Характер доходов государственного бюджета
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Доходы бюджета могут носить налоговый и неналоговый характер.

Доходная часть бюджета формируется в основном из налогов. Ведущее место среди налоговых доходов федерального бюджета занимает НДС. Вместе с таможенными пошлинами и налогом на прибыль он превышает 2/3 налоговых доходов. Также значительная доля поступлений приходится на акцизы и платежи за пользование природными ресурсами, налог на покупку иностранных денежных знаков.

Неналоговые доходы бюджетов образуются в результате либо экономической деятельности самого государства, либо перераспределения уже полученных доходов по уровням бюджетной системы.

Среди неналоговых доходов федерального бюджета можно выделить доходы от продажи имущества, находящегося в государственной собственности, доходы от реализации государственных запасов и от внешнеэкономической деятельности, а также доходы от имущества, находящегося в федеральной собственности, в т.ч. прибыль ЦБ России. Кроме того, в доходах федерального бюджета учитываются средства целевых бюджетных фондов.

Налоги, поступающие в соответствующие бюджеты, называются закрепленными доходами.

Нижестоящему бюджету для покрытия его расходов из вышестоящего бюджета могут перечисляться сверх закрепленных за ним доходов дополнительные средства. Они называются регулирующими доходами.

Регулирующие доходы позволяют региональным и местным органам власти иметь необходимые для выполнения их функций финансовые ресурсы, сбалансировать доходную и расходную части бюджетов.

Существует Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов Федерации. Он предназначен для оказания финансовой помощи (трансфертов) регионам, имеющим душевой бюджетный доход ниже среднедушевого по всем субъектам Федерации. Такие регионы получают статус «нуждающихся в поддержке».

Передаваемые средства вышестоящего бюджета, используемые на финансирование целевого мероприятия, называются субвенциями.

Инвестиции и другие капитальные расходы производятся за счет средств федерального бюджета, когда их значимость выходит за рамки региональных интересов.

Структура бюджетных доходов подвижна и во многом определяется конкретными экономическими условиями. Например, в странах с высоким уровнем жизни основой налоговых доходов являются доходы физических лиц, а в странах с низким уровнем жизни – косвенные налоги и налоги с юридических лиц.

Агрегированную схему доходов и полученных официальных трансфертов можно представить в следующем виде:

1. Текущие доходы:

1.1. Налоговые поступления

§    подоходные налоги, налоги на прибыль и прирост капитала;

§    отчисления в государственные социальные фонды;

§    налоги, взимаемые в зависимости от фонда оплаты труда;

§    налоги на собственность;

§    внутренние налоги на товары и услуги;

§    налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции;

§    прочие налоги, сборы и пошлины;

1.2. Неналоговые поступления

¨ доходы от собственности и предпринимательской деятельности;

¨ административные сборы и платежи, доходы от продаж;

¨ поступления по штрафам и санкциям;

¨ прочие неналоговые поступления.

2. Доходы от операций с капиталом

·   продажа основного капитала;

·   доходы от реализации государственных запасов;

·   доходы от продажи земли и НМА;

·   поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников;

3. Полученные официальные трансферты

- от нерезидентов;

- от других органов государственного управления (дотации, субвенции).

Литература

1. Кангро М.В. Государственные и муниципальные финансы: учебное пособие. – Ульяновск:УлГТУ, 2010.

2. Финансы и кредит: учебник для студентов вузов / [авт.: М. Л. Дьяконова, Е. В. Жегалова, Т. М. Ковалева и др.]; под ред. Т. М. Ковалевой. - 7-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2013. - 360 с. -

3. Финансы и кредит: учебник для студентов вузов / [авт.: О. В. Соколова, И. А. Бондаренко, О. И. Земцова и др.]; под ред. О. В. Соколовой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Магистр : ИНФРА-М, 2011. - 912 с.

4. Даниленко Н.И. Методика проведения внешнего аудита бюджетного учреждения// Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. № 4 (244). 2010.

5. http://www.birja.ru

6. http://www.ndc.ru

Дата: 2018-11-18, просмотров: 351.