Основные подходы к определению понятия «информация»
ПО ЭТИМ ЛЕКЦИЯМ БУДЕТ ТЕСТ – ТАК ЧТО МОЖНО ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПОИСКОМ В ДОКУМЕНТЕ И СПИСЫВАТЬ С ЗАДНИХ РЯДОВ
Это осведомление о чём-либо. Информация как слово появилось в начале 18 века.
- это сообщение, трактующее событие;
- это мера сложности структур;
- оригинальность, новизна;
- отражение объективной реальности в сознании человека (ЮНЕСКО)
Данные (информация) – результат регистрации сигналов (независимо от природы) в виде слов некоторого алфавита.
Основные подходы:
1) Антропоцентрический (знания)
2) Техноцентрический (данные)
3) недерменированный
Информа́ция (от лат. informātiō — «разъяснение, представление, понятие о ч.-л.», от лат. informare — «придавать вид, форму, обучать; мыслить, воображать») — сведения, независимо от формы их представления[1], воспринимаемые человеком или специальными устройствами как отражение фактов материального мира в процессе коммуникации (ГОСТ 7.0-99)[2].
Информация — это не материя и не энергия, информация — это информация
Норберт Винер[3]
Определения понятия «информация» из международных стандартов:
· знания о предметах, фактах, идеях и т. д., которыми могут обмениваться люди в рамках конкретного контекста (ISO/IEC 10746-2:1996)[4];
· знания относительно фактов, событий, вещей, идей и понятий, которые в определённом контексте имеют конкретный смысл (ISO/IEC 2382:2015)[5].
Определений информации существует множество, причём академик Н. Н. Моисеев даже полагал, что в силу широты этого понятия нет и не может быть строгого и достаточно универсального определения информации[6][7].
Хотя информация должна обрести некоторую форму представления (то есть превратиться в данные), чтобы ей можно было обмениваться, информация есть в первую очередь интерпретация (смысл) такого представления (ISO/IEC/IEEE 24765:2010)[8]. Поэтому в строгом смысле информация отличается от данных, хотя в неформальном контексте эти два термина очень часто используют как синонимы.
Первоначально «информация» — сведения, передаваемые людьми устным, письменным или другим способом (с помощью условных сигналов, технических средств и т. д.); с середины XX в. термин «информация» превратился в общенаучное понятие, включающее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом; обмен сигналами в животном и растительном мире; передачу признаков от клетки к клетке, от организма к организму (например, генетическая информация); одно из основных понятий кибернетики[9].
2. Данные, количество информации (алфавитный подход)
Данные (информация) – результат регистрации сигналов (независимо от природы) в виде слов некоторого алфавита.
Хотя информация должна обрести некоторую форму представления (то есть превратиться в данные), чтобы ей можно было обмениваться, информация есть в первую очередь интерпретация (смысл) такого представления (ISO/IEC/IEEE 24765:2010)[8]. Поэтому в строгом смысле информация отличается от данных, хотя в неформальном контексте эти два термина очень часто используют как синонимы.
Алфавит – фиксированный конечный набор различных символов любой природы. Слово - упорядоченная конечная последовательность символов одного алфавита. Преобразование слов одного алфавита в слова другого по определенному правилу - кодирование. Эти правила являются общедоступными. Если кодирование осуществляется с целью затруднения обратного преобразования, то это уже шифрование.
Противопоставляется математическому подходу: (30-ые хх века) не важен смысл, только сообщение, пропорционально количеству символов, вводит что-то для естественных языков.
Алфавитный (объёмный) подход к измерению информации позволяет определить количество информации, заключенной в тексте, записанном с помощью некоторого алфавита.
Операции над данными
1. Сбор данных - накопление данных с целью обеспечить полноту
2. Формализация данных - приведение данных из различных источников к одинаковой форме для их сопоставления
3. Фильтрация данных - отсеивание лишних данных
4. Сортировка данных - упорядочивание данных по определенному признаку
5. Группировка данных - объединение данной группы по определенному признаку
6. Архивация - организация долговременного хранения данных в удобной и легкодоступной форме.
