вино не вполне способно согревать. Немного после: «Да, кажется, вино вполне не способно согревать; но столько-то вина, можно сказать, способно согревать известное тело».
2. Плутарх. Против Колота 6, 1109Е (Узенер, фрагм. 59): Так вот почему вообще не следует говорить, что вино способно согревать, но [надо говорить] что столько-то вина способно согревать такую-то природу (такое-то тело), находящуюся в таком-то положении, или что столько-то вина способно охлаждать такую природу (такое тело). Ибо в таком сложном теле есть такие природы (атомы, частицы), из которых мог бы составиться холод, если бы в слу-
534
чае надобности они, соединившись с другими, образовали природу, производящую холод. Вот почему, введенные в обман, один говорит, что вино всецело способно охлаждать, другие — что оно способно согревать.
3. Плутарх. Против Колота 6,1110А(Узенер, фрагм 60): Часто вино входит в тело, даже не внося в него силы согревательной или охладительной; но когда сочетание частиц нарушено и произошла перестановка телец, то атомы, образующие тепло, то сходятся в одно место и своим числом дают тепло и воспламенение телу, то, выпавши, охлаждают его.
4- Диоген Лаэртский X 118 (Узенер, фрагм. 62): Половое сношение никогда не приносит пользы; довольно того, если оно не повредит.
5. Филодсм. О риторике 11, кол. X.: Странно, что возраст, как ты сам можешь сказать, нисколько не мешал тебе, несмотря на твою молодость, далеко превосходить в искусстве риторики всех современников твоих, людей старых и знаменитых... Странно, говорю я, что возраст нисколько не мешал тебе быть выдающимся в искусстве риторики, что, как кажется, требует много практики и навыка; а изучению свойств природы возраст может мешать, чему, как может показаться, более способствует знание, чем практика и навык. .'. ,/ 5jf»cf, <Ь
'- • '-.шг.. -.а ^ «О цели жизни» w
?х-
• /. Афиней XII, 546 е; Диоген Лаэртский X 6 (Узенер, фрагм. 67): Я, со своей стороны, не знаю, что разуметь мне под благом, если исключить удовольствия, получаемые посредством вкуса, посредством любовных наслаждений, посредством слуха и посредством принятых эмоций зрения от красивой формы.
2. Плутарх. О том, что нельзя счастливо жить по наставлениям Эпикура 4,1089Д (Узенер, фрагм. 68): Устойчивое благосостояние тела и твердая надежда относительно его, [т. е. тела], доставляют величай-
535
шую, вполне уверенную радость людям, могущим рассуждать.
3. Афиней XII, 546 f (Узенер, фрагм. 70) Красоту, добродетель и тому подобное следует ценить, если они доставляют удовольствие; если же не доставляют, то надо с ними распрощаться.
W «О природе»
1 /. Секст. Эмпирик. Против догматиков III, 333 (Узенер, фрагм. 75): 11рирода вселенной — это тела и пустота.
2. Плутарх Против Колота П, 1112Е (Узенер, фрагм 76): Природа сущего — это тела и пространство.
3. Диоген Лаэртский X 91 (Узенер, фрагм. 81): Если бы oi ю, [т. е. солнце], потеряло свою величину вследствие расстояния, то и подавно оно потеряло бы цвет, ибо нет никакого другого расстояния, более пригодного для этого, [т. е. для того, чтобы произвести потерю цвета], [чем расстояние солнца].
'-**•
> ОТРЫВКИ >< ИЗ НЕИЗВЕСТНЫХ СОЧИНЕНИЙ
""* /. Схолии к Дионисию Фракийскому (Узенер, фрагм. 92): Атом есть тело твердое, непричастное вплетению (примеси) пустоты; пустота есть природа, недоступная прикосновению.
2. Диоген Лаэртский X 7 (Узенер, фрагм. 93): Ну их! у него ведь при работе было это словесное хвастовство, софистическое, как и у многих других рабов.
•£;.!. • ,-GS. tf№<
'Ш
or
ОТРЫВКИ ИЗ ПИСЕМ
Полиэну
1. Филодем (Узенер, фрагм. 97): Если они держат это в уме, они побеждают несчастия от недостатка и бедности.
536
2. Филодем (Узенер, фрагм. 99): Если бы даже случилась война, он не счел бы ее страшной, если боги милостивы. Он провел жизнь в чистоте и будет вести ее с самим Матроном, если боги милостивы.
3. Феон (Узенер, фрагм. 1 05): Говори же мне, По-лиэн, знаешь ли ты, что было для нас великой радостью?
Митиленским философам
1. Диоген Лаэртский X 8 (Узенер, фрагм. 1 1 3): Это привело его в такое исступление, что он начал ругать меня и обзывать «учителем».
2. Секст. Эмпирик. Против математиков I, 3 (Узенер, фрагм. 1 14): Я, со своей стороны, полагаю, что эти горланы подумают, что я — ученик Моллюска и слушал его учение вместе с какими-нибудь мальчишками, бывшими с похмелья.
