IV. Всякое [телесное] страдание достойно презрения: страдание, заключающее в себе интенсивную боль, продолжается короткое время, а долговременное страдание в теле причиняет боль слабую.
VII. Преступнику остаться скрытым трудно, а получить уверенность в том, что скроется, невозможно.
К. Необходимость есть бедствие — но нет никакой необходимости жить с необходимостью.
[X. Метродор. Помни, что, будучи смертным по природе и получив ограниченное время [жизни], ты восшел, благодаря размышлениям о природе, до бесконечности и вечности и узрел «то, что есть и что будет, и то, что минуло».] отя^гавда.
527
XI. У большинства людей спокойствие есть оцепенение, а движение (деятельность) — безумие.
XIV. Мы рождаемся один раз, а дважды родиться нельзя, но мы должны уже целую вечность не быть. Ты же, не будучи властен над завтрашним днем, откладываешь радости; а жизнь гибнет в откладывании, и каждый из нас умирает, не имея досуга.
XV. Мы ценим свой характер как спою собственность, хорош ли он и уважается ли людьми или нет: так долж! ю i (енить и характер других, если они к нам расположены.
XVI. Никто, видя зло, не выбирает его, но попадается, прельщенный злом, как будто оно есть добро в сравнении с большим, чем оно, злом.
XVII. Не юношу надо считать счастливым, а старца, прожившего жизнь хорошо: юноша в цвете сил, меняя мысли, носится сильным течением случая, а старец причалил в старость, словно в пристань, замкнув в надежных воспоминаниях благодарности блага, на которые прежде трудно было надеяться.
XVIII. Когда отнимается возможность видеться, разговаривать, общаться, кончается любовная присп >.
X/.Y. Кто не помнит о прежнем счастье, тот — се-годпи уже старик.
XXI. \ 1е следует насиловать природу, следует повиноваться ей; а мы будем повиноваться ей, необходимые желания исполняя, а также естественные, если они не вредят, а вредные сурово подавляя.
XXIII. Всякая дружба желанна ради себя самой, а начало она берет от пользы.
XXIV. Сны не имеют божественной природы и вещей силы; они происходят от впадения [в человека] образов.
XXV. Бедность, измеряемая целью природы, [назначенной природою для жизни], есть великое богатство, а богатство неограниченное есть великая бедность.
XXVI. Следует понять, что как долгий разговор,
528
так и короткий клонится к одной и той же цели.
XXVII. Во всех занятиях плод с трудом приходит по окончании их, а в философии рядом с познанием бежит удовольствие: не после изучения бывает наслаждение, а одновременно бывает изучение и наслаждение.
XXVIII. He следует испытывать ни тех, кто быстро готов на дружбу, ни тех, кто нерешителен: ради дружбы следует и рискнуть.
XXIX. Я предпочел бы, исследуя природу, откровенно, как оракул, вещать полезное всем людям, хотя бы и никто не понял меня, чем, приспособляясь к людским мнениям, пожинать в обилии уделяемую хвалу от толпы.
[ХХХМетродор. Иные всю жизнь готовят себе средства к жи:« in, i ic «идя, что но всех нас влито при рождении смертное :»ел!>е (смертельный яд).]
XXXI. 11ротив всего мож! к> добыть себе безопасность, а что касается смерти, мы, все люди, живем в неукрепленном городе.
XXXII. Почитание мудреца есть великое благо для почитающих.
XXXIII. Голос плоти — не голодать, не жаждать, не зябнуть. У кого есть это и кто надеется иметь это и в будущем, тот даже с Зевсом может поспорить о счастье.
XXXIV. Мы не столько имеем надобность [в помощи] от друзей, сколько в уверенности относительно помощи.
XXXV. Не следует портить то, что есть, желанием того, чего нет, а надо думать о том, что и это было желанным предметом.
[XXXVI. Жизнь Эпикура по сравнению с жизнью других относительно кротости и довольства своим (умеренности) можно счесть сказкою.]
XXXVII. Природа слаба против зла, но не против блага; удовольствиями она спасается, страданиями разрушается.
XXXVIII. Совсем ничтожен тот, у кого есть много основательных причин для ухода из жизни.
XXXIX. Не друг ни тот, кто постоянно ищет поль-
529
зы, ни тот, кто никогда не соединяет ее с дружбой: один торгует расположением, чтобы получить обмен, другой отсекает добрую надежду на будущее.
XL Кто говорит, что все происходит в силу необходимости, тот не может сделать никакого упрека тому, кто говорит, что все происходит не в силу необходимости: ибо он утверждает, что это самое происходит в силу i теобходи мости.
XL/. Следует смеяться и философствовать и в то же время заниматься хозяйством и пользоваться всеми остальными способностями и никогда не переставать изрекать глаголы истинной философии.
XJJI. Одно и то же время рождения (начала) величайшего блага и наслаждения [им].
XUII. Любовь к деньгам, приобретенным нечестным путем, нечестива; к деньгам, приобретенным честным путем, позорна: непристойна грязная скаредность даже и при честности.
XLIV. Мудрец, приспособившись к нужде, умеет скорее давать, чем брать: такое великое сокровище нашел он в довольстве своим.
XLV. Изучение природы создает людей не хвастливых и велеречивых и не выставляющих напоказ образование, предмет соперничества в глазах толпы, по людей смелых, довольных своим, гордящихся своими личными благами, а не благами, которые им даны обстоятельствами.