7. Защита данных - комплекс мер, направленных на предотвращения несанкционированного доступа, изменения и уничтожения данных, а также на предотвращения их утраты.
8. Передача данных
9. Преобразование данных - перевод данных из одной формы/структуры в другую
10. Кодирование данных.
4. Качественные характеристики информации
Свойства информации.
1. Неисчерпаемость информации (может быть использована много раз неограниченным числом пользователей и при этом остается неизменной).
2. С помощью информации решаются определенные задачи
Свойства информации:
1) Адекватность информации - степень соответствия информации, полученной потребителем, тому, что в сообщении заложил отправитель
2) Достоверность информации - степень соответствия объективной реальности
3) Полнота информации - достаточность информации для принятия решения
4) Избыточность информации
5) Объективность и субъективность
6) Доступность информации - возможность получить ту или иную информацию для решения задачи
7) Актуальность информации - соответствие информации текущему моменту времени
8) Эргономичность - удобство получения и восприятия сообщения.
5. Уровни/аспекты информации
1) семиотика исследует знаковое сообщение (слово) как носитель информации;
2) синтактика изучает синтаксис знаковых слов – способы сочетаний знаков, правила образования сочетаний и преобразований безотносительно к их значению;
3) семантика изучает знаковые слова как средства выражения смысла, определённого содержания;
4) прагматика изучает практическую полезность сообщения для получателя
Примеры оснований классификации информации
"Концепция системы классификации правовых актов РФ" от 29.09.1999 (подготовлена АО "Консультант Плюс" в рамках исполнения государственного заказа по поручению Российского фонда правовых реформ)
Ниже кратко характеризуются наиболее значимые основания классификации правовой информации, играющие важную роль в системе классификации правовых актов.
Информацию можно разделить на виды по различным критериям:
по способу восприятия:
по форме представления:
по назначению:
по значению:
по истинности:
Правовая информация
ФЗ об информации информатизации и защите информации 2006
«Информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления».
в широком смысле означает содержание данных (сообщений), использование которых предопределяет решение той или иной правовой задачи или способствует ее решению. В научной литературе и практике юридической деятельности термин "П.и." начал активно использоваться лишь в конце 1960-х гг. Охватывает такие понятия, как "источник права", "правовой материал"; "правовые акты", "правовые документы" и другие, которые ранее использовались при анализе информационных проблем права и юридической деятельности.
Ниже кратко характеризуются наиболее значимые основания классификации правовой информации, играющие важную роль в системе классификации правовых актов.
Специфика:
Специфика правовой информации заключается в том, что независимо от своего содержания, она всегда обладает определенной социальной значимостью. Правовая информация регулирует отдельные стороны хозяйственной и социально-культурной деятельности общества, что и определяет ее особый, прагматичный характер. Среди правовых задач отметим задачи, решаемые при осуществлении правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности.
Информация, находящаяся в тексте правового акта и содержащая правовые нормы называется нормативной. Законодательство - наиболее значимый вид правовой информации, основу которого составляют: нормативные правовые акты России и сопутствующие им документы - официальные разъяснения правовых актов, сопроводительные документы, распоряжения органов государственной власти и должностных лиц и некоторые другие, а также акты международного права, действующие на территории России.
Иная правовая информация называется ненормативной.
Официально-правовая информация бывает нормативной или иной. Иная официально-правовая информация включает: ненормативные акты общего характера, акты официального разъяснения и правоприменительные акты.
Информация индивидуально-правового характера, имеющая юридическое значение отличается от официальной правовой информации тем, что исходит не от полномочных государственных органов, а от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий (организаций, граждан).
Правовую информацию индивидуально-правового характера можно подразделить на:
Неофициальная правовая информация представляет собой материалы и сведения о законодательстве и практике его применения. Она отличается от официальной правовой информации прежде всего тем, что не влечет правовых последствий.