И действительно, этот господин был скверный человек и занимался такими вещами, посредством которых нельзя достичь мудрости.
Анаксарху
Плутарх Против Колота 17, 1 1 17 А (Узенер, фрагм 1 16): А я зову тебя к непрерывным удовольствиям, а не к добродетелям, плоды с которых — надежды пустые, тщетные и полные тревог.
Апеллесу
#,*
Афиней XIII, 588 а (Узенер, фрагм. 1 17): Счастлив ты, Апеллес, что ты устремился к философии, чистый (свободный) от всякого образования.
Фемисте
«
Диоген Лаэртский X 25 (Узенер, фрагм. 125): Если вы ко мне не придете, я могу сам клубком катиться, куда бы ни звали меня вы с Фемистой.
537
Идоменею
7. Плутарх. Против Колота гл. 18, стр. 1117 Д (Узе-нер, фрагм. 130): Так, присылай нам начатки (пожертвования) для ухода за нашим священным телом ради тебя самого и твоих детей. Так говорить мне пришло в голову.
2. Феон (Узенер, фрагм. 131): О ты, с молодости считавший все мои движения (поступки) усладительными!
3. Стобсй. Антология XVII, 24 (Узенер, фрагм. 135): Если хочешь сделать Пифокла богатым, не прибавляй ему денег, но убавляй страсть [к деньгам].
4- Стобей. Антология ХУЛ, 14 (Узенер, фрагм. 135 а): Мы стремимся к ограничению желаний не для того, чтобы всегда употреблять пищу дешевую и простую, но чтобы не бояться относительно этого, [т. е. если придется употреблять такую пищу].
5. Диоген Лаэртский X 22 (Узенер, фрагм. 138): В этот счастливый и вместе с тем последний день моей жизни я пишу вам следующее. Страдания при мочеиспускании и кровавый понос идут своим чередом, не оставляя своей чрезмерной силы. Но всему этому противоборствует душевая радость при воспоминании бывших у нас рассуждений. А ты, достойно твоего с отроческих лет расположения ко мне и к философии, заботься о детях Метродора.
да.
Капоту
• *%>• Плутарх. Против Колота, гл. 17, стр. 1117В (Узенер, фрагм. 141): Из уважения к тому, что я тогда говорил, тебе пришло желание, несогласное с учением о природе, [т. е неестественное], обхватить мои колени, обнять меня и оказать мне знаки уважения, которые обыкновенно оказываются людьми при почитании некоторых лиц и обращении к ним с мольбами. Таким образом, ты заставляешь и меня ответить поклонением тебе и уважением. Ходи у меня бессмертным и меня считай бессмертным.
•ft • • • .-
Ззв
Леонушке
Диоген Лаэртский X 5 (Узенер, фрагм. 143): О целитель владыка [Аполлон]! Милая Леонушка, какой шумной радостью наполнило меня твое письмецо, когда я читал erolk» i o»j«,a n .
Пифокпу
1. Диоген Лаэртский X 6 (Узенер, фрагм. 163): Образования всякого, милейший, беги на всех парусах!
2. Диоген Лаэртский X 5 (Узенер, фрагм. 165): Буду сидеть в ожидании желанного, богоравного твоего прибытия. ...ш
гю , Неизвестным лицам >и
•*•.•• МАЛЬЧИКУ ИЛИ ДЕВОЧКЕ
Геркул. свитки 176, кол. 18 (Узенер, фрагм. 176): Мы прибыли в Лампсак в добром здоровье — я, Пифокл, Эрмарх и Ктесипп — и нашли там в добром здоровье Фемисту и остальных друзей. Как хорошо, что ты здо-ров(а) и твоя мама и что ты, как и прежде, слушаешься во всем папы и Матрона. Будь уверен(а), причина, почему я и все остальные очень любим тебя, — та, что ты их во всем слушаешься! *
но* •.-! 1
ПИСЬМО, НАПИСАННОЕ В ПОСЛЕДНИЕ ДНИХК., .Н.К... :Щ
.>«,» ,-rf,i- -.'V>
Филодем (Узенер, фрагм. 177): На седьмой, день когда я это пишу, у меня ничего не вышло мочеиспусканием (получилось полное задержание мочи) и были такие боли, какие приводят к последнему дню. Так если что случится со мною, ты имей попечение о детках Метродора года четыре или пять, но не трать на них нисколько больше, чем теперь тратишь на меня
ВГОД. '.< r-je4^<pinQ0K}jufc: ,t4t|te'i!«.;. . s
'•> • '^fif--uKttJtt<i йтмЛйй"*1 *•*'•' ' t йЯйЖ'йавй^!'i ч •
>- t$ «..ДОЯздРЧМЯВ! ••1дДяда»*.-**»>»» • • • - • *ff4^wHB*№«^-* J-
• . йонсрдш hqhhhh&xзеэдэняг.1<и>--
539
Дата: 2018-11-18, просмотров: 201.