Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" (с изменениями и дополнениями) (утратил силу)
«Информация – сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях, процессах независимо от формы их представления».
ФЗ об информации информатизации и защите информации 2006
«Информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления».
Легальное определение понятия "информация" значительно отличается от философских, социологических, доктринальных и других его трактовок. Оно характеризуется простотой, научной нейтральностью, общностью формулировок. В настоящем исследовании за основу будет приниматься наиболее общее определение термина "информация", сформулированное в Федеральном законе от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации": информация - это любые сведения (сообщения, данные) независимо от формы их предоставления.
Примеры оснований классификации информации
"Концепция системы классификации правовых актов РФ" от 29.09.1999 (подготовлена АО "Консультант Плюс" в рамках исполнения государственного заказа по поручению Российского фонда правовых реформ)
Ниже кратко характеризуются наиболее значимые основания классификации правовой информации, играющие важную роль в системе классификации правовых актов.
Информацию можно разделить на виды по различным критериям:
по способу восприятия:
по форме представления:
по назначению:
по значению:
по истинности:
Правовая информация
ФЗ об информации информатизации и защите информации 2006
«Информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления».
в широком смысле означает содержание данных (сообщений), использование которых предопределяет решение той или иной правовой задачи или способствует ее решению. В научной литературе и практике юридической деятельности термин "П.и." начал активно использоваться лишь в конце 1960-х гг. Охватывает такие понятия, как "источник права", "правовой материал"; "правовые акты", "правовые документы" и другие, которые ранее использовались при анализе информационных проблем права и юридической деятельности.
Ниже кратко характеризуются наиболее значимые основания классификации правовой информации, играющие важную роль в системе классификации правовых актов.
Специфика:
Специфика правовой информации заключается в том, что независимо от своего содержания, она всегда обладает определенной социальной значимостью. Правовая информация регулирует отдельные стороны хозяйственной и социально-культурной деятельности общества, что и определяет ее особый, прагматичный характер. Среди правовых задач отметим задачи, решаемые при осуществлении правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности.
Информация, находящаяся в тексте правового акта и содержащая правовые нормы называется нормативной. Законодательство - наиболее значимый вид правовой информации, основу которого составляют: нормативные правовые акты России и сопутствующие им документы - официальные разъяснения правовых актов, сопроводительные документы, распоряжения органов государственной власти и должностных лиц и некоторые другие, а также акты международного права, действующие на территории России.
Иная правовая информация называется ненормативной.
Официально-правовая информация бывает нормативной или иной. Иная официально-правовая информация включает: ненормативные акты общего характера, акты официального разъяснения и правоприменительные акты.
Информация индивидуально-правового характера, имеющая юридическое значение отличается от официальной правовой информации тем, что исходит не от полномочных государственных органов, а от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий (организаций, граждан).
Правовую информацию индивидуально-правового характера можно подразделить на:
Неофициальная правовая информация представляет собой материалы и сведения о законодательстве и практике его применения. Она отличается от официальной правовой информации прежде всего тем, что не влечет правовых последствий.
Неофициальная правовая информация подразделяется на:
Потребление информации включает: восприятие информации; оценку достоверности, логический и профессиональный юридический анализ, использование для формирования выводов и логических умозаключений - индуктивных (от частного к общему) и дедуктивных (от общего к частному); принятие решения (по гражданскому, уголовному, арбитражному делу).
Свободный доступ каждого гражданина к правовой информации - одно из основных требований демократического общества, определяющее активный диалог между гражданами, обществом и властью.
Классификация НПА
Классификация нормативных правовых актов
По субъектам правотворчества:
а) государство;
б) негосударственные организации;
в) народ непосредственно.
По времени действия:
а) неопределенно-длительного действия;
б) временного действия.
По юридической силе:
Юридическая сила — место данного акта в иерархической системе всех нормативных правовых актов.
1. Законы — это нормативные правовые акты, которые:
а) принимаются парламентами — выборными представительными органами государственной власти;
б) принимаются в особом порядке, установленном конституцией — законодательном процессе;
в) обладают высшей юридической силой по отношению к другим нормативным правовым актам, т. е. другие акты издаются:
— на основе закона, т. е. в случаях, установленных законом;
— во исполнение закона, т. е. по вопросам, предусмотренным законом;
— должны закону соответствовать — не изменять и не отменять установленных законом норм и не устанавливать новых норм, законом не предусмотренных.
2. Подзаконные акты — нормативные правовые акты, изданные управомоченным органом в пределах его компетенции на основе, во исполнение и в соответствие с законом.
Подзаконные акты могут иметь разную юридическую силу, которая зависит от компетенции принявшего их органа, но вместе с тем не может превышать или быть равной юридической силе закона.
Иерархия НПА:
1) КРФ
2) ФКЗ
3) ФЗ
4) Акты Президента (указы и распоряжения)
5) Акты Правительства (постановления и распоряжения)
6) Акты федеральных органов исполнительной власти (ведомственные акты)
Проблема положения в иерархии международных договоров: (ст 15 п 4 КРФ): применяются, если не противоречат законам, НО каким законам (КРФ, ФКЗ или ФЗ) ??? Позиция кафедры уголовного процесса МГУ: международные законы находятся в иерархии после ФКЗ.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 606.