Неофициальная правовая информация подразделяется на:
Потребление информации включает: восприятие информации; оценку достоверности, логический и профессиональный юридический анализ, использование для формирования выводов и логических умозаключений - индуктивных (от частного к общему) и дедуктивных (от общего к частному); принятие решения (по гражданскому, уголовному, арбитражному делу).
Свободный доступ каждого гражданина к правовой информации - одно из основных требований демократического общества, определяющее активный диалог между гражданами, обществом и властью.
Классификация НПА
Классификация нормативных правовых актов
По субъектам правотворчества:
а) государство;
б) негосударственные организации;
в) народ непосредственно.
По времени действия:
а) неопределенно-длительного действия;
б) временного действия.
По юридической силе:
Юридическая сила — место данного акта в иерархической системе всех нормативных правовых актов.
1. Законы — это нормативные правовые акты, которые:
а) принимаются парламентами — выборными представительными органами государственной власти;
б) принимаются в особом порядке, установленном конституцией — законодательном процессе;
в) обладают высшей юридической силой по отношению к другим нормативным правовым актам, т. е. другие акты издаются:
— на основе закона, т. е. в случаях, установленных законом;
— во исполнение закона, т. е. по вопросам, предусмотренным законом;
— должны закону соответствовать — не изменять и не отменять установленных законом норм и не устанавливать новых норм, законом не предусмотренных.
2. Подзаконные акты — нормативные правовые акты, изданные управомоченным органом в пределах его компетенции на основе, во исполнение и в соответствие с законом.
Подзаконные акты могут иметь разную юридическую силу, которая зависит от компетенции принявшего их органа, но вместе с тем не может превышать или быть равной юридической силе закона.
Иерархия НПА:
1) КРФ
2) ФКЗ
3) ФЗ
4) Акты Президента (указы и распоряжения)
5) Акты Правительства (постановления и распоряжения)
6) Акты федеральных органов исполнительной власти (ведомственные акты)
Проблема положения в иерархии международных договоров: (ст 15 п 4 КРФ): применяются, если не противоречат законам, НО каким законам (КРФ, ФКЗ или ФЗ) ??? Позиция кафедры уголовного процесса МГУ: международные законы находятся в иерархии после ФКЗ.
Регистрация НПА в Минюсте
На государственную регистрацию нормативные правовые акты направляют:
а) федеральные органы исполнительной власти (федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства);
б) иные органы и организации, нормативные правовые акты которых в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации (Центральный банк Российской Федерации, Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования Российской Федерации).
При этом на государственную регистрацию направляются нормативные правовые акты, обладающие как одним из вышеуказанных признаков, так и несколькими.
Государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты независимо от срока их действия (постоянно действующие, временные (принятые на определенный срок), в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.
Государственная регистрация нормативного правового акта включает в себя:
юридическую экспертизу соответствия этого акта законодательству Российской Федерации, включая проверку на наличие в нем положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции;
принятие решения о необходимости государственной регистрации данного акта;
присвоение регистрационного номера;
занесение в Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
(п. 12.1 введен Приказом Минюста РФ от 26.05.2009 N 155)
Федеральные органы исполнительной власти, иные органы и организации направляют на государственную регистрацию названные в пункте 12 настоящих Разъяснений подписанные (утвержденные) нормативные правовые акты.
В случае возникновения сомнений относительно соответствия указанных актов критериям, перечисленным в пункте 12 настоящих Разъяснений, такие акты также подлежат направлению на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации. Окончательное решение вопроса о необходимости государственной регистрации принимает Министерство юстиции Российской Федерации после проведения юридической экспертизы.
Государственная регистрация нормативных правовых актов производится Министерством юстиции Российской Федерации в срок до 15 рабочих дней с даты получения акта.
В случае необходимости срок регистрации может быть продлен Министерством юстиции Российской Федерации, но не более чем на 10 рабочих дней, а в исключительных случаях - до 30 рабочих дней.
Информационное общество
Бурное развитие компьютерной техники и ИТ послужило толчком к развитию общества, построенного на использовании различной информации и получившего название информационного общества.
Информационное общество — общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы — знаний.