ХШ. Будем совершенно выбрасывать дурные привычки, все равно как скверных людей, долгое время приносивших нам большой вред.
[XLVH.Mempodop. Я предупредил тебя, случайность, и отгородился от всякого твоего тайного проникно-nci 1ия. Ни тебе, ни другому обстоятельству мы не выдадим себя. Но когда необходимость поведет нас, мы, с презрением плюнув на жизнь и на тех, кто за нее попусту цепляется, уйдем из жизни, в прекрасной песне победной восклицая, что жизнь нами хорошо прожита.]
XLVIII. Надо стараться делать последнюю часть пу-
S30
ти лучше первой, пока мы находимся в дороге; а когда дойдем до конца, надо с легким сердцем радоваться.
U. Я узнал от тебя, что у тебя довольно сильно вожделение плоти к любовным наслаждениям. Когда ты не нарушаешь законов, не колеблешь добрых обычаев, не огорчаешь никого из близких людей, не вредишь плоти, не расточаешь необходимого, удовлетворяй свои желания как хочешь. Однако невозможно не вступить в столкновение с каким-нибудь из вышеуказанных явлений: ведь любовные наслаждения никогда не приносят пользы; довольно того, если они не повредят.
Ш. Дружба обходит с пляской вселенную, объявляя нам всем, чтобы мы пробуждались к прославлению счастливой жизни.
ЦП. 11икому 11C следует завидовать: хорошие люди не заслуживают зависти, а дурные, чем счастливее бывают, тем более вредят себе.
JJV. Не следует делать вид, что занимаешься философией, но следует на самом деле заниматься ею: ведь нам нужно не казаться здоровыми, а быть поистине здоровыми.
LV. Должно врачевать несчастия благодарным воспоминанием о том, что погибает, и сознанием, что нельзя сделать несделанным то, что произошло.
LVI—LVJI. Когда мудрец сам подвергается пытке, он страдает не больше, чем когда видит, что друг подвергается пытке. [Но если друг сделает ему зло], то вся его жизнь вследствие недоверия придет в расстройство и перевернется.
LVIII. Надо высвободиться из уз обыденных дел и общественной деятельности.
LDL Не желудок ненасытен, как говорят люди толпы, но лживое представление о желудке как о чем-то, не имеющем предела наполнения.
LX. Всякий уходит из жизни, как будто он только что родился.
LXI. Прекрасно и лицезрение близких людей, когда первое родство живет в согласии (когда близкие
531
родственники живут в согласии): лицезрение имеет большое (сильное) влияние на это.
1X11. Ведь если гнев у родителей на детей бывает за дело, то, разумеется, глупо противиться, вместо того чтобы просить прощения; если не за дело, а неразум-.но, то совсем смешно еще разжигать это неразумие своим раздражением, вместо того чтобы стараться изменить (утешить) его, [т. е. гнев], другими способами, своим благоразумием.
LX111. Есть и в опрощении предел: человек, нерассудительный по отношению к нему, находится приблизительно в таком же положении, как и человек, выходящий из нормы вследствие чрезмерности.
LXIV. Похвала со стороны других должна следовать сама собою; а мы должны заниматься врачеванием себя.
LXV. Глупо просить у богов то, что человек способен сам себе доставить.
LXVI. Будем выказывать симпатию [умершим] друзьям не оплакиваньем их, а размышлением о них.
LXVII. Свободная жизнь, [т. е. свободный человек], не может приобрести много денег (богатства), потому что это нелегко сделать без раболепства пред толпой или правителями; но она, [т. е. свободная жизнь], имеет псе и непрерывном изобилии. А если как-нибудь она и получит много денег (богатство), то легко может разделить и их для приобретения расположения близких людей. >
LXVIII. Ничего не достаточно тому, кому недостаточное мало (кажется малым).
LXIX. Неприятное сластолюбие души заставляет живое существо желать разнообразия пищи до бесконечности.
LXX. Да не будешь ты делать в жизни ничего, что .может внушать тебе страх, если оно станет известно другому.
| LXXI. Всем желаниям следует предъявлять такой вопрос что со мною будет, если исполнится то, чего я ищу вследствие желания (предмет моего желания), и если не исполнители,»*}
532
LXXIII. Наличие некоторых телесных страданий полезно для охранения себя от страданий, подобных им.
LXXIV. При философской дискуссии больше выигрывает побежденный, — в том отношении, что он умножает знания.
LXXV. По отношению к прошедшим благам неблагодарны слова: «Взирай на конец долгой жизни».
LXXVI. Старея, ты таков, каким я советую тебе быть, и ты познал, каково заниматься философией для себя и каково — для Эллады (какая разница между занятием философией и распространением ее в Элладе). Я радуюсь вместе с тобой (поздравляю тебя).
LXXVII. Величайший плод довольства своим (ограничения желаний) — свобода.
LXXVIII. Благодарный человек всего более занят мудростью и дружбой (предается мудрости и дружбе): одна из них есть благо смертное, другая — бессмертное.
LXXIX. Человек безмятежный (спокойный духом) и другому недокучлив.
LXXX. Первое дело для спасения (для счастья) — наблюдение над юностью и охранение ее от всего оскверняющего ее пагубными страстями.
LXXXI. Не уничтожает душевной тревоги и не рождает значительной радости ни обладание огромным богатством, ни почет и уважение со стороны толпы, ни другое что-либо, соединенное с причинами неограниченных желаний. ,>
Дата: 2018-11-18, просмотров: 223.