В информационном обществе изменятся не только производство, но и весь уклад жизни, система ценностей, возрастет значимость культурного досуга по отношению к материальным ценностям. По сравнению с индустриальным обществом, где все силы направлены на производство и потребление товаров, в информационном обществе производятся и потребляются в основном интеллект и знания, что приводит к увеличению доли умственного труда.
Признаки информационного общества:
•решена проблема информационного кризиса, т.е. противоречие между информационной лавиной и информационным голодом;
•обеспечен приоритет информации по сравнению с другими ресурсами;
•информационная технология приобретет глобальный характер, охватывая все сферы социальной деятельности человека;
•формируется информационное единство всей человеческой цивилизации;
•с помощью средств информатики реализован свободный доступ каждого человека к информационным ресурсам всей человеческой цивилизации.
Ближе всех на пути к информационному обществу стоят страны с развитой информационной индустрией: США, Япония, Англия, Германия, страны Западной Европы.
В период перехода к информационному обществу необходимо подготовить человека к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, овладению им современными средствами, методами и технологией работы. Кроме того, новые условия работы порождают зависимость информированности одного человека от информации, приобретенной другими людьми. Поэтому уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, а надо учиться такой технологии работы с информацией, когда подготавливаются и принимаются решения на основе коллективного знания. Это говорит о том, что человек должен иметь определенный уровень культуры по обращению с информацией.
Информационная культура - умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы. Для свободной ориентации в информационном потоке человек должен обладать информационной культурой как одной из составляющих общей культуры.
Открытые данные
Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ
"Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления"
ГАС «Правосудие»
ГАС Правосудие
В ФЦП «Развитие судебной системы России» на 2002-2006 поставлена задача создания ГАС «Правосудие»
В ноябре 2006 ГАС Правосудие была принята в эксплуатацию
· Судебный департамент осуществляет функции и полномочия учредителя и собственника имущества федерального государственного бюджетного учреждения «Информационно-аналитический центр поддержки ГАС «Правосудие».
Информационная безопасность
Возможности трансграничного оборота информации все чаще используются для достижения геополитических, противоречащих международному праву военно-политических, а также террористических, экстремистских, криминальных и иных противоправных целей в ущерб международной безопасности и стратегической стабильности.
При этом практика внедрения информационных технологий без увязки с обеспечением инф безопасности существенно повышает вероятность проявления информационных услуг.
Проблемы:
Киберпреступность, кибертерроризм
Проникновение в частную жизнь
Отбор качественной достоверной информации
Влияние на общество электронных СМИ
Влияние на психику здоровье
Информационная безопасность - состояние защищенности данных, которые обрабатываются, хранятся и предаются в ИТС от несанкционированного ознакомления, преобразования и уничтожения.
Информационная безопасность - состояние защищенности самой системы от воздействий, направленных на нарушение ее работоспособности.
Задачи по защите информации:
1. Обеспечение конфиденциальности информации - быть доступной только определенному кругу лиц, которому эти права предоставлены администрацией системы + право доступа на изменение
2. Обеспечение целостности информации - способность информации сохранять свое содержание в процессе хранения и передачи.
3. Обеспечение достоверности информации - информация принадлежит определенному источнику.
4. Обеспечение оперативного доступа к информации - способность информации быть доступной для конечного пользователя за приемлемое время.
5. Обеспечение юридической значимости информации, которая передается в электронном виде - документ должен иметь юридическую силу; присоединение к содержательной части определенного атрибута.
6. Обеспечение неотслеживаемости действий пользователя ИТС. Способы: законодательное закрепление запрета на слежку; организационно-технические криптографические методы защиты.
Способы защиты самой системы:
– от неправомочных действий пользователя и персонала, защита средств защиты от атак = аутентификация сторон, устанавливающих связь, то есть подтверждение пользователей, например, логин и пароль.
– защита системы от вредоносных программ, вирусов, закладок = установка антивирусов.
Основные подходы к определению понятия «информация»
Дата: 2018-11-18, просмотров: 254.